Jump to content

Дама из Шанхая

(Перенаправлено из «Женщины из Шанхая »)
Дама из Шанхая
Афиша театрального релиза
Режиссер Орсон Уэллс
Автор сценария Орсон Уэллс
В титрах не указан:
Уильям Кастл
Шарль Ледерер
Флетчер Маркл
На основе Если я умру прежде, чем проснусь
роман 1938 года
Рэймонд Шервуд Кинг
Продюсер: Орсон Уэллс
В главных ролях
Рассказал Орсон Уэллс
Кинематография
Под редакцией Виола Лоуренс
Музыка Хайнц Ремхельд
Цветовой процесс Черное и белое
Производство
компания
Распространено Снимки Колумбия
Даты выпуска
  • 24 декабря 1947 г. 1947-12-24 ) ( (Франция)
  • 14 апреля 1948 г. 1948-04-14 ) ( (США)
Время работы
88 минут
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Театральная касса 1 564 609 поступлений (Франция) [ 1 ]

«Леди из Шанхая » — американский фильм-нуар 1947 года , снятый и снятый Орсоном Уэллсом , в котором снимались Рита Хейворт , Уэллс и Эверетт Слоан . [ 2 ] Сценарий Уэллса основан на романе «Если я умру прежде, чем проснусь» . Шервуда Кинга [ 3 ]

Хотя фильм Columbia Pictures поначалу получил неоднозначные отзывы, с годами его популярность выросла. США В 2018 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 4 ] [ 5 ]

Ирландский моряк Майкл О'Хара встречает женщину по имени Эльза, когда она едет в карете, запряженной лошадьми, в Центральном парке . Трое хулиганов подстерегли тренера. Майкл спасает Эльзу и провожает ее домой. Майкл рассказывает, что он моряк, и узнает, что Эльза и ее муж, адвокат-инвалид по уголовным делам Артур Баннистер, недавно прибыли в Нью-Йорк из Шанхая. Они направляются в Сан-Франциско через Панамский канал . Майкл, которого, несмотря на опасения, привлекает Эльза, соглашается стать опытным моряком на борту яхты Баннистера.

В лодке к ним присоединяется партнер Баннистера, Джордж Грисби, который предлагает Майклу «убить» его в заговоре с целью инсценировать собственную смерть. Он обещает Майклу 5000 долларов и объясняет, что, поскольку на самом деле он не будет мертв и трупа не будет, Майкл не может быть признан виновным в убийстве (что отражает законы о составе преступления того времени). Майкл соглашается, намереваясь использовать деньги, чтобы сбежать с Эльзой. Грисби заставляет Майкла подписать признание.

Уэллс в роли Майкла О'Хары в фильме «Леди из Шанхая» (1947)

В ночь преступления Сидни Брум, частный сыщик, следивший за Эльзой по приказу ее мужа, противостоит Грисби. Брум узнал о плане Грисби убить Баннистера, подставить Майкла и сбежать, притворившись, что его тоже убили. Грисби стреляет в Брума и оставляет его умирать. Не зная о том, что произошло, Майкл приступает к ночным приготовлениям и провожает Грисби на моторной лодке, прежде чем выстрелить из пистолета в землю, чтобы привлечь к себе внимание. Тем временем Брум, смертельно раненый, но еще живой, просит Эльзу о помощи. Он предупреждает ее, что Грисби намерен убить ее мужа.

Майкл звонит Эльзе, но находит на другом конце линии Брума. Брум предупреждает Майкла, что Грисби его подставил. Майкл спешит в офис Баннистера как раз вовремя, чтобы увидеть, что Баннистер жив, но полиция выносит тело Грисби из помещения. Полиция находит доказательства причастности Майкла, включая его признание, и забирает его.

На суде Баннистер выступает в качестве адвоката Майкла. Он чувствует, что может выиграть дело, если Майкл признает оправданное убийство. В ходе судебного разбирательства некомпетентный судья быстро теряет контроль над ходом процесса. Баннистер узнает об отношениях своей жены с Майклом. В конце концов он получает удовольствие от своих подозрений, что они проиграют дело. Баннистер также указывает, что знает личность настоящего убийцы. Перед вынесением приговора Майкл сбегает, симулируя попытку самоубийства (глотая обезболивающие таблетки, которые Баннистер принимает из-за своей инвалидности), вызывая суматоху, в которой он вместе с присяжными выскальзывает из здания для рассмотрения другого дела. Эльза следует за ней, и они с Майклом прячутся в театре в китайском квартале . Эльза звонит китайским друзьям, чтобы они встретились с ней. Пока Майкл и Эльза ждут и делают вид, что смотрят шоу, Майкл понимает, что она убила Грисби. Майкл теряет сознание от таблеток, которые он принял, когда приезжают китайские друзья Эльзы; они несут Майкла без сознания в пустой дом развлечений . Когда он просыпается, он понимает, что Грисби и Эльза планировали убить Баннистера и обвинить его в преступлении, но участие Брума разрушило план и что Эльзе пришлось убить Грисби ради собственной защиты.

Во время перестрелки в зеркальном зале («Волшебный зеркальный лабиринт») Эльза смертельно ранена, а Баннистер убит. Убитый горем и игнорирующий мольбы Эльзы спасти ей жизнь, Майкл уходит, полагая, что события, произошедшие после суда, оправдают его от любых преступлений. Он размышляет: «Может быть, я проживу так долго, что забуду ее. Может быть, я умру, пытаясь».

Производство

[ редактировать ]

Летом 1946 года Уэллс ставил «Вокруг света» , музыкальную сценическую адаптацию Жюля Верна романа «Вокруг света за восемьдесят дней» , с комедийной и ироничной книгой Уэллса, музыкальным сопровождением и песнями Коула Портера , а продюсером был Майк . Тодд , который позже продюсировал успешную киноверсию вместе с Дэвидом Нивеном . Когда Тодд отказался от участия в роскошном и дорогом производстве, Уэллс профинансировал его. Когда у него закончились деньги и ему срочно понадобилось 55 000 долларов на выпуск удерживаемых костюмов, он убедил Columbia Pictures президента Гарри Кона прислать ему деньги на продолжение шоу, а взамен Уэллс пообещал написать, продюсировать и снять фильм для Кона. без дополнительной платы.

Как рассказал Уэллс, он под влиянием момента предложил, чтобы фильм был основан на книге, которую он случайно увидел перед собой во время разговора с Коном, которую в то время читала девушка в кассе театра. Уэллс никогда этого не читал. [ 6 ] Однако, по словам дочери Уильяма Касла , именно ее отец купил права на экранизацию романа и затем попросил Уэллса передать его Кону, при этом Касл сам надеялся получить режиссерское задание. Она описала своего отца как человека, который очень уважал таланты Уэллса, но, тем не менее, чувствовал разочарование из-за того, что ему пришлось выполнять роль просто помощника режиссера Уэллса в фильме. [ 7 ]

Орсон Уэллс и Рита Хейворт незадолго до того, как ее волосы были обесцвечены и подстрижены для фильма «Леди из Шанхая» (1946).

Съемки «Леди из Шанхая» начались 2 октября 1946 года и первоначально завершились 27 февраля 1947 года, а повторные съемки по заказу студии продолжались до марта 1947 года, но в США фильм не был выпущен до 9 июня 1948 года. Кону сильно не понравился черновой монтаж Уэллса. особенно то, что он считал запутанным сюжетом и отсутствием крупных планов (Уэллс сознательно избегал их, как стилистический прием), и не было использованию Уэллсом в сочувствии брехтовскому иронии и черной комедии, особенно в фарсовой сцене в зале суда. Он также возражал против появления фильма. Уэллс стремился к достоверности в документальном стиле, снимая фильм почти полностью на натуре (что сделало его одним из первых крупных голливудских фильмов, снятых таким образом) в Акапулько , Пи-де-ла-Куэста , Саусалито и Сан-Франциско ). используя в основном длинные кадры, в то время как Кон предпочитал более тщательно контролируемый вид отснятого материала, освещенного и снятого в студии. Выпуск фильма был отложен из-за заказа Кона на обширный монтаж и пересъемки. В то время как Уэллс выпустил свою версию фильма вовремя и в рамках бюджета, пересъемки, которые Уэллсу было приказано сделать, означали, что фильм в конечном итоге превысил бюджет на треть, что способствовало репутации режиссера, превысившего бюджет. После того, как пересъемки были закончены, на выполнение тяжелого монтажа, заказанного Коном, ушло больше года; редактор Виола Лоуренс вырезала около часа из чернового варианта Уэллса. [ 8 ] [ 9 ]

Уэллс был потрясен музыкальным сопровождением, и особенно его огорчили сокращения в кульминационной сцене противостояния в доме развлечений в парке развлечений в конце фильма. Задуманная как кульминационный образец монтажа и постановочного дизайна, сцена была сокращена до менее чем трех минут из запланированных двадцати минут. Как и во многих фильмах, окончательную версию которых Уэллс не контролировал, недостающие кадры не были найдены и предположительно были уничтожены. Сохранившиеся кадры производства демонстрируют тщательно продуманные и дорогие декорации, созданные для этого эпизода и полностью вырезанные из фильма. [ 10 ]

Уэллс выбрал свою жену Риту Хейворт на роль Эльзы и вызвал много споров, когда посоветовал ей подстричь свои длинные рыжие волосы и осветлить их для этой роли. «Орсон пробовал со мной что-то новое, но Гарри Кон хотел Образ — Образ, который он собирался создать для меня, пока мне не исполнилось 90», — вспоминала Рита Хейворт. « Женщина из Шанхая» — очень хорошая картина. Так что же говорит Гарри Кон, когда видит ее? «Он тебя испортил — он остриг тебе волосы!» [ 11 ]

На момент выхода фильм считался катастрофой в США, хотя заключительная перестрелка в зеркальном зале с тех пор стала одним из краеугольных камней нуара. Вскоре после выхода фильма Уэллс и Хейворт официально развелись. Ремейк фильма был близок к производству на рубеже веков по сценарию, написанному Джеффом Винтаром , основанному как на сценарии Уэллса, так и на оригинальном бульварном романе, спродюсированном Джоном Ву и Теренсом Чангом , с Бренданом Фрейзером в главной роли , который хотел, чтобы Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс сыграют одну из главных ролей. Хотя сценарий считался весьма успешным, а Фрейзер снимался в высоко оцененных фильмах «Боги и монстры» , проект был заброшен, когда глава Sony Pictures Эми Паскаль решила сконцентрироваться на подростковых фильмах. [ нужна ссылка ]

Места съемок

[ редактировать ]
На борту «Заки» Эррол Флинн , Нора Эддингтон , Рита Хейворт и Орсон Уэллс празднуют 28-й день рождения Хейворта (октябрь 1946 г.)
Зака году в 2006

Помимо студии Columbia Pictures , фильм частично снимался на натуре в Сан-Франциско. В отеле есть набережная Саусалито , бар и кафе Lee Kahn's Valhalla на набережной. [ 12 ] передняя часть, интерьер и сцена в зале суда старого Зала правосудия на Кирни-стрит , а также кадры Уэллса, бегущего по Портсмут-сквер , убегающего на длинную сцену в театре в Чайнатауне , затем Аквариум Стейнхарта в парке Золотые Ворота Уитни. и игровую площадку «на пляже» Парк развлечений на Оушен-Бич для сцены зеркального зала, интерьеры которой снимались на звуковой сцене.

Остальные сцены снимались в Акапулько . Яхта Zaca , на которой происходит множество сцен, принадлежала актеру Эрролу Флинну , который управлял яхтой в перерывах между дублями, и ее также можно увидеть на заднем плане в одной из сцен в кантине в Акапулько. [ 13 ]

Критическая реакция

[ редактировать ]

Уильям Брогдон из Variety счел сценарий «многословным и дырявым», а также отметил, что «бессвязный стиль, используемый Орсоном Уэллсом, время от времени вызывает вспышки воображения, особенно в сложных фонах, которые он использует, чтобы развернуть пряжу, но эффекты, в то время как хороши сами по себе, отвлекают от сюжета убийства». [ 14 ] Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» также нашел, что заговор с убийством был «совершенно запутанным и сбивающим с толку явлением». Как продюсеру фильма, мистеру Уэллсу, возможно, лучше было бы уволить себя — то есть автора — и нанять кого-нибудь, чтобы тот дал мистеру Уэллсу, режиссёру, сценарий получше». [ 15 ] В качестве альтернативы Time написал, что «большая хитрость в этой картине заключалась в том, чтобы отвлечь лобовое столкновение как минимум шести сюжетов и превратить его в плавный детективный роман с шестью полосами. Орсон выполняет трюк». [ 16 ] В «Отчетах Харрисона» отмечается, что «действие иногда сбивает с толку, но кажется, что замешательство было целенаправленным. Некоторые фотографические эффекты с их светом и тенями очень изобретательны; они усиливают эффект действия, будь то драматический или мелодраматический. " [ 17 ]

Среди ретроспективных обзоров Time Out Film Guide утверждает, что Уэллс просто не позаботился о том, чтобы повествование было цельным: «Главное удовольствие от «Леди из Шанхая» - это ироничный подход к повествованию». [ 18 ] В одной из недавних книг о нуаре фильм восхваляется за его всепроникающую атмосферу недомогания и впечатляющее, необычайное техническое мастерство. [ 19 ] Дэвид Кер впоследствии объявил этот фильм шедевром, назвав его «самым странным великим фильмом из когда-либо созданных». [ 20 ]

В , проведенном Британским институтом кино в 2012 году опросе Sight & Sound , шесть критиков назвали его одним из 10 величайших фильмов всех времен. [ 21 ] Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes сообщает, что фильм имеет рейтинг одобрения 85% на основе 52 рецензий со средней оценкой 8,2 из 10. По мнению критиков сайта, «Энергичная и изобретательная « Леди из Шанхая» преодолевает недостатки сценария с помощью некоторых блестяще задуманных декораций Орсона Уэллса». [ 22 ]

Сохранение

[ редактировать ]

«Дама из Шанхая» была сохранена Киноархивом Академии совместно с Sony Pictures в 2000 году. [ 23 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Последовательность зеркального зала

[ редактировать ]

Кульминационный эпизод в зеркальном зале вошел в повествование кино как троп , воспроизведенный бесчисленное количество раз как в кино, так и на телевидении. [ 24 ] Примеры включают в себя:

  1. ^ Информация о кассовых сборах Орсона Уэллса во Франции на сайте Box Office Story.
  2. ^ «100 лучших фильмов-нуаров всех времен» . Вставить . 9 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2015 года . Проверено 9 августа 2015 г.
  3. ^ «Женщина из Шанхая» . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Проверено 24 апреля 2024 г.
  4. ^ «Национальному реестру фильмов исполняется 30 лет» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 ноября 2020 г.
  5. ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 ноября 2020 г.
  6. ^ Интервью с Орсоном Уэллсом, 1982, Арена, BBC Television
  7. ^ Документальный фильм. Позвоночник Тинглер! История Уильяма Касла (2007), режиссер: Джеффри Шварц
  8. ^ Джеймс Стеффан. «Женщина из Шанхая (1948)» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 25 марта 2015 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
  9. ^ Филлипс, Джин Д. (26 сентября 2014 г.). Гангстеры и G-Men на экране: криминальное кино тогда и сейчас . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 69–. ISBN  9781442230767 . Проверено 16 апреля 2015 г.
  10. ^ Жан-Поль Бертоме и Франсуа Томас, Орсон Уэллс за работой , Лондон: Phaidon Press, 2008, стр. 128–142.
  11. ^ Хэллоуэлл, Джон (25 октября 1970 г.). «Рита Хейворт: Не вините меня, мальчики» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 марта 2015 г.
  12. ^ «Кинолокации Леди из Шанхая» . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 г.
  13. ^ «Кинолокации Леди из Шанхая» . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 г.
  14. ^ Брогдон, Уильям (14 апреля 1948 г.). «Рецензии на фильм: Дама из Шанхая» . Разнообразие . п. 8 . Проверено 12 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
  15. ^ Кроутер, Босли (10 июня 1948 г.). «Обзор экрана: постановка Орсона Уэллса «Женщина из Шанхая» преклоняется перед критерием Лоу» . Нью-Йорк Таймс . п. 28 . Проверено 12 декабря 2020 г.
  16. ^ «Кино: Новые картинки» . Время . Том. 51, нет. 23. 7 июня 1948. С. 98, 100, 102 . Проверено 12 декабря 2020 г.
  17. ^ « Женщина из Шанхая» с Ритой Хейворт и Орсоном Уэллсом . Отчеты Харрисона . 17 апреля 1948 г. с. 62 . Проверено 12 декабря 2020 г. - из Интернет-архива.
  18. ^ «Обзор фильма «Time Out Film Guide»» . Timeout.com. 17 декабря 2008 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  19. ^ Борд, Раймонд; Шометон, Этьен (2002). Р. Борде, Панорама американского нуара , стр.60 . Книги «Огни большого города». ISBN  9780872864122 . Проверено 6 марта 2010 г.
  20. ^ Кер, Дэйв (22 ноября 1985 г.). «Женщина из Шанхая» . Чикаго Сан Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2014 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
  21. ^ «Женщина из Шанхая, | BFI» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 г. Проверено 22 декабря 2014 г.
  22. ^ «Женщина из Шанхая (1948)» . Гнилые помидоры . Проверено 18 апреля 2023 г.
  23. ^ «Сохранившиеся проекты» . Киноархив Академии .
  24. ^ «» Сквозь темное стекло: «Женщина из Шанхая» и легенда об Орсоне Уэллсе» . Архивировано из оригинала 1 июля 2019 г. Проверено 1 июля 2019 г.
  25. ^ Чепмен, Джеймс (2000). Лицензия на острые ощущения: культурная история фильмов о Джеймсе Бонде . Издательство Колумбийского университета. п. 176. ИСБН  9780231120487 .
  26. ^ «#33: Промывают мозги» . Проект МакГайвер . 17 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2018 г. Проверено 2 августа 2018 г.
  27. ^ «Джон Шеппард: Разговор» . Проект МакГайвер . 30 марта 2015 г.
  28. ^ Кон, Эрик (6 февраля 2017 г.). « Рецензия на «Джон Уик: Глава 2»: Киану Ривз надрал задницу (снова), и франшиза началась» . ИндиВайр . Архивировано из оригинала 22 марта 2017 года . Проверено 21 марта 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3a1adef20707d3f632780c285cf476e__1721605440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/6e/d3a1adef20707d3f632780c285cf476e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Lady from Shanghai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)