Хьюз OH-6 Кайюс
OH-6 Кайюс | |
---|---|
OH-6A Cayuse на выставке РИАТ 2019 | |
Роль | Легкий наблюдательный вертолет / служебный |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Хьюз Вертолеты Вертолетные системы Макдоннелл Дуглас МД Вертолеты |
Первый полет | 27 февраля 1963 г. |
Введение | 1966 |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Армия США |
Произведено | 1965 – настоящее время |
Количество построенных | 1420 (ОН-6А) [ 1 ] |
Варианты | Вертолеты MD MH-6 Little Bird Вертолеты МД МД 500 Макдоннелл Дуглас MD 500 Защитник |
Hughes OH-6 Cayuse — одномоторный лёгкий вертолёт, разработанный и производимый американской аэрокосмической компанией Hughes Helicopters . Его официальное название происходит от имени народа Кайюс , а его прозвище « Гольц » происходит от программы Light Observation Helicopter (LOH), в рамках которой он был закуплен, и, вероятно, от слова «вертолет», распространенного прозвища для вертолетов.
OH-6 был разработан в соответствии с Техническими спецификациями армии США 153, выпущенными в 1960 году для замены парка Bell H-13 Sioux . Модель 369, представленная Хьюзом, конкурировала с двумя другими финалистами, Fairchild-Hiller и Bell за контракт на производство . 27 февраля 1963 года первый прототип совершил свой первый полет . Модель 369 имела характерный каплевидный фюзеляж, устойчивый к ударам и обеспечивающий отличную внешнюю обзорность. Его четырехлопастной шарнирно-сочлененный несущий винт делал его особенно маневренным и пригодным для перевозки личного состава, сопровождения и нападения, а также наблюдения. В мае 1965 года армия США заключила с Хьюзом контракт на производство.
В 1966 году OH-6 поступил на вооружение армии США и сразу же вступил в активные боевые действия во Вьетнамской войне . На театре военных действий его обычно использовали группы с винтокрылыми машинами, такими как Bell AH-1 Cobra ударный вертолет , используя так называемую тактику «охотника-убийцы» для выпугивания и уничтожения враждебных наземных целей. OH-6 будет действовать как приманка , чтобы привлечь огонь противника и обозначить цели для атаки других платформ, таких как AH-1. В одном тайном инциденте в 1972 году, известном как прослушивание телефонных разговоров Винь , пара OH-6A была сильно модифицирована и использовалась Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) через Air America для проникновения в систему связи высокого уровня Вьетнама, предоставляя ценную разведывательную информацию. Сообщается, что 964 из 1422 самолетов OH-6A, произведенных для армии США, были уничтожены только во Вьетнаме. [ нужна ссылка ]
В 1967 году, после роста цен на OH-6, армия США возобновила программу, приняв участие в тендерах на поставку 2700 дополнительных планеров сверх 1300 уже заключенных контрактов на OH-6. После конкурентного старта и закрытых торгов Хьюз проиграл контракт Bell, в результате чего конкурирующий Bell OH-58 Kiowa был произведен . OH-6/Model 369 производился по лицензии за границей японской аэрокосмической компанией Kawasaki Heavy Industries как для военных, так и для гражданских операторов. Он также был разработан в гражданский вертолет Model 500 , выпускаемый в 21 веке компанией MD Helicopters как MD 500 . [ нужна ссылка ]
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1960 году армия США выпустила Техническую спецификацию 153 для легкого наблюдательного вертолета (LOH), способного выполнять различные функции на поле боя, включая транспортировку личного состава, сопровождение , эвакуацию раненых , наблюдение и атакующие задачи. Они будут использоваться для замены парка Bell H-13 Sioux , компактного винтокрылого самолета первого поколения. [ 2 ] Двенадцать компаний решили принять участие в конкурсе, в том числе авиационное подразделение Hughes Tool Company, представившее Модель 369 в качестве ответа . Два из этих проектов, представленные Fairchild-Hiller и Bell , были выбраны в качестве финалистов комиссией конкурса проектов армии и флота. Однако впоследствии армия США решила включить в дальнейшее рассмотрение и модель Хьюза 369.
Что касается базовой конфигурации, Модель 369 имела нетипичный фюзеляж каплевидной формы, из-за чего персонал иногда называл ее «летающим яйцом». [ 2 ] , что такая форма в сочетании с наличием внутренних переборок Считается придала винтокрылому аппарату необычайно высокие ударопрочность. Этот аспект был дополнительно подкреплен использованием самоуплотняющихся топливных баков , которые снизили вероятность возникновения пожара после удара. [ 2 ] Пилоту был обеспечен превосходный внешний обзор благодаря большому лобовому стеклу из плексигласа , а четырехлопастной полностью шарнирно-сочлененный несущий винт делал его значительно более маневренным, чем предыдущий H-13 Sioux. Его экипаж часто состоял из пилота и наблюдателя; Внутри можно было перевозить до пяти пассажиров или до 1000 фунтов груза. [ 3 ]
В полет
[ редактировать ]27 февраля 1963 года первый прототип модели 369 совершил свой первый полет . [ 2 ] Первоначально обозначенный как YHO-6A в соответствии с армейской системой обозначения, самолет был переименован в YOH-6A в 1962 году, когда Министерство обороны создало общую систему обозначения для всех самолетов. Всего было построено пять прототипов, каждый из которых был оснащен одним двигателем Allison T63-A-5A турбовальным мощностью 252 л.с. (188 кВт). [ 4 ] Прототипы были доставлены армии США в Форт-Ракер , штат Алабама, где они соревновались с другими десятью прототипами самолетов, произведенными Bell и Fairchild-Hiller. В ходе конкурса модель Bell, YOH-4 , была исключена как маломощная (она была оснащена двигателем T63-A-5 мощностью 250 л.с. (186 кВт). [ 5 ] Соответственно, заявки на контракт LOH перешли к Fairchild-Hiller и Hughes. В конечном итоге Хьюз был выбран победителем конкурса. [ 6 ]
В мае 1965 года армия США заключила с Хьюзом контракт на производство; этот первоначальный заказ на 714 винтокрылых самолетов впоследствии был увеличен до 1300 вместе с возможностью еще на 114. Цена Хьюза составляла 19 860 долларов за планер без двигателя, а цена Хиллера составляла 29 415 долларов за планер, также без двигателя. [ 7 ] Конструкция Хиллера, получившая обозначение ОН-5А , [ 7 ] имел усиленную систему управления, в то время как в конструкции Хьюза ее не было, и эта разница частично повлияла на повышение цены. Сообщается, что Хьюз сказал своему доверенному лицу Джеку Реалу , что он потерял более 100 миллионов долларов на постройку 1370 планеров. [ 8 ] [ 9 ] Сообщалось, что Говард Хьюз приказал своей компании подать заявку по цене ниже фактической себестоимости вертолета, чтобы обеспечить этот заказ. Соответственно, эта тактика привела к существенным потерям по контракту с армией США; компания якобы ожидала, что расширенный производственный цикл в конечном итоге сделает винтокрылый аппарат финансово жизнеспособным. [ 10 ] [ самостоятельный источник ] [ 11 ]
Из-за роста цен как на OH-6, так и на запасные компоненты армия США решила возобновить торги по программе в 1967 году. [ 12 ] Соответственно, в 1968 году Хьюз подал заявку на постройку еще 2700 планеров. Стэнли Хиллер пожаловался армии США на то, что Хьюз использовал неэтичные процедуры; поэтому армия открыла контракт для повторного проведения торгов всеми сторонами. Хотя Хиллер не участвовал в повторных торгах, Белл решил принять участие, представив свою обновленную модель 206 . [ 12 ] После конкурсного отбора армия обратилась к производителям с просьбой подать закрытые заявки. Хьюз предложил 56 550 долларов за планер, а Белл — 54 200 долларов. Сообщается, что Хьюз в последний момент проконсультировался с «Реалом», который рекомендовал ставку в размере 53 550 долларов. Хьюз, не проинформировав «Реал», повысил ставку на 3000 долларов и, таким образом, проиграл контракт Беллу. [ 8 ] [ 9 ] Будет произведено 1420 экземпляров OH-6A, не считая других производных. [ 1 ]
Японское производство
[ редактировать ]Всего по лицензии в Японии японской аэрокосмической компанией Kawasaki Heavy Industries было произведено 387 самолетов OH-6/Hughes 369 . Эти винтокрылые машины эксплуатировались несколькими различными организациями, большинство из которых базировались в Японии. В число военных операторов входили Сухопутные силы самообороны Японии (JGSDF), Морские силы самообороны Японии (JMSDF) и Береговая охрана Японии . Кроме того, ряд гражданских заказчиков также использовали построенные Kawasaki OH-6 для различных задач, включая службы неотложной медицинской помощи (EMS), правоохранительные органы и сельскохозяйственные работы. [ 13 ] [ 3 ] Начиная с 2001 года JGSDF OH-6 были дополнены Kawasaki OH-1 , более совершенным наблюдательным вертолетом. [ 14 ] [ 15 ]
Операционная история
[ редактировать ]Вступление в строй и мировые рекорды
[ редактировать ]В 1966 году OH-1 поступил на вооружение армии США. Его первым зарубежным развертыванием, а также в боях на передовой была война во Вьетнаме . Пилоты назвали новый вертолет Loach — слово, возникшее в результате произношения аббревиатуры LOH (легкий наблюдательный вертолет) программы, породившей этот самолет. (Вьюн — это также название многочисленных плотоядных и насекомоядных рыб, обитающих в ручьях, особенно распространенных в Юго-Восточной Азии, которые специализируются на охоте среди субстратов и густого покрова.) В 1964 году Министерство обороны США выпустило меморандум, предписывающий , чтобы все американские Армейские самолеты будут переданы ВВС США, а армия США перейдет исключительно на эксплуатацию винтокрылых самолетов. Соответственно, самолет армии США Cessna O-1 Bird Dog , который использовался для артиллерийского наблюдения и разведывательных полетов, будет заменен новым OH-6A. [ 16 ]
В начале карьеры OH-6 этот тип особенно ярко продемонстрировал свои характеристики, установив в 1966 году 23 индивидуальных мировых рекорда для вертолетов в категориях скорости, выносливости и времени набора высоты. [ 17 ] 26 марта 1966 года Джек Швибольд установил рекорд дальности полета по замкнутому контуру на YOH-6A на базе ВВС Эдвардс , в Калифорнии пролетев без приземления 1739,96 миль (2800,20 км). [ 18 ] Впоследствии, 6 апреля 1966 года, Роберт Ферри установил мировой рекорд дальности полета для вертолетов, пролетев из Калвер-Сити, Калифорния , с более чем тонной топлива до Ормонд-Бич, Флорида , преодолев в общей сложности 1923,08 морских миль (2213,04 миль, 3561,55 км). ) за 15 часов и недалеко от финиша на высоте до 24 000 футов (7 300 футов). м) высота. По состоянию на 2021 год эти рекорды все еще сохраняются. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]В декабре 1967 года первые OH-6A прибыли в Южный Вьетнам . [ 22 ] Его простая конструкция облегчила его обслуживание, чем у большинства других вертолетов, а его относительно компактный несущий винт длиной 26 футов (7,9 м) облегчил использование ограниченных зон приземления. Хотя его легкая алюминиевая обшивка могла быть легко пробита огнем из стрелкового оружия, при столкновении она сминалась и поглощала энергию, а прочная конструкция защищала ключевые системы и экипаж. OH-6 было относительно трудно сбить, и его пассажиры часто выживали при вынужденной посадке, которая, вероятно, была фатальной на борту другого винтокрылого аппарата. [ 22 ] Остальные H-13 были немедленно отозваны в пользу OH-6. Обычно миссии выполнялись днем, начиная с рассвета; общие роли включали расчистку зон приземления и общие разведывательные / наблюдательные полеты. [ 22 ]
Для OH-6 стало обычным явлением действовать в составе других винтокрылых машин, особенно Bell AH-1 Cobra с ударным вертолетом . Эта командная работа активно поощрялась армейскими чиновниками и привела к разработке так называемой тактики «охотников-убийц», направленной на выявление и уничтожение враждебных наземных целей. [ 23 ] [ 22 ] Такая группа обычно состояла из одного OH-6, который летал относительно медленно и на малой высоте, пытаясь обнаружить присутствие противника. Если OH-6 попадет под обстрел, находящаяся поблизости «Кобра» нанесет удар по обнаруженному противнику. [ 24 ] [ 25 ] Чтобы указать положение замаскированных наземных сил противника, наблюдатель на OH-6 отмечал это место с помощью дымовой гранаты , помогая другим подразделениям вести эффективный огонь по ним. Со временем эффективность этого соединения стала такова, что враги часто отказывались стрелять по относительно уязвимому OH-6, опасаясь ответа, который может вызвать AH-1. [ 22 ] [ 23 ] До появления AH-1 команды «охотников-убийц» часто полагались на огневую мощь вооруженных моделей универсального вертолета Bell UH-1 Iroquois . [ 26 ]
В 1972 году пара сильно модифицированных самолетов OH-6A была использована Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) через компанию Air America для тайной миссии по прослушиванию телефонных разговоров . Самолет, названный 500P Хьюзом (пенетратор), начался как проект ARPA под кодовым названием «Mainstreet» в 1968 году. Разработка включала испытательные и тренировочные полеты в Калвер-Сити, Калифорния ( аэропорт Хьюз ) и в Зоне 51 в 1971 году. уменьшить свою акустическую заметность, вертолеты ( N351X и N352X ) получили четырехлопастные «ножницы» рулевой винт (позже включенный в разработанный Хьюзом AH-64 Apache ), пятая лопасть несущего винта и законцовки несущего винта измененной формы, модифицированная выхлопная система и различные другие модификации, повышающие производительность. [ 27 ] В июне 1972 года они были переброшены на секретную базу на юге Лаоса (ПС-44), где один из вертолетов был сильно поврежден во время тренировочного полета в конце лета. В ночь с 5 на 6 декабря 1972 года оставшийся вертолёт осуществил прослушивание телефонных разговоров возле Винь , Северный Вьетнам ; Полезная информация, полученная в результате прослушивания телефонных разговоров, неоднократно использовалась Соединенными Штатами, например, во время кампании Linebacker II и Парижских мирных переговоров . Вскоре после этого самолеты были возвращены в США, где их разобрали и переоборудовали обратно в стандартную конфигурацию; какое-то время они продолжали эксплуатироваться как таковые. [ 27 ]
В начале 1970-х годов советские зенитные SA-7 Grail, запускаемые с плеча ракеты среди войск Северного Вьетнама появились ; одно попадание могло сбить «Гольца», потенциально причинив смертельный урон, прежде чем его экипаж осознает, что находится под обстрелом. [ 22 ] После такого развития событий все американские винтокрылые машины на театре военных действий пришлось эксплуатировать более осторожно. Сообщается, что 964 из 1422 самолетов OH-6A, произведенных для армии США, были уничтожены на театре военных действий во Вьетнаме, причем большая часть этих потерь явилась результатом враждебных действий, обычно наземного огня. К концу конфликта замена OH-6 на Bell OH-58 Kiowa стала неизбежной почти во всех подразделениях армии США. Некоторые экипажи утверждали, что «Кайова» далеко не так маневрен, как OH-6, однако переход продолжался, в то время как доктрина разведки была изменена, чтобы сделать упор на операции с больших расстояний. [ 22 ]
160-й авиационный полк специального назначения и 160-я оперативная группа
[ редактировать ]После провала в апреле 1980 года операции «Коготь орла» (попытка спасения американских заложников в Тегеране ) было установлено, что военным не хватает самолетов и экипажей, которые были обучены и подготовлены к выполнению миссий специальных операций. Чтобы исправить этот недостаток, армия начала создавать специальную авиационную оперативную группу для подготовки к следующей попытке спасения заложников: операции «Мёд» . Создатели оперативной группы определили необходимость в небольшом вертолете для приземления в самых труднодоступных местах, который также можно было бы легко транспортировать на транспортных самолетах ВВС. Для этой роли они выбрали разведывательный вертолет OH-6A, который стал известен как Little Bird по сравнению с другими самолетами оперативной группы, MH-60 и MH-47 . В качестве отдельной части проекта в Форт-Ракере , штат Алабама, велась разработка вооружения OH-6A. [ 28 ] [ 29 ]
Пилоты, выбранные для управления вертолетами OH-6A, прибыли из 229-го батальона ударных вертолетов и были отправлены в Центр армейской авиационной поддержки (AASF) Национальной гвардии Миссисипи в Галфпорте, штат Миссисипи, для двухнедельной квалификационной подготовки на винтокрылой машине. Когда обучение было завершено, авиалайнеры C-141 Starlifter перевезли винтокрылые машины и экипажи в Форт Уачука , штат Аризона, для двухнедельного обучения миссии. Обучение миссии заключалось в погрузке на транспортный самолет C-130 Hercules , который затем должен был доставить их в передовые районы сосредоточения по маршрутам длиной до 1000 морских миль (1900 км). Вооруженные OH-6 из Форт-Ракера присоединились к программе обучения осенью 1980 года. [ 30 ]
Операция «Мед» была отменена после освобождения заложников 20 января 1981 года, и какое-то время казалось, что оперативная группа будет расформирована, а личный состав вернется в свои прежние части. Но в армии решили, что было бы разумнее сохранить это подразделение, чтобы быть готовым к будущим непредвиденным обстоятельствам. Оперативная группа, получившая обозначение 158-й оперативной группы, вскоре была сформирована в 160-й авиационный батальон . Вертолеты OH-6A, используемые для перевозки личного состава, стали самолетами MH-6 легкой штурмовой роты, а вооруженные OH-6A стали самолетами AH-6 легкой штурмовой роты.
1 октября 1986 года, чтобы удовлетворить растущие потребности в поддержке, 1-245-й авиационный батальон Национальной гвардии Оклахомы, имевший 25 вертолетов AH-6 и 23 вертолета UH-1, был передан под оперативное управление 160-го полка. Зачисленные 1-245-й AVN BN были отправлены в Центр армейской авиационной поддержки (AASF) Национальной гвардии Миссисипи в Галфпорте, штат Миссисипи, для двухнедельной квалификационной подготовки на самолетах. Следующая двухнедельная миссия была в Юму для обучения ночным операциям. AH/MH Little Birds были подняты на один самолет C-5 Galaxy и два C-130 Hercules вместе со всеми вспомогательными комплектами для батальона. Экипажи обучались бок о бок со 160-м по всем эксплуатационным концепциям. 1-245 модифицировал пехотные очки ночного видения и работал над развитием необходимых навыков для быстрого развертывания с Little Birds и C-130. [ 31 ]
Варианты
[ редактировать ]- Йох-6А
-
- Прототип
- ОН-6А
-
- Серийная модель оснащена турбовальным двигателем Allison T63-A5A мощностью 263 кВт (317 л.с.).
- ОН-6А НОТАРИ
-
- Экспериментальный
- ОН-6Б
-
- Модернизированный турбовальный двигатель Allison T63-A-720 мощностью 313,32 кВт (420 л.с.).
- ОН-6С
-
- Предлагаемая версия с турбовальным двигателем Allison 250-C20 мощностью 298 кВт (400 л.с.) с пятью лопастями несущего винта.
- ОН-6J
-
- На базе OH-6A для JGSDF . Построен компанией Kawasaki Heavy Industries по лицензии в Японии.
- ОН-6ДА
-
- Замена снятого с производства OH-6D; JMSDF приобрела MD 500E для обучения.
- ЕН-6Б
-
- РЭБ специальных операций, командный пункт
- МХ-6Б
-
- Специальные операции
- ТХ-6Б
-
- Модификация ВМФ MD-369H, шесть самолетов McDonnell Douglas TH-6B, переоборудованных вместо закупок для обучения летчиков-испытателей в Школе летчиков-испытателей ВМС США. [ 33 ]
- АН-6С
-
- OH-6A модифицирован для перевозки вооружения и работы в качестве легкого штурмовика 160-го полка SOAR(A) .
- МХ-6С
-
- Специальные операции
О других вариантах AH-6 и MH-6 см. MH-6 Little Bird и Boeing AH-6 .
Операторы
[ редактировать ]Военные и правительственные операторы
[ редактировать ]- Департамент полиции Атланты [ 35 ]
- Департамент шерифа округа Чилтон [ 36 ]
- Департамент полиции Гейнсвилля [ 37 ] [ 38 ]
- Армейская авиация США (см. A/MH-6 )
Бывшие операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (ОН-6А)
[ редактировать ]Данные из [ 51 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 2 сидячих пассажира или 4 на полу при сложенных/снятых задних сиденьях.
- Длина: 30 футов 3,75 дюйма (9,2393 м), включая роторы
- Высота: 8 футов 1,5 дюйма (2,477 м) до верха ступицы несущего винта.
- Пустой вес: 1229 фунтов (557 кг)
- Полная масса: 2400 фунтов (1089 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2700 фунтов (1225 кг)
- Запас топлива: 61,5 галлона США (51 имп гал; 233 л) в двух 50% самоуплотняющихся баках-дозаторах под полом задней части кабины.
- Силовая установка: 1 двигатель Allison T63-A-5A мощностью турбовальный 317 л.с. (236 кВт), номинальная мощность снижена до:-
- 252,5 л.с. (188 кВт) на взлете
- 214,5 л.с. (160 кВт) максимум в непрерывном режиме
- Диаметр несущего винта: 26 футов 4 дюйма (8,03 м)
- Площадь несущего винта: 544,63 кв. футов (50,598 м ). 2 )
- Секция лезвия: - NACA 0012 [ 52 ]
Производительность
- Крейсерская скорость: 130 узлов (150 миль в час, 240 км/ч) максимум на уровне моря.
- 116 узлов (133 миль в час; 215 км / ч) для максимальной дальности полета на уровне моря
- Никогда не превышайте скорость : 130 узлов (150 миль в час, 240 км/ч) на уровне моря.
- Диапазон: 330 миль (380 миль, 610 км) на высоте 5000 футов (1524 м)
- Перегоночная дальность: 1354 морских миль (1558 миль, 2508 км) с 1300 фунтами (590 кг) топлива
- Практический потолок: 15 800 футов (4800 м)
- Потолок зависания ОГЭ: 7300 футов (2225 м)
- Потолок зависания IGE: 11800 футов (3597 м)
- Скорость набора высоты: 2067 футов/мин (10,50 м/с). [ нужна ссылка ]
- Нагрузка на диск: 4,4 фунта/кв. фута (21 кг/м 2 )
- Мощность/масса : 0,105 л.с./фунт (0,173 кВт/кг)
Вооружение
Предусмотрено комплектное вооружение по левому борту, включая пулемет XM-27 калибра 7,62 мм (0,300 дюйма) с боезапасом 2000–4000 патронов; или гранатомет ХМ-75
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэроспасьяль Газель - ( Франция )
- Bell ARH-70 Арапахо – ( США )
- Bell OH-58 Кайова - ( США )
- Белл YOH-4 – ( США )
- Чикаре CH-14 – ( Аргентина )
- Фэйрчайлд Хиллер YOH-5 – ( США )
- Ми-34 – ( Советский Союз )
- ПЗЛ SW-4 – ( Польша )
- Вестлендский разведчик – ( Великобритания )
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Франсильон 1990, с. 248.
- ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 105.
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, с. 106.
- ^ «Паспорт типа сертификации № H3WE» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации Министерства транспорта США. 31 августа 2018 года . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ Макгоуэн 2005, с. 107.
- ^ Румерман, Джуди (2003). «Компании Хьюза» . К 100-летию Летной комиссии. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Слушания о военной позиции и ЧР 13456 , с. 7832.
- ^ Jump up to: а б Чефаратт 2002, с. 77.
- ^ Jump up to: а б Настоящее, Джек. «Реальная история». Vertiflite , осень/зима 1999 г., стр. 36–39.
- ^ Реал, Джек Г.; Йенн, Билл (2003). Приют Говарда Хьюза . Кслибрис. ISBN 978-1-4134-0876-8 .
- ^ Дэй, Дуэйна К. (28 января 2008 г.). «Чоппер-монстр» . Космический обзор . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, с. 112.
- ^ Аоки 1999, стр. 37–44.
- ^ «Прогноз винтокрыла: Kawasaki OH-1» . Прогноз Интернешнл. Сентябрь 2013.
- ^ Макгоуэн 2005, стр. 215-216.
- ^ Адкок 1998, с. 32.
- ^ «История мировых рекордов винтокрылых машин, Список рекордов, установленных YOH-6A». Архивировано 29 июля 2010 года в Международной авиационной федерации Wayback Machine (FAI). Проверено: 11 января 2011 г.
- ^ « Идентификатор рекорда FAI № 11656 - Абсолютный мировой рекорд для вертолетов, расстояние по замкнутому кругу без приземления. Архивировано 3 декабря 2013 года в Wayback Machine » . ID 786. Архивировано 3 декабря 2013 года в Wayback Machine Международной авиационной федерации (FAI). Проверено: 28 ноября 2013 г.
- ^ « Идентификатор рекорда FAI № 11655 - Абсолютный мировой рекорд для вертолетов, расстояние без приземления. Архивировано 3 декабря 2013 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 28 ноября 2013 г.
- ^ Портер, Дон. « Теперь это хороший пробег » Air & Space/Smithsonian , май 2011 г. Доступ: 9 апреля 2014 г.
- ^ Ристин, Джефф. « Некролог: Роберт Г. Ферри; ветеран ВВС был рекордным летчиком-испытателем » Сан-Диего Union-Tribune , 2 февраля 2009 г. Доступ: 9 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Портер, Дональд (сентябрь 2017 г.). «Во Вьетнаме эти вертолетчики-разведчики видели бой вблизи» . Смитсоновский институт авиации и космонавтики . Журнал «Авиация и космос». ISSN 0886-2257 . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джойнер, Стивен (август 2017 г.). «Рождение Кобры» . Смитсоновский журнал.
- ^ Бишоп 2006, [ нужна страница ] .
- ^ Макгоуэн 2005, стр. 107-108.
- ^ Дрендел 1983, стр. 9–21.
- ^ Jump up to: а б Чайлз, Джеймс Р. (февраль – март 2008 г.). «Черный вертолет Air America» . Смитсоновский институт авиации и космонавтики : 62–70. ISSN 0886-2257 . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Дюрант и Хартов 2006, стр. 48–49.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 144.
- ^ Дюрант и Хартов 2006, с. 56.
- ^ Дюрант и Хартов 2006, с. 57.
- ^ «Модернизация самолетов Джейн, MD Helicopters (Hughes) Model 500 (военные версии)» . 24 ноября 2011 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ «Информационный бюллетень ВМС США о вертолете TH-6B» . ВМС США. 20 февраля 2009 года . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2015» (PDF) . Flightglobal Insight. 2015 . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Полиция Атланты возвращается в воздух» . helihub.com . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Шериф округа Чилтон приобретает OH-6» . helihub.com. 28 мая 2012 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Н911ГБ» . helispot.com. Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Полиция Гейнсвилля OH-6A» . Спрос на СМИ . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «История подразделения ВВС Доминиканской Республики» . aeroflight.co.uk . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Хьюз OH-6A Cayuse DRAF» . jetphotos.net. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «ВВС 369 НМ» . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ Шредер, Ганс (1991). Кей С. Нильсен. (клятва.). Королевские ВВС Дании . Текстильный музей. стр. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ «Японские морские силы самообороны OH-6J» . helis.com . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «JSDMF OH-6J» . Спрос на СМИ . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Breda Nardi Hughes NH.500M на вооружении ВС Мальты» . Аэрофлайт. 27 мая 2016 г.
- ^ «Рынок военных вертолетов 1971» . Flightglobal.com . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Исторический самолет» . taiwanairpower.org . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Последний из старого воина» (PDF) . vhpa.org . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «CBP выводит из эксплуатации «Гольца» спустя 32 года» . helihub.com. 22 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «TH-6B Cayuse ВМС США» . helis.com . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1971). Jane's All the World's Aircraft 1971–72 (62-е изд.). Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания. стр. 322–323. ISBN 9780354000949 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адкок, Эл (1988). О-1 Bird Dog в действии — Самолет № 87 . Публикации сигналов эскадрильи № 87. ISBN 978-0-89747-206-7 .
- Аоки, Ёсимото (осень 1999 г.). «Кавасаки ОХ-1». Мировой журнал авиации . 38 . Лондон: Аэрокосмическое издательство: 36–45. ISBN 1-86184-035-7 . ISSN 0959-7050 .
- Бишоп, Крис (2006). Боевые корабли Хьюи Кобра . Новый Авангард. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited. ISBN 1-84176-984-3 .
- Чефаратт, Гил (2002). Локхид: Люди, стоящие за этой историей . Издательская компания Тернер. ISBN 978-1-56311-847-0 .
- Дрендел, Лу (1983). Хьюи . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN 0-89747-145-8 . .
- Дюрант, Майкл Дж .; Хартов, Стивен; Дюрант, Майкл (2007). Ночные Сталкеры . Группа Пингвин. ISBN 978-0-399-15392-1 .
- Франсильон, Рене Дж. (1998). Самолет McDonnell Douglas с 1920 года . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-428-8 .
- Холли, Чарльз; Слоникер, Майк (1997). Букварь Вертолетной войны . Издательство Нисси. ISBN 978-0-944372-11-1 .
- Миллс, Хью; Андерсон, Роберт (1992). Ад низкого уровня . Президио Пресс. ISBN 978-0-89141-719-4 .
- Макгоуэн, Стэнли С. (2005). Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-468-4 .
- Портер, Дональд (1990). Вертолет McDonnell Douglas OH-6A . Издательство Диана. ISBN 978-0-8306-8619-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Реестр боевых птиц - OH-6 Cayuse - отслеживание историй OH-6, переживших военную службу.