Ангел Господень

(или) Ангел Господень ( иврит : מַלְאַךְ יְהוָה мал'āḵ ЯХВЕ «посланник Яхве ») — существо, неоднократно появляющееся в еврейской Библии от имени Бога Израиля .
Угаданный термин малах ЯХВЕ , встречающийся в тексте еврейской Библии 65 раз, можно перевести либо как «ангел Господень», либо «ангел Господень». Версия короля Иакова обычно переводит его как «Ангел Господень»; реже как «Ангел Господень». [ 1 ] В Септуагинте (LXX) иногда используется ἄγγελος Κυριρου (ангел Господень), иногда ὁ ἄγγελος Κυρίου (ангел Господень): в Бытие 16:7–11 сначала дается звучащее слово без греческого артикля, затем: во всех последующих упоминаниях статьи, [ 2 ] как и в анафорическом использовании статьи. [ 3 ]
Близкий к нему термин — «ангел Божий» ( малах Элохим ), упомянутый 12 раз (2 из которых во множественном числе). Другое родственное выражение, «Ангел Присутствия» , встречается только один раз (Исайя 63:9).
В Новом Завете термин «Ангел Господень» ( ἄγγελος Κυρίου ) используется несколько раз. В одном случае (Луки 1:11–19) ангела зовут Гавриил , хотя его называют «ангелом Господним».
Еврейская Библия
[ редактировать ]Ангел Яхве
[ редактировать ]Слово «Ангел», неоднократно встречающееся в Священных Писаниях, просто означает «посланник» и может относиться как к небесному существу, доставляющему послание от Бога, так и к человеческому посланнику. Существует разница между ангелом и Ангелом Господним : Ангел Господень — единственный ангел, постоянно появляющийся на протяжении Ветхого Завета и называющий себя Господом и Богом от первого лица, в то время как другие ангелы, упомянутые в Священном Писании, обращение к Господу Богу как к священному третьему лицу, всегда смиряющему себя и не принимающему никакой славы.
Примеры использования еврейского термина מַלְאַךְ יְהוָה можно найти в следующих стихах, приведенных здесь в переводе версии короля Иакова:
- Бытие 16:7–14 . Ангел Господень является Агари . Ангел говорит как сам Бог от первого лица, а в стихе 13 Агарь называет «Господа , говорившего с ней», как «Бога, который видит».
- Бытие 22:11–15 . Ангел Господень является Аврааму и называет себя Богом от первого лица.
- Исход 3:2–4 . Ангел Господень является Моисею в пламени в стихе 2, а Бог говорит с Моисеем из пламени в стихе 4, причем в обоих случаях речь идет о себе от первого лица, текст, по-видимому, объединяет их в одно.
- Числа 22:22–38 . Ангел Господень встречает пророка Валаама на дороге . В стихе 38 Валаам называет ангела, говорившего с ним, передающим слово Божье.
- Судей 2:1–3 . Ангел Господень является Израилю .
- Судей 6:11–23 . Ангел Господень является Гедеону , и в стихе 22 Гедеон опасается за свою жизнь, потому что он видел Ангела Господня лицом к лицу, что похоже на то, когда другие в Танахе (Ветхий Завет) боятся, что умрут, потому что они видели Бога.
- Судей 13:3–22 . Ангел Господень является Маною и его жене и в стихе 16 велит им принести жертву Господу, если они должны принести приношение («И сказал Ангел Господень Маною [...], если ты принесешь всесожжение, то принеси его Господу , ибо Маной не знал, что он Ангел Господень » . Позже Маной думал, что он и его жена умрут, потому что они «увидели Бога».
- Захария 1:12 . Ангел Господень умоляет Господа помиловать Иерусалим и города Иуды.
- Захария 3:4 . Ангел Господень забирает грех первосвященника Иисуса Навина.
Греческий перевод Ветхого Завета, известный как Септуагинта. [ 4 ] переводит еврейскую фразу מַלְאַךְ יְהוָה как ἄγγελος Κυρίου , «ангел Господень» или как ὁ ἄγγελος Κυρίου , «ангел Господень». «Благодаря еврейской идиоме это может означать не что иное, как «ангел Божий», и Септуагинта передает это слово по своему усмотрению с артиклем или без него». [ 5 ]
и В KJV NKJV слово Господень» в Ветхом Завете «Ангел» пишется с заглавной буквы в ссылках на « Ангел используется строчными буквами , а слово «ангел» в Ветхом Завете на « Ангел Господень» (и в ссылках на Новый Завет). ). В большинстве версий, включая NASB , RSV , ESV и т. д., слово «ангел» не пишется с заглавной буквы в упоминании «ангела Господня».
Ангел Элохима
[ редактировать ]Термин «ангел Божий» (евр. малах Элохим ) встречается 12 раз (2 из которых во множественном числе). Ниже приведены примеры:
- Бытие 31:11 . Ангел Божий взывает к Иакову во сне и говорит ему: «Я Бог Вефиля ».
- Исход 14:19 . Ангел Божий возглавляет стан Израиля, а также следует за ним с огненным столпом .
- Судей 13:9 . Ангел Божий подошел к жене Маноя после того, как Господь услышал Маноя .

Ангел, посланный Богом
[ редактировать ]Кроме того, есть упоминания о том, что Бог «посылает ангела», примерами которых являются следующие:
- Исход 23:20–21 . Господь говорит , что пошлет Ангела перед израильтянами, и предупреждает их повиноваться голосу Ангела, и что Ангел «не простит преступлений», потому что «имя Господа в нем».
- Исход 33:2 . Бог говорит, что пошлет ангела перед израильтянами, и что Бог изгонит хананеев, амореев, хеттеев, ферезеев, евеев и иевусеев.
- Числа 20:16 . Господь . послал ангела и вывел народ Израиля из Египта
- 1 Паралипоменон 21:15 . Бог послал ангела разрушить Иерусалим, но затем раскаялся и велел ангелу остановить его руку.
- 2 Паралипоменон 32:21 . Господь послал ангела, который истребил всех сильных людей , а также вождей и военачальников в стане царя Ассирийского.
Новый Завет
[ редактировать ]В Новом Завете греческая фраза ἄγγελος Κυρίου ( angelos kuriou — «ангел Господень») встречается в Матфея 1:20 , 1:24 , 2:13 , 2:19 , 28:2 ; Луки 1:11 , 2:9 ; Иоанна 5:4 ; Деяния 5:19 , 8:26 , 12:7 и 12:23 . В английских переводах эта фраза передается либо как «Ангел Господень», либо как «Ангел Господень». [ 6 ] Упоминания в Деяниях 12:11 и Откровении 22:6 «его ангела» (ангела Господня) также можно понимать как относящиеся либо к ангелу Господню, либо к ангелу Господню.
Ангел Господень, упомянутый в Луки 1:11, раскрывает себя и свою личность как Гавриил в Луки 1:19 .
Интерпретации
[ редактировать ]Появления «ангела Господня» могут оставить у читателя вопрос о том, ли ангел или ЯХВЕ явился . Помимо мнения, что «Ангел Господень — это просто ангел » , [ 7 ] существуют различные интерпретации, например, что ангел является земным проявлением Бога Израиля или Иисуса Христа .
Эллинистический еврейский философ Филон (I век нашей эры) отождествлял Ангела Господня (единственное число) с Логосом . [ 8 ] [ 9 ]
В «Католической энциклопедии» (1907 г.) Хью Поуп пишет: «Первые отцы , исходя из буквы текста Септуагинты, утверждали, что Сам Бог явился Моисею как Датель Закона. Тогда это не было чем-то неестественным, поскольку Тертуллиан [...] рассматривать такие проявления в свете прелюдий к Воплощению , и большинство восточных отцов следовали той же линии мысли». Папа цитирует точку зрения Феодорита о том, что ангелом, вероятно, был Христос, «Единородный Сын, Ангел великого совета», и противопоставляет точку зрения Теодорита точке зрения латинских отцов Иеронима , Августина и Григория Великого , что это не было больше, чем ангел, вид, которому, по его словам, «суждено было жить в Церкви…». Поуп цитирует святого Августина, который заявил, что «ангела правильно называть ангелом, если мы рассматриваем его самого, но столь же правильно его называют «Господом», потому что в нем обитает Бог». Однако он указывает, что внутри католической церкви поддерживалась и противоположная точка зрения. [ 5 ] Более поздние ученые связали заявление Августина с божественной природой Христа, заявив, что «Ангел Господень является одновременно ангелом и Господом, поскольку Христос одновременно полностью человечен и полностью божествен».
Явления «Ангела Господня» часто представляются как теофании , явления самого Бога, а не отдельной сущности, действующей от его имени. [ 10 ] В Бытие 31:11–13 «ангел Божий» говорит: «Я Бог Вефиля». В Исходе 3:2–6 «ангел ЯХВЕ» ( מלאך יהוה ) явился Моисею в пламени огня, а затем «ЯХВЕ» ( יהוה ) сказал ему: «Я Бог отца твоего». Сравните также Бытие 22:11 ; Судей 6:11–22 . Иногда ангел Господень говорит так, что берет на себя власть над предыдущими обетованиями (см. Быт. 16:11 и 21:17). Согласно Новой Американской Библии , визуальная форма, в которой Бог являлся и говорил с людьми, в некоторых текстах Ветхого Завета упоминается как Божий ангел, а в других текстах — как Сам Бог. [ 11 ] Это соответствовало бы использованию древних ораторов: после вступительной фразы они использовали грамматическую точку зрения от первого лица, излагая послание того, кого они представляли. [ 12 ]
В конце 20-го века мессианский ученый Сэмюэл А. Мейер представил теорию интерполяции, предполагающую, что, когда существует двусмысленность между ЯХВЕ и «ангелом ЯХВЕ», послание передает сам ЯХВЕ. Позже переписчики вставили термин малах перед именем Бога, чтобы изменить повествования и соответствовать стандартам меняющейся теологии, которая более сильно подчеркивала трансцендентного Бога. Если из этих отрывков убрать термин малах , оставшаяся история будет четко соответствовать формату «по умолчанию» в ближневосточной литературе, в котором божество является непосредственно людям без посредника. [ 13 ] [ 14 ]
Возможная Кристофания
[ редактировать ]Ранние отцы церкви , такие как Иустин Мученик , идентифицировали ангела Господня как предвоплощенного Христа, чье явление, то есть Христофания , записано в еврейской Библии . [ 15 ] О причине, по которой некоторые ранние христиане считали Иисуса ангелом Господним, говорит Сьюзен Гарретт:
Некоторые [евреи во времена Иисуса и незадолго до этого] понимали ангела Господня как существо, совершенно отдельное от Бога, — своего рода ангельского визиря или ангела-правую руку, служившего главой небесного воинства и… посредником. между Богом и людьми... [Помимо] христианства среди древних евреев ходили разговоры о слове Божией Божьем, славе и т. д. в терминах, очень напоминающих ангела Господня. Итак, когда раннехристианские авторы, такие как Юстин Мученик, связывали Иисуса со словом Божьим, а это слово, в свою очередь, с ангелом Господним, они не изобретали на пустом месте... [ 16 ]
Во времена ранней Церкви «важной составляющей антиеврейской полемики» было отождествление Ангела Господня с Иисусом Христом. [ 15 ]
В 17 веке Мэтью Генри ссылается на 1 Коринфянам 10:9, где говорится, что израильтяне искушали Христа в пустыне, как на доказательство того, что ангел Божий — это Христос. [ 17 ]
В «Евангелическом словаре библейского богословия » Бейкера Луи Голдберг пишет: «Функции Ангела Господня в Ветхом Завете являются прообразом примиряющего служения Иисуса. В Новом Завете нет упоминания об Ангеле Господнем; Мессии». сам является этим человеком». [ 18 ] Нофель Стейтон, напротив, говорит: «Идея о том, что этим ангелом был Христос, маловероятна по многим причинам, в том числе следующим: 1) Бог никогда не говорил ни одному ангелу (включая «ангела Господня»): «Ты мой сын». (Евр. 1:5) ...». [ 19 ] Точно так же Бен Уизерингтон говорит: «Ангел Господень - это всего лишь ангел. [... Т] божественный сын Божий [...] не был простым ангелом Господним, и он не проявлял себя в каком-то наблюдаемую форму до Воплощения». [ 7 ]
Свидетели Иеговы учат, что ангел, который привел израильтян в их землю обетованную (и не простил согрешения, потому что в нем было имя Бога ( Исход 23: 20–21 ), был «первенцем Божьим». Иногда они называют ранее существовавшего Христа архангелом Михаилом . Таким образом, они связывают князя народа Израиля, упомянутого в Даниила 10:21, с первенцем, называемым «Сыном Божьим», потому что он был создан с качествами, подобными качествам его Отца. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Судей 2:1; 6:11, 22; 13:16, 21
- ^ Бытие 16: 7–11.
- ^ «Анафорический артикль - это артикль, обозначающий предыдущую ссылку. Первое упоминание существительного обычно анархично, потому что оно просто вводится. Но последующие упоминания о нем используют артикль, поскольку теперь артикль указывает обратно на существительное [референт, абстрактная идея, упомянутая] ранее упомянутая» ( Верийские христианские библейские ресурсы: греческая статья и другие ).
- ^ Современные критические издания Септуагинты основаны на Codices Vaticanus , Sinaiticus и Alexandrinus , старейших полных текстах, существующих сейчас, принимая во внимание несколько старых фрагментов, которые были обнаружены (см. Рукописи Септуагинты ).
- ^ Jump up to: а б Папа, Хью. «Ангелы» в Католической энциклопедии . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Robert Appleton, 1907 г., по состоянию на 9 июля 2018 г.
- ^ Например, Матфея 1:20.
- ^ Jump up to: а б Бен Уизерингтон, Живое Слово Божье (Baylor University Press, 2007 г.) ISBN 978-1-60258-017-6 ), с. 224
- ^ Фредерик Коплстон , История философии , Том 1, Континуум, 2003, с. 460.
- ^ JND Kelly, Ранние христианские доктрины , 5-е изд., HarperOne, 1978, стр. 11.
- ^ Дуглас К. Стюарт, Исход , 2006 г., стр. 109. «Теперь, однако, Бог в образе «Ангела Господня » (см. экскурс ниже «Ангел Господень») явился в огненной теофании (см. экскурс ниже «Огненная Богоявление»), чтобы Моисей"
- ^ Новая американская Библия: примечание к Исходу 3:2.
- ^ Косиор, Войцех (июнь 2013 г.). «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точек зрения. Некоторые замечания по теории интерполяции» . «Польский журнал библейских исследований», Vol. 12, № 1 (23), стр. 59-60 . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Сэмюэл Артур Мейер (1999). К. ван дер Торн; Б. Бекинг; П.В. ван дер Хорст (ред.). Словарь божеств и демонов . Лейден – Бостон – Кельн: Wm. Издательство Б. Эрдманс. стр. 58-59 .
интерполяция Мейера
- ^ Косиор, Войцех (июнь 2013 г.). «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точек зрения. Некоторые замечания по теории интерполяции» . «Польский журнал библейских исследований», Vol. 12, № 1 (23), стр. 60-61 . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гаррет, Сьюзен Р. (2008). Необычный ангел: Небесные духи и христианские утверждения об Иисусе . Издательство Йельского университета. стр. 248 , н. 28. ISBN 978-0-300-14095-8 .
Иустин Мученик отождествлял Ангела Господня с предвоплощённым Христом; см. Гишен, Ангеломорфная христология , 187–200; Ханна, Михаил и Христос , 111–13; в более общем плане о ранней ангеломорфной христологии см. Ричард Н. Лонгенекер, «Некоторые отличительные ранние христологические мотивы», New Zealand Studies 14 (1967–68): 526–45; Кристофер Роуленд, «Христианское происхождение: описание обстановки и характера самой важной мессианской секты иудаизма» (2-е изд.; Лондон: SPCK, 2002), 32–36. Дэвид Кек ( «Ангелы и ангелология в средние века» [Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998], 35) отмечает, что в ранней церкви отождествление Ангела Господня с Христом «стало важным ингредиентом антиеврейской полемики». .
- ^ Гаррет, Сьюзен Р. (2008). Необычный ангел: Небесные духи и христианские утверждения об Иисусе . Издательство Йельского университета. стр. 27 . ISBN 978-0-300-14095-8 .
- ^ Библейский комментарий Мэтью Генри (полный) Комментарий к Исх. 23:20.
- ^ Ангел Господень - Элвелл, Уолтер А. - Евангелический богословский словарь . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ Нофель Стейтон, Ангелы (College Press, 2005 г.) ISBN 978-0-89900-939-1 ), с. 211
- ^ «Ваш лидер один, Христос» - Сторожевая башня - Провозглашение Царства Иеговы - 15 сентября 2010 г., стр. 21.
- ^ Ответы на библейские вопросы: Почему Иисуса называют Сыном Божьим?
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ЧП Крецманн. Ангел Господень в Ветхом Завете . Богословский ежемесячник 2 (2), стр. 33–36.
- фон Хейне, Камилла Хелена, Посланник Господа в ранних еврейских интерпретациях Книги Бытия , BZAW 412, Де Грюйтер, Берлин, Нью-Йорк, 2010, ISBN 978-3-11-022684-3
- Фогель, Генрих. Ангел Господень