Живопись династии Тан
Во времена династии Тан , в период золотого века китайской цивилизации, китайская живопись резко развивалась, как по тематике, так и по технике. непреходящее влияние на Центральной и искусство Восточной Азии .
О танской живописи сохранилось немало литературных и документальных сведений, но произведений, особенно высочайшего качества, очень мало. Замурованная пещера в комплексе пещер Могао в Дуньхуане была обнаружена сэром Аурелом Стейном , в которой содержалась обширная коллекция, в основном буддийских писаний, а также несколько знамен и картин, что составляло самую большую сохранившуюся группу картин на шелке. Сейчас они находятся в Британском музее и других местах. Они не придворного качества, но демонстрируют различные стили, в том числе с влиянием дальнего запада. Как и в случае со скульптурой, другие сохранившиеся памятники стиля Тан находятся в Японии, хотя самый важный из них, в Наре, был в значительной степени уничтожен пожаром в 1949 году. [1]
Высеченные в скалах пещерные комплексы и королевские гробницы также содержат множество настенных росписей. Придворная живопись в основном сохранилась в виде копий, которые наверняка или возможно являются копиями гораздо более позднего времени, хотя передняя часть знаменитого портрета императора Сюаньцзуна коня «Сияющая в ночи белая» , вероятно, является оригиналом работы Хань Каня 740–760 годов. [2]
Династия Тан стала свидетелем зрелости традиции пейзажной живописи , известной как живопись шаньшуй (горная вода), которая стала самым престижным типом китайской живописи, особенно когда ее практиковали ученые-любители-чиновники или художники-литераторы в живописи тушью . В этих пейзажах, обычно монохромных и разреженных, целью было не точно воспроизвести внешний вид природы, а скорее уловить эмоцию или атмосферу, чтобы уловить «ритм» природы. В этот период зародилась многолетняя традиция Южной школы . [3]
Ранний период
[ редактировать ]В ранний период Тан стиль живописи в основном был унаследован от предыдущей династии Суй . В этот период большое развитие получила «живопись людей» (人物畫). Большую роль сыграли буддийская живопись и «придворная живопись», включая изображения Будды, монахов, дворян и т. д.
Одна из первых пейзажных фресок находится в Хань Сю могиле . [4]
Братья Ян Либэнь (閻立本) и Ян Лидэ (閻立德) были одними из самых плодовитых художников этого периода. Ян Либэнь был личным портретистом императора Тайцзуна , и его наиболее известные работы включают « Свиток тринадцати императоров» (歷代帝王圖).
Средний и поздний период
[ редактировать ]Техника пейзажной живописи ( шань-шуй ) в этот период быстро развивалась и достигла своего первого развития. Ли Сиксун (李思訓) и Ли Чжаодао (李昭道) (отец и сын) были самыми известными художниками в этой области. За это время художники преодолели основы восприятия глубины и использования рисуемой площади. Это позволило художникам придать пейзажным картинам более реалистичный вид. [5]
Живопись людей также достигла апогея. Выдающимся мастером в этой области является У Даоцзы (吳道子), которого называют «Мудрецом живописи». Среди работ Ву - «Бог, посылающий сына» (天王送子圖). Ву создал новую технику рисования под названием «Рисование водного щита» (蒓菜描). Большинство художников Тан обрисовывали фигуры тонкими черными линиями, использовали яркие цвета и тщательно прорисовывали контуры. Однако У Даоцзы использовал только черные чернила и свободно рисовал мазками, чтобы создавать картины тушью, которые были настолько захватывающими, что толпы собирались посмотреть, как он работает. С тех пор картины тушью больше не считались предварительными набросками или контурами, которые нужно заполнить цветом. Вместо этого их ценили как законченные произведения искусства.
Чжоу Фан (周昉) следовал гениальности У Даоцзы, своего современника. Чжоу рисовал для императора, темы его работ охватывали религиозные темы и повседневную жизнь. [6] Он создавал картины, изображавшие богинь по образцу императорских придворных дам, и это указывало на то, что религиозная живопись должна была стать более реалистичной, а светская живопись начала принимать свою первоначальную форму. Его портретные картины подчеркивали реальную жизнь и, будучи предшественниками картин светских дам, они оказали большое влияние на более поздние картины придворных дам. [7]
Великий поэт Ван Вэй (王維) впервые создал кистью и тушью картину шань -шуй , буквально «горы и воды» (水墨山水畫). Далее он сочетал литературу, особенно поэзию, с живописью. Использование линий в живописи стало гораздо более каллиграфическим, чем в ранний период.
Развивалась также теория живописи, в живопись были поглощены и объединены буддизм, даосизм и традиционная литература. Картины на архитектурных сооружениях, такие как фрески (壁畫), потолочные росписи, наскальные рисунки и росписи гробниц, были очень популярны. Примером могут служить картины в пещерах Могао в Синьцзяне того периода.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Салливан, 132–133.
- ^ Салливан, 134–135.
- ^ Салливан, 136–139.
- ^ «Обнаружена самая ранняя пейзажная фреска династии Тан» . Бюро культурного наследия провинции Шэньси . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Картрайт, Марк (11 октября 2017 г.). «Искусство династии Тан» . Энциклопедия всемирной истории . Креатив Коммонс . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- ^ «Чжоу Фан | Китайский художник | Британика» . www.britanica.com . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Умелые придворные художницы» . 17 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2005 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Салливан, Майкл , Искусство Китая , 1973, Sphere Books, ISBN 0351183345 (переработанное издание « Краткой истории китайского искусства» , 1967 г.)
- Эйхенбаум, Патрисия. Искусство Танского двора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1996.
- Лоер, Макс. Великие художники Китая . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1980.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |