Jump to content

Эффект Моцарта

(Перенаправлено из «Эффект Моцарта» )

Эффект Моцарта — это теория, согласно которой прослушивание музыки Моцарта может временно повысить баллы по одной части теста IQ . Научно-популярные версии теории утверждают, что «прослушивание Моцарта делает вас умнее» или что воздействие классической музыки в раннем детстве благотворно влияет на умственное развитие . [1]

В оригинальном исследовании 1993 года сообщалось о кратковременном (длительностью около 15 минут) улучшении выполнения определенных видов умственных задач, известных как пространственное мышление . [2] [3] например, складывание бумаги и решение лабиринтов . [4] Результаты были сильно преувеличены популярной прессой и гласили: «Моцарт делает вас умнее». [1] Говорят, что это особенно относится к детям (в первоначальном исследовании приняли участие 36 студентов колледжей). [1] Эти заявления привели к коммерческой моде на продажу родителям компакт-дисков с Моцартом. [5] Американский штат Джорджия даже предложил бюджет обеспечить каждого ребенка компакт-диском с классической музыкой . [1]

Метаанализ оригинальное исследований, повторивших исследование , показывает, что существует мало доказательств того, что прослушивание Моцарта оказывает какое-либо особое влияние на пространственное мышление. [5] Автор оригинального исследования подчеркнул, что прослушивание Моцарта не влияет на общий интеллект . [4]

Раушер и др. исследование 1993 года

[ редактировать ]

Фрэнсис Раушер, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (1993) исследовали влияние прослушивания музыки Моцарта на пространственное мышление , и результаты были опубликованы в журнале Nature . Они дали участникам исследования один из трех стандартных тестов на абстрактное пространственное мышление после того, как они испытали каждое из трех условий прослушивания: Сонату для двух фортепиано ре мажор, К. 448 Моцарта, инструкции по вербальной релаксации и тишину. Они обнаружили временное улучшение пространственного мышления, что было измерено с помощью подзадач на пространственное мышление в тесте IQ Стэнфорда-Бине. Раушер и др. показывают, что усиливающий эффект от музыкального режима носит временный характер: ни у одного студента не наблюдалось эффекта, выходящего за пределы 15-минутного периода, в течение которого они проходили тестирование. В исследовании не говорится об увеличении IQ в целом (поскольку IQ никогда не измерялся). [2]

Популяризация

[ редактировать ]

Хотя Раушер и др. показал лишь рост «пространственного интеллекта», результаты в народе интерпретировались как повышение общего IQ. Таким образом, широко сообщалось об общем эффекте Моцарта. В 1994 году New York Times музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в беззаботной статье: «Исследователи [Раушер и Шоу] определили, что прослушивание Моцарта действительно делает вас умнее». [6] 1997 года В статье Boston Globe упоминались некоторые результаты Раушера и Шоу. В нем описывается одно исследование, в котором трех- и четырехлетние дети, которым давали восемь месяцев частных уроков игры на фортепиано, набрали на 30% выше результаты в тестах на пространственно-временное мышление, чем контрольные группы, которым давали уроки компьютера, пения и без какой-либо подготовки.

Книга Дона Кэмпбелла 1997 года « Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа » [7] обсуждает теорию о том, что прослушивание Моцарта (особенно фортепианных концертов) может временно повысить IQ и оказать множество других полезных эффектов на умственные функции. Кэмпбелл рекомендует включать младенцам специально подобранную классическую музыку в надежде, что это пойдет на пользу их умственному развитию .

После «Эффекта Моцарта » Кэмпбелл написал следующую книгу « Эффект Моцарта для детей» и создал сопутствующие продукты. Среди них есть музыкальные сборники, которые, по его словам, используют эффект Моцарта для улучшения «глубокого отдыха и омоложения», «интеллекта и обучения», а также «творчества и воображения». Кэмпбелл определяет этот термин как «объемный термин, обозначающий преобразующую силу музыки в здравоохранении, образовании и благополучии. Он представляет собой общее использование музыки для уменьшения стресса, депрессии или тревоги; вызывания релаксации или сна; активизации тела; и улучшить память или осознанность . Инновационное и экспериментальное использование музыки и звука может улучшить расстройства слуха, дислексию , синдром дефицита внимания , аутизм и другие психические и физические расстройства и заболевания». [8]

Эти теории противоречивы. Взаимосвязь звука и музыки (как проигрываемой, так и прослушиваемой) с когнитивными функциями и различными физиологическими показателями изучалась в исследованиях, которые не дали окончательных результатов.

Политическое влияние

[ редактировать ]

Политическое влияние теории было продемонстрировано 13 января 1998 года, когда Зелл Миллер , губернатор Джорджии , объявил, что его предлагаемый государственный бюджет будет включать 105 000 долларов в год на обеспечение каждого ребенка, родившегося в Джорджии, кассетой или компакт-диском с классической музыкой. Миллер заявил: «Никто не сомневается в том, что прослушивание музыки в очень раннем возрасте влияет на пространственно-временное мышление, которое лежит в основе математики, инженерии и даже шахмат». » Бетховена Миллер проиграл законодателям отрывок из « Оды к радости на магнитофоне и спросил: «Разве вы уже не чувствуете себя умнее?» Миллер попросил Йоэля Леви , музыкального руководителя Симфонического оркестра Атланты , составить сборник классических произведений, которые следует включить. Представитель штата Гомер ДеЛоач сказал: «Я спросил о возможности включения Чарли Дэниэлса или чего-то в этом роде, но они сказали, что, по их мнению, классическая музыка оказывает большее положительное влияние. верить им на слово». [9]

Последующие исследования и метаанализы

[ редактировать ]

Хотя были опубликованы некоторые подтверждающие отчеты, [10] исследования с положительными результатами, как правило, связаны с любой формой музыки, обладающей энергичными и позитивными эмоциональными качествами. [11] [12] Более того, интеллектуальные преимущества повышенного настроения и возбуждения не ограничиваются пространственно-временным мышлением, но распространяются на скорость обработки информации и творческое решение проблем . [13] Некоторые исследования показывают, что у детей нет влияния на IQ или пространственные способности. [14] тогда как другие предполагают, что этого эффекта можно добиться с помощью энергичной популярной музыки, которая нравится детям. [15] Масса последующих доказательств подтверждает либо нулевой эффект, либо краткосрочные эффекты, связанные с повышением настроения и возбуждения, при этом смешанные результаты были опубликованы после первоначального отчета в журнале Nature . [16]

В 1999 году две группы исследователей поставили под сомнение существование эффекта Моцарта. [17] [18] [19] В паре статей, опубликованных вместе под названием «Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»?» Шабрис сообщил о метаанализе, демонстрирующем, что «любое когнитивное улучшение невелико и не отражает каких-либо изменений в IQ или способности к рассуждению в целом, а вместо этого полностью зависит от выполнения одного конкретного типа когнитивных задач и имеет простое нейропсихологическое объяснение», названное «возбуждение удовольствия». Например, он цитирует исследование, которое показало, что «прослушивание Моцарта или отрывка из рассказа Стивена Кинга улучшало результаты испытуемых в складывании и резке бумаги (один из тестов, часто используемых Раушером и Шоу), но только у тех, кто понравилось то, что они услышали». Стил и др. обнаружили, что «прослушивание Моцарта привело к увеличению на 3 балла относительно тишины в одном эксперименте и снижению на 4 балла в другом эксперименте». [20] В другом исследовании эффект был воспроизведен с оригинальной музыкой Моцарта, но исчез, когда темп был замедлен и мажорные аккорды были заменены минорными. [12]

Другой метаанализ Питшнига, Ворачека и Формана (2010) объединил результаты 39 исследований, чтобы ответить на вопрос, существует ли эффект Моцарта. Они пришли к выводу, что доказательств в поддержку эффекта Моцарта мало, о чем свидетельствуют небольшие размеры эффекта. Однако самым поразительным открытием этого метаанализа являются значительно более выраженные эффекты, опубликованные в исследованиях, связанных с Раушером или Райдаутом, при этом размеры эффекта более чем в три раза выше для опубликованных исследований, связанных с этими основателями «Эффекта Моцарта». Эти систематические смягчающие эффекты, обусловленные принадлежностью к лаборатории, ставят под сомнение существование эффекта Моцарта. Кроме того, это исследование также обнаружило убедительные доказательства, подтверждающие ошибочную предвзятость публикаций , когда размеры эффекта выборок, которые слушали Моцарта, сравнивались с выборками, не подвергавшимися воздействию стимула. [21]

Несмотря на реализацию Раушера, Шоу и Кая (1995) [22] Предложив три ключевых компонента, которые должны присутствовать для воспроизведения эффекта Моцарта, МакКатчеон (2000) так и не смог воспроизвести эффект Моцарта в исследовании с участием 36 взрослых. Этими условиями были: обеспечить задачу, которая задействует пространственные компоненты мысленных образов; план исследования, не включающий предварительное тестирование, чтобы избежать эффекта потолка; музыкальная композиция скорее сложная, чем повторяющаяся и простая. Независимо от прослушивания классической музыки, джаза или тишины, исследование не оказало существенного влияния на пространственное мышление. [23]

Эффект Моцарта, скорее всего, является всего лишь артефактом возбуждения и повышенного настроения. [11] [24] [25] Возбуждение — это сбивающая с толку переменная, которая опосредует взаимосвязь между пространственными способностями и музыкой и определяет эффект Моцарта. [24] Теория «нейронного резонанса» Раушера и его коллег, которая утверждает, что музыка Моцарта запускает нейронные пути пространственного мышления, подверглась широкой критике. [24] [25]

Правительственные органы также стали участвовать в анализе большого количества отчетов (около 300+ статей по состоянию на 2005 год). В немецком докладе, например, сделан вывод, что «…пассивное прослушивание Моцарта – или любой другой музыки, которая вам нравится – не делает вас умнее. Но необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, могут ли уроки музыки повысить IQ вашего ребенка в будущем». долгосрочная перспектива». [26] [27]

Популярные представления об «эффекте Моцарта», в том числе комментарий Алекса Росса о том, что «слушание Моцарта на самом деле делает вас умнее» и вопрос Зелла Миллера «разве вы не чувствуете себя умнее» законодательному органу Джорджии, почти всегда связывают это с «интеллектом». Раушер, один из первых исследователей, отверг эту идею. В ответе 1999 года на статью, оспаривающую этот эффект, [20] опубликованную вместе со статьей, она написала (выделено автором):

Наши результаты о влиянии прослушивания Сонаты для двух фортепиано ре мажор Моцарта K. 448 на выполнение пространственно-временных задач вызвали большой интерес, но вызвали несколько заблуждений, многие из которых отражены в попытках повторить исследование. Комментарии Шабриса и Стила и др. повторяют самый распространенный из них: прослушивание Моцарта повышает интеллект. Мы не делали такого заявления. Эффект ограничен пространственно-временными задачами, включающими мысленные образы и временное упорядочение.

Что касается таких усилий, как бюджетное предложение Миллера, и внимания прессы к этому эффекту, Раушер сказал: «Я не думаю, что это может повредить. Я полностью за то, чтобы познакомить детей с прекрасным культурным опытом. Но я действительно думаю, что деньги могли бы быть лучше. потрачено на программы музыкального образования». [28]

Многие учёные в психологическом сообществе теперь считают утверждение о том, что воспроизведение классической музыки детям может повысить их интеллект, «мифом». [29] из Университета Эмори Психолог Скотт Лилиенфельд ставит «Эффект Моцарта» на шестое место в своей книге «50 великих мифов популярной психологии» . [30]

Польза для здоровья

[ редактировать ]

Музыку оценивали на предмет наличия у нее других свойств. В апрельском выпуске журнала Королевского медицинского общества за 2001 год оценивается возможная польза музыки Моцарта для здоровья. [31] Джон Дженкинс проигрывал Сонату К.448 пациентам с эпилепсией и обнаружил снижение эпилептиформной активности. По данным Британской организации по борьбе с эпилепсией, исследования показали, что, помимо К.448 Моцарта и Фортепианного концерта № 23 (К.488) , только одно музыкальное произведение оказывает аналогичный эффект; песня греческого композитора Янни под названием «Acroyali/Standing in Motion» (версия из песни «Yanni Live at the Acropolis » , исполненной в Акрополе ). [31] определил, что он имеет «эффект Моцарта», Журнал Королевского медицинского общества поскольку он был похож на К.448 Моцарта по темпу , структуре, мелодическому и гармоническому созвучию и предсказуемости. [31] [32]

В 2023 году Сандра Оберлейтер и Якоб Питшниг показали в журнале Scientific Reports , что существующие данные об эффекте Моцарта при эпилепсии не являются научно обоснованными. В обширном метаанализе утверждалось, что положительные результаты в отношении облегчения симптомов основаны на неадекватном дизайне исследований, выборочной отчетности и слишком маленьком размере выборки. Кроме того, результаты не могут быть воспроизведены, поскольку данные исследования недоступны и, следовательно, не соответствуют современным исследовательским стандартам. [33]

Другие варианты использования музыки Моцарта

[ редактировать ]

Хотя очевидно, что воздействие музыки Моцарта не повышает IQ, исследования воздействия музыки затрагивали самые разные области, включая ее связь с припадков . возникновением [31] [34] или исследования на животных, показывающие, что даже воздействие внутриутробно на крыс улучшает их обучение в лабиринте . [35] Первоначальное утверждение продолжает влиять на общественную жизнь. Например, на немецкой станции очистки сточных вод играет музыка Моцарта, чтобы быстрее расщеплять отходы, сообщает UK Guardian . Антон Стуки, главный оператор завода в Тройенбрицене , сказал: «Мы думаем, что секрет в вибрациях музыки, которые проникают во все, включая воду, сточные воды и клетки». [36]

Альфред А. Томатис

[ редактировать ]

Термин «эффект Моцарта» был использован французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его книге 1991 года «Pourquoi Mozart? ( Почему Моцарт? ) [37] где он использовал музыку Моцарта в своих попытках «переобучить» слух и считал, что прослушивание музыки, представленной на разных частотах, помогает уху, способствует исцелению и развитию мозга. [38] но его метод не имеет прямого отношения к утверждениям о том, что прослушивание Моцарта повышает интеллект.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д « Эффект Моцарта» был именно тем, что мы хотели услышать» . NPR.org . Проверено 29 ноября 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Раушер, Фрэнсис Х.; Шоу, Гордон Л.; Кай, Кэтрин Н. (1993). «Музыкально-пространственное выполнение задач» . Природа . 365 (6447): 611. Бибкод : 1993Natur.365..611R . дои : 10.1038/365611a0 . ПМИД   8413624 . S2CID   1385692 .
  3. ^ Уильям Прайс-Филлипс (2003). Компаньон клинической неврологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515938-1 . , с. 611 определяет этот термин как «Небольшое и временное улучшение навыков пространственного [sic] мышления, обнаруженное у нормальных людей в результате воздействия музыки Моцарта, в частности его сонаты для двух фортепиано (K448)».
  4. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс, Дж. С. (апрель 2001 г.). «Эффект Моцарта» . Журнал Королевского медицинского общества . 94 (4): 170–172. дои : 10.1177/014107680109400404 . ISSN   0141-0768 . ПМЦ   1281386 . ПМИД   11317617 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Питшниг, Джейкоб; Ворачек, Мартин; Форманн, Антон К. (01 мая 2010 г.). «Эффект Моцарта – эффект Шмоцарта: метаанализ» . Интеллект . 38 (3): 314–323. дои : 10.1016/j.intell.2010.03.001 . ISSN   0160-2896 .
  6. ^ Росс, Алекс (28 августа 1994 г.). «КЛАССИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД; Слушание Прозака… Э-э, Моцарт» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
  7. ^ Кэмпбелл, Дон (1997). Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Эйвона. ISBN  978-0380974184 – через Интернет-архив .
  8. ^ Кэмпбелл, Дон (1997). Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа . ХарперКоллинз. ISBN  0-380-97418-5 .
  9. ^ Сак, Кевин (15 января 1998 г.). «Губернатор Грузии ищет музыкальный старт для малышей». Нью-Йорк Таймс . п. А12.
  10. ^ Уилсон Т., Браун Т. (2010). «Пересмотр влияния музыки Моцарта на выполнение пространственных задач». Журнал психологии . 131 (4): 365–370. дои : 10.1080/00223989709603522 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, ВФ; Шелленберг, Э.Г.; Хусейн, Г. (2001). «Возбуждение, настроение и эффект Моцарта». Психологическая наука . 12 (3): 248–51. дои : 10.1111/1467-9280.00345 . ПМИД   11437309 . S2CID   17641225 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Хусейн Г., Томпсон В.Ф. и Шелленберг Э.Г. (2002). «Влияние музыкального темпа и лада на возбуждение, настроение и пространственные способности: пересмотр «эффекта Моцарта» ». Музыкальное восприятие . 20 (2): 151. doi : 10.1525/mp.2002.20.2.151 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Илие Г. и Томпсон В.Ф. (2011). «Экспериментальные и когнитивные изменения после семи минут воздействия музыки и речи». Музыкальное восприятие . 28 (3): 247–264. дои : 10.1525/mp.2011.28.3.247 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ МакКелви, Пиппа; Лоу, Джейсон (2002). «Прослушивание Моцарта не улучшает пространственные способности детей: последние занавески для эффекта Моцарта». Британский журнал психологии развития . 20 (2): 241. дои : 10.1348/026151002166433 .
  15. ^ Шелленберг Э.Г. и Халлам С. (2005). «Слушание музыки и когнитивные способности у детей 10 и 11 лет: эффект размытия» (PDF) . Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1060 (1): 202–9. Бибкод : 2005NYASA1060..202S . дои : 10.1196/анналы.1360.013 . ПМИД   16597767 . S2CID   9278012 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Бриджитт, диджей; Куэвас, Дж. (2000). «Влияние прослушивания Моцарта и Баха на выполнение математического теста». Перцептивные и моторные навыки . 90 (3, часть 2): 1171–1175. дои : 10.2466/pms.2000.90.3c.1171 . ПМИД   10939064 . S2CID   35762220 .
  17. ^ Шабри, Кристофер Ф. (1999). «Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»?». Природа . 400 (6747): 826–827. Бибкод : 1999Natur.400..826C . дои : 10.1038/23608 . ПМИД   10476958 . S2CID   898161 .
  18. ^ Стил, КМ; Белла, SD; Перец, И.; Данлоп, Т.; Доу, Луизиана; Хамфри, ГК; Шеннон, РА; Кирби, Дж.Л.; Олмстед, CG (1999). «Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»?» (PDF) . Природа . 400 (6747): 827–828. Бибкод : 1999Natur.400..827S . дои : 10.1038/23611 . ПМИД   10476959 . S2CID   4352029 .
  19. ^ Стил, Кеннет М.; Басс, Карен Э.; Крук, Мелисса Д. (1999). «Тайна эффекта Моцарта: неспособность воспроизвести». Психологическая наука . 10 (4): 366–369. дои : 10.1111/1467-9280.00169 . S2CID   13793518 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Стил, М. «Документы Стила, ставящие под сомнение эффект Моцарта» . appstate.edu. Архивировано из оригинала 27 февраля 2007 г. Проверено 24 марта 2007 г.
  21. ^ Питшниг, Джейкоб; Ворачек, Мартин; Форман, Антон К. (2010). «Эффект Моцарта – эффект Шмоцарта: метаанализ». Интеллект . 38 (3): 314–323. дои : 10.1016/j.intell.2010.03.001 .
  22. ^ Раушер, Фрэнсис Х.; Шоу, Гордон Л.; Кай, Кэтрин Н. (1995). «Прослушивание Моцарта улучшает пространственно-временное мышление: к нейрофизиологической основе». Письма по неврологии . 185 (1): 44–47. дои : 10.1016/0304-3940(94)11221-4 . ПМИД   7731551 . S2CID   20299379 .
  23. ^ Маккатчеон, Линн Э. (2000). «Еще одна неудача в обобщении эффекта Моцарта». Психологические отчеты . 87 (5): 325–30. дои : 10.2466/pr0.2000.87.1.325 . ПМИД   11026433 . S2CID   26613447 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Мартин Х.; Уэст, Стивен Д.; Эстелл, Дэвид Б. (2006). «Эффект Моцарта: возбуждение, предпочтения и пространственное представление». Психология эстетики, творчества и искусства . С (1): 26–32. дои : 10.1037/1931-3896.S.1.26 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Стил, Кеннет М. (2000). «Факторы возбуждения и настроения в «эффекте Моцарта» » (PDF) . Перцептивные и моторные навыки . 91 (1): 188–190. дои : 10.2466/pms.2000.91.1.188 . ПМИД   11011888 . S2CID   21977655 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2017 г. Проверено 4 ноября 2015 г.
  26. ^ Эбботт, Элисон. «Моцарт не делает тебя умным» . Nature.com . Проверено 22 мая 2009 г.
  27. ^ Шумахер, Ральф. «Моцарт делает тебя умным?» (PDF) (на немецком языке). Федеральное министерство образования и исследований. п. 183. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 г. Проверено 22 мая 2009 г.
  28. ^ Гуд, Эрика (1999), «Моцарт для ребенка? Некоторые говорят, что, возможно, нет» . Нью-Йорк Таймс , 3 августа 1999 г., стр. f1: Раушер, «деньги можно было бы лучше потратить на программы музыкального образования».
  29. ^ Лилиенфельд, Скотт О .; Линн, Стивен Джей; Руссио, Джон; Бейерштейн, Барри Л. (2009). 50 великих мифов популярной психологии . Уайли. ISBN  978-1405131124 .
  30. ^ Венский университет (10 мая 2010 г.). «Музыка Моцарта не делает вас умнее, показывают исследования» . www.sciencedaily.com . Проверено 2 января 2017 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д «Эффект Моцарта» . сайт эпилепсии. Архивировано из оригинала 9 января 2013 года . Проверено 7 августа 2007 г.
  32. ^ Янни; Ренсин, Дэвид (2002). Раньше в словах Книги Мирамакс . п. 67 . ISBN  1-4013-5194-8 .
  33. ^ Оберлейтер, Сандра; Питшниг, Якоб. </ Необоснованный авторитет, недостаточные исследования и непрозрачная отчетность увековечивают миф об эффекте Моцарта: метаанализ мультивселенной .
  34. ^ Хьюз, младший; Даабул, Ю.; Фино, Джей-Джей; Шоу, GL (1998). «Эффект Моцарта» на эпилептиформную активность». Клиническая ЭЭГ и нейронауки . 29 (3): 109–119. дои : 10.1177/155005949802900301 . ПМИД   9660010 . S2CID   36676593 .
  35. ^ Раушер, Ф.Х.; Робинсон, К.Д.; Йенс, Джей-Джей (июль 1998 г.). «Улучшение обучения в лабиринте посредством воздействия старинной музыки на крыс». Нейрол. Рез . 20 (5): 427–32. дои : 10.1080/01616412.1998.11740543 . ПМИД   9664590 .
  36. ^ Коннолли, Кейт (2 июня 2010 г.). «Канализационный завод играет Моцарта, чтобы стимулировать микробы» . Хранитель . Проверено 8 апреля 2011 г.
  37. ^ Соренсен, Ларс (19 ноября 2008 г.). «Моцарт в мозгу» . Архивировано из оригинала 10 мая 2011 г. Проверено 28 сентября 2014 г.
  38. ^ Томпсон, Билли М.; Эндрюс, Сьюзен Р. (2000). «Исторический комментарий к физиологическим эффектам музыки: Томатис, Моцарт и нейропсихология». Интегративная физиологическая и поведенческая наука . 35 (3): 174–188. дои : 10.1007/BF02688778 . ПМИД   11286370 . S2CID   1228590 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96a709c493bebef818ab33c101733ffe__1719399540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/fe/96a709c493bebef818ab33c101733ffe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mozart effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)