Иафет
Иафет | |
---|---|
Дети | Гомер Магог Претензии Джаван Тубал Мешех Полоски |
Родитель | Ной |
Иафет / ˈ dʒ eɪ f ə θ / ( иврит : יֶפֶת Yép̄eṯ , на паузе) יָפֶת Йа́p̄eṯ ; Греческий : Ἰάφεθ Иафет ; Латынь : Iafeth, Iapheth, Iaphethus, Iapetus ; арабский : يافث Yāfith ) — один из трёх сыновей Ноя в Книге Бытия , в которой он играет роль в истории о пьянстве Ноя и проклятии Хама , а впоследствии в Таблице Наций как предок народов. Эгейского моря , Анатолии , Кавказа , Греции и других стран Евразии . [ 1 ] В средневековой и ранней европейской традиции он считался прародителем европейских народов . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Значение имени Иафет ( יפת : йпт ) спорно. Есть два возможных источника значения имени: [ 5 ]
- От арамейского корня פתה ( pth ), что означает «расширять». В этом случае имя означало бы «да продлит Он», согласно интерпретации Раши . [ 5 ]
- От еврейского корня יפה ( yph ), означающего «красота», и в этом случае имя будет означать «красивый». [ 5 ]
В книге Бытия
[ редактировать ]Иафет впервые появляется в еврейской Библии как один из трех сыновей Ноя, спасенных от Потопа через Ковчег . [ 5 ] В Книге Бытия они всегда располагаются в порядке «Сим, Хам и Иафет», когда перечислены все трое. [ 6 ] [ 7 ] В Бытии 9:24 Хам назван младшим, [ 7 ] а в Бытии 10:21 Сим двусмысленно упоминается как «брат Иафета старшего», что может означать, что любой из них является старшим. [ 8 ] Большинство современных авторов считают, что Сим-Хам-Иафет отражает порядок их рождения, но это не всегда так: Моисей и Рахиль также появляются во главе таких списков, несмотря на явное описание их как младших братьев и сестер. [ 9 ] Иафет считается старшим сыном Ноя Однако в раввинистической литературе . [ 5 ]
После Потопа Иафет фигурирует в истории об опьянении Ноя . [ 5 ] Хам видит Ноя пьяным и обнаженным в своем шатре и рассказывает об этом своим братьям, которые затем накрывают своего отца плащом, избегая этого зрелища; Проснувшись, Ной проклинает Ханаана, сына Хама , и благословляет Сима и Иафета: [ 5 ] «Благословен Господь Бог Сима, и пусть Ханаан будет его рабом ; и пусть Бог расширит Иафета, и пусть он обитает в шатрах Сима, и пусть Ханаан будет его рабом!» [ 10 ] Глава 10 Книги Бытия, « Таблица народов» , описывает, как после Потопа земля была заселена сыновьями Ноя, начиная с потомков Иафета:
Иафет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гомер | Магог | Претензии | Джаван | Тубал | Мешех | Полоски | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ашкеназ | Рифат | Тогарма | Элиша | Фарсис | Киттим | Добавлен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этногенетические интерпретации
[ редактировать ]Иафет (на иврите : Yā́p̄eṯ или Yép̄eṯ ) может быть транслитерацией греческого Iapetos , предка эллинских народов . [ 11 ] [ 12 ] Его сыновья и внуки связывают его с географической областью, включающей Эгейское море , Грецию , Кавказ и Анатолию : Ионию / Яван , Родос / Роданим , Кипр / Киттим и другие места в регионе Восточного Средиземноморья . [ 12 ] [ 13 ] Смысл «благословения Иафета», похоже, заключается в том, что Иафет ( народ греческого происхождения ) и Сим ( израильтяне ) будут совместно править Ханааном ( Палестиной ).
С 19-го века до конца 20-го века Иафет обычно рассматривался как отсылка к филистимлянам , которые разделяли власть над Ханааном в домонархический и раннемонархический период Израиля и Иуды . [ 14 ] Эта точка зрения соответствовала пониманию происхождения Книги Бытия, которая, как считалось, составлялась поэтапно, начиная со времен царя Соломона , когда филистимляне еще существовали (они исчезли из истории после ассирийского завоевания Ханаана ). Однако в Бытии 10:14 их предком назван Хам, а не Иафет. [ 11 ]
Библейские потомки
[ редактировать ]В еврейской Библии Иафету приписывается семь сыновей: Гомер , Магог , Тирас , Иаван , Мешех , Тувал и Мадай . По словам римско-еврейского историка Флавия Иосифа в книге «Иудейские древности» , I.VI.122 ( Уистон ):
У Иафета, сына Ноя, было семь сыновей: они заселили так, что, начав от гор Тавр и Аман , проследовали по Азии, до реки Танаис (Дон), и по Европе до Кадиса ; и поселившись на землях, на которые они пришли, на которых никто прежде не заселял, они назвали народы своими именами.
Сефер ха-Яшар («Книга Джашера»), написанная талмудическими раввинами в 17 веке, приписала внукам Иафета некоторые новые имена, которых нет в еврейской Библии, и предоставила гораздо более подробную генеалогию . В еврейской традиции Авраама жену Хеттуру иногда считают потомком Иафета. [ 15 ]
Европейцы
[ редактировать ]В VII веке нашей эры испано-римский архиепископ и ученый Исидор Севильский написал свой знаменитый энциклопедически-исторический трактат под названием «Этимологии» , в котором он прослеживает происхождение большинства европейских народов до Иафета. [ 16 ] [ 17 ] Ученые почти во всех европейских странах продолжали повторять и развивать утверждение Исидора Севильского о происхождении от Ноя через Иафета в XIX веке. [ 4 ]
Уильяма Шекспира Пьеса « Генрих IV, часть II» содержит ироничный комментарий о людях, утверждающих, что они связаны с королевскими семьями. Принц Хэл отмечает таких людей:
...они будут нам родственниками, или возьмут у Иафета. (II.ii 117-18)
Грузинский Иване историк и лингвист Джавахишвили связал сыновей Иафета с определенными древними племенами, называемыми тубалами ( табалами , по-гречески: Тибареной ) и мешехами (мешехами/мосохами, по-гречески: мосхои ), которые утверждали, что представляют собой неиндоевропейские и не-индоевропейские племена. Семитские, возможно, «протоиберийские» племена, населявшие Анатолию в III — I тысячелетиях до нашей эры . [ 3 ]
В польской традиции сарматизма , произошли от Иафета , что сарматы , иранский народ считалось , сына Ноя, что позволило польской знати поверить в то, что их родословная может быть прослежена непосредственно от Ноя. [ 4 ] В Шотландии истории, ведущие происхождение шотландского народа от Иафета, были опубликованы еще в книге Джорджа Чалмерса хорошо принятой «Каледония» , опубликованной в трех томах с 1807 по 1824 год. [ 18 ]
В исламской традиции
[ редактировать ]Иафет (по- арабски : Яфит ) [ 19 ] не упоминается по имени в Коране , но косвенно упоминается в повествовании о Ное (Коран 7:64 , 10:73 , 11:40 , 23:27 , 26:119 ). [ 19 ] Однако в мусульманской интерпретации Корана упоминаются имена всех сыновей Ноя, в том числе Иафета. [ 20 ] При определении потомков Иафета мусульманская экзегеза в основном согласуется с библейской традицией . [ 21 ]
В исламской традиции его обычно считают предком племен Гога и Магога . Исламская традиция также склонна идентифицировать потомков Иафета как тюрков , хазар , китайцев , монголов и славян . [ 19 ] [ 22 ] Согласно Абу'л-Гази , написавшему этнографический трактат XVII века « Шаджара-и Таракима » («Генеалогия туркмен»), потомки Хама отправились в Африку , Сима в Иран , а Иафет отправился на берега Итиля и реки Яик и имел восемь сыновей по имени Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Мин, Чин, Кемери и Тарих. Умирая, Иафет назначил своим преемником Турка, своего первенца. [ нужна ссылка ]
XVIII века По словам хуэйского мусульманского писателя Лю Чжи , после Ноева потопа Иафет унаследовал Китай как восточную часть Земли, Сим унаследовал Аравию как среднюю часть, а Хам унаследовал Европу как западную часть. [ 22 ] Некоторые мусульманские традиции повествуют, что 36 языков мира восходят к Иафету. [ 19 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Иафет — главный персонаж второго акта Стивена Шварца мюзикла «Дети Эдема» . В этой версии Иафет влюбляется в семейного слугу Иону (созданного исключительно для сериала). Он хочет привести ее в ковчег, чтобы позволить ей пережить потоп, но Ной запрещает это, поскольку Отец (Бог) пытается стереть с лица земли тех, кто произошел от Каина . Йона происходит от Каина, несмотря на ее доброе сердце и любовь семьи. Иафет тайно приводит ее на борт, и в конце концов ее обнаруживают Хам и Сим. Иафет защищает ее от Ноя и в ярости собирается убить Сима. Йона останавливается и успокаивает его, и Ной решает позволить ей остаться. Потоп проходит, и все братья отправляются в разные регионы, чтобы заселить мир, но Иафет и Иона решают, что хотят найти Эдем . посох Адама Ной благословляет их путешествие, передавая Иафету . В меньшем составе сериала обычно актер, играющий Каина, также играет Иафета.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хант 1990 , с. 430.
- ^ Рейнольдс, Сьюзен (октябрь 1983 г.). «Средневековое происхождение Gentium и сообщество королевства». История . 68 (224). Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл : 375–390. дои : 10.1111/j.1468-229X.1983.tb02193.x . JSTOR 24417596 .
- ^ Jump up to: а б Джавахишвили, Иване (1950), Историко-этнологические проблемы Грузии, Кавказа и Ближнего Востока . Тбилиси , стр. 130–135 (на грузинском языке ).
- ^ Jump up to: а б с Кидд 2004 , стр. 28–31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хирш, Эмиль Г .; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон (1906). «Иафет» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Бытие 5:32 , 9:18 и 10:1 .
- ^ Jump up to: а б Хейнс 2002 , стр. 204, 269.
- ^ Гарсия Мартинес 2012 , с. 33 сн.7.
- ^ Гринспан 1994 , с. 65.
- ^ Бытие 9:20–27 .
- ^ Jump up to: а б День 2014 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Глоуберман 2012 , с. 112.
- ^ Гмиркин 2006 , с. 165 сн.192.
- ^ День 2014 г. , стр. 38–39.
- ^ «Кетура» . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Лейзер, Карл (1994). Коммуникации и власть в средневековой Европе: Каролингский и Оттоновский века . А&С Черный . п. 5. ISBN 9781852850135 . Проверено 10 августа 2019 г.
Уже при Исидоре Севильском они были основателями городов и регионов в Европе, Азии и Африке.14 Весь человеческий род должен был произойти от них, и поэтому они, Сим, Хам и Иафет, разделили мир между собой. Европа была долей Иафета, а его многочисленные потомки и их потомки, в свою очередь, были предками всех великих европейских народов: франков, латинян, алеманов и бриттов, и это лишь некоторые из них.
- ^ Ричард Коул (2015). «Проторасовое мышление и его применение к евреям в древнескандинавской литературе» . В Хессе, Корделия; Адамс, Джонатан (ред.). Страх и ненависть на Севере: евреи и мусульмане в средневековой Скандинавии и Балтийском регионе . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 258. ИСБН 9783110346473 .
- ^ Кидд 2004 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с д Хеллер, Б.; Риппин, А. (2012) [1993]. «Яфит». В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7941 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Табари, Том I: Пророки и патриархи , 222.
- ↑ Табари, Том I: Пророки и патриархи , 217.
- ^ Jump up to: а б Лесли, Дональд Дэниел (1984). «Иафет в Китае». Журнал Американского восточного общества . 104 (3). Американское восточное общество : 403–409. дои : 10.2307/601652 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 601652 .
Библиография
[ редактировать ]- Бреммер, Ян Н. (2004). «Помните Титанов!». В Ауфарте, Кристоф ; Штукенбрюк, Лорен Т. (ред.). Падение ангелов . БРИЛЛ. ISBN 9004126686 .
- Дэй, Джон (2014). «Пьянство Ноя, проклятие Ханаана». В Баере, Дэвид А.; Гордон, Роберт П. (ред.). Лешон Лимудим: Очерки языка и литературы еврейской Библии в честь А. А. Макинтоша . А&С Черный. ISBN 9780567308238 .
- Гарсиа Мартинес, Флорентино (2012). Между филологией и теологией: вклад в изучение древней еврейской интерпретации . БРИЛЛ. ISBN 978-9004243934 .
- Глоуберман, Марк (2012). Ворон, голубь и сова Минервы: Сотворение человечества в Афинах и Иерусалиме . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442645059 .
- Гмиркин, Рассел (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход: эллинистические истории и дата Пятикнижия Блумсбери. ISBN 9780567134394 .
- Гринспан, Фредерик Э. (1994). Когда братья живут вместе: превосходство младших братьев и сестер в еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195359558 .
- Грайфенхаген, Франц В. (2003). Египет на идеологической карте Пятикнижия . Блумсбери. ISBN 9780567391360 .
- Хейнс, Стивен Р. (2002). Проклятие Ноя: библейское оправдание американского рабства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198032601 .
- Хант, Гарри Б. младший (1990). «Иафет». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Кидд, Колин (2004) [1999]. Британская идентичность до национализма: этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600-1800 гг . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-62403-7 .
- Кванвиг, Хельге (2011). Первобытная история: вавилонская, библейская и енохическая: интертекстуальное чтение . БРИЛЛ. ISBN 978-9004163805 .
- Томпсон, Томас Л.; Вайденбаум, Филипп (2014). «Освободите место для Иафета». В Томпсоне, Томас Л.; Вайденбаум, Филипп (ред.). Библия и эллинизм: греческое влияние на еврейскую и раннехристианскую литературу . Рутледж. ISBN 9781317544265 .
- Вайбенбаум, Филипп (2016). «Цари Бытия как платонический эпос». В Хьельме, Ингрид; Томпсон, Томас Л. (ред.). Библейская интерпретация за пределами историчности . Рутледж. ISBN 9781317428121 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). 1911. .
- Библейский словарь Истона об Иафете
- Библейский словарь Смита об Иафете
- Международная стандартная библейская энциклопедия: Иафет
- Иафет в Еврейской энциклопедии
- Генеалогическое древо Иафета на сайте Complete-bible-genealogy.com.