Тассили Н'Джер
Сайт Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Аэрофотоснимка Тассила н 'Аджера | |
Расположение | Алжир |
Включает | Национальный парк Тассили, долина водно -болотных угодий Ихерир Рамсар |
Критерии | Культурный и естественный: (i), (iii), (vii), (viii) |
Ссылка | 179 |
Надпись | 1982 (6 -я сессия ) |
Область | 7,200 000 га (28 000 кв. МИ) |
Координаты | 25 ° 30′N 9 ° 0′E / 25,500 ° N 9 000 ° E |
![]() | |
МСКН категория II ( национальный парк ) | |
Расположение | Провинция Таманрассет , Алжир |
Учредил | 1972 |
Официальное имя | Иерирская долина |
Назначен | 2 февраля 2001 года |
Ссылка №. | 1057 [ 1 ] |
Tassil N'ajjer ( Berber : Tassil n Ajjer , Arabic : طاسيل ناجر , романизированный : ṭāssīlī naʾjir ; «Плато рек») - это национальный парк в пустыне Сахара , расположенный на обширном плато в Саутстерне Алджирии ») - это национальный парк в пустыне Сахара, расположенный на обширном плато в Саутстерне Алджирии». Полем Имея одну из самых важных групп доисторического пещерного искусства в мире, [ 2 ] [ 3 ] и охватывает площадь более 72 000 км 2 (28 000 кв. МИ), [ 4 ] Тассиль Н'Аджар был введен в ЮНЕСКО участок Всемирного наследия в 1982 году Гондом Хонтигфом.
География
[ редактировать ]Tassili N'ajjer - плато на юго -востоке Алжира на границах Ливии, Нигера и Мали, охватывающей площадь 72 000 км. 2 . [ 2 ] Он варьируется от 26 ° 20′N 5 ° 00′E / 26,333 ° N 5,000 ° E с востока на юг к 24 ° 00′N 10 ° 00′E / 24.000 ° N 10,000 ° E . Его самая высокая точка - Adrar Afao , который достигает пика на уровне 2158 м (7080 футов), расположенный в 25 ° 10′N 8 ° 11′E / 25,167 ° N 8,183 ° E . Ближайший город - Джанет , расположенный примерно в 10 км (6,2 мили) к юго -западу от Тассили Н'Аджжера.
участок Археологический был обозначен национальным парком , биосферным заповедником ( кипарисами ) и был введен в ЮНЕСКО список участков Всемирного наследия в качестве национального парка Тассили Н'Аджер . [ 5 ]
Плато представляет большой геологический и эстетический интерес. Его панорама геологических образований горных лесов, состоящих из эродированного песчаника, напоминает лунный ландшафт и проводит ряд стилей рок -арт. [ 6 ] [ 7 ]
Геология
[ редактировать ]
Диапазон состоит в основном из песчаника . [ 8 ] Песчаник окрашивается тонким внешним слоем осажденных металлических оксидов , которые по-разному окрашивают в породы от почти черного до тусклого красного. [ 8 ] Эрозия в этом районе привела к тому, что почти 300 природных горных арков на юго -востоке образовались , наряду с глубокими ущельями и постоянными водяными бассейнами на севере.
Экология
[ редактировать ]Из-за более высокой высоты площади в сочетании с водой, эффективными свойствами песчаника , растительность здесь несколько более пышная и зелень, чем в нижних областях пустыни; В свою очередь, это создает привлекательную среду обитания для многочисленных видов животных, от самых маленьких беспозвоночных , до пищевой цепи до млекопитающих . В парке есть открытый лес, в основном, состоящий из находящихся под угрозой исчезновения и эндемического Купресса Дюпрезианы (Сахаран Кипарис ) и Миртуса Нивеллея (Сахаран Миртл), в его более высокой восточной половине. [ 8 ] Кипарис Tassili является одним из самых длинных деревьев и организмов на Земле после того, как сосны Bristlecone (род Pinus ) западных США . [ 3 ]
Экология Тассили Н'Аджера более полно описана в статье Западного Сахарана Монтан Ксерик Вудлендс , Экорегион , которой принадлежит этот район. Буквальный английский перевод Тассили Н'Аджера - «Плато рек». [ 9 ]
Фрагментированные популяции западноафриканского крокодила ( Crocodylus sucuus ) выжили в Тассили Н'Аджаре до двадцатого века; Сегодня этот вид встречается в первую очередь в более тропических и странах к югу от Сахары в Западной и Центральной Африке , от Сенегала до Чада . [ 10 ] Аудад, или Барбарская овца ( Аммотрагус Лервия ), является единственным существующим видом животного, изображенного в древнем скале. [ 8 ]
Археология
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Алжирское рок -искусство было подвергнуто европейскому исследованию с 1863 года, когда обследования, проведенные «А. Помель (1893–1898), Стефан Гселл (1901–1927), GBM Flamand (1892–1921), Лео Фросениус и Хьюго Обермайер (1925), 1925), Лео Фросениус и Хьюго Обермайер (1925), Лео Фросениус и Хьюго Обермайер (1925), Лео Фросениус и Хьюго Обермайер (1925), Лео Фросениус и Хьюго Обермайер (1925) (1892–1921). Анри Брейл (1931–1957), Л. Джоли (1918–1938), и Рэймонд Вауфри (1935–1955) ». [ 11 ]
Тассили уже был хорошо известен в начале 20 -го века, но жители Запада были в целом введены в него благодаря серии эскизов, сделанных французскими легионерами, особенно лейтенантом Чарльзом Бренансом в 1930 -х годах. [ 11 ] Он привел с собой французского археолога Генри Лхоте , который позже вернулся в 1956–1957, 1959, 1962 и 1970 годах. [ 12 ] Экспедиции Лхоте подвергались жесткой критике, а его команда обвинялась в фальшивых изображениях и в повреждении картин в осветлении их для отслеживания и фотографии, что привело к снижению исходных цветов за пределами ремонта. [ 13 ] [ 14 ]
Текущая археологическая интерпретация
[ редактировать ]Место тассили было в первую очередь занято в неолитическом периоде трансчемантными скотоводствами, чей образ жизни приносил пользу как на людях, так и животноводстве. Местная география, высота и природные ресурсы были оптимальными условиями для кемпинга небольших групп в сухом сезоне. Вади . в горном хребте функционировали как коридоры между Скалистым нагорье и песчаными низментами Нагорья имеют археологические доказательства занятия, датируемой от 5500 до 1500 г. до н.э., в то время как в низинах есть камни с тумули и очаги, датируемые от 6000 до 4000 г. до н.э. Лонические места, по -видимому, использовались в качестве живых мест, особенно в сезон дождей. [ 15 ] В лесах из песчаника есть многочисленные скальные укрытия, разбросанные неолитическими артефактами, включая керамические горшки и горшки, литические стрелки, миски и шлифовальные машины, бусинки и украшения. [ 3 ]
Переход к скотоводству после африканского влажного периода во время раннего голоцена отражен в археологических материалах Тассили Н'Аджера, рок -искусстве и зооархеологии. Кроме того, занятие Tassili является частью большего движения и сдвига климата в центральной части Сахары. Исследования палеоклиматического и палеоокружения начались в центральной части Сахары около 14 000 п.н., а затем проходили засушливым периодом, который привел к узким экологическим нишам. [ 16 ] Тем не менее, климат не был последовательным, и Сахара была разделена между засушливыми низким и влажным нагорье. Археологические раскопки подтверждают, что человеческая оккупация в форме групп охотников-собирателей произошла от 10 000 до 7500 п.н.; После 7500 п.н. люди начали организовывать пастырские группы в ответ на все более непредсказуемый климат. [ 17 ] Был сухой период с 7900 и 7200 п.н. [ 18 ] Это предшествовало появлению первых пастырских групп, что согласуется с другими частями пояса Сахаран-Сахили. [ 19 ] Пре-пасторальная керамика, выкопанная из тассили, датируется около 9 000–8500 п.н., а пастырская керамика-от 7100–6000 п.н. [ 20 ]
Рок -искусство в Тассили используется в сочетании с другими участками, включая Дхар Тичитт в Мавритании, [ 21 ] Изучить развитие животноводства и транс-сахарских путешествий в Северной Африке. Крупный рогатый скот был загнан в обширных районах еще в 3000–2000 г. до н.э., отражая происхождение и распространение скотоводства в этом районе. За этим последовали лошади (до 1000 г. до н.э.), а затем верблюд в следующем тысячелетии. [ 22 ] Прибытие верблюдов отражает повышенное развитие торговли транс-сахар, поскольку верблюды были в основном использованы в качестве транспорта в торговых караванах.
Доисторическое искусство
[ редактировать ]Скальная формация является археологическим местом, отмеченным своими многочисленными доисторическими теменными произведениями рок -искусства , впервые сообщили в 1910 году, [ 4 ] Эта дата ранней неолитической эры в конце последнего ледникового периода , в течение которого Сахара была обитаемой саванной, а не нынешней пустыней. Хотя источники значительно различаются, самые ранние произведения искусства считаются 12 000 лет. [ 23 ] [ 24 ] Подавляющее большинство датируется девятым и десятым тысячелетиями BP или младшим, согласно датированию ASL связанных отложений. [ 25 ] Искусство было датировано сбором небольших фрагментов окрашенных панелей, которые высушились и улетели до того, как их похоронили. [ 26 ] Среди 15 000 гравюр, идентифицированных до сих пор, изображенные субъекты являются крупные дикие животные, включая антилоп и крокодилов, стада крупного рогатого скота и людей, которые занимаются такими видами деятельности, как охота и танцы. [ 8 ] Эти картины являются одними из самых ранних художников из центральных сахаров и встречаются в самой большой концентрации в Тассили. [ 16 ] Хотя Алжир относительно близок к иберийскому полуострованию, рок -искусство Тассили Н'Аджер развивался отдельно от деятельности европейской традиции. [ 27 ] Согласно ЮНЕСКО , «исключительная плотность картин и гравюр ... сделала Тасили всемирно известным». [ 28 ]
Подобно другим сайтам сахар с каменным искусством, тассили можно разделить на пять различных традиций: архаичный (от 10 000 до 7500 г. до н.э.), круглая голова (от 7550 до 5050 г. до н.э.), бовидийский или пастырский (от 4500 до 4000 г. до н.э. и 50 г. н.э.) и верблюда (1000 г. до н.э. и далее).
Архаичный период состоит в основном из диких животных, которые жили в Сахаре во время раннего голоцена. Эти работы связаны с народами-охотниками-собирателями, состоящими только из офорт. Изображения в основном из более крупных животных, изображенных натуралистическим образом, с случайным геометрическим рисунком и человеческой фигурой. Обычно люди и животные изображены в контексте охотничьей сцены.
Период круглой головы связан с конкретным стилистическим выбором, изображающим гуманоидные формы и хорошо отделен от архаичной традиции, даже если охотники-собиратели были художниками для обоих. [ 29 ] Искусство состоит в основном из картин, с некоторыми из старейших и крупнейших открытых рок -картин в Африке; Одна человеческая фигура стоит на более пяти метрах, а другая - три с половиной метра. Уникальное изображение плавающих фигур с круглыми, безличными головами и бесформенными телами, по -видимому, плавающее на поверхности камней, отсюда и этикетка «круглая голова». Появление этих картин и мотивов сосредоточено в определенных местах на плато, подразумевая, что эти участки были центром ритуала, обрядов и церемоний. [ 11 ] Большинство показанных животных - это муфлон и антилопа , обычно в статических положениях, которые, по -видимому, не являются частью охотничьей сцены.
Бовидийский/ пастырский период коррелирует с прибытием одомашненного крупного рогатого скота в Сахару и постепенным переходом к мобильному скотоводству. Существует заметная и визуальная разница между пастырским периодом и предыдущими двумя периодами, что совпадает с аридификацией Сахары. Существует повышенная стилистическая вариация, подразумевая движение различных культурных групп в этой области. Орутованные животные, такие как крупный рогатый скот, овцы, козы и собаки, изображены, параллельные зооархеологической записи этого района. Сцены ссылаются на диверсифицированные сообщества пастухов, охотников с луками, а также женщин и детей, и подразумевают растущую стратификацию общества на основе собственности.
Следующие традиции лошадей соответствуют полной опустыниванию Сахары и требованием для новых методов путешествия. Прибытие лошадей, конных колесниц и гонщиков изображены, часто в середине галлопа и связаны с охотой, чем войной. [ 11 ] Надписи сценария ливийских бербер, используемые наследственными народами берберов, появляются рядом с изображениями, однако текст совершенно не поддается.
Последний период определяется появлением верблюдов, которые заменяли ослов и крупный рогатый скот как основной способ транспортировки через Сахару. [ 30 ] Прибытие верблюдов совпадает с разработкой торговых путей на расстоянии, используемых караванами для транспортировки соли, товаров и порабощенных людей по всей Сахаре. Мужчины, как монтированные, так и разоблаченные, с щитами, копьями и мечами присутствуют. Животные, включая коров и коз, включены, но дикие животные были грубо отображены.
Хотя эти периоды последовательны, временные рамки гибки и постоянно реконструируются археологами по мере развития технологий и интерпретации. Искусство было датировано археологами, которые собрали падшие фрагменты и мусор с каменного лица. [ 31 ]
Примечательной частью, распространенной в академическом письме, является «бегущая рогатая женщина», также известная как «рогатая богиня», из периода круглой головы. [ 32 ] Изображение изображает женскую фигуру с рогами в средней части; Точки украшают ее туловище и конечности, и она одета в бахронные повязки, юбку, ленты ног и ласы. Согласно Арисике Разак, рогатая богиня Тассили является ранним примером «африканской священной женской». [ 32 ] Ее женственность, плодородие и связь с природой подчеркиваются, в то время как художник -неолит налагает фигуру на более мелкие, старые фигуры. Использование бычьих рогов является общей темой на более поздних картинах с головой, которая отражает постоянную интеграцию одомашненного крупного рогатого скота в повседневную жизнь Сахаран. Образы крупного рогатого скота, в частности, из быков, [ 33 ] стал центральной темой не только в Тассили, но и на других близлежащих местах в Ливии. [ 34 ]
Грипов рок -искусство
[ редактировать ]В 1989 году исследователь психоделиков Джорджио Саморини предложил теорию о том, что грибовидные картины в пещерах Тассили являются доказательством отношений между людьми и психоделиками в древних популяциях Сахары, когда она все еще была вердатной землей: [ 35 ]
Одна из наиболее важных сцен можно найти на сайте Rock Art Tin-Tazarift, в Tassili, в котором мы находим серию фигур в масках в очереди и влеваемые или одетые в танцоры, окруженные длинными и живыми фестонами геометрических дизайнов разные виды ... Каждый танцор держит грибной объект в правой руке, и, что еще более удивительно, две параллельные линии выходят из этого объекта, чтобы достичь центральной части Глава танцора, область корней двух рогов. Эта двойная линия может означать косвенную ассоциацию или нематериальную жидкость, проходящую из объекта, удерживаемого в правой руке и ума. Эта интерпретация совпадает с интерпретацией грибов, если мы будем иметь в виду универсальную психическую ценность, вызванную галлюциногенными грибами и вегеталами, которые часто имеют мистическую и духовную природу (Dobkin de Rios, 1984: 194). Казалось бы, эти строки-сами по себе идеограмма, которая представляет что-то нематериальное в древнем искусстве-представляют собой эффект, который гриб оказывает на человеческий разум ... в укрытии в оловянном Появляясь, по крайней мере, вдвое, что связывает грибы и рыбу; Уникальная ассоциация символов среди этносиологических культур ... два гриба изображены напротив друг друга, в перпендикулярном положении о рыбном мотиве и возле хвоста. Недавно, выше, мы находим другую рыбу, похожие на вышеупомянутые, но без боковых средств.
- Giorgio Samorini , 1989
Эта теория была повторно использована Теренсом МакКенной в его книге 1992 года « Пища богов» , предполагая, что неолитическая культура, населяющая место, использовала грибы псилоцибина в рамках своей религиозной ритуальной жизни, ссылаясь на рок-картины, показывающие лиц, держащие грибные предметы в их руках,,,,, ручные а также грибы, растущие из их тела. [ 36 ] Для Анри Лхоте , который обнаружил пещеры Тассили в конце 1950 -х годов, это были явно секретные убежища. [ 35 ]
Картина, которая наилучшим образом поддерживает гипотезу грибов,-это фигура грибов тассили маталемамазар , где тело представленного шамана покрыто грибами. По словам Эрла Ли в его книге «Тела богов: психоактивные растения и культы мертвых » (2012), эти образы относится к древнему эпизоду, в котором был похоронен «грибной шаман», в то время как полностью одетый и когда он обнаруживается, когда -нибудь позже, Крошечные грибы будут расти на одежде. Эрл Ли рассмотрел грибные картины в Тассили довольно реалистичными. [ 37 ]
По словам Брайана Акерса, писателя The Mushroom Journal, грипкое рок -искусство в Тассили не напоминает представления Psilocybe Hispanica в пещерах Selva Pascuala (2015), и он не считает это реалистичным. [ 38 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Tassili - это место записи и название альбома 2011 года Tuareg группы Tinariwen .
- Tassili Plain - это трек на альбоме 1994 года Natural Wonders of the World в Dub от Dub Group Zion Train .
Галерея
[ редактировать ]- Рок-арт, сахарский кипарис и пейзажи тассили
-
Очень высокие скальные колонны
Фотография сделана с 30 000 футов -
Анонимное воспроизведение грибной фигуры Tassili Matalem-Amazar, найденного в Tassili. [ 39 ]
-
Изображение танца или сидящего человека
-
Дюны в Тассили Н'Айер
-
Окружающая пустыня
-
Местные кипарисы
-
Песчаные камни и скалы
-
Ритуальная фигура или шаман
-
Человеческие фигуры
-
Человеческие фигуры
-
Человеческие фигуры
-
Человеческие фигуры с луками
Рок-гравюры оловянной
[ редактировать ]Сайт жестяной тагхирта расположен в Тассили Н'Аджере между городами Динер и Ихериром .
-
Страус
-
Спящая антилопа - также обнаружена на обратной стороне 1000 алжирской динарской банкноты
-
Следы
-
Люди
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "La Vallée d'Iherir" . Рамсарские сайты Информационная служба . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Получено 25 апреля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО (11 октября 2017 г.). "Тассили Н'Айер" . Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Получено 26 декабря 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Рок -искусство Тассили и Аджер, Алжир» (PDF) . AfricanRockart.org. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2019 года . Получено 7 февраля 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Тассили-н-айер» . Британская. Архивировано из оригинала 29 мая 2019 года . Получено 7 февраля 2017 года .
- ^ «Национальный парк Tassili N'ajjer, Djanet» . Algeria.com. Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Получено 7 февраля 2017 года .
- ^ «Национальный парк Тассили, Сахара Алжир» . Archmillennium.net. Архивировано из оригинала 2020-09-20 . Получено 2012-12-16 .
- ^ Willcox, AR (2018-01-29). Рок -искусство Африки . Routledge. ISBN 978-1-315-51535-9 Полем Архивировано из оригинала 2023-04-07 . Получено 2020-12-09 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Scheffel, Richard L.; Wernet, Susan J., Eds. (1980). Природные чудеса мира . Соединенные Штаты Америки: читательская ассоциация Digest Association, Inc. с. 371–372. ISBN 978-0-89577-087-5 .
- ^ Панафриканский конгресс на предыстории (на французском языке). Краус перепечатан. 1977. с. 68. Архив из оригинала на 2024-05-21 . Получено 2019-08-01 .
Дождевая вода огулала гребни и постепенно разрезала плато, копая узкие и глубокие каньоны с пиковыми стенами, общее управление которого является южный север. Это то, что принесло ему имя Tassili-n-ajjer, имя, которое происходит от Tuareg слова: Tasilé = Plateau и Gir = Rivières, что означает: плато реки. == Дождевая вода потрошила хребты и постепенно сократил плакат, копая узкие глубокие каньоны с крутыми стенами, общее направление которого находится на юго-северо-северо-западе. Это то, что принесло ему имя Tassili-n-ajjer, имя, которое происходит от слов Tuareg: Tasilé = Plateau и Gir = реки, что означает: плато рек.
- ^ « Крокодилы в пустыне Сахара: обновление распределения, среда обитания и статуса населения для планирования сохранения в архивировании Мавритании 2018-08-10 на машине Wayback ». Plos один . 25 февраля 2011 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Алжир" . AfricanRockart.britishmuseum.org . Архивировано из оригинала 2021-07-19 . Получено 2021-04-10 .
- ^ Анри., Лхоте (1973). Поиск фресков Tassili: история доисторических рок-пленок Сахары . Хатчинсон. ISBN 0-09-112380-1 Полем OCLC 667687 .
- ^ Жан-Доминик., Lajoux (1962). Чудеса Тассили Н'Джер . Эд. OCLC 604199955 . Архивировано из оригинала 2024-05-21 . Получено 2021-04-10 .
- ^ Кинан, Джереми (2004). Меньшие боги Сахары: социальные изменения и оспариваемая местность среди туарега Алжира . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-203-32762-4 Полем OCLC 62269179 . Архивировано из оригинала 2024-05-21 . Получено 2021-04-10 .
- ^ «Сахарское рок -искусство: археология тассильской пасторалистской иконографии. Августин ФК Холл» . Журнал антропологических исследований . 61 (4): 541–542. Декабрь 2005 г. DOI : 10.1086/jar.61.4.3631543 . ISSN 0091-7710 . Архивировано из оригинала 2024-05-21 . Получено 2021-04-10 .
- ^ Jump up to: а беременный Сукопова, Джитка (январь 2011 г.). «Самые ранние рок -картины Центральной Сахары: приближающаяся интерпретация» . Время и разум . 4 (2): 193–216. doi : 10.2752/175169711x12961583765333 . ISSN 1751-696x . S2CID 143429582 . Архивировано из оригинала 2024-05-21 . Получено 2021-04-10 .
- ^ Фаган, Брайан М. (1967). «Радиоуглеродные даты для страх Африки к югу от Сахары: V» . Журнал африканской истории . 8 (3): 513–527. doi : 10.1017/s0021853700007994 . ISSN 0021-8537 . Jstor 179834 . S2CID 245918840 . Архивировано из оригинала 2021-05-06 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Мессили, Ламия; Saliège, Жан-Франсуа; Брутин, Джин; Мессагер, Эрван; Хатте, Кристина; Zazzo, Antoine (2013). «Прямая датировка 14C раннего и среднего голоцена сахарской керамики» . Радиоуглерод . 55 (3): 1391–1402. BIBCODE : 2013RADCB..55.1391M . doi : 10.1017/s0033822200048323 . ISSN 0033-8222 . S2CID 102344276 . Архивировано из оригинала 2021-05-06 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Гарчеа, Елена А.А.; Ван, Хонг; Chaix, Louis (2016). «Применение высокопрофессионального датирования радиоуглеродных знакомств для многопроксима органических материалов от позднего пищи до ранних пастырских участков в Верхней Нубии, Судан» . Журнал африканской археологии . 14 (1): 83–98. doi : 10.3213/2191-5784-10282 . ISSN 1612-1651 . JSTOR 44296870 . Архивировано из оригинала 2023-04-05 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Мессили, Ламия; Saliège, Жан-Франсуа; Брутин, Джин; Мессагер, Эрван; Хатте, Кристина; Zazzo, Antoine (2013). «Прямое 14 C датирование ранней и средней голоценовой керамики сахар» . Радиоуглерод . 55 (3): 1391–1402. BIBCODE : 2013RADCB..55.1391M . doi : 10.1017/s0033822200048323 . S2CID 102344276 . Архивировано из оригинала 2020-11-25 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Холл, Августин ФК (2002). «Время, пространство и создание изображений: рок -искусство от Дхара Тичитта (Мавритания)» . Африканский археологический обзор . 19 (2): 75–118. doi : 10.1023/a: 1015479826570 . HDL : 2027.42/43991 . ISSN 0263-0338 . JSTOR 25130740 . S2CID 54741966 . Архивировано из оригинала 2021-05-06 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Лампа, Фредерик Джон (2011). «Древние терракостские фигуры из северной Нигерии» . Йельский университет художественной галереи Бюллетень : 48–57. ISSN 0084-3539 . JSTOR 41421509 . Архивировано из оригинала 2021-05-06 . Получено 2021-05-06 .
- ^ «Тассили Н'Айер (Алжир)» . Africanworldheritagesites.org. Архивировано с оригинала 17 октября 2017 года . Получено 7 февраля 2017 года .
- ^ Дэвид Коулсон; Алек Кэмпбелл. «Рок -искусство Тассили и Аджер, Алжир» (PDF) . AfricanRockart.org. Архивировано из оригинала (PDF) 2019-09-30 . Получено 2021-08-18 .
- ^ Мерсье, Норберт; Le Quellec, Жан-Лоик; Хахид, Малика; Agsous, Safia; Гренет, Мишель (июль 2012 г.). «Знакомство OSL с четвертичными месторождениями, связанными с теменным искусством плато Тассили-н-айер (центральная Сахара)». Четвертичная геохронология . 10 : 367–373. Bibcode : 2012qugeo..10..367m . doi : 10.1016/j.quageo.2011.11.010 .
- ^ Смит, Эндрю Б. (1992). «Происхождение и распространение скотоводства в Африке» . Ежегодный обзор антропологии . 21 : 125–141. doi : 10.1146/annurev.an.21.100192.001013 . ISSN 0084-6570 . JSTOR 2155983 . Архивировано из оригинала 2021-04-10 . Получено 2021-05-06 .
- ^ «Африканское рок-искусство: Tassili-n-ajjer (? 8000 до н.э.?)» . www.metmuseum.org . Октябрь 2000 года. Архивировано с оригинала 2021-03-05 . Получено 2021-03-05 .
- ^ «Тассили Н'Аджер» . Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ Muzzoni, Alfred (2001). Уитли, Дэвид (ред.). "" Шоаан Африка "" Справочник Rock Art Research Altairira Press: 605–6
- ^ «Африканское рок-искусство: Тассили-н-айер (? 8000 до н.э.?)». www.metmuseum.org . Октябрь 2000 г. Получено 2021-03-12.
- ^ Смит, Эндрю Б. (1992). «Происхождение и распространение скотоводства в Африке». Ежегодный обзор антропологии . 21 : 130. ISSN 0084-6570.
- ^ Jump up to: а беременный Разак, Арисика (2016-01-01). «Священные женщины Африки и африканская диаспора: женское видение тел чернокожих женщин и африканского священного женского» . Международный журнал трансперсональных исследований . 35 (1): 129–147. doi : 10.24972/ijts.2016.35.1.129 . ISSN 1321-0122 .
- ^ Jelínek, Jan (1982). «Afarrh и происхождение сахарского одомашнивания крупного рогатого скота» . Антропология (1962-) . 20 (1): 71–75. ISSN 0323-1119 . JSTOR 26293061 . Архивировано из оригинала 2021-05-06 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Ди Лерния, Савино; Галлинаро, Марина (2011). «Работа на сайте ЮНЕСКО. Проблемы и практики на рок -искусстве Тадрарта Акакуса (SW Libya, Central Sahara)» . Журнал африканской археологии . 9 (2): 159–175. doi : 10.3213/2191-5784-10198 . ISSN 1612-1651 . JSTOR 43135548 . Архивировано из оригинала 2021-05-06 . Получено 2021-05-06 .
- ^ Jump up to: а беременный Giorgio Samorini, самые старые представления галлюциногенных грибов в мировом архивировании 2023-05-03 в The Wayback Machine , Artepreistorica.com , декабрь 2009 г. (впервые опубликовано в 1992 году)
- ^ МакКенна, Теренс (1992). Еда богов . Соединенные Штаты и Канада: Bantam Books. с. 72, 73. ISBN 978-0-553-07868-8 .
- ^ Эрл Ли, из тел богов: психоактивные растения и культы мертвых архивированных 2024-05-21 в The Wayback Machine , Simon и Schuster , 16 мая 2012 г. ISBN 9781594777011 )
- ^ Брайан Акерс, пещера в Испании, содержит самые ранние известные изображения грибов, архивных 2018-09-16 на The Wayback Machine , mushroomthejournal.com , 6 января 2015 г.
- ^ Гусман, колледж (июль 2012 г.). Agariomycota, Agaremyae, Storoyae, Африка и Испания " Acta Mexican (100): 79–1 doi : 10.21829/ABM100.2012.32 . Архивировано из оригинальности 2020-11-2 2020-12-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Bahn, Paul G. (1998) Кембридж иллюстрированная история доисторического искусства Кембридж, издательство Кембриджского университета.
- Брэдли, Р. (2000) Археология природных мест Лондона, Routledge.
- Брюс-Локхарт, Дж. И Райт Дж. (2000) Сложные и опасные дороги: путешествия Хью Клэппертона в Сахаре и Фезцане 1822-1825
- Chippindale, Chris and Tacon, SC (Eds) (1998) Археология рок -искусства Кембридж, издательство Кембриджского университета.
- Clottes, J. (2002): World Rock Art . Лос -Анджелес: Getty Publications.
- Coulson, D и Campbell, Alec (2001) Африканское рок -искусство: картины и гравюры на камне Нью -Йорка, Гарри Н Абрамс.
- Фризян-Рош, Роджер (1965) Сахаран Карнеты Париж, Фламмарион
- Holl, Augustin FC (2004) Saharan Rock Art, Археология тассильской пасторалистской иконграфии
- Ладжу, Жан-Доминик (1977) Тассили Н'Джер: Руперское искусство доисторического Сахара Париж, Дуб.
- Lajoux, Жан-Доминик (1962), чудеса Тассили Н'Джер ( рок-картины Тассили в переводе), Ле Чин, Париж.
- Le Quellec, JL (1998) Рупия и доисторическое искусство Сахары. Ливийский Мессак Париж: издания Payot and Rivages, Payot Scientific Library.
- Лхоте, Анри (1959, переизданный в 1973 году) Поиск фресков Тассили: история доисторических рок-картин в Лондоне Сахары.
- Lhote, Henri (1958, 1973, 1992, 2006) , чтобы открыть для себя фрески Tassili , Арто, Париж.
- , D (ред. Маттингли )
- Muzzolini, A (1997) «Сахарское рок -искусство», в Фогеле, Джо (ред ) .
- Ван Албада, А.-М. Ван Альбада, А. и
- Уитли, Д.С. (Эд) (2001) Справочник по исследованию рок -арт Нью -Йорк: Altamira Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- IUCN Категория II
- Горные хребты Алжира
- Сахара
- Сахарский рок -искусство
- Доисторическая Африка
- Археологические места в Алжире
- Сайты всемирного наследия в Алжире
- Национальные парки Алжира
- Природные арки
- Туарег
- География провинции Таманрассет
- Рамсарские сайты в Алжире
- Биосферные запасы Алжира
- Охраняемые районы, созданные в 1972 году
- Туристические достопримечательности в провинции Таманрассет
- 1933 Археологические открытия
- 1972 заведения в Алжире