2 Паралипоменон 33
2 Паралипоменон 33 | |
---|---|
← глава 32 глава 34 → | |
![]() Полный текст книг Летописи (1-я и 2-я Паралипоменон) на иврите Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Книги летописей |
Категория | Вот так |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 14 |
2 Паралипоменон 33 — это тридцать третья глава Второй Книги Паралипоменон Ветхого Завета) христианской ( Библии или второй части Книги Паралипоменон в еврейской Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга составлена на основе более старых источников неизвестным человеком или группой, названной современными учеными «Летописцами», и имела окончательную форму, сложившуюся в конце пятого или четвертого века до нашей эры. [ 3 ] Эта глава принадлежит к разделу, посвященному Иудейскому царству до его разрушения вавилонянами при Навуходоносоре и начала восстановления при Кире Великом из Персии (2 Паралипоменон 10–36). [ 1 ] Он содержит описания царствования Манассии и Амона , царей Иудеи . [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите и разделена на 25 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите, относятся к традиции масоретских текстов , включая Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 5 ] [ а ]
Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 7 ] [ б ]
Ссылки на Ветхий Завет
[ редактировать ]- 2 Паралипоменон 33:1–9 : 2 Царств 21:1–9. [ 11 ]
- 2 Паралипоменон 33:10–20 : 3 Царств 21:10–18. [ 11 ]
- 2 Паралипоменон 33:21–25 : 2 Царств 21:19–26. [ 11 ]
Манассия, царь Иуды (33:1–20)
[ редактировать ]Исторически Манассия считался «исключительно умелым правителем», правил на престоле Давида 55 лет, дольше, чем любой другой царь Израиля и Иудеи. Книги Царств изображают его как самого безбожного царя из всех и подробно перечисляют его позорное поведение, которое в основном способствовало падению Иуды (4 Царств 21: 1–18), но Летописец записывает его покаяние во время переселения в Вавилон, что вернувшись в Иерусалим, он удалил все иностранные изображения, поэтому долгое правление было результатом такого богобоязненного поведения. [ 12 ] Отношение ассирийцев к Манассии (стих 11) было похоже на обращение вавилонян с Иоахией в более поздние времена (Иезекииль 19:9; 2 Паралипоменон 36:10). [ 12 ] В своем горе Манассия поступил так, как было сказано в молитве освящения храма (ср. 2 Паралипоменон 6:36–39; 7:14), смирив себя и помолившись Богу, так что . [ 12 ] [ 13 ]
Стих 1
[ редактировать ]- Манассии было двенадцать лет, когда он начал царствовать, и правил он в Иерусалиме пятьдесят пять лет. [ 14 ]
- Перекрестная ссылка: 4 Царств 21:1.
- «55 лет»: согласно , хронологии Тиле . Манассия стал «соправителем» своего отца Езекии в сентябре 697 г. до н.э., затем правил единолично, начиная с сентября 687 г. до н.э. и сентября 686 г. до н.э., до своей смерти между сентябрем 643 г. и сентябрем 642 г. до н.э. [ 15 ]
На рынке антиквариата в Иерусалиме появились две печати (впервые сообщалось в 1963 году), на обеих была надпись: «Принадлежит Манассии, сыну царя». [ 16 ] [ 17 ] Поскольку термин «сын короля» относится к королевским принцам, независимо от того, взошли они в конечном итоге на трон или нет, [ 18 ] Считается, что печать принадлежала Манассии во время его сорегентства со своим отцом. [ 19 ] Он имеет ту же иконографию египетского крылатого скарабея, что и печати, приписываемые царю Езекии, напоминая о союзе между Езекией и Египтом против ассирийцев ( 4 Царств 18:21 ; Исайя 36:6 ), и может символизировать «желание навсегда объединиться». северное и южное царства вместе с божественным благословением Божиим». [ 20 ] Ручки банок со штампом с изображением крылатого жука и фразой ЛМЛК («царю») вместе с названием города были раскопаны по всей древней Иудее, а также в большом административном комплексе, обнаруженном за пределами старого города. Иерусалима и использовалось для хранения оливкового масла, еды, вина и т. д. – товаров, которые платились царю в качестве налогов и датировались периодом правления Езекии (ср. «хранилища Езекии»; 2 Паралипоменон). 32:27–28 ) и Манассия. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Эти артефакты свидетельствуют о «сложной и высокоорганизованной налоговой системе в Иудее» со времен Езекии до времен Манассии, среди прочего, для уплаты дани ассирийцам. [ 17 ]
Стихи 11–13.
[ редактировать ]- 11 Поэтому Господь навел на них военачальников царя Ассирийского, и они схватили Манассию крюками, связали его медными оковами и увели в Вавилон.
- 12 И когда он был в скорби, он умолял Господа Бога своего и весьма смирил себя пред Богом отцов своих, 13 и помолился Ему; и Он принял его мольбу, услышал его мольбу и вернул его в Иерусалим, в его царство.
- Тогда Манассия узнал, что Господь есть Бог. [ 24 ]

- « Вавилон »: записано, что Асархаддон потратил много времени и энергии на восстановление Вавилона, пытаясь подавить стремление Вавилона к независимости после того, как город был разрушен отцом Асархаддона, Сеннахиримом, в 689 году до нашей эры. Восстановление города, о котором объявил Асархаддон в 680 г. до н.э., стало одним из его важнейших проектов. [ 28 ] [ 29 ]
- «Он умолял» или «он просил» ( KJV ), буквально «гладил по лицу», фраза, которая также встречается в Исходе 32:11 . [ 30 ]
- «Помолились Ему»: это может быть связано с « Молитвой Манассии », коротким произведением из 15 стихов, в котором записана покаянная молитва, приписываемая Манассии, которая появляется в некоторых христианских Библиях, но считается апокрифом у иудеев , католиков и протестантов. . Другая работа с тем же названием, написанная на иврите и содержащая совершенно иное содержание, была найдена среди свитков Мертвого моря . [ 31 ] [ 32 ]
Считалось, что Манассия присоединился к широко распространенному восстанию (или, по крайней мере, подозревался в его поддержке), возглавляемому Шамаш-шум-укином, царем Вавилона, против своего брата, ассирийского царя Ашшурбанипала, в попытке захватить империю. сам в 652–648 гг. до н. э. [ 33 ]
Амон, царь Иудеи (33:21–25)
[ редактировать ]Описание правления Амона кратко (как и во 2 Царств 21 ), и в основном он изображается как безбожный царь. [ 34 ]
Стих 21
[ редактировать ]- Амону было двадцать два года, когда он воцарился, и царствовал он два года в Иерусалиме. [ 35 ]
- Перекрестная ссылка: 4 Царств 21:19.
- «2 года»: согласно хронологии Тиле, Амон стал королем с сентября 643 г. до н.э. по сентябрь 642 г. до н.э. до своей смерти между сентябрем 641 г. и сентябрем 640 г. до н.э. [ 36 ]
Стихи 24–25.
[ редактировать ]- 24 Тогда его слуги составили против него заговор и убили его в его собственном доме. 25 Но жители страны казнили всех, кто составил заговор против царя Амона. Тогда народ земли сделал царём вместо него его сына Иосию. [ 37 ]
Считается, что убийство Амона связано с подъёмом обширного антиассирийского восстания (зафиксированного в ассирийских источниках), организованного в Эбер ха-Нахаре, регионе между Евфратом и Средиземным морем, против правления Ашшурбанипала и в в то же время - попытка Египта под предводительством Псамтика I завоевать ассирийские территории на юге Палестины. Фракция в Иерусалиме, которая хотела сбросить ассирийское иго, сумела убить Амона, который был проассирийцем, хотя и поклонялся ассирийским богам. Однако вскоре ассирийская армия прибыла в Сирию и Палестину и подавила восстание «со всей обычной строгостью» (все жители были убиты или сосланы в Ассирию), поэтому войска в Иудее, желавшие предотвратить военное столкновение с Ассирией, истребили антиассирийская знать. [ 38 ]
Внебиблейские документы о Манассии
[ редактировать ]

В раввинской литературе об «Исайе» и христианских псевдоэпиграфах «Вознесение Исайи» Манассия обвиняется в казни пророка Исайи , который был идентифицирован как дедушка Манассии по материнской линии. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Манассия упоминается в главе 21 книги «1 Мекабьян» , книги, считающейся канонической в Эфиопской православной церкви Тевахедо , где он используется как пример нечестивого царя. [ 42 ]
Манассия и Иудейское царство упоминаются в списке подчиненных царей/государств только в ассирийских надписях Асархаддона и Ашшурбанипала . [ 43 ]
Манассия указан в анналах Асархаддона как один из 22 вассальных царей Леванта и островов, которых ассирийский царь поручил доставить древесину и камень для восстановления своего дворца в Ниневии. [ 44 ]
Сын и преемник Асархаддона, Ашшурбанипал , упоминает «Манассию, царя Иудеи» в своих анналах, которые записаны на « цилиндре Рассама » (или «Призме Рассама», ныне находящемся в Британском музее ), названном в честь открывшего его Ормузда Рассама. в Северном дворце Ниневии в 1854 году. [ 17 ] Десятигранный клинописный цилиндр содержит запись о походах Ашшурбанипала против Египта и Леванта, в которых участвовали 22 царя «с побережья, с островов и с материка», которых называют «принадлежащими мне слугами», явно обозначая их как Ассирийские вассалы. [ 45 ] Манассия был одним из царей, которые «принесли дань Ашурбанипалу и целовали его ноги». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ С 1947 года в нынешнем тексте Кодекса Алеппо отсутствует 2 Паралипоменон 26:19–35:7. [ 6 ]
- ^ Вся книга 2 Паралипоменон отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Экройд 1993 , с. 113.
- ^ Матис 2007 , с. 268.
- ^ Акройд 1993 , стр. 113–114.
- ^ Матис 2007 , стр. 304–305.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 36–37.
- ^ П.В. Скехан (2003), «БИБЛИЯ (ТЕКСТЫ)», Новая католическая энциклопедия , том. 2 (2-е изд.), Гейл, стр. 355–362
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^ Вюртвейн, Эрнст (1988). Текст Ветхого Завета (2-е изд.). Штутгарт: Немецкое библейское общество . п. 85. ИСБН 3-438-06006-Х .
- ^ Свит, Генри Барклай (1902). Введение в Ветхий Завет на греческом языке . Кембридж: Macmillan and Co., стр. 129–130.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: а б с 2 Паралипоменон 33 Верийская Учебная Библия . Библейский центр
- ^ Jump up to: а б с Матис 2007 , с. 304.
- ^ Куган 2007 , с. 663 Еврейская Библия.
- ^ 2 Паралипоменон 33:1 ESV
- ^ Макфолл 1991 , вып. 56.
- ^ Авигад, Нахман; Сасс, Бенджамин. (1997) Корпус западносемитских печатей. (Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук, Израильское исследовательское общество и Еврейский университет в Иерусалиме, Институт археологии), стр. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Виндл, Брайан (2021) «Царь Манассия: археологическая биография» . Отчет по библейской археологии. 12 февраля 2021 г.
- ^ Авигад, Нахман (1963) «Печать Манассии, сына царя» . Израильский журнал исследований . Том. 13, № 2, с. 135.
- ^ «Печать Манассии», Библия археологического изучения NIV (под редакцией Уолтера К. Кайзера-младшего и Дуэйна Гарретта; Гранд-Рапидс: Зондерван, 2005), 565.
- ^ Любецкий, Меир (2001) «Возвращение к печати царя Езекии». Обзор библейской археологии . 27:4, июль/август, с. 48.
- ^ Чендлер, Люк «Правительственный комплекс времен Езекии Манассия обнаружил возле посольства США в Иерусалиме». Библия, археология и путешествия с Люком Чендлером . 20 июля 2020 г. (по состоянию на 10 февраля 2021 г.) ' apud Windle 2021.
- ^ Боршель-Дан, Аманда «Огромный правительственный комплекс Иудейского царства найден возле посольства США в Иерусалиме». Времена Израиля. 22 июля 2020 г. (по состоянию на 10 февраля 2021 г.); апуд Виндл 2021
- ^ «Как собирались древние налоги при царе Манассии». Общество библейской археологии. 1 января 2019 г. (по состоянию на 10 февраля 2021 г.); апуд Виндл 2021
- ↑ 2 Паралипоменон 33:11–13 NKJV.
- ↑ Примечание [а] к 2 Паралипоменон 33:11 в NKJV.
- ↑ Примечание [b] к 2 Паралипоменон 33:11 в NKJV.
- ^ «Памятник Британскому музею» . Британский музей .
- ^ Коул и машинист 1998 , стр. 11–13.
- ^ Портер 1993 , стр. 41, 67.
- ^ Элликотт, CJ (ред.) (1905). Библейский комментарий Элликотта для англоязычных читателей . 2 Chronicles 33. Лондон: Cassell and Company, Limited, [1905–1906] Онлайн-версия: (OCoLC) 929526708. По состоянию на 28 апреля 2019 г.
- ^ Джеймс Д.Г. Данн (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 859. ИСБН 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Чарльзворт, Джеймс Х. (2010). Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. стр. 625–627. ISBN 9781598564907 . Проверено 5 января 2021 г.
- ↑ Учебная заметка по 2 Паралипоменон 33:11, в ESV Archeology Study Bible, изд. Джон Каррид и Дэвид Чепмен (Уитон: Crossway, 2018), 643.
- ^ Матис 2007 , с. 305.
- ^ 2 Паралипоменон 33:21 ESV
- ^ Макфолл 1991 , вып. 57.
- ↑ 2 Паралипоменон 33:24–25 NKJV.
- ^ Маламат, А. (1953) «Историческая подоплека убийства Амона, царя Иудеи». Журнал исследований Израиля 3, вып. 1:26-29. По состоянию на 29 апреля 2021 г.
- ^ « Езекия. Еврейская энциклопедия » . www.jewishencyclepedia.com . 1906.
- ^ Берахот 10а : Мать Манассии, очевидно, была дочерью пророка Исайи и вышла замуж за царя Езекию после его чудесного выздоровления.
- ^ Евамот 49б : Манассия осудил Исайю как лжесвидетеля за высказывания, противоречащие Торе. Когда Исайя отказался защищаться и чудесным образом был проглочен кедровым деревом, Манассия приказал распилить дерево пополам, что привело к смерти пророка.
- ^ Книга Мекабяна I-III . Тора Йешуа.
- ^ Гейн, Рой (1997) «Роль Ассирии на Древнем Ближнем Востоке во время правления Маннасе». Семинария Университета Эндрюса, весна 1997 г., Vol. 35, № 1, с. 22. Онлайн: (по состоянию на 8 февраля 2021 г.).
- ^ Причард, Джеймс Б. (1969) «Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету», (Нью-Джерси: Princeton University Press), стр. 291. Цитата: «Я призвал царей страны Хатти и (области) по другую сторону реки (Ефрат) (а именно): Балу, царя Тира, Манассию (Ме,-на- си-и), царь Иудеи (Иа-ти-ди) …[и т. д.]…вместе 22 царя Хатти, морского побережья и островов, всех этих я разослал и заставил их переправить под страшное; трудности, в Ниневию, город (где я осуществляю) свое правление, как строительный материал для моего дворца: большие бревна, длинные бревна (и) тонкие доски из кедра и сосны, продукты Сирары и Ливана (Лаб-на-на ) горы».
- ^ Причард 1969, с. 294. Цитата: «В моем первом походе я выступил против Египта (Маган) и Эфиопии (Мелухха). Тирхака (Тарга), царь Египта (Мусур) и Нубии (Киксу), которого Асархаддон, царь Ассирии, мой родной отец, победил и в чьей стране он (Асархаддон) правил, этот (тот же) Тирхак забыл' могущество Ашура, Иштар и (других) великих боги, мои господа, и уповал на свою собственную силу… (Затем) я призвал свои могучие вооруженные силы, которые доверили мне Ашур и Иштар, и выбрал кратчайшую (букв.: прямую) дорогу в Египет (Мусур) и Нубия. Во время моего похода (в Египет) 22 царя с побережья, островов и материка, Баал, царь Тира, Манассия (Ми-ин-си-е), царь Тира. Иуда (ла-ти-ди) …[и т. д.]… слуги, которые принадлежат мне, принесли мне тяжелые дары (тдмарту) и целовали мои ноги. Я заставил этих царей сопровождать мое войско над салом, а также (за). морской путь со своими вооруженными силами и кораблями».
Источники
[ редактировать ]- Акройд, Питер Р. (1993). «Хроники, Книги». В Мецгере, Брюс М ; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 113–116. ISBN 978-0195046458 .
- Беннетт, Уильям (2018). Библия толкователя: Книги Паралипоменон . Литры. ISBN 978-5040825196 .
- Коул, Стивен В.; Машинист Петр (1998). Письма священников царям Асархаддону и Ассурбанипалу (PDF) . Издательство Хельсинкского университета. ISBN 978-1575063294 .
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288810 .
- Дитрих, Вальтер (2007). «13. 1 и 2 Короля». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 232–615. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Матис, HP (2007). «14. 1 и 2 Паралипоменон». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 267–308. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Макфолл, Лесли (1991), «Руководство по переводу хронологических данных в царях и хрониках» (PDF) , Bibliotheca Sacra , 148 : 3–45, заархивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2010 г.
- Нельсон, Томас (2014). NIV, Библия для хронологического изучения, Электронная книга: Библия, новая международная версия . Бразилия: Томас Нельсон. ISBN 9781401680138 .
- Портер, Барбара Н. (1993). Образы, власть и политика: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона . Американское философское общество. ISBN 9780871692085 .
- Суини, Марвин (2007). I и II короли: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- Тиле, Эдвин Р. , Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). . ISBN 9780825438257
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Диврей Хаямим II - II Хроники - Глава 33 (Judaica Press) . Английский перевод [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- 2 Паралипоменон, глава 33. Библейские ворота