Четырехцентровая арка
Четырехцентровая арка (написание Содружества) или четырехцентровая арка (американское написание) представляет собой низкий, широкий тип арки с заостренной вершиной . Его структура достигается за счет составления двух дуг, которые круто поднимаются от каждой точки пружины по небольшому радиусу, а затем превращаются в две арки с большим радиусом и гораздо более низкой точкой пружины. Это заостренный подтип общей уплощенной вдавленной арки . Этот тип арки эффективно и декоративно использует пространство при использовании в дверных проемах. Его также используют в качестве отделки стен, в которых аркады и оконные проемы составляют часть всей декоративной поверхности. Два наиболее примечательных типа известны как персидская арка , которая умеренно «подавлена» и встречается в исламской архитектуре , и арка Тюдоров , которая гораздо более плоская и встречается в английской архитектуре . Другой вариант, килевая арка , имеет частично прямые, а не изогнутые стороны и разработан в архитектуре Фатимидов . [а]
Использование в исламской архитектуре
[ редактировать ]Четырехцентровая арка широко используется в исламской архитектуре, первоначально использовавшейся Аббасидами , а затем Фатимидами и персидскими культурами . Самые ранние образцы четырехцентровой арки были представлены в Самарре , специально построенной столице, построенной Аббасидами в 9 веке. Здесь они находятся на порталах Куббат аль-Сулайбия, восьмиугольного павильона, и дворца Каср аль-Ашик . [3] [4] : 25, 250–251 Позже четырехцентровая арка широко появилась в архитектуре Империи Гуридов , которая правила значительной частью Ирана, Центральной Азии и северного Индийского субконтинента в XII-XIII веках. [3] Это было очень распространено в архитектуре Империи Тимуридов и ее государств-преемников, став стандартной формой более широкой иранской архитектуры , а затем и архитектуры Великих Моголов . [3] [4] : 200, 283 В этой персидской культурной сфере он использовался для таких форм, как аркады , окна, ворота и айваны . [3] Заостренные трехцентровые арки также часто использовались в Иране и Средней Азии. [5] [4] : 283
Особенно характерным для архитектуры Фатимидов стал вариант четырехцентровой арки, обычно называемый «килевой аркой». [3] [6] [7] Она отличается от других четырехцентровых арок тем, что большая часть нормального радиуса арки выглядит более прямой, чем изогнутой. [3] На какое-то время он стал стандартом в египетской исламской архитектуре в 12 веке. [3] Ниши с глухими килевыми арками часто появлялись как мотив украшенных фасадов в позднего Фатимидов, Айюбидов и ранней архитектуре мамлюков в Каире. [3] [8] [4] : 46, 285
-
Восстановленные арки Каср аль-Ашик 9-го века, Самарра .
-
XI-XII веков Багдадские ворота в Ракке .
-
, XVI век Западные ворота крепости Пурана-Кила , Дели .
-
XVI века Мечеть Джама в Биджапуре с ребристым сводом, состоящим из четырехцентровых арок.
-
XVI века Джахангири Махал в форте Агры имеет четырехцентровые арочные ворота, окруженные четырехцентровыми глухими арками.
-
в Даккаре XVII века Юго-восточные ворота форта Лалбаг .
-
XVII века Бара Каман Мавзолей Али Адил Шаха II в Биджапуре.
Использование в английской архитектуре
[ редактировать ]В английской архитектуре арку часто называют аркой Тюдоров, поскольку она была распространенным архитектурным элементом во времена правления династии Тюдоров (1485–1603 гг.), хотя ее использование на несколько десятилетий предшествовало 1485 году, а примерно с 1550 года она вышла из употребления. мода на величественные здания. Это притупленная версия остроконечной арки готической архитектуры которой является архитектура Тюдоров в Англии. , последней фазой [10] Однако арка Тюдоров, хотя и похожа по внешнему виду, на самом деле не является четырехцентровой, поскольку у нее две прямые стороны вместо больших пологих кривых.
Четырехцентровая арка особенно использовалась для дверных проемов, где она давала широкий проем, не занимая слишком много места наверху, по сравнению с более заостренной двухцентровой аркой . Впервые оно появилось в большом масштабе на западном крыльце Винчестерского собора , дата неизвестна, но, вероятно, это середина четырнадцатого века. [11] В более величественной архитектуре Тюдоров он используется, когда оконные проемы имеют прямоугольную форму, как, например, во дворце Хэмптон-Корт .
Ярким ранним примером является западное окно Глостерского собора . Есть три королевские часовни и одно аббатство, похожее на часовню, которые демонстрируют наиболее изысканный стиль: Часовня Королевского колледжа в Кембридже ; Часовня Святого Георгия, Виндзор ; Часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и Батском аббатстве . Однако многочисленные более простые здания, особенно церкви, построенные во время шерстяного бума в Восточной Англии и Котсуолдсе, также демонстрируют этот стиль.
Когда он используется для обрамления большого церковного окна, он подходит для очень широких пространств, декоративно заполненных множеством узких вертикальных стоек и горизонтальных фрамуг . Общий эффект создает сетчатый вид правильных, изящных прямоугольных форм с акцентом на перпендикулярность, характерную для стиля, известного в Англии как перпендикулярная готика 15-го и начала 16-го веков. это очень похоже на современный испанский В частности, стиль. В таких зданиях, как Хэмптон-Корт, арка Тюдоров встречается вместе с первым появлением архитектуры эпохи Возрождения в Англии, гораздо позже, чем в Италии . В более поздний период он обычно используется только для крупных декоративных окон, возможно, в эркере или эркере, поддерживаемом кронштейном или пояском . [12] [13]
-
Глостерский собор , западное окно, гр. 1420
-
Часовня Королевского колледжа в Кембридже , начало строительства в 1446 году.
-
Великие ворота, Тринити-колледж, Кембридж (внутри), 1519–1535 гг.
-
Сторожка Клок-Корт, дворец Хэмптон-Корт , гр. 1520 г.
-
Часовня Святого Георгия, Виндзор , восточное окно, 1475–1528 гг.
-
Небольшой дверной проем в церкви, сейчас заблокированный
Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «килевая арка» также широко используется некоторыми авторами для обозначения заостренной гусеничной арки . [1] [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рагетт, Фридрих (2003). Традиционная домашняя архитектура арабского региона . Издание Акселя Менгеса. п. 37. ИСБН 978-3-932565-30-4 .
- ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 37. ИСБН 978-0-19-860678-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 9781134613663 .
- ^ Назари, С. (2021). «Практическая геометрия персидских ребристых сводов: исследование восстановления купола Колахдузан на историческом базаре Тебриза» . В Маскареньяш-Матеуш, Жуан; Пирес, Ана Паула (ред.). История строительных культур, том 2: Материалы 7-го Международного конгресса по истории строительства (7ICCH 2021), 12–16 июля 2021 г., Лиссабон, Португалия . ЦРК Пресс. ISBN 978-1-000-46879-3 .
- ^ Дарк, Диана (2020). Воровство у сарацин: как исламская архитектура сформировала Европу . Издательство Оксфордского университета. п. 205. ИСБН 978-1-78738-305-0 .
- ^ «Фатимиды» . Музей без границ . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004096264 .
- ^ CE Босворт и М. С. Азимов (ред.) История цивилизаций Центральной Азии, т. 4: Эпоха достижений, с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века; Пт. II: достижения , Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2000, стр. 574.
- ^ Огастес Пугин , Образцы готической архитектуры: выбранные из различных древних построек в Англии , 1821, тома 1-2, книги Google
- ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. п. 85. ИСБН 0 7134 1610 6 .
- ^ «Тюдоровская архитектура в Англии 1500-1575» . Проверено 15 февраля 2007 г.
- ^ Джон Поппелиерс, Нэнси Шварц (1983). Что это за стиль? . Нью-Йорк, Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc., с. 106 . ISBN 0-471-14434-7 .