Альбукерке Интернэшнл Санпорт
Альбукерке Интернэшнл Санпорт | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||||||||||
Тип аэропорта | Военный/Общественный | ||||||||||||||||||
Владелец | Город Альбукерке , Нью-Мексико , США | ||||||||||||||||||
Оператор | Департамент авиации Альбукерке | ||||||||||||||||||
Служит | Столичный округ Альбукерке | ||||||||||||||||||
Расположение | 2200 бульвар Санпорт SE Альбукерке, Нью-Мексико | ||||||||||||||||||
Часовой пояс | MST ( UTC−07:00 ) | ||||||||||||||||||
• Лето ( летнее время ) | MDT ( UTC−06:00 ) | ||||||||||||||||||
Высота AMSL | 5355 футов / 1632 м | ||||||||||||||||||
Координаты | 35 ° 02'21,6 дюйма с.ш. 106 ° 36'38,8 дюйма з.д. / 35,039333 ° с.ш. 106,610778 ° з.д. | ||||||||||||||||||
Веб-сайт | abqsunport | ||||||||||||||||||
Карты | |||||||||||||||||||
![]() Схема ФАУ | |||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Статистика (2023 г.) | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Международный аэропорт Альбукерке-Санпорт ( IATA : ABQ , ICAO : KABQ , FAA LID : ABQ ), местно известный как Санпорт , является основным международным аэропортом , обслуживающим американский штат Нью -Мексико , особенно агломерацию Альбукерке и более крупный Альбукерке-Санта-Фе- Объединенная статистическая территория Лос-Аламоса . Ежегодно он обслуживает около 5,4 миллиона пассажиров и ежедневно совершает более 400 рейсов. [4] ABQ расположен в округе Берналилло , между Рио-Гранде и горами Сандия , к востоку от Старого города и Бареласа , в 3 милях (5 км) к юго-востоку от центра города , к югу от Университета Нью-Мексико и непосредственно к западу от Национальных лабораторий Сандии и База ВВС Киртланд . [3]
ABQ — основной аэропорт для Southwest Airlines , на долю которого приходится более половины всех пассажиров. [5] и обслуживается несколькими другими крупными авиакомпаниями, включая Advanced Air , Alaska , American , Boutique Air , Delta , Frontier , JetBlue , Spirit , Sun Country (начиная с 19 июня 2024 года) и United ; грузовыми авиакомпаниями, обслуживающими Санпорт, являются FedEx Express , UPS Airlines , Empire Airlines ( перевозчик FedEx Feeder ), Ameriflight , Amazon Prime Air (управляется Silver Airways ) и South Aero. [6] ABQ — центр Центра управления воздушным движением (ZAB) , который отвечает за воздушное пространство над большей частью Аризоны и Нью-Мексико, а также частями Колорадо, Оклахомы и Техаса.
В ABQ имеется широкий выбор ресторанов и магазинов, в том числе национальных брендов, таких как Hudson News and Book Sellers и Panda Express . [7] Здесь также есть региональные сувенирные магазины и местные закусочные, такие как Black Mesa Coffee, Rio Grande Brew Pub & Grill, а также новой мексиканской кухни, такие как Tia Juanita's и Comida Buena. рестораны [8] [9]
Отель Sunport уникален своей невысокой структурой и архитектурой эпохи возрождения Пуэбло в Альбукерке , которая отсылает к наследию Тикекса и Испано в Нью-Мексико , а также корням Пуэбло и Нуэво-Мексико . В исследовании JD Power за 2023 год он занял пятое место среди аэропортов среднего размера в США на основе опросов удовлетворенности клиентов. [10]
История
[ редактировать ]Альбукерке сначала обслуживали два частных аэропорта. Аэропорт Альбукерке, позже известный как Окснард Филд , открылся в 1928 году, а аэропорт Вест-Меса , позже известный как аэропорт TWA, открылся в 1929 году. Первыми авиакомпаниями, обслуживающими аэропорты, были Transcontinental Air Transport (TAT), Western Air Express ( WAE) и Mid Continent Air Express, которые открыли свои рейсы в 1929 году. Сначала авиакомпании работали из аэропорта Альбукерке, но в течение первого года переехали в аэропорт Вест-Меса, где оставались на протяжении большей части десятилетия 1930-х годов. TAT и WAE объединились в 1930 году и образовали Transcontinental and Western Air (TWA). Служба Mid Continent Air Express была заменена на Varney Speed Lines в 1934 году. Три года спустя Varney сменила название на Continental Airlines .
В 1935 году городу было предложено построить новый общественный аэропорт на деньги Управления прогресса работ . Получив финансирование в размере 520 500 долларов США, губернатор Клайд Тингли заложил основу для реализации проекта 28 февраля 1937 года. Муниципальный аэропорт Альбукерке открылся в 1939 году с двумя взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием, в стиле Пуэбло, зданием терминала спроектированным Эрнестом Блюменталем, и большим ангаром, предназначенным для размещения самолетов. новый Boeing 307 Stratoliner, эксплуатируемый TWA. TWA стала Trans World Airlines в 1946 году. [11] Через два года после открытия аэропорта к востоку от него была построена армейская авиабаза Альбукерке. Этот объект позже стал базой ВВС Киртланд и до сих пор использует взлетно-посадочные полосы и другие объекты для коммерческих операций аэропорта. объединилась с другими перевозчиками и стала Frontier Airlines. Monarch Airlines пришла в Альбукерке в 1947 году, а затем в 1950 году Pioneer Airlines начала работу в 1948 году и слилась с Continental Airlines в 1955 году. TWA, крупнейший из перевозчиков, обслуживающих Альбукерке, ввел первые реактивные рейсы в 1961 году. с использованием Боинга 707 . 17 апреля 1963 года аэропорт был переименован в Альбукерке-Санпорт. В конце 1963 года начала работу компания Trans Texas Airways (позже ставшая Texas International Airlines ), завершившая первые четыре перевозчика, обслуживающих аэропорт до принятия закона о дерегуляции авиакомпаний 1978 года. пригородные авиакомпании также обслуживали аэропорт на протяжении многих лет, включая Ross Aviation.
Нынешний терминал был спроектирован Уильямом Э. Берком-младшим. [12] Он построен к востоку от первоначального терминала и открыт 12 ноября 1965 года. Сначала у терминала было восемь выходов: четыре в главном здании и еще четыре в небольшом вспомогательном здании на юге, соединенном туннелем. Ни у одного из ворот не было трапов. Аэропорт получил статус международного в 1971 году и был переименован в Международный аэропорт Альбукерке 17 сентября 1971 года.
Терминал несколько раз расширялся, сначала в 1973 году, когда было добавлено западное крыло с большими воротами и трапом, способным принимать новые широкофюзеляжные самолеты . TWA использовало эти ворота, чтобы представить Lockheed L-1011 в Альбукерке в 1974 году с рейсами в Чикаго. После того, как в 1978 году было принято решение о дерегуляции авиакомпаний, в ABQ хлынул поток новых авиакомпаний. Западное крыло было расширено в 1980 году за счет еще трех ворот, все из которых имели реактивные мосты и широко использовались TWA и несколькими новыми авиаперевозчиками. Southwest Airlines , начавшая полеты 3 апреля 1980 года, быстро выросла и стала крупнейшим авиаперевозчиком, обслуживающим аэропорт. Компания Southwest использовала старые ворота 1 и 2 главного терминала и установила у этих двух ворот три трапа на уровне земли.
В период с 1987 по 1989 год терминал был значительно расширен и отремонтирован по проекту Филиппа Джейкобсона и BPLW Associates. [12] К передней части здания был добавлен второй уровень для отдельных уровней прибытия и отправления, а здание спутниковых ворот было заменено двумя вестибюлями, A и B, в результате чего в Санпорте появилось 19 новых ворот, все с трапами. В 1994 году название аэропорта было изменено на нынешнее название Albuquerque International Sunport. В 1996 году зал А был расширен за счет четырех дополнительных ворот, а в 2005 году была расширена надземная соединительная линия, ведущая к вестибюлям, чтобы удовлетворить потребность в дополнительном досмотре со стороны TSA после терактов 11 сентября 2001 года. К залу добавлены три ворот. западное крыло в 1980 году больше не использовалось и было демонтировано в 2007 году. С 2017 по 2020 год терминал прошел масштабную модернизацию и косметический ремонт.
На протяжении многих лет в Санпорте работали несколько операторов фиксированной базы, обслуживающих авиацию общего назначения, крупнейшим из которых является Cutter Aviation, история которой восходит к первоначальному аэропорту Альбукерке в 1928 году. Cutter переехал на нынешнюю территорию Санпорта в 1947 году и работал в большом ангаре. в юго-западном углу рампы терминала. Совершенно новый объект авиации общего назначения был построен на южной стороне главной взлетно-посадочной полосы с востока на запад в середине 1980-х годов, а ангар Cutter был снесен для расширения терминала в 1987–1989 годах. В 1990-х годах были открыты новое почтовое отделение США, а также новый грузовой комплекс и рампа для грузовых авиаперевозок. В 2001 году был открыт новый пункт проката автомобилей за пределами территории, и все операции по аренде автомобилей были перенесены из главного терминала.
Старый терминал 1939 года был отреставрирован, и в нем расположены офисы Управления транспортной безопасности . Он был добавлен в Национальный реестр исторических мест в 1988 году. [13]
Историческое авиационное обслуживание
[ редактировать ]Санпорт обслуживают авиакомпании Alaska , American , Delta , JetBlue , Southwest , Spirit и United Airlines , а также одна пригородная авиакомпания Advanced Air . Осенью 2023 года общее количество вылетов в будние дни составило в среднем 83 рейса в день; однако пик Санпорта - 163 полета в день - в декабре 1995 года и снова в августе 2001 года. Множество дополнительных рейсов добавляется в течение недели Международного фестиваля воздушных шаров в Альбукерке в начале октября каждого года. В прошлом Альбукерке обслуживали следующие коммерческие авиакомпании: TWA (1929-2001), Continental (1934-2012), Pioneer (1948-1955), Monarch (1947-1950), Frontier Airlines (1950-1986 | Frontier (1950-1986), Trans Texas/Texas International (1963- 1982), Восточная (1979–1988), Западная (1981–1987), PSA (1983–1988), Западная Америка (1983–2007), Wien Air Alaska (1984), USAir (1988–1997), Braniff (1988–1988). 1989), Pan Am (1989–1990), Northwest (1992–2010), Frontier (1994–2014 и 2017–2022), Reno Air (1995–1998), Western Pacific / Mountain Air Express (1997), AeroMexico Connect ( 1993–1994 и 2009–2010 годы), Great Plains (2001–2004 гг.), US Airways (ранее USAir) (2007–2015 гг.), ExpressJet (2007–2008 гг.), Allegiant (2016–2022 гг.) и Volaris (2018–2019 гг.).
TWA было первым: пассажирские рейсы начались в 1929 году, причем Альбукерке был одной из многих остановок на трансконтинентальном маршруте между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком. Первые самолеты TWA для обслуживания ABQ - Boeing 707 и Convair 880 - появились в 1961 году. В 1974 году TWA доставила в ABQ первый широкофюзеляжный самолет - Lockheed 1011 . Пик обслуживания пришелся на 1979 год: был совершен 21 ежедневный рейс в 13 городов, включая прямые рейсы в Лос-Анджелес и Нью-Йорк. После дерегулирования авиакомпаний в начале 1980-х годов TWA сократила свою деятельность и в 1985 году выполняла рейсы только в свой узловой аэропорт в Сент-Луисе. Обслуживание продолжалось до 2 декабря 2001 года, когда авиаперевозчик объединился с American Airlines.
Continental Airlines была второй остановкой в Альбукерке с 1934 года на маршруте с севера на юг между Денвером и Эль-Пасо. В 1940 году Continental добавила рейсы в несколько небольших городов на юго-востоке Нью-Мексико, но в 1963 году они были переданы Frontier и Trans Texas Airways. Во второй половине 1960-х годов Continental расширила свою деятельность за счет Boeing 720 , Boeing 727 и Douglas DC-9, беспосадочных самолетов Чикаго, Даллас, Денвер, Эль-Пасо, Лаббок, Мидленд/Одесса, Сан-Антонио и Сан-Франциско. Пик обслуживания пришелся на лето 1977 года, когда было совершено 24 рейса в день. Continental сократила свою деятельность после дерегулирования авиакомпаний и к 1994 году летала только в свой хаб в Хьюстоне (в середине 2000-х годов был добавлен беспосадочный рейс в Ньюарк). В 2012 году Continental объединилась с United Airlines.
Frontier Airlines начала выполнять рейсы в Альбукерке в 1947 году под названием Monarch Airlines, выполняя рейсы в Солт-Лейк-Сити с остановками во многих небольших городах в четырех уголках штатов. В 1960-х годах обслуживание было расширено за счет самолетов Boeing 727 и Boeing 737 в Денвер, Эль-Пасо, Феникс, Тусон, Даллас и Лас-Вегас, а в 1973 году Frontier выполнила 19 ежедневных рейсов в ABQ. Frontier начала первые международные рейсы в несколько курортных городов Мексики в начале 1980-х годов, но перевозчик закрылся в 1986 году. В 1994 году в ABQ пришла новая авиакомпания Frontier Airlines с рейсами в Денвер и Эль-Пасо. Перевозчик прекратил полеты в 2014 году, но вернулся в октябре 2017 года и снова выполнил рейсы в Денвер. Рейсы в Остин, Орландо и Сан-Антонио были добавлены в 2018 году, но прекращены в 2019 году. В 2022 году рейсы были изменены с Денвера на Лас-Вегас, штат Невада, но к концу 2022 года Frontier прекратила все рейсы в Альбукерке.
Авиакомпания Pioneer Airlines обслуживала Альбукерке в период с 1948 по 1955 год, выполняя два рейса в день в Даллас, штат Техас, с восемью остановками в пути. Pioneer объединилась с Continental Airlines в 1955 году, и к 1959 году Continental уже летала по этому маршруту без остановок. Маршрут из Альбукерке в Даллас станет основным оплотом Continental на следующие 20 лет.
В 1963 году Trans-Texas Airways прибыла в Альбукерке, взяв на себя обслуживание небольших городов Нью-Мексико, которые обслуживала Continental. Позже он расширился за счет безостановочных самолетов Douglas DC-9 в Даллас и Лос-Анджелес. TTA стала Texas International Airlines в 1969 году и летала на самолетах DC-9 из ABQ в Санта-Фе и Розуэлл, штат Нью-Мексико. Перевозчик достиг своего пика в 1975 году с 15 ежедневными вылетами и слился с Continental Airlines в 1982 году.
Southwest Airlines начала выполнять рейсы в Санпорт в 1980 году и быстро расширилась, создав хаб в ABQ. Авиакомпания заняла первое место к началу 1980-х годов и достигла своего пика с 66 ежедневными рейсами в октябре 2001 года. Хотя с тех пор Southwest сократила количество рейсов, она без пересадок обслуживала 29 городов из ABQ. Снижение обслуживания связано с отменой поправки Райта , которая разрешала авиаперелеты только в Техас и аэропорты приграничных штатов из Далласа Лав Филд . [14]
American Airlines начала обслуживать Sunport в 1979 году, Delta Airlines в 1982 году, United Airlines в 1983 году, jetBlue в 2013 году, Alaska Airlines в 2014 году и Spirit Wings в 2022 году.
По меньшей мере 35 пригородных и региональных авиакомпаний обслуживали Альбукерке, крупнейшей из них на сегодняшний день была Mesa Airlines , которая обслуживала Санпорт с 1980 по 2007 год. Пик Mesa достиг 46 ежедневных вылетов в 1990 году и без пересадок обслуживал 18 городов Нью-Мексико и Колорадо из своего хаба. в АБК. Mesa по-прежнему обслуживает ABQ, но теперь является региональной авиакомпанией, обеспечивающей фидерные перевозки для American Eagle и United Express на региональных самолетах. Другие более крупные пригородные авиакомпании, которые обслуживали Санпорт в течение многих лет, включают Air Midwest и Great Lakes Airlines .
Региональные авиакомпании, обслуживающие Санпорт от имени крупных компаний: CommutAir, Envoy, Horizon, Mesa, Republic и SkyWest. Sun Country Airlines, iAero и Denver Air Connection также обслуживают ABQ регулярными чартерными рейсами. [15]
В ноябре 2018 года бюджетный мексиканский авиаперевозчик Volaris начал обслуживать Альбукерке из Гвадалахары, Мексика, а затем из Чиуауа, Мексика — маршрут, который ранее обслуживался Aeroméxico Connect в 2009 году. [16] Volaris прекратила обслуживание Альбукерке в июне 2019 года из-за очень низкого пассажиропотока и разногласий по поводу государственных субсидий на его рейсы. [17] В то время это были единственные два международных направления, предлагаемые любой авиакомпанией, выполнявшей рейсы в Альбукерке.
Военные объекты и операции
[ редактировать ]Санпорт начал свою новую роль в 1940 году, когда он был назначен армейской авиабазой Альбукерке, предшественником сегодняшней базы ВВС Киртланд . Санпорт продолжает использовать свои взлетно-посадочные полосы с авиабазой Киртланд, которая также занимается спасательными и противопожарными операциями. Комплекс Глобального ударного командования ВВС (AFGSC), базовым подразделением является 377-е крыло авиабазы (377 ABW). Летные подразделения на авиабазе Киртланд состоят из 58-го крыла специальных операций (58 SOW) Командования авиационного обучения и подготовки (AETC) и 150-го крыла специальных операций. [18] (150 SOW), созданное Командованием воздушного обучения и подготовки (AETC) подразделение Национальной гвардии ВВС Нью-Мексико, .
Будущие разработки
[ редактировать ]Генеральный план аэропорта, составленный в 2002 году, включает среднесрочные и долгосрочные проекты в Санпорте, включая строительство второго терминала, когда этого потребует движение транспорта. Рекомендация о закрытии и удалении взлетно-посадочной полосы 17/35 была основана на соображениях безопасности, снижения шума и стоимости содержания. Поскольку 17/35 пересекал все три другие взлетно-посадочные полосы, он подвергался наибольшему риску несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу . Взлетно-посадочная полоса была закрыта летом 2012 года, а взлетно-посадочная полоса используется для руления самолетов и для учебного самолета по тушению пожара, расположенного в северной части. [19] Конфигурация трех других взлетно-посадочных полос в сочетании с типичным режимом ветра позволила им более эффективно выполнять вылеты и посадки.
После закрытия взлетно-посадочной полосы 17/35 около 75 акров земли к северо-востоку от аэровокзального комплекса стали доступны для реконструкции. Город Альбукерке инициировал проект под названием Destination Sunport, чтобы продвигать этот район как развивающийся бизнес-центр, поддерживающий сотрудничество между научно-исследовательским сообществом Альбукерке и мировым рынком. [20] Развитие бизнес-парка началось 14 декабря 2018 года, и предполагается, что три этапа будут завершены в течение пяти лет. [21]
В долгосрочной перспективе план предусматривает строительство нового терминала к северо-востоку от существующего терминала. Система перемещения людей соединит терминал с парковкой и существующим терминалом. [22]
Удобства
[ редактировать ]Albuquerque International Sunport занимает площадь 2039 акров (825 га) и имеет три взлетно-посадочные полосы . [3] [23] В году, закончившемся 28 февраля 2022 года, в Санпорте выполнялось 134 024 рейса самолетов, в среднем 367 в день: 29% регулярных коммерческих рейсов, 20% воздушного такси , 36% авиации общего назначения и 15% военных. По состоянию на февраль 2022 г. [update]В Санпорте базировалось 205 самолетов и 33 вертолета , 48 (20%) из которых были военными. [24] Терминал ABQ, который был расширен в конце 1980-х годов и снова достиг своего нынешнего размера в 1996 году, занимает площадь 574 000 кв. футов (53 300 м²). 2 ) пространства. В Санпорте есть пассажирский терминал в стиле возрождения Пуэбло , в котором расположены два вестибюля и зона для выходов на посадку пригородных авиалиний.
Самый большой пассажирский самолет, летающий в Альбукерке, — это Boeing 737-900ER , которым управляет компания Delta Air Lines на рейсах в Атланту. American Airlines иногда использует Airbus A321 для замены оборудования. Самым большим регулярным пассажирским самолетом раньше был Боинг 757-200, которым управляла авиакомпания Delta Airlines, которая летала на этом самолете в Атланту, Цинциннати и Миннеаполис и обратно. Самый большой коммерческий самолет, который обычно видит Санпорт, - это FedEx или UPS Boeing 767-300 , пришедший на смену McDonnell Douglas DC-10 McDonnell Douglas MD-11 , который теперь летает только в редких случаях. Самый большой пассажирский самолет, который когда-либо летал, - это Боинг 747-400 , который выполнялся авиакомпании Atlas Air военным чартерным рейсом 27 января 2021 года. Еще один большой самолет, Боинг 777, выполнявший рейс United Airlines , был перенаправлен в Санпорт. из международного аэропорта Денвера несколько раз.
В 2013 году компания по воздушному пожаротушению 10 Tanker Air Carrier перенесла свою штаб-квартиру в Альбукерке и в настоящее время имеет четыре больших воздушных танкера DC-10, базирующихся в международном солнечном порту Альбукерке.
Самый большой самолет любого типа, регулярно посещающий ABQ, — это C-5 Galaxy . В 1974 году, а также с 1982 по 1992 год компания Sunport заказала самолеты Trans World Airlines Lockheed L-1011 . Самый большой самолет, когда-либо посещавший Санпорт, — это Ан-124 , некоторые из которых приземлялись в ABQ пару крайне редких случаев.
Терминал
[ редактировать ]В Albuquerque International Sunport есть один терминал с 25 выходами на посадку в четырех вестибюлях, включая зал для выходов на пригородные авиалинии . Терминал был построен в 1965 году, но расширен в 1989 году; в этом расширении есть современные залы A и B. Зал A имеет 13 выходов: A1 – A12, A14. Зал B имеет 9 выходов: B1, B3-B10 (ворота B2 были удалены во время расширения зала безопасности в 2005 году). Зал E имеет два выхода: E1 и E2. [25] Зал C, первоначально известный как западное крыло, состоял из четырех ворот (11, 12, 14 и 15). Выход 11 был закрыт, когда терминал был расширен в 1989 году, а нумерация оставшихся трех выходов была изменена на C1, C2 и C3. TWA продолжало использовать эти ворота еще несколько лет, пока у ворот C2 и C3 не появились признаки структурного разрушения, и их позже пришлось снести. TWA переехала в вестибюль B, а вестибюль ворот C1 (ворот, построенных в 1973 году) в основном был преобразован в офисные помещения. На нижнем уровне ворот C1 находится таможня США, и он до сих пор используется для время от времени прибывающих международных рейсов. Зал D — это зал пригородных самолетов на уровне земли, который использовался авиакомпанией Great Plains Airlines . Он был закрыт в 2004 году после ликвидации Great Plains Airlines из-за неплатежеспособности. В настоящее время вестибюль представляет собой тренажерный зал для сотрудников городского аэропорта. Зал E был переименован в Зал C в 2019 году и используется пригородными авиакомпаниями Advanced Air и Boutique Air . Первоначальный зал C затем был переименован в ворота прибытия международных рейсов.
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Пассажир
[ редактировать ]Груз
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
Амазон Эйр | Сан-Бернардино, Калифорния |
Америфлайт | Финикс – Скай-Харбор |
ФедЭкс Экспресс | Лаббок , Мемфис |
Фидер FedEx обслуживается Air Dialog | Дуранго , Фармингтон , Гэллап |
Южный Аэро | Аламогордо , Карлсбад , Кловис , Деминг , Фармингтон , Гэллап , Грантс, Хоббс , Лас-Вегас (Нью-Мексико) , Розуэлл , Тукумкари |
УПС Эйрлайнз | Даллас/Форт-Уэрт , Эль-Пасо , Луисвилл , Онтарио , Феникс-Скай-Харбор , Солт-Лейк-Сити |
Статистика
[ редактировать ]Основные внутренние направления
[ редактировать ]Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры | Авиакомпания(и) |
---|---|---|---|
1 | Даллас/Форт-Уэрт, Техас | 307,000 | Американский |
2 | Денвер, Колорадо | 298,000 | Юго-Запад, Юнайтед |
3 | Финикс – Скай-Харбор, Аризона | 287,000 | Американская, Юго-Западная |
4 | Лас-Вегас, Невада | 218,000 | Юго-запад, Дух |
5 | Даллас – Лав, Техас | 186,000 | Юго-запад |
6 | Лос-Анджелес, Калифорния | 164,000 | Американская, Дельта, Юго-Западная |
7 | Атланта, Джорджия | 160,000 | Дельта |
8 | Хьюстон – Хобби, Техас | 104,000 | Юго-запад |
9 | Остин, Техас | 101,000 | Американская, Юго-Западная |
10 | Чикаго – О'Хара, Иллинойс | 101,000 | Американец, Юнайтед |
Доля рынка авиакомпаний
[ редактировать ]Классифицировать | Авиакомпания | Пассажиры | Процент доли рынка |
---|---|---|---|
1 | Юго-Западные авиалинии | 2,297,000 | 45.71% |
2 | Американские авиалинии | 863,000 | 17.16% |
3 | Юнайтед Эйрлайнз | 545,000 | 10.84% |
4 | Дельта Эйр Лайнс | 409,000 | 8.13% |
5 | СкайВест | 393,000 | 7.83% |
– | Другие авиакомпании | 519,000 | 10.33% |
Годовой трафик
[ редактировать ]![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Гражданский год | Пассажиры | Год | Пассажиры | Год | Пассажиры | Год | Пассажиры | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | 4,987,713 | 2000 | 6,292,458 | 2010 | 5,796,373 | 2020 | 1,816,411 | |||
1991 | 4,938,431 | 2001 | 6,181,606 | 2011 | 5,697,625 | 2021 | 3,424,083 | |||
1992 | 5,264,577 | 2002 | 6,117,645 | 2012 | 5,382,223 | 2022 | 4,365,400 | |||
1993 | 5,603,248 | 2003 | 6,064,418 | 2013 | 5,065,179 | 2023 | 5,310,976 | |||
1994 | 6,158,300 | 2004 | 6,320,142 | 2014 | 4,871,901 | |||||
1995 | 6,130,451 | 2005 | 6,466,435 | 2015 | 4,745,256 | |||||
1996 | 6,618,751 | 2006 | 6,487,276 | 2016 | 4,775,098 | |||||
1997 | 6,290,018 | 2007 | 6,668,706 | 2017 | 4,958,417 | |||||
1998 | 6,149,197 | 2008 | 6,489,323 | 2018 | 5,467,693 | |||||
1999 | 6,152,493 | 2009 | 5,888,811 | 2019 | 5,406,094 |
Операции с самолетами
[ редактировать ]В приведенных ниже данных указано общее годовое количество полетов самолетов с 2004 по 2019 год из системы управления воздушным движением ФАУ. Процентные изменения указывают в среднем на -2,91% операций самолетов в год за последние 10 лет. [39]
Календарный год | Операции с самолетами | % |
---|---|---|
2004 | 197,657 | — |
2005 | 196,699 | −0.48% |
2006 | 192,241 | −2.27% |
2007 | 190,780 | −0.76% |
2008 | 180,553 | −5.36% |
2009 | 158,529 | −12.20% |
2010 | 156,616 | −1.21% |
2011 | 154,140 | −1.58% |
2012 | 147,724 | −4.16% |
2013 | 136,915 | −7.32% |
2014 | 130,069 | −5.00% |
2015 | 124,174 | -4.48% |
2016 | 133,914 | 7.84% |
2017 | 135,269 | 1.01% |
2018 | 147,877 | 9.3% |
2019 | 151,588 | 2.51% |
В 2016 году грузовой центр Sunport перевез 60 000 коротких тонн (54 000 тонн) грузов, что на 7% меньше, чем 64 000 коротких тонн (58 000 тонн) в 2012 календарном году. [40] [41]
Общая авиационная поддержка
[ редактировать ]Поддержку пилотов и пассажиров частных, корпоративных самолетов и самолетов авиации общего назначения осуществляют два стационарных оператора в международном аэропорту Альбукерке: Atlantic Aviation и Cutter Aviation. Оба расположены в юго-западной части Санпорта недалеко от Кларк-Карр-Луп.
Наземный транспорт
[ редактировать ]Автобус
[ редактировать ]ABQ RIDE предлагает автобусное сообщение (маршруты 50, 222 и 250) в западной части зоны выдачи багажа.
Пригородный поезд
[ редактировать ]Маршрут 222 ABQ RIDE обеспечивает соединение с железнодорожным экспрессом округа Берналилло / международной станцией Санпорт в Нью-Мексико. Маршруты ABQ RIDE 50 и 250 обслуживают (250 - без остановок) транспортный центр Альварадо в центре Альбукерке , где он соединяется с Rail Runner, обеспечивающим обслуживание к северу и югу от Санпорта, включая центр города Альбукерке и Санта-Фе .
Прокат автомобилей
[ редактировать ]Компания ABQ управляет центром проката автомобилей и каждые пять минут предоставляет бесплатные бесплатные автобусы между терминалом Санпорта и объектом. В Центре проката автомобилей расположены следующие компании: Advantage , Alamo , Avis , Budget , Dollar , Enterprise , Hertz , National , Payless и Thrifty . [42]
Регулярное автобусное сообщение
[ редактировать ]Различные перевозчики обеспечивают регулярные автобусные и маршрутные перевозки до мест от ABQ до города и Санта-Фе .
Такси
[ редактировать ]Такси можно вызвать через сотрудников наземного транспорта за пределами зон выдачи багажа.
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]
- 19 февраля 1955 года рейс 260 TWA , самолет Мартина 4-0-4, направлявшийся в Санта-Фе , врезался в горы Сандия вскоре после взлета. Все 16 человек, находившиеся на борту самолета, погибли. [43]
- 11 сентября 1958 года самолет ВВС США F-102 Delta Dagger под сильным дождем соскользнул с конца взлетно-посадочной полосы 35 и врезался в машину на бульваре Гибсон, а затем остановился на пустой стоянке на северной стороне улицы. Оба пассажира автомобиля погибли. [44]
- 27 ноября 1971 года ранним утром авиакомпании TWA Flight 106 , самолет Boeing 727 направлявшийся в Чикаго, был угнан на Кубу. Угонщики, трое мужчин, убивших офицера полиции штата Нью-Мексико двумя неделями ранее, были взяты под стражу в Гаване и так и не вернулись в Соединенные Штаты. [45]
- 3 ноября 1973 года у рейса 27 авиакомпании National Airlines , самолета McDonnell Douglas DC-10 , произошел катастрофический отказ двигателя над районом недалеко от Датиля, штат Нью-Мексико, по пути из Хьюстона в Лас-Вегас . Шрапнель двигателя попала в фюзеляж и вызвала взрывную разгерметизацию самолета. Один пассажир вылетел из салона и погиб. Самолет смог совершить вынужденную посадку в ABQ без дальнейших жертв. [46]
- 14 сентября 1977 года самолет Boeing EC-135 врезался в горы Мансано , в результате чего погибли все 20 человек, находившиеся на борту. ВВС США сразу после взлета [47]
- 11 сентября 1990 года самолет Morane Saulnier MS.760 Paris, принадлежащий компании Stonewall Transport , направлявшийся в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико , врезался в землю после взлета несколько мгновений спустя во время ночного полета. Вероятными причинами были усталость пилота и пространственная дезориентация. Оба пассажира погибли. [48]
- 6 июля 1997 года у компании Delta Air Lines , выполнявшего рейс 1470 Боинга 727 , отказало правое шасси после приземления на взлетно-посадочной полосе 21. Погибших не было, но три человека получили ранения, а самолет получил серьезные повреждения. [49]
- 4 июня 2021 года рейс Delta Air Lines, следовавший из Лос-Анджелеса в Нэшвилл, был вынужден совершить вынужденную посадку в Альбукерке после того, как недисциплинированный пассажир попытался силой открыть дверь кабины. Его задержали бортпроводник и несколько пассажиров, а сотрудники правоохранительных органов на земле арестовали нападавшего. [50]
Удобства
[ редактировать ]- В отеле Sunport предоставляется бесплатный Wi-Fi. Согласно опросу Microsoft Small Business Center, в феврале 2005 года Санпорт был признан одним из пяти лучших аэропортов США по обеспечению беспроводного доступа и единственным, предоставляющим его бесплатно. [51] По состоянию на октябрь 2022 года услуга по-прежнему предоставляется бесплатно. [52]
- Существует бесплатная парковка для мобильных телефонов , где встречающие и встречающие могут припарковаться и дождаться звонка от прибывающего пассажира, прежде чем отправиться к передней части терминала, чтобы забрать его.
- Есть две бесплатные площадки для наблюдения за самолетами, в том числе одна возле вышеупомянутой стоянки для мобильных телефонов, которая примыкает к ныне закрытой взлетно-посадочной полосе 17/35. Более просторная зона наблюдения в юго-западном углу территории аэродрома, недалеко от конца взлетно-посадочной полосы 3, была доступна со стороны Spirit Dr. SE. С тех пор эта территория была закрыта для публики, и только вышеупомянутый участок, прилегающий к закрытой взлетно-посадочной полосе 17/35, остается оставшейся зоной наблюдения за самолетами. Эти зоны были созданы взамен большой стоянки, примыкающей к концам взлетно-посадочных полос 8 и 12, которые были закрыты в 2007 году; Сейчас на этом месте находится цех покраски самолетов Eclipse Aerospace .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аэропорт» . Город Альбукерке . Архивировано из оригинала 27 августа 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ «Международный Альбукерке Санпорт, декабрь 2023 финансового года, пассажирская активность в 2024 финансовом году» (PDF) . abqsunport.com . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Форма аэропорта FAA 5010 для ABQ PDF , вступает в силу 25 января 2024 г.
- ^ «Факты и цифры» . Альбукерке Интернэшнл Санпорт . Город Альбукерке. Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ «Факты и цифры» . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Факты и цифры» . Альбукерке Интернэшнл Санпорт . Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Альбукерке Интернэшнл Санпорт — Рейсы ABQ — Allegiant» . Верный . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Александр, Кевин (9 ноября 2014 г.). «Все важные американские аэропорты, ранжированные по еде/напиткам» . Триллерист . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Лин, Андреа (31 июля 2015 г.). «Чили для путешественников: Тиа Хуанита предлагает любимые блюда Новой Мексики в ABQ Sunport» . Журнал Альбукерке . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Бегай, Меша (18 октября 2023 г.). «Исследование ставит Альбукерке-Санпорт на пятое место в стране» . КОБ.com . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Бибель, Чарльз Д. (1986). Как извлечь из этого максимальную выгоду: общественные работы в Альбукерке во время Великой депрессии 1929–1942 годов . Альбукерке, Нью-Мексико: Музей Альбукерке. стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б Прайс, Винсент Барретт (2003) [1992]. Альбукерке: Город на краю света (2-е изд.). Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 36. ISBN 0-8263-3097-5 .
- ^ Международный Санпорт Альбукерке от Arcadia Publishing
- ^ «НМ наблюдает за битвой в Далласе» . Журнал АБК .
- ^ расписания всех авиакомпаний, обслуживающих Альбукерке. [ нужна ссылка ]
- ^ «Aeromexico замедляет расширение сети в США» .
- ^ Хэмвей, Стивен (2 июля 2019 г.). «Ай, Чиуауа! Международный рейс отменен» . Журнал Альбукерке . Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ «Дом 150-го авиаотряда специального назначения» . 150сов.анг.аф.мил . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ «FedEx передает в дар самолет Boeing 727-200F компании Albuquerque International Sunport» . Город Альбукерке . Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ «ABQ — Генеральный план устойчивого развития аэропорта — Глава шестая — Рекомендуемая концепция развития» (PDF) . Департамент авиации города Альбукерке . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Монтойя, Стивен (14 декабря 2018 г.). «Начинаются работы по созданию бизнес-парка аэропорта» . Журнал Альбукерке . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Coffman Associates (сентябрь 2002 г.). Альбукерке Интернэшнл Санпорт, Генеральный план аэропорта, Краткое описание (PDF) (Отчет). Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2010 года . Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ «Данные аэропорта ABQ на skyvector.com» . skyvector.com . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ «АэропортIQ 5010» . ГКЛ. 9 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 года . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ «Уровень продажи билетов на уровне терминала 2» (PDF) (карта). Альбукерке Интернэшнл Санпорт . Город Альбукерке. Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Карта маршрута» . Продвинутый воздух . 8 марта 2024 г. . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Авиакомпании, Аляска. «Расписание полетов» . Аляска Эйрлайнз . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Расписание рейсов и уведомления» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «РАСПИСАНИЕ РЕЙСОВ» . Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Дэвис, Рон (18 июля 2017 г.). «Крупная авиакомпания возвращается в Альбукерке Интернэшнл Санпорт» . Альбукерке Бизнес прежде всего . Проверено 19 июля 2017 г.
Джирон сказал, что до ухода Frontier в 2014 году авиакомпания на протяжении десятилетий была опорой Санпорта.
- ^ «Расписание авиакомпании JetBlue» . Архивировано из оригинала 13 июля 2013 года . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ «Дополнения к внутренней сети Southwest Airlines в 2023 году – 26 января 2023 года» . Аэротрассы . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Проверьте расписание рейсов» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «Путешественники Лас-Вегаса сорвали джекпот благодаря выходу Spirit Airlines на три новых западных рынка» .
- ^ «Albuquerque International Sunport добавляет новую услугу» .
- ^ Jump up to: а б «Расписание» . Архивировано из оригинала 28 января 2017 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Альбукерке, Нью-Мексико: Международный Санпорт Альбукерке (ABQ)» . Бюро транспортной статистики . Министерство транспорта США . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ История пассажиров Санпорта (PDF) (Отчет). Альбукерке Международный Санпорт/Город Альбукерке. Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2016 г. Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Система деятельности воздушного движения» . Архивировано из оригинала 4 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Санпорт в фактах и цифрах» . Город Альбукерке. Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Санпорт в фактах и цифрах» . Город Альбукерке. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Альбукерке Интернэшнл Санпорт (ABQ)» . АРЕНДА МАШИН Вики . 27 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ «Сеть авиационной безопасности: описание авиакатастрофы Мартин 4-0-4 N40416 – Сандия-Маунтин, Нью-Мексико» . Сеть авиационной безопасности . 19 февраля 1955 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ↑ Палмер, Мо (10 августа 2006 г.). «Вспоминая трагедии прошлого». Альбукерке Трибьюн .
- ^ «Три подозреваемых в убийстве угнали авиалайнер и команду на Кубу» . Нью-Йорк Таймс . 28 ноября 1971 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ «Описание авиакатастрофы McDonnell Douglas DC-10-10 N60NA – Сокорро, Нью-Мексико» . Сеть авиационной безопасности . 3 ноября 1973 года. Архивировано из оригинала 17 марта 2011 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ «Крушение самолета ВВС в Нью-Мексико; 20 погибших» . Обозреватель-репортер . Вашингтон, Пенсильвания. Ассошиэйтед Пресс. 16 сентября 1977 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Описание происшествия для N23ST в Сети авиационной безопасности . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Фактический отчет об авиационном самолете Boeing 727-247 N2809W (PDF) (Отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте. 6 июля 1997 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г. . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ «Неуправляемые пассажиры вынуждают отклонить рейс из Лос-Анджелеса в Нэшвилл» . Новости Эй-Би-Си. 4 июня 2021 г. . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ О'Хара, Шон (7 августа 2005 г.). «Бесплатный Wi-Fi-сервис Sunport привлекает внимание всей страны» . Альбукерке Бизнес прежде всего . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ «Wi-Fi в окрестностях, бесплатный доступ в Интернет» . Город Альбукерке . 2022. Архивировано из оригинала 4 октября 2022 года . Проверено 14 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Альбукерке Интернэшнл Санпорт
- Дель Соль Авиация
- Схема аэропорта ФАУ ( PDF ) , действует с 11 июля 2024 г.
- Терминальные процедуры ФАУ для ABQ , вступают в силу 11 июля 2024 г.
- Ресурсы для этого аэропорта:
- AirNav информация об аэропорте для KABQ
- ASN для ABQ История аварий
- FlightAware Информация об аэропорте и отслеживание рейсов в реальном времени
- Наблюдения за погодой NOAA/NWS: текущие , за последние три дня
- Аэронавигационная карта SkyVector для KABQ
- ФАУ Текущая информация о задержке ABQ