Митсубиси СпейсДжет
СпейсДжет | |
---|---|
JA21MJ, первый самолет такого типа. | |
Роль | Региональный самолет |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Дизайнер | Мицубиси Эйркрафт Корпорейшн |
Первый полет | 11 ноября 2015 г. |
Статус | Отменено [ 1 ] |
Количество построенных | 7 испытательных самолетов MRJ90 1 испытательный самолет MRJ70 [ 2 ] |
Mitsubishi SpaceJet ( по-японски : Mitsubishi SpaceJet , первоначально называвшийся Mitsubishi Regional Jet ) — проект регионального реактивного самолета японской компании Mitsubishi Aircraft Corporation (MAC), дочерней компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI). MHI впервые анонсировала эту концепцию в июне 2007 года, а затем планировала провести сертификацию в 2012 году как первый японский авиалайнер после NAMC YS-11 1962 года . После задержки разработки первый полет MRJ90 состоялся 11 ноября 2015 года. Компания Mitsubishi провела ребрендинг программы Mitsubishi Regional Jet ( MRJ , японский: Mitsubishi Regional Jet ) в SpaceJet . Поскольку летные испытания заняли больше времени, чем ожидалось, запланированный ввод в эксплуатацию был отложен до тех пор, пока разработка не была сначала приостановлена в октябре 2020 года, а затем полностью отменена в феврале 2023 года.
Планер с был выполнен в основном из алюминия оперением из композитного углеродного волокна . Двухдвигательный низкоплан был оснащен подкрыльевыми двигателями Pratt & Whitney PW1000G и был первой программой, в которой был выбран турбовентиляторный двигатель с редуктором. M90 (первоначально называвшийся MRJ90) должен был вмещать от 86 до 96 пассажиров, а меньший MRJ70 — от 70 до 80 пассажиров. На смену MRJ70 пришел SpaceJet M100, удлиненный на 1,1 м (3 фута 7 дюймов), чтобы лучше соответствовать условиям США на 76 мест с местами премиум-класса. Он был сопоставим с семейством Embraer E-Jet E2 .
Разработка
[ редактировать ]Запуск
[ редактировать ]В 2003 году японское правительство начало пятилетнюю исследовательскую программу стоимостью 50 миллиардов йен (420 миллионов долларов США) по изучению местного регионального самолета на 30–90 пассажиров, возглавляемую Mitsubishi Heavy Industries (MHI). [ 3 ]
В 2004 году MHI сосредоточилась на четырехместном салоне высотой 2,8 м и шириной 2,8 м , вмещающем от 30 до 50 пассажиров, и надеялась запустить прототип в 2007 году и поставить первый самолет в 2010 году. [ 4 ]
В 2005 году он перешел на более крупную категорию на 70–90 мест. [ 5 ]
MHI представила свою концепцию на Парижском авиасалоне в июне 2007 года, продемонстрировав полномасштабный макет салона и стремясь стать первым региональным самолетом с полностью композитным планером. Сертификация была запланирована на 2012 год. [ 6 ] Mitsubishi официально предложила авиакомпаниям MRJ в октябре 2007 года – первый японский авиалайнер после NAMC YS-11 , производство которого было прекращено в 1974 году – после того, как он стал первым авиастроителем, выбравшим турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney PW1000G с редуктором, обеспечивающий снижение удельной тяги на 12%. потребление , рассчитанное на тягу 15 000 фунтов силы (67 кН) на 70-80-местных MRJ70 и 17 000 фунтов (75,7 кН) на MRJ90 от 86 до 96 мест, что предполагает стоимость разработки в 150 миллиардов йен (1,275 миллиарда долларов США). [ 7 ] NAMC YS-11 1960-х годов выпускался в убыток. [ 8 ]
MHI официально запустила программу Mitsubishi Regional Jet 28 марта 2008 года, заказав у All Nippon Airways 25 самолетов (15 твердых, 10 дополнительных) с намерением ввести их в эксплуатацию в 2013 году. [ 9 ] Mitsubishi нацелилась на долю 20% от прогнозируемых продаж 5000 автомобилей на 70–90 мест в течение 20 лет. Летные испытания были запланированы на конец 2011 года, и программе стоимостью 1,9 миллиарда долларов потребовалось бы 300-400 продаж, чтобы окупить ее стоимость. [ 10 ] Mitsubishi Aircraft Corporation (MAC) — это партнерство между основным владельцем Mitsubishi Heavy Industries и миноритарным владельцем Toyota Motor Corporation. [ 11 ] при проектировании со стороны Subaru Corporation , которая сама уже является производителем аэрокосмической продукции.
Дизайн
[ редактировать ]В сентябре 2009 года компания Mitsubishi представила значительные изменения в конструкции, используя алюминий вместо композитов из углеродного волокна самолета для крыльев и кессона ; Остальные составные части составят 10-15% планера : хвостовое оперение. [ 12 ] Высота кабины была увеличена на 1,5 дюйма (4 см) до 80,5 дюйма (204 см), а высота фюзеляжа увеличилась до 116,5 дюйма (296 см), что сделало кабину более круглой, шире и выше, чем у конкурентов. [ 12 ] Программа была отложена на шесть месяцев, окончательный проект был заморожен в середине 2010 года, первый полет отложен на второй квартал 2012 года, а поставки - на начало 2014 года. [ 12 ] [ 13 ] технического обслуживания Ожидалось, что интервалы составят 750 летных часов на проверку A и 7500 летных часов на проверку C. [ 14 ]
100-местный удлиненный MRJ100 изучался в марте 2011 года. [ 15 ] По состоянию на июнь 2015 г. [update] он все еще находился на стадии оценки. [ 16 ]
MRJ90 Поскольку максимальная взлетная масса в 39,6 т превышала оговорку о грузоподъемности региональных перевозчиков США в 39 т, SkyWest и Trans States Holdings могли конвертировать свои заказы на MRJ90 на 100 и 50 самолетов соответственно на MRJ70 короче на 1,4 м: 67% из 223 заказы фирмы MRJ90. Однако MRJ70 должен был вместить только 69 мест в двух классах и достичь предельного количества мест в 76 мест только во всех эконом-классах: Mitsubishi хотела увеличить количество сидячих мест в фюзеляже, чтобы конкурировать с совместимыми в настоящее время Embraer E-175 и Bombardier CRJ900 . [ 17 ] Компания Mitsubishi работала над трехклассной 76-местной конструкцией с большим количеством сидений премиум-класса, чем у MRJ70, но все еще в пределах предусмотренной статьей максимальной взлетной массы 86 000 фунтов (39 т), которая будет представлена на Парижском авиасалоне в июне 2019 года . [ 18 ] Переработанный MRJ70 должен был называться Space Jet M100 и должен был получить сертификат типа в 2022 году. Mitsubishi предполагала производство в США. [ 19 ] Ожидается, что к моменту запланированного на 2020 год дебюта SpaceJet M90 стоимость программы достигнет 800 миллиардов йен. [ 20 ]
Сборка
[ редактировать ]15 сентября 2010 года Mitsubishi Aircraft Corporation объявила, что вступила в стадию производственных чертежей и приступила к производственному процессу. [ 21 ] Сборка первого самолета началась в апреле 2011 года со строительства аварийного выхода из кабины. [ 22 ] К декабрю 2012 года поставка MRJ90 была запланирована на 2017 год. [ 23 ]
Новый завод по производству самолетов был построен в аэропорту Комаки в Нагое , Япония , на земле, купленной у правительства общей стоимостью 60 миллиардов иен. [ 24 ] В 2015 году выпуск MRJ состоялся в Комаки, который ранее был площадкой для разработки истребителя Mitsubishi A6M Zero . [ 25 ] В начале 2013 года Pratt & Whitney отложила сертификацию PW1200G до «второй половины» 2014 года. [ 23 ] В июне 2013 года компания Mitsubishi объявила, что создаст в Иллинойсе центр контроля качества для поставок компонентов MRJ из США. [ 26 ] [ 27 ] В августе 2013 года Mitsubishi объявила о третьей отсрочке программы и о том, что первый полет состоится во втором квартале 2015 года, а не в конце 2013 года, а первая поставка стартовому заказчику ANA состоится во втором квартале 2017 года. вместо 2015 года из-за проблем с поставкой запчастей, включая двигатели Pratt & Whitney. [ 28 ] 7 сентября 2013 года был выставлен прототип левого крыла и четыре алюминиевые секции (носовая часть фюзеляжа, передняя средняя часть фюзеляжа, задняя часть средней части фюзеляжа и задняя часть фюзеляжа), которые должны быть собраны в октябре 2013 года. [ 29 ] Компания Mitsubishi наняла иностранных экспертов для помощи в отношениях с поставщиками, проведении наземных и летных испытаний и сертификации. [ 30 ]
Фотографии первого полностью собранного MRJ90 были доступны 26 июня 2014 года. [ 31 ] Официальное внедрение произошло 18 октября 2014 года. [ 32 ] MHI использовала новые методы производства, такие как встроенные стрингеры крыла , необычно жесткие допуски , дробеструйную обработку изогнутых поверхностей и вакуумное трансферное формование смолы , направленные на повышение качества и, таким образом, снижение затрат на исправление дефектов и сохранение конкурентоспособности цен. [ 33 ]
Тестирование
[ редактировать ]Первый полет MRJ90 состоялся 11 ноября 2015 года. [ 34 ] [ 35 ] 24 декабря Mitsubishi объявила об отсрочке поставки первой модели MRJ на один год до середины 2018 года. [ 36 ] Задержку объяснили недостаточной прочностью крыла и изменением конструкции шасси для повышения безопасности. [ 37 ]
Большая часть летных испытаний MRJ90 проходила в Мозес-Лейк, штат Вашингтон , в международном аэропорту округа Грант из-за переполненного воздушного пространства Японии, что вызвало трудности с планированием. [ 38 ] Статические испытания на прочность были завершены 1 ноября 2016 года и подтвердили, что планер выдерживает нагрузку, в 1,5 раза превышающую максимальную. [ 39 ]
В январе 2017 года было объявлено о новой двухлетней отсрочке, в результате чего ожидаемая первая поставка была перенесена на середину 2020 года. [ 40 ] Это произошло в результате перемещения отсека авионики и жгутов проводки, а в марте программа летной сертификации была увеличена с 2500 до 3000 часов налета. [ 41 ] Четыре из пяти задержек были вызваны, по крайней мере частично, неспособностью документировать работу по сертификации или аналогичными сбоями. В результате стоимость разработки выросла до 350 миллиардов иен (3,17 миллиарда долларов США), а это означает, что проект, возможно, никогда не сможет полностью окупить свои затраты. [ 42 ] Первоначально компания Mitsubishi планировала использовать пять самолетов для летных испытаний и два самолета для наземных испытаний, но после введения двухлетней задержки до середины 2020 года также потребуется один или два дополнительных самолета. [ 43 ]
26 апреля 2017 года пятый MRJ был полностью укомплектован в ливрее ANA , без только двигателей и носового обтекателя, у самолетов номер шесть и семь фюзеляж и крылья были соединены без хвостового оперения, а восьмой, первый MRJ70, находился на сборочной линии. старте ; Компания Mitsubishi планировала производить одновременно 12 самолетов: на первой станции стыкуются секции фюзеляжа, на второй - крепление шасси , крыльев и горизонтальных стабилизаторов , на третьей - сборка основных узлов, на четвертой - дооборудование и наземные испытания в пятая станция, затем готовый самолет переходит к покраске . [ 43 ] Инженерные консультанты из Сиэтла Aerotec LLC увидели проблемы с авионикой и сертификацией ее проводки: повреждение могло привести к отказу в одной точке из-за пожара водой , затопления из-за разрыва ватерлинии или из-за проникновения части в результате взрыва двигателя . Это потребовало изменения оборудования в отсеках, которое теперь заморожено, но систему межсоединений электропроводки пришлось переконфигурировать с помощью нанятого специалиста Latecoere . К июню 2017 года было проведено 940 часов летных испытаний, и четыре прототипа выше 98% имели готовность . [ 44 ] 21 августа FTA-2 загорелся в 170 км (92 морских миль) к западу от международного аэропорта Портленд, где он приземлился; В PW1200G было подтверждено частичное повреждение , и испытательный парк был остановлен до выяснения причины. [ 45 ] Летные испытания возобновились 6 сентября. [ 46 ]
К декабрю 2017 года испытательная кампания MRJ была завершена наполовину: налет составил 1500 часов, и менее 1% было отменено из-за технических проблем. Темпы ускорялись благодаря испытаниям, начатым до модернизации отсека авионики в январе 2017 года: специальные испытания на взлетно-посадочной полосе, испытания в экстремальных условиях и испытания на большой высоте, которые должны были завершиться в 2018 году. Во втором полугодии к кампании должен был присоединиться еще один летно-испытательный самолет, включающий модернизированную конструкцию. В 2018 году основное внимание уделялось испытаниям электропроводки, например воздействию молний и радиочастот высокой интенсивности. [ 47 ] Ожидается, что еще два самолета (10007 и 10010), недавно окрашенные в белый цвет и находящиеся на стадии структурной сборки в декабре, присоединятся к кампании летных испытаний ближе к концу 2018 года. [ 48 ] В конце года срок, установленный на середину 2020 года, казался труднодостижимым. [ 49 ]
В январе 2018 года перестановка отсека авионики и перенаправление проводки были почти завершены, чтобы обеспечить устойчивость к экстремальным событиям, таким как взрывы бомб или попадание воды под пол. [ 50 ] Модернизация и наземные испытания были проведены на четырех летных испытательных самолетах с февраля по март в Мозес-Лейк, перед летными испытаниями на естественное обледенение , авионику и автопилот , характеристики, устойчивость и управляемость. [ 51 ]
К апрелю 2018 года испытательный парк налетал 1900 часов. [ 52 ] В мае 2018 года парк летных испытаний достиг 2000 часов, и, поскольку большая часть диапазона полетов была изучена, следующий триместр перешел к характеристикам взлетно-посадочной полосы: взлет , посадка и минимальные скорости управления . [ 53 ] По состоянию на май испытательные самолеты MRJ70 (номер 8 и 9) находились на окончательной сборке и должны были быть поставлены к концу 2021 года, через год после внедрения MRJ90. [ 17 ] MRJ в ливрее All Nippon Airways был представлен на июльском авиашоу в Фарнборо наряду с появлением аналогичного Embraer 190 E2 и более крупного Airbus A220 . [ 54 ]
В октябре 2018 года Bombardier подала в суд на Mitsubishi в Сиэтле, утверждая, что ее бывшие сотрудники украли коммерческую тайну , чтобы помочь в сертификации в США. [ 55 ] К тому времени четыре прототипа MRJ90 наработали 2400 часов, сертификация должна была состояться в конце 2019 или начале 2020 года, а первая поставка — в середине 2020 года, тогда как меньший MRJ70 должен был быть представлен в 2022 году. [ 56 ] После того, как программа MRJ потеряла 47,2 млрд иен за шесть месяцев до 30 сентября 2018 года в дополнение к дефициту в 110 млрд иен, Mitsubishi Heavy Industries вложила 220 млрд иен (1,94 млрд долларов США) в Mitsubishi Aircraft, увеличив свою долю с 64% до 86,7% и капитал с От 100 до 270 миллиардов йен. [ 57 ] Компания Mitsubishi хотела отклонить обвинения Bombardier и ожидала, что дело будет рассмотрено в Окружном суде США Сиэтла 11 января 2019 года. [ 58 ] К декабрю 2018 года Бюро гражданской авиации Японии выдало разрешение на проверку типа, что позволило в начале 2019 года начать сертификационные летные испытания четырех самолетов MRJ90 в Мозес-Лейк. [ 59 ]
В апреле 2019 года федеральный судья отклонил иски Bombardier против Mitsubishi. Это веское дело, но неудовлетворительное, поскольку не было доказательств того, что Mitsubishi знала об этих секретах. [ 60 ] К тому времени программа отработала 2600 часов полета и проходила испытания при боковом ветре и климате, а к лету ожидалось появление еще двух MRJ90. [ 61 ]
24 июня 2019 года Bombardier и Mitsubishi объявили, что Mitsubishi приобретет программу CRJ у Bombardier за 550 миллионов долларов США и возьмет на себя обязательства в размере 200 миллионов долларов США. По условиям сделки Mitsubishi приобретет деятельность по техническому обслуживанию, поддержке, ремонту, маркетингу и продажам самолетов серии CRJ, включая пункты сети поддержки в Монреале, Квебек , и Торонто, Онтарио , а также сервисные центры, расположенные в Бриджпорте, Западная Вирджиния . и Тусон, Аризона , а также сертификаты типа. [ 62 ]
Ребрендинг
[ редактировать ]В июне 2019 года Mitsubishi переименовала программу MRJ в SpaceJet. MRJ90 был переименован в SpaceJet M90, и был анонсирован 76-местный вариант, специально разработанный для соответствия требованиям США , который будет известен как SpaceJet M100. Эта версия была бы на 1,1 м (3 фута 7 дюймов) длиннее, чем заброшенный MRJ70, но на 1,3 м (4 фута 3 дюйма) короче, чем M90. [ 63 ]
E175-E2 тяжелее нынешнего, соответствующего требованиям E175, с его более крупными двигателями GTF, а также длиннее (на одну раму) и шире (на 2,3 м (7 футов 7 дюймов)): когда его кабина заполнена, он может заправить только 4 т (8800 фунтов) топлива в пределах максимальной взлетной массы 86 000 фунтов (39 т), что ограничивает его дальность полета до 950 миль. (1760 км). По сравнению с E175-E2, кабина M100 более плотно вмещает 76 сидений, а ее крыло легче, имеет на 3,2 м (10 футов) меньший размах и крылышки меньшего размера, чем у MRJ90, что дает ему на 50% больше топлива, чем у E175-E2. E175-E2 с максимальной взлетной массой на дальность полета 1500 миль (2800 км) с 76 пассажирами. Без ограничений, предусмотренных в пункте объема, самолет M100 с взлетной массой 42 т (93 000 фунтов) мог пролететь 1910 морских миль (3540 км) с 84 пассажирами. [ 64 ] Модернизация M100 отодвинула запланированный ввод в эксплуатацию на 2023 год, на год позже, чем MRJ70, в то время как M90 должен был превратиться в M200. [ 65 ]
Фюзеляж на 2 фута (0,61 м) длиннее и может вместить 88 человек в одноклассном варианте, а при длине 91 фута (28 м) размах крыла становится на 4 фута (1,2 м) короче с измененной скошенной законцовкой крыла. Более короткий пролет позволит осуществлять полеты в аэропорту округа Аспен/Питкин в Колорадо , популярном туристическом направлении; CRJ700 был последним серийным самолетом, имевшим такую возможность. M90 в своей окончательной конфигурации впервые поднялся в воздух 18 марта 2020 года, а затем присоединился к остальной части испытательного парка в Мозес-Лейк. [ 66 ]
Прекращение действия
[ редактировать ]В мае 2020 года компания Mitsubishi вдвое сократила бюджет программы SpaceJet на год, заканчивающийся 31 марта 2021 года. Компания подтвердила свою приверженность базовой версии M90, но намеревалась пересмотреть M100 в свете воздействия пандемии COVID-19 на авиационную отрасль. . [ 67 ] Все работы по SpaceJet за пределами Японии, включая летные испытания М90 на Мозес-Лейк, были репатриированы в штаб-квартиру компании в Нагое. [ 68 ] В октябре 2020 года Mitsubishi объявила о дальнейшем сокращении бюджета и «временной приостановке» большинства видов деятельности SpaceJet, кроме документации по сертификации типа, на время оценки «возможного перезапуска программы». [ 69 ] [ 70 ]
Однако в апреле 2021 года компания Mitsubishi Aircraft сократила 95% своих сотрудников, оставив 150 сотрудников, а бюджет программы SpaceJet был сокращен вдвое к 2020 году с 370 миллиардов иен на 2018 финансовый год и должен был быть сокращен до 20 миллиардов иен (194 миллиона долларов). с 2021 финансового года. [ 71 ] В октябре 2021 года производитель подтвердил Федеральному управлению гражданской авиации , что не планирует возобновлять разработку и производство SpaceJet в обозримом будущем. [ 72 ] [ нужен лучший источник ]
третий построенный прототип MRJ, ранее зарегистрированный как JA23MJ 17 апреля 2022 года был демонтирован . [ 73 ]
6 февраля 2023 года компания Mitsubishi Heavy Industries полностью прекратила проект Spacejet, заявив о неопределенности размера регионального рынка реактивных самолетов, и объявила о планах распустить свою дочернюю компанию Mitsubishi Aircraft Corporation . [ 74 ] [ 75 ] Объявление было сделано вместе с финансовым отчетом Mitsubishi, хотя компания заявила, что это решение не повредит ее прибыли. [ нужна ссылка ]
8 марта 2023 года был демонтирован второй прототип Spacejet, зарегистрированный как JA21MJ. [ 76 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | М90 | М100 | |
---|---|---|---|
Одиночный класс | 88Y с шагом 31 дюйм | 84Y при шаге 31 дюйм | |
Смешанный класс | 81 (9J@36" + 72Y@30") [ 78 ] | 76 (12J+12W+52Y) [ 64 ] | |
Груз | 18,2 м³ / 644 фута³ | 13,6 м³ / 481 фут³ | |
Каюта | 2,02 м / 6 футов 8 дюймов в высоту × 2,76 м / 9 футов 1 дюйм в ширину | ||
Длина | 35,8 м / 117 футов 5 дюймов [ 78 ] | 34,5 м / 113,2 фута | |
Размах крыльев | 29,2 м / 95 футов 10 дюймов | 27,8 м / 91,3 фута | |
хвоста Высота | 10,4 м / 34 фута 2 дюйма | 10,3 м / 33,9 футов | |
МВВ | 42,8 т / 94 358 фунтов | 42,0 т / 92 594 фунта [ а ] | |
ОЙ | 26000 кг (57320 фунтов) [ 79 ] | ||
Запас топлива | 12 100 л / 3 200 галлонов США / 21 344 фунта / 9 680 кг | ||
Двигатели (2x) | Пратт и Уитни PW1200G | ||
Диаметр вентилятора | 56 дюймов (142 см) [ 80 ] | ||
двигателя Тяга (2x) | 78,2 кН / 17 600 фунтов силы | ||
Диапазон [ б ] | 3770 км / 2040 миль | 3540 км / 1910 миль [ а ] | |
ММо | 0,78 Маха (447 узлов; 829 км / ч) | ||
Потолок | 11 900 м / 39 000 футов | ||
Взлет (MTOW, SL, ISA) | 1740 м / 5710 футов | 1760 м / 5770 футов [ а ] | |
Посадка (MLW, сухая) | 1480 м / 4860 футов | 1550 м / 5090 футов |
- ^ Jump up to: а б с Ограничение по условиям США: взлетная масса 39 т / 86 000 фунтов, дальность полета 1500 миль (2800 км) с 76 пассажирами, взлетная высота 1550 м / 5090 футов.
- ^ 102 кг / 225 фунтов на человека, ISA, безветренно, LRC, альтернативный вариант 100 морских миль
Клиенты
[ редактировать ]История заказов
[ редактировать ]В 2008 году All Nippon Airways стала первым клиентом, заказавшим 15 самолетов MRJ 90 и опционом еще на 10. [ 81 ]
В марте 2008 г. и снова в октябре 2008 г. Sankei Shimbun и Fuji Sankei Business I сообщили, что правительство Японии купит десять самолетов MRJ, которые будут служить в качестве ближнемагистральных и небольших VIP-транспортных средств в дополнение к существующим Air Force One Boeing 747 японским самолетам . . [ 82 ] [ 83 ] Сообщается, что по состоянию на июль 2013 года правительство все еще рассматривало этот вариант, при этом MRJ, возможно, дополнят тогдашний новый Boeing 777 на внутренних и ближнемагистральных правительственных рейсах. [ 84 ]
июле 2012 года На авиашоу в Фарнборо в SkyWest согласилась купить 100 самолетов MRJ90 с поставкой в период с 2017 по 2020 год. Сумма сделки составила 4,2 миллиарда долларов по прейскурантным ценам. Во время конференции Ассоциации региональных авиакомпаний 2013 года, проходившей в Монреале, Квебек , Канада, компания Mitsubishi объявила, что ANI Group Holdings, которая подписала меморандум о взаимопонимании на 5 самолетов MRJ в июне 2011 года, расторгла сделку, не указав дополнительных подробностей. [ 85 ]
20 июля 2016 года один из чиновников министерства транспорта Ирана объявил, что Иран покупает 25 самолетов ATR для авиакомпании Iran Aseman Airlines , а для дальнейших закупок компания Mitsubishi проявила интерес к предложению 20 самолетов MRJ. [ 86 ] 21 мая 2017 года Иран отказался от своих планов по покупке Regional Jet (MRJ) компании Mitsubishi. В качестве основных причин были названы невозможность установить сроки поставки заказанных самолетов и отсутствие испытаний. [ 87 ]
Будущее MRJ было неопределенным после шести лет задержек, при этом 70% отставания делилось между двумя региональными перевозчиками США, связанными условиями : MRJ90 слишком тяжел, а меньший MRJ70 вмещает на семь мест меньше, чем разрешенные 76. [ 88 ] После пяти отсрочек и потери десяти процентов портфеля заказов MRJ после приобретения Eastern Air Lines компанией Swift Air (купила только существующие активы Eastern), Mitsubishi Aircraft закрыла свои бухгалтерские балансы в конце марта 2018 года с отрицательной чистой стоимостью в 979 долларов США. миллион. [ 54 ] К декабрю 2018 года на MRJ90 было 213 твердых заказов плюс 194 обязательства. [ 59 ] В течение 2019 года некоторые из этих заказов были впоследствии отменены или преобразованы в новый вариант M100, который по состоянию на 31 октября 2019 года имел 115 обязательств от операторов США. [ 89 ]
19 июня 2019 года Mitsubishi подписала меморандум о взаимопонимании с неназванным американским заказчиком на 15 новых 76-местных вариантов SpaceJet M100, которые будут поставлены с 2024 года. [ 90 ]
5 сентября 2019 года региональный авиаперевозчик США Mesa Airlines подписал Меморандум о взаимопонимании на приобретение до 100 самолетов SpaceJet M100, 50 из которых были предназначены для твердых заказов, а 50 - для прав покупки. Поставки должны были начаться в 2024 году. [ 91 ]
31 октября 2019 года компания Trans State Holdings, Inc. отменила свой заказ на 100 самолетов MRJ90 (50 твердых, 50 дополнительных), поскольку самолеты не соответствовали положениям об объеме поставок авиакомпаний США . [ 92 ]
Невыполненные заказы до отмены разработки
[ редактировать ]Дата заказа | Авиакомпания/Покупатель | Вступление в строй | Тип | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
М100 | М90 | Параметры | ||||
27 марта 2008 г. | Все авиакомпании Nippon Airways [ 81 ] | 2025 | — | 15 | 10 | должна была управляться ANA Wings. |
11 июля 2012 г. | СкайВест [ 93 ] [ 94 ] | 2022 | — | 100 | 100 | |
28 января 2015 г. | Японские авиалинии [ 95 ] [ 96 ] | 2023 | — | 32 | — | должен был эксплуатироваться J-Air |
11 июля 2016 г. | Роктон АБ ( Арендодатель ) [ 97 ] | 2020 | — | 10 | 10 | |
5 сентября 2019 г. | Меса Эйрлайнз [ 98 ] | 2024 [ 99 ] | 50 | — | 50 | |
Общий | 50 | 157 | 170 |
Отмененные заказы
[ редактировать ]Дата заказа | Авиакомпания/Покупатель | Тип | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|
MRJ70 | MRJ90 | Параметры | |||
16 июня 2011 г. | АНИ Групп Холдингс [ 100 ] ( Арендодатель ) | 5 | — | Меморандум о взаимопонимании отменен в 2013 г. [ 85 ] | |
2014 | Восточные авиалинии | — | 20 | 20 | Авиакомпания прекратила свою деятельность в 2017 году, а впоследствии заказ был расторгнут в январе 2018 года. [ 101 ] |
14 июля 2014 г. | Эйр Мандалай [ 102 ] | — | 6 | 4 | Авиакомпания прекратила деятельность в 2018 году [ 103 ] |
2 октября 2009 г. | Транс Стейтс Холдингс [ 104 ] | — | 50 | 50 | Отменено в октябре 2019 года, поскольку M90 не соответствует условиям применения в США. [ 105 ] |
16 февраля 2016 г. | Аэролиз Авиация ( Арендодатель ) | — | 10 | 10 | Контракт закончился 8 января 2021 г. [ 106 ] |
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэробус А220
- Антонов Ан-148
- Серия Bombardier CRJ700
- Комак ARJ21
- Embraer E-Jets / E-Jets E2
- Сухой Суперджет 100
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чиеко Цунеока (7 февраля 2023 г.). «Япония прекращает многомиллиардную заявку на выход на рынок пассажирских самолетов» . Уолл Стрит Джорнал . Токио.
- ^ «ФОТО: Mitsubishi предлагает взглянуть на производство MRJ» . 26 апреля 2017 г.
- ^ «MHI возглавит разработку регионального самолета Японии» . Рейс Интернешнл . 29 апреля 2003 г.
- ^ «Japan Aerospace 2004 – Mitsubishi демонстрирует модель регионального самолета» . Рейс Интернешнл . 12 октября 2004 г.
- ^ «MHI переходит на более крупный самолет» . Рейс Интернешнл . 19 апреля 2005 г.
- ^ «Mitsubishi представляет концепцию регионального самолета» . Рейс Интернешнл . 18 июня 2007 г.
- ^ «Mitsubishi официально предлагает авиакомпаниям новый региональный самолет MRJ» . Рейс Интернешнл . 15 октября 2007 г.
- ^ Ансельмо, Джо (24 октября 2014 г.). «Веха для Mitsubishi MRJ» . Неделя авиации и космических технологий . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ «MHI официально запускает программу региональных реактивных самолетов Mitsubishi» (пресс-релиз). Mitsubishi Heavy Industries, Ltd., 28 марта 2008 г.
- ^ Мечам, Майкл; Ансельмо, Джо (17 марта 2008 г.). «Mitsubishi возглавляет возрождение японской авиации» (PDF) . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ «Toyota потратит 67,2 миллиона долларов на пассажирский самолет Mitsubishi» . Китайская экономическая сеть. Информационное агентство Синьхуа . 23 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 20 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Шива Говиндасами (9 сентября 2009 г.). «Mitsubishi представляет серьезные изменения в программе MRJ» . Гонконг: Flightglobal .
- ^ «Mitsubishi Aircraft объявляет окончательную конфигурацию MRJ» (пресс-релиз). Мицубиси Эйркрафт Корпорейшн . 9 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ Берни Болдуин (7 сентября 2018 г.). «Прибыльность — цель повышения ремонтопригодности кроссоверов» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Говиндасами, Шива (9 марта 2011 г.). «Митсубиси MRJ 100-местный ждать» . Сингапур: Flightglobal . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ Флоттау, Йенс (17 июня 2015 г.). «Mitsubishi оценивает дальнейшее расширение MRJ» . Авиационная неделя . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Тримбл (22 мая 2018 г.). «Анализ: попытки MRJ восстановиться с новым графиком и стратегией» . Флайтглобал .
- ^ Брайан Корлисс (10 мая 2019 г.). «Mitsubishi готовится к анонсу в Париже» . Лихэм Новости .
- ^ Наоки Ватанабэ (29 мая 2019 г.). «Mitsubishi превратит MRJ в более дешевый и меньший по размеру «космический самолет» » . Никкей .
- ^ Обе, Мицуру; Ватанабэ, Наоки (21 июня 2019 г.). «Mitsubishi надеется, что с обновленным самолетом глобальные амбиции будут реализованы» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ «Mitsubishi Aircraft переходит к этапу производства MRJ» (пресс-релиз). Мицубиси Эйркрафт Корпорейшн . 15 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Коэн, Обри (5 апреля 2011 г.). «Mitsubishi Regional Jet начинает сборку» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 5 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Тримбл (10 января 2013 г.). «Pratt & Whitney откладывает сертификацию двигателей MRJ до 2014 года» . Флайтглобал .
- ^ «Mitsubishi Heavy Industries планирует потратить 60 миллиардов иен на новый завод MRJ, намереваясь производить 10 самолетов в месяц» . The Nikkei 24 января 2013 г. Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ «Япония собирается запустить новый коммерческий пассажирский самолет» . CNN Трэвел . 20 октября 2014 г. Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ «MRJ ускоряет разработку базы контроля качества в США для поставки в 2015 году» . The Nikkei , 20 июня 2013 г. Проверено 20 июля 2013 г. .
- ^ «Mitsubishi Aircraft создает отдел обеспечения качества в Иллинойсе для усиления взаимодействия с партнерами программы MRJ» . www.defense-aerospace.com . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ «Mitsubishi Aircraft откладывает поставку региональных самолетов до 2017 года» . Рейтер . 22 августа 2013 г.
- ^ Мавис То (11 сентября 2013 г.). «Mitsubishi представляет фюзеляж MRJ» . Флайтглобал .
- ^ «Делегирование сертификации вызвало последнюю задержку MRJ» . Сеть «Авиационная неделя» . 30 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2017 г. . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ То, Мэвис (26 июня 2014 г.). «Mitsubishi устанавливает двигатели на первый летно-испытательный самолет MRJ» . Сингапур: Flightglobal . Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ «MHI и Mitsubishi Aircraft принимают церемонию выпуска MRJ» (пресс-релиз). Нагоя: Mitsubishi Aircraft Corporation . 18 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Брэдли Перретт (27 октября 2014 г.). «Программа испытаний MRJ представлена как прототип» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года.
- ^ Хардинг, Робин (11 ноября 2015 г.). «Триумф испытательного полета регионального самолета Mitsubishi» . Файнэншл Таймс . Токио: Никкей . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ «MRJ завершил первый полет» (пресс-релиз). Нагоя: Mitsubishi Aircraft Corporation . 11 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ Гонсалес, Анхель (24 декабря 2015 г.). «Задержка авиалайнера MRJ не повлияет на рабочие места здесь, — говорит местный партнер» . Сиэтл Таймс . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Доставка задерживается из-за слабого крыла» . Азиатский обзор Nikkei . Токио: Никкей . 25 декабря 2015 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Кэтчпол, Дэн (29 сентября 2016 г.). «Новый региональный самолет Mitsubishi проходит испытания в Мозес-Лейк» . Эверетт Геральд . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «Информационный бюллетень MRJ» (PDF) (Пресс-релиз). Митсубиси. Ноябрь 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2016 г. Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «Mitsubishi задерживает поставки MRJ на два года» . Полет Глобал . 23 января 2017 г.
- ^ Грег Уолдрон (31 марта 2017 г.). «Mitsubishi «внимательно изучает» кампанию по тестированию MRJ» . FlightGlobal .
- ^ Тим Келли и Маки Шираки (18 апреля 2017 г.). «Японская авиация, возможно, и не приносит денег, но стремится оживить дремлющую промышленность» . Рейтер .
- ^ Jump up to: а б Мавис То (26 апреля 2017 г.). «ФОТО: Mitsubishi предлагает взглянуть на производство MRJ» . Полет Глобал.
- ^ Бьорн Ферм (28 июня 2017 г.). «MRJ вступает в более стабильную фазу» . Лихэм .
- ^ Мавис То (24 августа 2017 г.). «Испытательный парк MRJ остановлен после возгорания PW1200G» . Флайтглобал .
- ^ Мавис То (7 сентября 2017 г.). «MRJ возобновляет летные испытания FTA-4» . Флайтглобал .
- ^ Мавис То (6 декабря 2017 г.). «MRJ в середине летно-испытательной кампании» . Флайтглобал .
- ^ Мавис То (22 декабря 2017 г.). «Еще два самолета присоединятся к кампании летных испытаний MRJ» . Флайтглобал .
- ^ Алекс Дербер (4 января 2018 г.). «Вызовы для MRJ растут» . Разведывательная сеть Aviation Week . Первый за последние десятилетия набег Японии на коммерческую авиацию претерпел ряд неудач.
- ^ Брэдли Перретт (15 января 2018 г.). «Программа MRJ близка к завершению редизайна» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Мавис То (19 марта 2018 г.). «Летные испытания самолетов MRJ на земле для модернизации» . Флайтглобал .
- ^ Грег Уолдрон (19 апреля 2018 г.). «MRJ рассматривает появление летной демонстрации в Фарнборо» . FlightGlobal .
- ^ Гай Норрис (22 мая 2018 г.). «MRJ70 получает зеленый свет, поскольку план испытаний MRJ90 соответствует пересмотренному» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Jump up to: а б Хоши, Масамичи (17 июля 2018 г.). «Самолет Mitsubishi дебютирует на авиашоу перед воздушным боем с гигантами» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Рами Грюнбаум (19 октября 2018 г.). «Bombardier подает в суд на Mitsubishi в Сиэтле из-за коммерческой тайны самолетов» . Сиэтл Таймс .
- ^ Григорий Полек (25 октября 2018 г.). «Mitsubishi MRJ идет вперед, несмотря на юридические препятствия» . АЙН онлайн .
- ^ Грег Уолдрон (31 октября 2018 г.). «MHI предоставляет компании Mitsubishi Aircraft спасательный круг на 220 миллиардов иен» . Флайтглобал .
- ^ Эллис Тейлор (21 декабря 2018 г.). «Mitsubishi Aircraft добивается отклонения иска Bombardier» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б Эллис Тейлор (21 декабря 2018 г.). «MRJ собирается начать сертификационные испытания типа в 2019 году» . Флайтглобал .
- ^ Джон Хеммердингер (22 апреля 2019 г.). «Судья отклоняет иск Bombardier против Mitsubishi America» . Флайтглобал .
- ^ Брайан Корлисс (24 апреля 2019 г.). «Mitsubishi пополняет парк летно-испытательных испытаний двумя MRJ90» . Лихэм Новости .
- ^ «Mitsubishi Heavy Industries приобретет программу региональных реактивных самолетов Canadair у Bombardier Inc» . Бомбардир . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Хеммердингер, Джон (13 июня 2019 г.). «Mitsubishi переименовывает MRJ в SpaceJet и планирует новый 76-местный вариант» . Flightglobal.com .
- ^ Jump up to: а б Бьорн Ферм (13 июня 2019 г.). «Как Mitsubishi Aircraft превратила MRJ70 в M100 SpaceJet» . Лихэм Новости .
- ^ «Превращение MRJ в SpaceJet» . Лихэм Новости . 13 июня 2019 г.
- ^ Альфред Чуа (18 марта 2020 г.). «Новейший испытательный самолет SpaceJet M90 отправляется в первый полет» . Флайтглобал .
- ^ Чуа, Альфред (12 мая 2020 г.). «Mitsubishi вдвое сократит бюджет SpaceJet и пересмотрит разработку M100» . Полет Глобал .
- ^ Хеммердингер, Джон (23 мая 2020 г.). «Mitsubishi Aircraft закроет все филиалы за пределами Японии и отложит разработку M100» . Полет Глобал .
- ^ Чуа, Альфред (30 октября 2020 г.). «Mitsubishi вводит «временную паузу» в отношении SpaceJet; работа по сертификации продолжается» . Полет Глобал .
- ^ Сейджи Идзумисава, президент и генеральный директор (30 октября 2020 г.). «Среднесрочный бизнес-план на 2021 год» (PDF) . Митсубиси Хэви Индастриз. п. 13.
- ^ Альфред Чуа (17 декабря 2020 г.). «Сообщается, что Mitsubishi Aircraft сокращает 95% персонала» . Флайтглобал .
- ^ «Останется ли SpaceJet вечным прототипом?» . aero.de (на немецком языке). 27 октября 2021 г.
- ^ «Mitsubishi SpaceJet демонтировала первый из своих прототипов» . airdatanews . 17 апреля 2022 г.
- ^ «Mitsubishi Heavy объявляет об отказе от разработки пассажирских самолетов» . Джиджи Пресс . 7 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2023 г. Проверено 7 февраля 2023 г. - через Nippon.com.
- ^ «Mitsubishi Heavy тянет за штифт в рамках регионального проекта космического реактивного самолета» . Bloomberg.com . 7 февраля 2023 г.
- ^ Гоггинс, Шон (8 марта 2023 г.). «Конец эпохи: Mitsubishi сносит SpaceJet в Мозес-Лейк после недавнего решения о прекращении программы» . Источник One News .
- ^ «SpaceJet Borchure» (PDF) . Мицубиси Эйркрафт Корпорейшн . 2019. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2019 г. Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Брошюра MRJ» (PDF) . Мицубиси Эйркрафт Корпорейшн . 2016. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2019 г. Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ «Mitsubishi Regional Jet, MRJ, в сравнении с региональными самолетами второго поколения» . Лихэм Новости. 4 августа 2015 г.
- ^ «Привод для регионального самолета Mitsubishi — двигатель PurePower PW1200G» (PDF) . Пратт и Уитни . Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «ANA выбирает Mitsubishi Regional Jet — твердый заказ на 15 самолетов с 10 опциями» (пресс-релиз). Токио: АНА . 27 марта 2008 года . Проверено 27 марта 2008 г.
- ^ Гамбаре планирует закупить 10 реактивных авиалайнеров отечественного производства MRJ! [Держись, отечественный лайнер — MRJ! Правительство закупит 10 самолетов. Колонка Coracora (блог) (на японском языке). 17 октября 2008 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Правительство закупит 10 отечественных лайнеров MRJ [Правительство закупит 10 отечественных лайнеров "MRJ"]. Flight Blogger Nippon (блог) (на японском языке). 19 октября 2008 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Flightglobal.com - Mitsubishi продвигает MRJ для правительственного и военного использования , 23 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Рассел, Эдвард (7 мая 2013 г.). «Mitsubishi и ANI аннулируют Меморандум о взаимопонимании для MRJ» . Монреаль: Flightglobal .
- ^ «Иран планирует купить 20 региональных самолетов у японской компании Mitsubishi Heavy» . Рейтер . 7 августа 2016 г.
- ^ «Никаких переговоров с Россией и Китаем по поводу закупки самолетов» . Тегеранские времена . 21 мая 2017 г.
- ^ «Мнение: сможет ли MRJ70 выиграть региональную битву?» . Флайтглобал . 29 мая 2018 г.
- ^ Чуа, Альфред (31 октября 2019 г.). «Trans States отменяет заказы на SpaceJet» . Flightglobal.com .
- ^ «Североамериканский клиент вступает в переговоры по сделке на 15 единиц M100» . Flightglobal.com . 19 июня 2019 г.
- ^ «Авиакомпания Mesa соглашается купить до 100 самолетов SpaceJet M100» .
- ^ «Заявление Mitsubishi Aircraft Corporation: расторжение контракта с Trans States Holdings» . mitsubishiaircraft.com . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Кэттс, Тим; Томеско, Фредерик (12 июля 2012 г.). «Mitsubishi выигрывает продажу самолетов SkyWest в борьбе с Bombardier» . Новости Блумберга . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ То, Мэвис (13 декабря 2012 г.). «Фирмы SkyWest заключают сделку на 100 самолетов MRJ90» . Сингапур: Flightglobal . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Чонг, Аарон (28 января 2015 г.). «JAL получила заказ на 32 самолета MRJ» . Сингапур: Flightglobal . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Мацуда, Киётака (28 августа 2014 г.). «JAL планирует запланировать заказ на 32 региональных самолета Mitsubishi» . Новости Блумберга . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ «Роктон подписывает соглашение о намерениях с Mitsubishi Aircraft на покупку до 20 самолетов MRJ — первая европейская компания и второй арендодатель в программе MRJ, выбравший MRJ» (пресс-релиз). Фарнборо, Хэмпшир: Mitsubishi Aircraft Corporation . 11 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Хеммердингер, Джон (05 сентября 2019 г.). «Авиакомпания Mesa соглашается купить до 100 самолетов SpaceJet M100» . Flightglobal.com . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Команда, Новости Mitsubishi Aircraft Corporation. «Mitsubishi Aircraft Corporation объявляет о меморандуме о взаимопонимании с Mesa Airlines на 100 самолетов SpaceJet M100» . www.mitsubishiaircraft.com . Архивировано из оригинала 31 января 2021 г. Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Полек, Григорий (19 июня 2011 г.). «Mitsubishi привлекла третьего клиента MRJ» . Париж: AINonline . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ Мавис То (26 января 2018 г.). «Восточные авиалинии отменяют заказ на 20 самолетов MRJ» . Флайтглобал .
- ^ «Air Mandalay подписывает окончательное соглашение на закупку до десяти самолетов MRJ — ценность MRJ признана на растущем азиатском рынке» (пресс-релиз). Фарнборо, Хэмпшир: Mitsubishi Aircraft Corporation . 15 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ « Чрезвычайно сложно»: Air Mandalay закрывается из-за избыточных мощностей» . Мьянма Таймс . Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 г. Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ Реалс, Керри (1 февраля 2011 г.). «Трансштатские фирмы заказывают до 100 MRJ» . Лондон: Flightglobal . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ «Mitsubishi Aircraft сообщает, что Trans States отменяет заказ на 50 региональных самолетов SpaceJet» . Рейтер . 31 октября 2019 г.
- ^ Команда, Новости Mitsubishi Aircraft Corporation. «Контракт с «Аэролиз Авиа» закончился» . www.mitsubishiaircraft.com . Архивировано из оригинала 01 февраля 2021 г. Проверено 25 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Mitsubishi SpaceJet, на Викискладе?
- Официальный сайт
- Бьорн Ферм (2 января 2018 г.). «Тяжелый 2017 год для Mitsubishi Aircraft Corporation» . Лихэм .
- Стивен Тримбл (6 июля 2018 г.). «Mitsubishi готова поставить MRJ90 в центр внимания» . Флайтглобал .
- Алекса Рексрот (28 июня 2018 г.). «Mitsubishi видит ясное небо для MRJ» . АЙН онлайн .
- Ричард Абулафия (27 сентября 2018 г.). «Мнение: почему аэрокосмическая стратегия Японии нуждается в переосмыслении» . Неделя авиации и космических технологий .