Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – это обладание навыками, знаниями и поведением, которые позволяют человеку принимать обоснованные решения относительно денег. Финансовая грамотность, финансовое образование и финансовые знания взаимозаменяемы. [ 1 ] Финансово неискушенные люди не могут планировать финансово из-за своих плохих финансовых знаний. Финансово развитые люди хороши в финансовых расчетах; например, они понимают сложные проценты , что помогает им брать займы с низким уровнем кредита. Большую часть времени неискушенные люди платят высокую цену за свои долговые займы. [ 2 ]

Повышение интереса к личным финансам сейчас находится в центре внимания государственных программ в Австралии, Канаде, Японии, Великобритании и США. [ 3 ] [ 4 ] Понимание основных финансовых концепций позволяет людям знать, как ориентироваться в финансовой системе. Люди, прошедшие соответствующую подготовку по финансовой грамотности, лучше принимают финансовые решения и управляют деньгами, чем те, кто не имеет такой подготовки. [ 5 ]

Организация экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР ) в 2003 году начала межправительственный проект, направленный на обеспечение способов улучшения стандартов финансового образования и грамотности посредством разработки общих принципов финансовой грамотности. В марте 2008 года ОЭСР запустила Международный портал финансового образования, целью которого является служить центром обмена информацией по программам финансового образования, информации и исследованиям во всем мире. [ 6 ] В Великобритании альтернативный термин «финансовые возможности» используется государством и его агентствами: Управление финансовых услуг (FSA) Великобритании начало реализацию национальной стратегии финансовых возможностей в 2003 году. Правительство США учредило Комиссию по финансовой грамотности и образованию. в 2003 году. [ 7 ]
Определения финансовой грамотности
[ редактировать ]Существует множество определений, используемых такими организациями, как неправительственные организации и аналитические центры , но в самом широком смысле финансовая грамотность — это понимание денег. [ 8 ] Некоторые из приведенных ниже определений тесно связаны с «навыками и знаниями», тогда как другие основаны на более широких взглядах, а некоторые взяты из академических исследований, которые проверены и подтверждены:
- Эффективное принятие решений по управлению денежными средствами и способность принимать обоснованные решения называется финансовой грамотностью. [ 9 ]
- Чтобы выжить в современном обществе, людям необходимо обладать знаниями о финансовой грамотности. [ 10 ]
- Способность использовать финансовые концепции в повседневной жизни и принимать оптимальные финансовые решения называется финансовой грамотностью. [ 11 ]
- Финансовая грамотность – это способность эффективно управлять экономическим благополучием людей, обладающих знаниями и финансовыми навыками. [ 12 ]
- Определение Счетной палаты правительства (2010 г.) — это «способность делать обоснованные суждения и предпринимать эффективные действия в отношении текущего и будущего использования и управления деньгами. Оно включает в себя проблемы, связанные с жизненными событиями, такими как потеря работы, накопления на пенсию, или оплата образования ребенка». [ 13 ]
- Комиссия по финансовой грамотности и образованию (2020 г.) включает понятие личных способностей в свое определение как «навыки, знания и инструменты, которые позволяют людям принимать индивидуальные финансовые решения и действия для достижения своих целей; это также может быть известно как финансовые возможности». особенно в сочетании с доступом к финансовым продуктам и услугам». [ 14 ]
- Национальный совет финансовых педагогов добавляет психологический компонент, определяющий финансовую грамотность как «обладание навыками и знаниями в финансовых вопросах, позволяющими уверенно предпринимать эффективные действия, которые наилучшим образом достигают личных, семейных и глобальных целей сообщества». [ 8 ]
- (PISA) ОЭСР Программа международной оценки учащихся в 2018 году опубликовала определение, состоящее из двух частей. Первая часть относится к видам мышления и поведения, а вторая часть относится к целям развития конкретной грамотности. «Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность в применении таких знаний и понимания для принятия эффективных решений в широком диапазоне финансовых контекстов, для улучшения финансового благосостояния людей и общества и обеспечить возможность участия в экономической жизни» [ 15 ]
Академические исследования
[ редактировать ]Измерение
[ редактировать ]
Финансовую грамотность в личном финансовом планировании можно определить как объективно измеряемую финансовую грамотность или как субъективно измеряемую финансовую грамотность. [ 16 ]
Объективно измеренная грамотность в основном связана с численным пониманием таких понятий, как сложные проценты , портфельные инвестиции , преимущества диверсификации и влияние инфляции на финансовые решения. Объективная финансовая грамотность измерялась с помощью пяти тестов из 5 пунктов, которые включают вопросы, связанные с процентными ставками, сберегательными счетами и инфляцией. Из пяти вопросов люди, которые склонны [ нужны разъяснения ] правильный ответ на три вопроса считается низкой финансовой грамотностью. [ нужны разъяснения ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Субъективную финансовую грамотность можно определить как самовосприятие людьми своей финансовой грамотности. Луради и Митчелл (2014) установили, что люди оценивают свою субъективную финансовую грамотность выше, чем объективную финансовую грамотность, из-за их поведенческих предубеждений при субъективной оценке своих финансовых знаний. [ 16 ] Люди часто недооценивают свои финансовые знания. [ 20 ]
Критическая финансовая грамотность
[ редактировать ]Некоторые исследователи финансовой грамотности подняли политические вопросы о характере образования финансовой грамотности, утверждая, что оно оправдывает возвращение большего финансового риска (например, платы за обучение, пенсий, расходов на здравоохранение и т. д.) от корпораций и правительств обратно к отдельным людям. Многие из этих исследователей выступают за образование финансовой грамотности, которое было бы более критично ориентировано и имело бы более широкую направленность: образование, которое помогает людям лучше понять системную несправедливость и социальную изоляцию , а не образование, которое понимает финансовую неудачу как индивидуальную проблему и характер финансового риска. как аполитичный. Многие исследователи работают в парадигмах социальной справедливости , критической педагогики , феминистской и критической расовой теории . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ чрезмерное цитирование ]
Журнал финансовой грамотности и благополучия
[ редактировать ]Журнал финансовой грамотности и благополучия, издаваемый издательством Cambridge University Press , представляет собой академический журнал с открытым доступом, основанный в апреле 2023 года. В нем публикуются тщательные исследования в области финансовой грамотности и финансового благополучия. Целью проекта является информирование государственной политики как стратегии и деятельности государства, частного сектора и гражданского общества, с конечной целью повышения финансовой грамотности, устойчивости и благосостояния отдельных лиц, а также микро- и малых предпринимателей. [ 27 ] Этот журнал охватывает такие темы, как финансовые знания, финансовые отношения и навыки. Этот журнал также включает исследования в смежных областях, таких как финансовое благополучие. [ нужна ссылка ]
Бухгалтерская грамотность
[ редактировать ]Бухгалтерская грамотность означает способность читать и анализировать финансовую отчетность компании или отдельных лиц и понимать влияние финансовых решений. Это может быть полезно инвесторам, менеджерам и частным лицам. Бухгалтерскую грамотность можно сочетать с финансовым планированием, налоговым планированием и пониманием финансового состояния компании. [ 28 ]
Академические исследователи изучили взаимосвязь между финансовой грамотностью и бухгалтерской грамотностью . Роман Л. Вейль определяет финансовую грамотность как «способность понимать важные бухгалтерские суждения, которые делает руководство, почему руководство их делает и как руководство может использовать эти суждения для манипулирования финансовой отчетностью». [ 29 ]
Комитет «Голубой ленты» по повышению эффективности комитетов корпоративного аудита 1999 года рекомендовал, чтобы в публичных компаниях было как минимум три члена с «определенной базовой «финансовой грамотностью». Такая «грамотность» означает способность читать и понимать фундаментальные финансовые отчеты, включая баланс компании, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств». [ 30 ]

Цифровая финансовая грамотность
[ редактировать ]Цифровая финансовая грамотность — это сочетание Fintech и финансовой грамотности. Цифровая финансовая грамотность сочетает в себе объективные финансовые знания с четырьмя измерениями цифровой грамотности, которые включают цифровые знания, осведомленность о цифровых финансовых услугах, неявное знание об использовании цифровых финансовых услуг и способность избегать цифрового мошенничества. [ 31 ] Цифровая финансовая грамотность – это способность людей использовать цифровые устройства для принятия финансовых решений. Существует потребность в цифровой финансовой грамотности среди всех потребителей из-за растущей жертвы мошенничества из-за цифровизации, которая склоняет людей к принятию дезинформированных финансовых решений. [ 32 ]
Международные результаты
[ редактировать ]Международное исследование ОЭСР было опубликовано в конце 2005 года. [ Устарело ] анализ опросов финансовой грамотности в странах ОЭСР. Подборка выводов [ 33 ] включено:
- В Австралии 67 процентов респондентов указали, что понимают концепцию сложных процентов, однако, когда их попросили решить задачу с использованием этой концепции, только 28% поняли ее хорошо.
- Британский опрос показал, что потребители не ищут активно финансовую информацию. Информация, которую они получают, получается случайно, например, взяв брошюру в банке или случайно поговорив с банковским служащим.
- Канадский опрос показал, что респонденты считают выбор правильных инвестиций более напряженным, чем поход к дантисту.
- Опрос корейских старшеклассников показал, что они получили неудовлетворительные баллы (то есть они правильно ответили менее чем на 60 процентов вопросов) по тестам, предназначенным для измерения их способности выбирать кредитную карту и управлять ею, их знаний о сбережениях и инвестировании. выхода на пенсию, а также их осведомленность о риске и важности страхования от него.
- Опрос, проведенный в США, показал, что четырем из десяти американских рабочих необходимо откладывать деньги на пенсию.
«Тем не менее, обнадеживает то, что несколько программ финансового образования, которые были оценены, являются достаточно эффективными. Исследования в США показывают, что работники увеличивают свое участие в планах 401 (k) (тип пенсионного плана со специальными налоговыми льготами, который позволяет работникам копить и инвестировать для выхода на пенсию), когда работодатели предлагают программы финансового образования, будь то в форме брошюр или семинаров». [ 33 ] [ 34 ]
Однако академический анализ финансового образования пока не обнаружил никаких доказательств измеримого успеха в улучшении финансового благосостояния участников. [ 35 ] [ 36 ]
Согласно опросу Азиатского банка развития 2014 года , все больше монголов расширили свои финансовые возможности и, например, теперь сравнивают процентные ставки по кредитам и сберегательным услугам благодаря успешному запуску телевизионной драмы с акцентом на финансовую грамотность бедных и необеспеченных слоев населения. бедные уязвимые домохозяйства. [ 37 ] Учитывая, что 80% монголов назвали телевидение своим основным источником информации, телесериалы были признаны наиболее эффективным средством распространения информации о финансовой грамотности. [ 37 ]
Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Африка
[ редактировать ]Опрос женщин-потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе Ближнего Востока и Африки (APMEA) включает в себя базовое управление денежными средствами, финансовое планирование и инвестиции. В первую десятку индекса финансовой грамотности женщин APMEA MasterCard входят Таиланд 73,9, Новая Зеландия 71,3, Австралия 70,2, Вьетнам 70,1, Сингапур 69,4, Тайвань 68,7, Филиппины 68,2, Гонконг 68,0, Индонезия 66,5 и Малайзия 66,0. [ 38 ]
Австралия
[ редактировать ]В 2004 году правительство Австралии учредило Национальную рабочую группу по потребительской и финансовой грамотности, которая рекомендовала создать в 2005 году Фонд финансовой грамотности. В 2008 году функции фонда были переданы Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям (ASIC). Правительство Австралии также реализует ряд программ (таких как «Управление денежными средствами») для повышения финансовой грамотности коренного населения, особенно тех, кто живет в отдаленных общинах.
В 2011 году ASIC опубликовала Национальную стратегию финансовой грамотности, основанную на более раннем исследовательском отчете ASIC «Финансовая грамотность и изменение поведения», направленную на повышение финансового благосостояния всех австралийцев за счет повышения уровня финансовой грамотности. Стратегия имеет четыре основных направления: [ 39 ]
- Образование
- Надежная и независимая информация, инструменты и поддержка
- Дополнительные решения для улучшения финансового благосостояния и изменения поведения.
- Партнерство с секторами, связанными с финансовой грамотностью, измерением ее воздействия и продвижением передового опыта.
Веб-сайт ASIC MoneySmart стал одной из ключевых инициатив в стратегии правительства. Он заменил веб-сайты FIDO и «Понимание денег».
ASIC также имеет веб-сайт обучения MoneySmart. [ 40 ] для учителей и воспитателей. Он предоставляет профессиональное обучение и другие ресурсы, которые помогают преподавателям интегрировать потребительскую и финансовую грамотность в программы преподавания и обучения.
Сеть «Знай риск», состоящая из веб-приложений и телефонных приложений, информационных бюллетеней, видео и веб-сайтов. [ 41 ] был разработан страховой организацией ANZIIF для обучения потребителей вопросам страхования и управления рисками.
Индия
[ редактировать ]Национальный центр финансового образования (NCFE), некоммерческая компания, была создана в соответствии с разделом 8 Закона о компаниях 2013 года для повышения финансовой грамотности в Индии. [ 42 ] Его продвигают четыре крупнейших финансовых регулятора : Резервный банк Индии , SEBI , IRDA и PFRDA . [ 43 ]
В 2015 году NCFE провела сравнительное исследование финансовой грамотности, чтобы определить уровень финансовой грамотности в Индии. [ 44 ] Он организует различные программы по повышению финансовой грамотности, включая сотрудничество со школами и разработку новой учебной программы, включающей концепции финансового управления. [ 45 ] Он также проводит ежегодный тест на финансовую грамотность. [ 42 ] Темы, которые NCFE охватывает в своих информационных программах, включают инвестиции, типы банковских счетов, услуги, предлагаемые банками, карты Aadhaar , демат-счета , пан-карты , возможности начисления сложных процентов , цифровые платежи, защиту от финансового мошенничества и т. д. [ 45 ]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]В 2012 году холдинг SEDCO в Саудовской Аравии провел общенациональное исследование, чтобы оценить уровень финансовой грамотности молодежи. [ 46 ] В опросе приняли участие тысяча молодых граждан Саудовской Аравии, и результаты показали, что только 11 процентов отслеживают свои расходы, хотя 75 процентов считают, что понимают основы управления деньгами. Углубленный анализ опроса SEDCO показал, что 45 процентов молодых людей не откладывали никаких денег, в то время как только 20 процентов откладывали 10 процентов своего ежемесячного дохода. Что касается покупательских привычек, исследование показало, что такие товары, как мобильные телефоны и путешествия, составляют почти 80 процентов покупок. Что касается финансирования своего образа жизни, 46 процентов молодежи полагались на своих родителей в финансировании дорогостоящих вещей. 90 процентов респондентов заявили, что хотят расширить свои финансовые знания.
Сингапур
[ редактировать ]В Сингапуре Национальный институт образования Сингапура открыл первый Центр финансовой грамотности для учителей. [ 47 ] в 2007 году дать возможность школьным учителям включить финансовую грамотность в основные предметы учебной программы, чтобы включить педагогически обоснованные мероприятия по вовлечению учащихся в обучение. Такие актуальные и аутентичные иллюстрации, актуальные для повседневной жизни, способствуют практическому обучению развитию финансовых возможностей у молодежи. Исследование финансовой грамотности, являющееся неотъемлемой частью научно обоснованной практики в школах, возглавляется Центром, который опубликовал многочисленные исследования влияния программ финансовой грамотности на эффективность, а также на восприятие и отношение учителей и учащихся.
Правительство Сингапура через Валютное управление Сингапура профинансировало создание Института финансовой грамотности. [ 48 ] в июле 2012 года. Институт находится под совместным управлением MoneySense. [ 49 ] (национальная программа финансового образования) и Сингапурский политехнический институт. [ 50 ] Этот институт стремится создать основные финансовые возможности для широкого спектра населения Сингапура, предоставляя бесплатные и объективные программы финансового образования для работающих взрослых и их семей. С июля 2012 года по май 2017 года Институт обратился к более чем 110 000 человек в Сингапуре посредством семинаров и переговоров.
Европа
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]В 2016 году Франция представила национальную стратегию экономического, бюджетного и финансового образования (EDUFI), основанную на ОЭСР . принципах [ 51 ] Правительство назначило Банк Франции национальным оператором, ответственным за реализацию этой политики. [ 52 ]
Эта правительственная стратегия направлена на повышение финансовой грамотности во французском обществе. Меры включают курсы финансового образования и бюджетного планирования для молодежи. Предприниматели и финансово уязвимые лица также получают поддержку для развития навыков. [ 52 ]
Банк Франции проводит периодические исследования уровня понимания, отношения и поведения французского населения в отношении бюджетных и финансовых вопросов. Он также повышает осведомленность о таких темах, как чрезмерная задолженность, схемы включения банков, средства платежа, банковские счета , кредит, сбережения и страхование.
Cité de l'Economie открылся для публики в июне 2019 года. Это учреждение является первым французским музеем, полностью посвященным повышению экономической грамотности в поучительной и развлекательной форме. Банк Франции финансирует его в сотрудничестве с несколькими партнерами, включая Министерство образования, Институт финансового образования государства (IEFP – Институт государственного финансового образования) и Национальную библиотеку Франции . [ 53 ]
Бельгия
[ редактировать ]поставлена Перед FSMA задача способствовать повышению финансовой грамотности вкладчиков и инвесторов, что позволит отдельным вкладчикам, застрахованным лицам, акционерам и инвесторам в Бельгии оказаться в лучшем положении в своих отношениях со своими финансовыми учреждениями. В результате они с меньшей вероятностью будут покупать товары, не соответствующие их профилю. [ 54 ]
Швейцария
[ редактировать ]В ходе исследования была измерена финансовая грамотность среди 1500 домохозяйств в немецкоязычной Швейцарии. [ 55 ] Результаты тестирования трех концепций соединения процентов, инфляции и диверсификации рисков показывают, что уровень финансовой грамотности в Швейцарии высок по сравнению с результатами для других европейских стран или населения США. Результаты исследования также показывают, что более высокая финансовая грамотность коррелирует с участием на финансовых рынках и ипотечным кредитованием. Аналогичное исследование среди 15-летних студентов кантона Фрибург показывает существенные различия в финансовой грамотности между франко- и немецкоязычными студентами. [ 56 ]
Швейцарский национальный банк стремится повысить финансовую грамотность посредством своей инициативы Iconomix, ориентированной на учащихся старших классов средней школы. [ 57 ] Новая учебная программа государственных школ будет охватывать финансовую грамотность в государственных школах.
Великобритания
[ редактировать ]В Великобритании существует специальный орган по развитию финансовых возможностей – Служба финансовых консультаций .
Закон о финансовых услугах 2010 года включал положение о том, что Управление финансовых услуг (FSA) должно создать Орган по финансовому просвещению потребителей (CFEB). С 26 апреля 2010 г. CFEB продолжил работу Отдела финансовых возможностей FSA независимо от FSA, а 4 апреля 2011 г. был переименован в Службу финансовых консультаций.
Ранее эта стратегия предполагала, что FSA будет тратить около 10 миллионов фунтов стерлингов в год. [ 58 ] по плану из семи пунктов. Приоритетными направлениями были:
- Новые родители
- Школы (программа реализуется pfeg )
- Молодые люди
- Рабочее место
- Потребительские коммуникации
- Онлайн-инструменты
- Денежный совет
Базовое исследование [ 58 ] в 2005 году провели 5300 интервью по всей Великобритании. В отчете определены четыре темы:
- Многие люди не смогли спланировать будущее.
- Многие люди брали на себя финансовые риски, даже не осознавая этого.
- Проблемы задолженности были серьезными для небольшой части населения, и гораздо больше людей могут пострадать от экономического спада.
- Люди моложе 40 лет в среднем были менее финансово обеспечены, чем их старшие.
«Короче, если не будут предприняты шаги для повышения уровня финансовых возможностей, мы будем копить проблемы на будущее». [ 58 ]
Многочисленные благотворительные организации в Великобритании также работают над повышением финансовой грамотности, например MyBank , Citizens Advice Bureau и Personal Finance Education Group .
Финансовая грамотность в вооруженных силах Великобритании обеспечивается в рамках программы MoneyForce , проводимой Королевским Британским легионом совместно с Министерством обороны и Службой финансовых консультаций. [ 59 ]
Америка
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]В 2006 году канадские регуляторы ценных бумаг заказали два национальных опроса инвесторов. [ 60 ] [ 61 ] для оценки знаний и опыта людей в области инвестиций и мошенничества. Результаты обоих исследований показали, что необходимо лучше обучать и информировать инвесторов о рынках капитала и инвестиционном мошенничестве . Образование в этой области особенно важно, поскольку инвесторы берут на себя больше риска и ответственности за управление своими пенсионными сбережениями, а большая часть населения поколения бэби-бумеров вступает в пенсионный возраст по всей Северной Америке.
В 2005 году Комиссия по ценным бумагам Британской Колумбии (BCSC) профинансировала исследование Eron Mortgage Study. [ 62 ] Это было первое систематическое исследование единичного инвестиционного мошенничества , в котором приняли участие более 2200 инвесторов Eron Mortgage. Среди прочего, в отчете указывается, что инвесторы, приближающиеся к выходу на пенсию без достаточных ресурсов, и богатые мужчины среднего возраста уязвимы для инвестиционного мошенничества. В докладе говорится, что образование инвесторов станет еще более важным, когда поколение бэби-бумеров выйдет на пенсию.
В Канаде Месяц финансовой грамотности проводится в ноябре, чтобы побудить канадцев взять под контроль свое финансовое благополучие и инвестировать в свое финансовое будущее, изучая темы личных финансов. Канада также создала правительственную организацию, которая «продвигает финансовое образование и повышает осведомленность потребителей об их правах и обязанностях». [ 63 ] Агентство также «обеспечивает соблюдение финансовыми организациями, регулируемыми на федеральном уровне, мер по защите потребителей . [ 63 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В США национальная некоммерческая организация Jump$tart Coalition for Personal Financial Literacy представляет собой совокупность корпоративных, академических, некоммерческих и государственных организаций, которые работают в области финансового образования с 1995 года.
Другая национальная некоммерческая организация в США, Национальная ассоциация инвесторов (NAIC), с 1951 года сосредоточила свои усилия по повышению финансовой грамотности именно на инвестиционном образовании.
Министерство финансов США создало Управление финансового образования в 2002 году; и Конгресс США учредил Комиссию по финансовой грамотности и образованию в соответствии с Законом о финансовой грамотности и совершенствовании образования в 2003 году. Комиссия опубликовала свою Национальную стратегию по финансовой грамотности. [ 3 ] в 2006 году. [ 64 ]
Хотя многие организации поддерживают движение за финансовую грамотность, у них могут быть разные определения финансовой грамотности. В докладе Президентского консультативного совета по финансовой грамотности авторы призвали к выработке последовательного определения финансовой грамотности, на основании которого можно будет оценивать программы обучения финансовой грамотности. Они определили финансовую грамотность как «способность использовать знания и навыки для эффективного управления финансовыми ресурсами для обеспечения финансового благополучия на протяжении всей жизни». [ 65 ]
Совет по экономическому образованию (CEE) провел опрос штатов в 2009 году и обнаружил, что в 44 штатах в настоящее время имеется образование или рекомендации по личным финансам K-12. [ 66 ] Однако «только 17 штатов требуют от старшеклассников прохождения курса по личным финансам». [ 67 ]
Центр финансовой грамотности при колледже Шамплейн раз в два года проводит исследование требований к финансовой грамотности в старших классах штата по всей стране. Опрос 2017 года показал, что в Юте самые высокие требования штата в стране, в то время как на Аляске , в Делавэре , Вашингтоне , округе Колумбия , Гавайях , Род-Айленде и Южной Дакоте учащиеся полностью зависят от инициативы местного школьного совета. [ 68 ]
В июле 2010 года Конгресс США принял Закон Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей (Закон Додда-Франка), в соответствии с которым было создано Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB). Перед CFPB, среди прочего, было поручено продвигать финансовое образование через свою группу по взаимодействию и образованию потребителей. [ 69 ]
Бразилия
[ редактировать ]В период с 2018 по 2019 год были проведены опросы множества игроков бразильского финансового рынка. Среди них B3 (фондовая биржа) , ANBIMA, CVM и Ilumeo Institute. [ 70 ] После этих исследований Бразилия разработала планы действий – Национальную стратегию финансового образования (ENEF). [ 71 ]
См. также
[ редактировать ]- Финансовое углубление
- Финансовая этика
- Финансовая доступность
- Программа финансовой грамотности
- Месяц финансовой грамотности
- Финансовое регулирование
- Финансовая социальная работа
- Информационная грамотность
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB). 2015. Финансовое благополучие: цель финансового образования. https://www.consumerfinance.gov/data-research/research-reports/financial-well-being/ .
- ^ Лусарди А. и Митчелл О.С. (2017). Как обычные потребители принимают сложные экономические решения: финансовая грамотность и готовность к выходу на пенсию. Ежеквартальный финансовый журнал , 7 (03), 1750008.
- ^ Перейти обратно: а б Комиссия по финансовой грамотности и образованию (23 июня 2006 г.). «Взять на себя ответственность за будущее: Национальная стратегия финансовой грамотности» (PDF) . mymoney.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2010 года . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ «Образование финансовой грамотности в школах Онтарио» . edu.gov.on.ca. Министерство образования Онтарио . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Лусарди, А; Митчелл, О (2011). «Финансовая грамотность во всем мире: обзор» . Журнал пенсионной экономики и финансов . 10 (4): 497–508. дои : 10.3386/w17107 . ПМЦ 5445931 . ПМИД 28553190 .
- ^ «Международный портал финансового образования > Главная» . Financial-education.org .
- ^ «Финансовая грамотность – блог CQ Researcher» . cqresearcherblog.blogspot.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Определение финансовой грамотности, Национальный совет финансовых педагогов» .
- ^ Ноктор М., Стони С. и Стрэдлинг Р. (1992). Финансовая грамотность: обсуждение концепций и компетенций финансовой грамотности и возможностей ее внедрения в обучение молодежи. Национальный фонд образовательных исследований .
- ^ Ким, Дж. (2001). Финансовые знания, субъективное и объективное финансовое благополучие. Ежегодник интересов потребителей, 47: 1-3.
- ^ Сервон, Ж.Дж., и Кестнер, Р. (2008). Финансовая грамотность потребителей и влияние онлайн-банкинга на финансовое поведение клиентов банков с низкими доходами. Журнал по делам потребителей , 42 (2), 271-305.
- ^ Грамотность, Комиссия по образованию UF, 2007 г., «Взять на себя ответственность за будущее: Национальная стратегия финансовой грамотности».
- ^ «Факторы, влияющие на финансовую грамотность лиц с ограниченным знанием английского языка, отчет комитетам Конгресса, Счетная палата правительства США» .
- ^ «Национальная стратегия США по финансовой грамотности 2020» .
- ^ «Система финансовой грамотности PISA 2018» .
- ^ Перейти обратно: а б Лусарди А. и Митчелл О.С. (2014). Экономическое значение финансовой грамотности: теория и доказательства. Американский экономический журнал: Журнал экономической литературы , 52 (1), 5-44.
- ^ Олгуд, С., и Уолстад, ВБ (2016). Влияние воспринимаемой и фактической финансовой грамотности на финансовое поведение. Экономическое расследование , 54 (1), 675-697.
- ^ Гастингс, Дж. С., Мадриан, Британская Колумбия, и Скиммихорн, WL (2013). Финансовая грамотность, финансовое образование и экономические результаты. Анну. Преподобный экон. , 5 (1), 347-373.
- ^ Тан, Н., и Бейкер, А. (2016). Самооценка, финансовые знания и финансовое поведение. Журнал экономической психологии , 54 , 164–176.
- ^ Лусарди А. и Митчелл О.С. (2011). Финансовая грамотность в мире: обзор. Журнал пенсионной экономики и финансов , 10 (4), 497–508.
- ^ Артур, Крис (2012). Артур, Крис (ред.). Образование финансовой грамотности: неолиберализм, потребитель и гражданин . Будущее образования: переосмысление теории и практики. Том. 53. Роттердам; Бостон: Издательство Sense. дои : 10.1007/978-94-6091-918-3 . ISBN 9789460919183 . ОСЛК 811002204 .
- ^ Пинто, Лаура Элизабет; Коулсон, Элизабет (20 декабря 2011 г.). «Социальная справедливость и гендерная политика образования финансовой грамотности» . Журнал Канадской ассоциации исследований учебных программ . 9 (2): 54–85. дои : 10.25071/1916-4467.34299 . S2CID 142083988 . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Люси, Томас А; Лэйни, Джеймс Д. (2012). Переосмысление финансовой грамотности: изучение ценности социальной валюты . Шарлотта, Северная Каролина: Издательство Information Age . ISBN 9781617357190 . OCLC 766607825 .
- ^ Уильямс, Тони (апрель 2007 г.). «Расширение прав и возможностей кого и для чего? Образование в области финансовой грамотности и новое регулирование потребительских финансовых услуг» (PDF) . Закон и политика . 29 (2): 226–256. дои : 10.1111/j.1467-9930.2007.00254.x . S2CID 154549406 . ССНР 972551 .
- ^ Пинто, Лаура Элизабет (2013). «Когда политика превосходит доказательства: повествования об образовании финансовой грамотности после мирового финансового кризиса». Журнал образовательной политики . 28 (1): 95–120. дои : 10.1080/02680939.2012.690163 . S2CID 153428102 .
- ^ Хюттен, Мориц; Мать, Дэниел; Розенхек, Зеев; Тиманн, Матиас (2018). «Критическая финансовая грамотность: повестка дня» . Международный журнал плюрализма и экономического образования . 9 (3): 274–291. дои : 10.1504/IJPEE.2018.093405 .
- ^ «Журнал финансовой грамотности и благополучия» . Журнал финансовой грамотности и благополучия . Кембриджское ядро . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ ЯТБАЗ, А., и Чатиккаш, О. (2019). Бухгалтерская и финансовая грамотность: сравнительное исследование. Журнал бухгалтерского учета и финансов, специальный выпуск за август 2019 г. , 161–170.
- ^ Вейль, Роман Л. (май 2004 г.). «Аудиторские комитеты не могут добавить» . Harvard Business Review (интервью). Беседовал Гардинер Морс. Бостон, Массачусетс: Гарвардское бизнес-издательство . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Комитеты, Комитет «Голубая лента» по повышению эффективности корпоративного аудита (1999 г.). «Отчет и рекомендации комитета «Голубая лента» по повышению эффективности комитетов корпоративного аудита» . Бизнес-юрист . 54 (3): 1067–1095. JSTOR 40687877 . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Чунг, Ю., Чаттерджи, С., и Пак, Тай (2023). Цифровая финансовая грамотность и финансовое благополучие. Письма о финансовых исследованиях, 58, 104438. https://doi.org/10.1016/j.frl.2023.104438 .
- ^ ОЭСР. (2018). Руководство G20/OECD INFE по политике в области цифровизации и финансовой грамотности. Париж, Франция: Издательство ОЭСР.
- ^ Перейти обратно: а б «Хеклингер, Ричард Э., заместитель генерального секретаря ОЭСР, выступает 9 января 2006 года в Институте Смита, Лондон» . Новый государственный деятель . 5 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2006 г.
- ^ Кларк, Роберт (2014). «Могут ли простые информационные подталкивания повысить участие сотрудников в плане 401 (k)?». Южный экономический журнал . 80 (3): 677–701. CiteSeerX 10.1.1.681.2621 . дои : 10.4284/0038-4038-2012.199 . S2CID 155064531 — через Business Source Complete.
- ^ «Шон Коул и Гаури Картини Шастри, Если вы такие умные, почему вы не богатые? Влияние образования, финансовой грамотности и когнитивных способностей на участие в финансовом рынке (ноябрь 2008 г.)» (PDF) . afi.es .
- ^ Уиллис, Лорен Э. (28 февраля 2008 г.). «Факты и идеология оценки эффективности образования финансовой грамотности». ССРН . ССРН 1098270 .
- ^ Перейти обратно: а б Энхболд, Энерелт (2016). Телевизионная драма способствует развитию финансового образования в Монголии . Блог АБР
- ^ «Индийские женщины превосходят китайцев по финансовой грамотности» . Таймс оф Индия . 1 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 21 июля 2012 г.
- ^ «О Национальной стратегии финансовой грамотности» . www.financialliteracy.gov.au . Архивировано из оригинала 14 марта 2011 г.
- ^ «Обучение: комплексная программа по развитию потребительских и финансовых способностей молодых австралийцев» . Moneysmart.gov.au . 2018-10-30.
- ^ «Знай риск» . anziif.com . АНЗИИФ.
- ^ Перейти обратно: а б «Финансовое планирование: сделайте финансовую грамотность частью школьного обучения» . ДНК Индии . 07.01.2019 . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ «SEBI хочет, чтобы правительство переосмыслило представительство RBI в совете директоров» . Маниконтроль . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ «Сельскохозяйственная реформа: как повысить доходы фермеров – расшифровка здесь» . Финансовый экспресс . 18 декабря 2018 г. Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Студенты получат уроки по карте PAN, ИТ-отчеты и многое другое | Новости Индора» . Таймс оф Индия . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Саудовская газета (6 сентября 2012 г.). «SEDCO запускает программу финансовой грамотности Рияли» . Саудовская газета. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г. Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ «Центр финансовой грамотности Citi-NIE для учителей» . finlit.nie.edu.sg . Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г.
- ^ «Сингапурский политехнический институт финансовой грамотности MoneySENSE» . finlit.sg .
- ^ Читальный зал. «МаниСЕНС» . www.moneysense.gov.sg .
- ^ «Дом – Сингапурский политехнический институт» . sp.edu.sg.
- ^ Finances.gouv.fr (20 декабря 2016 г.). «Национальный комитет финансового образования: национальная стратегия финансового образования для всех французов» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «Экономическое и финансовое образование» . Банк де Франс . 09.12.2016 . Проверено 05 марта 2021 г.
- ^ «Партнеры | Ситеко» . citeco.fr . Проверено 05 марта 2021 г.
- ^ О FSMA , получено 17 августа 2016 г.
- ^ «Финансовая грамотность и пенсионное планирование в Швейцарии» (PDF) . gflec.org .
- ^ Браун, М.; Хенчоз, К.; Спайчер, Т. (2018). «Культура и финансовая грамотность: данные о языковой границе внутри страны» . Журнал экономического поведения и организации . 150 : 62–85. дои : 10.1016/j.jebo.2018.03.011 .
- ^ "Веб-страница Iconomix", Швейцарский национальный банк
- ^ Перейти обратно: а б с «Финансовые возможности Великобритании: обеспечение перемен», Управление финансовых услуг, 2006 г., стр. 1. Архивировано 20 января 2017 г. в Wayback Machine. ISBN 1-84518-418-1
- ^ «МаниФорс» . РБЛ. 12 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ Канадские администраторы ценных бумаг и Innovative Research Group, Inc. (24 октября 2006 г.). «Индекс инвесторов CSA» (PDF) . csa-acvm.ca . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2007 года.
- ^ Канадские администраторы ценных бумаг и Innovative Research Group, Inc. (25 сентября 2007 г.). «Исследование CSA Investor, 2007 г.: понимание социальных последствий инвестиционного мошенничества» (PDF) . bcsc.bc.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2010 г.
- ^ Исследование Eron Mortgage Study , Нил Бойд, профессор и заместитель директора Школы криминологии Университета Саймона Фрейзера, 31 марта 2005 г. [1]
- ^ Перейти обратно: а б «Агентство финансовых потребителей Канады» . Канада.CA . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ «Комиссия по финансовой грамотности и образованию | Министерство финансов США» . home.treasury.gov . Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Консультативный совет при Президенте по финансовой грамотности (январь 2009 г.). «Годовой отчет Президенту за 2008 год» (PDF) . ustreas.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2010 г.
- ^ «Национальный фонд финансового образования» . НЕФЕ. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г. Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Фолджер, Джин (30 апреля 2013 г.). «Обучение финансовой грамотности подростков» . www.investopedia.com .
- ^ «Достигает ли ваш штат оценок: Национальный табель успеваемости за 2017 год об усилиях штата по повышению финансовой грамотности в средних школах» . Центр финансовой грамотности . Шамплейнский колледж. 12 декабря 2017 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ «О нас > Бюро финансовой защиты потребителей» . Consumerfinance.gov. 13 августа 2013 г. Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ «Проблемы финансового образования в Бразилии» . Середина. 04 февраля 2020 г. Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ «ENEF Бразилия – Национальная стратегия финансового образования» . ЭНЕФ . Проверено 6 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апреа, Кармела; Вуттке, Эвелин; Брейер, Клаус; Ко, Ной Кенг; Дэвис, Питер; Граймель-Фурманн, Беттина; Лопус, Джейн С., ред. (2016). Международный справочник по финансовой грамотности . Сингапур: Springer Verlag . дои : 10.1007/978-981-10-0360-8 . ISBN 9789811003585 . OCLC 948244069 . S2CID 156684296 .
- Артур, Крис (2019). «Финансовая грамотность и образование в области предпринимательства: этика для капитала или другого?» . В Солтмане, Кеннет Дж.; Минс, Александр Дж. (ред.). Справочник Wiley по глобальной реформе образования . Справочники Wiley по образованию. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл . стр. 435–465. дои : 10.1002/9781119082316.ch21 . ISBN 9781119083078 . OCLC 1048657132 . S2CID 158742324 .
- Биркенмайер, Джули; Шерраден, Маргарет С.; Керли, Джами, ред. (2013). Финансовые возможности и развитие активов: исследования, образование, политика и практика . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780199755950.001.0001 . ISBN 9780199755950 . OCLC 806221695 .
- Брайант, Джон Хоуп (2013). «Экономический рост и устойчивость, основанные на финансовой грамотности» . В Мадхаване — Гурупрасад; Окли, Барбара ; Грин, Дэвид; Кун, Дэвид; Лоу, Пенни (ред.). Практика устойчивого развития . Нью-Йорк: Springer-Verlag . стр. 95–99 . дои : 10.1007/978-1-4614-4349-0_19 . ISBN 9781461443483 . ОСЛК 793571943 .
- Чунг, Ёнджу; Чаттерджи, Суорн; Пак, Тэ Ён. (2023). «Цифровая финансовая грамотность и финансовое благополучие» . Письма о финансовых исследованиях . 58 (Б): 1–7. дои : 10.1016/j.frl.2023.104438 . HDL : 10419/276210 .
- Дворски, Лоуренс Н. (2009). Понимание математики личных финансов: введение в финансовую грамотность . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . дои : 10.1002/9780470538395 . ISBN 9780470497807 . OCLC 318971496 .
- Федеральный резервный банк Сан-Франциско (август 2009 г.). « Инвестиции в сообщество , том 21, выпуск 2: Финансовое образование» . frbsf.org . Архивировано из оригинала 09.12.2019 . Проверено 4 октября 2019 г.
- Митчелл, Оливия С .; Лусарди, Аннамария , ред. (2011). Финансовая грамотность: последствия для пенсионного обеспечения и финансового рынка . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780199696819.001.0001 . ISBN 9780199696819 . OCLC 727704973 .
- Организация экономического сотрудничества и развития (2005 г.). Повышение финансовой грамотности: анализ проблем и политики . Париж: ОЭСР . дои : 10.1787/9789264012578-en . ISBN 9789264012561 . OCLC 62777366 .
- Уиллис, Лорен Э. (2012). «Финансовое образование: невыученные уроки и извлеченные уроки» . В Боди, Цви; Сигел, Лоуренс Б.; Стэнтон, Лиза (ред.). Инвестирование жизненного цикла: финансовое образование и защита потребителей . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Исследовательский фонд Института CFA . стр. 125–138. ISBN 9781934667521 .
- Уиллис, Лорен Э. (зима 2017 г.). «Финансово-информированные граждане, гражданско-информированные финансы: эссе, посвященное Международному справочнику по финансовой грамотности » . Журнал социального образования . 16 (4): 16–27. дои : 10.4119/jsse-848 .
- Сяо, Цзин Цзянь, изд. (2016) [2008]. Справочник по исследованиям потребительского финансирования (2-е изд.). Чам: Спрингер-Верлаг . дои : 10.1007/978-3-319-28887-1 . ISBN 9783319288857 . OCLC 932096049 .