Доминирующий септаккорд девятый-диез

ГБДФА ♯ (А ♯ =B ♭ ) Продолжительность: 7 секунд. Dominant 7 ♯ Аккорд 9 как арпеджио , затем одновременно
Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
ровно девятая | |
квартира седьмая | |
идеальная пятая часть | |
главная треть | |
корень | |
Тюнинг | |
5–32 или 5-лимитный JI 160:200:240:288:375 [ а ] | |
Сильно нет. / | |
5–32 / |
В музыке доминирующий . аккорд 7♯9 [ 1 ] («доминантная семь-диез-девять» или «доминантная семь-диез девятая») — аккорд, построенный путем объединения доминирующей септаккорда , включающего мажорную треть над основным тоном, с увеличенной секундой , которая имеет ту же высоту , хотя и с другой нотой. имя, как малая третья ступень над корнем. Этот аккорд используется во многих формах современной популярной музыки, включая джаз , фанк , R&B , рок и поп. Как доминантный аккорд в диатонической гармонии , он чаще всего действует как оборотный аккорд, возвращаясь к тонике.
Аккорд также иногда в просторечии известен среди поп- и рок-гитаристов как «аккорд Хендрикса» или «аккорд Purple Haze», по прозвищу гитариста Джими Хендрикса . [ 2 ] [ 3 ] который отдал предпочтение этому аккорду и многое сделал для популяризации его использования в массовой рок-музыке. [ 4 ] использовали его, Когда The Beatles его называли «аккордом Гретти», хотя это может относиться к отдельной шестиструнной версии. [ 5 ]
Орфография и обозначения
[ редактировать ]
Есть два основных способа написания аккорда, в зависимости от музыкального стиля, типа нотной записи (партитуры или символов аккорда) и личного вкуса. Один состоит из доминантного септаккорда с добавленной минорной третью, расположенной на одну или несколько октав над мажорной третью (малой десятой); [ 6 ] [ 7 ] другой, более распространенный, состоит из доминантного септаккорда с добавленной увеличенной девятой. [ 8 ] Первый можно записать в популярных системах обозначений аккордов как 7 ♭ 10, а второй как 7 ♯ 9. 7b10 — неортодоксальный способ записи, но он используется в некоторых контекстах.
Иногда в публикации, которая включает в себя как традиционную нотную музыку, так и символы аккордов, музыка обозначается как натуральной, так и уплощенной терцией, в то время как символ аккорда имеет заостренную девятую. [ 6 ] [ 7 ] Другие, более необычные обозначения и имена включают мажор/минор или 7 (добавьте минимум 3). [ 9 ] Кенн Стивенсон говорит, что в рок-музыке написание диез девятой гораздо более распространено, чем версия с разделенной третьей. [ 10 ]
Характер аккорда
[ редактировать ]7 ♯ 9 — это измененный аккорд, и это один из вариантов, когда вы видите символ аккорда 7alt . Функционально это доминантный аккорд, и поэтому он «хочет» перейти в тонику в диатонической гармонии. Стюарт Исакофф назвал этот аккорд «фанковым» или «блюзовым» из-за напряжения, «возникающего между основной терцией и увеличенной девятой»; [ 1 ] а Дуг Манро считает это «джазовым» [ 11 ] а не блюзовый. Эрик Старр говорит: «Диезная девятка имеет тенденцию звучать более резко, блюзово и злобно [чем плоская девятка]». [ 12 ] В джазе аккорды 7 ♯ 9, а также аккорды 7 ♭ 9 часто используются в качестве доминирующего аккорда в минорном обороте ii–V–I . Например, ноты ii–V–I до минор можно сыграть как: Dm 7 ♭ 5 – Г 7 ♯ 9 - См 7 .
7 ♯ 9 представляет собой серьезное отклонение от мира теории тертических аккордов, где аккорды представляют собой стопки мажорных и минорных терций . 7 ♯ 9 не удовлетворяет этому определению, поскольку интервал между малой седьмой и увеличенной девятой является увеличенной терцией . То же самое относится и к более редкому M7 ♭ 9, где интервал между большой седьмой и малой девятой представляет собой уменьшенную терцию . Вместо того, чтобы полностью разрешить включение уменьшенных и увеличенных в теорию третей, типичным решением в джазе является определение аккордов как наборов аккордовых ступеней , где каждая ступень имеет некоторый диапазон выбора, из которого можно взять свою ноту или ноты. [ 13 ] Так, например, девятая доступна в плоском, естественном, резком и плоско-диезом «альтовом» стилях.
История
[ редактировать ]Классический
[ редактировать ]
Английская каденция — это отличительный контрапунктический паттерн, характерный для аутентичной или совершенной каденции, описываемой как архаичная. [ 14 ] или старомодный [ 15 ] звучание. Этот образец в основном использовался английскими композиторами периодов Высокого Возрождения и Реставрации . Отличительной чертой этого устройства является диссонирующая увеличенная октава (сложный расширенный унисон ), создаваемая ложным соотношением между разделенными ступенями седьмой гаммы .
Английская каденция - это тип полного закрытия, в котором синяя септаккорд противопоставляется доминантному аккорду. [ 16 ] что в C будет B ♭ и G- B ♮ -D.

Доминирующий аккорд 7 ♯ 9 появляется в классической музыке импрессионистов . Пример можно услышать в » Клода Дебюсси из «Feuilles Mortes его второй книги «Прелюдии» (1913). Там неразрешенные, диссонирующие девятые аккорды (хотя бы «C ♯ 7» с «разделенной третью» и «добавленной минорной девятой»). [ 17 ] ) помогают создать, по словам Ричарда Басса, «совершенно грустного, одинокого персонажа» на протяжении всего произведения. [ 18 ]
Этот аккорд также можно встретить в сериальной музыке . Например, в «Elektronik vom Freitag aus Licht » (1991–94) Карлхайнца Штокхаузена из оперы , написанной в формульной технике , выводы на этом аккорде. [ 19 ]
Джаз и блюз
[ редактировать ]

Доминирующий аккорд 7 ♯ 9 обычно встречается в блюзовом контексте, потому что в блюзовой гамме минорная треть ( синяя нота ) мелодии обычно играется против доминирующего септаккорда. [ 9 ] Третий доминантный аккорд – это седьмая ступень гаммы. Этот аккорд использовался в популярной музыке еще в эпоху бибопа 1940-х годов и с некоторой регулярностью появляется в блюзе и ритм-энд-блюзе 1950-х и 1960-х годов.
Поп и рок
[ редактировать ]аккорд Хендрикса
[ редактировать ]

Хотя эта звучность ранее использовалась в джазе и родственных ему стилях, рок-гитаристы обычно называют один конкретный вариант этого аккорда «аккордом Хендрикса». Это потому, что он был фаворитом Джими Хендрикса , который много сделал для популяризации его использования в массовой рок-музыке. [ 4 ]
Самая известная песня Хендрикса, в которой используется аккорд 7 ♯ 9, — это « Purple Haze », хотя она также присутствует в « Foxy Lady ». [ 21 ] [ 22 ] оба из его альбома 1967 года Are You Experienced? . Исполняя «Voodoo Child (Slight Return)» вживую, Хендрикс позже использовал не только E 7 ♯ 9 , заостренный девятый аккорд на тонике, но и D 7 ♯ 9 и С 7 ♯ 9 аккорды, субтоника и субмедианта . [ 22 ]
Этот гармонический прием является одним из многих факторов, которые, по мнению Глибека и Спейро, способствуют «грязному, грубому, металлическому, угловатому звучанию [...] песен Хендрикса». [ 3 ] Это пример того, как он украсил аккорды, «чтобы добавить в музыку новые краски, часто заимствованные из его собственных корней в черной музыке». [ 3 ] «По сути, — пишет Джон Перри , — аккорд Хендрикса — это «вся блюзовая гамма, сконденсированная в один аккорд». [ 22 ]
Другие музыканты
[ редактировать ]Аккорд тихо слышен в конце бриджа в инструментальном хите Санто и Джонни 1959 года « Sleep Walk ». [ 23 ] Он также более широко использовался Битлз в таких песнях, как « The Word » и « Taxman ». [ 24 ] Маккартни назвал это «великим неуклюжим джазовым аккордом», которому их научил Джим Гретти, работавший в музыкальном магазине Хесси в Уайтчепеле, центр Ливерпуля. Джордж Харрисон использует его в качестве предпоследнего аккорда своего соло в песне « Till There Was You ». [ 5 ]
Аккорд (ля D 7 ♯ 9 ) также можно услышать в песне Pink Floyd « Breathe », [ 25 ] и более заметно в " Shine On You Crazy Diamond ", как до, так и после финального гитарного соло, прежде чем вступит вокал. [ 26 ]
Этот аккорд предпочитает Pixies ведущий гитарист Джои Сантьяго с D 7 ♯ 9 , напоминающий вступление к « A Hard Day's Night », открывающее и названное «секретным ингредиентом» песни « Here Comes Your Man ». «Жестоко поцарапанная» F 7 ♯ 9 присутствует в припеве песни " Tame " на фоне аккордов D, C и F трехаккордовой партии ритм-гитары. [ 27 ]
Использование в качестве основного или тонизирующего аккорда в фанке и диско 1970-х годов включает композицию Heatwave » группы « Boogie Nights . [ 10 ]
Стиви Рэй Воган , поклонник Хендрикса, широко использовал этот аккорд. Например, в главном риффе его песни " Scuttle Buttin' " используются как ноты E, так и ноты E. 7 ♯ 9 и Б 7 ♯ 9 как часть 12-тактовой блюзовой прогрессии. [ 28 ]
Джонни Винтер назвал его аккордом «Hold It» в честь песни Билла Доггетта . [ 29 ] Это также имя использовал Джон Скофилд . [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Просто большая треть (5:4), идеальная пятая (3:2), второстепенная седьмая (9:5) и увеличенная секунда (75:64). Возможны многие другие простые настройки, с более высокими пределами, позволяющими выполнять настройку обертонов с использованием меньших целочисленных соотношений, например 10:12:14:19 или 20:24:28:37.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Исаков, Стюарт (1987). 20-минутная тренировка по аккордам и гармонии . Экей Музыка. п. 111. ИСБН 978-0-943748-41-2 .
- ^ Сандерс, Майк; Китчел, Фил; Линн, Джанетт, ред. (2007). Полное руководство для идиотов по рок-песням под гитару . Альфред Паб. п. 58. ИСБН 978-0-7390-4628-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шапиро, Гарри и Цезарь Глеббик (1995). Джими Хендрикс: Электрический цыган , стр.144. ISBN 0-312-13062-7 .
- ^ Перейти обратно: а б « Аккорд Хендрикса». Архивировано 25 апреля 2010 г. в Wayback Machine », Fender.com . По состоянию на 29 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Педлер, Доминик (2003). Секреты написания песен Битлз . Лондон: Омнибус. п. 437. ИСБН 978-1-4234-1345-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Поза и тяга 2001 , стр. 33, 76, 77.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйт 1987 , с. 53.
- ^ Валерио 2003 , стр. 10, 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Эстеровиц 1987 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенсон, Кен (2002). Что слушать в роке: стилистический анализ . Издательство Йельского университета. п. 84 . ISBN 978-0-300-09239-4 .
- ^ Манро, Дуг (2001). Джазовая гитара: бибоп и профессиональный метод за пределами XXI века . Warner Bros. с. 58. ИСБН 0-7579-8281-6 .
- ^ Старр, Эрик; Старр, Нельсон (2008). Книга «Все о бас-гитаре» . Адамс Медиа. ISBN 978-1-59869-483-3 .
- ^ Стэнтон, Кеннет (1982). Теория джаза: творческий подход . Нью-Йорк: Таплингер. п. 61.
- ^ Карвер, Энтони (1988). Развитие духовной полихоральной музыки ко времени Шюца , стр.136. ISBN 0-521-30398-2 . Если каденция столкновения уже является «архаичной [и/или] манерной» в музыке Генриха Шютца (1585–1672), то она, несомненно, должна быть таковой и сейчас.
- ^ Хериссоне, Ребекка (2001). Теория музыки в Англии семнадцатого века , стр.170. ISBN 0-19-816700-8 .
- ^ ван дер Мерве, Питер (2005). Корни классики: популярные истоки западной музыки , с. 492. ISBN 0-19-816647-8 .
- ^ Басс, Ричард (осень 1994 г.). «Модели октатонического и полнотонового взаимодействия: Джордж Крамб и его предшественники», с. 161, Журнал теории музыки , Том. 38, № 2., стр. 155–186.
- ^ Брюн, Зиглунд (2007). Образы и идеи в современной французской фортепианной музыке , стр. 172 и 174. ISBN 978-0-945193-95-1 .
- ^ Джером Коль , «Аспект гармонии в свете », на Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: Свет: Музыковедческий институт Кельнского университета, 19–22 октября 2000 г.: Отчет конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116– 132. Сигналы из Кельна: Музыка времени 10 (Мюнстер: Lit-Verlag, 2004): с. 120. ISBN 3-8258-7944-5 .
- ↑ Радио: «Дрожание по спине - Джими Хендрикс приходит на Radio 3». Архивировано 14 февраля 2008 г. в Wayback Machine , The Spectator , Кейт Чисхолм, среда, 21 ноября 2007 г.
- ^ Роби, Стивен (2002). Черное золото: Утерянные архивы Джими Хендрикса , стр.32. ISBN 0-8230-7854-X .
- ^ Перейти обратно: а б с Перри, Джон (2004). «Электрический Ледиленд» Джими Хендрикса , стр.120-121. ISBN 0-8264-1571-7 .
- ^ Клэй, Стивен (17 мая 2016 г.). «Анализ прогулки во сне» . mrclay.org .
- ^ Педлер (2003), стр.440-441.
- ^ Pink Floyd: The Dark Side of the Moon (1973 Pink Floyd Music Publishers Ltd., Лондон, Англия, ISBN 0-7119-1028-6 [США ISBN 0-8256-1078-8 ])
- ^ Pink Floyd: Wish You Were Here (1975 Pink Floyd Music Publishers Ltd., Лондон, Англия, ISBN 0-7119-1029-4 [США ISBN 0-8256-1079-6 ])
- ^ Сисарио, Бен (2006). Дулитл , стр.82 и 90. ISBN 0-8264-1774-4 .
- ^ Дэвидс, Пол (25 августа 2020 г.). «ЭПИЧЕСКИЕ РИФЫ: Стиви Рэй Вон – самый тяжелый блюзовый рифф?!» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Аледорт, Энди (1996). «Ритмические фигуры: девятые аккорды» . В глубине души с Джими Хендриксом: полное исследование его инновационного стиля игры на гитаре . Милуоки: Хэл Леонард. п. 62. ИСБН 0-7935-2866-6 .
- ^ Шедвик, Кейт (2003). «Набирайся опыта: с января по апрель 1967 года». Джими Хендрикс: Музыкант . Сан-Франциско: Бэкбит. п. 96. ИСБН 0-87930-764-1 .
Источники
- Эстеровиц, Майкл (1987). Как играть по фальшивой книге . Экей Музыка. п. 168. ИСБН 9780943748191 . [ противоречивый ]
- Поза, Тед; Пуллинг, Кен (2001). Майкл Голд (ред.). Современные джазовые голоса (изд. В мягкой обложке). Беркли Пресс. ISBN 0-634-01443-9 .
- Валерио, Джон (2003). Бибоп Джаз Фортепиано . Хэл Леонард. ISBN 0-634-03353-0 .
- Уэйт, Брайан (1987). Современное джазовое фортепиано: исследование гармонии и импровизации (изд. В твердом переплете). Мудрые публикации. ISBN 0-7119-08-41-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэнфорд, Джон. Силой души: Джими Хендрикс в Band of Gypsys. доктор философии диссертация, Вашингтонский университет, 2003 г.
- Валерио, Джон (2005). Пост-боп джазовое фортепиано . Хэл Леонард. ISBN 0-634-06123-2 .
- Ван дер Блик, Роб. « Аккорд Хендрикса: блюз, гибкие соотношения высоты звука и самостоятельная гармония », Popular Music 26:2 (май 2007 г.), стр. 343–364.