Комическая опера
Комическая опера ( Французский: [ɔpeʁa kɔmik] ; множественное число: opéras comiques ) — жанр французской оперы , содержащий устные диалоги и арии . Он возник из популярных комических опер и водевилей ярмарочных театров Сен-Жермен и Сен-Лоран (и, в меньшей степени , Итальянской комедии ), [ 1 ] в котором существующие популярные мелодии сочетались с устными отрывками. парижским театром связанная с одноименным , Комическая опера, не обязательно носит комический или поверхностный характер; «Кармен» , возможно, самая известная комическая опера , является трагедией .
Использование термина
[ редактировать ]Термин «комическая опера» сложен по смыслу и не может быть переведен просто как « комическая опера ». Жанр зародился в начале 18 века с юмористических и сатирических пьес, исполнявшихся в театрах парижских ярмарок и содержавших песни ( водевили ) с новыми словами, положенными на уже существовавшую музыку. Фраза «комическая опера в водевилях» или подобная ей часто применялась к этим произведениям ранней стадии. В середине 18 века композиторы начали писать оригинальную музыку, заменяющую водевили , под влиянием более легких типов итальянской оперы (особенно Джованни Баттисты Перголези » «Служанки-падроны ). Эту форму комической оперы часто называли комедией меле д'ариетт , но диапазон охватываемых ею тем выходил за рамки просто комического. К 19 веку комическая опера часто означала не что иное, как произведения с устным диалогом, исполняемые в театре Опера-Комик , в отличие от произведений с речитативом , которые появлялись в Парижской опере . Таким образом, вероятно, самый известный из всех Комические оперы , Жоржа Бизе » « Кармен , посвящены трагической теме. Как Элизабет Бартлет и Ричард Лэнгэм Смит отмечают в своей статье в Grove на эту тему, композиторы и либреттисты часто отказывались от использования общего термина « комическая опера» в пользу более точных обозначений. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Комическая опера зародилась в начале восемнадцатого века в театрах двух ежегодных парижских ярмарок, Фуар Сен-Жермен и Фуар Сен-Лоран. Здесь пьесы стали включать музыкальные номера, называемые водевилями , которые представляли собой существующие популярные мелодии, дополненные новыми словами. Пьесы были юмористическими и часто содержали сатирические нападки на официальные театры, такие как Комеди-Франсез . В 1715 году два ярмарочных театра были переданы под эгиду учреждения под названием «Театр комической оперы». Несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны конкурирующих театров, предприятие процветало, и ведущие драматурги того времени, в том числе Ален-Рене Лесаж и Алексис Пирон , представили произведения в новой форме. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Конец 18 века
[ редактировать ]« Querelle des Bouffons» (1752–1754), ссора между сторонниками французской и итальянской музыки, стала поворотным моментом для комической оперы . Члены проитальянской фракции, такие как философ и музыкант Жан-Жак Руссо , критиковали серьезную французскую оперу, представленную трагедиями в музыке Жана -Филиппа Рамо , в пользу того, что они считали простотой и «естественностью» Итальянская комическая опера ( opera buffa ), примером которой является Перголези опера « Служанка-падрона» , которая недавно была исполнена в Париже путешествующей итальянской труппой. В 1752 году Руссо поставил под влиянием Перголези короткую оперу « Le Devin du Village» , пытаясь познакомить Францию со своими идеями музыкальной простоты и естественности. Его успех привлек внимание театров Фуары. В следующем году руководитель театра Сен-Лоран Жан Монне поручил композитору Антуану Доверню поставить французскую оперу в стиле «Служанка-падрона» . Результатом стали «Les troqueurs» , которые Монне выдал за произведение итальянского композитора, жившего в Вене и свободно говорившего по-французски, тем самым обманув сторонников итальянской музыки и заставив их оказать ей теплый прием. Опера Доверня с простым сюжетом, бытовыми персонажами и итальянскими мелодиями оказала огромное влияние на последующие opéra comique , задающая моду на сочинение новой музыки, а не на переработку старых мелодий. Однако от более поздних комических опер она отличалась тем, что не содержала устных диалогов. В этом Довернь следовал примеру «Служанки Падроны» Перголези . [ 1 ] [ 5 ]
Короткие запоминающиеся мелодии, пришедшие на смену водевилям, были известны как ариетты , а многие комические оперы конца 18 века назывались комедиями меле д'ариетт . Их либреттистами часто были драматурги, умеющие идти в ногу с последними тенденциями в театре. Луи Ансом , Мишель-Жан Седен и Шарль Симон Фавар были одними из самых известных из этих драматургов. [ 4 ] Среди известных композиторов комических опер 1750-х и 1760-х годов - Эджидио Дюни , Пьер-Александр Монсиньи и Франсуа-Андре Даникан Филидор . Дюни, итальянец, работавший при франкофильском дворе Пармы , в 1757 году сочинил «Любовную любовь сына модели» на либретто Ансома. Его успех побудил композитора навсегда переехать в Париж, и он написал еще около 20 произведений для французской сцены. [ 6 ] Монсиньи сотрудничал с Седеном в произведениях, в которых комедия сочеталась с серьезным социальным и политическим элементом. «Король и фермье» (1762 г.) содержит такие темы Просвещения , как добродетели простых людей и потребность в свободе и равенстве. Их самый большой успех, «Дезертир» (1769 г.), касается истории солдата, приговоренного к смертной казни за дезертирство из армии. [ 7 ] Филидора Самой известной комической оперой была «Том Джонс» (1765), основанная на Генри Филдинга одноименном романе 1749 года. Он отличается реалистичными персонажами и многочисленными ансамблями. [ 8 ] [ 9 ]
Самым важным и популярным композитором комической оперы конца 18 века был Андре Гретри . Гретри успешно соединил итальянскую мелодичность с тщательной обработкой французского языка. Он был разносторонним композитором, который расширил диапазон комической оперы , включив в него широкий спектр тем: от восточной сказки «Земир и Азор» (1772) до музыкальной сатиры « Судьба Мидаса» (1778) и домашнего фарса «Любовь». жалу (также 1778 г.). Его самым известным произведением была историческая «опера-спасение» «Ричард Львиное сердце» (1784), которая приобрела международную популярность, достигнув Лондона в 1786 году и Бостона в 1797 году. [ 10 ] [ 11 ]
Между 1724 и 1762 годами театр Опера-Комик располагался на площади Сен-Жермен. В 1762 году компания была объединена с «Итальянской комедией» и переехала в Hôtel de Bourgogne . В 1783 году для него был построен новый, более просторный дом в Итальянском театре (позже переименованном в Зал Фавар ). [ 12 ]
Революция и XIX век.
[ редактировать ]Французская революция принесла много изменений в музыкальную жизнь Парижа. В 1793 году название «Итальянской комедии» было изменено на «Комическая опера», но она больше не имела монополии на исполнение опер с устным диалогом и столкнулась с серьёзной конкуренцией со стороны Театра Фейдо , который также ставил произведения в стиле комической оперы . Комическая опера в целом стала более драматичной и менее комичной и начала проявлять влияние музыкального романтизма . [ 4 ] Главными композиторами Комической оперы в эпоху революции были Этьен Мехюль , Николя Далайрак , Родольф Крейцер и Анри-Монтан Бертон . Среди тех, кто работал в Фейдо, были Луиджи Керубини , Пьер Гаво , Жан-Франсуа Ле Сюёр и Франсуа Девьен . [ 13 ] В произведениях Меуля (например, Стратонице , 1792; Ариоданта , 1799), Керубини ( «Лодойска» , 1791; Меде , 1797; Les Deux journées , 1800) и Ле Сюёра ( La Caverne , 1793) особенно видно влияние серьёзной французской оперы. , особенно Глюка , и готовность взяться за ранее табуированные темы (например, инцест в «Мелидоре и Фрозине» Керубини Меуля, 1794; детоубийство в знаменитой «Меде» ). Оркестровка и гармония более сложны, чем в музыке предыдущего поколения; предпринимаются попытки уменьшить количество разговорных диалогов, а единство обеспечивается такими приемами, как «мотив воспоминаний» (повторяющиеся музыкальные темы, представляющие персонажа или идею). [ 4 ]
В 1801 году Комическая опера и Фейдо объединились по финансовым причинам. Изменение политического климата – более стабильного при правлении Наполеона – отразилось на музыкальной моде, поскольку комедия начала возвращаться в комическую оперу . Более легкие новые предложения Boieldieu (такие как Le calife de Bagdad , 1800) и Isouard ( Cendrillon , 1810) имели большой успех. [ 4 ] Парижская публика того времени также любила итальянскую оперу, посещая Итальянский театр, чтобы увидеть оперу-буффа и произведения в новом модном стиле бельканто , особенно произведения Россини , слава которого прокатилась по Европе. Влияние Россини начало проникать во французскую комическую оперу . Его присутствие ощущается в величайшем успехе Буальдье, «Белой даме» (1825), а также в более поздних работах Обера ( «Фра Дьяволо» , 1830; «Черное домино» , 1837), Фердинанда Герольда ( «Зампа» , 1831) и Адольфа Адама ( «Почтильон де Лоньюмо , 1836). [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д М. Элизабет К. Бартлет и Ричард Лэнгэм Смит . «Комическая опера» , Grove Music Online . Оксфордская музыка онлайн. 19 ноября 2009 г.
- ^ Варрак и Темперли 2002 , стр. 862, 889.
- ^ Паркер 1994 , стр. 91–94.
- ^ Jump up to: а б с д и Роща [ неполная короткая цитата ]
- ^ Паркер 1994 , стр. 93–94.
- ^ Холден, статья о Дуни, стр. 294
- ^ Холден, статья о Монсиньи, стр. 674
- ^ Холден, статья о Филидоре, стр. 775–777
- ^ Паркер 1994 , стр. 94–95.
- ^ Паркер 1994 , стр. 91–94 и 114–18.
- ^ Статья Холдена о Гретри.
- ^ Паркер 1994 , стр. 91, 114.
- ^ Паркер 1994 , с. 127.
- ^ Паркер 1994 , стр. 135–37.
Источники
- Холден, Аманда (ред.) (2001), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN 0-14-029312-4
- Паркер, Роджер , изд. (1994). Оксфордская иллюстрированная история оперы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816282-7 .
- Варрак, Джон ; Темперли, Николас (2002). Элисон Лэтэм (ред.). Оксфордский спутник музыки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866212-9 .