Эффект Моцарта
Эффект Моцарта — это теория, согласно которой прослушивание музыки Моцарта может временно повысить баллы по одной части теста IQ . Научно-популярные версии теории утверждают, что «прослушивание Моцарта делает вас умнее» или что воздействие классической музыки в раннем детстве благотворно влияет на умственное развитие . [1]
В оригинальном исследовании 1993 года сообщалось о кратковременном (длительностью около 15 минут) улучшении выполнения определенных видов умственных задач, известных как пространственное мышление . [2] [3] например, складывание бумаги и решение лабиринтов . [4] Результаты были сильно преувеличены популярной прессой и гласили: «Моцарт делает вас умнее». [1] Говорят, что это особенно относится к детям (в первоначальном исследовании приняли участие 36 студентов колледжей). [1] Эти заявления привели к коммерческой моде на продажу родителям компакт-дисков с Моцартом. [5] Американский штат Джорджия даже предложил бюджет обеспечить каждого ребенка компакт-диском с классической музыкой . [1]
Метаанализ оригинальное исследований, повторивших исследование , показывает, что существует мало доказательств того, что прослушивание Моцарта оказывает какое-либо особое влияние на пространственное мышление. [5] Автор оригинального исследования подчеркнул, что прослушивание Моцарта не влияет на общий интеллект . [4]
Раушер и др. исследование 1993 года
[ редактировать ]Фрэнсис Раушер, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (1993) исследовали влияние прослушивания музыки Моцарта на пространственное мышление , и результаты были опубликованы в журнале Nature . Они дали участникам исследования один из трех стандартных тестов на абстрактное пространственное мышление после того, как они испытали каждое из трех условий прослушивания: Сонату для двух фортепиано ре мажор, К. 448 Моцарта, инструкции по вербальной релаксации и тишину. Они обнаружили временное улучшение пространственного мышления, что было измерено с помощью подзадач на пространственное мышление в тесте IQ Стэнфорда-Бине. Раушер и др. показывают, что усиливающий эффект от музыкального режима носит временный характер: ни у одного студента не наблюдалось эффекта, выходящего за пределы 15-минутного периода, в течение которого они проходили тестирование. В исследовании не говорится об увеличении IQ в целом (поскольку IQ никогда не измерялся). [2]
Популяризация
[ редактировать ]Хотя Раушер и др. показал лишь рост «пространственного интеллекта», результаты в народе интерпретировались как повышение общего IQ. Таким образом, широко сообщалось об общем эффекте Моцарта. В 1994 году New York Times музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в беззаботной статье: «Исследователи [Раушер и Шоу] определили, что прослушивание Моцарта действительно делает вас умнее». [6] 1997 года В статье Boston Globe упоминались некоторые результаты Раушера и Шоу. В нем описывается одно исследование, в котором трех- и четырехлетние дети, которым давали восемь месяцев частных уроков игры на фортепиано, набрали на 30% выше результаты в тестах на пространственно-временное мышление, чем контрольные группы, которым давали уроки компьютера, пения и без какой-либо подготовки.
Книга Дона Кэмпбелла 1997 года « Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа » [7] обсуждает теорию о том, что прослушивание Моцарта (особенно фортепианных концертов) может временно повысить IQ и оказать множество других полезных эффектов на умственные функции. Кэмпбелл рекомендует включать младенцам специально подобранную классическую музыку в надежде, что это пойдет на пользу их умственному развитию .
После «Эффекта Моцарта » Кэмпбелл написал следующую книгу « Эффект Моцарта для детей» и создал сопутствующие продукты. Среди них есть музыкальные сборники, которые, по его словам, используют эффект Моцарта для улучшения «глубокого отдыха и омоложения», «интеллекта и обучения», а также «творчества и воображения». Кэмпбелл определяет этот термин как «объемный термин, обозначающий преобразующую силу музыки в здравоохранении, образовании и благополучии. Он представляет собой общее использование музыки для уменьшения стресса, депрессии или тревоги; вызывания релаксации или сна; активизации тела; и улучшить память или осознанность . Инновационное и экспериментальное использование музыки и звука может улучшить расстройства слуха, дислексию , синдром дефицита внимания , аутизм и другие психические и физические расстройства и заболевания». [8]
Эти теории противоречивы. Взаимосвязь звука и музыки (как проигрываемой, так и прослушиваемой) с когнитивными функциями и различными физиологическими показателями изучалась в исследованиях, которые не дали окончательных результатов.
Политическое влияние
[ редактировать ]Политическое влияние теории было продемонстрировано 13 января 1998 года, когда Зелл Миллер , губернатор Джорджии , объявил, что его предлагаемый государственный бюджет будет включать 105 000 долларов в год на обеспечение каждого ребенка, родившегося в Джорджии, кассетой или компакт-диском с классической музыкой. Миллер заявил: «Никто не сомневается в том, что прослушивание музыки в очень раннем возрасте влияет на пространственно-временное мышление, которое лежит в основе математики, инженерии и даже шахмат». » Бетховена Миллер проиграл законодателям отрывок из « Оды к радости на магнитофоне и спросил: «Разве вы уже не чувствуете себя умнее?» Миллер попросил Йоэля Леви , музыкального руководителя Симфонического оркестра Атланты , составить сборник классических произведений, которые следует включить. Представитель штата Гомер ДеЛоач сказал: «Я спросил о возможности включения Чарли Дэниэлса или чего-то в этом роде, но они сказали, что, по их мнению, классическая музыка оказывает большее положительное влияние. верить им на слово». [9]
Последующие исследования и метаанализы
[ редактировать ]Хотя были опубликованы некоторые подтверждающие отчеты, [10] исследования с положительными результатами, как правило, связаны с любой формой музыки, обладающей энергичными и позитивными эмоциональными качествами. [11] [12] Более того, интеллектуальные преимущества повышенного настроения и возбуждения не ограничиваются пространственно-временным мышлением, но распространяются на скорость обработки информации и творческое решение проблем . [13] Некоторые исследования показывают, что у детей нет влияния на IQ или пространственные способности. [14] тогда как другие предполагают, что этого эффекта можно добиться с помощью энергичной популярной музыки, которая нравится детям. [15] Масса последующих доказательств подтверждает либо нулевой эффект, либо краткосрочные эффекты, связанные с повышением настроения и возбуждения, при этом смешанные результаты были опубликованы после первоначального отчета в журнале Nature . [16]
В 1999 году две группы исследователей поставили под сомнение существование эффекта Моцарта. [17] [18] [19] В паре статей, опубликованных вместе под названием «Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»?» Шабрис сообщил о метаанализе, демонстрирующем, что «любое когнитивное улучшение невелико и не отражает каких-либо изменений в IQ или способности к рассуждению в целом, а вместо этого полностью зависит от выполнения одного конкретного типа когнитивных задач и имеет простое нейропсихологическое объяснение», названное «возбуждение удовольствия». Например, он цитирует исследование, которое показало, что «прослушивание Моцарта или отрывка из рассказа Стивена Кинга улучшало результаты испытуемых в складывании и резке бумаги (один из тестов, часто используемых Раушером и Шоу), но только у тех, кто понравилось то, что они услышали». Стил и др. обнаружили, что «прослушивание Моцарта привело к увеличению на 3 балла относительно тишины в одном эксперименте и снижению на 4 балла в другом эксперименте». [20] В другом исследовании эффект был воспроизведен с оригинальной музыкой Моцарта, но исчез, когда темп был замедлен и мажорные аккорды были заменены минорными. [12]
Другой метаанализ Питшнига, Ворачека и Формана (2010) объединил результаты 39 исследований, чтобы ответить на вопрос, существует ли эффект Моцарта. Они пришли к выводу, что доказательств в поддержку эффекта Моцарта мало, о чем свидетельствуют небольшие размеры эффекта. Однако самым поразительным открытием этого метаанализа являются значительно более выраженные эффекты, опубликованные в исследованиях, связанных с Раушером или Райдаутом, при этом размеры эффекта более чем в три раза выше для опубликованных исследований, связанных с этими основателями «Эффекта Моцарта». Эти систематические смягчающие эффекты, обусловленные принадлежностью к лаборатории, ставят под сомнение существование эффекта Моцарта. Кроме того, это исследование также обнаружило убедительные доказательства, подтверждающие ошибочную предвзятость публикаций , когда размеры эффекта выборок, которые слушали Моцарта, сравнивались с выборками, не подвергавшимися воздействию стимула. [21]
Несмотря на реализацию Раушера, Шоу и Кая (1995) [22] Предложив три ключевых компонента, которые должны присутствовать для воспроизведения эффекта Моцарта, МакКатчеон (2000) так и не смог воспроизвести эффект Моцарта в исследовании с участием 36 взрослых. Этими условиями были: обеспечить задачу, которая задействует пространственные компоненты мысленных образов; план исследования, не включающий предварительное тестирование, чтобы избежать эффекта потолка; музыкальная композиция скорее сложная, чем повторяющаяся и простая. Независимо от прослушивания классической музыки, джаза или тишины, исследование не оказало существенного влияния на пространственное мышление. [23]
Эффект Моцарта, скорее всего, является всего лишь артефактом возбуждения и повышенного настроения. [11] [24] [25] Возбуждение — это сбивающая с толку переменная, которая опосредует взаимосвязь между пространственными способностями и музыкой и определяет эффект Моцарта. [24] Теория «нейронного резонанса» Раушера и его коллег, которая утверждает, что музыка Моцарта запускает нейронные пути пространственного мышления, подверглась широкой критике. [24] [25]
Правительственные органы также стали участвовать в анализе большого количества отчетов (около 300+ статей по состоянию на 2005 год). В немецком докладе, например, сделан вывод, что «…пассивное прослушивание Моцарта – или любой другой музыки, которая вам нравится – не делает вас умнее. Но необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, могут ли уроки музыки повысить IQ вашего ребенка в будущем». долгосрочная перспектива». [26] [27]
Популярные представления об «эффекте Моцарта», в том числе комментарий Алекса Росса о том, что «слушание Моцарта на самом деле делает вас умнее» и вопрос Зелла Миллера «разве вы не чувствуете себя умнее» законодательному органу Джорджии, почти всегда связывают это с «интеллектом». Раушер, один из первых исследователей, отверг эту идею. В ответе 1999 года на статью, оспаривающую этот эффект, [20] опубликованную вместе со статьей, она написала (выделено автором):
Наши результаты о влиянии прослушивания Сонаты для двух фортепиано ре мажор Моцарта K. 448 на выполнение пространственно-временных задач вызвали большой интерес, но вызвали несколько заблуждений, многие из которых отражены в попытках повторить исследование. Комментарии Шабриса и Стила и др. повторяют самый распространенный из них: прослушивание Моцарта повышает интеллект. Мы не делали такого заявления. Эффект ограничен пространственно-временными задачами, включающими мысленные образы и временное упорядочение.
Что касается таких усилий, как бюджетное предложение Миллера, и внимания прессы к этому эффекту, Раушер сказал: «Я не думаю, что это может повредить. Я полностью за то, чтобы познакомить детей с прекрасным культурным опытом. Но я действительно думаю, что деньги могли бы быть лучше. потрачено на программы музыкального образования». [28]
Многие учёные в психологическом сообществе теперь считают утверждение о том, что воспроизведение классической музыки детям может повысить их интеллект, «мифом». [29] из Университета Эмори Психолог Скотт Лилиенфельд ставит «Эффект Моцарта» на шестое место в своей книге «50 великих мифов популярной психологии» . [30]
Польза для здоровья
[ редактировать ]Музыку оценивали на предмет наличия у нее других свойств. В апрельском выпуске журнала Королевского медицинского общества за 2001 год оценивается возможная польза музыки Моцарта для здоровья. [31] Джон Дженкинс проигрывал Сонату К.448 пациентам с эпилепсией и обнаружил снижение эпилептиформной активности. По данным Британской организации по борьбе с эпилепсией, исследования показали, что, помимо К.448 Моцарта и Фортепианного концерта № 23 (К.488) , только одно музыкальное произведение оказывает аналогичный эффект; песня греческого композитора Янни под названием «Acroyali/Standing in Motion» (версия из песни «Yanni Live at the Acropolis » , исполненной в Акрополе ). [31] определил, что он имеет «эффект Моцарта», Журнал Королевского медицинского общества поскольку он был похож на К.448 Моцарта по темпу , структуре, мелодическому и гармоническому созвучию и предсказуемости. [31] [32]
В 2023 году Сандра Оберлейтер и Якоб Питшниг показали в журнале Scientific Reports , что существующие данные об эффекте Моцарта при эпилепсии не являются научно обоснованными. В обширном метаанализе утверждалось, что положительные результаты в отношении облегчения симптомов основаны на неадекватном дизайне исследований, выборочной отчетности и слишком маленьком размере выборки. Кроме того, результаты не могут быть воспроизведены, поскольку данные исследования недоступны и, следовательно, не соответствуют современным исследовательским стандартам. [33]
Другие варианты использования музыки Моцарта
[ редактировать ]Хотя очевидно, что воздействие музыки Моцарта не повышает IQ, исследования воздействия музыки затрагивали самые разные области, включая ее связь с припадков . возникновением [31] [34] или исследования на животных, показывающие, что даже воздействие внутриутробно на крыс улучшает их обучение в лабиринте . [35] Первоначальное утверждение продолжает влиять на общественную жизнь. Например, на немецкой станции очистки сточных вод играет музыка Моцарта, чтобы быстрее расщеплять отходы, сообщает UK Guardian . Антон Стуки, главный оператор завода в Тройенбрицене , сказал: «Мы думаем, что секрет в вибрациях музыки, которые проникают во все, включая воду, сточные воды и клетки». [36]
Альфред А. Томатис
[ редактировать ]Термин «эффект Моцарта» был использован французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его книге 1991 года «Pourquoi Mozart? ( Почему Моцарт? ) [37] где он использовал музыку Моцарта в своих попытках «переобучить» слух и считал, что прослушивание музыки, представленной на разных частотах, помогает уху, способствует исцелению и развитию мозга. [38] но его метод не имеет прямого отношения к утверждениям о том, что прослушивание Моцарта повышает интеллект.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д « Эффект Моцарта» был именно тем, что мы хотели услышать» . NPR.org . Проверено 29 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Раушер, Фрэнсис Х.; Шоу, Гордон Л.; Кай, Кэтрин Н. (1993). «Музыкально-пространственное выполнение задач» . Природа . 365 (6447): 611. Бибкод : 1993Natur.365..611R . дои : 10.1038/365611a0 . ПМИД 8413624 . S2CID 1385692 .
- ^ Уильям Прайс-Филлипс (2003). Компаньон клинической неврологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515938-1 . , с. 611 определяет этот термин как «Небольшое и временное улучшение навыков пространственного [sic] мышления, обнаруженное у нормальных людей в результате воздействия музыки Моцарта, в частности его сонаты для двух фортепиано (K448)».
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс, Дж. С. (апрель 2001 г.). «Эффект Моцарта» . Журнал Королевского медицинского общества . 94 (4): 170–172. дои : 10.1177/014107680109400404 . ISSN 0141-0768 . ПМЦ 1281386 . ПМИД 11317617 .
- ^ Перейти обратно: а б Питшниг, Джейкоб; Ворачек, Мартин; Форманн, Антон К. (01 мая 2010 г.). «Эффект Моцарта – эффект Шмоцарта: метаанализ» . Интеллект . 38 (3): 314–323. дои : 10.1016/j.intell.2010.03.001 . ISSN 0160-2896 .
- ^ Росс, Алекс (28 августа 1994 г.). «КЛАССИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД; Слушание Прозака… Э-э, Моцарт» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ Кэмпбелл, Дон (1997). Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Эйвона. ISBN 978-0380974184 – через Интернет-архив .
- ^ Кэмпбелл, Дон (1997). Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа . ХарперКоллинз. ISBN 0-380-97418-5 .
- ^ Сак, Кевин (15 января 1998 г.). «Губернатор Грузии ищет музыкальный старт для малышей». Нью-Йорк Таймс . п. А12.
- ^ Уилсон Т., Браун Т. (2010). «Пересмотр влияния музыки Моцарта на выполнение пространственных задач». Журнал психологии . 131 (4): 365–370. дои : 10.1080/00223989709603522 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Томпсон, ВФ; Шелленберг, Э.Г.; Хусейн, Г. (2001). «Возбуждение, настроение и эффект Моцарта». Психологическая наука . 12 (3): 248–51. дои : 10.1111/1467-9280.00345 . ПМИД 11437309 . S2CID 17641225 .
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн Г., Томпсон В.Ф. и Шелленберг Э.Г. (2002). «Влияние музыкального темпа и лада на возбуждение, настроение и пространственные способности: пересмотр «эффекта Моцарта» ». Музыкальное восприятие . 20 (2): 151. doi : 10.1525/mp.2002.20.2.151 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Илие Г. и Томпсон В.Ф. (2011). «Экспериментальные и когнитивные изменения после семи минут воздействия музыки и речи». Музыкальное восприятие . 28 (3): 247–264. дои : 10.1525/mp.2011.28.3.247 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ МакКелви, Пиппа; Лоу, Джейсон (2002). «Прослушивание Моцарта не улучшает пространственные способности детей: последние занавески для эффекта Моцарта». Британский журнал психологии развития . 20 (2): 241. дои : 10.1348/026151002166433 .
- ^ Шелленберг Э.Г. и Халлам С. (2005). «Слушание музыки и когнитивные способности у детей 10 и 11 лет: эффект размытия» (PDF) . Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1060 (1): 202–9. Бибкод : 2005NYASA1060..202S . дои : 10.1196/анналы.1360.013 . ПМИД 16597767 . S2CID 9278012 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бриджитт, диджей; Куэвас, Дж. (2000). «Влияние прослушивания Моцарта и Баха на выполнение математического теста». Перцептивные и моторные навыки . 90 (3, часть 2): 1171–1175. дои : 10.2466/pms.2000.90.3c.1171 . ПМИД 10939064 . S2CID 35762220 .
- ^ Шабри, Кристофер Ф. (1999). «Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»?». Природа . 400 (6747): 826–827. Бибкод : 1999Natur.400..826C . дои : 10.1038/23608 . ПМИД 10476958 . S2CID 898161 .
- ^ Стил, КМ; Белла, SD; Перец, И.; Данлоп, Т.; Доу, Луизиана; Хамфри, ГК; Шеннон, РА; Кирби, Дж.Л.; Олмстед, CG (1999). «Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»?» (PDF) . Природа . 400 (6747): 827–828. Бибкод : 1999Natur.400..827S . дои : 10.1038/23611 . ПМИД 10476959 . S2CID 4352029 .
- ^ Стил, Кеннет М.; Басс, Карен Э.; Крук, Мелисса Д. (1999). «Тайна эффекта Моцарта: неспособность воспроизвести». Психологическая наука . 10 (4): 366–369. дои : 10.1111/1467-9280.00169 . S2CID 13793518 .
- ^ Перейти обратно: а б Стил, М. «Документы Стила, ставящие под сомнение эффект Моцарта» . appstate.edu. Архивировано из оригинала 27 февраля 2007 г. Проверено 24 марта 2007 г.
- ^ Питшниг, Джейкоб; Ворачек, Мартин; Форман, Антон К. (2010). «Эффект Моцарта – эффект Шмоцарта: метаанализ». Интеллект . 38 (3): 314–323. дои : 10.1016/j.intell.2010.03.001 .
- ^ Раушер, Фрэнсис Х.; Шоу, Гордон Л.; Кай, Кэтрин Н. (1995). «Прослушивание Моцарта улучшает пространственно-временное мышление: к нейрофизиологической основе». Письма по неврологии . 185 (1): 44–47. дои : 10.1016/0304-3940(94)11221-4 . ПМИД 7731551 . S2CID 20299379 .
- ^ Маккатчеон, Линн Э. (2000). «Еще одна неудача в обобщении эффекта Моцарта». Психологические отчеты . 87 (5): 325–30. дои : 10.2466/pr0.2000.87.1.325 . ПМИД 11026433 . S2CID 26613447 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Мартин Х.; Уэст, Стивен Д.; Эстелл, Дэвид Б. (2006). «Эффект Моцарта: возбуждение, предпочтения и пространственное представление». Психология эстетики, творчества и искусства . С (1): 26–32. дои : 10.1037/1931-3896.S.1.26 .
- ^ Перейти обратно: а б Стил, Кеннет М. (2000). «Факторы возбуждения и настроения в «эффекте Моцарта» » (PDF) . Перцептивные и моторные навыки . 91 (1): 188–190. дои : 10.2466/pms.2000.91.1.188 . ПМИД 11011888 . S2CID 21977655 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2017 г. Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Эбботт, Элисон. «Моцарт не делает тебя умным» . Nature.com . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Шумахер, Ральф. «Моцарт делает тебя умным?» (PDF) (на немецком языке). Федеральное министерство образования и исследований. п. 183. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 г. Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Гуд, Эрика (1999), «Моцарт для ребенка? Некоторые говорят, что, возможно, нет» . Нью-Йорк Таймс , 3 августа 1999 г., стр. f1: Раушер, «деньги можно было бы лучше потратить на программы музыкального образования».
- ^ Лилиенфельд, Скотт О .; Линн, Стивен Джей; Руссио, Джон; Бейерштейн, Барри Л. (2009). 50 великих мифов популярной психологии . Уайли. ISBN 978-1405131124 .
- ^ Венский университет (10 мая 2010 г.). «Музыка Моцарта не делает вас умнее, показывают исследования» . www.sciencedaily.com . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Эффект Моцарта» . сайт эпилепсии. Архивировано из оригинала 9 января 2013 года . Проверено 7 августа 2007 г.
- ^ Янни; Ренсин, Дэвид (2002). Раньше в словах Книги Мирамакс . п. 67 . ISBN 1-4013-5194-8 .
- ^ Оберлейтер, Сандра; Питшниг, Якоб. </ Необоснованный авторитет, недостаточные исследования и непрозрачная отчетность увековечивают миф об эффекте Моцарта: метаанализ мультивселенной .
- ^ Хьюз, младший; Даабул, Ю.; Фино, Джей-Джей; Шоу, GL (1998). «Эффект Моцарта» на эпилептиформную активность». Клиническая ЭЭГ и нейронауки . 29 (3): 109–119. дои : 10.1177/155005949802900301 . ПМИД 9660010 . S2CID 36676593 .
- ^ Раушер, Ф.Х.; Робинсон, К.Д.; Йенс, Джей-Джей (июль 1998 г.). «Улучшение обучения в лабиринте посредством воздействия старинной музыки на крыс». Нейрол. Рез . 20 (5): 427–32. дои : 10.1080/01616412.1998.11740543 . ПМИД 9664590 .
- ^ Коннолли, Кейт (2 июня 2010 г.). «Канализационный завод играет Моцарта, чтобы стимулировать микробы» . Хранитель . Проверено 8 апреля 2011 г.
- ^ Соренсен, Ларс (19 ноября 2008 г.). «Моцарт в мозгу» . Архивировано из оригинала 10 мая 2011 г. Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Томпсон, Билли М.; Эндрюс, Сьюзен Р. (2000). «Исторический комментарий к физиологическим эффектам музыки: Томатис, Моцарт и нейропсихология». Интегративная физиологическая и поведенческая наука . 35 (3): 174–188. дои : 10.1007/BF02688778 . ПМИД 11286370 . S2CID 1228590 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Музыка Моцарта не делает вас умнее, показало исследование », Science Daily , 10 мая 2010 г.
- Дауд, Уилл. (06 февраля 2008 г.) ISSN 1556-5696 . Миф об эффекте Моцарта
- Словарь скептика – Эффект Моцарта
- Часто задаваемые вопросы об эффекте Моцарта