Фоккер Универсал
Универсальный | |
---|---|
Зарегистрированный в Канаде Fokker Universal | |
Роль | Авиалайнер , Коммунальный самолет |
Производитель | Fokker Aircraft Company (Атлантическая авиастроительная корпорация) |
Дизайнер | Роберт BC Норвуд |
Введение | 1926 |
Произведено | 1926-1931 |
Количество построенных | 44 |
Развитый в | Фоккер Супер Универсал |
Fokker Universal был первым самолетом, построенным в Соединенных Штатах на основе проектов голландца Энтони Фоккера , который проектировал самолеты для Германии во время Первой мировой войны . Около половины из 44 универсалов, построенных между 1926 и 1931 годами в США, использовались в Канаде . Среди знаменитых пилотов, летавших на Fokker Universal, были Панч Дикинс и Уолтер Гилберт .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Энтони Фоккер основал Atlantic Aircraft Corporation в аэропорту Тетерборо в Тетерборо , штат Нью-Джерси . Одним из первых его предприятий в новой компании было строительство других самолетов по лицензии. В 1926 году он сформулировал планы по созданию оригинального самолета, предназначенного для коммунального и воздушного транспорта. Дизайн был инициирован Робертом Ноордуйном и основан на традиционных конструкциях Fokker . Конструкция из смешанных материалов включала сварной стальной трубчатый каркас фюзеляжа и хвостового оперения , обтянутый тканью, а также большое деревянное крыло с размахом 14,55 м, установленное над фюзеляжем. Хотя общая конструкция была довольно «чистой», все кабели, рупоры и приспособления были установлены снаружи, что значительно увеличивало сопротивление.
Когда в 1925 году впервые был разработан Fokker Universal (известный в Fokker как Модель 4), он имел мощностью 149 кВт (200 л.с. ) двигатель Wright J-4 или J-5 мощностью 164 кВт (220 л.с.) . Более поздняя версия Standard Universal была оснащена двигателем Wright J-6-9 мощностью 246 кВт (330 л.с.) . Два бензобака монтировались в крыльях у передней кромки. Как это было типично для той эпохи, пилот сидел в открытой кабине перед передней кромкой крыла. Закрытая кабина внизу и позади пилота вмещала от четырех до шести пассажиров или могла быть приспособлена для перевозки грузов. Грузоподъемность оценивалась примерно в 427 кг (940 фунтов); Запас топлива составлял 280 л (78 галлонов США) или 213 кг (468 фунтов).
Их продали новыми на заводе в 1927 году за 14 200 долларов. В то время, когда Fokker America в основном производила местные версии самолетов, разработанных в Нидерландах, Universal изменила эту ситуацию, став самолетом американской разработки, производимым материнской компанией под названием Fokker F.XI (хотя Fokker F.XI и Universal были не идентичны).
Операционная история
[ редактировать ]Оснащенный недавно разработанным радиальным двигателем Wright R-790 Whirlwind с воздушным охлаждением , который доказал свою надежность, самолет Universal стал широко известен как хороший выбор для небольших авиаперевозчиков и операторов. Прочный многоцелевой самолет доказал, что может перевозить грузы и пассажиров, а его уникальная система амортизаторов, состоящая из эластичных тросов, позволяла ему приземляться на ухабистых и неровных взлетно-посадочных полосах. Конфигурацию можно было легко изменить с сухопутного самолета на гидросамолет, оснащенный поплавками или лыжами, Universal можно было использовать на неровной ледяной и снежной поверхности. Заказ на 12 универсалов был размещен компанией Western Canada Airways , когда ее владелец Джеймс Армстронг Ричардсон-старший счел, что Standard Universal — лучший доступный транспорт для использования в северных регионах Канады . [ 1 ] Еще шесть универсалов (G-CAHE — CAHJ) были заказаны правительством Канады для использования в экспедиции по Гудзонову проливу (1927–1928) с целью изучения образования льда и навигации в Гудзоновом проливе перед строительством порта Черчилль, Манитоба .
Хотя «Универсал» не был специально предназначен для полетов на дальние расстояния, он подходил для новаторских работ. Чарльз Линдберг хотел совершить трансатлантический перелет на самолете Universal, но официальные лица Atlantic Aircraft Corporation, рассматривавшие его запрос в 1926 году, сочли планы Линдберга слишком рискованными. Больше заботясь о репутации компании, чем о благополучии пилота, они не продали ему самолет.
Universal обеспечивал стабильное, хотя и не впечатляющее обслуживание: более половины Universal использовались для полетов в кустарниках, в то время как более дюжины авиакомпаний США, Канады и зарубежных стран летали на нем в качестве пассажирского/грузового транспорта. Дальнейшее развитие Super Universal было больше и изысканнее, с полностью закрытой кабиной. Последующая конструкция вскоре вытеснила Universal на производственных линиях Atlantic Aircraft Corporation.
Универсалы продолжали успешно летать и в 1930-е годы, но в основном предназначались для грузовых работ.
Выживший самолет
[ редактировать ]Fokker Standard Universal G-CAJD также известен как «Призрак озера Чаррон». Он был потерян во время снежной бури 10 декабря 1931 года. После 30-летних поисков редкого кустарникового самолета он был обнаружен в 2005 году. Поисковая группа Музея авиации Западной Канады (Fokker Aircraft Recovery Team, FART) с помощью сложной боковой Сканирующая гидролокационная технология наконец обнаружила самолет, буквально «припаркованный» на дне озера. В июле 2006 года двигатель «Призрака» был возвращен в Виннипег вместе с несколькими артефактами. В октябре группа подводных археологов вернулась на место восстановления и отбуксировала хвостовую часть на мелководье. В 2007 году была предпринята следующая экспедиция, чтобы вернуть больше «Фоккера» для будущей экспозиции в музее. Компоненты большего и меньшего размера в настоящее время хранятся в Музее авиации Западной Канады. Решение о реставрации или консервации восстановленного материала в настоящее время не принято. [ 2 ] [ 3 ]
Обломки Fokker Universal OE-DAA были перестроены для сэра Реджинала Ансетта и окрашены как VH-UTO (первый самолет Ansett Airlines). С 2024 года он является центральным элементом Транспортного музея сэра Реджинальда Ансетта в Гамильтоне, Виктория, Австралия.
Операторы
[ редактировать ]- Канадские авиалинии
- Канадские колониальные авиалинии
- Департамент морского хозяйства и рыболовства (ныне Департамент рыболовства и океанов Канады)
- Западная Канада Эйрвэйз
- Венгерские ВВС (Fokker F.XI)
- Национальные парки Эйрвэйз
- Тихоокеанский воздушный транспорт
- Чистое масло
- Стандартные воздушные линии
Технические характеристики (Фоккер Универсал)
[ редактировать ]Данные из «Справочник по инспекциям, часть 5» (PDF) . Библиотека нормативно-правовой документации . Федеральное управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2017 года . Проверено 26 апреля 2018 г. «Фоккер» . Аэрофилы . Проверено 26 апреля 2018 г.
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Вместимость: 4 пассажира или 940 фунтов/427 кг груза.
- Длина: 33 фута 3 дюйма (10,13 м)
- Размах крыльев: 47 футов 9 дюймов (14,56 м)
- Высота: 8 футов 9 дюймов (2,7 м)
- Площадь крыла: 341 кв. футов (31,68 м 2 )
- Пустой вес: 2192 фунтов (996 кг)
- Полная масса: 4000 фунтов (1818 кг)
- Силовая установка: 1 Wright J-5 радиальный двигатель мощностью 220 л.с. (164 кВт)
- Гребные винты: металлический гребной винт фиксированного шага Hamilton-Standard.
Производительность
- Максимальная скорость: 118 миль в час (189 км/ч, 103 узла)
- Крейсерская скорость: 98 миль в час (158 км/ч, 86 узлов)
- Диапазон: 500 миль (805 км, 439 миль)
- Практический потолок: 12 000 футов (3658 м)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Молсон 1974, с. 20.
- ^ "Призрак озера Чаррон" . prairiedogguide.tripod.com, дата обращения 23 октября 2010 г.
- ^ «Призрак озера Чаррон: Fokker Standard Universal». Архивировано 5 января 2011 г. в Wayback Machine . Музей авиации Западной Канады , дата обращения 23 октября 2010 г.
- Библиография
- Бинни, Н. «От места к полке: восстановление исторического самолета с озера Чаррон, Манитоба». Информационный бюллетень CCI (Канадский институт охраны природы) 38 (английская и французская версии), стр. 10-12, 2007.
- Дириккс, Марк. Фоккер: Трансатлантическая биография . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1997. ISBN 1-56098-735-9 .
- Молсон, К.М. Новаторство в канадском воздушном транспорте . Виннипег: Джеймс Ричардсон и сыновья, Ltd., 1974. ISBN 0-919212-39-5 .
- Невин, Дэвид. Следопыты (серия «Эпос полета») . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1980. ISBN 0-8094-3256-0 .
- Постма, Тайс. Фоккер: авиастроители мира . Лондон: Джейн, 1979. ISBN 0-7106-0059-3 .
- Сигрейв, Стерлинг. Пилоты Буша (серия «Эпос полета») . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1983. ISBN 0-8094-3312-5 .