Экософия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2014 г. ) |
Часть серии о |
Зеленая политика |
---|
Экософия или экофилософия (сумма экологической философии ) — это философия экологической гармонии или равновесия. Этот термин был придуман французским постструктуралистом и психоаналитиком Феликсом Гваттари и норвежским отцом глубинной экологии философом - Арне Нэссом .
Феликс Гваттари
[ редактировать ]Экософия также относится к области практики, введенной психоаналитиком , философом- постструктуралистом и политическим активистом Феликсом Гваттари . Частично использование этого термина Гваттари разграничивает необходимость для сторонников социального освобождения, в чьей борьбе в 20-м веке доминировала парадигма социальной революции, встроить свои аргументы в экологические рамки, которые понимают взаимосвязи социальной и экологической сфер.
Гваттари считает, что традиционные экологические взгляды затушевывают сложность отношений между людьми и их природной средой, поддерживая дуалистическое разделение человеческих (культурных) и нечеловеческих (природных) систем; он рассматривает экософию как новую область с монистическим и плюралистическим подходом к такому изучению. Таким образом, экология в гваттарском смысле — это изучение сложных явлений, включая человеческую субъективность, окружающую среду и социальные отношения, которые все тесно взаимосвязаны. Несмотря на этот акцент на взаимосвязь, в своих отдельных произведениях и более известном сотрудничестве с Жилем Делёзом Гваттари сопротивлялся призывам к холизму, предпочитая подчеркивать гетерогенность и различие, синтезируя сборки и множественности , чтобы проследить ризоматические структуры, а не создавать унифицированные и целостные структуры.
Без изменений в социальной и материальной среде не может быть никаких изменений в менталитете. Здесь мы находимся в кругу, который заставляет меня постулировать необходимость основания «экософии», которая связала бы экологию окружающей среды с социальной экологией и ментальной экологией.
- Гваттари 1992 г.
Концепция Гваттари о трех взаимодействующих и взаимозависимых экологиях разума, общества и окружающей среды вытекает из схемы трех экологий, представленных в « Шагах к экологии разума» , сборнике работ кибернетика Грегори Бейтсона .
Определение Нэсса
[ редактировать ]Нэсс определил экософию следующим образом:
Под экософией я подразумеваю философию экологической гармонии или равновесия. Философия как разновидность софии (или) мудрости является откровенно нормативной, она содержит как нормы, правила, постулаты, ценностные приоритетные заявления, так и гипотезы, касающиеся положения дел в нашей вселенной. Мудрость – это политическая мудрость, рецепт, а не только научное описание и предсказание. Детали экософии будут демонстрировать множество вариаций из-за существенных различий, касающихся не только «фактов» загрязнения, ресурсов, населения и т. д., но и ценностных приоритетов.
— А. Дренгсон и Ю. Иноуэ, 1995, с.
Будучи профессором Университета Осло в 1972 году, Арне Нэсс ввел в экологическую литературу термины « движение глубокой экологии » и «экософия». Нэсс основал свою статью на докладе, который он произнес в Бухаресте в 1972 году на Третьей мировой конференции по исследованию будущего. Как отмечает Дренгсон в книге «Экофилософия, экософия и движение за глубокую экологию: обзор» : «В своем выступлении Нэсс обсуждал долгосрочную подоплеку экологического движения и его связь с уважением к природе и внутренней ценностью других существ». Взгляд Нэсса на людей как на неотъемлемую часть «общего поля зрения». [ 1 ] «Природы» контрастирует с альтернативной конструкцией экософии, изложенной Гваттари.
Термин «экологическая мудрость» , синоним экософии, был введен Нэссом в 1973 году. Эта концепция стала одной из основ движения глубинной экологии . Во всех выражениях ценностей Партии зеленых указывается экологическая мудрость в качестве ключевой ценности - это был один из первоначальных четырех столпов Партии зеленых и часто считается самой основной ценностью этих партий. Это также часто связано с обычаями коренных народов религией и культурными . В политическом контексте его не так легко определить, как концепции экологического здоровья или научной экологии .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Нэсс, Арне. (1972): Мелководье и глубина. Осло: Запрос.
Ссылки
[ редактировать ]- Дренгсон А. и Ю. Иноуэ, ред. (1995) Движение за глубокую экологию: вводная антология . Беркли: Издательство North Atlantic Publishers.
- Гваттари, Феликс: «За переосмысление социальных практик». В: Le Monde Diplomatique (октябрь 1992 г.): 26–7.
- Гваттари, Феликс: «Переосмысление социальных практик». В: Геноско, Гэри (Hg.) (1996): Читатель Гваттари. Оксфорд, Блэквелл, С. 262–273.
- Мэйбери-Льюис, Дэвид. (1992) «О важности принадлежности к племени: племенная мудрость». Тысячелетие: племенная мудрость и современный мир. Бинимун Продакшнс Лтд.
- Нэсс, Арне. (1973) Экологическое движение на мелкой и глубокой дальней дистанции: Краткое изложение». Исследование, 16:95-100
- Дренгсон А. и Б. Девалл (2008) (редакторы) Экология мудрости. Сочинения Арне Нэсса . Беркли: Контрапункт
- Левеск, Симон (2016) Две версии экософии: Арне Нэсс, Феликс Гваттари и их связь с семиотикой. Исследования знаковых систем 44 (4): 511-541. http://dx.doi.org/10.12697/SSS.2016.44.4.03
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экофилософия, экософия и движение за глубокую экологию: обзор Алана Дренгсона Ecophers.net. По состоянию на 14 августа 2005 г.
- Трубач , Журнал экософии.