Jump to content

Забулистан

(Перенаправлено с Забола (Шахнаме) )

Забулистан
Карта Забулистана VII-X веков.
Карта Забулистана VII-X веков.
Страна Афганистан
Капитал Газни

Забулистан ( персидский : زابلستان , Zābulistān , Zābolistān , Zāwulistan или просто Zabul Zābul , пушту : زابل Zābəl ) — исторический регион на юге Афганистана, примерно соответствующий современным провинциям Забул и Газни . [ 1 ] [ 2 ] После правления Газневидов (977–1186 гг.) слово «Забул» стало во многом синонимом названия его столицы и главного города Газни .

К десятому веку исламские источники упоминают Забулистан как часть Хорасанских маршей, пограничного региона между Хорасаном и Индией . [ 1 ] В «Тарих-и Систане» , законченном около 1062 года нашей эры, автор рассматривает Забул как часть земли Систана , простирающейся от оазиса Хамун до реки Инд . [ 3 ]

Сегодня современная афганская провинция Забул и иранский город Забол получили свои названия от этого исторического региона. Забулистан стал популяризирован как место рождения персонажа Ростама из Фирдоуси » « Шахнаме , в котором слово «Забулистан» используется как синоним слова « Систан », который был еще одним историческим регионом, расположенным на территории современного восточного Ирана ( провинция Систан и Белуджистан). ) и юго-западный Афганистан ( Нимруз , Гильменд и Кандагар ). [ 4 ]

Забулистан ( персидский : زابلستان ), персидское название региона, буквально означает «земля Забула». Этимология имени Забул была омрачена спекуляциями. Немецкий историк Маркварт предложил это слово, включая его необычный средневековый вариант Джавулистан (персидский: جابلستان ), как вариант санскритского термина. [ 5 ] Другие предполагают, что слово забул может быть аббревиатурой зунбила , предполагаемого королевского титула региона, известного из арабских источников, ранее читавшегося как рутбил , а теперь используемого для обозначения местной династии Заминдавара , ныне называемой Зунбилы . Однако в настоящее время это представление не совсем обосновано, и Минорский считает, что сходство по созвучию между этими двумя словами выглядит просто случайным. [ 5 ]

Джагуда (санскрит: जागुड ), что означает шафран , [ 6 ] было санскритское название региона. Также считается, что в 644 году н.э. китайский странствующий монах Сюаньцзан назвал его этим именем в китайской транслитерации Цау-ку-та . [ 5 ]

География

[ редактировать ]

Самое раннее подробное описание Забулистана содержится в « Великих танских записях о западных регионах» , написанных странствующим монахом Сюаньцзаном в начале седьмого века. Он помещает страну Цау-ку-та (Джагуда) между Великими Снежными горами ( Гиндукуш ) и Черным хребтом (вероятно, Сулейманскими горами ), граничащую со страной Вриштхана на севере, Капиши на северо-востоке и Кайканан на востоке. [ 7 ] Хотя китайские паломники никогда не исследовали юг или запад региона, из более поздних арабских источников известно, что Забулистан в это время граничил с Тураном на юге и Руххудом на западе.

«Страна Джагуда имеет площадь более семи тысяч ли в окружности, а ее столица, называемая Хексина ( Газни ), имеет площадь более тридцати ли в окружности; но столица иногда располагается в городе Хесалуо (Гузар), который также В окружности более тридцати ли , оба города сильно укреплены и занимают неуязвимые позиции. Горы и долины богаты природными ресурсами, а обрабатываемые сельскохозяйственные угодья, разделенные хребтами, высоки и засушливы. сеют в подходящее время года, озимая пшеница обильна, а растительность обильна цветами и плодами. Почва хороша для выращивания ароматной куркумы, и из нее растет трава хингу ( Ferula asafoetida ), которая растет в долине Рама-Инду. В городе Хесалуо есть бьющие источники, вода из которых течет во все стороны, и люди используют ее для орошения. Климат очень холодный, с сильными морозами и снегом». - Сюаньцзан , 644 г. н.э. [ 7 ]

В средневековую исламскую эпоху этот регион постоянно упоминается в географических трудах, таких как Истахри «Китаб аль-Масалик» (930-933 гг. н.э.), « Худуд аль-Алам» (982 г. н.э.), Казвини « Нужат аль-Кулуб» и т. д. [ 8 ] Засушливый регион среди маршей Хорасана, известный своими плодами, хорошими охотничьими угодьями и прекрасными пастбищами. [ 9 ] Этот регион также описан Захиром уд-Дином Бабуром в начале шестнадцатого века в его мемуарах « Бабурнама» , которые он примерно приравнивает к тимуридской провинции Газни. В настоящее время регион Газни описывается как граничащий с Кабулом на северо-востоке, Зурматом на востоке и Кандагаром на юго-западе.

«Газни, находящийся в третьем климате, также известен как Забул. Забулистан состоит из этой провинции, и некоторые считают, что Кандагар находится в Забулистане. Газни находится в четырнадцати лигах к юго-западу от Кабула. Те, кто идет по дороге, покидают Газни на рассвете и прибывают в Кабул. во второй половине дня, тогда как дорога в тринадцать лиг между Кабулом и Адинапуром (около современного Джелалабада ) настолько плоха, что никто не может проехать ее за день. Это жалкая провинция. Река представляет собой четырех- или пятимиллионный поток. Газни и еще четыре или пять деревень орошаются из него, а еще три или четыре других орошаются подземными акведуками. Виноград и дыни в Газни лучше, чем в Кабуле, яблоки также хороши и вывозятся в Индостан (Индия); Сельское хозяйство является трудоемким, потому что каждый год необходимо завозить новую почву для любого количества засеянной земли. Урожайность, однако, лучше, чем в Кабуле. Они сажают марену, лучший урожай, который вывозят в Индостан. " Захир уд-Дин Бабур , 1504–1506 гг. н.э.

Доисламский период

[ редактировать ]

Первые упоминания о регионе совпадают с его захватом иранскими гуннами в IV веке. Первоначально был завоеван Алханом , затем Незаками в V веке. [ 3 ] Этот регион перешел под власть тюркских шахов находился под контролем группы свободных сюзеренов индуистских шахов в 7 веке, а затем до 10 века . По словам Андре Винка:

Однако ясно, что в VII-IX веках Зунбилы и их родственники Кабулшахи правили преимущественно индийским, а не персидским царством. Арабские географы, по сути, обычно говорят о «том короле аль-Хинда... (который) носил титул Зунбиль». [ 10 ]

Этот регион был окончательно завоеван и исламизирован Газневидами после 961 года нашей эры. [ 11 ]

Первые упоминания слова Забул происходят от чеканки так называемых «ранних анонимных правителей кланов». Это были вожди племен конца четвертого века и, возможно, бывшие правители Сасанидов с севера Гиндукуша, которые, следуя примеру кидаритов , провозгласили независимость от господства Сасанидов . К 384/5 г. н.э. они контролировали Капиши и Гандхару и начали чеканить свои собственные характерные монеты на бывшем Сасанидском монетном дворе. [ 12 ] На наборе этих анонимных монет, в том числе некоторых монетах короля Хингила I , первого из алханских царей, известного по имени, была надпись «Шах Завбул Алхан» ( бактрийский : ϸαυο ζαοβλ αλχανο), переведенная как «Царь Забула Алхана». [ 13 ] Это предполагает контроль алханов над регионом Забулистана к юго-западу от современного Кабула с ранних времен доминирования алханов в регионе. [ 3 ] свидетельствует разнообразие алханских монет, отчеканенных одновременно в разных регионах империи, которые к 484 г. Власть алханов, в основном базировавшаяся в долинах Каписа и Гандхара, редко концентрировалась в руках одного короля, о чем Центральная Индия. [ 14 ] Предполагается, что Северный Забулистан оставался под номинальным контролем алханских правителей Капиши , а остальная часть оставалась под номинальным правлением Сасанидов до Пероза I поражения от эфталитов в 484 году нашей эры, что способствовало захвату Забулистана новым независимым правителем Незаком. Шах . [ нужна ссылка ]

После падения контроля Сасанидов в Тохаристане в 484 г. н.э. и распространения алханской чеканки на Индийский субконтинент нумизматические данные свидетельствуют о консолидации новой династии в Каписе и Забуле. Династия Незак-шаха , известная своим уникальным дизайном монет и печатью Пехлеви Незак-шаха (ранее интерпретируемой Гёблом как Напки МЛК) на своих монетах, предположительно открыла монетный двор в Газни (монеты которого Гёбл идентифицирует как š-группу Незака). чеканка монет) после 484 г. н.э. Позже им удалось также укрепить свою власть над Капиши , где они захватили местный монетный двор примерно в первой четверти VI века н.э. (монеты которого Гёбл идентифицирует как ā-группу). В отличие от современных эфталитов и алханов , они не использовали тамгу , а вместо этого носили золотую крылатую корону с головой быка в качестве своего основного символа. [ 3 ]

Предполагается , что где-то после 532 г. н. э., после Михракулы опустошительного поражения против Ясодхармана при Мавле , власть Алхана впоследствии вернулась в долины Гандхары и Капиши , таким образом, ему пришлось противостоять Незакам. Была ли эта встреча в основном мирной или враждебной, в настоящее время неизвестно, но она частично зафиксирована в нумизматических свидетельствах, от монет Алхана, отчеканенных в Гандхаре, с характерной короной Незака с бычьей головой над типично алханским рисунком, до чрезмерных чеканок монет Незака в вторая половина VI века алханским правителем Тораманом II . [ 3 ] Примерно в тот же период сасаниды при Хосрове I (годы правления 531-579) ненадолго восстановили свой контроль над Балхом , а также, вероятно, и Забулистаном, что подтверждается найденной там сасанидской административной печатью того же периода. [ 13 ] После сасанидского контроля над Забулистаном к концу VI века новая группа монет отчеканена с клеймом š-мята (Забул) и имеет дизайн, напоминающий чеканку монет Алхана и Незака, хотя в конечном итоге отсутствует корона с головой быка. Алхана чеканка Незака и чеканилась тамгой , тогда как чеканка Незака сохранилась в Капиши . Этот новый выпуск известен как кроссовер Алхан-Незак, и эта династия продолжала чеканить монеты на монетном дворе Газни до середины VII века. [ 13 ]

Рутбилы и кабульские шахи

[ редактировать ]

В регион южного Афганистана впервые вторглись арабы-мусульмане из Заранджа (ныне провинция Нимруз) . Оттуда они двинулись в сторону Боста , Кандагара , Забулистана и достигли Кабула. В 683 году Кабул восстал и разгромил мусульманскую армию. [ 15 ]

По словам Андре Винка:

«На юге и востоке Афганистана, в регионах Заминдавара (Замин Датбар или земля творца справедливости, классическая Архозия) и Забулистана или Забула (Джабала, Капиша , Киа пи ши) и Кабула арабы фактически противостояли более чем два века, с 643 по 870 год нашей эры, коренными правителями Зунбилами и родственными им Кабул-шахами из династии, которая стала известна как буддисты-шахи. Вместе с Макраном , Белуджистаном и большей частью Синда эту территорию можно считать принадлежащей к Культурная и политическая пограничная зона между Индией и Персией . Однако ясно, что в VII-IX веках Зунбилы и их родственники Кабулшахи правили преимущественно индийским, а не персидским царством. Об этом фактически обычно говорят арабские географы. король «Аль-Хинда» ... (который) носил титул Зунбил». [ 16 ]

По данным CE Bosword:

«Одним из наиболее важных аспектов ранней политики Саффаридов , имевших значение для распространения ислама в Афганистане и на границах Индии спустя долгое время после того, как их империя рухнула, была экспансия в восточный Афганистан. Первые арабские правители Систана имели времена проникли до Газаны и Кабула , но это были не более чем набеги рабов и грабежей. Местные правители этих регионов, прежде всего линия Зунбилов, правивших в Заминдаваре и Забулистане, оказывали ожесточенное сопротивление. вероятно, эпигоны южного гепталитского или хионитского царства Забул, эти Зунбилы неоднократно наносили резкие поражения мусульманам. Зунбилы были связаны с Кабул-шахами династии Шахи ; вся речная долина была в это время культурно; и в религиозном отношении это форпост индийского мира, каким он, конечно, был в предыдущие века, во времена расцвета буддийской цивилизации Гандхара ». [ 17 ]

Кабульские шахи обычно делятся на две эпохи: буддийские шахи и индуистские шахи, причем считается, что смена произошла где-то около 870 г. н.э. Королевство было известно как Кабул-Шахан или Ратбельшахан с 565 по 670 год нашей эры, когда столицы располагались в Каписе и Кабуле, а позже в Удабхандапуре , также известном как Хунд. [ 18 ] для своей новой столицы. [ 19 ] [ 20 ] [ а ] Королевства Каписа - Гандхара в современном Афганистане, Забулистан и Синд (который тогда владел Макраном) в современном Пакистане, все из которых были культурной и политической частью древней Индии . с древних времен [ 21 ] были известны как «Граница Аль-Хинда».

Нашествие Саффаридов и Газневидов

[ редактировать ]

«Нам говорят, что только в 870 году нашей эры Забулистан был окончательно завоеван неким Якубом , который был фактическим правителем соседней иранской провинции Сиестан . Царь был убит, а его подданные стали мусульманами». [ 22 ]

Индуистские шахи под руководством Джаяпалы известны своей борьбой за защиту своего королевства от Газневидов за контроль над Забулистаном и прилегающим регионом. Джаяпала увидел опасность в объединении Газневидов и вторгся в их столицу Газни как во время правления Себуктигина , так и во время правления его сына Махмуда , что положило начало борьбе мусульманских Газневидов и индуистских шахов. [ 23 ] Однако Себук Тигин победил его, и он был вынужден выплатить контрибуцию. [ 23 ] Джаяпала не выполнил платеж и снова вышел на поле боя. [ 23 ] Джаяпала, однако, потерял контроль над всем регионом от Забулистана до между Кабулской долиной и рекой Инд . [ 24 ]

Однако армия Джаяпалы была безнадежна в битве против сил Газневидов, особенно против молодого Махмуда Газни. [ 24 ] В 1001 году, вскоре после того, как султан Махмуд пришел к власти и был оккупирован Караханидами к северу от Гиндукуша , Джаяпала снова напал на Газни , потерпев еще одно поражение от могущественных сил Газневидов недалеко от современного Пешавара . После битвы при Пешаваре он покончил жизнь самоубийством, поскольку его подданные думали, что он принес шахам катастрофу и позор. [ 23 ] [ 24 ] Джаяпале наследовал его сын Анандапала . [ 23 ] которые вместе с другими последующими поколениями шахов принимали участие в различных неудачных кампаниях против наступающих Газневидов, но не увенчались успехом. Эти победы Газневидов в этих войнах привели к исламизации Забулистана и прилегающих регионов. [ 23 ]

Индуистский и буддийский период

[ редактировать ]

Известно, что в индуистский и буддийский период Забулистан был местом различных религиозных культов и практик, а Газни был старой остановкой в ​​торговле шелком и специями, протекавшей между Тохаристаном и Индией . Китайский монах Сюаньцзан записал многочисленные буддийские ступы и монастыри, предположительно построенные Ашокой , а также несколько десятков индуистских храмов, которые были разрушены исламскими захватчиками около 653/54 г. н.э. [ 25 ] Сюаньцзан также рассказал о Забуле (которого он назвал санскритским именем Джагуда ), которого он описывает как в основном индуиста, хотя также уважает буддизм Махаяны , который, хотя и в меньшинстве, пользовался поддержкой своих членов королевской семьи. Что касается других культов, бог Шуна, [ 26 ] описывается как главное божество страны. [ 7 ]

Недавно раскопанная буддийская ступа в Мес Айнаке в провинции Логар . Подобные ступы были обнаружены в соседней провинции Газни , в том числе в северной провинции Саманган .

Хотя они поклоняются разным богам, они уважают Тройную Драгоценность. Есть несколько сотен монастырей, в которых проживает более десяти тысяч монахов, каждый из которых изучает учение Махаяны. Правящий король — человек чистой веры, унаследовавший трон, передаваемый из поколения в поколение. Он посвятил себя совершению достойных дел, умен и прилежен. Царем Ашокой построено более десяти ступ. Дэва-храмов насчитывается несколько десятков, и еретики, которых большинство, живут вместе. У них чрезвычайно много учеников, и они поклоняются богу Шуне.

- Сюаньцзан , Великие Танские записи о западных регионах, 644 г. н.э. [ 7 ]

Далее он описывает бога, живущего на вершине горы в Забуле, называемой горой Шунасира , куда люди приходили «издалека, из ближнего, с высокого и низкого», даже привлекая царей, министров, чиновников и простых людей из регионов, где разные обычаи. были замечены, чтобы отдать дань уважения и сделать пожертвования. [ 7 ]

Они либо предлагают золото, серебро и редкие драгоценные камни, либо преподносят богу овец, лошадей и других домашних животных, соревнуясь друг с другом, чтобы показать свое благочестие и искренность. Поэтому золото и серебро разбросаны по всей земле, а овцы и лошади наполняют долину. Никто не осмеливается желать их, поскольку каждый стремится принести подношения богу. Тем, кто уважает еретиков, служит им и всем сердцем практикует аскетизм, бог передает магические заклинания, которые еретики в большинстве случаев эффективно используют; для лечения заболеваний они весьма эффективны. [ 5 ]

- Сюаньцзан , 644 г. н.э.

Бог Суна снова упоминается в исламских источниках при описании завоевания Саффаридом Забулистана, в арабском переводе Зун ( араб . زون). В этих источниках упоминаются два храма: один в Заминдаваре и один в Саккаванде . Храм в Саккаванде был разграблен и разграблен в 870 году нашей эры. [ 27 ] [ 28 ]

«Рассказывают, что Амру Лаис передал Фардгану пост губернатора Забулистана и отправил его туда во главе четырех тысяч лошадей. В стране было большое место поклонения богу Жуну, которое называлось Сакаванд, и люди использовали чтобы совершить паломничество к идолам этого места. Когда Фардаган прибыл в Забулистан, он повел свою армию против него, разбил храмы на куски и разгромил идолопоклонников. Часть добычи он раздал войскам, а остальное он раздал. отправлен в Амру Лаис». [ 29 ]

«Фардаган, правитель области Забулистана вокруг Газни под предводительством Амра ибн Лайта , разграбил Сакаванд, место паломничества к богу Жуну, которое находилось в пределах королевства шахов». [ 30 ]

«Деятельность братьев Саффаридов на индийской границе привлекла особое внимание в Халифате благодаря заботе, которую они проявили при отправке экзотических подарков, полученных в результате разграбления, ко двору Аббасидов. Якуб, например, в свое время отправил пятьдесят золотых и серебряных идолов из Кабул халифу Аль-Мутамиду, который отправил их в Мекку. Еще один набор идолов, щедро украшенных драгоценностями и серебром, присланный им, Амром, в 896 году из Сакаванда (место в долине Логар между Газни и Кабулом, которое источники описывают как центр паломничества, посвященный богу Жуну), вызвали в Багдаде сенсацию из-за своей странности». [ 31 ]

Сакаванд в паломническом центре

[ редактировать ]

Сакаванд был крупным центром индуистского паломничества. [ 27 ] [ 28 ]

«Рассказывают, что Амру Лаис передал Фардгану пост губернатора Забулистана и отправил его туда во главе четырех тысяч лошадей. В стране было большое место поклонения богу Жуну, которое называлось Сакаванд, и люди использовали чтобы совершить паломничество к идолам этого места. Когда Фардаган прибыл в Забулистан, он повел свою армию против него, разбил храмы на куски и разгромил идолопоклонников. Часть добычи он раздал войскам, а остальное он раздал. отправлен в Амру Лаис». [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кей 2000 , с. 203: Индуистские шахи, и в конце девятого века велика была [их слава]... в 870 году сам Кабул был захвачен [утрачен] ... Но в Пенджабе они консолидировали свое королевство и основали новую столицу сначала в Хунде.
  1. ^ Jump up to: а б Минорский 2015 , с. 112.
  2. ^ Лейден и Эрскин 1921 , с. 8.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Резахани 2017 , с. 115.
  4. ^ Минорский 2015 , с. 110.
  5. ^ Jump up to: а б с д Минорский 2015 , с. 346.
  6. ^ Определение джагуды и .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Тот самый 1995 год .
  8. ^ Минорский 1937 , с. 165.
  9. ^ Мустафи 1919 .
  10. ^ Wink 1996 , стр. 112–114.
  11. ^ ḠAZNĪ — Иранская энциклопедия .
  12. ^ pro.geo.univie.ac.at (1) .
  13. ^ Jump up to: а б с Вондровец 2014 .
  14. ^ pro.geo.univie.ac.at (2) .
  15. ^ Империя Гуптов и Индия (320 г. н.э. – 750 г. н.э.) и .
  16. ^ Wink 2002 , с. 112.
  17. ^ Босворт 1975 , с. 111.
  18. ^ Сехрай, Фидаулла (1979). Хунд: Забытый город Гандхара , с. 2. Новая серия публикаций Пешаварского музея, Пешавар.
  19. ^ Шахи Афганистан и Пенджаб , 1973, стр. 1, 45–46, 48, 80, доктор Д.Б. Панди; Шаки в Индии и их влияние на индийскую жизнь и культуру, 1976, с. 80, Вишва Митра Мохан – индоскифы; Страна, культура и политическая жизнь в ранней и средневековой Индии, 2004, с. 34 года, Дауд Али.
  20. ^ Журнал Королевского азиатского общества , 1954, стр. 112 и далее; «Шахи Афганистана и Пенджаба», 1973, с. 46, д-р Д.Б. Панди; Шаки в Индии и их влияние на индийскую жизнь и культуру , 1976, с. 80, Вишва Митра Мохан – индоскифы.
  21. ^ Мехта, Джасвант Лал, «Продвинутое исследование истории средневековой Индии, том 1», стр. 31
  22. ^ Средневековая Индия, часть 1, Сатиш Чандра, стр. 17
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 3.
  24. ^ Jump up to: а б с Амир Насир-од-Дин .
  25. ^ pro.geo.univie.ac.at (3) .
  26. ^ Моргеншерн 2003 .
  27. ^ Jump up to: а б Мишра 1972 , стр. 42–43.
  28. ^ Jump up to: а б Эллиот 1953 , с. 20.
  29. ^ Jump up to: а б Джамиу-л-Хикаят Мухаммеда Уффи, страница 175 из «Истории Индии», рассказанная ее собственными историками Его Величеством Эллиотом и Доусоном, том 2.
  30. ^ Маджумдар 1964 , стр. 113.
  31. ^ Wink 2002 , с. 124.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1c403bd85605b38e4473c2aedab06e6__1699061100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/e6/c1c403bd85605b38e4473c2aedab06e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zabulistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)