Антикосмополитическая кампания
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Антикосмополитическая кампания ( русский : Борьба с космополитизмом , Борьба с космополитизмом ) — антизападная кампания в Советском Союзе , начавшаяся в конце 1948 года. [1] и широко описывается как плохо замаскированная антисемитская чистка. [1] [2] [3] [4] Большое количество евреев подвергалось преследованиям как сионисты или безродные космополиты .
Происхождение [ править ]
Этот раздел включает в себя список использованной литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но его источники остаются неясными, поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2023 г. ) |
После Второй мировой войны Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) становился все более влиятельным среди советского еврейства после Холокоста и был принят в качестве его представителя на Западе . Поскольку его деятельность иногда противоречила официальной советской политике (см., «Черную книгу советского еврейства например, »), она стала неприятностью для советских властей. Центральная ревизионная комиссия Коммунистической партии Советского Союза пришла к выводу, что вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на «борьбе с силами международной реакции», ЕАК продолжил линию Бунда — опасное обозначение, поскольку бывшие члены Бунда должны были быть «очищенный».
Во время встречи с советской интеллигенцией в 1946 году Сталин выразил обеспокоенность по поводу недавних событий в советской культуре, которые позже материализуются в «битве с космополитизмом » (см. «Доктрина Жданова »).
В последнее время в некоторых литературных произведениях просматривается опасная тенденция, исходящая под тлетворным влиянием Запада и вызванная подрывной деятельностью внешней разведки. Нередко на страницах советских литературных журналов встречаются произведения, где в патетических и смешных формах изображены советские люди, строители коммунизма. Позитивный советский герой высмеивается и ставится ниже всего иностранного, а космополитизм, с которым мы все боролись со времен Ленина, характерный для политических остатков, многократно аплодируется. В театре создается впечатление, что советские пьесы вытесняются пьесами иностранных буржуазных авторов. То же самое начинает происходить и в советских фильмах. [5]
В 1946 и 1947 годах новая кампания против космополитизма затронула советских учёных, таких как физик Петр Капица и президент Академии наук Белорусской ССР , Антон Романович Жебрак ни один из которых не был евреем. Их, как и других учёных, обвинили в контактах с западными коллегами и поддержке «буржуазной науки». [6]
В 1947 году многих литературных критиков обвинили в «преклонении перед Западом» («низкопоклонство перед западом», также «идолопоклонство перед западом», «идолопоклонство Запада», «обожествление Запада»), а также в антипатриотизме. и космополитизм. Например, кампания была нацелена на тех, кто изучал творчество Александра Веселовского , основоположника русской сравнительной литературы, которую описывали как «буржуазно-космополитическое направление в литературной критике». [7]
Советский Союз [ править ]
Этот раздел включает в себя список использованной литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но его источники остаются неясными, поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2023 г. ) |
В январе 1948 года был убит глава ЕАК, популярный актёр и всемирно известный общественный деятель Соломон Михоэлс ; его убийство было оформлено как автомобильная авария, когда грузовик переехал его, когда он гулял по узкой дороге. [8] За этим последовали аресты членов ЕАК и его прекращение.
СССР проголосовал за План раздела Палестины ООН 1947 года и в мае 1948 года признал создание там государства Израиль , впоследствии поддержав его оружием (через Чехословакию , вопреки эмбарго) в арабо-израильской войне 1948 года. . Многие советские евреи почувствовали вдохновение и симпатию к Израилю и отправили тысячи писем в (все еще формально существующий) ЕАК с предложениями внести свой вклад или даже стать волонтерами в защите Израиля.
первый посол Израиля в СССР Голда Меир В сентябре 1948 года в Москву прибыла . Огромные восторженные толпы (около 50 000 человек) собрались вдоль ее пути, внутри и вокруг московской синагоги , когда она посещала ее на Йом Кипур и Рош ха-Шана . Эти события по времени совпадали с видимым подъемом российского национализма, организованным официальной пропагандой, все более враждебной холодной войной и осознанием советским руководством того, что Израиль выбрал западный вариант. Внутри страны советских евреев считали угрозой безопасности из-за их международных связей , особенно с Соединенными Штатами, и растущего национального сознания.
Когда к концу 1948 года Соединенные Штаты стали противником Советского Союза, СССР перешел на другую сторону в арабо-израильском конфликте и начал поддерживать арабов против Израиля, сначала политически, а затем и в военном отношении. Со своей стороны Давид Бен-Гурион заявил о поддержке Соединенных Штатов в Корейской войне , несмотря на противодействие со стороны левых израильских партий. С 1950 года израильско-советские отношения стали неотъемлемой частью «холодной войны», что имело зловещие последствия для советских евреев, поддерживающих Израиль или воспринимаемых как поддерживающие его.
Новый этап кампании открылся 28 января 1949 года, когда в газете «Правда» , официальном органе ЦК КПСС , появилась статья под заголовком «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» :
В театральной критике сложилась антипатриотическая группа. Состоит из последователей буржуазного эстетизма. Они проникают в нашу печать и наиболее свободно действуют на страницах журнала « Театр» и газеты «Советское искусство» . Эти критики утратили чувство ответственности перед народом. Они представляют собой безродный космополитизм, глубоко отталкивающий и враждебный советскому человеку. Они препятствуют развитию советской литературы; им чуждо чувство национальной советской гордости. [9]
Кампания включала в себя кампанию в контролируемых государством средствах массовой информации по разоблачению литературных псевдонимов еврейских писателей путем помещения их настоящих имен в скобки, чтобы показать общественности, что они являются этническими евреями. [10] [11]
Тринадцать советских еврейских поэтов и писателей, пятеро из них — члены Еврейского антифашистского комитета , были казнены в Лубянской тюрьме в Москве 12 августа 1952 года. [12]
Историк Бенджамин Пинкус писал, что кампания изначально не была антисемитской и «что некоторые евреи принимали активное участие в кампании против космополитизма». ", и суровость санкций. Он заключает, что "... больше невозможно сомневаться в том, что антикосмополитическая кампания приобрела полностью еврейский характер", и приводит несколько причин, подтверждающих "мнение о том, что антикосмополитическая кампания стала яростная антиеврейская кампания». [13]
Министр информации и культуры Чехословакии Вацлав Копецкий был известен своими обличительными речами, в которых критиковал евреев за их предполагаемый сионизм и космополитизм. [14] В декабре 1951 года Копецкий заявил, что «большая часть людей еврейского происхождения» придерживается «космополитического мышления». По словам Копецкого, Коммунистическая партия Чехословакии недостаточно серьезно относилась к антикосмополитической кампании. [15]
Наследие [ править ]
В результате кампании многие советские евреи были уволены с работы, а евреям неофициально запретили занимать определенные должности. Например, в 1947 году евреи составляли 18 процентов советских научных работников, но к 1970 году это число снизилось до 7 процентов, что все еще было выше, чем примерно 3-4 процента всего советского населения, которое в то время они составляли. [16]
Все еврейское стало подавляться советской властью. Например, идишский стих в исполнении Михоэлса был вырезан из знаменитой колыбельной, которую по очереди пели лица разных национальностей в советском классическом фильме 1936 года «Цирк» , восстановленном в годы десталинизации. [17]
Американский историк Уолтер Лакер отмечал: «Когда в 1950-е годы при Сталине евреи Советского Союза подверглись жесточайшим нападениям и множество людей было казнено, это происходило под знаменем антисионизма, а не антисемитизма, которому было дано дурное имя Адольфа Гитлера». [18]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норвуд, Стивен Х. (2013). Антисемитизм и американские крайне левые . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 162–3. ISBN 978-1-107-03601-7 .
- ↑ Так, Блюменталь (2012: 93) цитирует «тонко завуалированный антисемитский образ космополита» — в Блюменталь, Хелейн Дебра (2012). Четырнадцать осужденных, три миллиона осужденных: дело Слански и восстановление еврейской идентичности после Холокоста (докторская диссертация). Калифорнийский университет в Беркли . .
- ^ Лабендз, Джейкоб Ари (2014). Переговоры по Чехословакии. Государство и евреи в коммунистической Центральной Европе: Чешские земли, 1945–1989 гг . Кандидатская диссертация, Вашингтонский университет ( читать онлайн ) — стр.55 (и пройти ).
- ^ Azadovskii & Egorov (2002) .
- ^ «Сталин об искусстве и культуре» . Полярный компас . 11 (10). Июнь 2003 года . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ Бибиков, В. (ноябрь 1988 г.). «Враг Лысенко Антон Жебрак реабилитирован» . Наука и технологии – СССР: Наука и техническая политика (Отчет). Информационная служба зарубежного вещания. стр. 70–71. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Добренко Евгений; Тиханов, Галин (2011). История русской литературной теории и критики: советский век и последующий период . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета . стр. 171–173. ISBN 978-0-8229-4411-9 .
- ^ Kostyrchenko, Gennady (October 2003). "«Delo Mikhoelsa»: Novyy Vzglyad" «дело Михоэлса»: Новый Взгляд [Дело Михоэлса: новый взгляд]. Лехаим (на русском языке).
- ^ Пинкус, Бенджамин (1984). Советское правительство и евреи 1948–1967: документированное исследование . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 183–184. ISBN 978-0-521-24713-9 – через Google Книги .
- ^ Рои, Яаков (2010). «Антикосмополитическая кампания» . Энциклопедия YIVO . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Ри, Эрик ван (2004). Политическая мысль Иосифа Сталина: исследование революционного патриотизма двадцатого века . Нью-Йорк: Рутледж . п. 205. ИСБН 978-0-7007-1749-1 – через Google Книги .
- ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Пинкус, Бенджамин (1990). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Издательство Кембриджского университета . стр. 152–157.
- ^ Франкл, Михал (2008). «Сланский процесс» . Энциклопедия YIVO . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Вейн, Мартин (2015). История чехов и евреев: Славянский Иерусалим . Рутледж . стр. 97, 156, 158. ISBN. 978-1-317-60821-9 – через Google Книги .
- ^ Джонсон, Пол (1987). История евреев . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- ^ "Festival' yevreyskoy temy: o chem na Arbuzz J-Fest rasskazyvali Kolbovskiy, YUzefovich, Fedorchenko i Ulitskaya" Фестиваль еврейской темы: о чем на Arbuzz J-Fest рассказывали Колбовский, Юзефович, Федорченко и Улицкая Фестиваль еврейской темы: о чем говорили Колбовский, Юзефович, Федорченко и Улицкая на Arbuzz J-Fest. Журнал Зима (на русском языке).
- ^ Лакер, Уолтер (2006). Умирать за Иерусалим: прошлое, настоящее и будущее святейшего города . Нейпервилл: Sourcebooks, Inc., с. 55. ИСБН 1-4022-0632-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Rosenfeld (Розенфельд), Boris Abramowitsch (Борис Абрамович) [in German] (2003). "Ob Isaake Moiseyeviche Yaglome" Об Исааке Моисеевиче Ягломе [Об Исааке Моисеевиче Ягломе]. Мат. просвещение (Мат. просвещение) : 25–28. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Получено 12 января 2022 г. - через math.ru. […] во время антисемитской кампании, известной как «борьба с космополитизмом», был уволен вместе с И.М. Гельфандом и И. С. Градштейном […] [во время антисемитской кампании, известной как «борьба с космополитизмом», был уволен вместе с И. М. Гельфандом и И. С. Градштейном .]
- ^ Вольфрам, Стивен (8 октября 2005 г.). «История и будущее специальных функций» . Wolfram Technology Conference, Festschrift для Олега Маричева , в честь его 60-летия (выступление, запись в блоге). Шампейн, Иллинойс, США: Stephen Wolfram, LLC . История создания Градштейна-Рыжика. Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
[…] Исраил Соломонович Градштейн родился в 1899 году в Одессе и стал профессором математики в Московском государственном университете . Но в 1948 году он был уволен в связи с советским нападением на еврейских ученых. Чтобы заработать деньги, он хотел написать книгу. И вот он решил опираться на таблицы Рыжика. Видимо, он никогда не встречал Рыжика. Но он создал новое издание, и уже по третьему изданию книга стала называться Градштейн-Рыжик . […] Градштейн умер естественной смертью в Москве в 1958 году. Хотя почему-то сложилась городская легенда, что один из авторов Градштейна-Рыжика был расстрелян за антисемитизм на том основании, что ошибка в их таблицах вызвала авиакатастрофа. […]
Дальнейшее чтение [ править ]
- Азадовский Константин; Егоров, Борис (2002). «От антизападничества к антисемитизму: Сталин и влияние «антикосмополитических» кампаний на советскую культуру» . Журнал исследований холодной войны . 4 (1): 66–80. дои : 10.1162/152039702753344834 . JSTOR 26925159 . S2CID 57565840 .
- Костырченко, Геннадий (1995). Из красных теней: антисемитизм в сталинской России . Книги Прометея. ISBN 978-0-87975-930-8 .