Земные Ветви
Было предложено объединить эту статью с « Небесными стеблями» и «Шестидесятилетним циклом китайских циклических знаков» . ( Обсудить ) Предлагается с июля 2024 г. |
Земные Ветви | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Земные Ветви | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Диа Чи | ||
Китайские иероглифы | Земные Ветви | ||
Корейское имя | |||
хангыль | поддерживать | ||
Ханджа | Земные Ветви | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Земные Ветви | ||
Хирагана | Чиши | ||
|
Земные Ветви (также называемые Земными Ветвями или 12-цикловыми Ветвями). [1] ) — система из двенадцати упорядоченных символов, используемых по всей Восточной Азии . Они являются коренными для Китая и сами являются китайскими иероглифами , соответствующими словам, не имеющим никакого конкретного значения, кроме порядкового положения соответствующей ветви в списке. Культурные применения Ветвей включают систему датирования, известную как шестидесятилетний цикл , а также астрологию . Они связаны с десятью Небесными Стволами в китайских календарях и в даосской практике.
Обзор
[ редактировать ]Двенадцать Земных Ветвей:
- ребенок
- уродливый
- Инь
- Мао
- Чен
- Си
- полдень
- еще нет
- состояние
- унитарный
- Сюй
- Хай
Каждая из ветвей имеет особые названия на языках синосферы , включая китайский , японский , корейский , вьетнамский и монгольский . Ветви обычно используются при счете аналогично тому, как буквы используются в соответствии с их алфавитным порядком . В случае прописных букв радикал ⼝ «РОТ» может быть добавлен к соответствующему порядковому номеру для обозначения прописной буквы. Помимо календарных месяцев, каждая ветвь связана с несколькими отдельными культурными категориями, включая животных и часы суток, с некоторыми региональными различиями.
Земные Ветви используются вместе с Небесными Стеблями в китайских календарях и в даосской практике. Многие китайские календарные системы начинают новый год во второе новолуние после зимнего солнцестояния .
История
[ редактировать ]Самое раннее засвидетельствованное использование Земных Ветвей и Небесных Стеблей связано с записью циклов дней. [1] Десять Небесных Стеблей давали названия дням недели во времена династии Шан ( ок. 1600 – ок. 1050 до н. э. ). Ветви, по крайней мере, так же стары, как и Стволы, и археологические данные позволяют предположить, что на самом деле они могут быть старше.
До появления исторических свидетельств существовало несколько теорий о происхождении Земных Ветвей. Одна из теорий состоит в том, что Земные Ветви были адаптированы на основе наблюдений за планетой Юпитер ( 歲星 ; Suìxīng ; «Годовая звезда»), чей орбитальный период составляет примерно двенадцать земных лет. Джонатан Смит предположил, что первыми значениями земных ветвей, предшествовавших Шану, были фазы Луны , а Небесные Стебли в этой точке относились к подразделениям эклиптики. После того, как они были приняты в качестве календаря, они потеряли бы свою четкую лунную привязку, что позволило бы использовать их для станций на Юпитере. [2]
В контексте китайской космологии, которая становилась все более сложной в период Воюющих царств ( ок. 475–221 до н.э.), 12-, 10- и 60-циклы начали применяться к единицам времени, отличным от дней. [1]
Направления
[ редактировать ]Хотя в китайском языке есть слова для обозначения четырех основных направлений , китайские моряки и астрономы предпочитали использовать 12 направлений Земных Ветвей, аналогично использованию часов для указания направлений англоговорящими пилотами. Поскольку для плавания двенадцати пунктов было недостаточно, было добавлено 12 мидпойнтов. Вместо объединения двух соседних названий направлений они присваивали новые названия: для четырех диагональных направлений соответствующие триграммные названия И Цзин использовались . В остальном использовались Небесные Стебли 1–4 и 7–10. Согласно теории пяти элементов , восток соответствует дереву, а стволы дерева — 甲 ( jiώ ) и 乙 ( yǐ ). Таким образом, они были отнесены по часовой стрелке к двум соседним точкам востока.
Моряки, такие как Чжэн Хэ ( 1405–1433 гг. ), использовали 48-точечные компасы. Дополнительная середина называлась комбинацией двух ее ближайших основных направлений, таких как 丙午 ( bengwϔ ; 172,5°), средней точки между 丙 ( beng ; 165°) и 午 ( wϔ ; 180°).
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Смит (2015) .
- ^ Смит (2011) , стр. 222.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Панкеньер, Дэвид В. (2011), «Как разобраться с небесами и истоками письменности в Китае», Ли, Фэн ; Браннер, Дэвид Прагер (ред.), Письменность и грамотность в раннем Китае: исследования семинара по раннему Китаю в Колумбии , Сиэтл: University of Washington Press, стр. 19–50, ISBN. 978-0-295-80450-7 , JSTOR j.ctvcwng4z.7
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1991), «Ганьчжи как фонограммы и их применение в календаре», Early China , 16 : 39–80, doi : 10.1017/S0362502800003837
- Смит, Адам (2015), «Циклические знаки», в Sybesma, Rint (ред.), Онлайн-энциклопедия китайского языка и лингвистики , Brill, doi : 10.1163/2210-7363-ecll-all , ISSN 2210-7363
- Смит, Джонатан М. (2011), « Ди Чжи 地支 как лунные фазы и их координация с Тяньганем 天干 как эклиптические астеризмы в Китае до Аньяна», Early China , 33 : 199–228, doi : 10.1017/S0362502800000274 , S2CID 132200641