Синий
Синий | |
---|---|
Спектральные координаты | |
Длина волны | ок. 450–495 нм |
Частота | ~ 670–610 ТГц |
Цветовые координаты | |
Шестнадцатеричный тройник | #0000FF |
sRGB Б ( р , г , б ) | (0, 0, 255) |
ВПГ ( ч , с , v | (240°, 100%, 100%) |
CIELCh уф ( L , C , h ) | (32, 131, 266°) |
Источник | HTML/CSS [ 1 ] |
B : Нормализовано до [0–255] (байт). H : Нормализовано до [0–100] (сотня). |
Синий — один из трёх основных цветов в цветовой модели RYB (традиционной теории цвета), а также в цветовой модели RGB (аддитивной) . [ 2 ] он находится между фиолетовым и голубым В спектре видимого света . Термин «синий» обычно описывает цвета, воспринимаемые людьми, наблюдающими свет с преобладающей длиной волны примерно от 450 до 495 нанометров . Большинство синих цветов содержат небольшую смесь других цветов; лазурь содержит немного зеленого, а ультрамарин — немного фиолетового. Ясное дневное небо и глубокое море кажутся голубыми из-за оптического эффекта, известного как рассеяние Рэлея . Оптический эффект, называемый эффектом Тиндаля, объясняет голубые глаза . Удаленные объекты кажутся более синими из-за другого оптического эффекта, называемого воздушной перспективой .
Синий был важным цветом в искусстве и декорировании с древних времен. Полудрагоценный камень лазурит использовался в Древнем Египте для изготовления украшений и украшений, а позже, в эпоху Возрождения , для изготовления пигмента ультрамарина , самого дорогого из всех пигментов. [ 3 ] В восьмом веке китайские художники использовали синий кобальт для окраски тонкого синего и белого фарфора . В средние века европейские художники использовали его в окнах соборов . Европейцы носили одежду, окрашенную растительным красителем, пока его не заменил более тонкий индиго из Америки. В XIX веке синтетические синие красители и пигменты постепенно вытеснили органические красители и минеральные пигменты. Темно-синий стал распространенным цветом военной формы, а позже, в конце 20 века, и деловых костюмов. Поскольку синий цвет обычно ассоциируется с гармонией, он был выбран в качестве цвета флагов Организации Объединенных Наций и Европейского Союза . [ 4 ]
В Соединенных Штатах и Европе синий — это цвет, который, скорее всего, выберут как свой любимый как мужчины, так и женщины. По крайней мере, одно недавнее исследование показало то же самое в нескольких других странах, включая Китай, Малайзию и Индонезию. [ 5 ] [ 6 ] Прошлые исследования в США и Европе показали, что синий цвет чаще всего ассоциируется с гармонией , уверенностью , мужественностью , знаниями , интеллектом , спокойствием , расстоянием , бесконечностью , воображением , холодом и грустью . [ 7 ]
Этимология и лингвистика
Современное английское слово blue происходит от среднеанглийского bleu или blewe , от старофранцузского bleu , слова германского происхождения, родственного древневерхненемецкому слову blao (что означает «мерцающий, блестящий»). [ 8 ] В геральдике слово лазурный используется для обозначения синего цвета . [ 9 ]
На русском , испанском, [ 10 ] В монгольском , ирландском и некоторых других языках нет единого слова для обозначения синего, а есть разные слова для обозначения голубого ( голубой , голубой ; Celeste ) и темно-синего ( синий , sinij ; Azul ) (см. Термин «Цвет» ).
В нескольких языках, включая японский и лакота-сиу , используется одно и то же слово для описания синего и зеленого. Например, по -вьетнамски цвет листьев деревьев и неба — xanh . В японском языке слово «синий» ( 青 , ао ) часто используется для обозначения цветов, которые носители английского языка называют зелеными, например, цвета светофора, означающего «идти». В лакота слово tó используется как для синего, так и для зеленого, причем в более старых лакота эти два цвета не различаются (подробнее об этом предмете см. Различие синего и зеленого в языке ).
Лингвистические исследования показывают, что языки не начинаются со слова, обозначающего синий цвет. [ 11 ] Названия цветов часто развивались индивидуально на естественных языках, обычно начиная с черного и белого (или темного и светлого), а затем добавляя красный , и только намного позже – обычно в качестве последней основной категории цвета, принятой в языке – добавляя синий цвет, вероятно, когда синие пигменты можно будет надежно производить в культуре, использующей этот язык. [ 11 ]
Оптика и теория цвета
Термин «синий» обычно описывает цвета, воспринимаемые людьми, наблюдающими свет с преобладающей длиной волны примерно от 450 до 495 нанометров. [ 12 ] Синие цвета с более высокой частотой и, следовательно, с более короткой длиной волны постепенно становятся более фиолетовыми, а оттенки с более низкой частотой и более длинной длиной волны постепенно становятся более зелеными. Более чистый синий цвет находится в середине этого диапазона, например, около 470 нанометров.
Исаак Ньютон включил синий цвет в число семи цветов в свое первое описание видимого спектра . [ 13 ] Он выбрал семь цветов, потому что это было количество нот в музыкальной гамме, которая, по его мнению, была связана с оптическим спектром. Он включил индиго , оттенок между синим и фиолетовым, как один из отдельных цветов, хотя сегодня его обычно считают оттенком синего. [ 14 ]
В живописи и традиционной теории цвета синий — один из трех основных цветов пигментов (красный, желтый, синий), которые можно смешивать, образуя широкую гамму цветов. Красный и синий, смешавшись вместе, образуют фиолетовый, синий и желтый вместе образуют зеленый. Смешение всех трех основных цветов дает темно-коричневый цвет. Начиная с эпохи Возрождения, художники использовали эту систему для создания своих цветов (см. Цветовую модель RYB ).
Модель RYB использовалась для цветной печати Якобом Кристофом Ле Блоном еще в 1725 году. Позже принтеры обнаружили, что более точные цвета можно создавать, используя комбинации голубых, пурпурных, желтых и черных чернил, наносимых на отдельные красочные пластины, а затем накладывал по одному на бумагу. Этот метод позволяет воспроизводить почти все цвета спектра с достаточной точностью.
-
Аддитивное смешение цветов. Комбинация основных цветов дает вторичные цвета, где два перекрываются; комбинация красного, зеленого и синего, каждый в полной интенсивности, дает белый цвет.
-
Красные, зеленые и синие субпиксели на жидкокристаллическом дисплее .
На цветовом круге дополняется синий желтым ; HSV то есть цвет, соответствующий равной смеси красного и зеленого света. На цветовом круге, основанном на традиционной теории цвета ( RYB ), где синий считался основным цветом, его дополнительным цветом считается оранжевый (на основе цветового круга Манселла ). [ 15 ]
ВЕЛ
В 1993 году синие светодиоды высокой яркости продемонстрировал Сюдзи Накамура из Nichia Corporation . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Параллельно Исаму Акасаки и Хироши Амано из Университета Нагои работали над новой разработкой, которая произвела революцию в светодиодном освещении. [ 19 ] [ 20 ]
Накамура был удостоен Премии тысячелетия в области технологий 2006 года за свое изобретение. [ 21 ] Накамура, Хироши Амано и Исаму Акасаки были удостоены Нобелевской премии по физике в 2014 году за изобретение эффективного синего светодиода. [ 22 ]
Лазеры
Лазеры, излучающие в синей области спектра, стали широко доступны публике в 2010 году с выпуском недорогой технологии мощных лазерных диодов с длиной волны 445–447 нм . [ 23 ] Раньше синие длины волн были доступны только через DPSS , которые сравнительно дороги и неэффективны, но до сих пор широко используются учеными для таких приложений, как оптогенетика , рамановская спектроскопия и велосиметрия изображений частиц , благодаря превосходному качеству луча. [ 24 ] на синем Лазеры газе также до сих пор широко используются для голографии , секвенирования ДНК , оптической накачки и других научных и медицинских приложений.
Оттенки и вариации
Синий — это цвет света между фиолетовым и голубым в видимом спектре . Оттенки синего включают индиго и ультрамарин , близкие к фиолетовому; чистый синий, без примеси других цветов; Лазурный — более светлый оттенок синего, похожий на цвет неба; Голубой, который находится посередине спектра между синим и зеленым , и другие сине-зеленые цвета, такие как бирюза , бирюзовый и аквамарин .
Синий также различается по оттенку или оттенку; более темные оттенки синего содержат черный или серый, а более светлые оттенки — белый. Более темные оттенки синего включают ультрамарин, синий кобальт , темно-синий и берлинский синий ; к более светлым оттенкам относятся небесно-голубой , лазурный и египетский синий (более полный список см. в Списке цветов ).
Как структурный цвет
В природе многие явления синего цвета возникают из-за структурной окраски , являющейся результатом интерференции отражений от двух или более поверхностей тонких пленок в сочетании с преломлением света при входе в такие пленки и выходе из них. Затем геометрия определяет, что под определенными углами свет, отраженный от обеих поверхностей, интерферирует конструктивно, а под другими углами свет интерферирует деструктивно. Таким образом, несмотря на отсутствие красителей, появляются разнообразные цвета. [ 25 ]
Красители
Искусственный блюз
Египетский синий , первый искусственный пигмент, был произведен в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте. Его производят путем нагревания измельченного песка, меди и натрона . Его использовали в росписях гробниц и погребальных предметах, чтобы защитить мертвых в их загробной жизни. До 1700-х годов синие красители для произведений искусства в основном изготавливались на основе ляпис-лазури и родственного минерала ультрамарина. Прорыв произошел в 1709 году, когда немецкий фармацевт и производитель пигментов Иоганн Якоб Дисбах открыл берлинскую лазурь . Новый синий цвет возник в результате экспериментов по нагреванию засохшей крови с сульфидами железа и первоначально назывался Berliner Blau. К 1710 году его использовал французский художник Антуан Ватто , а позже его преемник Николя Ланкре . Он стал чрезвычайно популярен для изготовления обоев, а в 19 веке широко использовался французскими художниками-импрессионистами. [ 26 ] Начиная с 1820-х годов берлинскую лазурь импортировали в Японию через порт Нагасаки . Его называли беро-ай , или берлинский синий, и он стал популярным, потому что не выцветал, как традиционный японский синий пигмент ай-гами , сделанный из дневного цветка . Берлинскую лазурь использовал и Хокусай в своих волновых картинах, и Хиросигэ . [ 27 ]
В 1799 году французский химик Луи Жак Тенар создал синтетический кобальтовый синий пигмент, который стал чрезвычайно популярен среди художников.
В 1824 году Общество поощрения промышленности во Франции объявило премию за изобретение искусственного ультрамарина , который мог бы конкурировать с натуральным цветом, полученным из ляпис-лазури. Премия была выиграна в 1826 году химиком по имени Жан Батист Гиме, но он отказался раскрыть формулу своего цвета. В 1828 году другой учёный, Кристиан Гмелин , тогда профессор химии в Тюбингене, открыл этот процесс и опубликовал свою формулу. Это положило начало новой промышленности по производству искусственного ультрамарина, который со временем практически полностью заменил натуральный продукт. [ 28 ]
В 1878 году немецкие химики синтезировали индиго . Этот продукт быстро заменил натуральный индиго, уничтожив огромные фермы, выращивающие индиго. Теперь это синий цвет синих джинсов. По мере ускорения темпов развития органической химии была открыта череда синтетических синих красителей, включая синий индантрон , который обладал еще большей устойчивостью к выцветанию во время стирки или на солнце, и фталоцианин меди .
-
«Голубой мальчик» (1770 г.) с красителями из лазурита, индиго и кобальта. [ 29 ]
-
Большая волна у Канагавы иллюстрирует использование берлинской лазури.
-
Фабрика синтетических красителей индиго в Германии, 1890 год.
Красители для текстиля и пищевых продуктов
Синие красители представляют собой органические соединения, как синтетические, так и природные. [ 30 ] вайда и настоящий индиго Когда-то использовались , но с начала 1900-х годов весь индиго является синтетическим. Индиго, производимый в промышленных масштабах, имеет оттенок синих джинсов.
триарилметановый краситель Brilliant blue FCF В пищевой промышленности для конфет используется . Продолжаются поиски стабильных натуральных синих красителей, подходящих для пищевой промышленности. [ 30 ]
Пигменты для живописи и стекла.
Синие пигменты когда-то производились из минералов, особенно из лазурита и его близкого родственника ультрамарина . Эти минералы измельчались, перетирались в порошок, а затем смешивались с быстросохнущим связующим веществом, например яичным желтком ( темперная живопись ); или с медленносохнущим маслом, например, льняным маслом , для масляной живописи . Два неорганических, но синтетических синих пигмента представляют собой лазурный синий (в основном станат кобальта (II): Co 2 SnO 4 ) и берлинская лазурь (милори синий: преимущественно Fe 7 (CN) 18 ). Хромофор в синем стекле и глазури — кобальт (II). Различные соли кобальта (II), такие как карбонат кобальта или алюминат кобальта (II), смешиваются с диоксидом кремния перед обжигом. Кобальт занимает места, в противном случае заполненные кремнием.
Чернила
Метиловый синий является доминирующим синим пигментом в чернилах, используемых в ручках. [ 31 ] Проектирование предполагает производство берлинской лазури на месте.
Неорганические соединения
некоторых металлов Ионы обычно образуют синие растворы или синие соли. Имея определенное практическое значение, кобальт используется для изготовления темно-синих глазурей и стекол. он заменяет ионы кремния или алюминия В этих материалах . Кобальт является синим хромофором в витражах , например, в готических соборах и в китайском фарфоре, начиная с династии Тан . Медь(II) (Cu 2+ ) также производит множество соединений синего цвета, в том числе коммерческий альгицид сульфат меди (II) (CuSO 4 . 5Н 2 О). Точно так же ванадила соли и растворы часто имеют синий цвет, например сульфат ванадила .
На природе
Небо и море
Когда солнечный свет проходит через атмосферу, волны синего цвета более широко рассеиваются молекулами кислорода и азота, и в наши глаза попадает больше синего цвета. Этот эффект называется рэлеевским рассеянием в честь лорда Рэлея и подтвержден Альбертом Эйнштейном в 1911 году. [ 32 ] [ 33 ]
Море кажется синим по той же причине: вода поглощает более длинные волны красного цвета, а также отражает и рассеивает синий цвет, который попадает в глаза зрителю. Чем глубже погружается наблюдатель, тем темнее становится синий цвет. В открытом море лишь около 1% света проникает на глубину до 200 метров (см. Подводная и эвфотическая глубины ).
На цвет моря также влияет цвет неба, отражаемый частицами воды; а также водорослями и растениями в воде, которые могут придать ей зеленый вид; или осадком, из-за которого он может выглядеть коричневым. [ 34 ]
Чем дальше находится объект, тем более синим он кажется глазу. Например, горы вдалеке часто кажутся синими. Это эффект атмосферной перспективы ; чем дальше объект находится от зрителя, тем меньше контраст между объектом и цветом его фона, который обычно синий. На картине, где разные части композиции окрашены в синий, зеленый и красный цвет, синий будет казаться более далеким, а красный — ближе к зрителю. Чем холоднее цвет, тем более далеким он кажется. [ 35 ] Синий свет рассеивается больше , чем свет других длин волн, газами в атмосфере , отсюда и наша «голубая планета».
-
Земли Голубой ореол , вид из космоса
-
Еще один пример рэлеевского рассеяния .
-
Море
Минералы
-
Натуральный ультрамарин. пигмент
Некоторые из самых желанных драгоценных камней — синие, в том числе сапфир и танзанит . Соединения меди (II) имеют характерный синий цвет, как и многие медьсодержащие минералы. Азурит ( Cu 3 (CO 3 ) 2 (OH) 2 ) темно-синего цвета когда-то использовался в средние века, но это нестабильный пигмент, теряющий свой цвет, особенно в засушливых условиях. Лазурит , добываемый в Афганистане более трех тысяч лет, использовался для изготовления ювелирных изделий и украшений, а позже измельчался и измельчался в порошок и использовался в качестве пигмента. Чем больше его измельчали, тем светлее становился синий цвет. Натуральный ультрамарин , полученный путем измельчения лазурита в мелкий порошок, был лучшим доступным синим пигментом в Средние века и эпоху Возрождения . Он был чрезвычайно дорогим, и в итальянском искусстве эпохи Возрождения его часто использовали для одежды Девы Марии .
Растения и грибы
-
Примула акаулис
-
Ипомея остроконечная ( Ipomoea acuminata )
-
Синий цветок дельфиниума
Интенсивные усилия были сосредоточены на синих цветах и возможности использования натуральных синих красителей в качестве пищевых красителей. [ 30 ] Обычно синий цвет растений представляет собой антоцианы : «самая большая группа водорастворимых пигментов, широко распространенная в царстве растений». [ 37 ] У тех немногих растений, которые используют структурную окраску, яркие цвета производятся структурами внутри клеток. Самая яркая синяя окраска, известная в любой живой ткани, обнаружена в мраморных ягодах Pollia sensata , где спиральная структура целлюлозных фибрилл рассеивает синий свет. Плоды куандонга ( Santalum acuminatum ) могут казаться синими из-за того же эффекта. [ 30 ]
Животные
-
У овсянок индиго переливающиеся перья.
-
Синие лицевые гребни мандрила
-
Рыба -мандаринка — один из немногих видов животных с синим пигментом.
Животные с синей пигментацией встречаются относительно редко. [ 38 ] Примеры которых включают бабочек рода Nessaea , у которых синий цвет создается птеробилином . [ 39 ] Другие синие пигменты животного происхождения включают форкабилин, используемый другими бабочками Graphium и Papilio (в частности, P. phorcas и P. weiskei ), и сарпедобилин, который используется Graphium sarpedon . [ 40 ] Синепигментированные органеллы , известные как «цианосомы», существуют в хроматофорах как минимум двух видов рыб: рыбы-мандаринки и живописного дракончика . [ 41 ] Чаще всего синева у животных является структурной окраской ; эффект оптической интерференции, вызванный организованными чешуйками или волокнами нанометрового размера. Примеры включают оперение некоторых птиц, таких как голубая сойка и овсянка цвета индиго . [ 42 ] чешуйки бабочек, как у бабочки морфо , [ 43 ] коллагеновые волокна в коже некоторых видов обезьян и опоссумов , [ 44 ] и иридофорные клетки у некоторых рыб и лягушек. [ 45 ] [ 46 ]
Глаза
Голубые глаза на самом деле не содержат синего пигмента. Цвет глаз определяется двумя факторами: пигментацией глаза . радужной оболочки [ 47 ] [ 48 ] и рассеяние света мутной средой в строме радужной оболочки . [ 49 ] У человека пигментация радужной оболочки варьирует от светло-коричневого до черного. Появление голубых, зеленых и карих глаз является результатом тиндалловского рассеяния света в строме — оптического эффекта, подобного тому, который объясняет голубизну неба. [ 49 ] [ 50 ] Радужная оболочка глаз людей с голубыми глазами содержит меньше темного меланина , чем радужная оболочка людей с карими глазами, а это означает, что они поглощают меньше коротковолнового синего света, который вместо этого отражается зрителю. Цвет глаз также варьируется в зависимости от условий освещения, особенно для светлых глаз.
Голубые глаза наиболее распространены в Ирландии, странах Балтийского моря и Северной Европе . [ 51 ] а также встречаются в Восточной , Центральной и Южной Европе . Голубые глаза также встречаются в некоторых частях Западной Азии , особенно в Афганистане , Сирии , Ираке и Иране . [ 52 ] В Эстонии 99% людей имеют голубые глаза. [ 53 ] [ 54 ] В Дании в 1978 году только 8% населения имели карие глаза, хотя благодаря иммиграции сегодня это число составляет около 11%. [ 54 ] В Германии около 75% имеют голубые глаза. [ 54 ]
В Соединенных Штатах по состоянию на 2006 год 1 из каждых 6 человек, или 16,6% от общей численности населения, и 22,3% белого населения , имели голубые глаза, по сравнению с примерно половиной американцев, родившихся в 1900 году, и третью Американцы 1950 года рождения. Голубые глаза среди американских детей становятся все реже [ нужна ссылка ] . В США мужчины на 3–5% чаще имеют голубые глаза, чем женщины. [ 51 ]
История
В древнем мире
-
Чаша из лазурита из Ирана, конец III – начало II тысячелетия до н.э. (Лувр)
-
Египетский синий стакан-тренога, имитирующий лазурит. Южная Месопотамия. (1399-1200 до н.э.)
-
Фреска Полифема и Галатеи, Помпеи, с использованием египетского синего цвета (I век до н.э.) (Метрополитен-музей)
Еще в 7 тысячелетии до нашей эры лазурит добывали в рудниках Сар-и-Санг , [ 55 ] в Шортугае и других шахтах провинции Бадахшан на северо-востоке Афганистана . [ 56 ]
Артефакты из лазурита, датированные 7570 годом до нашей эры, были найдены в Бхирране , который является старейшим местом цивилизации долины Инда . [ 57 ] Ляпис высоко ценился в цивилизации долины Инда (7570–1900 гг. до н.э.). [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Бусы из ляписа были найдены в неолитических захоронениях в Мехргархе , на Кавказе , и даже в Мавритании . [ 60 ] Он использовался в погребальной маске Тутанхамона (1341–1323 гг. до н.э.). [ 61 ]
Термин «синий» был относительно редок во многих формах древнего искусства и декора и даже в древней литературе. Древнегреческие поэты описывали море как зеленое, коричневое или «цвет вина». Этот цвет несколько раз упоминается в еврейской Библии как « техелет ». Красный, черный, коричневый и охристый цвета встречаются в наскальных рисунках периода верхнего палеолита , но не синий. Синий также не использовался для окраски ткани до тех пор, пока не появился красный, охра, розовый и фиолетовый. Вероятно, это связано с постоянными трудностями изготовления синих красителей и пигментов. С другой стороны, редкость синего пигмента делала его еще более ценным. [ 62 ]
Самые ранние известные синие красители изготавливались из растений — вайды в Европе, индиго в Азии и Африке, а синие пигменты изготавливались из минералов, обычно лазурита или азурита , и их требовалось больше. [ 63 ] Синяя глазурь представляла собой еще одну проблему, поскольку первые синие красители и пигменты не были термически устойчивыми. В ц. В 2500 году до нашей эры голубая глазурь египетского синего цвета была использована для керамики, а также для многих других предметов. [ 64 ] [ 65 ] Греки импортировали краску индиго из Индии, называя ее индикон, и рисовали египетским синим цветом. Синий не был одним из четырех основных цветов греческой живописи, описанных Плинием Старшим (красный, желтый, черный и белый). Для римлян синий был цветом траура, а также цветом варваров. Сообщается, что кельты и германцы красили лица в синий цвет, чтобы напугать своих врагов, а когда старели, красили волосы в синий цвет. [ 66 ] Римляне широко использовали индиго и египетский синий пигмент, о чем частично свидетельствуют фрески в Помпеях . У римлян было много слов для обозначения разновидностей синего цвета, в том числе caeruleus , caesius , glaucus , cyaneus , lividus , venetus , aerius и Ferreus , но два слова, оба иностранного происхождения, стали наиболее устойчивыми; blavus , от германского слова blau , которое со временем стало синим или синим; и azureus , от арабского слова lazaward , которое стало лазурным. [ 67 ]
Синий широко использовался в отделке церквей Византийской империи. [ 68 ] Напротив, в исламском мире синий был второстепенным по отношению к зеленому и считался любимым цветом Пророка Мухаммеда . В определенные времена в мавританской Испании и других частях исламского мира синий цвет носили христиане и евреи, поскольку только мусульманам разрешалось носить белое и зеленое. [ 69 ]
В средние века
-
Витраж в базилике Сен-Дени (1130–1140 гг.), Цвет синего кобальта.
-
Деталь Голубого окна Богородицы Шартрского собора (XII в.)
-
( Диптих Уилтона 1395–1399). Деву Марию традиционно изображали в синем цвете (14 в.).
В искусстве и жизни Европы раннего средневековья синий цвет играл второстепенную роль. Ситуация резко изменилась между 1130 и 1140 годами в Париже, когда аббат Сугер перестроил базилику Сен-Дени . Сугерий считал свет видимым проявлением Святого Духа. [ 70 ] Он установил витражи, окрашенные кобальтом , которые в сочетании со светом от красного стекла наполняли церковь голубовато-фиолетовым светом. Церковь стала чудом христианского мира , а цвет стал известен как «голубой Сен-Дени» . В последующие годы еще более элегантные синие витражи были установлены в других церквях, в том числе в Шартрском соборе и Сент-Шапель в Париже. [ 71 ]
В XII веке Римско-католическая церковь потребовала, чтобы художники в Италии (и, следовательно, в остальной Европе) рисовали Деву Марию синим цветом, который стал ассоциироваться со святостью, смирением и добродетелью. В средневековых картинах синий цвет использовался для привлечения внимания зрителя к Деве Марии. Картины мифического короля Артура стали изображать его одетым в синее. Гербом королей Франции стал лазурный или голубой щит, усыпанный золотыми геральдическими лилиями или лилиями. Синий пришел из безвестности и стал королевским цветом. [ 72 ]
Возрождение до 18 века
Синий стал широко использоваться начиная с эпохи Возрождения, когда художники начали рисовать мир с перспективой, глубиной, тенями и светом из одного источника. В картинах эпохи Возрождения художники пытались создать гармонию синего и красного, осветляя синий свинцовыми белилами и добавляя тени и блики. Рафаэль был мастером этой техники, тщательно балансируя красный и синий, чтобы ни один цвет не доминировал на картине. [ 73 ]
Ультрамарин был самым престижным синим цветом эпохи Возрождения и стоил дороже золота. Богатые меценаты заказывали работы с самым дорогим блюзом. В 1616 году Ричард Саквилл свой портрет заказал Исааку Оливеру с тремя разными оттенками синего цвета, включая ультрамариновый пигмент для чулок. [ 74 ]
-
Портрет Ричарда Саквилля (1616 г.), использующего три дорогих голубых цвета, в том числе ультрамарин, для своих чулок.
-
Династия Мин . Фарфоровая ваза, расписанная синим кобальтом под прозрачной глазурью. (15 в.) (Метрополитен-музей)
-
Мемориальная доска из фаянсовой посуды с кобальтово-синей росписью (1683 г.) (Рейксмузеум, Амстердам)
-
Портрет короля Франции Людовика XIV в коронационном облачении работы Гиацинта Риго (ок. 1700 г.) (Лувр)
-
Урна Джозии Веджвуда (1780-е гг.) (Метрополитен-музей)
-
Королева Португалии Мария I (конец 1700-х гг.)
-
«Девушка с жемчужной сережкой» Йоханнеса Вермеера выполнена с использованием ультрамарина. пигмента
Промышленность по производству тонкой синей и белой керамики началась в 14 веке в Цзиндэчжэне , Китай, с использованием белого китайского фарфора, украшенного узорами синего кобальта , импортированного из Персии. Сначала он был изготовлен для семьи императора Китая, затем экспортировался по всему миру, причем дизайн для экспорта был адаптирован к европейским сюжетам и вкусам. Китайский синий стиль был также адаптирован голландскими мастерами в Делфте и английскими мастерами в Стаффордшире в 17-18 веках. В 18 веке синий и белый фарфор производил Джозайя Веджвуд и другие британские мастера. [ 75 ]
19-20 века
-
Бо Браммель (1776–1840) представил прародителя современного синего костюма.
-
Королева Португалии Мария II в сине- золотом платье (1835 г.)
-
Калифорнийский золотодобытчик в синих джинсах (1853 г.)
-
Изабель, императорская принцесса Бразилии в голубом платье (1853 г.)
-
Полиция Нью-Йорка в 1871 году.
В начале 19 века появился прародитель современного синего делового костюма, созданный Бо Браммелем (1776–1840), который установил моду при лондонском дворе. Здесь также были изобретены синие джинсы , очень популярная форма рабочего костюма, изобретенная в 1853 году Джейкобом У. Дэвисом , который использовал металлические заклепки для укрепления рабочей одежды из синего денима на золотых приисках Калифорнии. Изобретение было профинансировано предпринимателем из Сан-Франциско Леви Страуссом и распространилось по всему миру. [ 76 ]
-
Ван Гога «Звездная ночь над Роной» (1888). Синий используется для создания настроения или атмосферы. Кобальтово-голубое небо и кобальтовая или ультрамариновая вода.
-
«Разговор» Анри Матисса (1908–1912).
Признавая эмоциональную силу синего цвета, многие художники сделали его центральным элементом картин XIX и XX веков. В их число входили Пабло Пикассо , Павел Кузнецов и арт-группа «Голубая роза» , а также школа Кандинского и «Синего всадника». [ 77 ] Анри Матисс выражал глубокие эмоции с помощью синего цвета: «Определенный синий цвет проникает в вашу душу». [ 78 ] Во второй половине 20 века художники абстрактного экспрессионистского движения используют блюз для вдохновения идей и эмоций. Художник Марк Ротко заметил, что цвет — «всего лишь инструмент»; его интерес заключался «в выражении человеческих эмоций: трагедии, экстаза, обреченности и так далее». [ 79 ]
В обществе и культуре
Униформа
-
Темно-синий получил свое название от униформы Королевского флота. офицеров
-
Украинский полицейский в Донецке
-
Офицеры военной полиции штата Рио-де-Жанейро , Бразилия
В 17 веке. Принц-курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I Прусский выбрал берлинский синий в качестве нового цвета прусской военной формы, поскольку он был изготовлен из вада , местного урожая, а не индиго , который производился в колониях соперника Бранденбурга. Англия. Его носила немецкая армия до Первой мировой войны, за исключением солдат Баварии, которые носили небесно-голубой цвет. [ 80 ]
В 1748 году Королевский флот принял темно-синий оттенок для униформы офицеров. [ 76 ] Сначала он был известен как морской синий, теперь известный как темно-синий . [ 81 ] Ополчение, организованное Джорджем Вашингтоном, выбрало синий и желтовато-коричневый цвета , цвета Британской партии вигов . Синий продолжал оставаться цветом полевой формы армии США до 1902 года и до сих пор является цветом парадной формы. [ 82 ]
В 19 веке полиция Соединенного Королевства, включая столичную полицию и полицию лондонского Сити, также приняла темно-синюю форму. Подобные традиции были приняты во Франции и Австрии. [ 83 ] Примерно в то же время он был принят и для униформы офицеров полицейского управления Нью-Йорка . [ 76 ]
Религия
-
Голубые купола церкви Святого Спиру в Фиростефани, остров Санторини (Тира), Греция.
-
Персидский синий цвет в мечети Шах (16 век) в Исфахане , Иран.
-
На флаге Израиля используется особая разновидность синего цвета, называемая техелет.
- Синий в иудаизме : В Торе , [ 84 ] израильтянам было приказано прикрепить бахрому, цицит , по углам своей одежды и вплести в эту бахрому «скрученную голубую нить ( техелет )». [ 85 ] В древние времена эту синюю нить изготавливали из красителя, полученного из средиземноморской улитки под названием хилазон . Маймонид утверждал, что этот синий цвет был цветом «ясного полуденного неба»; Раши — цвет вечернего неба. [ 86 ] По мнению некоторых мудрецов-раввинов, синий — это цвет Славы Бога. [ 87 ] Взгляд на этот цвет помогает в посредничестве, позволяя нам увидеть «сапфировую плиту, подобную самому небу чистоты», которая является подобием Престола Божьего. [ 88 ] ( Еврейское слово, обозначающее славу) Многие предметы в Мишкане , переносном святилище в пустыне, такие как менора , многие сосуды и Ковчег Завета , при транспортировке с места на место были покрыты синей тканью. [ 89 ]
- Синий в христианстве : Синий особенно ассоциируется с Девой Марией . Это стало результатом указа Папы Григория I (540–601), который предписывал, чтобы все религиозные картины рассказывали историю, которая была бы ясно понятна всем зрителям, и чтобы фигуры были легко узнаваемы, особенно фигура Марии. Если она была в образе одна, ее костюм обычно окрашивался тончайшим синим цветом, ультрамарином . Если она была с Христом, ее костюм обычно красили менее дорогим пигментом, чтобы не затмить Его. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ]
- Синий в индуизме : многие боги изображаются с кожей синего цвета, особенно те, которые связаны с Вишну , который, как говорят, является хранителем мира и, таким образом, тесно связан с водой. Кришна и Рама , аватары Вишну, обычно изображаются с синей кожей. Шива , божество-разрушитель, также изображается в голубом цвете и называется Нилакантхой , или синегорлым, за то, что он проглотил яд, чтобы спасти вселенную во время Самудра Мантаны , пахтанья океана молока. Синий используется для символического обозначения пятой и горловой чакры ( Вишудха ). [ 94 ]
- Синий в сикхизме : воины Акали Ниханг носят полностью синюю одежду. У Гуру Гобинд Сингха также есть голубо-чалая лошадь . Сикх Рехат Марьяда утверждает, что Нишан Сахиб , поднимаемый перед каждой Гурудварой, должен быть ксантического (Басанти на пенджаби ) или серовато-синего (современный темно-синий ) (Сурмааи на пенджаби ). цвета [ 95 ] [ 96 ]
- Синий в язычестве : Синий ассоциируется с миром, истиной, мудростью, защитой и терпением. Это помогает в исцелении, экстрасенсорных способностях, гармонии и понимании. [ 97 ]
Спорт
-
Сборная Италии по футболу
-
Сборная Сербии по волейболу, Олимпийские игры 2012 г.
В спорте синий цвет широко представлен в униформе, отчасти потому, что большинство национальных сборных носят цвета своего национального флага. Например, национальная мужская футбольная сборная Франции известна как Les Bleus (Синие). Точно так же Аргентина , Италия и Уругвай носят синие рубашки. [ 98 ] Азиатская футбольная конфедерация и Футбольная конфедерация Океании используют в своих логотипах синий текст. Синий широко представлен в бейсболе ( Блю Джейс ), баскетболе , американском футболе и хоккее . Сборная Индии по крикету носит синюю форму во время однодневных международных матчей, поэтому команду также называют «Люди в синем». [ 99 ]
Политика
-
Флаг Организации Объединенных Наций , приближенный к «небесно-голубому».
-
Флаг Европейского Союза - «рефлекторный синий», средний темно-синий цвет.
-
Карта президентских выборов в США, 2008–2020 гг. Штаты, которые последовательно голосуют за демократов, называются «синими штатами».
В отличие от красного или зеленого, синий не был прочно связан с какой-либо конкретной страной, религией или политическим движением. В качестве цвета гармонии он был выбран цветом флагов ООН , Европейского Союза и НАТО . [ 100 ] В политике синий часто используется как цвет консервативных партий, контрастируя с красным, связанным с левыми партиями. [ 101 ] Некоторые консервативные партии, использующие синий цвет, включают Консервативную партию (Великобритания) , [ 102 ] Консервативная партия Канады , [ 103 ] Либеральная партия Австралии , [ 104 ] Либеральная партия Бразилии и Ликуд Израиля. [ нужна ссылка ] Однако в некоторых странах синий цвет не ассоциируется с основной консервативной партией. В США либеральная Демократическая партия ассоциируется с синим цветом, а консервативная Республиканская партия — с красным. Штаты США, в которых Демократическая партия выиграла на четырех президентских выборах подряд, называются «синими штатами», а те штаты, в которых победила Республиканская партия, называются «красными штатами». [ 105 ] Южная Корея также использует эту цветовую модель, а Демократическая партия слева использует синий цвет. [ 106 ] и Партия народной власти справа, использующая красный цвет.
См. также
Ссылки
- ^ «Модуль цвета CSS, уровень 3» . W3C . Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года.
- ^ Дефонсека, Крис (20 мая 2019 г.). Полимерные композиты с рисовой шелухой: введение . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко. КГ. ISBN 978-3-11-064320-6 .
- ^ «Пигменты сквозь века – История – Ультрамарин» . Веб-выставки . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Мишель Пастуро, Bleu - История цвета
- ^ Хеллер 2009 , стр. 22.
- ^ «Почему синий — любимый цвет в мире? | YouGov» . Today.yougov.com . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Хеллер 2009 , стр. 24.
- ^ Седьмой новый университетский словарь Вебстера (1970).
- ^ Монах, Стивен, изд. (1987). Новый геральдический словарь . Лондон: Alphabooks/A&C Black . стр. 40, 343. ISBN. 978-0-906670-44-6 .
- ^ ЛИЛЬО, Хулио; Гонсалес-Перилли, Фернандо; Прадо-Леон, Лилия; Мельникова, Анна; АЛЬВАРО, Летисия; Кольядо, Хосе А.; Морейра, Умберто (2018). «Основные цветовые термины (BCT) и категории (BCC) в трех диалектах испанского языка: взаимодействие между культурными и универсальными факторами» . Границы в психологии . 9 : 761. doi : 10.3389/fpsyg.2018.00761 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 5968181 . ПМИД 29867702 .
- ^ Перейти обратно: а б Тим Ховард (20 мая 2012 г.). «Почему небо не голубое?» . Radiolab в WNYC Studios (подкаст). Лингвист: Гай Дойчер ; Профессор: Жюль Давидофф. Архивировано из оригинала 25 октября 2018 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Длина волны синего и красного света» . Центр научного образования . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ «Наука о цвете» . библиотека.si.edu . 2015 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Артур К. Харди и Фред Х. Перрин. Принципы оптики. McGraw-Hill Book Co., Inc., Нью-Йорк. 1932 год.
- ^ Сандра Эспинет. «Термин в словаре: Цветовой круг» . Sanford-artedventures.com . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Накамура, С.; Мукаи, Т.; Сено, М. (1994). «Высокояркие синие светоизлучающие диоды InGaN/AlGaN с двойной гетероструктурой класса Кандела». Письма по прикладной физике . 64 (13): 1687. Бибкод : 1994ApPhL..64.1687N . дои : 10.1063/1.111832 . ISSN 0003-6951 .
- ^ Накамура, Сюдзи. «Разработка синего светодиода» . Отдел новостей SPIE . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ Иваса, Нарухито; Мукаи, Такаши и Накамура, Сюдзи. Патент США № 5 578 839 «Светоизлучающее полупроводниковое устройство на основе нитрида галлия». Дата выдачи: 26 ноября 1996 г.
- ^ «Профессор Сюдзи Накамура сыграл ключевую роль в изобретении технологии Blu-Ray» . Калифорнийский университет, Санта-Барбара . 12 января 2023 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Доктор Сюдзи Накамура» . Национальная инженерная академия . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Технологическая премия «Миллениум» 2006 г. присуждена Сюдзи Накамуре из UCSB . Ia.ucsb.edu (15 июня 2006 г.). Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ До свидания, Деннис (7 октября 2014 г.). «Нобелевская премия по физике» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Лазерное свечение – Оптогенетика» . Laserglow.com . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Радуга у чешуекрылых» . Естественная фотоника (первоначально в журнале Physics Review) . Университет Эксетера. Сентябрь 1998 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г. Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ Мишель Пастуро, Bleu – История цвета , стр. 114–16
- ^ Роджер Киз, Японские гравюры на дереве: Каталог коллекции Мэри А. Эйнсворт , R, Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлинский колледж, 1984, стр. 42, табличка № 140, с. 91 и каталожная запись № 439, с. 185. Дополнительную информацию об истории берлинской лазури в японских гравюрах см. также на веб-сайте Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
- ^ Мерц и Пол (1930). Цветовой словарь Нью-Йорка: McGraw Hill, с. 206
- ^ «Восемь синих моментов в истории искусства» . Тейт. Архивировано из оригинала 16 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ньюсом, Эндрю Г.; Калвер, Кэтрин А.; Ван Бримен, Ричард Б. (2014). «Палитра природы: поиск натуральных синих красителей». Журнал сельскохозяйственной и пищевой химии . 62 (28): 6498–6511. дои : 10.1021/jf501419q . ПМИД 24930897 .
- ^ Плаке, Мина; Фишер, Норберт; Кольдиц, Майкл; Кункель, Эрнст; Боне, Карл-Хайнц (2016). «Материалы для рисования и письма». Энциклопедия промышленной химии Ульмана . стр. 1–12. дои : 10.1002/14356007.a09_037.pub2 . ISBN 978-3-527-30673-2 .
- ^ «Почему небо голубое?» . ucr.edu . Архивировано из оригинала 2 ноября 2015 года.
- ^ Гленн С. Смит (июль 2005 г.). «Цветовое зрение человека и ненасыщенный синий цвет дневного неба» (PDF) . Американский журнал физики . 73 (7): 590–597. Бибкод : 2005AmJPh..73..590S . дои : 10.1119/1.1858479 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 июля 2011 года.
На восходе и закате большая часть видимого нами света падает почти по касательной к поверхности Земли, поэтому путь света через атмосферу настолько длинный, что большая часть синего и даже Зеленый свет рассеивается, оставляя солнечные лучи и облака, которые он освещает, красными. Поэтому при взгляде на закат и восход солнца красный цвет заметнее любого другого цвета.
- ^ Энн Мари Хельменстин. «Почему океан синий?» . О сайте Образование . Архивировано из оригинала 18 ноября 2012 года.
- ^ Хеллер 2009 , стр. 14.
- ^ Хармон, AD; Вайсграбер, К.Х.; Вайс, У. (1980). «Предварительно сформированные азуленовые пигменты Lactarius indigo (Schw.) Fries (Russulaceae, Basidiomycetes)». Эксперименты . 36 : 54–56. дои : 10.1007/BF02003967 . S2CID 21207966 .
- ^ Нуно Матеас, Виктор де Фрейтас (2008). «Антроцианины как пищевые красители». Ин Гулд, К.; Дэвис, К.; Уайнфилд, К. (ред.). Антоцианы: биосинтез, функции и применение . Спрингер. п. 283. ИСБН 978-0-387-77334-6 .
- ^ Амберс, Кейт Д.Л. (2013). «О восприятии, производстве и функции синего цвета у животных» . Журнал зоологии . 289 (4): 229–242. дои : 10.1111/jzo.12001 .
- ^ Вейн-Райт, Ричард И. (22 февраля 1979 г.). «Окраска, идентификация и филогения бабочек Nessaea (Lepidoptera: Nymphalidae)» . Бюллетень Британского музея (Естественная история) . Серия «Энтомология». 38 (2): 27–56 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Симонис, Присцилла; Серж, Бертье (30 марта 2012 г.). «Глава №1 Как природа производит синий цвет» . В Массаро, Алессандро (ред.). Фотонные кристаллы – введение, применение и теория . ИнТех. ISBN 978-953-51-0431-5 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Года, Макото; Фуджи, Рёзо (1995). «Синие хроматофоры у двух видов рыб-каллионид» . Зоологическая наука . 12 (6): 811–813. дои : 10.2108/zsj.12.811 . S2CID 86385679 .
- ^ «Как птицы делают разноцветные перья» . 11 августа 2015 г.
- ^ Потырайло, Радислав А.; Бонам, Рави К.; Хартли, Джон Г.; Старки, Тимоти А.; Вукусич, Питер; Васудев, Милана; Баннинг, Тимоти; Наик, Раджеш Р.; Тан, Чжексюн; Паласиос, Мануэль А.; Ларсен, Майкл; Ле Тарт, Лори А.; Гранде, Джеймс С.; Чжун, Шэн; Дэн, Тао (2015). «На пути к превосходству традиционных сенсорных матриц с помощью изготовленных индивидуальных фотонных датчиков пара, вдохновленных бабочками Морфо » . Природные коммуникации . 6 : 7959. Бибкод : 2015NatCo...6.7959P . дои : 10.1038/ncomms8959 . ПМЦ 4569698 . ПМИД 26324320 .
- ^ Прум Р.О., Торрес Р.Х. (май 2004 г.). «Структурная окраска кожи млекопитающих: конвергентная эволюция когерентно рассеивающих массивов дермального коллагена» (PDF) . Журнал экспериментальной биологии . 207 (Часть 12): 2157–2172. дои : 10.1242/jeb.00989 . hdl : 1808/1599 . ПМИД 15143148 . S2CID 8268610 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Ариэль Родригес; Николай I. Манди; Роберто Ибаньес; Хайке Прёль (2020). «Красный, синий и зеленый: генетическая основа различий в окраске клубничной ядовитой лягушки ( Oophaga pumilio )» . БМК Геномика . 21 (1): 301. doi : 10.1186/s12864-020-6719-5 . ПМК 7158012 . ПМИД 32293261 .
- ^ Макото Года; Рёдзо Фуджи (1998). «Синяя окраска обыкновенной рыбы-хирурга Paracanthurus hepatus — II. Раскрытие цвета и изменения цвета» . Зоологическая наука . 15 (3): 323–333. дои : 10.2108/zsj.15.323 . ПМИД 18465994 . S2CID 5860272 .
- ^ Вельгус А.Р., Сарна Т. (2005). «Меланин в радужной оболочке человека разного цвета и возраста доноров». Ресурс пигментных клеток . 18 (6): 454–64. дои : 10.1111/j.1600-0749.2005.00268.x . ПМИД 16280011 .
- ^ Прота Г, Ху ДН, Винченси М.Р., Маккормик С.А., Наполитано А (1998). «Характеристика меланинов в радужной оболочке человека и культивированных увеальных меланоцитах из глаз разного цвета» . Эксп. Глазное разрешение . 67 (3): 293–99. дои : 10.1006/exer.1998.0518 . ПМИД 9778410 .
- ^ Перейти обратно: а б Фокс, Денис Ллевеллин (1979). Биохромия: естественная окраска живых существ . Издательство Калифорнийского университета. п. 9. ISBN 978-0-520-03699-4 . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года.
- ^ Мейсон, Клайд В. (1924). "Голубые глаза". Журнал физической химии . 28 (5): 498–501. дои : 10.1021/j150239a007 .
- ^ Перейти обратно: а б Дуглас Белкин (17 октября 2006 г.). «Не делайте из-за этого мои голубые глаза карими, американцы видят резкое изменение цвета» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 23 февраля 2012 года.
- ^ «Пигментация, волосистая система и морфология мягких частей» . www.altervista.org . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года.
- ^ заявление Ханса Эйберга с кафедры клеточной и молекулярной медицины Копенгагенского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайзе, Элизабет (5 февраля 2008 г.). «Больше, чем кажется на первый взгляд: вы все можете быть родственниками» . США СЕГОДНЯ . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Дэвид Бомфорд и Ашок Рой, Пристальный взгляд - Цвет (2009), Компания Национальной галереи, Лондон ( ISBN 978-1-85709-442-8 )
- ^ Мури, Питер Роджер (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. стр. 86–87. ISBN 978-1-57506-042-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Раскопки Бхиррана | АСИ Нагпур» . excnagasi.in . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Саркар, Аниндья; Мукерджи, Арати Дешпанде; Бера, МК; Дас, Б.; Джуял, Навин; Мортекай, П.; Дешпанде, РД; Шинде, В.С.; Рао, Л.С. (25 мая 2016 г.). «Изотоп кислорода в археологических биоапатитах из Индии: последствия для изменения климата и упадка Хараппской цивилизации бронзового века» . Научные отчеты . 6 (1): 26555. Бибкод : 2016NatSR...626555S . дои : 10.1038/srep26555 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 4879637 . ПМИД 27222033 . S2CID 4425978 .
- ^ ДИКШИТ, К.Н. (2012). «Расцвет индийской цивилизации: недавние археологические свидетельства с равнин «потерянной» реки Сарасвати и радиометрические даты». Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 72/73: 1–42. ISSN 0045-9801 . JSTOR 43610686 .
- ^ Бауэрсокс и Чемберлин, 1995 г.
- ^ Алессандро Бонджоанни и Мария Кроче
- ^ См. Пастуро 2000 , стр. 13–17.
- ^ Мури, Питер Роджер (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. С. 86 – 87 . ISBN 978-1-57506-042-2 .
- ^ Чейз, WT 1971, «Египетский синий как пигмент и керамический материал». В: Р. Брилл (ред.) Наука и археология . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-02061-0
- ^ Дж. Бейнс, «Цветовая терминология и классификация цветов в древнеегипетской цветовой терминологии и полихромии», в «Американском антропологе» , том 87, 1985, стр. 282–97.
- ^ Цезарь, Галльские войны , Т., 14, 2. Цитируется Мишем Пастуру, с. 178.
- ^ Пастуро 2000 , с. 26.
- ^ Л. Брейе, Les mosaiques a Fond d'azur , в «Византийских этюдах» , том III, Париж, 1945. стр. 46 и далее.
- ^ Варичон 2005 , с. 175.
- ^ Лур, Матье, "Le Vitrail", Editions Jean-Paul Gisserot, Париж (2021)
- ^ Пастуро 2000 , стр. 44–47.
- ^ Пастуро 2000 , стр. 51–52.
- ^ Болл 2001 , с. 165.
- ^ Трэвис, Time, «Книга цветового дизайна Виктории и Альберта» (2020), стр. 185
- ^ Трэвис, Тим, «Книга цвета в дизайне Музея Виктории и Альберта» (2020), стр. 200-201
- ^ Перейти обратно: а б с Хеллер (2010) стр.32
- ^ Василий Кандинский, М. Т. Сэдлер (переводчик) О духовном в искусстве . Дувр Пабл. (Мягкая обложка). 80 стр. ISBN 0-486-23411-8 .
- ^ «Определенная синева проникает в твою душу». Цитируется у Райли, 1995 год .
- ^ Марк Ротко 1903–1970 . Издательство галереи Тейт, 1987.
- ^ Хеллер (2010) стр.31
- ^ Дж. Р. Хилл, Оксфордская иллюстрированная история Королевского флота , Oxford University Press, 1995.
- ^ Уолтер Х. Брэдфорд. «Ношение армейского синего цвета: 200-летняя традиция» . армия.мил . Архивировано из оригинала 19 ноября 2014 года.
- ^ Жан Тюлар, Жан-Франсуа Файяр, Альфред Фиерро, История и словарь Французской революции , 1789–1799, Éditions Robert Laffont, коллекция Bouquins, Париж, 1987. ISBN 2-7028-2076-X
- ^ Числа 15:38.
- ↑ Tekhelet.com. Архивировано 30 января 2008 г. в Wayback Machine , организация Ptil Tekhelet.
- ^ Мишне Тора , Цицит 2:1; Комментарий к Числам 15:38.
- ^ Числа Раба 14:3; Халлин 89а.
- ^ Исход 24:10; Иезекииля 1:26; Халлин 89а.
- ^ Числа 4:6–12.
- ^ Хеллер, «Психология цвета - эффекты и символика», (2009), с. 32
- ^ «Ответ на ваш вопрос» . udayton.edu . Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 года.
- ^ «Дух Нотр-Дама» . Нд.еду . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Вопрос доски № 31244 | 100-часовая доска» . Theboard.byu.edu . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Стивенс, Саманта. Семь Лучей: универсальный путеводитель по архангелам . Торонто: Insomniac Press, 2004. ISBN 1-894663-49-7 . п. 24.
- ^ Sikh Rehat Maryada: Section Three, Chapter IV, Article V, r.
- ^ «Нишан Сахиб Кханда Сикхские символы Сикхский музей История Наследие сикхов» . www.sikhmuseum.com .
- ^ «Магические свойства цветов» . Викка Жизнь . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ «Чемпионат мира по футболу 2010 года – историческая футбольная форма» . Сайт Historicalkits.co.uk . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Это причина, по которой индийская команда по крикету носит синюю майку во время ODI» . 3 июля 2016 г.
- ^ Хеллер, «Психология цвета», стр. 36-37
- ^ Стоун, Терри Ли (2006). Рабочая тетрадь по цветовому дизайну: практическое руководство по использованию цвета в графическом дизайне . Интернет-архив. Глостер, Массачусетс: Rockport Publishers. ISBN 978-1-59253-192-9 .
- ^ «Почему Консервативная партия синяя?» . Новости Би-би-си . 20 апреля 2006 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Официальные логотипы» . Консервативная партия Канады . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Какие цвета у австралийских политических партий? — Управление парламентского образования» . peo.gov.au. Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Баттальо, Стивен (3 ноября 2016 г.). «Когда красный означал демократов, а синий — республиканцев. Краткая история телевизионных избирательных карт» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «더불어민주당» . 8 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 13 февраля 2024 г.
Цитируемые работы
- Болл, Филип (2001). Яркая Земля, искусство и изобретение цвета . Лондон: Группа Пингвин. п. 507. ИСБН 978-2-7541-0503-3 . (номера страниц относятся к французскому переводу)
- Бауэрсокс, Гэри В.; Чемберлин, Бонита Э. (1995). Драгоценные камни Афганистана . Тусон, Аризона: Geoscience Press.
- Хеллер, Ева (2009). Психология цвета: эффекты и символика (на французском языке). Мюнхен: Пирамида. ISBN 978-2-35017-156-2 .
- Пастуро, Мишель (2000). Синий: История цвета (на французском языке). Париж: Editions du Seuil. ISBN 978-2-02-086991-1 .
- Райли, Чарльз А. II (1995). Цветовые коды: современные теории цвета в философии, живописи и архитектуре, литературе, музыке и психологии . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии.
- Трэвис, Тим (2020). Книга «Цвет в дизайне» Музея Виктории и Альберта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-48027-4 .
- Варишон, Энн (2005). Цвета: пигменты и красители в руках людей (на французском языке). Париж: Editions du Seuil. ISBN 978-2-02-084697-4 .
- Лур, Матье (2020). Витраж . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-755-80845-2 .
Дальнейшее чтение
- Бальфур-Пол, Дженни (1998). Индиго . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-1776-8 .
- Жоссеран, М.; Меуссен, Э.; Маджид, А. (27 сентября 2021 г.). «Окружающая среда и культура формируют как цветовой лексикон, так и генетику восприятия цвета» . Научный представитель . 11 (19095). Природа: 19095. Бибкод : 2021NatSR..1119095J . дои : 10.1038/s41598-021-98550-3 . ПМЦ 8476573 . ПМИД 34580373 . S2CID 238202924 .
- Макдональд, Фиона (7 апреля 2018 г.). «Есть доказательства, что люди на самом деле не видели синего цвета до наших дней» . Научное предупреждение . Архивировано из оригинала 24 июня 2022 года . Проверено 24 июня 2022 г.
- Молло, Джон (1991). Униформа американской революции в цвете . Иллюстрировано Малкольмом МакГрегором . Нью-Йорк : Публикации Стерлинга. ISBN 978-0-8069-8240-3 .
Внешние ссылки
- Словарное определение синего цвета в Викисловаре
- СМИ, связанные с синим цветом, на Викискладе?
- «Пятничное эссе: от Большой волны до Звездной ночи: как синий пигмент изменил мир», Хью Дэвис, theconversation.com