Схема шарады
![]() Оригинальная версия трассы длиной 8,055 км. Современная трасса протяженностью 3,975 км, впервые использованная в 1989 году. | |
Расположение | Сен-Жен-Шампанель , Овернь , Франция |
---|---|
Часовой пояс | Центральноевропейское время (UTC+1) Центральноевропейское стандартное время ( летнее время ) |
Координаты | 45 ° 44'50 "N 3 ° 02'20" E / 45,74722 ° N 3,03889 ° E |
Сломал землю | май 1957 года |
Открыто | 27 июля 1958 г |
Основные события | Бывший: Формула-1 Гран-при Франции (1965, 1969–1970, 1972) Гран-при по мотогонкам Гран-при Франции по мотоциклам (1959–1964, 1966–1967, 1972, 1974) Чемпионат мира с коляской (1959–1962, 1964, 1966–1967, 1972, 1974) Чемпионат мира по спортивным автомобилям (1962–1963) Чемпионат FFSA GT (1998) Чемпионат Франции по супертуризму (1990–1991, 1994–1996, 1998–1999) Формула 750 (1973) |
Веб-сайт | https://www.charade.fr/ |
Современная трасса (1989 – настоящее время) | |
Длина | 3,975 км (2,470 миль) |
Повороты | 18 |
Рекорд гоночного круга | 1:43.827 ( ![]() |
Оригинальная схема (1958–1988) | |
Длина | 8,055 км (5,005 миль) |
Повороты | 48 |
Рекорд гоночного круга | 2:53.900 ( ![]() |
Трасса Шарад , также известная как Трасса Луи Розье и Трасса Клермон-Ферран , — это для автоспорта гоночная трасса в Сен-Жен-Шампанель недалеко от Клермон-Феррана в Пюи-де-Дом департаменте в Оверни в центральной Франции . [1] [2] Трасса, построенная вокруг подножия потухшего вулкана, была известна своей сложной планировкой, которая нравилась самым опытным водителям и мотоциклистам. [1] [2] Здесь четыре раза проводились Гран-при Франции и десять раз — Гран-при Франции по мотоциклам .
История схемы
[ редактировать ]Интерес местных жителей к автоспорту начался с предложения в 1908 году провести гонку по уличной трассе , хотя эти предложения так и не были приняты. [1] Усилия были возобновлены после Второй мировой войны, когда президент Спортивной ассоциации автомобильного клуба Оверни Жан Ошатрэр и опытный гонщик Луи Розье разработали трассу, адаптируя ранее существовавшие дороги вокруг Пюи -де-Дом , потухшего вулкана , который доминировал горизонт города. [1] [3] Строительство началось в мае 1957 года, а первая гонка была проведена в июле 1958 года, когда гонку на выносливость выиграла Иннес Айрлэнд на Lotus 1100 , а гонку Формулы-2 выиграл Морис Трентиньян на Cooper T43 . [1]
Первоначально трасса длиной 8,055 км (5,005 миль) описывалась как еще более извилистая и быстрая версия Нюрбургринга . [2] [4] Благодаря бесчисленному количеству крутых поворотов и перепадов высот, а также почти полному отсутствию различимых прямых трасс, участники соревнований одновременно боялись и уважали трассу. [2] [4] Извилистая , трасса заставила некоторых гонщиков, таких как Йохен Риндт на Гран-при Франции 1969 года жаловаться на укачивание и на всякий случай носить шлемы с открытым лицом. [1] [2] Несмотря на многочисленные повороты, трасса была относительно быстрой: Крис Амон установил рекорд круга на Matra MS120 со средней скоростью 167 км/ч (104 миль в час) во время Гран-при Франции 1972 года . [2] [5]
В своей книге « Гонки на мотоциклах» 1969 года Питер Каррик писал:
Трасса Гран-при Франции в Клермон-Ферране выглядела полной противоположностью круга в Монце , когда она впервые использовалась в 1959 году: самая длинная прямая составляла 590 м (650 ярдов), и быстро демонстрировалось множество действительно крутых поворотов - или обнажено — мастерство наездника! [6]
здесь проходил Гран-при Франции по мотоциклам Это место впервые приобрело международную известность, когда в 1959 году , победу в котором выиграл Джон Сертис на MV Agusta . [1] [7] на этой трассе десять раз проходили Гран-при Франции по мотоциклам С 1959 по 1974 год . [1] В 1959 году Стирлинг Мосс впервые выступил на трассе и заявил: «Я не знаю более замечательной трассы, чем Шарада». [3] Также в 1959 году Айвор Буэб , победитель гонки « 24 часа Ле-Мана» 1955 года , погиб в результате аварии на трассе Шарада. [3] Эта смерть станет единственным погибшим водителем на трассе. [3] Единственный погибший мотоциклист произошел, когда Марселин Эрранц погиб 1 июня 1963 года во время гонки класса 250cc на Гран-при Франции по мотоциклам. [8]

Подиум Trophées d'Auvergne Формулы 2 1964 года был знаком грядущих перемен: Денни Халм , Джеки Стюарт и Йохен Риндт продемонстрировали свое мастерство перед тем, как на трассе прошла первая Формулы 1 гонка , когда Джим Кларк выиграл Гран-при Франции 1965 года за команду Lotus. . [9] [10] В 1965 году Джон Франкенхаймер снял небольшую часть своего фильма «Гран-при» перед 3000 местными жителями, которые изображали из себя зрителей гонки, наблюдающих за такими актерами, как Ив Монтан и Франсуаза Арди . [1] [2] Всего в Шараде было проведено четыре Гран-при Франции Формулы-1: в 1965 , 1969 , 1970 и 1972 годах .

Хотя природные условия трассы создавали условия для извилистой и сложной гоночной трассы, они также создавали проблемы с безопасностью из-за темных вулканических камней, которые падали с горы на обе стороны трассы. [1] Камни представляли постоянную опасность на трассе Шарада, как это было показано во время Гран-при Франции 1972 года, когда десять гонщиков, включая Криса Эймона , получили проколы шин. [1] [2] Водители, объезжавшие край трассы, бросали камни в середину дороги и попадали на путь преследователей. В одном конкретном инциденте на Гран-при Франции 1972 года камень пробил козырек шлема Хельмута Марко после того, как его подбросили впереди него, что оборвало его гоночную карьеру, поскольку впоследствии его левый глаз ослеп. [1] [2] Гористая топография также не оставляла места для обеспечения безопасных зон выезда на случай, если участники потеряют контроль над своими транспортными средствами и непреднамеренно покинут гоночную трассу. [1] [2]
Международные гоночные серии все чаще избегали этого места, поскольку росли опасения по поводу опасного характера дорог общего пользования. [1] В 1971 году недавно построенная и гораздо более безопасная трасса Поль Рикар впервые провела Гран-при Франции, а затем стала постоянным местом проведения соревнований с 1973 по 1990 год, чередуя Гран-при Франции с трассой Дижон-Пренуа . [1] [11] Здесь продолжали проводиться небольшие соревнования по автоспорту, такие как Формула 3 , гонки на спортивных автомобилях , гонки на туристических автомобилях , ралли и восхождение на холмы, а также Trophées d'Auverne. [1] В 1980 году три маршала трека погибли во время автогонок. [12] а в 1984 году прошел протест водителей по поводу безопасности на трассе. Столкнувшись с растущими проблемами безопасности и с тем, что естественная топография исключает любые шансы на добавление зон схода, финальная гонка на исходной трассе длиной 8,055 км (5,005 миль) была проведена 18 сентября 1988 года. [1]
Модернизация
[ редактировать ]Генеральный совет Пюи -де-Дом признал важность гоночной трассы для местной экономики и профинансировал строительство новой трассы протяженностью 3,975 км (2,470 миль), используя только южную часть первоначальной, с новой подъездной дорогой, завершающей трассу. схема. [1] [2] [13] Новая трасса Шарад открылась в 1989 году и принимала гонки национального чемпионата Франции по супертурингу 1994 года и чемпионата FFSA GT 1998 года .
В настоящее время здесь проводятся такие мероприятия, как трек-дни , курсы вождения, а также исторические соревнования по автоспорту. [1] [2] В 2000 году дороги были закрыты для публики, и трасса стала по-настоящему постоянным объектом с новыми гаражами и расширенной пит-лейн. [1] [2] Первоначальные участки уличной сети протяженностью 8,055 км (5,005 миль) до сих пор используются в качестве дорог общего пользования. [1] [2]
Рекорды круга
[ редактировать ]По состоянию на июнь 1999 года самые быстрые официальные рекорды гоночных кругов на трассе Шарад следующие:
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Оба гонщика независимо друг от друга показали одинаковое время круга.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Шарада» . Racingcircuits.info . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Вулканический порыв Клермон-Феррана» . SpeedHunters.com. Август 2013 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Краткая история шарады» . theracingline.net . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Круговая шарада» . espn.co.uk. Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ «Самые быстрые круги Гран-при Франции 1972 года» . Formula1.com . Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ Каррик, Питер Motor Cycle Racing Hamlyn Publishing 1969/70 стр.91 ISBN 0 600 02506 3 По состоянию на 30 июля 2013 г.
- ^ «Гран-при Франции по мотоциклам 1959 года» . motogp.com. Архивировано из оригинала 9 июня 2017 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ «Французский велогонщик погиб в аварии». Вашингтон Пост . 2 июня 1963 г. с. С4.
- ^ «GP д'Овернь» . Формула 2 . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Гран-при Франции 1965 года» . Formula1.com . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ «История цепи Поля Рикара» . www.circuitpaulricard.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «Погибшие легковые и грузовые автомобили по маршрутам» . Мемориал автоспорта . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ "Схема" . Схема шарады . Совет департамента Пюи-де-Дом . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ «Французская Формула 3 Трофея Оверни 1999 года (Гонка 1)» . 20 июня 1999 года . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ «Шарада чемпионата FFSA GT 1998» . 14 июня 1998 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Чемпионат Франции по Формуле Renault Charade 1990 года» . 10 июня 1990 года . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Овернь Трофи 1974» . 23 июня 1974 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Овернь Трофи 1971» . 20 июня 1971 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Французская Формула 3 XV Trophée de Auvergne 1973 года» . 17 июня 1973 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Чемпионат Франции по Формуле Renault Charade 1982 года» . 25 июня 1982 года . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «1964 Клермон-Ферран F2» . Журнал «Автомобильный спорт» . 19 июля 1964 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «V Trophée d'Auvergne Formula Junior» . 7 июля 1963 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Трофея Оверни 1963» . 7 июля 1963 года . Проверено 16 июня 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на французском языке)
- Официальный сайт ассоциации по спасению цепи (на французском языке)
- Спутниковый снимок с Google Maps (текущая планировка; уменьшите масштаб, чтобы увидеть старую схему)