Догма
Догма , в самом широком смысле, — это любое убеждение, которого придерживаются окончательно и без возможности реформирования. Это может быть в форме официальной системы принципов или доктрин религии , такой как иудаизм , католицизм , протестантизм , [1] или ислама , а также позиции философа или философской школы , такой как стоицизм .
Его также можно найти в экстремистских политических системах убеждений и других идеях, таких как фашизм , социализм , прогрессизм , либерализм и консерватизм . [2] [3]
В уничижительном смысле догма относится к навязанным решениям, например, решениям агрессивных политических интересов или властей. [4] [5] В более общем смысле оно применяется к какому-то твердому убеждению, которое его приверженцы не желают обсуждать рационально. Такая позиция называется догматической, или догматизмом, и часто используется по отношению к вопросам, связанным с религией, хотя этот уничижительный смысл далеко отходит от формального смысла, в котором он применяется к религиозным убеждениям. Уничижительный смысл не ограничивается только теистическими взглядами и часто используется по отношению к политическим или философским догмам.
Этимология
[ редактировать ]Слово догма было принято в 17 веке из латыни : догма , производной от древнегреческого : δόγμα , латинизированного : догма , букв. «мнение, вера, суждение» от древнегреческого : δοκεῖ , латинизированного : dokeî , букв. 'кажется, что...'. Множественное число основано на латинском слове : Dogmata , хотя догмы чаще используются в английском языке.
В философии
[ редактировать ]Пирронизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
В пирронизме «догма» означает согласие с утверждением о неочевидном вопросе. [6] Главный принцип пирронизма выражен словом акаталепсия , которое означает способность не соглашаться с доктринами относительно истинности вещей в их собственной природе ; против любого утверждения можно с равным основанием выдвинуть его противоречие. Следовательно, пирронисты отказываются соглашаться с неочевидными положениями, т. е. с догмами. [7] Пирронисты утверждают, что догматики, такие как стоики , эпикурейцы и перипатетики , не смогли продемонстрировать, что их доктрины относительно неочевидных вопросов верны.
В религии
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]В христианстве догма – это вера, переданная божественным откровением и определенная Церковью. [8] Официальные религиозные позиции организации могут преподаваться новым членам или просто сообщаться тем, кто решит стать членами. Согласие с формальными позициями организации редко является требованием для посещения, хотя членство может потребоваться для некоторых церковных мероприятий. [8]
В более узком смысле официальной церковной интерпретации божественного откровения: [9] богословы различают определенные и неопределенные догмы: первые - это догмы, установленные авторитетными органами, такими как Римская курия католической церкви, вторые - те, которые общепризнаны, но не получили официального определения, природа Христа как универсальная Искупитель является примером. [10] Этот термин возник в юридическом использовании поздней греческой философии, где он означал указ или приказ, и стал использоваться в том же смысле в раннехристианском богословии. [11] Протестанты в разной степени менее формальны в отношении доктрины и часто полагаются на убеждения, специфичные для конкретной конфессии, но редко называют эти убеждения догматами. Первый [ нужна ссылка ] неофициальное учреждение догмы в христианской церкви было введено святым Иринеем в его «Демонстрации апостольского учения », которое представляет собой «руководство по основам», составляющее «корпус истины».
Католицизм и восточное христианство
[ редактировать ]Для католицизма и восточного христианства догматы содержатся в Никейском символе веры и канонических законах двух, трех, семи или двадцати вселенских соборов (в зависимости от того, является ли один из них Церковью Востока , Восточно-православной , Восточно-православной или Римско-католической ). . Эти положения изложены Иоанном Дамаскин в его «Точном изложении православной веры» , которое является третьей книгой его основного труда, озаглавленного «Источник знаний» . В этой книге он применяет двойной подход к объяснению каждого догмата веры: один, обращенный к христианам, где он использует цитаты из Библии , а иногда и из сочинений других отцов церкви , и второй, обращенный как к членам нерелигиозной церкви, так и к христианам. - Христианские религии и атеисты , для которых он применяет аристотелевскую логику и диалектику .
Решения четырнадцати более поздних соборов, которые католики считают догматическими, и небольшое количество декретов, обнародованных папами , проявляющими папскую непогрешимость (например, см. Непорочное зачатие и Успение Марии ), считаются частью священного корпуса доктрины католической церкви.
иудаизм
[ редактировать ]В еврейской комментаторской традиции догма — это принцип, с помощью которого раввины могут проверять доказательства веры в существование Бога и истины; [12] догма — это то, что обязательно истинно для рационального мышления. [13] В еврейской догма является Нистар архетипом Пардес или Торы каббале , тайн Библии. В отношении «логического мышления» и «рациональной Каббалы» « парцуф » является средством выявления «догмы». [ нужны разъяснения ]
буддизм
[ редактировать ]Взгляд или позиция ( санскрит : दृष्टि , латинизированный : dṛṣṭi ; пали : diṭṭhi ) — центральная идея в буддизме , которая соответствует западному представлению о догме. [14] В буддийской мысли воззрение — это не простой абстрактный набор положений, а насыщенная интерпретация опыта, которая интенсивно формирует и влияет на мысли, ощущения и действия. [15] Поэтому правильное умственное отношение к воззрениям считается неотъемлемой частью буддийского пути, поскольку иногда правильные воззрения необходимо применять на практике, а неправильные отказываться от них, в то время как в других случаях все воззрения рассматриваются как препятствия на пути к просветлению. [16]
ислам
[ редактировать ]Таклид ( арабский : تَقْليد , латинизированный : таклид ) — термин в исламе, обозначающий соответствие учению конкретного человека. Классическое использование этого термина различается в суннитском и шиитском исламе . В суннитском исламе таклид относится к неоправданному соответствию учению человека, не задающему вопросов и не размышляющему об этом учении, а не к оправданному соответствию мирянина учению муджтахида (человека, способного к независимому рассуждению). В шиитском исламе таклид означает общее соответствие немуджтахида учению муджтахида без негативного подтекста. Это несоответствие соответствует разным взглядам шиитов на имаматов и суннитов . Таклид можно рассматривать как форму догмы, поскольку ни один конкретный ученый не может всегда быть прав, поэтому их решения не следует воспринимать некритично. [17]
См. также
[ редактировать ]- Аксиома – утверждение, которое считается истинным.
- Центральная догма молекулярной биологии - Объяснение потока генетической информации внутри биологической системы.
- Доктрина # Религиозное использование - Кодификация верований
- Догматическое богословие - Официальное богословие церкви.
- Эскалация обязательств – модель поведения человека, при которой участник берет на себя все больший риск.
- Вера – уверенность или доверие, часто характеризующееся отсутствием доказательств.
- Псевдоскептицизм - Философская позиция, которая кажется скептической, но на самом деле является догматической.
- Стандартная модель социальных наук - Предполагаемая модель социальной науки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Догма» . Католическая энциклопедия Нового Адвента . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Да, либеральная демократия испытывает трудности, а прогрессивные левые не помогают» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «Оспаривание догм правых и левых» . Атлантика . 18 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «догма» . Мерриам-Вебстер.com . Encyclopædia Britannica Company, Inc. Архивировано из оригинала 29 июля 2022 г.
- ^ «Догма» . словарь.com . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Секст Эмпирик, «Очерки пирронизма», I. 13.
- ^ Секст Эмпирик, «Очерки пирронизма», I. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Блэкберн 2016 , с. 139.
- ^ Стэнглин 2009 , с. 240.
- ^ О'Коллинз 1983 , стр. 162–163.
- ^ МакКим 2001 , с. 350.
- ^ Джозеф Альбо , Сефер ХаИккарим
- ^ "Fons Vitae" Соломона ибн Габироля
- ^ Фуллер 2005 , с. 1.
- ^ Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология (PDF) . Рутледж. п. 242, н. 46. Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2020 г. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Фуллер 2005 , стр. 1–2.
- ^ «Подражание (таклид), следование доказательствам (далил) – и был ли Ибн Хазм ханбалитом?» . islamqa.org .
Никто не имеет права слепо следовать за имамом и никогда не принимать ничего, кроме его миров. Скорее, он должен принять то, что соответствует истине, будь то от его имама или кого-либо еще.
Библиография
[ редактировать ]- Блэкберн, Саймон (2016). «Догма». Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198735304 .
- Фуллер, Пол (2005). Понятие Диттхи в буддизме Тхеравады: точка зрения (PDF) . Рутледж. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2015 г.
- МакКим, ДК (2001). «Догма». В Элвелле, Уолтер А. (ред.). Евангелический богословский словарь . Бейкер Академик. ISBN 978-0801020759 .
- О'Коллинз, Джеральд (1983). «Догма». В Ричардсоне, Алан; Боуден, Джон (ред.). Вестминстерский словарь христианского богословия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664227487 .
- Станглин, К.Д. (2009). «Догма». В Дирнессе, Уильям А.; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.). Глобальный богословский словарь: ресурс для всемирной церкви . Межвузовская пресса. ISBN 978-0830878116 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Догма. Архивировано 13 февраля 2007 г. в Wayback Machine - Стронга NT. Греческий лексикон
- Завтра – ужасное или светлое? - del Dogma. Архивировано 26 сентября 2014 г. в Wayback Machine , книга Энрико Марии Радаелли с предисловием Роджера Скратона и комментариями Брунеро Герардини, Алессандро Ньокки-Марио Пальмаро и Марио Оливери (Рим, 2012 г.).
- Ириней. Демонстрация апостольской проповеди . стр. 70–75. [онлайн] доступно по адресу: Эфирная библиотека христианской классики Св. Ириней: демонстрация апостольской проповеди – Эфирная библиотека христианской классики [по состоянию на 20 июня 2017 г.]