Jump to content

Только йога

Страница полузащищена
(Перенаправлено из Вишва Нирмала Дхармы )

Только йога
Основатель Нирмала Шривастава (также известная как Шри Матаджи Нирмала Деви)
Учредил 5 мая 1970 г.
Практикуйте акценты
Кундалини , медитация , самореализация [ 1 ]

Сахаджа Йога (Сахаджа Йога) — религия, основанная в 1970 году Нирмалой Шриваставой (1923–2011). [ 2 ] Нирмала Шривастава известна как Шри Матаджи Нирмала Деви (в переводе: Почитаемая Непорочная Мать ) или просто как «Мать». своим последователям, которых называют сахаджа йогами, [ 3 ] [ 4 ]

Практикующие полагают, что во время медитации они испытывают состояние самореализации, вызванное пробуждением кундалини , и что это сопровождается опытом безмысленного осознания или ментального молчания. [ 5 ]

Шри Матаджи описала Сахаджа Йогу как чистую, универсальную религию, объединяющую все другие религии. [ 3 ] Она утверждала, что является божественным воплощением. [ 6 ] точнее, воплощение Святого Духа, или Ади Шакти индуистской традиции, великой богини-матери, пришедшей спасти человечество. [ 3 ] [ 7 ] Именно так к ней относится большинство ее преданных. [ 8 ] Сахаджа Йогу иногда называют культом . [ 9 ] [ 10 ]

Этимология

Слово « Сахаджа » на санскрите состоит из двух компонентов: «Саха» означает «с» и «джа» означает «рождение». [ 6 ] В «Словаре буддизма» слово «сахаджа» буквально переводится как «врожденное» и определяется как «обозначающее естественное присутствие просветления (бодхи) или чистоты». [ 11 ] а йога означает союз с божественным и относится к духовному пути или состоянию духовного погружения. Согласно книге, опубликованной сахаджа йогами, сахаджа йога означает «спонтанная и рожденная вместе с вами» , что означает, что кундалини рождается внутри нас и может быть пробуждена спонтанно, без усилий. [ 5 ]

Термин «сахаджа-йога» восходит, по крайней мере, к индийскому мистику 15-го века Кабиру. [ 12 ] и также используется для обозначения Сурат Шабд Йоги . [ 13 ] Сахаджа также может означать «комфортный», «естественный» или «несложный» на хинди.

История

До того, как начать сахаджа-йогу, Шривастава имел репутацию духовного целителя. [ 7 ] : 211–212  В 1970 году, окружив себя небольшой группой преданных, она начала распространять свое послание Сахаджа Йоги в Индии. Переехав с мужем в Лондон, Великобритания, она продолжила там свою религиозную деятельность, и движение росло и распространялось по всей Европе, к середине 80-х годов достигнув Северной Америки. В 1989 году Шри Матаджи совершила свою первую поездку в Россию и Восточную Европу. [ 14 ] Она не взимала плату за занятия, настаивая на том, что ее уроки — это право по рождению, которое должно быть доступно всем бесплатно. [ 15 ] По состоянию на 2021 год центры Сахаджа Йоги есть как минимум в 69 странах. [ 16 ]

Верования и практики

Движение утверждает, что сахаджа-йога отличается от других видов йоги/медитации, поскольку она начинается с самореализации посредством пробуждения кундалини, а не в результате выполнения техник крийи или асан . Говорят, что эта самореализация стала возможной благодаря присутствию Шриваставы, часто через ее фотографии. [ 5 ] Учения, практики и верования Сахаджа Йоги в основном основаны на индуизме , с преобладанием элементов мистических традиций, а также местных обычаев Индии. [ 7 ] [ 3 ] Однако есть элементы христианского происхождения, такие как вечная битва между добром и злом. [ 7 ] [ 3 ] Ссылки на множество других религиозных, духовных, мистических, а также современных научных концепций также переплетаются в учении Шриваставы, хотя и в меньшей степени. [ 7 ] [ 3 ]

Религиозный социолог Джудит Кони [ 17 ] сообщила, что столкнулась с проблемой, пытаясь скрыться за тем, что она назвала «публичным фасадом» Сахаджа Йоги. [ 3 ] : 214  Она описала сахаджа йогов как людей, ведущих себя сдержанно по отношению к незаинтересованным людям, чтобы избежать ненужных конфликтов. [ 18 ]

Кони заметил, что движение терпимо к разнообразию мировоззрений и уровней приверженности, при этом некоторые практикующие предпочитают оставаться на периферии. [ 3 ]

Кундалини

В индийской мистической традиции пробуждение кундалини долгое время было очень желанной целью, которая считалась редкой и труднодостижимой. [ 7 ] Сахаджа Йога отличается тем, что утверждает, что предлагает быстрый и легкий путь к такому пробуждению. [ 7 ]

Медитация

Медитация – один из основополагающих ритуалов Сахаджа Йоги. [ 3 ] : 71  Преподаваемая техника подчеркивает состояние «безмысленного осознания», которое, как говорят, достигается. [ 19 ]

Роль женщин

Джудит Кони написала, что в целом видение Нирмалой Шриваставой роли женщин в Сахаджа Йоге было «женской домашней работой и уступчивостью». [ 3 ] : 125 

Некоторые родители сахаджа-йогов, анализируя высказывания Нирмалы Шриваставы, отмечают, что женщины играют подчиненную роль. [ 10 ] В текстах Нирмалы Шриваставы говорится, что «если вы женщина и хотите доминировать, то Сахаджа Йоге будет трудно вас вылечить» и что женщины должны быть «послушными» и «домашними». [ 10 ] Джудит Кони пишет, что женщин «ценят как матерей и жен, но они ограничены этими ролями и не поощряются к активности или власти, за исключением домашней сферы и за кулисами». [ 3 ] : 125 

Кони заметил, что «гендерные роли женщин и мужчин в Сахаджа Йоге четко определены и строго разделены, а авторитетные позиции в группе занимают почти исключительно мужчины». [ 3 ] : 119  Кони пишет, что идеал женственности, продвигаемый в Сахаджа Йоге, основан как на идеальных женских качествах богини Лакшми , так и на более широких индуистских традициях. Кони считает, что эти традиции обобщены в «Кодексе Ману», который гласит, что женщину следует уважать и украшать, но при этом сохранять зависимость от мужчины в семье. Женщины также описаны в этой книге как «опасные» и нуждающиеся в защите от искушений. [ 3 ] : 121 

Кони написал, что Нирмала Шривастава не демонстрировала последовательных взглядов на женщин, но сделала ряд сообщений о статусе женщин. С одной стороны, она сказала, что женщины не являются неполноценными, но описала полы как дополняющие друг друга. Описывая мужчину как главу семьи, она сравнила статус женщины с сердцем: «Голова всегда чувствует, что принимает решения, но мозг всегда знает, что именно сердце нужно угождать, это сердце всепроникающее. , это настоящий источник всего». [ 3 ] : 122  Она сожалела о потере уважения к женщинам в обществе как на Востоке, так и на Западе. Однако она относилась к западному феминизму с подозрением, рассматривая его как «путь к проклятию», поскольку он требовал от женщин отклоняться от того, что, по ее мнению, было их истинной природой. [ 3 ] : 123 

Семья

Юрист по правам человека Сильви Ланглад описала структуру семей в Сахаджа Йоге как имеющую «особый образ и модель детства», отметив, что с рождения дети знакомятся с верованиями движения и статусом Нирмалы Шриваставы, активно участвуя в его повседневной жизни. -дневные ритуалы, включающие медитацию, омовение ног и религиозное пение. Это согласуется с другими религиями, которые исследовал Ланглад, который пришел к выводу, что «почти все традиции включают неформальное воспитание в семье и немного более формальное воспитание в религиозной общине», и что дети «также инициируются своими родителями для ряда посвящений. ритуалы, церемонии и фестивали». [ 20 ]

Тонкая система – чакры и нади.

Диаграмма Чакры Кундалини

Сахаджа Йога верит, что помимо физического тела существует тонкое тело, состоящее из нади (каналов) и чакр (энергетических центров). Нирмала Шривастава приравнивает Сушумну- нади к парасимпатической нервной системе , Ида-нади — к левой, а Пингала-нади — к правой стороне симпатической нервной системы. Психоаналитик Судхир Какар пишет, что дополнения Нирмалы Шриваставы к этой широко распространенной традиционной « тантрической » модели включают придание ей научного, неврологического вида, разработку аспектов здоровья и введение понятий традиционной христианской морали. [ 21 ]

Чакры физически не существуют [ 22 ] но в различных древних медитативных практиках они считаются частью тонкого тела. [ 23 ]

Отступничество

Как и в случае с подобными движениями, большинство людей, покинувших движение Сахаджа Йоги, не описывают свой опыт как постоянно негативный, часто находя что-то положительное, что они могут сказать. [ 3 ] : 184  Тем не менее, в интервью бывшим членам Джудит Кони слышала различные жалобы, в том числе о том, что они пережили нежелательные браки по расчету , были встревожены разницей между реальностью движения и тем, что они ожидали, и находили время, проведенное в движении, пугающим. . [ 3 ] : 182 

Бывшие члены, которые считали, что получили некую форму сверхъестественной защиты от участия в движении, обычно боялись возмездия за уход, возможно, в виде неизлечимой болезни или смертельного несчастного случая. [ 3 ] : 180 

Эсхатология

В системе верований Сахаджа Йоги, поскольку мы находимся в последней фазе мира ( Кали Юга ) перед апокалипсисом , Земля богата демонами , которые используют сатанинские силы, чтобы овладевать людьми, выдавать себя за гуру и распространять зло. [ 3 ] : 40 

Джудит Кони пишет, что Нирмала Шривастава утверждала, что она Ади Шакти , вернувшаяся на землю, чтобы спасти ее от «демонического влияния». [ 3 ] : 93 

Кони пишет, что Нирмала Шривастава определила то, что она считала растущим упадком в обществе, работой демонов, «намеревающихся затащить людей в ад». [ 3 ] : 123 

Организация

Вишва Нирмала Дхарма (в переводе: Универсальная Чистая Религия, также известная как Международная Сахаджа Йога ) является организационной частью движения. Это зарегистрированная организация в таких странах, как Колумбия, [ 24 ] Соединенные Штаты Америки, [ 25 ] и Австрия. [ 26 ] Это зарегистрировано как религия в Испании. [ 27 ]

Статистика членства

Статистических данных о членстве в Сахаджа Йоге нет. В 2001 году число основных членов во всем мире оценивалось в 10 000, в дополнение к 100 000 практикующих, более или менее на периферии. [ 6 ] Существуют разные сообщения о распространении движения по всему миру. По данным Всемирного фонда сахаджа йоги Шри Матаджи Нирмала Деви, центры сахаджа йоги созданы более чем в 140 странах. [ 28 ] Однако в новостной статье в Indian Express, опубликованной по случаю смерти Шриваставы в 2011 году, сообщалось, что центры сахаджа йоги существуют в 140 странах. [ 4 ]

Международная государственная школа Сахаджа

Международная государственная школа Сахаджа в Дхарамсале, основанная в 1990 году, по состоянию на 1999 год обучает около 250 иностранных студентов ежегодно. и принимает детей с 6 лет. [ 3 ] : 159 

молодежная сила

Молодежное движение Сахаджа Йоги называется «Ювашакти» (также «Нирмал Шакти Юва Сангха»), от санскритских слов Юва (Молодость) и Шакти (Сила).

Движение активно участвует в таких форумах, как Всемирная молодежная конференция. [ 29 ] и TakeITGlobal , целью которых является обсуждение глобальных проблем и способов их решения.

Ювашакти участвовала в «Проекте гражданского общества и управления» 2000 года. [ 30 ] в котором они «сыграли важную роль в установлении контакта с женщинами из бедных общин и предоставлении им работы».

Ашрам Вишва Нирмал Прем

Ашрам Вишва Нирмала Прем — это некоммерческий проект неправительственной организации « Вишва Нирмала Дхарма » (Международная организация Сахаджа Йога), расположенный в Нойде, Дели , Индия , открытый в 2003 году. медитация и другие навыки, которые помогают им преодолеть травму». [ 31 ] [ 32 ]

Финансирование

По велению их основателя методы практики Сахаджа Йоги предоставляются желающим бесплатно. взимается плата Тем не менее, согласно официальному сайту Сахаджа Йоги, за посещение международных пудж для покрытия расходов. [ 33 ]

По словам автора Дэвида В. Барретта , «Шри Матаджи не взимала плату ни за свои лекции, ни за ее способность давать Самореализацию, и человеку не обязательно становиться членом этой организации. Она настаивала на том, что за просветление нельзя платить, и продолжала осуждать ложные самопровозглашенные «гуру», которых больше интересует кошелек искателей, чем их духовное восхождение». [ 34 ]

Культовые обвинения

Культовый эксперт Жан-Мари Абграль написал, что Сахаджа Йога демонстрирует классические характеристики культа в том, как она влияет на своих членов. [ 10 ] К ним относятся наличие богоподобного лидера, разрушение существующих отношений, обещание безопасности и конкретных льгот, требующее при этом лояльности и финансовой поддержки. [ 10 ] Абграл пишет, что истинная деятельность культа скрыта за проекцией положительного образа и явным заявлением о том, что «Сахаджа йога — это не культ». [ 10 ]

Джудит Кони написала, что участники «скрывали некоторые из своих убеждений» от внешнего мира. [ 3 ] : 214  Кони пишет, что люди, покинувшие движение, приветствовали возможность поговорить с ней как с независимым исследователем, но некоторые боялись репрессий, если бы они это сделали, а другие находили свой опыт слишком болезненным, чтобы к нему возвращаться. [ 3 ] : 214  Большинство не желали разговаривать с ней «под запись». [ 3 ] : 214 

В 2001 году газета The Independent сообщила об утверждении некоторых бывших участников о том, что Сахаджа Йога — это культ, целью которого является контроль над умами своих членов. [ 35 ] Бывшие участники заявили, что организация настаивает на разрыве всех семейных связей и прекращении всякого общения с ними, что плачущие дети могут рассматриваться как одержимые демонами, что негативные и позитивные вибрации нуждаются в «очищении» и что членство в группе это очень дорого. [ 35 ] В 2005 году The Record сообщила, что некоторые критики, считающие группу культовой, открыли свои собственные веб-сайты. [ 36 ]

В 2005 году бельгийская государственная организация IACSSO ( Информационно-консультативный центр по вредным сектантским организациям ) выпустила предупреждение против сахаджа-йоги. [ 37 ] В рекомендациях Сахаджа Йога классифицируется как синретический культ («синкретический культ»), основанный на индуистской традиции, и предупреждается, что методы вербовки, используемые Сахаджа Йогой, представляют риск для общества в целом и молодежи в частности. [ 9 ] Сахаджа Йога Бельгии подала в суд на IACSSO, и предварительные решения были приняты в их пользу, признав, что Сахаджа Йога «не является культом». [ 38 ] Однако в ходе апелляции в 2011 году эти предварительные решения были отменены, и в окончательном решении было установлено, что Сахаджа Йога не смогла опровергнуть заявления IACSSO. [ 37 ]

В 2013 году Де Морген сообщил, что Департамент государственной безопасности Бельгии отслеживает, как часто организации связываются с политиками и лоббируют их. В список организаций входит Сахаджа Йога. [ 39 ]

В 2001 году газета The Evening Standard сообщила, что Сахаджа Йога «описана как опасный культ» и «имеет диссидентский веб-сайт, созданный бывшими членами». Репортер Джон Крейс написал о мероприятии, которое он посетил, и отметил, что представитель Сахаджа Йоги попросил его не стесняться разговаривать с кем угодно. Он заметил: «Либо их открытость — это пиар- наступление , либо им действительно нечего скрывать». Он предположил, что «одним из ключевых определений культа является строгость, с которой он стремится вербовать новых членов», и пришел к выводу, что не было никакого агрессивного давления на набор новых членов. [ 40 ]

Дэвид В. Барретт написал, что некоторые бывшие члены говорят, что их исключили из движения, потому что они «сопротивлялись влиянию Матаджи на их жизнь». По словам Барретта, степень контроля основателя движения над жизнью членов вызывает обеспокоенность. [ 34 ] Министерство окружающей среды, молодежи и семьи Австрии заявляет, что «Сахаджа Йога» считает Нирмалу Шриваставу авторитетом, который не подлежит сомнению. [ 41 ]

Ссылки

  1. ^ «Ощутите свою самореализацию» . сайт сахаджайоги . Вишва Нирмала Дхарма. 12 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2011 г. . Проверено 26 ноября 2011 г.
  2. ^ Джонс, Линдси, изд. (2005). Энциклопедия религии (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA [Выходные данные]. ISBN  978-0-02-865997-8 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Кони, Джудит (1999). Сахаджа Йога: процессы социализации в новом движении Южной Азии . Ричмонд: Curzon Press. ISBN  0-7007-1061-2 .
  4. ^ Jump up to: а б «Основательница сахаджа йоги Нирмала Деви умерла» . Индийский экспресс . Служба экспресс-информации. 25 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 5 мая 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Шривастава, Нирмала (1989). Сахаджа Йога, Книга первая (2-е изд.). Австралия: Нирмала Йога. [ нужен неосновной источник ] [ нужна страница ]
  6. ^ Jump up to: а б с ИНФОРМИРОВАНИЕ персонала. «Медитация и осознанность» . ИНФОРМ – информационная сеть о религиозных движениях . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 9 мая 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Судхир Какар (1991). Шаманы, мистики и врачи: психологическое исследование Индии и ее традиций исцеления . Издательство Чикагского университета. ISBN  0226422798 . : 191 
  8. ^ «Пророчества и исполнения» . Медитация Сахаджа Йоги . Вишва Нирмала Дхарма. 7 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Советы Информационно-консультативного центра по вредным сектантским организациям (IACSSO) по сахаджа-йоге» (на голландском языке). МАКССО. 7 марта 2005 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Абграл, Жан-Мари (2000). Похитители душ: Механика культов . Издательство Алгора. стр. 139–144.
  11. ^ «Сахаджа» . Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. 2004. ISBN  978-0-19-172653-8 . Архивировано из оригинала 28 мая 2014 года . Проверено 27 мая 2014 г.
  12. ^ Рэй, Нихар Ранджан (октябрь 2000 г.). «Концепция Сахаджа в теологии Гуру Нанака» . Сикхское обозрение . 48 (562). Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 26 ноября 2011 г.
  13. ^ Сами Джи Махарадж (1934). Сар Бачан: Краткое изложение учения Сами Джи Махараджа, основателя системы философии и духовной науки Радхи Соами: Йога звукового потока . Перевод Сардара Сева Сингха и Джулиана П. Джонсона. Беас, Индия: Радха Соами Сатсанг Беас. [ нужна страница ]
  14. ^ Мелтон, Дж. Гордон (2009). Энциклопедия американских религий (8-е изд.). Детройт: Гейл. п. 1005. ИСБН  978-0-7876-6384-1 .
  15. ^ Познер, Майкл (11 марта 2011 г.). «Духовный лидер основал движение Сахаджа йоги» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 19 марта 2011 г.
  16. ^ «Всемирные контакты сахаджа йоги – найдите сахаджа йогу рядом с вами» . сайт сахаджайоги . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
  17. ^ Трусливый Х.Г., изд. (2000). «Соавторы». Религиозная диаспора Южной Азии в Великобритании, Канаде и США (Серия SUNY по религиоведению . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 289. ISBN).  0791445100 .
  18. ^ Кони, Джудит (1999). Палмер, Сьюзен Дж.; Хардман, Шарлотта (ред.). Дети в новых религиях . Издательство Университета Рутгерса . ISBN  978-0-8135-2620-1 .
  19. ^ «Решение административной комиссии «Вишва Нирмала Дхарма, также известная как Сахаджа Йога, против Сети бывших членов Сахаджа Йоги и SD Montford», дело № D 2001-0467» . Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству . 16 июня 2001 г.
  20. ^ Сильви Ланглад (2007). «Глава 1: Религиозные дети». Право ребенка на свободу вероисповедания в международном праве . Брилл. п. 33-4.
  21. ^ Судхир Какар писал в своей книге « Шаманы, мистики и врачи» : «По сути, модель человеческой психики Нирмалы Шриваставы состоит из традиционных представлений тантры и хатха-йоги о тонком теле с его «нервами» и «центрами», а также подпитывается Вклад Нирмалы Шриваставы в эту древнюю модель не отличается поразительной оригинальностью: будучи бывшей студенткой-медиком, она стремилась придать ей научное, научное значение. неврологическая внешность; как бывшая целительница, она подробно остановилась на тех аспектах модели, которые связаны с болезнями и здоровьем, будучи человеком, родившимся в индийской христианской семье, она попыталась внедрить понятия традиционной христианской морали в аморальные индуистские взгляды; психики». См. Какар (1991), с. 196
  22. ^ Шермер, Майкл , изд. (2002). Скептическая энциклопедия лженауки . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 538 . ISBN  978-1-57607-653-8 .
  23. ^ Шарма, Арвинд (2006). Первичный взгляд на философию религии . Спрингер Верлаг . стр. 193–196. ISBN  978-1-4020-5014-5 .
  24. ^ «Registro Publico Entidades Religiosas 30-06-2004» [Государственный реестр религиозных организаций]. Министерство внутренних дел и юстиции : Республика Колумбия. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
  25. ^ «Список ЭКОСОС/Пекин и новых аккредитованных НПО, принявших участие в специальной сессии Генеральной Ассамблеи» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 12 сентября 2016 года . Проверено 26 ноября 2011 г.
  26. ^ «Австрия – Отчет о международной религиозной свободе за 2006 год» . Бюро демократии, прав человека и труда : Государственный департамент США . Проверено 25 июня 2017 г.
  27. ^ «Религия в Испании» . Новости и объявления Sahaja Worldwide (SWAN). сайт сахаджайоги . Вишва Нирмала Дхарма. 19 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г. Проверено 26 ноября 2011 г.
  28. ^ Всемирный фонд Шри Матаджи Нирмалы Деви Сахаджа Йоги (7 мая 2017 г.). «От Нималы Шриваставы к Шри Матаджи» . Шри Матаджи: Жизнь, посвященная человечеству . Архивировано из оригинала 28 мая 2017 года . Проверено 4 мая 2017 г.
  29. ^ Витткампер, Иона, изд. (2002). «Путеводитель по глобальному молодежному движению» (PDF) . youthlink.org . Глобальная сеть молодежных действий. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2005 года.
  30. ^ Татке, Винита (февраль 2000 г.). «Тематическое исследование проекта «Гражданское общество и управление»» . Архивировано из оригинала 3 января 2004 года . Проверено 6 ноября 2006 г.
  31. ^ Ханна, Аршия (16 ноября 2006 г.). «Новое детство» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 4 ноября 2007 г.
  32. ^ «Интервью с Гизелой Мацер» (PDF) . Времена цветения . Том. 1, нет. 3. 31 августа 2007 г. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
  33. ^ «Стоимость Пуджи/Дакшины» . Всемирные объявления и новости Sahaja (SWAN). сайт сахаджайоги . Вишва Нирмала Дхарма. 20 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2012 г. Проверено 26 ноября 2011 г.
  34. ^ Jump up to: а б Барретт, Дэвид В. (2001). Новые верующие . Касселл. стр. 297–8 . ISBN  0-304-35592-5 .
  35. ^ Jump up to: а б «Шри, которому необходимо подчиняться» . Независимый . 13 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 19 января 2018 г. Проверено 17 ноября 2017 г.
  36. ^ Чедвик, Джон (24 июля 2005 г.). «Сотни наполняют выходные преданностью, блаженством» . Рекорд . Округ Берген, штат Нью-Джерси. Архивировано из оригинала 20 марта 2007 года.
  37. ^ Jump up to: а б Торфс Р., Врилинк Дж (2019). «Государство и церковь в Бельгии». В «Грабителях Г» (ред.). Государство и церковь в Европейском Союзе (3-е изд.). Номос Верлаг. п. 24. дои : 10.5771/9783845296265-11 . ISBN  978-3-84-529626-5 .
  38. ^ «Сахаджа Йога — это geen sekte» [Сахаджа Йога — это не культ]. Де Морген (на голландском языке). 22 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. Проверено 26 ноября 2011 г.
  39. ^ Мартин, Буксан; Самин, Стивен (2 февраля 2013 г.). «Госбезопасность следит за Wetstraat» [Государство следит за Wetstraat]. Де Морген (на голландском языке). Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
  40. ^ Крейс, Джон (18 июля 2001 г.). «Вечер понедельника с божественной матерью». Лондонский вечерний стандарт .
  41. ^ Министерство окружающей среды, молодежи и семьи: Австрия (1999 год). Сектен! Wissen schützt [ Секты! Знание защищает ]. Перевод cisar.org (2-е изд.). Вена: Друкерай Бергер. Архивировано из оригинала 21 июня 2008 года . Проверено 17 апреля 2014 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25a41b46690fa73ebce7c2f6a71503cc__1718007420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/cc/25a41b46690fa73ebce7c2f6a71503cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sahaja Yoga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)