Jump to content

Истребитель танков М10

(Перенаправлено из M10 Wolverine )

3-дюймовый артиллерийский лафет М10
Тип Самоходная противотанковая пушка
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
Войны Вторая мировая война
Арабо-израильская война 1948 года.
История производства
Дизайнер Департамент артиллерийского вооружения армии США
Разработанный 1942
Производитель Fisher Body Подразделение компании General Motors
Форд Мотор Компани
Стоимость единицы 47 900 долларов США (что эквивалентно 893 223 долларам США в 2023 году) [ 1 ]
Произведено
  • М10 : сентябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.
  • M10A1 : октябрь 1942 г. - ноябрь 1943 г.
построено 6,406
Варианты см . варианты
Технические характеристики (3-дюймовый лафет с артиллерийским двигателем M10/M10A1 [ 2 ] )
Масса
  • M10 - 65 200 фунтов (29,1 длинных тонны; 29,6 т)
  • M10A1 - 64000 фунтов (29 длинных тонн; 29 т)
Длина
  • Корпус 19 футов 7 дюймов (5,97 м)
  • 22 фута 5 дюймов (6,83 м), включая пистолет
Ширина 10 футов 0 дюймов (3,05 м)
Высота 9 футов 6 дюймов (2,90 м) над зенитным пулеметом
Экипаж 5 (командир, наводчик, заряжающий, водитель, помощник водителя)

Броня От 0,375 до 2,25 дюйма (от 9,5 до 57,2 мм)
Основной
вооружение
3-дюймовая пушка М7 (76,2 мм) в установке М5
54 раунда
вторичный
вооружение
калибра .50 (12,7 мм) Browning M2HB Пулемет
300 патронов
Двигатель
Мощность/вес
  • M10 - 12,68 л.с. (9,46 кВт) / метрическая тонна
  • M10A1 - 15,50 л.с. (11,56 кВт) / метрическая тонна
Передача инфекции Синхронизатор , 5 скоростей вперед, 1 назад.
Приостановка Вертикальная спирально-рессорная подвеска (ВВСС)
Запас топлива
  • M10 – 165 галлонов США (620 л)
  • M10A1 - 192 галлона США (730 л)
Оперативный
диапазон
  • M10 - 200 миль (320 км)
  • M10A1 - 160 миль (260 км)
Максимальная скорость
  • M10 - 25–30 миль (40–48 км) в час по дороге.
  • M10A1 - 30 миль (48 км) в час по дороге

Истребитель танков M10 , формально известный как 3-дюймовый артиллерийский лафет M10 или M10 GMC , — американский истребитель танков времен Второй мировой войны . После вступления США во Вторую мировую войну и формирования Танковых истребительных сил для оснащения новых батальонов потребовалась подходящая машина. К ноябрю 1941 года армия запросила машину с орудием в полностью вращающейся башне после того, как другие временные модели подверглись критике за слишком плохую конструкцию. Прототип М10 был задуман в начале 1942 года и поставлен в апреле того же года. После внесения соответствующих изменений в корпус и башню модифицированная версия была выбрана для производства в июне 1942 года как «3-inch Gun Motor Carriage M10». На нем устанавливалась 3-дюймовая (76,2-мм) пушка М7 во вращающейся башне на модифицированном шасси танка М4 Шерман .

Он был построен в двух вариантах. В M10 GMC использовалось шасси M4A2 Sherman, а в M10A1 — шасси M4A3. Производство двух моделей продолжалось с сентября 1942 года по декабрь 1943 года и с октября 1942 года по ноябрь 1943 года соответственно.

M10 был самым важным истребителем танков США во Второй мировой войне. Он сочетал в себе тонкую, но наклонную броню , надежную трансмиссию М4 и достаточно мощную противотанковую пушку, установленную в башне с открытым верхом. Несмотря на свое устаревание по сравнению с новыми немецкими танками, такими как средний танк «Пантера» , и появлением на замену более мощных и лучше спроектированных типов, М10 оставался на вооружении до конца войны. Во время Второй мировой войны основным пользователем истребителей танков М10 были США, но многие из них поставлялись по ленд-лизу Великобритании . , Канаде и Свободной Франции силам Несколько десятков были также отправлены в Советский Союз . После войны M10 была передана в качестве военного излишка нескольким странам, таким как Бельгия , Дания и Нидерланды , в соответствии с Законом о взаимной оборонной помощи или приобретена другими способами такими странами, как Израиль и Китайская Республика .

M10 часто называют «Росомахой», неофициальным названием, которое иногда появлялось в рекламе Chrysler во время войны , но не использовалось американскими войсками; [ 3 ] М10 никогда официально не присваивался прозвище и не упоминался им при использовании американскими солдатами, которые просто называли его «TD» (прозвище любого истребителя танков в целом), помимо его формального обозначения. [ 4 ] [ 5 ]

Доктрина

[ редактировать ]

доктрина США Общевойсковая накануне Второй мировой войны утверждала, что танки должны быть спроектированы так, чтобы выполнять роль форсирования прорыва в тыл противника. Отдельные танковые батальоны Ставки (Главного штаба) поддерживали пехоту в разрушении устойчивой обороны противника, а танковые дивизии затем использовали прорыв и врывались в уязвимые тылы противника. Ожидалось, что американские танки будут сражаться с любыми вражескими танками, с которыми они столкнутся в своей атаке, но задача уничтожения массированных ударов бронетехники противника была возложена на новое подразделение - Силы истребителей танков, созданные в 1941 году. Подразделения истребителей танков предназначались для противодействия немецкой тактике блицкрига . Вместо того чтобы полагаться на «тонкий кордон» противотанковых орудий, который можно было бы разгромить сосредоточенной атакой, части истребителей танков должны были удерживаться в качестве резерва за линией боя (на уровне корпуса или армии) и перемещаться быстро к месту массового прорыва танков противника. [ 6 ] Они будут агрессивно маневрировать и использовать тактику засад для уничтожения вражеских танков; атаковать или преследовать вражеские танки было категорически запрещено. [ 7 ] Это привело к потребности в очень быстрых, хорошо вооруженных машинах. Хотя типичная американская конструкция была оснащена башнями (в отличие от большинства самоходных противотанковых орудий того времени), она имела более тяжелое вооружение, но более легкую броню и, следовательно, более маневренную, чем современный танк. Идея заключалась в том, чтобы использовать в качестве защиты скорость и маневренность, а не толстую броню, чтобы использовать мощную самоходку в бою против танков противника. Точнее, использовать скорость для развертывания впереди атакующего противника, занять, если возможно, замаскированные и защищенные огневые позиции на его флангах, а затем открыть огонь. Если не удастся уничтожить силы противника или заставить их отступить, тогда будет использоваться мобильность, чтобы избежать вражеского огня до тех пор, пока ПТ не смогут отступить, предпочтительно для продвижения вверх и развертывания для новой засады. По возможности следует избегать прямого боя с танками на открытой местности.

Разработка

[ редактировать ]

После формирования в ноябре 1941 года Центра тактики и стрельбы истребителей танков в Кэмп-Худе , штат Техас , армия начала испытания по стандартизации конфигурации новых батальонов истребителей танков . Совет Tank Destroyer начал рассматривать несколько сотен предложений Департамента вооружения по прототипу истребителя танков с 3-дюймовой пушкой, первоначально сосредоточив наибольший интерес на двух:

  • Т1, разрабатывавшийся в 1940 году и стандартизированный как «3-дюймовый артиллерийский лафет М5» в январе 1941 года. Это был модифицированный аэродромный тягач Cleveland Tractor Company, на котором была установлена ​​усовершенствованная 3-дюймовая зенитная пушка M1918. монтаж с ограниченным ходом [ а ]
  • Т24, разработка которого началась в октябре 1941 года. Это было шасси M3 Lee с 3-дюймовой пушкой M1918 в установке с ограниченным ходом. Первоначально T24 был отвергнут как слишком высокий, а T40 был его улучшенной версией. T40 был стандартизирован как «3-дюймовый артиллерийский лафет M9» для ограниченного производства в мае 1942 года, но так и не был построен. [ б ]

Тем временем, пока шли окончательные разработки конструкции этих двух истребителей танков, Артиллерийское управление стало недовольным и к ноябрю 1941 года выпустило дополнительную спецификацию на истребитель танков с 3-дюймовой пушкой во вращающейся башне. Проектные работы начались немедленно. 3 -дюймовая Gun Motor Carriage T35 раннего производства сочетала в себе корпус среднего танка M4A2 с 3-дюймовой пушкой M7 (также созданной на основе пушки M1918) от тяжелого танка M6 в литой круглой башне с открытым верхом. Используя уроки, извлеченные из боевых отчетов с Филиппин , броня бортов и кормы верхней части корпуса была заменена с плоской на наклонную. Эта новая испытательная машина получила обозначение 3-inch Gun Motor Carriage T35E1 . Прототипы этих двух машин были доставлены на Абердинский полигон в апреле 1942 года, а 2 мая 1942 года армия выбрала T35E1 для дальнейшей разработки. [ 8 ] Бортовая и задняя верхняя броня корпуса T35E1 была уменьшена с 1 дюйма (25 мм) до 0,75 дюйма (19 мм) с целью уменьшения веса машины. Персонал Абердинского полигона был обеспокоен тем, что броня T35E1 слишком тонкая, и поэтому на бортах корпуса, лобовом стекле и бортах башни были добавлены выступы для аппликаций бронепанелей. Поскольку литая башня оказалась сложной в изготовлении, конструкция башни была изменена на наклонную пятиугольную форму из сварного бронелиста. [ 9 ] В июне 1942 года модифицированный T35E1 был стандартизирован как 3-inch Gun Motor Carriage M10 . К осени 1943 года, когда его конкуренты M5 и M9 были исключены из конкурса проектов и их производственные контракты были расторгнуты, M10 должен был стать основным истребителем танков США в начале войны. [ нужна ссылка ]

Поскольку существовали опасения, что производство шасси M4A2 будет недостаточным для производства M10, к производству также была разрешена альтернативная конструкция - 3-дюймовая Gun Motor Carriage M10A1 на базе шасси среднего танка M4A3. [ нужна ссылка ]

Бразильская пехота отдыхает рядом с американским M10 в Италии, апрель 1945 года.

В доктрине американского истребителя танков упор делался на скорость и мощь орудия, а не на броню. В результате броня М10 оказалась тонкой, что сделало ее уязвимой для большинства немецких противотанковых средств. Толщина брони М10 составляла от От 3 8 до 2 + 1 дюйма (от 10 до 57 мм). Нижний корпус, модифицированный по сравнению со стандартным танком M4A2 или M4A3 Sherman, имел броню толщиной 1 дюйм (25 мм) по бокам и корме, а также 1 дюйма Пол толщиной (13 мм). Закругленная литая крышка трансмиссии имела толщину 2 дюйма (51 мм). В отличие от своего родителя M4 Sherman, M10 не имел дополнительных 1 дюйма Под местами водителя и помощника водителя располагалась плита пола толщиной , обеспечивавшая им дополнительную защиту от мин.

Гласисная пластина была Толщина 1 + 1 2 дюйма (38 мм), наклоненный под углом 55 градусов от вертикали. Борта и корма верхней части корпуса были Толщина 3 дюйма (19 мм), наклон под углом 38 градусов от вертикали. Задний верхний лист корпуса использовался для хранения пионерского и обслуживающего инструментов машины: топора массой 5 ​​фунтов (2,3 кг), лома длиной 5 футов (1,5 м), рукоятки и головы мотыги, двухстороннего 10-фунтового лома. кувалда (4,5 кг) и ключ для натяжения гусениц. Бока и задняя часть верхней части корпуса имели наклонные выступы или накладки над верхней гусеницей. Эти удлинители часто мешали установке удлиненных концевых соединителей «утконос», используемых для уменьшения давления на мягкий грунт, и часто снимались вместе с передними крыльями подразделениями технического обслуживания. Пластина крыши корпуса варьировалась от Толщина 3 дюйма (19 мм) над местами водителя и помощника водителя и кольцом башни, чтобы толщиной 3 дюйма (9,5 мм) над моторным отсеком.

Вращавшаяся вручную башня М10 имела пятиугольную форму. Стороны были наклонены на 15 градусов внутрь от вертикали и имели толщину 1 дюйм (25 мм). Задняя часть башни также имела толщину 1 дюйм. Частичная крыша в передней трети проема башни была 3 дюйма Толщина (19 мм). Треугольный литой орудийный щит имел самую толстую броню на машине. 2 + 1 дюйма ( 57 мм). Он был наклонен под углом 45 градусов по вертикали и горизонтали.

M10 и M10A1 были механически идентичны, за исключением силовых установок. В M10 использовался General Motors 6046 , сдвоенный двигатель, образованный из двух рядных двигателей Detroit Diesel 6-71, соединенных с одним выходом. Тандемный двигатель выдавал 375 лошадиных сил (280 кВт) при 2100 об/мин. Одним из преимуществ GM 6046 было то, что двигатели можно было по желанию отключать от выхода и работать независимо. Если один из двигателей был поврежден или разрушен, его можно было отключить и использовать для перемещения транспортного средства другой двигатель. Двигатель М10А1 был Ford GAA , 8-цилиндровый производный от злополучного проекта авиационного двигателя V-12. Он производил 450 лошадиных сил (340 кВт) при 2600 об/мин. При параллельных испытаниях в сентябре 1943 года M10A1 показал лучшие автомобильные характеристики, чем M10. Несмотря на то, что крутящий момент у него был лишь немного меньший, двигатель M10A1 был намного легче и использовал обычное топливо, как и остальные армейские машины (бензин). К тому времени, когда в феврале 1944 года были опубликованы результаты испытаний, армия уже была готова использовать M10 за рубежом. В результате М10А1 остался в США для обучения.

Экипаж M10 и M10A1 составлял пять человек; командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя. Водитель и помощник водителя (который также управлял радиостанцией машины) размещались в передней части корпуса и были оснащены перископами. Уникальная конструкция люков корпуса, закрывающих маску орудия, затрудняла обзор механика-водителя прямо в левую сторону. Для этой цели у него был предусмотрен второй перископ на краю корпуса. Командир, наводчик и заряжающий размещались в башне. Командир сидел на откидном сиденье справа сзади. Наводчик, находившийся с левой стороны орудия, обычно управлял им стоя, но у него также было откидное сиденье. Заряжающий обычно стоял в районе за орудием. В башне было предусмотрено третье откидное сиденье для помощника водителя на случай, если ему по каким-либо причинам понадобится помощь заряжающему.

В отличие от танков М4, на которых он базировался, у М10 отсутствовал вспомогательный генератор , который вынуждал экипаж запускать основные двигатели для подзарядки аккумуляторов машины. Шум двигателя и дым могли привлечь огонь противника, особенно в ближнем бою, где M10 был уязвим из-за своей тонкой брони и башни с открытым верхом. Отсутствие вспомогательного генератора было исправлено с появлением истребителя танков М36.

Производство

[ редактировать ]
Производство М10 и М10А1 [ 10 ]
Месяц М10 М10А1
сентябрь 1942 г. 105
Октябрь 1942 г. 170 3
ноябрь 1942 г. 137 18
декабрь 1942 г. 199 7
Январь 1943 г. 276 56
февраль 1943 г. 340 116
Март 1943 г. 330 150
апрель 1943 г. 428 133
Май 1943 г. 416 123
июнь 1943 г. 400 133
июль 1943 г. 402 124
август 1943 г. 465 131
сентябрь 1943 г. 498 49
Октябрь 1943 г. 350 150
ноябрь 1943 г. 237 220
декабрь 1943 г. 240
Январь 1944 г. 300 корпусов
Общий 4,993 1,413
+ 300 корпусов

Вскоре после поступления в производство стало понятно, что ствол 3-дюймовой пушки М7 слишком тяжел. [ 11 ] до такой степени, что это препятствовало повороту башни на уклон более четырех градусов. В попытке улучшить этот показатель до пятнадцати градусов армия приказала разместить гусеницы и зенитный пулемет в задней части башни. Это не решило проблему балансировки, и 21 декабря 1942 года были разрешены треугольные противовесы башни «быстрого ремонта», изготовленные из свинца, мягкой стали или чугуна. Детали из мягкой стали весили 2400 фунтов. Тем временем Фишер спроектировал набор клиновидных противовесов общим весом 3700 фунтов. К новым машинам Фишера начали устанавливать клиновидные грузики 25 января 1943 года. К концу декабря 1942 года к башне был добавлен второй замок, а на задней палубе была добавлена ​​орудийная люлька в форме стремени для фиксации орудия при путешествовать.

Поскольку гусеничные грунтозацепы больше нельзя было хранить в кормовой части башни, с начала апреля 1943 года на машины добавлялись стойки грунтозацепов, которые можно было прикрепить к накладным броневыступам на корпусе. Изначально у M10 не было каких-либо приспособлений для ведения огня с закрытых позиций. В мае 1943 года к М10 добавили указатель азимута и квадрант наводчика. Стойки с грунтозацепами и оборудование для огня с закрытых позиций часто устанавливались на более ранние машины. К концу июня 1943 года стало понятно, что первоначальные противовесы Фишера были слишком тяжелыми. Два противовеса новой конструкции уменьшили общий вес до 2500 фунтов и лучше распределили вес орудия. Если смотреть сбоку, они напоминали перевернутый «утиный клюв». Для размещения нового веса конструкция верхней кормовой части башни была изменена с наклонной внутрь на почти вертикальную. В июле 1943 года с производства сняли накладные броневые бобышки на бортах корпуса и башне. Выступы на гласисе были сохранены. В конце сентября 1943 года был испытан одиночный М10 с Гидравлический двигатель перемещения Oilgear , который мог перемещать башню даже без противовесов, но эта модификация не была реализована, поскольку производственные контракты подходили к концу.

М10 показан в серийном производстве на танковом арсенале General Motors.
М10 показан в серийном производстве на танковом арсенале General Motors.

Производство 4993 M10 подразделением Fisher Body компании General Motors на заводе Fisher Tank Arsenal в Гран-Блане , штат Мичиган, продолжалось с сентября 1942 года по декабрь 1943 года . Ford Motor Company построила 1038 M10A1 с октября 1942 года по сентябрь 1943 года. [ 12 ] С сентября по ноябрь 1943 года Фишер построил оставшиеся 375 М10А1. Фишер также построил еще 300 корпусов M10A1 без башни в январе 1944 года для прямой переоборудования в истребители танков M36 . С января по июнь 1944 года 209 машин M10A1 впоследствии были переоборудованы в M35 Prime Movers путем удаления башни и добавления к ним необходимого оборудования для буксировки 8-дюймовой пушки M1 и 240-мм гаубицы M1.

1413 М10А1, включая 300 корпусов, изготовленных в январе 1944 года, и 724 М10 в конечном итоге были переоборудованы в истребители танков М36 . [ 13 ]

Производство М10 и М10А1 [ 14 ]
Модель Количество Договор Серийные номера Регистрационные номера
М10 1,800 374-СЛОВО-1880 с 3 по 1802 г. с 4040705 по 4042504
М10А1 1,038 374-СЛОВО-1213 1803–2840 гг. с 4046509 по 4047546
М10 1,200 374-СЛОВО-1880 с 2841 по 4040 с 4081054 по 4082253
М10 1,117 374-СЛОВО-1880 с 5991 по 7107 с 40110110 по 40111226
М10 876 Т-7581 с 7108 по 7983 Неизвестный
М10А1 375 374-СЛОВО-1213 с 7984 по 8358 с 40112380 по 40112754

Вооружение

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]

Истребитель танков М10 имел башню с открытым верхом и ручным поворотом, в которой в установке М5 устанавливалась 3-дюймовая пушка М7. [ 15 ] Наводчик стоял или сидел с левой стороны от орудия и наводил его с помощью оптического прицела М51 или М70Г. На правой стороне башни также был предусмотрен панорамный телескоп M12A4 для ведения огня с закрытых позиций. М10 нес 54 выстрела 3-дюймового боекомплекта, 48 из которых размещались в четырех стойках в спонсонах, а 6 снарядов - в верхней кормовой части башни. Для боевого применения 3-дюймовая пушка М7 могла стрелять пятью типами боеприпасов:

Бронебойный выстрел M79 мог пробить 92 мм гомогенной брони под углом 30 градусов к вертикали на расстоянии 1000 ярдов. Снаряд M62 APCBC/HE-T в тех же условиях был способен пробить 88 мм гомогенной брони. Выстрел T4 (позже M93) HVAP был редок и использовался в небольшом количестве, начиная с сентября 1944 года. Он мог пробить 135 мм гомогенной брони. при 30 градусах и 1000 ярдов. В этом выстреле использовался подкалиберный пенетратор из карбида вольфрама, заключенный в стальную оболочку, алюминиевый корпус и баллистическое «лобовое стекло». К марту 1945 года на Европейский театр военных действий было доставлено около 18 тысяч выстрелов этого специального боеприпаса, 58 процентов из которых составляли 3-дюймовые снаряды. [ 16 ] Фугасный снаряд M42A1 использовался для ведения артиллерийского огня с закрытых позиций или против укреплений и мягких целей, таких как пехота в траншеях или противотанковые орудия. Гексахлорэтановый дымовой снаряд М88 использовался для создания дымовых завес или для вытеснения пехоты противника из зданий или укрепленных позиций.

Крупнокалиберный калибра .50 (12,7 мм) пулемет Browning M2HB мог быть установлен в верхней задней части башни для использования против пехоты противника и для использования в зенитных целях . Боекомплект (300 патронов в ящиках по 50 патронов) размещался под полом машины. Экипаж имел личное оружие для самообороны. Пистолет -пулемет «Томпсон» с боекомплектом в 460 патронов размещался на кронштейнах в правой корме башни для использования командиром машины. Остальные четыре члена экипажа были вооружены карабинами М1 , каждый имел при себе столько боеприпасов, сколько считал нужным. Рядом с помощником водителя размещалась винтовка M1903 Springfield адаптер для винтовки и десять винтовочных гранат М9 с боезапасом 60 патронов, а под левым передним полом машины - для использования против танков. В ящиках для хранения в башне находились пять гранат Mk 2 , пять дымовых гранат M18 и две термитные гранаты . [ нужна ссылка ]

Боевое применение

[ редактировать ]
М10 в бою возле Сен-Ло , июнь 1944 года.
М10 701-го батальона истребителей танков продвигается по горной дороге в Италии , 3 марта 1945 года.

Армия США

[ редактировать ]
Два американских истребителя танков М10 в Бельгии во время Второй мировой войны .

Тяжёлое шасси М10 не соответствовало быстро развивающейся доктрине истребителей танков, предусматривающей использование очень лёгких высокоскоростных машин, и начиная с лета 1944 года его начали дополнять быстрые M18 Hellcat . Американская доктрина истребителей танков предусматривала держать истребители танков в резерве и бросаться вперед для отражения массированных атак бронетехники противника. На самом деле это было не так, и батальоны М10 придавались, часто на полупостоянной основе, пехотным и танковым дивизиям для обеспечения дополнительной прямой и непрямой огневой поддержки. Типичные задачи включали ведение артиллерийского огня с закрытых позиций за счет усиления дивизионных артиллерийских подразделений, сопровождение и поддержку передовых частей пехотного десанта, атаку на препятствия, такие как укрепления и вражеские машины (включая танки), которые препятствовали продвижению дружественных частей, а также создание противотанковой обороны. как только цель будет достигнута.

Боевой дебют М10 состоялся 23 марта 1943 года во время битвы при Эль-Гуттаре в рамках тунисской кампании , являвшейся частью более крупной североафриканской кампании . M10 изначально имел успех, поскольку его 3-дюймовая пушка M7 могла уничтожить большинство немецких танков, стоявших на вооружении. В ходе боя М10 899-го истребительного батальона и артиллерийские лафеты М3 уничтожили 601-го истребительного танкового батальона 30 немецких танков, при этом было потеряно 20 М3 и 7 М10. На протяжении оставшейся части кампании в Северной Африке M10 не участвовал в особых противотанковых действиях и вместо этого использовался в качестве мобильной огневой поддержки.

В ходе танковых боев в Нормандской кампании 3-дюймовая пушка М10 оказалась неэффективной против толстой лобовой брони немецкого среднего танка «Пантера» . 6 июля 1944 года штаб Эйзенхауэра переоборудовать все батальоны М10 в новые М36 . потребовал как можно скорее [ 17 ] [ 18 ] [ нужна страница ] 10 июля 1944 года 899-й батальон истребителей танков отразил контратаку немецкой танковой дивизии возле Ле-Дезера уничтожил 12 «Пантер», один Panzer IV и одно Sturmgeschütz III. штурмовое орудие и в ожесточенном двухдневном бою на дальностях менее 200 м (220 ярдов). Из-за первоначального шока от встречи с тяжелыми немецкими танками в конце сентября 1944 года в состав истребителей танков были внесены дальнейшие изменения. М10 или М18 по усмотрению командиров, а 12 буксируемых батальонов перевооружить на 90-мм буксируемую пушку Т5 (тогдашний прототип). [ 19 ] [ 20 ] К октябрю 1944 года в Европу начали поступать улучшенные 90-мм Gun Motor Carriage M36, которые к концу войны практически заменили M10. Планы вообще сохранить какие-либо буксируемые батальоны были отменены после их в целом плохой работы и высоких потерь в 1944 году, особенно во время Арденнской битвы . [ нужна ссылка ]

В итальянской кампании, как и в Северной Европе, М10 обычно придавались пехотным или бронетанковым частям в качестве поддержки пехоты или мобильной артиллерии, особенно из-за общего отсутствия немецкой бронетехники на этом театре военных действий. Многие командиры дивизий США просили заменить свои М10 полностью бронированными танками. [ нужна ссылка ] В войне на Тихом океане из-за отсутствия серьезного танкового противодействия со стороны Японии М10 армии США использовались не в качестве истребителей танков, а в качестве мобильной артиллерийской и пехотной поддержки. M10 оказался непопулярным в Тихом океане из-за своей открытой башни, что делало его уязвимым для японской противотанковой тактики ближнего боя. [ нужна ссылка ]

Британская армия

[ редактировать ]
3-дюймовый SPM M10 преобразуется в 17-фунтовый патрон [ 21 ]
Месяц Конверсии
Май 1944 г. 98
июнь 1944 г. 81
июль 1944 г. 69
август 1944 г. 70
сентябрь 1944 г. 112
Октябрь 1944 г. 126
ноябрь 1944 г. 152
декабрь 1944 г. 82
Январь 1945 г. 86
февраль 1945 г. 95
Март 1945 г. 30
апрель 1945 г. 18
Общий 1,017

Соединенные Штаты поставили британской армии 1648 М10 по программе ленд-лиза. [ нужна ссылка ] [ с ] Англичане дали им обозначение 3-дюймовая самоходная установка М10 (3-дюймовая СПМ М10). M10 с противовесом «клин» был известен как «3-дюймовый SPM M10 Mk I», а M10 с противовесом «утиный клюв» - «3-дюймовый SPM M10 Mk II». 1017 машин были оснащены мощной 17-фунтовой (76,2-мм) пушкой . С мая 1944 по апрель 1945 года [ 22 ] В отделе проектирования танков как 3-дюймовая, так и 17-фунтовая версии были известны как «Ахиллес». [ д ] Модификации 17-фунтовых орудий обозначались суффиксом «C», добавленным к обозначению «M10», и назывались «17pdr M10» или «Achilles Ic». Большинство переоборудованных машин представляли собой 3-дюймовые SPM M10 Mk II, поскольку противовес «утконосый клюв» лучше уравновешивал тяжелую пушку. Маска орудия нуждалась в модификации для установки ствола. Хотя 17-фунтовая пушка имела диаметр ствола, аналогичный 3-дюймовой пушке М7, она имела более длинный ствол и использовала метательный заряд большего размера, что обеспечивало гораздо лучшую бронепробиваемость. При использовании подкалиберного снаряда характеристики орудия были увеличены примерно на 50%. 17-фунтовая пушка SP использовалась британской, канадской и польской армиями в Италии и северо-западной Европе. [ 23 ] Помимо службы в британских войсках в Северо-Западной Европе, они сохранились и после войны. Те, у кого не было вооружения, были лишены башен и использовались в качестве артиллерийских тягачей.

На британской службе в качестве самоходных противотанковых орудий М10 эксплуатировалась полками Королевской артиллерии . Обычно две батареи имели М10, а две другие батареи имели буксируемую 17-фунтовую пушку. Одна из тактических теорий заключалась в том, что две буксируемые батареи будут образовывать артиллерийскую линию, в то время как батарея М10 останется мобильной на каждом фланге, чтобы вести танки противника к неподвижной артиллерийской линии. На практике британские батареи часто разделялись в Нормандии, М10 прикомандировались к британским танковым бригадам, оснащенным танками «Черчилль», вооруженными 75-мм пушками общего назначения, так же, как и переоборудованные британские 17-фунтовые пушки. [ нужна ссылка ]

Свободная французская армия

[ редактировать ]

«Свободная Франция» получила не менее 227 М10, 155 из них по ленд-лизу. [ 24 ] Сначала они служили в Италии, затем во Франции и Германии. Во время освобождения Парижа в августе 1944 года одиночный М10 2-й бронетанковой дивизии генерала Леклерка под названием «Сироко» вывел из строя «Пантеру» на площади Согласия из-под Триумфальной арки на площади Этуаль на высоте 1800 метров. Французские М10 также участвовали в боях на французско-германской границе в районе Страсбурга и на юге Германии; Свободной Франции Первая армия во главе с генералом Де Латтром получила некоторые из них, когда они были частью Шестой группы армий Соединенных Штатов . Французские М10 эксплуатировались по тому же принципу, что и американские истребители танков, хотя первоначально на взвод приходилось по пять машин вместо четырех. [ нужна ссылка ]

Красная Армия

[ редактировать ]

Примерно 52 М10 ​​были поставлены в Советский Союз по ленд-лизу. Их использовали для формирования двух самоходно-артиллерийских полков (СПА). Первым стал 1223-й самоходно-артиллерийский полк 29-го танкового корпуса , входящий в состав 5-й гвардейской танковой армии . В 1944 году это подразделение служило на 3-м Белорусском фронте , принимая участие в летних кампаниях в Белоруссии, Прибалтике и Восточной Пруссии. 1239-й самоходно-артиллерийский полк входил в состав 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии. В 1944 году воевал в Белоруссии и Польше. [ 25 ]

Германия

[ редактировать ]

В 1944 году, во время битвы за Арденн , операции «Грайф» нацисты разработали план по проникновению в тыл союзников. Они внесли различные модификации, чтобы примерно десять танков «Пантера» были максимально похожи на американский М10, известный как «Пантера М10» или « Эрзац М10» ( эрзац означает «замена» или «замена» на немецком языке).

Израиль покупал М10 на свалках и свалках в Европе после 1948 года. Первая партия прибыла в 1951 году и была в очень плохом состоянии. Несколько лет спустя, когда орудия М10 изношены, Израиль решил установить на них 17-фунтовые орудия, а также только что купленные французские высокоскоростные 75-мм пушки CN 75-50. М10 были отремонтированы и приняты на вооружение в 1955 году. После войны 1956 года они получили дизели трофейных египетских танков «Шерман». Считается, что Израиль также купил М10 у Франции и, возможно, захватил несколько из Египта.

Сообщений о том, что модифицированные М10 использовались израильтянами в бою, нет. К 1966 году они были выведены из эксплуатации. [ 26 ]

Египетская армия имела небольшое количество бывших британских М10, 3-дюймовых и 17-фунтовых версий, и использовала их в 1948 году против Израиля. Некоторые из них были захвачены Израилем. [ нужна ссылка ]

Боевые характеристики

[ редактировать ]
Сила М10 и потери в ВТО [ 27 ]
Месяц Прочность М10 Убытки М10
июнь 1944 г. 691 1
июль 1944 г. 743 17
август 1944 г. 758 28
сентябрь 1944 г. 763 40
Октябрь 1944 г. 486 71
ноябрь 1944 г. 573 45
декабрь 1944 г. 790 62
Январь 1945 г. 760 69
февраль 1945 г. 686 106
Март 1945 г. 684 27
апрель 1945 г. 427 37
Май 1945 г. 427 37

Башня М10 с открытым верхом делала экипаж уязвимым для артиллерийского и минометного огня и осколков. 893-й батальон истребителей танков понес большие потери от артиллерийского огня и разрывов деревьев и потерял 16 из 24 М10 в ходе битвы в Хюртгенском лесу . [ 28 ] Экипаж также подвергался снайперскому огню и ближнему нападению пехоты, например гранатам, брошенным через открытую башню, или атакам из окон верхнего этажа, особенно в городских условиях и в лесных районах. На вооружении Великобритании один M10 86-го противотанкового полка (XII корпус) в Нормандии трижды выходил из строя с погибшим расчетом башни. Два расчета башни были убиты 88-мм воздушными очередями или взрывами минометов в верхушках деревьев, а один экипаж погиб в результате прямого попадания в башню. Каждый раз выживал один и тот же водитель. Когда этого водителя поместили в новый экипаж, его четвертый, его объявили « Ионой » (невезение), и с ним отказались ехать. Его перевели в другую часть и приказали хранить молчание о своей истории. [ 29 ]

Однако башня с открытым верхом обеспечивала отличный обзор, что было ценно для машины, перед которой стояла задача поиска бронетехники противника и других целей. Открытый верх также облегчил побег при попадании в машину и улучшил связь с сопровождающей пехотой.

У M10 была очень низкая скорость вращения башни, так как поворот башни был отключен от двигателя, и экипажу приходилось использовать ручную рукоятку для поворота башни. Поворот на полные 360 градусов занял примерно 80 секунд. [ 30 ]

Общие потери М10 на Европейском театре военных действий по всем причинам составили 539 человек. [ 31 ]

Истребители танков М10 высаживаются на пляже в Нормандии, чтобы присоединиться к бою.

Несмотря на то, что М10 не придерживалась строго доктрины истребителя танков, она все равно добилась впечатляющих результатов в борьбе с танками противника. Исследование армии США 39 батальонов истребителей танков показало, что каждый из них уничтожил в среднем 34 танка, 17 буксируемых орудий и 16 дотов. Батальоны истребителей танков Третьей армии заявили об уничтожении 686 танков и 238 САУ. Самый результативный батальон истребителей танков на Европейском театре военных действий, 823-й батальон истребителей танков, заявил, что уничтожил 113 танков, в том числе 27 «Пантер» и 18 «Тигров», используя буксируемые орудия и М10. 773-й батальон истребителей танков также заявил, что уничтожил 113 танков, а 702-й батальон истребителей танков — 103. 601-й батальон истребителей танков, воевавший в Северной Африке, Италии и Европе, утверждал, что подбил 155 танков и самоходных установок. пистолеты. [ 32 ] Истребители танков на Европейском театре военных действий выпустили примерно 11 осколочно-фугасных (ОФ) снарядов на каждый выстрел бронебойных (ББ) боеприпасов, что указывает на их использование в общих вспомогательных задачах в дополнение к предполагаемой задаче противотанковой обороны. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
М10С. и небольшой противовес, прикрученный к стволу орудия. дульный тормоз Видны
  • 3-дюймовый Gun Motor Carriage T35 (прототип): среднего танка M4A2. шасси
  • 3-дюймовый артиллерийский лафет T35E1 (прототип): модернизированная конструкция T35 с более тонкой наклонной броней. Изменена конструкция башни, машина стандартизирована как M10.
  • 3-дюймовый артиллерийский лафет M10
  • 3-дюймовый артиллерийский лафет M10A1 : среднего танка M4A3. шасси
  • 3-дюймовый SPM M10 : M10 на вооружении британской армии, оснащенный 3-дюймовой пушкой M7.
    • М10 с «клиновым» противовесом получил обозначение 3in SPM M10 Mk I.
    • M10 с противовесом «утиный клюв» получил обозначение 3in SPM M10 Mk II.
  • M10C или 17pdr M10 : M10 на вооружении британской армии, оснащенный 76-мм 17-фунтовой пушкой Mark V Ordnance QF, которая использовалась на некоторых британских танках. Их можно узнать по дульному тормозу на конце ствола и противовесу за дульным тормозом. После войны имя Ахилла стало ассоциироваться с 17-фунтовой дивизией; Современные источники называли его «Светлячком», не путать с послевоенным названием 17-фунтового танка «Шерман» .
  • M35 Prime Mover : безбашенный M10A1, используемый в качестве артиллерийского тягача.
  • 3in SP Ram Mk I : предлагаемая версия канадского производства на шасси танка Ram - единственный прототип был построен в 1942 году. [ 33 ]
  • Самоходная гаубица M10 : демилитаризованные M10 переданы Китайской Республике в 1949 году и перевооружены модифицированными 105-мм пехотными гаубицами бывшей Императорской армии Японии. Другие модификации включали постоянную крышу башни с люками для экипажа, более легкую и ударопрочную броню, а также носовой пулемет. [ 34 ] Был изготовлен один прототип и 16 последующих машин.
  • Израильские М10 : Израильский артиллерийский корпус переоборудовал танки, используя 75-мм пушки, полученные из Франции. Это орудие устанавливалось на ряд М10 (первоначально истребителей танков «Ахиллес»), которые были переименованы в истребители танков М-50 «Ахиллес» .

Пользователи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Транспортные средства сопоставимой роли, характеристик и эпохи

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. M5 подвергся критике как слишком поспешно спроектированный и признан устаревшим из-за запроса армии на истребитель танков с башней. Он был отменен 30 сентября 1942 года.
  2. M9 также подвергся критике и очень плохо показал себя во время испытаний: сломал гусеницу, а затем загорелся. Он был отменен 28 августа 1942 года, когда выяснилось, что для серийных машин можно использовать только 28 орудий M1918.
  3. Британцы были поставщиком техники по ленд-лизу для французских и польских войск.
  4. Он вписывался в британскую систему наименований наряду с Archer , Avenger и Alecto ; это имя редко использовалось войсками во время войны
  1. ^ Zaloga (2002) p8
  2. ^ «3»ГМС М10» .
  3. ^ Zaloga (2002), author's note
  4. ^ Брайан Перретт (2003), Невозможные победы , стр. 98, Barnes & Noble, ISBN   978-0-7607-3533-6
  5. ^ Крис Генри и Брайан Делф (2004), Британская противотанковая артиллерия 1939–45 , стр. 23, Osprey, ISBN   978-1-84176-638-6 .
  6. ^ Steven J Zaloga M10 and M36 Tank Destroyers 1942-53 Osprey
  7. ^ Военное ведомство (18 июля 1944 г.). «FM18-5, Тактическое применение: истребитель танков» (PDF) . Глава 2 стр.5 – через Hyperwar Foundation.
  8. ^ Zaloga (2002) p7
  9. ^ Zaloga (2013) p25
  10. ^ Zaloga (2002) p12
  11. ^ Ханникатт (1978) стр. 198
  12. ^ Дэвид Дойл (2003), Стандартный каталог военной техники США , стр. 356.
  13. ^ Zaloga (2002) p21
  14. ^ Дойл (2015) стр. 13
  15. ^ Ханникатт (1978) стр. 563
  16. ^ Zaloga (2004) pp. 23–24
  17. ^ «Пушечно-моторный лафет М10 3 дюйма» .
  18. ^ Zaloga (2005)
  19. ^ Zaloga (2002) p24-33
  20. ^ Йейде (2010) стр. 174
  21. ^ Zaloga (2002) p21
  22. ^ Zaloga (2002) p21
  23. ^ M10 Ахиллес IIC
  24. ^ Zaloga (2002) p40-41
  25. ^ Zaloga (2002) p41
  26. ^ «Пушечный лафет M10 в Израиле от Life_In_Black – отчет о состоянии» . ritastatusreport.live . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года.
  27. ^ Фондовая (2002) стр. 36
  28. ^ Миллер (2003) стр.90
  29. ^ Устная история ветерана полка.
  30. ^ Zaloga (2002) p23
  31. ^ Йейде (2010) стр. 250
  32. ^ Йейде (2010) стр. 249
  33. ^ Новости AFV Vol. 41, № 2 май – август 2006 г.
  34. ^ «М10 (версия самоходной гаубицы)» Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 21 октября 2011 года .

Источники

[ редактировать ]
  • Дойл, Дэвид: Истребитель танков M10 в действии. 2015. Публикации Squadron/Signal. ISBN   9780897478007
  • Ханникатт, Р.П. Шерман: История американского среднего танка. 1978. Echo Point Books and Media, LLC. ISBN   9781626548619 .
  • Миллер, Эдвард Г.: Темная и кровавая земля: лес Хюртген и плотины реки Роер, 1944–1945. 2003. Издательство Техасского университета A&M. 978-1585442584
  • Йейде, Гарри: Убийцы танков: история американских сил истребителей танков времен Второй мировой войны . 2010. Издательство «Каземат». ISBN   9781932033809
  • Zaloga, Steven J. : M10 and M36 Tank Destroyers 1942–53 (New Vanguard 57). 2002. Osprey Publishing. ISBN   9781841764696
  • Zaloga, Steven J.: M10 Tank Destroyer vs StuG III Assault Gun: Germany 1944 (Duel 53). 2013. Osprey Publishing. ISBN   9781780960999
  • Сток, Стивен Дж.: Истребитель танков M18 Hellcat 1943–97 (New Vanguard 97). 2004. Издательство Оспри. ISBN   9781841766874
  • Залога, Стивен Дж.: Американские танковые и истребительные батальоны в ETO 1944-45 (Боевые приказы 10). 2005. Издательство Оспри. ISBN   9781841767987
  • Полевые уставы армии США
    • FM 18-5 Тактическое применение, подразделение истребителей танков
    • FM 18-5B Организация и тактика истребительных танковых частей
    • Тренировка истребителя танков FM 18-15 и тренировка экипажа: 3-дюймовый артиллерийский лафет M10, 76-мм пушечный моторный лафет T70, 3-дюймовая буксируемая пушка (пушка M5 и лафет M1)
    • ФМ 18-20 Тактическое применение взвода истребителей танков самоходной установки
  • Технические руководства армии США
    • Стандартные военные автомобили ТМ 9-2800
    • ТМ 9-323 — Пушка М7.
    • ТМ 9-731G - Каретка, двигатель, 3 дюйма, M10A1
    • TM 9-752A – Каретка, двигатель, 3 дюйма, M10
    • ТМ 9-1750 — Силовая передача (корпус дифференциала трехсекционный)
    • ТМ 9-1750Б – Силовая передача (корпус дифференциала цельный)
    • ТМ 9-1750G - двухдизельный двигатель General Motors
  • Каталог снабжения армии США « Список стандартной номенклатуры »
    • SNL G130 — для каретки, мотора, 3 дюйма, M10
    • СНЛ С-43 — пушка М7.
  • Клей, Вашингтон; Прингл, DJC (1957), 20-й батальон и бронетанковый полк , Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939-1945 гг.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d63be2135ac957d5558fe5ba2fe3b82c__1723569180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/2c/d63be2135ac957d5558fe5ba2fe3b82c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
M10 tank destroyer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)