Происхождение хуту, тутси и тва
История Руанды | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() ![]() ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
История Бурунди |
---|
![]() |
Происхождение народов хуту , тутси и тва является основным спорным вопросом в истории Руанды и Бурунди , а также региона Великих озер в Африке . Таким образом, отношения между тремя современными группами населения во многом проистекают из предполагаемого происхождения и претензий на «руандийское происхождение». Крупнейшими конфликтами, связанными с этим вопросом, были геноцид в Руанде , геноцид в Бурунди ( хуту и тутси ), Первая и Вторая войны в Конго .
Угандийский ученый Махмуд Мамдани выделяет по крайней мере четыре различных основы для исследований, которые поддерживают философскую школу «явных различий между хуту и тутси»: фенотип и генотип , культурная память жителей Руанды, археология и лингвистика .
Большинство тутси и хуту несут отцовскую гаплогруппу гаплогруппы E1b1a , которая распространена среди банту и большинства других нигерско-конгоязычных популяций. [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Когда европейцы прибыли в Руанду, чтобы начать документировать традиции, руандийское общество состояло из трех этнических групп, которые также выступали в качестве социальных каст. Самая многочисленная группа — хуту, состоящая в основном из фермеров. Вторая по величине группа — тутси, в основном скотоводы, воины и аристократы. Самая маленькая группа - это тва, группа пигмеев, которые охотятся на дичь, чтобы торговать сельскохозяйственной продукцией у фермеров. Все три группы говорят на киньяруанде , языке банту.
Существуют разногласия относительно того, когда и как каждая группа появилась в Руанде. Некоторые предполагают, что эти три группы отделились друг от друга, в то время как другие предполагают, что каждая группа прибыла отдельными миграционными волнами: сначала тва, затем хуту и, наконец, тутси. В отдельной истории прибытия ведется спор о том, откуда пришли группы, когда и как они прибыли, и принесло ли прибытие некоторых групп определенное социальное развитие.
Мифы о происхождении
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2024 г. ) |
В отличие от этого, миф о происхождении тутси утверждает, что у Каньяруанды было несколько сыновей, в том числе Гатуси и Гахуту, предки тутси и хуту, которые, следовательно, являются братьями. Миф о происхождении хуту гласит, что Кигва (предок Руханги и первых тутси по отцовской линии) упал с неба на землю, населенную хуту. [ 2 ] : 65
Хамитская гипотеза происхождения тутси
[ редактировать ]Колониальные ученые, обнаружившие сложные общества в странах Африки к югу от Сахары, разработали хамитскую гипотезу . Сейчас отвергнутая гипотеза утверждает, что тутси были хамитского происхождения , которые произошли с Африканского Рога , а затем завоевали Руанду и принесли цивилизацию в этот регион. [ нужна ссылка ]
Миграционная гипотеза происхождения тутси
[ редактировать ]Сторонники теории миграции также поддерживают идею о том, что тутси пришли с Африканского Рога; более поздняя теория предполагала, что тутси вместо этого мигрировали из близлежащей внутренней части Восточной Африки , и что физические различия были результатом естественного отбора в засушливом климате над тысячелетия. Среди наиболее подробных теорий была теория, выдвинутая Жаном Иерно , основанная на исследованиях факторов крови и археологии. Отмечая окаменелости высоких людей с узкими чертами лица, обнаруженные несколько тысяч лет назад в Восточной Африке, в том числе в таких местах, как пещера Гэмблс в Кенийской рифтовой долине и ущелье Олдувай на севере Танзании, Иерно утверждает, что, хотя миграция и имела место, ее не было. столь драматичным, как предполагают некоторые источники. Он открыто критикует хамитскую теорию о том, что мигранты из Эфиопии принесли цивилизацию другим африканцам. [ 3 ] : 46–47
Однако в свете недавних генетических исследований теория Иерно о происхождении тутси в Восточной Африке кажется сомнительной. [ 4 ] [ 5 ] Также было продемонстрировано, что тутси практически не оказывают генетического влияния Северо-Восточной Африки на свою отцовскую линию. [ 6 ] С другой стороны, в настоящее время нет данных о мтДНК тутси, которые могли бы помочь пролить свет на их происхождение.
Одна школа мысли [ ВОЗ? ] отметил, что приток скотоводов примерно в пятнадцатом веке мог происходить в течение длительного периода времени и быть постепенным и мирным, а не внезапным и жестоким. Ключевое различие заключалось в том, что миграция — это не то же самое, что завоевание. Другие ученые связывали приход тутси с развитием скотоводства и началом периода государственного строительства. Кажется очевидным, что скотоводство практиковалось в Руанде до иммиграции в пятнадцатом веке, хотя даты образования государства и притока скотоводов не полностью совпадают. Таким образом, этот аргумент пытается преуменьшить важность миграции скотоводов. [ нужна ссылка ]
Локальное расхождение
[ редактировать ]Тем не менее, другие исследования указывают на то, что культурная передача может происходить без фактической миграции людей. Это поднимает вопрос о том, какая часть изменений, произошедших в пятнадцатом и шестнадцатом веках, была результатом притока людей, а не того, что существующее население подвергалось воздействию новых идей. Исследования, посвященные теме расовой чистоты, являются одними из самых противоречивых. Эти исследования показывают, что мигранты-скотоводы и руандийцы до миграции жили бок о бок на протяжении веков и практиковали широкое количество смешанных браков. Таким образом, подвергается сомнению представление о том, что нынешние руандийцы могут претендовать исключительно на родословную тутси или хуту. [ 3 ] : 48–49
Роджер Бленч предположил, что тва возникли как каста , какой они являются сегодня, которая стала эндогамной и, следовательно, превратилась в отдельные этнические группы со своим собственным языком. Несоответствие языка между покровителем и клиентом могло позже возникнуть из-за перемещения населения. Низкий рост «лесных людей» мог развиться за тысячелетия после экспансии банту , как это произошло и с домашними животными банту в тропических лесах. Возможно, существовало дополнительное избирательное давление со стороны фермеров, которые удаляли самых высоких женщин из популяции пигмеев, забирая их обратно в свои деревни в качестве жен. [ 7 ]
Генетические исследования
[ редактировать ], был преуменьшен В более поздних исследованиях внешний вид, такой как рост и ширина носа в пользу изучения факторов крови, наличия признаков серповидноклеточной анемии , непереносимости лактозы у взрослых и других проявлений генотипа. Экскофье и др. (1987) утверждали, что тутси и хима , несмотря на то, что они окружены популяциями банту, «генетически ближе к кушитам и эфиосемитам ». [ 8 ] [ 9 ]
Другое исследование пришло к выводу, что, хотя серповидноклеточный признак среди руандийских хуту был сопоставим с таковым у соседних народов, он практически не существовал среди руандийских тутси. Наличие серповидноклеточного признака является свидетельством выживания при малярии на протяжении многих столетий, что предполагает различное происхождение. Региональные исследования способности переваривать лактозу также подтверждают это. Способность переваривать лактозу среди взрослых африканцев широко распространена только среди кочевых групп, живущих в пустыне, которые на протяжении тысячелетий зависели от молока . Три четверти взрослых тутси Руанды и Бурунди обладают высокой способностью переваривать лактозу, в то время как только 5% взрослых соседнего народа ши восточного Конго могут это делать. Среди хуту каждый третий взрослый человек обладает высокой способностью переваривать лактозу — удивительно высокий показатель для аграрного народа, что, по мнению Мамдани, может быть результатом многовековых смешанных браков с тутси. [ 3 ] [ 10 ] [ 11 ]
В « ЮНЕСКО» Всеобщей истории говорит , 1988 года Бетвелл Огот что число скотоводов в Руанде резко возросло примерно в пятнадцатом веке. Хотя Луис и др. (2004) в более общем исследовании биаллельных маркеров во многих африканских странах обнаружили статистически значимую генетическую разницу между тутси и хуту, общая разница была небольшой. [ 6 ]
По данным 1969 года, группы тутси и хима обладали ферментом толерантности к молочному сахару и лактозе, который широко распространен в европейских популяциях, но племена банту испытывали дефицит лактозы. [ 12 ] к аналогичным результатам и выводам пришла генетик Сара А. Тишкофф в 2007 году. [ 13 ]
Y-ДНК (отцовская)
[ редактировать ]Современные генетические исследования Y-хромосомы обычно показывают, что тутси, как и хуту, в основном происходят из банту (80% E1b1a , 10% B , 4% E3 ). Отцовские генетические влияния, связанные с Африканским Рогом и Северной Африкой, немногочисленны (менее 10% E1b1b ) и приписываются ассимилированным южным кушитам. Однако у тутси значительно больше отцовских линий гаплогруппы B (14,9% B), чем у хуту (4,3% B). [ 1 ]
Тромбетта и др. (2015) обнаружили 22,2% E1b1b в выборке тутси из Бурунди, но не обнаружили носителей гаплогруппы среди местных популяций хуту и тва. [ 14 ] Субклад относился к разновидности E-M293 , что позволяет предположить, что предки тутси в этой области, возможно, были остатками южнокушитских скотоводов. [ 15 ]
Аутосомная ДНК (общее происхождение)
[ редактировать ]В целом тутси, похоже, имеют близкое генетическое родство с соседними нилотскими популяциями, особенно с масаи . Неясно, связано ли это сходство в первую очередь с обширным генетическим обменом между этими сообществами посредством смешанных браков или оно в конечном итоге проистекает из общего происхождения.
...поколения потока генов стерли все четкие физические различия, которые когда-то существовали между этими двумя народами банту, известные своим ростом, телосложением и чертами лица. Учитывая широкий спектр физических различий среди народов, бельгийские власти в 1920-х годах законодательно установили этническую принадлежность на основе экономических критериев. В результате формальные и дискретные социальные разделения были навязаны двусмысленным биологическим различиям. В некоторой степени проницаемость этих категорий в прошедшие десятилетия помогла материализовать биологические различия, породив более высокую элиту и более низкий низший класс, но мало связанных с генофондами, существовавшими несколько столетий назад. Таким образом, социальные категории реальны, но между хуту и тутси практически нет заметных генетических различий. [ 16 ]
Тишкофф и др. (2009) обнаружили, что их смешанные образцы хуту и тутси из Руанды преимущественно имеют происхождение банту, при этом тутси имеют лишь незначительный поток генов из афро-азиатских сообществ. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Луис, младший; и др. (2004). «Левант против Африканского Рога: свидетельства двунаправленных коридоров миграции людей» (PDF) . Американский журнал генетики человека . 74 (3): 532–544. дои : 10.1086/382286 . ПМЦ 1182266 . ПМИД 14973781 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2012 г.
- ^ Вансина, Ян (1985). Устная традиция как история . Интернет-архив. Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-10213-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Мамдани, Махмуд (2001). Когда жертвы становятся убийцами: колониализм, национализм и геноцид в Руанде . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400851720 . Архивировано из оригинала 06 сентября 2015 г. Проверено 25 августа 2015 г. : 45–46
- ^ Кавалли-Сфорца, Луиджи Лука (1994). История и география человеческих генов . Издательство Принстонского университета. стр. 171 и 183. ISBN. 0691087504 .
- ^ Брейс, CL; Трейсер, Дэвид П.; Ярох, Люсия Аллен; Робб, Джон; Брандт, Кари; Нельсон, А. Рассел (1993). «Клины и кластеры против «Расы»: испытание в Древнем Египте и случай смерти на Ниле» . Ежегодник физической антропологии . 36 (С17): 1–31. дои : 10.1002/ajpa.1330360603 .
- ^ Jump up to: а б Луис, младший; Роуолд, диджей; Регейру, М.; Каейро, Б.; Чинниоглу, К.; Роузман, К.; Андерхилл, Пенсильвания; Кавалли-Сфорца, LL; Эррера, Р.Дж. (2004). «Левант против Африканского Рога: свидетельства двунаправленных коридоров миграции людей» (PDF) . Американский журнал генетики человека . 74 (3): 532–544. дои : 10.1086/382286 . ПМЦ 1182266 . ПМИД 14973781 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2012 г. ( Ошибки заархивированы 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine )
- ^ Бленч, Роджер (1999), «Являются ли африканские пигмеи этнографической фикцией?», в Бисбруке; Старейшины; Россель (ред.), «Вызов неуловимости: центральноафриканские охотники-собиратели в междисциплинарной перспективе» (PDF) , Universiteit Leiden, стр. 41–60, ISBN 9057890186 , заархивировано из оригинала (PDF) 26 января 2012 г. , получено 26 октября 2011 г.
- ^ Экскофье, Лоран; Пеллегрини, Б.; Санчес-Масас, А.; Саймон, К.; Лангани, А. (1987). «Генетика и история Африки к югу от Сахары» . Ежегодник физической антропологии . 30 (С8): 151–194. дои : 10.1002/ajpa.1330300510 . Цитируется в [ 3 ] : 45
- ^ Фадж, Джон (23 октября 2013 г.). История Африки . Рутледж. п. 120. ИСБН 978-1317797272 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 г. Проверено 8 января 2015 г.
- ^ Кук, GC (1969). «Дефицит лактазы: вероятный этнологический маркер в Восточной Африке» . Мужчина . 4 (2): 265–267. дои : 10.2307/2799573 . JSTOR 2799573 .
- ^ Симунс, Фредерик Дж. (1978). «Мальабсорбция лактозы в Африке» . Экономическая история Африки (5): 16–34. дои : 10.2307/3601438 . JSTOR 3601438 .
- ^ Кук, GC (1969). «Дефицит лактазы: вероятный этнологический маркер в Восточной Африке» . Мужчина . 4 (2): 265–267. дои : 10.2307/2799573 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2799573 .
- ^ Тишкофф, Сара А.; Рид, Флойд А.; Ранчиаро, Алессия; Войт, Бенджамин Ф.; Бэббит, Кортни С.; Сильверман, Джесси С.; Пауэлл, Квели; Мортенсен, Холли М.; Хирбо, Джибрил Б.; Осман, Маха; Ибрагим, Мунтасер; Омар, Сабах А.; Лема, Годфри; Ньямбо, Томас Б.; Гори, Джилур (1 января 2007 г.). «Конвергентная адаптация персистенции лактазы человека в Африке и Европе» . Природная генетика . 39 (1): 31–40. дои : 10.1038/ng1946 . ISSN 1546-1718 . ПМЦ 2672153 . ПМИД 17159977 .
- ^ Тромбетта, Б; и др. (2015). «Филогеографическое уточнение и крупномасштабное генотипирование гаплогруппы E Y-хромосомы человека дают новое представление о расселении ранних скотоводов на африканском континенте» . Геномная биология и эволюция . 7 (7): 1940–1950. дои : 10.1093/gbe/evv118 . ПМЦ 4524485 . ПМИД 26108492 .
- ^ Хенн, Б; и др. (2008). «Y-хромосомное свидетельство миграции скотоводов через Танзанию в южную Африку» . Труды Национальной академии наук . 105 (31): 10693–8. Бибкод : 2008PNAS..10510693H . дои : 10.1073/pnas.0801184105 . ПМК 2504844 . ПМИД 18678889 .
- ^ Джозеф К. Миллер (редактор), Новая энциклопедия Африки , Том 2, Дакар-Гидрология, Сыновья Чарльза Скрибнера (издатель).
- ^ Кэмпбелл, Майкл С.; Тишкофф, Сара А. (сентябрь 2008 г.). «Африканское генетическое разнообразие: последствия для демографической истории человечества, происхождения современного человека и картирования сложных заболеваний» . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 9 : 403–433. дои : 10.1146/annurev.genom.9.081307.164258 . ПМЦ 2953791 . ПМИД 18593304 .