Jump to content

СМИ в Албании

(Перенаправлено с Цензуры в Албании )

К средствам массовой информации в Албании относятся средства массовой информации, базирующиеся в Албании . Телевидение, журналы и газеты управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Албании гарантирует свободу слова . Албанские СМИ довольно разнообразны, хотя и политизированы, и часто находятся под влиянием деловых и политических интересов. [ 1 ]

Законодательная база

[ редактировать ]

Конституция Албании предусматривает свободу слова и свободу прессы , и правительство в целом уважает эти права на практике. Однако есть сообщения о том, что правительство и бизнес влияют и оказывают давление на СМИ. Конституция и закон запрещают произвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище или переписку, и правительство обычно соблюдает эти запреты на практике. Не существует правительственных ограничений на доступ к Интернету или сообщений о том, что правительство контролирует электронную почту или интернет -чаты без соответствующих юридических полномочий. [ 2 ]

Конституция Албании запрещает цензуру и предоставляет гражданам право доступа к информации : каждый гражданин имеет право в соответствии с законом получать информацию о деятельности государственных органов и лиц, выполняющих государственные функции. [ 3 ] : 11 

Печатная пресса в Албании в основном саморегулируется. В Законе о печати говорится лишь, что «Пресса свободна. Свобода прессы охраняется законом». Печатные публикации не требуют разрешения и никогда не регистрируются в количественном отношении. [ 3 ] : 11 

В рамках предлагаемого вступления в Европейский Союз Албания сотрудничала с Европейской комиссией в области политики в области СМИ и вещания. В 2010 году он высказал мнение, что страна «сталкивается с серьезными проблемами в отношении свободы и независимости СМИ, возникающими из-за отсутствия независимости от политических и деловых субъектов». Закон 2011 года принял Директиву ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах , хотя предыдущую на тот момент правящую партию критиковали за то, что она позволила политическому контролю над Управлением аудиовизуальных медиа и не смогла обеспечить его независимость. [ 3 ] : 11 

Во время избирательных кампаний, как указано в Законе о выборах, освещение событий на телевидении и радио (но не в прессе) должно быть сбалансированным. Тем не менее, двум основным партиям выделяется в два раза больше времени, чем другим более мелким партиям. Центральная избирательная комиссия формирует Совет по мониторингу СМИ, состоящий из представителей партий (но исключая более мелкие и новые партии), которому поручено наказывать несоблюдающие требования средства массовой информации (довольно небольшими) штрафами. [ 3 ] : 11 

Клевета и диффамация были декриминализированы в марте 2012 года, но по-прежнему наказываются высокими штрафами, что считается усилением тенденций самоцензуры среди журналистов. С 2005 года правительство и государственная администрация обязались не подавать в суд на журналистов. С 2013 года Министерский кодекс требует от министров не подавать в суд на журналистов без одобрения премьер-министра, иначе им грозит отстранение от должности. Число гражданских дел сократилось, но формула еще не устоялась. [ 3 ] : 11 

Доступ к информации гарантируется законом с 1999 года, однако его реализация отстает. Закон 2014 года был направлен на предотвращение задержек с ответами чиновников на запросы о доступе. Учреждения должны назначить координаторов, а Комиссии по праву на информацию поручено следить за соблюдением требований. [ 1 ]

Интернет-контент слегка регулируется. Преследуется только содержание, касающееся геноцида или преступлений против человечности, а также провокации этнической, религиозной или иной ненависти. Главный прокурор может и должен собрать весь соответствующий контент. [ 3 ] : 11 

Для создания веб-сайта требуется разрешение Управления по электронным и почтовым коммуникациям (AKEP), отвечающего за техническое регулирование онлайн-СМИ. [ 4 ]

Регулирующие органы

[ редактировать ]

Управление аудиовизуальных средств массовой информации (AMA) является основным регулятором средств массовой информации в Албании, пришедшим на смену предыдущему Национальному совету радио и телевидения (KKRT). AMA поручено выдавать лицензии на вещание и контролировать их использование. Он финансируется за счет штрафов, ежегодных лицензий и сборов, хотя может также получать деньги из государственного бюджета. Его 5 членов избираются Парламентом сроком на 5 лет максимум на два срока. Организации гражданского общества предлагают имена экспертов, которых затем выбирают и выбирают депутаты от большинства и оппозиции (по три). Седьмой член, председатель АМА, избирается парламентским большинством. [ 3 ] : 11 

АМА обычно считается крайне политизированной организацией. После долгой борьбы в конце 2014 года были избраны два члена и новый председатель, но оппозиция бойкотировала голосование и не признала его результаты. [ 1 ]

Статус и саморегулирование журналистов

[ редактировать ]

Этический кодекс Албанского института СМИ, созданный в 1996 году и пересмотренный в 2006 году, гласит, что журналисты «имеют право получать информацию, публиковать и критиковать. Информация должна быть правдивой, сбалансированной и проверенной.

Рынок труда албанской журналистики нестабильен, и журналисты часто работают без контрактов (90% из них, согласно исследованию Албанского института СМИ за 2012 год). [ 5 ] ) или за неоплачиваемые сверхурочные часы, грозящие задержкой выплаты заработной платы (до 70% случаев [ 4 ] ). Отсутствие профессиональной стабильности подрывает мотивацию и безопасность и подталкивает либо к самоцензуре, либо к деловому и политическому вмешательству. Существующие профсоюзы журналистов не очень активно защищают права журналистов. Средняя зарплата журналистов в Тиране составляет 300–600 евро; журналистам за пределами столицы платят еще меньше, и 60% из них не достигают средней заработной платы по стране. [ 4 ] [ 6 ] Владельцы СМИ часто не соблюдают Закон о страховании труда. [ 3 ] : 14  Журналист может оказаться вынужден пойти на вторую работу, что может привести к конфликту интересов. [ 1 ]

Недостаток ресурсов препятствует развитию профессионализма и качественной журналистики. Журналисты часто могут ссылаться только на официальные заявления и телефонные звонки; журналистские расследования встречаются редко. Профессиональная культура все еще находится под сильным влиянием социалистических времен. [ 3 ] : 14 

Журналисты в Албании по-прежнему подвергаются риску подвергнуться физическим препятствиям, нападениям или угрозам при освещении конкретных событий. В июне 2014 года во время полицейского рейда на деревню, занимавшуюся незаконным оборотом наркотиков, преступные группировки обстреляли съемочную группу телеканала A1 Report , автомобиль был подожжен, а журналиста вскоре взяли в заложники. [ 1 ]

Цензура и самоцензура

[ редактировать ]

Несмотря на некоторые положительные изменения в системе СМИ Албании после падения коммунистического режима, такие как создание плюралистической среды СМИ, увеличение количества средств массовой информации, диверсификация форматов и развитие цифровых СМИ, сокращение физические нападения на журналистов и совершенствование правовой базы, цензура и самоцензура по-прежнему присутствуют в албанской медиа-среде. Они возникают из-за политического и экономического давления, отсутствия финансовой жизнеспособности средств массовой информации, отсутствия профессионализма, этики и уважения к правам журналистов. [ 7 ] Связи между политикой, бизнесом и средствами массовой информации подрывают журналистское мастерство и качество репортажей в албанских СМИ и порождают цензуру и самоцензуру среди журналистов. [ 8 ] Одна из основных причин этого касается структур и моделей владения СМИ: многие бизнесмены в Албании стали владельцами СМИ, поэтому их средства массовой информации поддерживаются за счет доходов от своего бизнеса, сохраняя при этом тесные отношения с политиками. [ 8 ]

Согласно отчету Балканской сети журналистских расследований (BIRN) в Албании за 2015 год, профессионалы СМИ в Албании действуют под сильным влиянием таких факторов, как давление со стороны государственных учреждений, давление через спонсируемую государством рекламу, давление со стороны крупных рекламодателей, а также давление со стороны экономические интересы собственников, политические связи собственников. Все эти факты влияют и на редакционную политику, которую проводят СМИ. Более половины респондентов исследования BIRN 2015 года сообщают, что на редакционную линию СМИ, в которых они работают, легко влияют различные факторы, включая экономические интересы владельцев, «внешнее давление и вмешательство» и т. д. [ 7 ]

По данным BIRN, редакционная политика СМИ часто воспринимается албанскими журналистами как политически предвзятая; Сообщается, что это было очевидно журналистам до того, как они присоединились к СМИ, или было передано неформально после того, как они присоединились к медиаорганизации, посредством приказов владельцев и редакторов, цензуры новостей или предложений коллег. [ 7 ] Это давление внутри медиа-организации с целью обеспечить соблюдение редакционной политики, навязанной владельцами, влияет на освещение в СМИ и выбор новостей для публикации, а также на избегание других и приводит к «одностороннему освещению новостей», «позитивному/пиар-информированию». освещение политических и финансовых партнеров» и «отсутствие критической журналистики и расследований». [ 7 ]

В результате всего этого давления самоцензура стала широко распространенным явлением в албанских СМИ. [ 7 ] Более 70% специалистов средств массовой информации, участвовавших в исследовании BIRN, считают, что журналисты в Албании избегают освещать и освещать определенные истории и проблемы. Также половина респондентов признались, что избегают определенных новостей «часто» или даже «очень часто». Вопросы, которые чаще всего избегают, касаются политики, организованной преступности и экономики. [ 7 ]

По данным BIRN, основными факторами, подталкивающими журналистов к отмене цензуры, являются «экономические и политические интересы владельцев СМИ», проблема, тесно связанная с системой владения и финансирования СМИ, «отсутствием физической безопасности» и отсутствие «гарантий занятости». [ 7 ] [ 8 ]

В августе 2019 года Совет Европы выпустил предупреждение относительно цензуры в албанских СМИ. Это предупреждение было объявлено после закрытия двух ток-шоу, оба критиковавших правительство Социалистической партии.

Закрытие подверглось критике со стороны многих местных и международных организаций, занимающихся правами журналистов и СМИ. News 24 объявил о закрытии обоих ток-шоу: Юлли Ракипи «Необнаженные» Ади Красты . и «Краста/Шоу» [ 9 ]

Албанские СМИ в основном финансируются за счет доходов от рекламы, которые непрозрачны, а также за счет спонсорства и продажи медиапродукции.

Закон не регулирует государственную помощь средствам массовой информации, однако непрозрачность распределения государственной рекламы является постоянным источником разногласий. Экономический кризис сократил долю доходов вещателей от рекламы (с 58% в 2009 году до 30% в 2010 году), что сделало СМИ все более зависимыми от прямого финансирования со стороны владельцев СМИ и в равной степени подверглось риску делового и политического вмешательства. [ 3 ] : 13 

В последнее время на албанский медиа-рынок пришли иностранные инвесторы: итальянская Edisud Group и немецкая WAZ-Mediengruppe активизируют деятельность местных СМИ. Концентрация собственности СМИ пока не считается проблемой, хотя собственность часто скрывается через доверенных лиц. Тем не менее, перекрестное владение находится на подъеме. Экономические перекрестные интересы владельцев СМИ также угрожают независимости СМИ . [ 1 ] [ 3 ] : 13–14  [ 4 ]

Партийная предвзятость особенно заметна во время выборов, а самоцензура остается проблемой. Рыночные условия также препятствуют проведению журналистских расследований. [ 1 ]

Государственные средства, выделяемые на сектор СМИ, не обеспечивают прозрачности. [ 10 ] Несправедливое распространение государственной рекламы среди албанских СМИ является постоянной проблемой. Вопрос прямо не урегулирован.

  • Сообщается, что в 2012/2013 году средствам массовой информации было направлено более 780 000 евро, причем наибольшая доля досталась одной медиагруппе, принадлежащей Резарту Тачи , которая считается благоприятной для правительства. [ 11 ]
  • Правительство ДП якобы направляло государственные рекламные средства дружественным средствам массовой информации и продолжало делать это даже после 2014 года через городское правительство Тираны . По данным BIRN , за первые три квартала 2014 года на администрацию Тираны пришлось 64,5% всех расходов на печатную рекламу государственных учреждений Албании. [ 1 ]
[ редактировать ]
Первый номер газеты Rilindja Demokratike от 5 января 1991 г.

Газеты на албанском языке были запрещены во времена Османской империи. В регион контрабандой ввозились публикации на албанском языке из других частей Империи (София, Бухарест, Салоники, Афины, Стамбул). После обретения независимости в 1912 году в число новостных изданий входили «Коха» («Таймс», 1920–26), «Демократия» (1925–39) и «Дрита» («Свет», 1936–39). Социалистическая Албания считала Zëri i Popullit («Народный голос», 1944) официальным пропагандистским изданием Албанской партии труда ; газета оставалась в период демократизации органом Социалистической партии Албании . Rilindja Demokratike («Демократическое возрождение», 1991) была основана как первая оппозиционная газета.

После 1991 года в Албании газеты оставались в основном бесплатными – за частичным исключением периода 1994–1997 годов под руководством Сали Бериши Демократической партии Албании . Однако журналистские расследования остаются редкостью, а журналисты, расследующие случаи коррупции, часто подвергаются преследованиям. Большинство газет по-прежнему связаны с группами деловых и политических интересов, поскольку они не могут финансировать себя просто за счет продажи небольшого количества экземпляров.

В 2001 году количество газет в Албании составляло почти 92. [ 12 ] и 98 в 2002 году. [ 13 ] Связи собственности и финансовая зависимость от деловых и политических магнатов ограничивают качество и независимость журналистики, а также способствуют сенсационности и коммерциализации.

Независимая газета Koha Jonë является ежедневной газетой с самой большой читательской аудиторией, хотя официальных цифр нет. Тираж считается самым низким в Европе. [ 1 ]

Главные газеты Тираны — «Албания », «Балкан» , «Газета Шкиптаре» , «Газета 55» , «Коха Йоне» , «Метрополь » , «Панорама» , «Рилинджа Демократике» , «Секулли» , «Шкип» , «Тема» . Многочисленные другие ежедневные и еженедельные газеты предоставляют региональную и местную информацию. [ 14 ] доступны на английском языке Албанская почта и Tirana Times . Газеты на греческом языке включают Dimotiki Foni, Dris, Foni tis Omonoias, Laiko Vima , Provoli и Romiosini. «Газета 2000» публикуется на албанском, греческом и английском языках.

Государственное информационное агентство - Албанское телеграфное агентство (ATSH). [ 15 ]

Издательский

[ редактировать ]

INSTAT насчитал в 2012 году около 100 издательств и 380 типографий в Албании со средним годовым выпуском 1200–1500 наименований. [ 16 ] Основные проблемы сектора связаны с высокими издержками производства, отсутствием продвижения и прочной дистрибьюторской сети. Экономический кризис серьезно повлиял на издательский сектор: книжные магазины и издательства были закрыты, по данным Албанской ассоциации издателей (SHBSH), которая сообщила о 40%-ном падении продаж книг в 2015 году. [ 17 ]

Издательства в Албании включают: [ 18 ]

Исмаил Кадаре

Общественный вещатель

[ редактировать ]

Государственная телекомпания Албании Radio Televizioni Shqiptar (RTSH, Албанское радио и телевидение) управляет национальными радио- и телевизионными сетями. У него есть конкуренция со стороны множества частных станций. [ 25 ] Согласно опросу 2002 года, телекомпанией с наибольшей аудиторией является TV Klan . [ нужно обновить ]

Закон об аудиовизуальных средствах массовой информации гласит, что RTSH должен «продвигать албанскую культуру и язык, а также художественное и литературное творчество»; производить и транслировать свободно доступный контент, «связанный с национальным здравоохранением и общественным порядком, а также в случаях национального чрезвычайные ситуации». [ 4 ] Оригинальный контент должен составлять 50% эфиров. В целях продвижения плюрализма RTSH вещает на языках меньшинств (греческом и македонском) в приграничных регионах. [ 4 ]

Члены Руководящего совета RTSH избираются по процедуре, аналогичной процедуре AMA, что усиливает проблему политизации и отсутствия независимости. ОБСЕ отметила серьезные проблемы с балансом освещения RTSH в период выборов 2013 года. Общественному вещателю сложно соблюдать баланс в распределении времени, как того требует Избирательный кодекс. [ 4 ] RTSH обычно демонстрирует сильную проправительственную предвзятость. [ 1 ]

Руководящий совет утверждает устав РТШ и назначает/увольняет его директоров; «утверждение стратегии, организационной структуры и структуры программы; контроль беспристрастности, объективности и полноты программ; консультирование и помощь Генеральному директору в выполнении его программных обязанностей; а также подготовка годового отчета о деятельности RTSH для представления в парламент». [ 4 ]

RTSH финансирует себя за счет лицензионного сбора (0,75 евро в месяц на семью) и может получать средства от рекламы, услуг третьих сторон (включая производство), выступлений, пожертвований и спонсорства (после одобрения Руководящего совета), а также продажи программ. [ 26 ]

Радиовещание

[ редактировать ]
Король Зог и королева Джеральдина Аппони (здесь на снимке 1939 года) запустили Радио Тираны в 1938 году.

В Албании действуют 2 государственные радиосети и примерно 25 частных радиостанций. Доступны несколько международных вещательных компаний (по состоянию на 2010 год). [ 27 ]

Радиостанции с общенациональным покрытием включают три общедоступных канала ( Радио Тирана 1, 2 и 3), Top Албания Radio , Club FM и Radio Klan . Другие радиостанции вещают локально или через Интернет.

Всемирная служба BBC (103,9 МГц в столице Тиране ), Radio France Internationale и China Radio International доступны с 2019 года. Албанская служба BBC работала с 1940 по 1967 год и с 1993 по 2011 год. [ 25 ]

Телевещание

[ редактировать ]

Телевидение является самым влиятельным средством массовой информации в Албании. В стране действуют 3 сети общественного телевидения (одна из которых вещает через спутник для албаноязычных сообществ в соседних странах) и более 60 частных телевизионных станций; доступна услуга кабельного телевидения (2010 г.); [ 27 ] Помимо общественного вещателя RTSH , общенациональные телеканалы включают Top Channel , TV Klan и Vizion Plus . Некоторые национальные каналы, ныне несуществующие, включают: TVA , Albian Screen и Agon Channel . Каналы в Тиране в основном представляют собой новости или музыкальный формат и включают Ora News , News24 , Top News , A1 Report , ABC News , UTV , SuperSonic, BBF , Channel 1 и TeleSport.

Многие албанцы смотрят Rai и ANT1 в Греции через наземный прием. [ 25 ] TV5Monde Europe также доступен в качестве зарубежного ретранслятора.

Телевидение было впервые представлено в 1960 году. Государственный RTSH доминировал в сфере вещания Албании до середины 1990-х годов, периода, когда частные радио- и телестанции начали занимать совершенно пустые албанские частоты. Албания также была центром вещания для соседних стран, включая Klan Kosova (для Косово ), Klan Makeonada и Alsat M (для Северной Македонии ) и несуществующий Agon Channel Italia (для Италии ). Переход на ЦТВ застопорился. [ 28 ]

В начале 2000-х годов албанцы, живущие в Соединенных Штатах, создали первую платформу IPTV в Северной Америке , а затем и в Европе для потоковой передачи албанского телеконтента всем албанцам, живущим в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде . Он был запущен как альтернатива для албанских эмигрантов, живущих за границей, для просмотра контента из Албании, Косово, Черногории и Македонии. [ 29 ]

Кино Албании зародилось в 1911—1912 годах с первых показов зарубежных фильмов и записи нескольких документальных фильмов в довоенный и межвоенный период.

В социалистические времена при советской помощи был основан «Альбафильм-Тирана» , занимавшийся в основном пропагандой борьбы военного времени. Растущий изоляционизм в 1970-х и 1980-х годах подавлял импорт кинематографии и способствовал развитию отечественного производства, которое было диверсифицировано по различным жанрам, включая документальные фильмы о культуре и анимационные фильмы. К 1990 году было снято около 200 фильмов, а в Албании было более 450 кинотеатров, хотя большая часть оборудования устарела.

В связи с экономическим переходом 1990-х годов «Киностудия» была расформирована и приватизирована. Был создан новый Национальный центр кинематографии , а в городах построены современные кинотеатры, в которых публике показывают в основном американские фильмы.

Телекоммуникации

[ редактировать ]

До 1990 года Албания была одной из самых изолированных и контролируемых стран в мире, и установка и обслуживание современной системы международной и внутренней телекоммуникаций были исключены. Плотность телефонной связи в Албании была самой низкой в ​​Европе , и звонившим требовалась помощь оператора даже для совершения междугородних звонков внутри страны.

Несмотря на инвестиции, плотность фиксированной связи остается самой низкой в ​​Европе; однако услуги мобильной связи доступны с 1996 года; использование сотовой связи широко распространено и в целом эффективно; несколько компаний предоставляют услуги мобильной связи, и плотность мобильной связи достигла 100%; международный трафик передается по оптоволоконному кабелю и, при необходимости, по микроволновой радиорелейной связи от АТС Тираны в Италию и Грецию (2011 г.). [ 27 ]

Интернет

[ редактировать ]

Проникновение Интернета достигло 54,7% населения в 2012 году и 60% в 2014 году, хотя это может исключать некоторые сельские районы. [ 1 ]

Услуги широкополосного доступа в Интернет были запущены в 2005 году, но рост был медленным. Интернет-кафе популярны в Тиране и начали распространяться за пределы столицы. [ 27 ] В сельских районах предоставляется бесплатный общественный широкополосный доступ через спутник Eutelsat с точками доступа в почтовых отделениях, школах и учреждениях местных органов власти. [ 30 ]

Интернет-СМИ и блоги предлагают независимую и альтернативную информацию от основных СМИ, но они охватывают меньшую аудиторию и часто испытывают недостаток ресурсов. [ 1 ]

Владение СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ. Правовой режим, гарантирующий прозрачность собственности СМИ, позволяет общественности, а также органам СМИ узнать, кто эффективно владеет, контролирует и влияет на СМИ, а также влияние СМИ на политические партии или государственные органы.

Медиа-ландшафт в Албании богат, но прозрачность собственности довольно низка. Для Албании характерно отсутствие прозрачности на медиа-рынке, скрытое владение и непрозрачная торговля акциями СМИ - все эти особенности, наряду с сетью клиентелистских отношений, использовались политическими партиями и бизнесменами для влияния на повестку дня СМИ. [ 31 ] Кроме того, поведение владельцев СМИ, которые часто связаны с бизнесом в сфере, отличной от медиа, приводит к различным формам инструментализации СМИ, что препятствует целостности СМИ . [ 31 ]

Систематические, общедоступные и достоверные данные об экономическом и финансовом положении средств массовой информации, а также об их функционировании отсутствуют. [ 32 ]

Законы о СМИ не содержат каких-либо конкретных положений о прозрачности собственности на печатные и онлайн-СМИ. Однако все СМИ, как и любая другая компания в стране, обязаны зарегистрироваться в Национальном регистрационном центре и объявить имена своих акционеров, поэтому данные о собственности доступны для большинства СМИ, в том числе печатных. [ 32 ] Кроме того, благодаря оцифровке реестра и созданию Национального регистрационного центра повысилась прозрачность официальных данных о собственности. [ 33 ]

Данные об электронных СМИ невозможно найти в реестре Национального регистрационного центра, поскольку такие средства массовой информации не обязаны регистрироваться. [ 32 ] Однако онлайн-СМИ должны сообщать данные о своей собственности, включая все изменения в структуре собственности, в Национальный совет радио и телевидения (NCRT). Реестр НКРТ, который также содержит информацию о лицензиях на средства массовой информации, недоступен онлайн, но доступен по запросу. [ 32 ]

Что касается вещательных СМИ, они также должны зарегистрироваться в регуляторе – Управлении по аудиовизуальным СМИ. Управление не обязано публиковать в Интернете собранные данные, однако к ним можно получить доступ по официальному запросу информации. [ 32 ] В целом, если наиболее важные данные о собственности для всех секторов СМИ, за исключением онлайн-СМИ, можно найти в Национальном центре регистрации, возникают некоторые сомнения в том, являются ли заявленные данные о владельцах подлинными данными о реальных владельцах. [ 32 ] и риск скрытой спекуляции собственностью был обнаружен. [ 33 ]

Другая проблема прозрачности связана с определением источника финансирования СМИ. Это действительно один из «нерешенных вопросов» албанской медиасистемы и тема постоянных дискуссий. [ 32 ] [ 33 ] в стране с высоким уровнем неформальной экономики. [ 31 ] Действительно, вопрос о том, как такое большое количество СМИ работает на таком маленьком рынке, как албанский, до сих пор остается без ответа. В этом смысле большое количество средств массовой информации, в частности газет и телевидения, работающих в Албании, финансируется за счет параллельного бизнеса, в котором отсутствует прозрачность. [ 33 ]

При выдаче лицензий вещательным СМИ регулятор запрашивает доказательства наличия у средства определенного уровня капитала, но не проверяет происхождение такого капитала. Кроме того, годовые балансы, представляемые в налоговые органы, рассматриваются как конфиденциальные данные, тогда как данные о балансах вещательных СМИ передаются регулятору в необязательном порядке, поэтому это делает лишь небольшой процент. Например, в 2012 году только 25% операторов вещания предоставили регуляторам свои балансы. [ 32 ] В целом данные, предоставленные Национальному совету за последние годы, не создают полной картины финансирования СМИ. [ 33 ] Кроме того, представленные данные не совсем достоверны. [ 33 ] При этом регулятор не обязан публиковать эти данные, а представляет общественности совокупные данные о медиарынке. [ 32 ]

Еще одной причиной для беспокойства является параллельный бизнес владельцев СМИ – явление, возникающее, когда одни предприятия вкладывают основные средства в медиасектор, а другие – в другие области, что потенциально делает СМИ уязвимыми по отношению к другим экономическим и политическим интересам. В частности, когда затрагиваются другие интересы, средства массовой информации используются как инструменты оказания давления с целью защиты и развития таких интересов. Такой медиа-ландшафт оставляет место для того, чтобы интересы его владельцев, а не общественные интересы, определяли повестку дня и приоритеты СМИ. [ 33 ]

Концентрация собственности СМИ

[ редактировать ]

Медийная среда Албании характеризуется отсутствием прозрачности, плохим регулированием и контролем за незаконной концентрацией, скрытыми структурами собственности и отсутствием прозрачности в торговле акциями СМИ. Все эти факторы способствовали растущей зависимости СМИ от политических партий, их программ, а также от клиентелистских отношений. [ 34 ]

После более чем 20 лет либерализации рынка надежных публичных данных о медиа-секторе Албании нет. [ 7 ] Большое количество существующих средств массовой информации действительно приводит к плюрализму средств массовой информации. [ 7 ] Медиа-ландшафт богат с точки зрения количества средств массовой информации, но прозрачность их динамики и собственности низкая. [ 35 ]

Отсутствие точных, надежных и обновленных данных о медиа-системе Албании затрудняло точную оценку ситуации на медиа-рынке с точки зрения собственности, прибыли и доли аудитории . [ 8 ] Несмотря на отсутствие данных, система СМИ Албании ясно демонстрирует «видимую тенденцию консолидации собственности, хотя и не до такой степени, чтобы создавать серьезную проблему». [ 8 ] Например, продажа СМИ Edisud Group широко рассматривалась в медиасообществе как свидетельство концентрации проправительственных СМИ. Ведь традиционно СМИ, входящие в группу Edisud, считались близкими к оппозиции. Одним из первых последствий этого приобретения стало прекращение контракта с Анилой Башей, директором газеты, которая неоднократно открыто поддерживала лидера оппозиции. [ 36 ]

В объединении участвовали одни и те же редакционные группы, создавшие печатные, электронные и в некоторых случаях онлайн-СМИ. Так обстоит дело почти со всеми основными медиа-группами и владельцами в стране. Например, Top Media владеет акциями компаний, работающих в секторах радио, телевидения, мультиплексирования и печати, а также в издательской индустрии. То же самое касается Кочо Кокедхима , Ирфана Хисенбеллиу , Александра Франгая и других медиагрупп. Такая ситуация становится возможной также из-за отсутствия детального регулирования по предотвращению концентрации собственности в секторе печатных СМИ. [ 8 ]

Регулирование совместного владения изложено в Законе об аудиовизуальных СМИ, но его сфера действия включает только радио и телевидение, а печатный сектор не охвачен, поэтому никаких ограничений на владение печатными СМИ не установлено. [ 8 ]

Кроме того, существуют некоторые опасения, что существующие правовые положения о вещательных СМИ не соблюдаются в полной мере, и владельцы СМИ находят способы их обойти. [ 8 ]

В Албании консолидация собственности стала результатом того, что одна и та же редакционная группа создала разные средства массовой информации в разных секторах. Слияния и поглощения происходили реже. [ 8 ]

Кроме того, в схемах владения медиакомпаниями довольно часто можно наблюдать закономерность, а именно ротацию одной и той же группы членов семьи, родственников или доверенных лиц через должности генерального администратора, членов совета директоров или акционеров. [ 8 ] Эта закономерность также демонстрирует якобы фиктивную функцию наблюдательных советов. [ 8 ] Кроме того, некоторые владельцы СМИ создают ряд различных компаний или закрывают одну компанию и воссоздают ее под другим названием, чтобы скрыть структуру собственности и стоящие за ней имена. [ 8 ]

Также с 2010 года на медиарынке Албании наблюдается значительное присутствие крупных иностранных медиаинвесторов, в том числе итальянской Edisud Group , немецкой WAZ-Mediengruppe и др., покупающих местные СМИ. [ 37 ] [ 38 ] Ни присутствие крупных международных медиакорпораций, ни владельцы местных СМИ не создают проблем с точки зрения концентрации собственности СМИ, несмотря на наличие тенденции в этом направлении. [ 36 ] Однако проблема концентрации собственности СМИ может наблюдаться, когда речь идет о совместном владении различными медиаплатформами, и существующие законы не регулируют такие случаи. [ 36 ]

С точки зрения плюрализма контента и редакционной политики албанский медиарынок предлагает множество альтернативных взглядов и мнений. Однако возможность того, что владельцы СМИ могут участвовать в различных коммерческих предприятиях в секторах, отличных от медиа, а также их участие в государственных тендерах, вызывает обеспокоенность, поскольку экономические перекрестные интересы могут угрожать независимости и целостности СМИ. [ 37 ] Действительно, на албанском медиа-рынке СМИ не смогут выжить, если их не будет поддерживать другая прибыльная бизнес-деятельность, осуществляемая владельцами СМИ. [ 7 ]

По мнению албанского медиа-эксперта Реми Лани, в Албании можно определить номинальных владельцев СМИ, но невозможно "узнать, кто ими владеет". [ 7 ] По данным Обсерватории СМИ Юго-Восточной Европы , «взаимодействие между СМИ, политикой и другим бизнесом владельцев СМИ является постоянным источником беспокойства по поводу медиаконтента и независимости СМИ» в Албании. [ 7 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Freedom House , Албания, Отчет о свободе прессы, 2015 г.
  2. ^ «Албания» , Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2012 год , Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, 18 апреля 2013 г. Проверено 30 января 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эльда Броги, Алина Добрева и Пьер Луиджи Парку, « Свобода СМИ на Западных Балканах », исследование для Подкомитета Европейского парламента по правам человека, октябрь 2014 г., EXPO/B/DROI/2013/16
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лондо, Ильда (2012), Картирование цифровых медиа: Албания . Фонд «Открытое общество».
  5. ^ Албанский институт СМИ (2012), ebute.pdf Самоцензура и мягкая цензура в албанских СМИ. [ постоянная мертвая ссылка ] . Тирана: албанский Медиа-институт.
  6. Данные опубликованы главой Албанского союза журналистов Александром Чипа.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Закрывать глаза на новости: самоцензура в албанских СМИ» (PDF) . Балканская сеть расследований, Албания. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 22 января 2016 г. Проверено 30 апреля 2017 г. . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «В албанских СМИ процветает самоцензура, говорится в исследовании» . БалканИнсайт . 3 декабря 2015 года . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  9. ^ «Совет Европы выпустил предупреждение о свободе СМИ после увольнения двух албанских журналистов за критику правительства» , Exit.al , 29 августа 2019 г.
  10. Ильда Лондо, Отчет о честности СМИ: Финансовые отношения государства и СМИ в Албании , SEEMO, 27 ноября 2015 г.
  11. ^ Ликмета, Крупные рекламодатели подрывают свободу СМИ в Албании , Balkan Insight , 20 декабря 2013 г.]
  12. ^ «СМИ в Албании» . Балканы Кавказ. 2 августа 2002 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
  13. ^ Ильда Лондо (2002). «Албания» (PDF) . Медиа-институт . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
  14. ^ Роберт Элси, Исторический словарь Албании , #Press, 367-8
  15. ^ ATA.gov.al
  16. Хаос с книжным бизнесом , 23 ноября 2013 г.
  17. Тирана Таймс , 13 ноября 2015 г.
  18. ^ Каталог ШБШ 2012 г.
  19. ^ Тоэна. Архивировано 2 марта 2016 г. в Wayback Machine , PubMatch.
  20. ^ История Тоэны
  21. ^ Розен, Мэтью (2022). Тирана современная: библиоэтнография на окраинах Европы . Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта. ISBN  978-0-8265-0484-5 .
  22. ^ «Ботимет 55» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 г. Проверено 7 января 2016 г.
  23. ^ Профиль паба , Омбра
  24. ^ Дудай
  25. ^ Jump up to: а б с «Профиль Албании: СМИ» , BBC News , 20 декабря 2012 г. Проверено 30 января 2014 г.
  26. ^ Эриксен, Бьом, Насениеце, Рира и Релич, Душан (2013), Западные Балканы и Турция. СМИ и свобода выражения мнений. Установление фактов и предварительное исследование. Участие.
  27. ^ Jump up to: а б с д «Коммуникации: Албания» , World Factbook , Центральное разведывательное управление США, 15 января 2014 г. Дата обращения 30 января 2014 г.
  28. «Конкурс красоты» цифрового телевидения Албании становится уродливым , Balkan Insight, 7 января 2015 г.
  29. ^ «TVALB транслирует албанский телеконтент с помощью Setplex» . setplex.com . 28 июня 2021 г.
  30. ^ «Спутниковая широкополосная связь Eutelsat выбрана для бесплатного публичного доступа в Интернет в Албании». Архивировано 21 февраля 2013 г. в Wayback Machine , пресс-релиз (PR/61/12), Tring Communications, 2012. Проверено 30 января 2014 г.
  31. ^ Jump up to: а б с Лондон, Ильда (14 июля 2014 г.). «Честность СМИ в Албании: кому принадлежат владельцы?» . Mediaobservatory.net . Проверено 7 декабря 2016 г.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Петкович, Бранка (2014). "Албания". Честность СМИ имеет значение. Восстановление ценностей государственной службы в средствах массовой информации и журналистике (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. ISBN  978-961-6455-77-0 .
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ильда Лондо (2012). «Основные тенденции развития СМИ в посткоммунистический переходный период» (PDF) . Фонд Фридриха Эберта (Исследование, FES Албании) . Проверено 6 декабря 2016 г.
  34. ^ Лондон, Ильда (14 июля 2017 г.). «Честность СМИ в Албании: кому принадлежат владельцы?» . Mediaobservatory.net . Проверено 10 апреля 2017 г. .
  35. ^ Петкович, Бранка (2014). "Албания". Честность СМИ имеет значение. Восстановление ценностей государственной службы в средствах массовой информации и журналистике (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира. Институт современных социальных и политических исследований. ISBN  978-961-6455-77-0 . Проверено 10 апреля 2017 г. .
  36. ^ Jump up to: а б с Лондон, Ильда (2012). Цифровое картографирование СМИ: Албания (PDF) . Фонды открытого общества . Получено 10 апреля.
  37. ^ Jump up to: а б «Свобода СМИ на Западных Балканах» (PDF) . Европейский Парламент. Главное управление внешней политики . 2014 . Проверено 10 апреля 2017 г. .
  38. ^ Лондо, Ильда (2007). «Владение СМИ, независимость и плюрализм» (PDF) . Албанский институт СМИ . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2016 года . Проверено 10 апреля 2017 г. .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f321a61d18a67c0a5ab24ff2777b3dc__1720040280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/dc/0f321a61d18a67c0a5ab24ff2777b3dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass media in Albania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)