стиль ампир
Годы активности | 1800–1815 |
---|---|
Расположение | |
Основные цифры | |
Влияния |
|
Под влиянием |
Стиль ампир ( Французское произношение: [ɑ̃.piːʁ] , стиль ампир движение начала девятнадцатого века ) — дизайнерское в архитектуре , мебели , других декоративных и изобразительных искусствах , представляющее вторую фазу неоклассицизма . Он процветал между 1800 и 1815 годами в периоды Консульства и Первой Французской империи , хотя его продолжительность существования продолжалась до конца 1820-х годов. Из Франции он распространился на большую часть Европы и США. [ 1 ]
Стиль ампир зародился и получил свое название от правления императора Наполеона I в Первой Французской империи , когда он был призван идеализировать руководство Наполеона и французское государство. Предыдущим модным стилем во Франции был стиль Директории , более строгая и минималистская форма неоклассицизма, пришедшая на смену стилю Людовика XVI , а новый стиль ампир принес полное возвращение к показному богатству. Этот стиль в некоторой степени соответствует стилю Бидермейер в немецкоязычных странах, федеральному стилю в США и стилю Регентства в Великобритании.
История
[ редактировать ]Стиль Директории непосредственно предшествующего периода был направлен на более простое, но все же элегантное воплощение достоинств Древней Римской республики :
Стоические . добродетели республиканского Рима поддерживались как стандарты не только искусства, но и политического поведения и частной морали Конвентели считали себя античными героями. Детей назвали в честь Брута , Солона и Ликурга . Фестивали Революции были организованы Давидом как античные ритуалы. Даже стулья, на которых заседал комитет Salut Publique, были изготовлены по старинным моделям, изобретенным Давидом. ...Фактически неоклассицизм вошел в моду. [ 2 ]
До развития стиля ампир существовал краткий переходный стиль Консульства, сформировавшийся при Консульстве . Этот стиль представил многие мотивы стиля ампир, черпая вдохновение из военных кампаний, включая французскую кампанию в Египте и Сирии , и был более формальным и прямоугольным. [ 3 ]
Стиль ампир «обращался к витиеватому богатству императорского Рима . Воздержанная строгость дорического стиля сменилась коринфским богатством и великолепием». [ 4 ]
Два французских архитектора, Персье и Фонтен, вместе были создателями стиля французского ампира. Они учились в Риме и в 1790-х годах стали ведущими дизайнерами мебели в Париже , где получили множество заказов от Наполеона и других государственных деятелей. [ 5 ]
Архитектура стиля ампир была основана на элементах Римской империи и ее многочисленных археологических сокровищах, которые были заново открыты, начиная с восемнадцатого века. Предыдущие стили Людовика XVI и Директории использовали более прямой и простой дизайн по сравнению со стилем рококо восемнадцатого века. Дизайн ампира сильно повлиял на современный американский федеральный стиль (например, дизайн здания Капитолия Соединенных Штатов ), и оба были формами пропаганды через архитектуру. Это был стиль народа, не показной, а трезвый и уравновешенный. Считалось, что этот стиль «освободил» и «просвещил» архитектуру, так же как и пропаганда того, что Наполеон «освободил» народы Европы своим Наполеоновским кодексом .
Период Империи был популяризирован изобретательными проектами Персье и Фонтена , архитекторов Наполеона для Мальмезона . Вдохновением для дизайна послужили символы и орнаменты, заимствованные из славных древнегреческих и римских империй. Здания обычно имели простые деревянные каркасы и коробчатые конструкции, облицованные дорогим красным деревом, импортированным из колоний . В мебели в стиле бидермейер также использовались детали из черного дерева , первоначально из-за финансовых ограничений. Детали Ормолу (позолоченные бронзовые крепления для мебели и украшения) демонстрировали высокий уровень мастерства.
Генерал Бернадот, позже ставший королем Карлом Юханом Швеции и Норвегии , представил наполеоновский стиль Швеции, где он стал известен под своим собственным именем. Стиль Карла Юхана оставался популярным в Скандинавии, даже когда стиль ампир исчез из других частей Европы. Франция выплатила часть своих долгов Швеции бронзой из ормолу вместо денег, что привело к появлению моды на хрустальные люстры из бронзы из Франции и хрусталя из Швеции.
После того, как Наполеон потерял власть, стиль ампир продолжал оставаться популярным в течение многих десятилетий с небольшими изменениями. Возрождение этого стиля произошло во второй половине девятнадцатого века во Франции, снова в начале двадцатого века и снова в 1980-х годах.
Этот стиль просуществовал в Италии дольше, чем в большей части Европы, отчасти из-за его имперских римских ассоциаций, отчасти потому, что он был возрожден как национальный стиль архитектуры после объединения Италии в 1870 году . Марио Праз писал об этом стиле как об Итальянской Империи. В Соединенном Королевстве, Германии и США стиль ампир был адаптирован к местным условиям и постепенно приобрел дальнейшее выражение как египетское возрождение , греческое возрождение , бидермейер стиль , стиль регентства и поздний федеральный стиль .
Мотивы и орнаменты
[ редактировать ]Все орнаменты в стиле ампир подчиняются строгому духу симметрии, напоминающему стиль Людовика XIV . Как правило, мотивы на правой и левой сторонах изделия соответствуют друг другу во всех деталях; когда это не так, отдельные мотивы сами по себе совершенно симметричны по композиции: античные головы с одинаковыми локонами, ниспадающими на каждое плечо, фронтальные фигуры Победы в симметрично расположенных туниках, одинаковые розетки или лебеди, обрамляющие замковую пластину, и т. д. Подобно Людовику XIV , Наполеону имел набор эмблем, безошибочно связанных с его правлением, в первую очередь орел, пчела, звезды и инициалы I ( император ) и N. (для Наполеона ), которые обычно были вписаны в императорскую лавровую корону. Используемые мотивы включают: фигуры Ники с пальмовыми ветвями, греческих танцовщиц, обнаженных и драпированных женщин, фигуры античных колесниц, крылатых путти , маскаронов Аполлона , , Гермеса и Горгоны , лебедей, львов, голов быков, лошадей и диких зверей бабочки, когти, крылатые химеры , сфинксы , букрания , морские коньки, дубовые венки, перевязанные тонкими свисающими лентами, вьющиеся виноградные лозы, маковые ринсо , розетки , пальмовые ветви и лавр. -римского много: жесткие и плоские аканта листья , пальметты , рога изобилия , бусы, амфоры , треножники, черепичные диски, кадуцеи Меркурия Греко , вазы , шлемы , горящие факелы, крылатые трубачи, древние музыкальные инструменты (тубы, погремушки и особенно лиры ). Несмотря на свое античное происхождение, флейты и триглифы, столь распространенные при Людовике XVI, заброшены. Мотивы египетского возрождения особенно распространены в начале периода: скарабеи , капители лотоса , крылатые диски, обелиски, пирамиды , фигуры, носящие заклятых врагов , кариатиды , поддерживаемые босыми ногами, и женские египетские головные уборы. [ 6 ]
-
Деталь Триумфальной арки Каррусели из Парижа с парой крылатых Побед.
-
Пара сфинксов с амфорой между ними, окруженная ринсо и пальметтами , на умывальнике (атеньен или лавабо)
-
Стул, украшенный различными видами пальметт.
-
Стол с тремя крылатыми львами и небольшим длинным фризом с пальметтами.
Архитектура
[ редактировать ]Самыми известными сооружениями в стиле ампир во Франции являются величественная Триумфальная арка в неоклассическом стиле на площади Этуаль, Триумфальная арка Карусель , Вандомская колонна и Ла-Мадлен , которые были построены в Париже, чтобы подражать зданиям Римской империи. Этот стиль также широко использовался в императорской России , где он использовался для празднования победы над Наполеоном в таких мемориальных сооружениях, как Главный штаб , Казанский собор , Александровская колонна и Нарвские триумфальные ворота . Сталинскую архитектуру иногда называют сталинским ампиром. В Королевском дворце Амстердама хранится полная коллекция мебели в стиле ампир времен Луи Бонапарта , самая большая коллекция за пределами Франции.
Интерьеры просторные, богато украшенные симметрично расположенными мотивами. Стены украшены коринфскими пилястрами и вертикальными панелями, имеющими вверху декоративный фриз . Панно покрыты монументальной живописью, лепниной или вышивкой шелком. Потолки светлых тонов и изысканного орнамента. [ 7 ]
Историческими объектами, представляющими однородный ансамбль, образцами убранства интерьеров начала XIX века являются:
- Замок Мальмезон во Франции.
- Отель де Богарне в Париже
- Замок Компьень во Франции.
- Замок Фонтенбло во Франции.
- Каса-дель-Лабрадор в Испании.
- Королевский дворец Амстердама в Нидерландах
-
Спальня императрицы Жозефины в замке Мальмезон ( Рюэй-Мальмезон , Франция), 1800–1802, автор Шарль Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен. [ 8 ]
-
Триумфальная арка Каррусели (Париж), 1806–1808 гг., Авторы Шарль Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен. [ 9 ]
-
Вандомская колонна ( Вандомская площадь , Париж), 1806–1810, работы Жака Гондуэна и Жана-Батиста Лепера. [ 10 ]
Мебель
[ редактировать ]-
Умывальник (athénienne или lavabo); 1800–1814; ножки, подставка и полка из тиса, подставки из золоченой бронзы, под полкой железная пластина; высота: 92,4 см, ширина: 49,5 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
-
Секретарь; в. 1804–1809; амбойна деревянная, шпонированная сосной, с оправами из позолоченной бронзы; 173,4 х 87,6 х 37,8 см; Метрополитен-музей
-
Трон Наполеона I; Жорж Жакоб и Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Десмальтер ; 1804 г.; вышитый бархат, позолоченное дерево и слоновая кость; высота: 1,2 м; Лувр [ 11 ]
-
Комод с двумя дверцами; до 1805 г.; красное дерево с бронзовыми креплениями; 1,165 х 1,794 х 0,83 м; Лувр [ 12 ]
-
Трон; Бернара Пойе и Франсуа-Оноре-Жоржа Жакоба-Демальтера; 1805 г.; резное и позолоченное дерево, обтянутое красным бархатом с серебряным шитьем; 160 х 110 х 82 см; Музей декоративного искусства (Париж) [ 13 ]
-
Рабочий стул; в. 1805–1808; обивка из красного дерева, позолоченной бронзы и атласного бархата; 87,6×59,7×64,8 см; Метрополитен-музей
-
Держатель ювелирных украшений императрицы Жозефины Богарне ; Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Демальтер; 1809 г.; оправы из красного дерева, амаранта, черного дерева, таксуса, перламутра и позолоченной бронзы; 2,76 х 2 х 0,6 м; Лувр [ 14 ]
-
Монетный шкаф в стиле египетского возрождения ; Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Демальтер; 1809–1819; красное дерево (вероятно, Swietenia mahagoni ), с накладным и инкрустированным серебром; 90,2 х 50,2 х 37,5 см; Метрополитен-музей
-
Колыбель короля Рима (Империя); Пьер -Поль Прюдон , Анри-Виктор Рогье , Жан-Батист-Клод Одио и Пьер-Филипп Томир ; 1811 г.; дерево, серебро, позолота, перламутр , листы меди, покрытые бархатом, шелком и тюлем, украшенные серебряной и золотой нитью; рост: 216 см; Художественно-исторический музей ( Вена , Австрия ) [ 16 ]
Часы и канделябры
[ редактировать ]-
Канделябр; около 1800 г.; позолоченный и патинированный металл; общий размер: 49,9 х 25,7 х 12,3 см; Кливлендский художественный музей ( Кливленд , Огайо , США)
-
Ваза в стиле египетского возрождения с постаментом; 1804–1806; лакированный лист и позолоченная бронза ; высота: 1,80 м, глубина: 0,95 м; Лувр [ 17 ]
-
канделябр Минерва ; 1804–1814; позолоченная и патинированная бронза; высота: 101 см, ширина плинтуса: 25 см, глубина плинтуса: 19 см; Музей декоративного искусства, Париж. [ 18 ]
-
Часы; 1807–1810; позолоченная бронза, черненая бронза, эмалированный металл (циферблат), вороненая сталь (стрелки); стекло; 56 х 49,7 х 18,5 см; Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна (Нью-Йорк)
-
Центральная часть между двумя люстрами; Пьер-Филипп Томир; около 1810 г.; вероятно, позолоченная бронза; Музей Галуста Гюльбенкяна ( Лиссабон , Португалия )
-
Пара канделябров с Крылатыми Победами ; 1810–1815; позолоченная бронза; рост (каждый): 127,6 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
-
Каминные часы The Reader; Жан -Андре Райш ; около 1810 г.; матовая и полированная позолоченная бронза и мрамор «Vert de Mer»; 31 х 15 х 26 см; Монреальский музей изящных искусств ( Монреаль , Канада) [ 19 ]
Керамика
[ редактировать ]-
Чайник (théière Asselin), часть сервиза для завтрака (déjeuner); 1813 г.; твердый фарфор; высота (с ручкой): 20,5 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
-
Блюдце, часть сервиза для завтрака (déjeuner); 1813 г.; твердый фарфор; высота: 3,2 см; диаметр: 16,2 см; Метрополитен-музей
-
Сахарница с крышкой, часть сервиза для завтрака (déjeuner); 1813 г.; твердый фарфор; высота: 21 см; Метрополитен-музей
-
Молочник, часть сервиза для завтрака; 1813 г.; твердый фарфор; высота (с ручкой): 21,3 см; Метрополитен-музей
-
Поднос (плато), часть сервиза для завтрака (déjeuner); 1813 г.; твердый фарфор; 2,5 х 37,5 х 33,3 см; Метрополитен-музей
-
Чашка (tasse Jasmin), часть сервиза для завтрака (déjeuner); 1813 г.; твердый фарфор и позолота серебра; высота: 11,3 см; Метрополитен-музей
Мода
[ редактировать ]-
Ампирный силуэт Стефани де Богарне.
-
Портрет мадам Шарля Мориса де Талейран-Перигор , около 1804 года.
-
Иллюстрация 1809 года, показывающая, как выглядит мужская мода в стиле ампир, из журнала Journal des Dames et des Modes.
-
Портрет Шарля Мориса де Талейрана-Перигора , 1817 год.
См. также
[ редактировать ]- Американский стиль ампир
- Часы-колесница
- Империя - Силуэт
- Каминные часы Французской Империи
- Индийский стиль ампир
- Часы-маяк
- Лира рука
- Неоклассицизм во Франции
- Неоклассическая архитектура в Милане
- Нео-Грек , архитектура в стиле позднего греческого возрождения.
- Дворец Фонтенбло
- Вторая империя (архитектура)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гонтар, Кибела (1 октября 2004 г.). «Ампир, 1800–1815» . metmuseum.org . Отдел европейской скульптуры и декоративного искусства Метрополитен-музея . Проверено 18 сентября 2022 г.
Суды по всей Европе приняли стиль ампир, особенно в России, где он стал основным продуктом. В Германии и Австрии он сосуществовал с более мягким бидермейером , связанным со скромным домашним интерьером. Шарль Персье (1764–1838) и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен (1762–1853) были двумя наиболее влиятельными фигурами в области украшения и мебели в стиле ампир. Официальные архитекторы при дворе Наполеона, их основной обязанностью была реконструкция различных королевских резиденций. Их «Recueil de décorations intérieures» (1812 г.) стал важным справочником по стилю ампир.
- ^ ( Честь 1977 , стр. 171)
- ^ «Консульский стиль» . Бесплатный словарь . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Честь 1977 , с. 172
- ^ Фредлунд, Джейн (2008). Руководство по стилю: мебель и дизайн интерьера 1700–2000 гг. (на шведском языке) (2-е изд.). Стокгольм: Призма. п. 108. ИСБН 9789151849874 . ОСЛК 234047178 .
- ^ Сильви, Шадене (2001). Французская мебель • От Людовика XIII до ар-деко . Литтл, Браун и компания. п. 103 и 105.
- ^ Екатерина Опрою, Татьяна Корвин (1975). Энциклопедия дома (на румынском языке). Научно-энциклопедическое издательство. п. 44 и 45.
- ^ Джонс 2014 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б с Хопкинс 2014 , с. 111.
- ^ Хопкинс 2014 , с. 112.
- ^ «Кресло трона Наполеона I в Тюильри» . Collections.louvre.fr . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Двустворчатый комод» . Collections.louvre.fr . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Одиль, Нувель-Каммерер (2007). Символы власти • Наполеон и искусство ампира • 1800-1815 гг . п. 154. ИСБН 978-0-8109-9345-7 .
- ^ «Шкафчик для драгоценностей императрицы Жозефины, известный как Большая шкатулка» . Collections.louvre.fr . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Двойные шезлонги» . Collections.louvre.fr . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Одиль, Нувель-Каммерер (2007). Символы власти • Наполеон и искусство ампира • 1800-1815 гг . п. 32. ISBN 978-0-8109-9345-7 .
- ^ Мюриэль Барбье. «Египетская ваза и постамент» . Лувр.fr. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Одиль, Нувель-Каммерер (2007). Символы власти • Наполеон и искусство ампира • 1800-1815 гг . п. 177. ИСБН 978-0-8109-9345-7 .
- ^ «КАМИННЫЕ ЧАСЫ «ЛА ЛИЗЕЗА» » . www.kollerauktionen.ch .
- Хонор, Хью (1977) [1968]. Неоклассицизм . Стиль и цивилизация (переиздается с исправлениями под ред.). Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 9780140137606 . OCLC 36284165 .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Архитектурные стили: наглядное руководство . Лоуренс Кинг. ISBN 978-178067-163-5 .
- Джонс, Денна, изд. (2014). Архитектура Вся история . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-29148-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со стилем ампир, на Викискладе?