Забулистан
Забулистан | |
---|---|
![]() Карта Забулистана VII-X веков. | |
Страна | Афганистан |
Капитал | Газни |
История Афганистана |
---|
![]() |
Хронология |
История Ирана |
---|
![]() |
Хронология ![]() |
Забулистан ( персидский : زابلستان , Zābulistān , Zābolistān , Zāwulistan или просто Zabul Zābul , пушту : زابل Zābəl ) — исторический регион на юге Афганистана, примерно соответствующий современным провинциям Забул и Газни . [ 1 ] [ 2 ] После правления Газневидов (977–1186 гг.) слово «Забул» стало во многом синонимом названия его столицы и главного города Газни .
К десятому веку исламские источники упоминают Забулистан как часть Хорасанских маршей, пограничного региона между Хорасаном и Индией . [ 1 ] В «Тарих-и Систане» , законченном около 1062 года нашей эры, автор рассматривает Забул как часть земли Систана , простирающейся от оазиса Хамун до реки Инд . [ 3 ]
Сегодня современная афганская провинция Забул и иранский город Забол получили свои названия от этого исторического региона. Забулистан стал популяризирован как место рождения персонажа Ростама из Фирдоуси » « Шахнаме , в котором слово «Забулистан» используется как синоним слова « Систан », который был еще одним историческим регионом, расположенным на территории современного восточного Ирана ( провинция Систан и Белуджистан). ) и юго-западный Афганистан ( Нимруз , Гильменд и Кандагар ). [ 4 ]
Имена
[ редактировать ]Забулистан ( персидский : زابلستان ), персидское название региона, буквально означает «земля Забула». Этимология имени Забул была омрачена спекуляциями. Немецкий историк Маркварт предложил это слово, включая его необычный средневековый вариант Джавулистан (персидский: جابلستان ), как вариант санскритского термина. [ 5 ] Другие предполагают, что слово забул может быть аббревиатурой зунбила , предполагаемого королевского титула региона, известного из арабских источников, ранее читавшегося как рутбил , а теперь используемого для обозначения местной династии Заминдавара , ныне называемой Зунбилы . Однако в настоящее время это представление не совсем обосновано, и Минорский считает, что сходство по созвучию между этими двумя словами выглядит просто случайным. [ 5 ]
Джагуда (санскрит: जागुड ), что означает шафран , [ 6 ] было санскритское название региона. Также считается, что в 644 году н.э. китайский странствующий монах Сюаньцзан назвал его этим именем в китайской транслитерации Цау-ку-та . [ 5 ]
География
[ редактировать ]Самое раннее подробное описание Забулистана содержится в « Великих танских записях о западных регионах» , написанных странствующим монахом Сюаньцзаном в начале седьмого века. Он помещает страну Цау-ку-та (Джагуда) между Великими Снежными горами ( Гиндукуш ) и Черным хребтом (вероятно, Сулейманскими горами ), граничащую со страной Вриштхана на севере, Капиши на северо-востоке и Кайканан на востоке. [ 7 ] Хотя китайские паломники никогда не исследовали юг или запад региона, из более поздних арабских источников известно, что Забулистан в это время граничил с Тураном на юге и Руххудом на западе.
«Страна Джагуда имеет площадь более семи тысяч ли в окружности, а ее столица, называемая Хексина ( Газни ), имеет площадь более тридцати ли в окружности; но столица иногда располагается в городе Хесалуо (Гузар), который также В окружности более тридцати ли , оба города сильно укреплены и занимают неуязвимые позиции. Горы и долины богаты природными ресурсами, а обрабатываемые сельскохозяйственные угодья, разделенные хребтами, высоки и засушливы. сеют в подходящее время года, озимая пшеница обильна, а растительность обильна цветами и плодами. Почва хороша для выращивания ароматной куркумы, и из нее растет трава хингу ( Ferula asafoetida ), которая растет в долине Рама-Инду. В городе Хесалуо есть бьющие источники, вода из которых течет во все стороны, и люди используют ее для орошения. Климат очень холодный, с сильными морозами и снегом». - Сюаньцзан , 644 г. н.э. [ 7 ]
В средневековую исламскую эпоху этот регион постоянно упоминается в географических трудах, таких как Истахри «Китаб аль-Масалик» (930-933 гг. н.э.), « Худуд аль-Алам» (982 г. н.э.), Казвини « Нужат аль-Кулуб» и т. д. [ 8 ] Засушливый регион среди маршей Хорасана, известный своими плодами, хорошими охотничьими угодьями и прекрасными пастбищами. [ 9 ] Этот регион также описан Захиром уд-Дином Бабуром в начале шестнадцатого века в его мемуарах « Бабурнама» , которые он примерно приравнивает к тимуридской провинции Газни. В настоящее время регион Газни описывается как граничащий с Кабулом на северо-востоке, Зурматом на востоке и Кандагаром на юго-западе.
«Газни, находящийся в третьем климате, также известен как Забул. Забулистан состоит из этой провинции, и некоторые считают, что Кандагар находится в Забулистане. Газни находится в четырнадцати лигах к юго-западу от Кабула. Те, кто идет по дороге, покидают Газни на рассвете и прибывают в Кабул. во второй половине дня, тогда как дорога в тринадцать лиг между Кабулом и Адинапуром (около современного Джелалабада ) настолько плоха, что никто не может проехать ее за день. Это жалкая провинция. Река представляет собой четырех- или пятимиллионный поток. Газни и еще четыре или пять деревень орошаются из него, а еще три или четыре других орошаются подземными акведуками. Виноград и дыни в Газни лучше, чем в Кабуле, яблоки также хороши и вывозятся в Индостан (Индия); Сельское хозяйство является трудоемким, потому что каждый год необходимо завозить новую почву для любого количества засеянной земли. Урожайность, однако, лучше, чем в Кабуле. Они сажают марену, лучший урожай, который вывозят в Индостан. " Захир уд-Дин Бабур , 1504–1506 гг. н.э.
История
[ редактировать ]Доисламский период
[ редактировать ]Первые упоминания о регионе совпадают с его захватом иранскими гуннами в IV веке. Первоначально был завоеван Алханом , затем Незаками в V веке. [ 3 ] Этот регион перешел под власть тюркских шахов находился под контролем группы свободных сюзеренов индуистских шахов в 7 веке, а затем до 10 века . По словам Андре Винка:
Однако ясно, что в VII-IX веках Зунбилы и их родственники Кабулшахи правили преимущественно индийским, а не персидским царством. Арабские географы, по сути, обычно говорят о «том короле аль-Хинда... (который) носил титул Зунбиль». [ 10 ]
Этот регион был окончательно завоеван и исламизирован Газневидами после 961 года нашей эры. [ 11 ]
Алханы
[ редактировать ]Первые упоминания слова Забул происходят от чеканки так называемых «ранних анонимных правителей кланов». Это были вожди племен конца четвертого века и, возможно, бывшие правители Сасанидов с севера Гиндукуша, которые, следуя примеру кидаритов , провозгласили независимость от господства Сасанидов . К 384/5 г. н.э. они контролировали Капиши и Гандхару и начали чеканить свои собственные характерные монеты на бывшем Сасанидском монетном дворе. [ 12 ] На наборе этих анонимных монет, в том числе некоторых монетах короля Хингила I , первого из алханских царей, известного по имени, была надпись «Шах Завбул Алхан» ( бактрийский : ϸαυο ζαοβλ αλχανο), переведенная как «Царь Забула Алхана». [ 13 ] Это предполагает контроль алханов над регионом Забулистана к юго-западу от современного Кабула с ранних времен доминирования алханов в регионе. [ 3 ] свидетельствует разнообразие алханских монет, отчеканенных одновременно в разных регионах империи, которые к 484 г. Власть алханов, в основном базировавшаяся в долинах Каписа и Гандхара, редко концентрировалась в руках одного короля, о чем Центральная Индия. [ 14 ] Предполагается, что Северный Забулистан оставался под номинальным контролем алханских правителей Капиши , а остальная часть оставалась под номинальным правлением Сасанидов до Пероза I поражения от эфталитов в 484 году нашей эры, что способствовало захвату Забулистана новым независимым правителем Незаком. Шах . [ нужна ссылка ]
Незаки
[ редактировать ]После падения контроля Сасанидов в Тохаристане в 484 г. н.э. и распространения алханской чеканки на Индийский субконтинент нумизматические данные свидетельствуют о консолидации новой династии в Каписе и Забуле. Династия Незак-шаха , известная своим уникальным дизайном монет и печатью Пехлеви Незак-шаха (ранее интерпретируемой Гёблом как Напки МЛК) на своих монетах, предположительно открыла монетный двор в Газни (монеты которого Гёбл идентифицирует как š-группу Незака). чеканка монет) после 484 г. н.э. Позже им удалось также укрепить свою власть над Капиши , где они захватили местный монетный двор примерно в первой четверти VI века н.э. (монеты которого Гёбл идентифицирует как ā-группу). В отличие от современных эфталитов и алханов , они не использовали тамгу , а вместо этого носили золотую крылатую корону с головой быка в качестве своего основного символа. [ 3 ]
Предполагается , что где-то после 532 г. н. э., после Михракулы опустошительного поражения против Ясодхармана при Мавле , власть Алхана впоследствии вернулась в долины Гандхары и Капиши , таким образом, ему пришлось противостоять Незакам. Была ли эта встреча в основном мирной или враждебной, в настоящее время неизвестно, но она частично зафиксирована в нумизматических свидетельствах, от монет Алхана, отчеканенных в Гандхаре, с характерной короной Незака с бычьей головой над типично алханским рисунком, до чрезмерных чеканок монет Незака в вторая половина VI века алханским правителем Тораманом II . [ 3 ] Примерно в тот же период сасаниды при Хосрове I (годы правления 531-579) ненадолго восстановили свой контроль над Балхом , а также, вероятно, и Забулистаном, что подтверждается найденной там сасанидской административной печатью того же периода. [ 13 ] После сасанидского контроля над Забулистаном к концу VI века новая группа монет отчеканена с клеймом š-мята (Забул) и имеет дизайн, напоминающий чеканку монет Алхана и Незака, хотя в конечном итоге отсутствует корона с головой быка. Алхана чеканка Незака и чеканилась тамгой , тогда как чеканка Незака сохранилась в Капиши . Этот новый выпуск известен как кроссовер Алхан-Незак, и эта династия продолжала чеканить монеты на монетном дворе Газни до середины VII века. [ 13 ]
Рутбилы и кабульские шахи
[ редактировать ]В регион южного Афганистана впервые вторглись арабы-мусульмане из Заранджа (ныне провинция Нимруз) . Оттуда они двинулись в сторону Боста , Кандагара , Забулистана и достигли Кабула. В 683 году Кабул восстал и разгромил мусульманскую армию. [ 15 ]
По словам Андре Винка:
«На юге и востоке Афганистана, в регионах Заминдавара (Замин Датбар или земля творца справедливости, классическая Архозия) и Забулистана или Забула (Джабала, Капиша , Киа пи ши) и Кабула арабы фактически противостояли более чем два века, с 643 по 870 год нашей эры, коренными правителями Зунбилами и родственными им Кабул-шахами из династии, которая стала известна как буддисты-шахи. Вместе с Макраном , Белуджистаном и большей частью Синда эту территорию можно считать принадлежащей к Культурная и политическая пограничная зона между Индией и Персией . Однако ясно, что в VII-IX веках Зунбилы и их родственники Кабулшахи правили преимущественно индийским, а не персидским царством. Об этом фактически обычно говорят арабские географы. король «Аль-Хинда» ... (который) носил титул Зунбил». [ 16 ]
По данным CE Bosword:
«Одним из наиболее важных аспектов ранней политики Саффаридов , имевших значение для распространения ислама в Афганистане и на границах Индии спустя долгое время после того, как их империя рухнула, была экспансия в восточный Афганистан. Первые арабские правители Систана имели времена проникли до Газаны и Кабула , но это были не более чем набеги рабов и грабежей. Местные правители этих регионов, прежде всего линия Зунбилов, правивших в Заминдаваре и Забулистане, оказывали ожесточенное сопротивление. вероятно, эпигоны южного гепталитского или хионитского царства Забул, эти Зунбилы неоднократно наносили резкие поражения мусульманам. Зунбилы были связаны с Кабул-шахами династии Шахи ; вся речная долина была в это время культурно; и в религиозном отношении это форпост индийского мира, каким он, конечно, был в предыдущие века, во времена расцвета буддийской цивилизации Гандхара ». [ 17 ]
![]() |
Кабульские шахи обычно делятся на две эпохи: буддийские шахи и индуистские шахи, причем считается, что смена произошла где-то около 870 г. н.э. Королевство было известно как Кабул-Шахан или Ратбельшахан с 565 по 670 год нашей эры, когда столицы располагались в Каписе и Кабуле, а позже в Удабхандапуре , также известном как Хунд. [ 18 ] для своей новой столицы. [ 19 ] [ 20 ] [ а ] Королевства Каписа - Гандхара в современном Афганистане, Забулистан и Синд (который тогда владел Макраном) в современном Пакистане, все из которых были культурной и политической частью древней Индии . с древних времен [ 21 ] были известны как «Граница Аль-Хинда».
Нашествие Саффаридов и Газневидов
[ редактировать ]«Нам говорят, что только в 870 году нашей эры Забулистан был окончательно завоеван неким Якубом , который был фактическим правителем соседней иранской провинции Сиестан . Царь был убит, а его подданные стали мусульманами». [ 22 ]
Индуистские шахи под руководством Джаяпалы известны своей борьбой за защиту своего королевства от Газневидов за контроль над Забулистаном и прилегающим регионом. Джаяпала увидел опасность в объединении Газневидов и вторгся в их столицу Газни как во время правления Себуктигина , так и во время правления его сына Махмуда , что положило начало борьбе мусульманских Газневидов и индуистских шахов. [ 23 ] Однако Себук Тигин победил его, и он был вынужден выплатить контрибуцию. [ 23 ] Джаяпала не выполнил платеж и снова вышел на поле боя. [ 23 ] Джаяпала, однако, потерял контроль над всем регионом от Забулистана до между Кабулской долиной и рекой Инд . [ 24 ]
Однако армия Джаяпалы была безнадежна в битве против сил Газневидов, особенно против молодого Махмуда Газни. [ 24 ] В 1001 году, вскоре после того, как султан Махмуд пришел к власти и был оккупирован Караханидами к северу от Гиндукуша , Джаяпала снова напал на Газни , потерпев еще одно поражение от могущественных сил Газневидов недалеко от современного Пешавара . После битвы при Пешаваре он покончил жизнь самоубийством, поскольку его подданные думали, что он принес шахам катастрофу и позор. [ 23 ] [ 24 ] Джаяпале наследовал его сын Анандапала . [ 23 ] которые вместе с другими последующими поколениями шахов принимали участие в различных неудачных кампаниях против наступающих Газневидов, но не увенчались успехом. Эти победы Газневидов в этих войнах привели к исламизации Забулистана и прилегающих регионов. [ 23 ]
Религия
[ редактировать ]Индуистский и буддийский период
[ редактировать ]Известно, что в индуистский и буддийский период Забулистан был местом различных религиозных культов и практик, а Газни был старой остановкой в торговле шелком и специями, протекавшей между Тохаристаном и Индией . Китайский монах Сюаньцзан записал многочисленные буддийские ступы и монастыри, предположительно построенные Ашокой , а также несколько десятков индуистских храмов, которые были разрушены исламскими захватчиками около 653/54 г. н.э. [ 25 ] Сюаньцзан также рассказал о Забуле (которого он назвал санскритским именем Джагуда ), которого он описывает как в основном индуиста, хотя также уважает буддизм Махаяны , который, хотя и в меньшинстве, пользовался поддержкой своих членов королевской семьи. Что касается других культов, бог Шуна, [ 26 ] описывается как главное божество страны. [ 7 ]

Хотя они поклоняются разным богам, они уважают Тройную Драгоценность. Есть несколько сотен монастырей, в которых проживает более десяти тысяч монахов, каждый из которых изучает учение Махаяны. Правящий король — человек чистой веры, унаследовавший трон, передаваемый из поколения в поколение. Он посвятил себя совершению достойных дел, умен и прилежен. Царем Ашокой построено более десяти ступ. Дэва-храмов насчитывается несколько десятков, и еретики, которых большинство, живут вместе. У них чрезвычайно много учеников, и они поклоняются богу Шуне.
- Сюаньцзан , Великие Танские записи о западных регионах, 644 г. н.э. [ 7 ]
Жун
[ редактировать ]Далее он описывает бога, живущего на вершине горы в Забуле, называемой горой Шунасира , куда люди приходили «издалека, из ближнего, с высокого и низкого», даже привлекая царей, министров, чиновников и простых людей из регионов, где разные обычаи. были замечены, чтобы отдать дань уважения и сделать пожертвования. [ 7 ]
Они либо предлагают золото, серебро и редкие драгоценные камни, либо преподносят богу овец, лошадей и других домашних животных, соревнуясь друг с другом, чтобы показать свое благочестие и искренность. Поэтому золото и серебро разбросаны по всей земле, а овцы и лошади наполняют долину. Никто не осмеливается желать их, поскольку каждый стремится принести подношения богу. Тем, кто уважает еретиков, служит им и всем сердцем практикует аскетизм, бог передает магические заклинания, которые еретики в большинстве случаев эффективно используют; для лечения заболеваний они весьма эффективны. [ 5 ]
- Сюаньцзан , 644 г. н.э.
Бог Суна снова упоминается в исламских источниках при описании завоевания Саффаридом Забулистана, в арабском переводе Зун ( араб . زون). В этих источниках упоминаются два храма: один в Заминдаваре и один в Саккаванде . Храм в Саккаванде был разграблен и разграблен в 870 году нашей эры. [ 27 ] [ 28 ]
«Рассказывают, что Амру Лаис передал Фардгану пост губернатора Забулистана и отправил его туда во главе четырех тысяч лошадей. В стране было большое место поклонения богу Жуну, которое называлось Сакаванд, и люди использовали чтобы совершить паломничество к идолам этого места. Когда Фардаган прибыл в Забулистан, он повел свою армию против него, разбил храмы на куски и разгромил идолопоклонников. Часть добычи он раздал войскам, а остальное он раздал. отправлен в Амру Лаис». [ 29 ]
«Фардаган, правитель области Забулистана вокруг Газни под предводительством Амра ибн Лайта , разграбил Сакаванд, место паломничества к богу Жуну, которое находилось в пределах королевства шахов». [ 30 ]
«Деятельность братьев Саффаридов на индийской границе привлекла особое внимание в Халифате благодаря заботе, которую они проявили при отправке экзотических подарков, полученных в результате разграбления, ко двору Аббасидов. Якуб, например, в свое время отправил пятьдесят золотых и серебряных идолов из Кабул халифу Аль-Мутамиду, который отправил их в Мекку. Еще один набор идолов, щедро украшенных драгоценностями и серебром, присланный им, Амром, в 896 году из Сакаванда (место в долине Логар между Газни и Кабулом, которое источники описывают как центр паломничества, посвященный богу Жуну), вызвали в Багдаде сенсацию из-за своей странности». [ 31 ]
Сакаванд в паломническом центре
[ редактировать ]Сакаванд был крупным центром индуистского паломничества. [ 27 ] [ 28 ]
«Рассказывают, что Амру Лаис передал Фардгану пост губернатора Забулистана и отправил его туда во главе четырех тысяч лошадей. В стране было большое место поклонения богу Жуну, которое называлось Сакаванд, и люди использовали чтобы совершить паломничество к идолам этого места. Когда Фардаган прибыл в Забулистан, он повел свою армию против него, разбил храмы на куски и разгромил идолопоклонников. Часть добычи он раздал войскам, а остальное он раздал. отправлен в Амру Лаис». [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Минорский 2015 , с. 112.
- ^ Лейден и Эрскин 1921 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Резахани 2017 , с. 115.
- ^ Минорский 2015 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Минорский 2015 , с. 346.
- ^ Определение джагуды и .
- ^ Jump up to: а б с д и Тот самый 1995 год .
- ^ Минорский 1937 , с. 165.
- ^ Мустафи 1919 .
- ^ Wink 1996 , стр. 112–114.
- ^ ḠAZNĪ — Иранская энциклопедия .
- ^ pro.geo.univie.ac.at (1) .
- ^ Jump up to: а б с Вондровец 2014 .
- ^ pro.geo.univie.ac.at (2) .
- ^ Империя Гуптов и Индия (320 г. н.э. – 750 г. н.э.) и .
- ^ Wink 2002 , с. 112.
- ^ Босворт 1975 , с. 111.
- ^ Сехрай, Фидаулла (1979). Хунд: Забытый город Гандхара , с. 2. Новая серия публикаций Пешаварского музея, Пешавар.
- ^ Шахи Афганистан и Пенджаб , 1973, стр. 1, 45–46, 48, 80, доктор Д.Б. Панди; Шаки в Индии и их влияние на индийскую жизнь и культуру, 1976, с. 80, Вишва Митра Мохан – индоскифы; Страна, культура и политическая жизнь в ранней и средневековой Индии, 2004, с. 34 года, Дауд Али.
- ^ Журнал Королевского азиатского общества , 1954, стр. 112 и далее; «Шахи Афганистана и Пенджаба», 1973, с. 46, д-р Д.Б. Панди; Шаки в Индии и их влияние на индийскую жизнь и культуру , 1976, с. 80, Вишва Митра Мохан – индоскифы.
- ^ Мехта, Джасвант Лал, «Продвинутое исследование истории средневековой Индии, том 1», стр. 31
- ^ Средневековая Индия, часть 1, Сатиш Чандра, стр. 17
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Амир Насир-од-Дин .
- ^ pro.geo.univie.ac.at (3) .
- ^ Моргеншерн 2003 .
- ^ Jump up to: а б Мишра 1972 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Эллиот 1953 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Джамиу-л-Хикаят Мухаммеда Уффи, страница 175 из «Истории Индии», рассказанная ее собственными историками Его Величеством Эллиотом и Доусоном, том 2.
- ^ Маджумдар 1964 , стр. 113.
- ^ Wink 2002 , с. 124.
Библиография
[ редактировать ]- «15. Рутбилы Забулистана и «Император Рима» | Digitaler Ausstellungskatalog» , pro.geo.univie.ac.at , заархивировано из оригинала 2 августа 2017 г. , получено 19 декабря 2018 г.
- «6. АЛХАН: От анонимных правителей кланов до короля Хингила | Digitaler Ausstellungskatalog» . pro.geo.univie.ac.at . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 22 июня 2018 г.
- «9. Торамана и Михиракула - Взлет и падение Алхана в Индии | Digitaler Ausstellungskatalog» . pro.geo.univie.ac.at . Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 22 июня 2018 г.
- «Амир Насир-уд-дин Субуктугин» , Феришта , История подъема мусульманской власти в Индии, Том 1: Раздел 15 , Гуманитарный институт Паккарда, заархивировано из оригинала 29 октября 2013 г. , получено 30 декабря 2012 г.
- Босворт, CE (1975), «Тахириды и Сафариды», во Фрай, Р.Н. (редактор), Кембриджская история Ирана , том. 4, Издательство Кембриджского университета, стр. 90–135, ISBN. 978-0-521-20093-6
- «Определение джагуды» , sanskritdictionary.com , дата обращения 24 мая 2018 г.
- Эллиот, сэр Генри Майерс (1953). История Индии . Трюбнер и Ко. 20.
В этой стране был большой индуистский храм, который назывался Сакаванд, и люди приезжали в паломничество из самых отдаленных частей Индостана к идолам этого места. Когда Фардаган прибыл в Забулистан, он повел против него свою армию, взял храм, разбил идолов на куски и сверг идолопоклонников. Часть добычи он распределил между войсками, остальную часть отправил Амру Лаису, сообщив ему о завоевании и попросив подкрепления.
- ḠAZNĪ - Энциклопедия Ираника , 3 февраля 2012 г. , дата обращения 18 декабря 2018 г.
- Империя Гуптов и Индия (320 г. н. э. – 750 г. н.э.) , дата, заархивировано из оригинала 21 ноября 2008 г. , получено 4 февраля 2009 г.
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард , ред. (1977), Кембриджская история ислама , издательство Кембриджского университета, стр. 3, ISBN 978-0-521-29137-8 Джайпала
из Вайхинда увидел опасность в консолидации королевства Газни и решил разрушить его. Поэтому он вторгся в Газни, но потерпел поражение.
- Кей, Джон (2000). Индия: История . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-3797-5 .
- Лейден, Джон; Эрскин, Уильям, ред. (1921). «События 910 года (1525)» . Воспоминания Бабура . Гуманитарный институт Паккарда . п. 8. Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 года . Проверено 22 августа 2010 г.
- Ли, Жунси (1995), «Записи великой династии Тан в западных регионах» , Беркли, Калифорния: Центр буддийских переводов и исследований Нумата, ISBN 1-886439-02-8
- Маджумдар, RC, изд. (1964), История и культура индийского народа: эпоха имперского Канауджа , Бхаратия Видья Бхаван
- Минорский, В. (1937), Худуд аль-Алам (Регионы мира) , Великобритания: Мемориальный фонд EJW Гибба - через Интернет-архив
- Минорский, В. (2015), Худуд аль-Алам (Регионы мира) , Великобритания: Мемориальный фонд EJW Гибба, ISBN 978-0-906094-03-7
- Мишра, Йогендра (1972). Индуистские сахи Афганистана и Пенджаба, 865-1026 гг. н.э.: этап продвижения ислама в Индию . Вайшали Бхаван. стр. 42–43.
Когда Фардаган прибыл в Забулистан, он повел свою армию против Сакаванда, большого индуистского храма в этой стране с храмом и множеством идолов. Он взял храм, разбил идолов на куски и сверг идолопоклонников. Он сообщил Амру ибн Лаису о завоевании и попросил подкрепления. Когда известие о падении Сакаванда достигло Камалу, который был Раем Индостана, он собрал неисчислимую армию и двинулся к Забулистану, чтобы отомстить.
- Моргеншерн, Георг (2003). Новый этимологический словарь пушту . Висбаден, Германия: Райхерт Верлаг. ISBN 978-389500364-6 .
- Мустауфи, Хамдаллах (1919), Географическая часть Нужат-аль-Кулуб - через Интернет-архив
- Резахани, Ходадад (2017), Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности , Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-1-4744-0030-5
- Вондровец, Клаус (2014), Чеканка иранских гуннов и их преемников от Бактрии до Гандхары: с 4 по 8 века нашей эры , Вена: Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, ISBN 978-370017695-4
- Винк, Андре (1996) [впервые опубликовано в 1990 году], Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира, Том 1: Раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века (Третье изд.), Брилл, ISBN 039104173-8
- Винк, Андре (2002), Аль-Хинд, Vol. 1: Раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века , BRILL, ISBN 0-391-04173-8