Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова | |
---|---|
![]() Фасад церкви Рождества Христова (слева) и армянского монастыря (справа), 2012 г. | |
Религия | |
Принадлежность | Совместно : Католическая , Армянская Апостольская и Греческая Православные Церкви , с небольшими коптскими православными , эфиопскими православными тевахедо и сирийскими православными обрядами. [ 1 ] |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Вифлеем , Западный берег реки Иордан |
Страна | Палестина |
Географические координаты | 31 ° 42'15,5 "N 35 ° 12'27,3" E / 31,704306 ° N 35,207583 ° E |
Архитектура | |
Тип | Византия ( Константин Великий и Юстиниан I ) |
Стиль | романский |
Новаторский | 326 |
Завершенный | в. 565 |
Официальное название: Место рождения Иисуса: Церковь Рождества Христова и Паломнический маршрут, Вифлеем. | |
Тип | Культурное наследие |
Критерии | iv, мы |
Назначен | 2012 [ 2 ] |
Справочный номер. | 1433 |
Государство-участник | Палестина |
Область | Западная Азия |
Веб-сайт | |
попечение |
Церковь Рождества Христова , или Базилика Рождества Христова , [ а ] — базилика , расположенная в Вифлееме , Западный берег реки Иордан , Палестина . Грот различных имеет большое религиозное значение для место конфессий как рождения Иисуса христиан . Грот является старейшим местом, постоянно используемым в качестве места поклонения в христианстве , а базилика является старейшей крупной церковью на Святой Земле . [ 3 ]
Церковь была первоначально заказана Константином Великим вскоре после его матери Елены визита в Иерусалим и Вифлеем в 325–326 годах на месте, которое традиционно считалось местом рождения Иисуса. [ 4 ] [ 5 ] Эта первоначальная базилика, вероятно, была построена между 330 и 333 годами, уже упоминалась в 333 году и была освящена 31 мая 339 года. [ 4 ] [ 5 ] Вероятно, она была уничтожена пожаром во время восстаний самаритян в шестом веке, возможно, в 529 году, а новая базилика была построена несколько лет спустя византийским императором Юстинианом (годы правления 527–565), который добавил притвор или нартекс , и заменил восьмиугольное святилище крестообразным трансептом с тремя апсидами , но в значительной степени сохранил первоначальный характер здания с атриумом и базиликой. Состоит из нефа с четырьмя боковыми приделами . [ 4 ] [ 5 ]
Церковь Рождества Христова, оставаясь в основном неизменной со времени реконструкции Юстиниана, претерпела многочисленные ремонты и дополнения, особенно периода крестоносцев , такие как две колокольни (ныне исчезнувшие), настенные мозаики и картины (частично сохранившиеся). [ 6 ] На протяжении веков окружающий комплекс расширялся, и сегодня он занимает площадь около 12 000 квадратных метров и включает в себя три разных монастыря: католический , армянский апостольский и греческий православный . [ 7 ] из которых первые две содержат колокольни, построенные в современную эпоху. [ 6 ]
Серебряная звезда, обозначающая место рождения Христа, написанная на латыни , была украдена в октябре 1847 года греческими монахами, которые хотели убрать этот католический предмет. [ 4 ] Некоторые утверждают, что это способствовало Крымской войне против Российской империи . [ 8 ] Другие утверждают, что война выросла из более широкой ситуации в Европе. [ 9 ]
С 2012 года церковь Рождества Христова является объектом Всемирного наследия и первой была внесена ЮНЕСКО в список « Палестина ». [ 10 ] [ 11 ]
С 1852 года права трех религиозных общин регулируются статус-кво . [ 12 ] [ 1 ]
Основание в Священном Писании
[ редактировать ]Из четырех канонических Евангелий Матфей и Лука упоминают рождение Иисуса, причем оба помещают его в Вифлеем. [ 13 ] [ 14 ] Лука упоминает о яслях: «и родила она первенца своего, сына. Обвернула его пеленами и положила в ясли, потому что не было для них комнаты для гостей». [ 15 ]
Вариант повествования содержится в Евангелии от Иакова , апокрифическом Евангелии для младенцев .
История
[ редактировать ]Святое место до Константина (ок. 4 г. до н. э. – 326 г. н. э.)
[ редактировать ]Святое место, известное как Грот Рождества, считается пещерой, в которой Иисус родился . В 135 году император Адриан приказал превратить место над гротом в место поклонения Адонису , смертному возлюбленному Афродиты , греческой богини красоты и желания. [ 16 ] [ 17 ] Иероним утверждал в 420 году, что грот был посвящен поклонению Адонису и что там была посажена священная роща, чтобы полностью стереть из мира память об Иисусе. [ 16 ] [ 18 ]
Около 248 года нашей эры греческий философ Ориген Александрийский написал о гроте следующее:
В Вифлееме указана пещера, где Он родился, и ясли в пещере, где Он был завернут в пеленки. И в тех местах и среди иностранцев Веры ходит слух, что действительно в этой пещере родился Иисус, которому поклоняются и почитают христиане. [ 19 ]
Константиновская базилика (326–529 или 556 гг.)
[ редактировать ]Первую базилику на этом месте построил император Константин I на месте, указанном его матерью, императрицей Еленой. [ 20 ] и епископ Иерусалимский Макарий . [ 21 ] Строительство началось в 326 году. [ 20 ] под руководством Макария, который следовал приказам Константина, [ 22 ] и был освящен 31 мая 339 г. [ 23 ] — однако его уже посетил в 333 году бордоский паломник , [ 24 ] [ 25 ] в это время он уже использовался. [ 24 ]
Строительство этой ранней церкви было осуществлено как часть более крупного проекта после Первого Никейского собора во время правления Константина, целью которого было строительство церквей на местах, которые, как предполагалось в то время, стали свидетелями решающих событий в жизни Иисуса. [ 20 ] [ 26 ] Проект базилики основывался на трех основных архитектурных разделах: [ 27 ]
- В восточном конце апсида многоугольной формы (сломанный пятиугольник, а не предложенный когда-то, но невероятный полный восьмиугольник), окружающая приподнятую платформу с отверстием в полу площадью ок. Диаметр 4 метра, что позволяло напрямую видеть место Рождества под ним. Апсиду окружал деамбулаторий с боковыми помещениями. [ 27 ]
- Пятинефная базилика, являющаяся продолжением восточной апсиды, на один пролет короче, чем все еще сохранившаяся реконструкция Юстиниана. [ 27 ]
- Атриум с портиком. [ 27 ]
Строение было сожжено и разрушено во время одного из самаритянских восстаний 529 или 556 годов, во втором из которых евреи, судя по всему, присоединились к самаритянам. [ 28 ] [ 7 ] [ 29 ]
Базилика Юстиниана (6 век)
[ редактировать ]В нынешнем виде базилика была восстановлена в VI веке по инициативе византийского императора Юстиниана I (527–565), после разрушения то ли в 529, то ли в 556 году. [ 4 ] Вероятно, это было совершено уже после смерти императора, о чем свидетельствует датировка деревянных элементов, встроенных в церковные стены, между 545 и 665 годами, полученная в результате дендрохронологического анализа, проведенного в ходе недавних реставрационных работ. [ 30 ]
Персы Хосрова под предводительством II вторглись в Палестину и завоевали близлежащий Иерусалим в 614 году , но не разрушили строение. По легенде, их командир Шахрбараз был тронут изображением над входом в церковь Трех Волхвов в одеяниях персидских зороастрийских жрецов, поэтому приказал пощадить здание. [ 31 ] [ 32 ]
Период крестоносцев (1099-1187)
[ редактировать ]
Рождества Христова использовалась в качестве основной церкви коронации королей- крестоносцев , начиная со второго правителя Латинского Церковь Иерусалимского королевства в 1100 году и до 1131 года. [ 33 ] На более ранней стадии, начиная с c. В 1130 году крестоносцы способствовали косметическому ремонту здания посредством настенной росписи: изображения святых были выставлены в центральной и южной колоннадах нефа, в основном по инициативе частных дарителей, о чем свидетельствует частое использование дарственных надписей. и портреты. Остатки цикла повествовательных сцен сохранились в северо-западной колонне хора и южных трансептах, а также в часовне, расположенной под колокольней. [ 34 ] Крестоносцы провели обширную отделку и реставрацию базилики и территории. [ 33 ] процесс, который продолжался до 1169 года, [ 7 ] с 1165 по 1169 год даже посредством своего рода «совместного предприятия» между латинским епископом Вифлеема Раулем, латинским королем Иерусалима Амори I и византийским императором Мануилом I Комнином . [ 35 ] Как подробно описано в двуязычной греческой и латинской надписи в алтарном пространстве, мозаичное украшение было выполнено коллективной работой под руководством художника по имени Ефрем. Другая двуязычная, латинская и сирийская надпись, расположенная в нижней половине мозаичного панно с изображением ангела на северной стене нефа, свидетельствует о работе художника по имени Василий, который, вероятно, был местным сирийским мелькитом. Два художника сотрудничали в рамках одной мастерской. [ 36 ]
Периоды Айюбидов и Мамлюков (1187-1516 гг.)
[ редактировать ]
Завоевание Айюбидами Иерусалима и его окрестностей в 1187 году не имело последствий для церкви Рождества Христова. Греко-мелькитскому духовенству было предоставлено право служить в церкви, аналогичные уступки почти сразу же были предоставлены и другим христианским конфессиям.
В 1227 году церковь украсила изящно резная деревянная дверь, остатки которой до сих пор можно увидеть в притворе. Как подробно описано в двойной надписи на армянском и арабском языках, он был сделан двумя армянскими монахами, отцом Авраамом и отцом Аракелом, во времена царя Киликии Хетума I (1224-1269) и эмира Дамаска, а также племянника Саладина Аль -Муаззам Иса . [ 37 ] В 1229 году император Священной Римской империи Фридрих II подписал соглашение с султаном аль-Камилем , которое привело к возвращению Святых мест крестоносцам. Имущество Рождественской церкви вернулось во владение латинскому духовенству при условии, что мусульманским паломникам будет разрешено посещение священной пещеры. [ 38 ] Латинская гегемония, вероятно, продолжалась до вторжения хорезмийских турок в апреле 1244 года. Тогда церковные сокровища, ныне хранящиеся в музее Терра Санкта в Иерусалиме, были спрятаны под землей и вновь обнаружены только в 1863 году. Церковь была опустошена, но не разрушена. Основной ущерб - обветшание крыши. [ 39 ] [ 40 ]
Во времена правления мамлюков церковь использовалась различными христианскими конфессиями, в том числе греками, армянами, коптами, эфиопами и сирийцами. В 1347 году францисканцам вновь созданной Кустодии Святой Земли был пожалован в собственность бывший монастырь регулярных каноников к северу от базилики. Монахам удалось получить гегемонистскую роль в Вифлееме до периода Османской империи. [ 41 ]
Начиная с конца XIII века паломники сетуют на ветхость внутреннего убранства церкви по приказу мамлюкских властей: в частности, постепенно удалялись мраморные облицовки стен и пола, пока они полностью не исчезли. [ 42 ]
Герцогство Бургундское выделило ресурсы на восстановление крыши в августе 1448 года. [ 40 ] и несколько регионов предоставили материалы для ремонта крыши церкви в 1480 году: Англия предоставила свинец, Второе Бургундское королевство предоставило древесину, а Венецианская республика предоставила рабочую силу. [ 31 ]
Османский период, первые три века (16–18 вв.)
[ редактировать ]
После османского завоевания Палестины в 1516 году церковь Рождества Христова пришла в упадок. Неф был практически заброшен и использовался в светских целях. Чтобы воспрепятствовать входу в церковь людей с лошадьми и скотом, главный вход был замурован и превращен в миниатюрную дверь, известную до наших дней как «Дверь смирения», поскольку посетители вынуждены наклоняться, чтобы пройти через нее. это. [ 43 ] Высокий алтарь с тремя дверями полностью отделял неф от восточной части здания, предназначенной для богослужений. Османский период характеризовался ростом напряженности между различными христианскими конфессиями. предоставила грекам гегемонию В 1637 году Блистательная Порта , а францисканцы были изгнаны из священной пещеры. В 1621 году армянский патриарх Григор Паронтер выкупил полуразрушенные здания к югу от двора и основал там монастырь и приют для паломников. критскому художнику Иеремии Палладу В 1639 году греческий патриарх поручил написать новые иконы для украшения церкви. Дальнейшие работы были произведены в 1671 году по инициативе патриарха Досифея II . В 1675 году Досифею удалось получить контроль и над нефом, он способствовал реставрации пола и крыши, а также созданию нового иконостаса. Францисканцы были восстановлены в своих правах в 1690 году, но они снова потеряли свою гегемонию в 1757 году, когда греческим православным было предоставлено полное право собственности на верхнюю церковь и разрешение хранить ключи от грота. После этого был начат косметический ремонт церкви: неф был заново вымощен, в беме был установлен торжественный иконостас, а над главным алтарем возведен деревянный балдахин. [ 44 ]
Из-за непрерывного просачивания воды с крыши мозаика крестоносцев начала падать, о чем свидетельствуют свидетельства многих паломников, начиная с 16 века. [ 45 ]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Землетрясения нанесли значительный ущерб Рождественской церкви в период с 1834 по 1837 год. [ 46 ] повредило Иерусалимское землетрясение 1834 года колокольню церкви, мебель в пещере, на которой построена церковь, и другие части ее конструкции. [ 47 ] Незначительный ущерб был нанесен серией сильных толчков в 1836 году и землетрясением в Галилее в 1837 году . [ 46 ] [ 48 ] В рамках ремонта, проведенного греческими православными после получения фирмана в 1842 году, была построена стена между нефом и проходами, которые в то время использовались как рынок, и восточной частью церкви, в которой находился хор, где можно было совершать богослужения. продолжение следует там. [ 4 ]
Религиозно значимая серебряная звезда, обозначающая точное место рождения Иисуса, была удалена в октябре 1847 года из Грота Рождества греческими православными. [ 49 ] [ 4 ] Церковь находилась под контролем Османской империи, но примерно к Рождеству 1852 года Наполеон III заставил османов признать католическую Францию «суверенной властью» над христианскими святынями на Святой Земле . [ 50 ] Турецкий султан заменил серебряную звезду в гроте с латинской надписью, но Православная Российская империя оспорила смену власти. Они сослались на Кучук-Кайнарджийский договор , а затем перебросили армии в район Дуная . В результате османы издали фирманы, по существу отменив свое прежнее решение, отказавшись от французского договора и на время восстановив православным христианам суверенную власть над церквями Святой Земли, тем самым усилив местную напряженность - и все это подогрело конфликт между Российской и Османской империями из-за контроля над святыми местами в регионе.
Двадцатый век до наших дней
[ редактировать ]

В 1918 году британский губернатор полковник Рональд Сторрс снес стену, возведенную в 1842 году греческими православными между нефом и хором. [ 4 ]
Проход, соединяющий пещеру Святого Иеронима и пещеру Рождества Христова, был расширен в феврале 1964 года, что облегчило доступ посетителей. Американский бизнесмен Стэнли Слоткин посетил в то время и купил некоторое количество известняковых обломков, более миллиона фрагментов неправильной формы диаметром около 5 мм (0,20 дюйма). Он продавал их населению в пластиковых крестах, и в 1995 году они рекламировались в рекламных роликах. [ 51 ]
Во время Второй интифады в апреле 2002 года церковь была местом месячной осады , в ходе которой около 50 вооруженных палестинцев, разыскиваемых Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ), укрылись внутри церкви. Христиане в церкви предоставили убежище боевикам, предоставив им еду, воду и защиту от израильских вооруженных сил, дислоцированных снаружи. Израильские СМИ заявили, что христиане, находившиеся внутри, были заложниками. [ 52 ] однако прихожане внутри церкви говорят, что к ним и к церкви относились с уважением. [ 53 ]
27 мая 2014 года в гроте под церковью загорелся занавес, в результате чего был причинен небольшой ущерб. [ 54 ]
Совладельцы церкви провели капитальный ремонт, начиная с сентября 2013 года. [ 55 ] вероятно, будет завершено в 2021 году (см. также раздел «Реставрация (2013–2019 годы)» ).
Объект всемирного наследия
[ редактировать ]В 2012 году церковный комплекс стал первым палестинским объектом, включенным в список Всемирного наследия Комитетом всемирного наследия на его 36-й сессии 29 июня. [ 56 ] Оно было одобрено тайным голосованием. [ 57 ] По словам пресс-секретаря ЮНЕСКО Сью Уильямс, в комитете, состоящем из 21 члена, 13–6 человек, [ 58 ] и после экстренной процедуры выдвижения кандидатуры, которая обошла 18-месячный процесс для большинства объектов, несмотря на противодействие Соединенных Штатов и Израиля. Сайт был одобрен по критериям четыре и шесть. [ 59 ] Решение было спорным как с технической, так и с политической точки зрения. [ 58 ] [ 60 ] Он был внесен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой с 2012 по 2019 год, поскольку ему был нанесен ущерб из-за протечек воды. [ 11 ] [ 61 ]
Реставрация (2013–2019 гг.)
[ редактировать ]Статус под угрозой исчезновения
[ редактировать ]Базилика была внесена в список 100 наиболее уязвимых мест Всемирного фонда памятников в 2008 году :
Нынешнее состояние церкви вызывает тревогу. Многие деревянные крыши гниют и не заменялись с 19 века. Дождевая вода, просачивающаяся в здание, не только ускоряет гниение древесины и повреждает структурную целостность здания, но также повреждает настенную мозаику и картины XII века. Приток воды также означает, что существует постоянная вероятность электрического пожара. Если бы произошло еще одно землетрясение такого же масштаба, как в 1834 году, результат, скорее всего, был бы катастрофическим. ... Есть надежда, что внесение в список будет способствовать ее сохранению, в том числе заставит трех хранителей церкви — Греческую православную церковь, Армянскую православную церковь и францисканский орден — работать вместе, чего не случалось уже сотни лет. . Израильскому правительству и Палестинской автономии также придется работать вместе, чтобы защитить его. [ 62 ] [ 63 ]
В 2008 году был назначен президентский комитет по восстановлению Рождественского храма. В следующем году перед международным консорциумом экспертов из разных университетов под руководством профессора Клаудио Алессандри (Университет Феррары, Италия) была поставлена задача планирование и координация восстановительных работ.
Логистика и организация
[ редактировать ]В 2010 году Палестинская администрация объявила о неизбежности многомиллионной программы восстановления. [ 64 ] Несмотря на то, что палестинцы составляют большинство мусульманской нации, хотя и имеют значительное христианское меньшинство , они считают церковь национальным достоянием и одним из самых посещаемых туристических объектов. [ 65 ] Президент Махмуд Аббас активно участвует в проекте, которым руководит Зиад аль-Бандак. [ 65 ] Проект частично финансируется палестинцами и проводится группой палестинских и международных экспертов. [ 65 ]
Процесс восстановления
[ редактировать ]Начальный этап реставрационных работ завершился в начале 2016 года. [ 65 ] Были установлены новые окна, завершен структурный ремонт крыши, а произведения искусства и мозаика очищены и отреставрированы. [ 65 ] Работы пошли дальше по укреплению притвора, очистке и закреплению всех деревянных элементов, очистке настенной мозаики, фресковой росписи и напольной мозаики. В 2021 году работы были приостановлены; однако по состоянию на июнь 2024 года еще предстоит провести реставрационные работы. Остальные цели проекта включают: сохранение каменных плиток переднего двора церкви Рождества Христова, установку системы пожаротушения, системы климат-контроля, структурных консолидация, дальнейшее предотвращение повреждений от сейсмической активности и восстановление центрального нефа. Самый необходимый из ремонтов, который еще предстоит сделать, — это восстановление Грота Рождества Христова. [ 66 ]
Открытия
[ редактировать ]В июле 2016 года итальянские реставраторы обнаружили седьмого сохранившегося мозаичного ангела, который ранее был спрятан под штукатуркой. [ 67 ] По словам итальянского реставратора Марчелло Пьяченти, мозаики «изготовлены из сусального золота, помещенного между двумя стеклянными пластинами», и исключительно «лица и конечности нарисованы небольшими кусочками камня». [ 68 ]
Собственность и администрация
[ редактировать ]Права собственности, литургическое использование и содержание церкви регулируются набором документов и соглашений, известных как Статус-кво . [ 1 ] Церковь принадлежит трем церковным властям: греческой православной (большая часть здания и обстановки), католической и армянской апостольской (каждая из них имеет меньшую собственность). [ 1 ] Коптские православные и сирийские православные имеют незначительные права богослужения в армянской церкви в северном трансепте и у Алтаря Рождества. [ 1 ] Среди монахов-стажеров неоднократно возникали драки из-за тихого уважения к чужим молитвам, гимнам и даже к разделению площади для уборки. [ 69 ] Палестинскую полицию часто вызывают для восстановления мира и порядка. [ 70 ]
Архитектура и верстка сайта
[ редактировать ]
Центральным элементом Рождественского комплекса является Грот Рождества Христова, пещера, в которой хранится место, где, как говорят, родился Иисус.
Ядро комплекса, связанного с гротом, составляют сама церковь Рождества Христова и примыкающая к ней католическая церковь Святой Екатерины к северу от нее.
Внешний двор
[ редактировать ]Главная городская площадь Вифлеема, Ясли , является продолжением большого мощеного двора перед церковью Рождества и Святой Екатерины. Здесь в сочельник собираются толпы, чтобы петь рождественские гимны в преддверии полуночной службы.
Базилика Рождества Христова
[ редактировать ]

Главная базилика Рождества Христова содержится в ведении Греческого православного патриархата Иерусалима . Он спроектирован как типичная римская базилика с пятью нефами, образованными коринфскими колоннами , и апсидой в восточной части, содержащей святилище .
Вход в базилику осуществляется через очень низкую дверь, называемую «Дверью смирения». [ 71 ]
Внутренние стены церкви украшены средневековой золотой мозаикой, когда-то покрывавшей боковые стены, которые сейчас в значительной степени утеряны. [ 71 ]
Первоначальный пол базилики в римском стиле был покрыт каменными плитами, но в полу есть люк, который открывается, открывая часть оригинального мозаичного покрытия Константиновской базилики. [ 71 ]
Есть 44 колонны, отделяющие нефы друг от друга и от нефа, некоторые из которых расписаны изображениями святых, таких как ирландский монах Катальд (эт. VII век), покровитель сицилийских норманнов , Канут IV (ок. 1042–1086), король Дании, и Олаф II (995–1030), король Норвегии. [ 23 ]
Восточная часть церкви состоит из приподнятого алтаря , закрытого апсидой с главным алтарем и отделенного от алтаря большим позолоченным иконостасом .
сложный массив святилищных светильников По всему зданию расположен .
Открытый потолок обнажает недавно отреставрированные деревянные стропила. В предыдущей реставрации 15-го века использовались балки, подаренные королем Англии Эдуардом IV , который также пожертвовал свинец для покрытия крыши; однако инициативу взяли на себя турки-османы , которые переплавили его в качестве боеприпасов для использования в войне против Венеции .
Лестницы по обе стороны алтаря ведут вниз в Грот.
Грот Рождества Христова
[ редактировать ]
Грот Рождества Христова , место, где, как говорят, родился Иисус, представляет собой подземное пространство, образующее склеп церкви Рождества Христова. Он расположен под главным алтарем, и к нему обычно ведут две лестницы по обе стороны от алтаря. Грот является частью сети пещер, в которые можно попасть из соседней церкви Святой Екатерины. Похожий на туннель коридор, соединяющий Грот с другими пещерами, обычно заперт.
В пещере есть восточная ниша, которая считается местом рождения Иисуса, в которой находится Алтарь Рождества . Точное место, где родился Иисус, отмечено под этим алтарем 14-конечной серебряной звездой с латинской надписью Hic De Virgine Maria Иисус Христос Natus Est-1717 («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»-1717). Она была установлена католиками в 1717 году, снята – предположительно греками – в 1847 году и заменена турецким правительством в 1853 году. Звезда вмонтирована в мраморный пол и окружена 15 серебряными лампами, символизирующими три христианские общины: шесть принадлежат греческим православным, четыре католикам и пять армянским апостолам. Алтарь Рождества Христова поддерживается Греческой Православной и Армянской Апостольской церквями. Значение 14 лучей звезды состоит в том, чтобы представлять три группы по 14 поколений в генеалогии Иисуса Христа. Сначала 14 от Авраама до Давида, потом 14 от Давида до вавилонского плена, потом еще 14 до Иисуса Христа. В середине 14-конечной звезды находится круглое отверстие, через которое можно дотронуться до камня, который, как говорят, является первым камнем, на котором лежала Мария, когда родила Иисуса. [ 72 ]
Католики отвечают за часть грота, известную как «Грот Яслей», обозначая традиционное место, где Мария положила новорожденного ребенка в ясли. Алтарь волхвов расположен прямо напротив яслей.
Церковь Святой Екатерины
[ редактировать ]Прилегающая церковь Святой Екатерины — католическая церковь, посвященная Екатерине Александрийской , построенная в более современном стиле неоготики . Он был дополнительно модернизирован в соответствии с литургическими тенденциями, последовавшими за II Ватиканским собором .
Это церковь, где Латинский Патриарх Иерусалима служит полуночную мессу в канун Рождества . Некоторые обычаи этой полуночной мессы возникли еще до Второго Ватиканского собора, но их необходимо сохранить, поскольку статус-кво был юридически закреплен фирманом (декретом) в 1852 году во времена Османской империи , который действует до сих пор.
Барельеф размером 3,75 на 4 метра (12 футов 4 дюйма на 13 футов 1 дюйм) , Древа Иессея представляет собой скульптуру Чеслава Дзвигая которая недавно была включена в церковь Святой Екатерины в качестве подарка Папы Бенедикта XVI во время его поездка в Святую Землю в 2009 году . Он представляет собой оливковое дерево как Древо Иессея , отображающее генеалогию Иисуса от Авраама до Иосифа, а также символику Ветхого Завета . В верхней части доминирует коронованная фигура Христа-Царя в позе с распростертыми руками, благословляющего Землю. Он расположен вдоль прохода, по которому паломники направлялись к гроту Рождества Христова. [ 73 ]
Пещеры, в которые можно попасть из собора Святой Екатерины.
[ редактировать ]В пещерах, куда можно попасть со стороны церкви Святой Екатерины, находится несколько часовен, в том числе часовня Святого Иосифа, посвященная явлению Иосифу ангела, повелевшего ему бежать в Египет; [ 74 ] Часовня Невинных, посвященная убитым Иродом детям , ; [ 75 ] и часовня Святого Иеронима , в подземной камере, где, по преданию, он жил, переводя Библию на латынь ( Вульгату ) .
Гробницы
[ редактировать ]Традиционные гробницы святых
[ редактировать ]Согласно традиции, не поддержанной историей, гробницы четырех католических святых находятся под церковью Рождества Христова, в пещерах, куда можно попасть из церкви Святой Екатерины: [ 23 ]
- Иероним , чьи останки, как говорят, были перенесены в базилику Санта-Мария-Маджоре в Риме.
- Паула , ученица и благодетельница Иеронима.
- Евстохия , дочь Паулы
- Евсевий Кремонский , ученик Иеронима. Другая традиция гласит, что он похоронен в Италии.
Древние захоронения
[ редактировать ]Ряд древних гробниц в форме корыта можно увидеть в принадлежащих католикам пещерах, прилегающих к гроту Рождества и пещере Святого Иеронима, некоторые из них внутри Часовни Невинных; Еще гробницы можно увидеть на южной, греко-православной стороне базилики Рождества Христова, также представленной как могилы младенцев, убитых Иродом.
По словам исследователя Хэйтема Дика, высеченные в скалах гробницы и фрагменты костей в одной ограниченной комнате церкви датируются I веком нашей эры. В другом тайном [ сомнительно – обсудить ] палата, Пещера Святых Невинных, черепа и другие кости целых 2000 человек (по данным Дика) собраны, но явно не инфантильные. [ 76 ]
Рождество в Вифлееме
[ редактировать ]В Вифлееме есть три разные даты празднования Сочельника и Рождества:
- 24 и 25 декабря для католиков (латинян), пользующихся общим римским календарем ( григорианским );
- 6 и 7 января для греческих православных, а также сирийских православных, эфиопских и коптских православных, использующих юлианский календарь ;
- 18 и 19 января для Армянской Апостольской Церкви, [ 77 ] который сочетает празднование Рождества с Крещением Иисуса в армянский праздник Богоявления 6 января, согласно ранним традициям восточного христианства, но следует правилам Армянского Иерусалимского Патриархата в своих расчетах (6 января по юлианскому календарю). стиль соответствует григорианскому стилю 19 января). [ 78 ] [ 79 ]
Латинский и протестантский
[ редактировать ]Католическая полуночная месса в Вифлееме в канун Рождества транслируется по всему миру. Празднования начинаются на несколько часов раньше, когда высокопоставленные лица приветствуют Латинского Патриарха Иерусалима у въезда в город, возле гробницы Рахили . В сопровождении парада молодежных организаций он затем направляется на Мангер-сквер, где его ждут толпы. Наконец, он входит в католическую церковь Святой Екатерины на мессу, после чего направляется в соседнюю церковь Рождества. Патриарх несет фигурку Младенца Иисуса и помещает ее на серебряную звезду в Рождественском гроте под базиликой. [ нужна ссылка ]
Протестанты поклоняются либо в лютеранской церкви, либо в церкви Рождества Христова. Однако некоторые протестантские общины отправляются в Бейт-Сахур , деревню недалеко от Вифлеема. [ 80 ]
греческий православный
[ редактировать ]В канун православного Рождества, 13 дней спустя, множество посетителей и верующих снова заполняют площадь Яслей, на этот раз, чтобы наблюдать за шествиями и приемами в честь религиозных лидеров различных восточно-православных общин. [ 80 ]
Армянский
[ редактировать ]Члены армянской общины последними отмечают Рождество, 18 и 19 января, в своем отделении Рождественского храма. [ 77 ] Алтари там также используются меньшими конфессиями во время рождественских праздников. [ 77 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сочельник 2006 года на Мангер-сквер
-
Дверь смирения, главный вход в церковь.
-
Мозаичный пол Константина IV века, вновь обнаруженный в 1934 году.
-
Интерьер церкви Рождества Христова около 1936 года, фотография Льюиса Ларссона.
-
Икона Марии и Иисуса («Мария Вифлеемская») возле лестницы в Рождественский грот.
-
Верхняя часть Алтаря Рождества Христова.
-
Алтарь Рождества Христова, под которым находится звезда, обозначающая место, где, по преданию, родился Иисус.
См. также
[ редактировать ]- Рождество Иисуса
- Вертеп
- Раннехристианское искусство и архитектура
- Список старейших церковных построек
- Палестинские христиане
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Каст, LGA (1929). Статус-кво в святых местах . HMSO Верховного комиссара правительства Палестины. Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «ЮНЕСКО, Место рождения Иисуса: Церковь Рождества Христова и Паломнический маршрут, Вифлеем» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ Подробное введение в историю этого места и его архитектурных, пространственных и фигуральных мизансцен со времен античности до наших дней см. Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Коэн, Раймонд (2011). «Конфликт и пренебрежение: между разрушением и сохранением церкви Рождества Христова». В Мелани Холл (ред.). На пути к всемирному наследию: международные истоки движения за сохранение 1870–1930 гг . Рутледж. стр. 91–108. ISBN 978-1-4094-0772-0 . Архивировано из оригинала 2 августа 2023 года . Проверено 15 октября 2019 г.
- ——. «Конфликт и пренебрежение: между разрушением и сохранением церкви Рождества Христова» (PDF) . Бостонский колледж . Архивировано (PDF) из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэдден, Эндрю (2012). «Пересмотренная дата мозаичных покрытий церкви Рождества Христова в Вифлееме» . Древний Запад и Восток . 11 : 147–190. дои : 10.2143/AWE.11.0.2175882 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Custodia terrae Sanctae, Вифлеемское святилище: колокольни крестоносцев . Архивировано 31 мая 2015 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Шомали, Густанди . «Церковь Рождества Христова: история и устройство» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
Сегодня комплекс Рождественской церкви занимает площадь около 12 000 квадратных метров и включает, помимо базилики, латинский монастырь на севере, греческий монастырь на юго-востоке и армянский монастырь на юго-западе. К юго-восточному углу базилики были построены колокольня и ризница.
- ^ ЛаМар К. Берретт (1996). Открывая мир Библии . Кедровый Форт. п. 188. ИСБН 978-0-910523-52-3 . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Клайв Понтинг (2011). Крымская война: правда за мифом . Случайный дом. С. 2–3]. ISBN 978-1-4070-9311-6 . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Лазаров, Това (29 июня 2012 г.). «ЮНЕСКО: объект наследия Рождественской церкви в «Палестине» » . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 29 июня 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Место рождения Иисуса: Церковь Рождества Христова и Паломнический путь, Вифлеем» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Согласительная комиссия ООН (1949 г.). Рабочий документ Согласительной комиссии ООН по Палестине по святым местам . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 2 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Луки 2: 1–7.
- ^ Луки 2:7, Новая международная версия [NIV]
- ^ Jump up to: а б Риччиотти, Джузеппе (1948). Жизнь Иисуса Христа . Ватиканская полиглотская типография. п. 276 н.
- ^ Майер, Пол Л. (2001). Первое Рождество: правдивая и незнакомая история . [ нужна полная цитата ]
- ^ Кравери, Марчелло (1967). Жизнь Иисуса . Гроув Пресс. стр. 35–37 .
- ^ Contra Celsus , книга I, глава LI.
- ^ Jump up to: а б с Рот, Лиланд М. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение (первое изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. стр. 278, 282. ISBN. 0-06-430158-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Перлман, Моше (1980). Раскапывание Библии . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, стр. 33–34. Архивировано из оригинала 9 января 2020 года . Проверено 16 марта 2020 г. - через Храм Гроба Господня, 325 г. н.э.: Центр онлайн-иудаических исследований (COJS).
- ^ Спенсер К. Такер; Присцилла Робертс (2008). «Храм Гроба Господня» . Энциклопедия арабо-израильского конфликта: политическая, социальная и военная история [4 тома]: политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 266. ИСБН 9781851098422 . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Джером Мерфи-О'Коннор (2008). Святая Земля: Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 года . Оксфордские археологические справочники. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 229–237. ISBN 978-0-19-923666-4 . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Аноним из Бордо» . Custodia terrae Sanctae, Вифлеемское святилище . Архивировано из оригинала 31 мая 2015 года . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ «Вифлеем: Римско-византийский период» . Custodia terrae Sanctae . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Моффатт, Мэриан; и др. (2003). Всемирная история архитектуры . [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д Питер Коммонхардт; Катарина Хейден, ред. (2012). Святые, сакральность и святость в позднеантичных религиозных культурах . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110283976 . Архивировано из оригинала 2 августа 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Краун, Алан Д.; и др. (1993). Сравнение с самаритянскими исследованиями . п. 55.
- ^ Хойланд, Роберт Г.; Уильямсон, HGM (2018). Оксфордская иллюстрированная история Святой Земли . Издательство Оксфордского университета. п. 163. ИСБН 9780198724391 . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Баччи, Мишель (2017) Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла, с. 65
- ^ Jump up to: а б «Церковь Рождества Христова в Вифлееме: раннехристианский период после 529 года» . Фонд исследования Палестины. Архивировано из оригинала 28 января 2020 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Рансиман, Стивен (1987). История крестовых походов Том. I: Первый крестовый поход и основы Иерусалимского королевства . Издательство Кембриджского университета. п. 10. ISBN 9780521347709 . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хаззард, Гарри В. (1977). История крестовых походов . Том. IV. [ нужна полная цитата ]
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, 2017, стр. 124–136.
- ↑ Латинский Патриархат Иерусалима, Базилика Рождества Христова: Реставрационные работы продолжают раскрывать скрытые драгоценности. Архивировано 27 декабря 2019 г. в Wayback Machine , опубликовано 21 июня 2016 г., по состоянию на 8 апреля 2018 г.
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла, стр. 144–151.
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла, с. 209
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Брно-Рим, Виелла, с. 210
- ^ «Спустя столетия церковь Рождества Христова в Вифлееме получит новую крышу» . 27 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 г. . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Прингл, Денис (1993). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев . Том. Я. [ нужна полная цитата ]
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла, стр. 223-237.
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла, с. 214
- ^ Мишель Баччи, Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Брно-Рим, Виелла, 2017, с. 241
- ^ Баччи, Мишель (2017), Мистическая пещера. История церкви Рождества Христова в Вифлееме. Архивировано 4 июля 2022 года в Wayback Machine , Рим-Брно, Виелла, стр. 237–258.
- ^ Баччи, Мишель (2015). «Старые реставрации и новые открытия в Рождественской церкви в Вифлееме» . Конвивиум . 2 (2): 36–59. дои : 10.1484/J.CONVI.5.111177 . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Блэк, Аден (1851 г.). Циклопедия библейской литературы . Том. Я. [ нужна полная цитата ]
- ^ Святая Земля . Издательство Оксфордского университета. 2008. [ нужна полная цитата ]
- ^ Смит, Джордж Адам (1907). Иерусалим: топография, экономика и история с древнейших времен до 70 г. н.э. Том. 1. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кремер, Джоэл Л. (1980). Иерусалим: проблемы и перспективы . [ нужна полная цитата ]
- ^ Ройл. п. 19. [ нужна полная цитата ]
- ^ Дарт, Джон (12 октября 1996 г.). «Скалы веры» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2016 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ «Рождественский грех» . Национальное обозрение . 24 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2011 г.
- ^ «Предложение францисканцев прекратить осаду Вифлеемской базилики» . Зенит . 11 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 г. . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ «В церкви Рождества Христова в Вифлееме вспыхнул пожар» . ВКБН. Ассошиэйтед Пресс. 27 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 1 января 2018 г. . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Реставрация церкви Рождества Христова» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Вашингтон. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ «Церковь Рождества Христова в Вифлееме может стать первым объектом Всемирного наследия Израиля» . Фонд глобального наследия. 15 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ «ЮНЕСКО срочно вносит Церковь Рождества Христова в список всемирного наследия» . ИБН Живые новости. 29 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «ЮНЕСКО объявляет Церковь Рождества Христова объектом, находящимся под угрозой исчезновения» . Инетньюс . Ynetnews.com. 29 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ «Место рождения Иисуса: Церковь Рождества Христова и Паломнический путь, Вифлеем» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «ООН присвоила Рождественской церкви статус «находящейся под угрозой исчезновения»» . Средний Восток. Аль-Джазира на английском языке. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Место рождения Иисуса в Вифлееме (Палестина) исключено из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Церковь Святого Рождества» . Всемирный фонд памятников. Архивировано из оригинала 5 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ Кумар, Анугра (28 ноября 2011 г.). «Вифлеемскую церковь Рождества Христова ждет просроченный ремонт» . Христианская почта . Архивировано из оригинала 31 декабря 2011 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «Тематические галереи» . Чикаго Трибьюн . Проверено 22 декабря 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ] [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д и «Наука/техника – Наука и технологии: последние новости и мнения» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 24 февраля 2016 г. . [ нужна полная цитата ]
- ^ Судиловский, Юдит. «Реставрация Рождественского храма показывает, на что способно сотрудничество» . Католическое Солнце . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Итальянцы нашли в церкви Рождества Христова седьмого ангела» . Agenzia Nazionale Stampa Associata . Рим. 5 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ «Мозаика Вифлеемской церкви снова сверкает к Рождеству» . «Стрейтс Таймс» . 16 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Уборка в храме Рождества Христова превращается в потасовку» . MSNBC. 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Полиция прочесала церковь Вифлеема, чтобы прекратить драку между соперничающими священнослужителями» (видео) . Хранитель . 28 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 г. . Проверено 13 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Мэдден, AM (2012). «Пересмотренная дата мозаичных покрытий церкви Рождества Христова в Вифлееме». Древний Запад и Восток . 11 : 147–190.
- ^ Крестные ритмы, Церковь Рождества Христова, Вифлеем ( [1] Архивировано 7 июня 2019 года в Wayback Machine ).
- ^ «Пласкоржежба смеет» . Дзенник Польский (на польском языке). 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 г. . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Мэтью 2:13
- ^ Матфея 2: 16–18.
- ^ «Тайны Иисуса». Экспедиция неизвестна . 6 сезон. 2 серия. 2019. Событие происходит в 14:30, 18:30. Канал Дискавери .
- ^ Jump up to: а б с Таня Кремер для Deutsche Welle , 23 декабря 2022 года. Вифлеем готов к долгому рождественскому сезону. Архивировано 25 декабря 2022 года в Wayback Machine . По состоянию на 24 декабря 2022 г.
- ^ Тажерян, Ардем А. «Когда в этом году Пасха?» . ChurchArmenia.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 13 октября 2014 г.
- ↑ Армянское Рождество в Вифлееме. Архивировано 25 декабря 2022 года в Wayback Machine . Христианский медиа-центр Опеки Святой Земли , 21 января 2020 г. По состоянию на 24 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Рэпп, Дэвид (2015). Церковь Рождества Христова в Вифлееме . Апогей. стр. 28–36.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюг Винсент и Феликс-Мари Абель, Вифлеем. Храм Рождества Христова , Париж, 1914 год.
- Беллармино Багатти, Древние священные здания Вифлеема после раскопок и реставраций, проведенных Опекой Святой Земли , Иерусалим, 1952 год.
- Мишель Баччи, «Таинственная пещера». История церкви Рождества Христова в Вифлееме , Рим-Брно, Виелла, 2017.
- Бьянка и Густав Кюнель, Церковь Рождества Христова в Вифлееме. Облицовка крестоносцами раннехристианской базилики , Регенсбург, 2019 г.
- Алессандри, Клаудио (редактор), Восстановление церкви Рождества Христова в Вифлееме , Бока-Ратон, 2020.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Объекты всемирного наследия в Государстве Палестина
- Рождество Иисуса
- Рождественские мероприятия и праздники
- Церкви-базилики на палестинских территориях
- Древние церкви Святой Земли
- Церкви IV века
- Заведения VI века в Византийской империи
- Церковные здания в Иерусалимском королевстве
- Статус-кво святых мест
- Христианство в Вифлееме
- Церкви в Вифлееме
- Здания восточно-православной церкви в Государстве Палестина
- Римско-католические церкви в Вифлееме
- Римско-католические церкви в Государстве Палестина
- Пожары 2014 года в Азии
- Паломнические церкви