Протестантские миссии в Китае
В начале 19 века западная колониальная экспансия произошла одновременно с евангелическим возрождением – Вторым Великим Пробуждением – во всем англоязычном мире, что привело к увеличению миссионерской деятельности за рубежом. Девятнадцатый век стал известен как Великий век современных религиозных миссий .
Начиная с английского миссионера Роберта Моррисона в 1807 году, тысячи протестантских мужчин, их жен и детей, а также незамужних женщин-миссионеров жили и работали в Китае в условиях длительного взаимодействия китайской и западной культур. Большинство миссионеров представляли и получали поддержку протестантских организаций или конфессий в своих странах. Они прибыли в Китай во время растущей власти Британской Ост-Индской компании , но первоначально им было запрещено жить и путешествовать по Китаю, за исключением ограниченной территории Тринадцати Фабрик в Кантоне, ныне известном как Гуанчжоу , и Макао . По договору 1842 года, положившему конец Первой опиумной войне, миссионерам было предоставлено право жить и работать в пяти прибрежных городах. В 1860 году договоры, положившие конец Второй опиумной войне с французами и британцами, открыли всю страну для миссионерской деятельности.
Протестантская миссионерская деятельность резко возросла в течение следующих нескольких десятилетий. С 50 миссионеров в Китае в 1860 году их число выросло до 2500 (считая жен и детей) в 1900 году. 1400 миссионеров были британцами, 1000 - американцами и 100 - выходцами из континентальной Европы, в основном из Скандинавии. [ 1 ] Протестантская миссионерская деятельность достигла своего пика в 1920-х годах, а затем пошла на спад из-за войны и беспорядков в Китае. К 1953 году все протестантские миссионеры были изгнаны коммунистическим правительством Китая. Трудно определить точное число, но, по оценкам историка Кэтлин Лодвик , в период с 1809 по 1949 год в миссионерской работе в Китае служили около 50 000 иностранцев, включая как протестантов, так и католиков. [ 2 ]
Миссионерская деятельность (1807–1842).
[ редактировать ]Для Роберта Моррисона и первых миссионеров, последовавших за ним, жизнь в Китае заключалась в ограничении португальского Макао и торгового гетто Тринадцати фабрик в Гуанчжоу (тогда известном как «Кантон») лишь при неохотной поддержке Ост-Индской компании и противостоянии оппозиции. от китайского правительства и от иезуитов, которые обосновались в Китае более века. Ранняя работа Моррисона в основном заключалась в изучении классического китайского , кантонского диалекта и нанкинского мандарина ; составление двунаправленного словаря на основе словаря Канси 1714 года ; и перевод Библии . Он был вынужден пойти на работу в Ост-Индскую компанию, чтобы финансировать эту деятельность, и остаться в Гуанчжоу. В таких условиях его прозелитизм ограничивался его сотрудниками, которых он заставлял посещать воскресные службы и ежедневные собрания, включая молитву, чтение Священных Писаний и пение гимнов. Прошли годы, прежде чем Цай Гао заинтересовался крещением. Тем не менее, как первые новообращенные Моррисона — Цай Гао, Лян Фа , Цюй Яанг — были грамотными людьми, которые также стали первыми китайцами, обученными западной печати и литографии. Они начали выражать его послание более эффективно и печатать сотни, а затем и тысячи трактатов.
Хотя Моррисон и его товарищи в основном избежали наказания, его новообращенным повезло гораздо меньше. Самые ранние усилия Моррисона - еще до его первого обращения - привели к добавлению христианства (в 1812 году) в список запрещенных религий под статуей Империи Цин против «Волшебников, ведьм и всех суеверий». Существующие законы, запрещающие выезд китайцев за границу (например, в отношении станции Лондонского миссионерского общества в Малакке ) и запрещающие обучение иностранцев говорить или читать на китайском языке, предоставляли дополнительные возможности для преследования. После своей первой попытки напечатать брошюры для своих деревенских родственников Лян Фа был арестован, избит бамбуком по подошвам ног и освобожден только для того, чтобы заплатить огромный штраф, с которым Моррисон принципиально отказался ему помочь; вместо этого он использовал сбережения, которые он отложил, на строительство новых домов для своей жены и отца. По этому случаю Моррисон оптимистично отметил, что обращение Китая в христианство вполне может потребовать многих таких мучеников.
В 1826 году император Даогуан пересмотрел закон против суеверий, предусмотрев возможность приговаривать европейцев к смертной казни за распространение христианства среди ханьских китайцев и маньчжуров («татар»). Обращенных в христианство, которые не раскаивались в своем обращении, следовало отправить в мусульманские города Синьцзяна и отдать в рабство мусульманским лидерам и беям . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Люди Западного океана [европейцы], если они будут пропагандировать в стране религию Господа Небесного [название, данное христианству католиками] или тайно печатать книги, или собирать общины для проповеди, и тем самым обманывать многих людей, или если какие-либо татары или китайцы, в свою очередь, будут распространять учения и тайно называть имена (как при крещении), воспламеняя и вводя в заблуждение многих, если это доказано достоверными показаниями, глава или лидер должен быть приговорен к немедленной смерти через удушение: тот, кто распространяет религия, разжигающая и обманывающая людей, если их число невелико и имена не названы, после определенного периода тюремного заключения приговариваются к удушению. Те, кто являются просто слушателями или последователями учения, если они не покаются и не откажутся, должны быть отправлены в магометанские города (в Туркестане) и отданы в рабство беям и другим могущественным мусульманам, которые способны принудить их. ... Все гражданские и военные офицеры, которые не смогут обнаружить европейцев, тайно проживающих в стране, находящейся под их юрисдикцией, и пропагандирующих свою религию, вводя тем самым в заблуждение массы, должны быть переданы Верховному совету и подвергнуты следственному суду.
Первый американский миссионер в Китае, Элайджа Коулман Бриджмен, прибыл в Гуанчжоу в 1830 году. Он основал типографию христианской литературы. Первым медицинским миссионером в Китае был американец Питер Паркер , прибывший в Гуанчжоу в 1835 году. Он основал больницу, которая получила поддержку китайцев и лечила тысячи пациентов. [ 7 ] [ 8 ]
По призыву Карла Гюцлафа последовали за немецкими, скандинавскими и американскими лютеранскими миссионерскими обществами , который начал работу в Китае в 1831 году, лютеранские миссионерские общества в Китае .
Расширение миссионерского влияния (1842–1900)
[ редактировать ]Поражение Китая от Великобритании в Первой опиумной войне привело к подписанию Нанкинского договора 1842 года, который открыл для торговли, проживания иностранцев и миссионерской деятельности пять китайских портовых городов: Гуанчжоу («Кантон»), Сямынь («Сямэнь»). , Фучжоу («Фучжоу»), Нинбо («Нинпо») и Шанхай. [ 9 ] Протестантские миссионерские организации обосновались в открытых городах.
Во Второй опиумной войне (1856–1860 гг.) Великобритания и Франция разгромили Китай. 1860 Пекинская конвенция года открыла всю страну для поездок иностранцев и обеспечила свободу религии в Китае. После этого договора протестантская миссионерская деятельность быстро возросла, и в течение двух десятилетий миссионеры присутствовали почти в каждом крупном городе и провинции Китая.
Протестантские миссионеры были косвенно ответственны за Тайпинское восстание , охватившее Южный и Центральный Китай с 1850 по 1864 год. Испытывая серьезное психическое расстройство после серии неудачных императорских экзаменов , учёный Хун Сюцюань увидел сон, который он истолковал в свете 500-летия. страница трактата Лян Фа, данного ему много лет назад. (Лян и другие протестанты рассматривали экзамены в префектурах и провинциях Гуандуна как массовые собрания грамотных, потенциально влиятельных молодых людей.) Запрещенное крещение американским баптистом Иссахаром Джейкоксом Робертсом , Хун стал еще более неортодоксальным. Хотя он использовал протестантскую Библию и трактаты в качестве священных книг своего движения и придавал большое значение своей версии Десяти заповедей , он проповедовал свою собственную форму христианства, включая веру в то, что он был младшим братом Иисуса. Робертс стал советником тайпинов, но поссорился с ними в 1862 году, спасся бегством и осудил их. [ 10 ]
1859 года Пробуждение в Великобритании и деятельность Дж. Хадсона Тейлора (1832–1905) помогли увеличить число миссионеров в Китае. К 1865 году, когда Тейлор создал Внутреннюю миссию Китая (CIM), в Китае действовало 30 различных протестантских групп. [ 11 ] Но в семи провинциях, где работали протестантские миссионеры, проживало примерно 204 миллиона человек и работал всего 91 человек. В одиннадцати других провинциях с населением около 197 миллионов человек не было миссионеров. [ 12 ] Тейлор и другие побудили Запад вложить больше людей и ресурсов в усилия по превращению Китая в христианскую страну. Миссионерские общества и деноминации по обе стороны Атлантики отреагировали. Было сформировано множество новых обществ и набраны сотни миссионеров, многие из которых были студентами университетов под влиянием служения Д. Л. Муди . Наиболее известными миссионерскими организациями были CIM и Лондонское миссионерское общество , а также Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям . Другие миссионеры были связаны с баптистами , южными баптистами , пресвитерианцами , американской реформатской миссией , методистами , епископалами и уэслианцами .
Протестантское миссионерское движение распространяло многочисленные экземпляры Библии, а также других печатных произведений по истории и науке. Они основали и развили школы и больницы, практикующие западную медицину. [ 11 ] Традиционные китайские учителя относились к миссионерским школам с подозрением, и христианским школам часто было трудно привлечь учеников. Школы предлагали базовое образование бедным китайцам, как мальчикам, так и девочкам. До времен Китайской Республики они иначе не получали бы формального образования. [ 13 ]
Среди влиятельных протестантских миссионеров, прибывших в Китай в девятнадцатом веке, были американцы Уильям Амент , Джастус Дулитл , Честер Холкомб , Генри В. Люс , Уильям Александр Парсонс Мартин , Кэлвин Уилсон Матир , Лотти Мун , Джон Ливингстон Невиус и Артур Хендерсон Смит . Среди выдающихся британских миссионеров были Джеймс Легг , Уолтер Генри Медхерст , Фред Чарльз Робертс и Уильям Эдвард Сутхилл . Видное место среди китайских миссионеров занимали идеалистические и хорошо образованные молодые мужчины и женщины, которые были членами Оберлинского оркестра , Кембриджской семерки и Студенческого добровольческого движения .
Лозунгом миссионерского движения была «Евангелизация мира». Позже, чтобы придать актуальность, лозунг был расширен и стал звучать так: «Евангелизация мира в этом поколении». [ 14 ] [ 15 ] Китай, сопротивляющийся миссионерским усилиям и являющийся самой густонаселенной страной в мире, получил значительную долю внимания растущего мирового миссионерского движения.
Миссионерская жизнь в Китае
[ редактировать ]Китайский миссионер прожил трудную жизнь, особенно в XIX веке. Отсев был высоким из-за проблем со здоровьем и психических расстройств. Изучение китайского языка было длительным и трудным занятием. Большинство миссионеров оказались неэффективными. «Из первых пятидесяти трех миссионеров, посланных... Китайской внутренней миссией, в миссии осталось только двадцать два взрослых, и из них только четыре или пять мужчин и три или четыре женщины были очень хорошими. [ 16 ] Чтобы функционировать в Китае, миссионеру требовалось около пяти лет изучения языка и работы, и многие начинающие миссионеры уходили в отставку или умерли, не завершив своего обучения. В целом в XIX веке, хотя миссионеры, прибывшие в Китай, обычно были молодыми и здоровыми, около половины миссионеров ушли в отставку или умерли, проработав менее 10 лет. Основной причиной отставки стало состояние здоровья. По оценкам, смертность среди детей, рожденных миссионерскими парами, в три раза превышает младенческую смертность в сельской Англии. В конце 19 века здоровье и условия жизни начали улучшаться по мере того, как миссионерские организации стали более осведомленными и увеличилось число врачей-миссионеров. [ 17 ]
Ударом по моральному духу китайских миссионеров стал их низкий уровень успеха в достижении их главной цели: обращения китайцев в христианство. Роберт Моррисон за 27 лет миссионерской деятельности мог сообщить только о 25 новообращенных, и другие первые миссионеры имели аналогичный опыт. [ 18 ] Темпы обращения со временем увеличивались, но к 1900 году в Китае все еще насчитывалось всего 100 000 христиан-протестантов после почти столетних усилий тысяч миссионеров. [ 19 ] Более того, критики утверждали, что многие китайцы были « рисовыми христианами », принимая христианство только ради материальных выгод от того, чтобы стать христианином. Миссионеры обратились к созданию больниц и школ как к более эффективному средству привлечения китайцев к христианству, чем к обращению в свою веру.
В глазах китайцев христианство ассоциировалось с опиумом, восстанием тайпинов с миллионами погибших, империализмом и особыми привилегиями, предоставленными иностранцам и новообращенным христианам в соответствии с неравными договорами . Китайский дворянин сказал о европейском и американском присутствии в Китае: «Уберите своих миссионеров и свой опиум, и вам будут рады». [ 20 ]
Синьцзян был обращен в свою веру шведскими миссионерами [ 21 ] [ 22 ] проповедовать и обращать уйгуров (тюрков-мусульман).
Христианские миссионеры, такие как британский миссионер Джордж Хантер , Джон Аветаранян , и шведские миссионеры, такие как Магнус Баклунд , Нильс Фредрик Хойер , отец Хендрикс , Йозеф Массрур , Анна Массрур , Альберт Андерссон , Густав Альберт , Стина Мортенссон , Джон Торнквист Гёста Ракетт , Оскар Хермансон и новообращенный уйгур Кристиан Нур Люк изучали уйгурский язык и писали на нем произведения. Турок, принявший христианство, Йоханнес Аветаранян отправился в Китай, чтобы распространять христианство среди уйгуров. Якуп Истипан , Уэркайси и Алимуцзян Йимити Другими уйгурами, принявшими христианство, являются .
Библия была переведена на кашгарский диалект тюркского (уйгурского) языка. [ 23 ]
В 1923 году среди мусульман Кашгара вспыхнуло антихристианское восстание, направленное против шведских миссионеров. [ 24 ]
Во имя ислама уйгурский лидер Абдулла Бугра жестоко физически напал на базирующихся в Яркенде шведских миссионеров и казнил бы их, если бы они не были изгнаны только из-за заступничества британских Аксакалов в их пользу. [ 25 ]
Джордж Хантер отметил, что в то время как мусульмане-тунганцы ( китайские мусульмане ) почти никогда не занимались проституцией своих дочерей, мусульмане-тюрки ( уйгуры ) занимались проституцией своих дочерей , поэтому тюркские проститутки были распространены по всей стране. [ 26 ]
Шведский христианский миссионер Дж. Э. Лундал писал в 1917 году, что местные мусульманки в Синьцзяне выходили замуж за китайских мужчин из-за нехватки китаянок, родственники женщины и другие мусульмане оскорбляли женщин за их браки. [ 27 ]
— Ряд британских и немецких друзей подписываются на поддержку новой миссии со штаб-квартирой в Кашгаре и Яркенде, двух городах китайского Туркестана, и работу предстоит вести не среди китайцев, а среди мусульман, находящихся в подавляющее большинство в этом округе. Новая миссия интересна тем, что представляет собой нападение на Китай с запада. Два немецких миссионера в сопровождении врача и местного христианина прибудут [ sic ] в Кашгар следующей весной и начнут работу. Можно добавить, что Британское и зарубежное библейское общество в настоящее время печатает четыре Евангелия на диалекте китайского Туркестана и, по всей вероятности, они будут готовы до того, как новая миссия обосновается в Кашгаре. [ 28 ] [ 29 ]
Женщины-миссионеры
[ редактировать ]Первоначально миссионерские общества отправляли миссионерами только супружеские пары и нескольких одиноких мужчин. Жены служили бесплатными «помощницами миссионеров». Мнение миссионерских обществ, в которых доминируют мужчины, заключалось в том, что незамужние женщины не должны жить незащищенными и одинокими в чужой стране и что духовную работу миссионеров могут выполнять только рукоположенные мужчины. Со временем стало ясно, что христианские школы необходимы для привлечения и обучения потенциальных христиан и лидеров, а также для изменения иностранных культур, которые были невосприимчивы к христианскому посланию, провозглашаемому проповедниками-мужчинами-миссионерами. [ 30 ] Первой незамужней женщиной-миссионером в Китае была Мэри Энн Олдерси , эксцентричная британка, открывшая в 1844 году школу для девочек в Нинпо. [ 31 ]
В 1860-х годах женские миссионерские организации, особенно Женское зарубежное миссионерское общество Методистской епископальной церкви в Соединенных Штатах, и женщины в значительном количестве стали становиться миссионерами по всему миру. Женщин-миссионеров, замужних и незамужних, вскоре станет больше, чем мужчин. К 1919 году число женщин-миссионеров американских методисток и конгрегационалистов (ABCFM) более чем в два раза превышало количество миссионеров-мужчин в Китае. Возвышение женщин-миссионеров к известности не обошлось без трений с мужчинами. Баптистская конференция 1888 года подтвердила, что «женская работа за границей должна быть осторожной и признавать главенство мужчин». и «глава женщины — мужчина». [ 32 ]
В Китае в соответствии с культурными нормами миссионеры-мужчины не могли взаимодействовать с китайскими женщинами, и поэтому евангелическая работа среди женщин была обязанностью женщин-миссионеров. Женщины-врачи-миссионеры лечили китайских женщин, а женщины-миссионеры руководили школами для девочек. Женщинам-миссионерам обычно платили меньше, чем мужчинам. Методисты в 1850-х годах платили миссионеру-мужчине в Китай зарплату в размере 500 долларов в год, но первые две незамужние миссионеры-женщины, посланные методистами в Китай, Бьюла и Сара Вулстон, получали годовую зарплату всего в 300 долларов каждая. Первые незамужние женщины-миссионеры должны были жить в миссионерских семьях. [ 33 ] Позже незамужние женщины-миссионеры часто жили в одном доме. Несмотря на численное превосходство, женщины-миссионеры, как замужние, так и незамужние, часто исключались из участия в принятии политических решений в миссионерских организациях, в которых обычно доминировали мужчины. Например, только в 1920-е годы женщинам было предоставлено полное право голоса на миссионерских собраниях Американского совета в Китае. [ 34 ]
У женщин-миссионеров была «цивилизационная миссия» по представлению протестантской культуры среднего класса в Китае, обучению китайских женщин и «повышению их пола». Они сыграли важную роль в кампаниях против опиума и связывания ног. В Европе и Америке конца XIX века широко распространено мнение, что «цивилизация не может существовать отдельно от христианства». [ 35 ]
Среди женщин-миссионеров девятнадцатого века в Китае были две первые исследователи Тибета, англичанка Энни Ройл Тейлор и канадка Сюзанна Карсон Рейнхарт , обе из которых предприняли гораздо более опасные экспедиции, чем известные исследователи того времени, такие как Свен Хедин и Аурел Штайн .
Боксерское восстание (1900)
[ редактировать ]Боксерское восстание 1900 года стало самой страшной катастрофой в истории миссионерства. Сто восемьдесят девять протестантских миссионеров, в том числе 53 ребенка (а также многие римско-католические священники и монахини) были убиты боксерами и китайскими солдатами в северном Китае. По оценкам, было убито около 2000 китайских христиан-протестантов. Внутренняя миссия Китая потеряла больше членов, чем любая другая организация: погибли 58 взрослых и 20 детей. [ 36 ]
Китайцы признали права миссионеров только из-за превосходства западной морской и военной мощи. Многие китайцы ассоциировали миссионеров с западным империализмом и возмущались ими, особенно образованными классами, которые боялись перемен, которые могли поставить под угрозу их положение. По мере того как иностранное и миссионерское присутствие в Китае росло, росло и недовольство китайцев иностранцами. Боксеры представляли собой массовое крестьянское движение, стимулированное засухой и наводнениями в сельской местности Северного Китая. Династия Цин встала на сторону боксеров, осадила иностранцев в Пекине во время осады международных миссий и подверглась вторжению коалиции иностранных армий, Альянса восьми наций . Наибольшие потери среди миссионеров произошли в Шаньси, где, среди прочих, все 15 членов банды Оберлина были казнены .
Альянс восьми наций наложил на Китай крупную компенсацию, которую Хадсон Тейлор из CIM отказался принять. Он хотел продемонстрировать китайцам «кротость и кротость Христа». [ 37 ] После Боксерского восстания иностранцы, проживающие в северном Китае, особенно миссионеры, подверглись нападениям в своих родных странах за грабежи. Миссионеры, такие как Уильям Амент , использовали войска армии США для конфискации товаров и имущества у боксеров и предполагаемых боксеров, чтобы компенсировать христианским семьям их потери. Среди критиков таких действий был писатель Марк Твен , назвавший Амента и его коллег «почтенными бандитами Американского совета».
Боксерское восстание оказало глубокое влияние как на Китай, так и на Запад. Правительство Цин предприняло попытку реформ, и миссионеры обнаружили, что китайцы более восприимчивы как к их евангелическому, так и к «цивилизаторскому» посланию, но Запад утратил уверенность в своей убежденности в том, что он имеет право навязывать Китаю свою культуру и религию. [ 38 ] Столетняя миссионерская конференция Китая в 1907 году подтвердила, что образование и здравоохранение имеют такое же значение, как и евангелизация, хотя традиционалисты жаловались, что «образование и здоровье не могут заменить проповедь». [ 39 ] Миссионерская деятельность после Боксерского восстания становилась все более светской.
Отмена торговли опиумом
[ редактировать ]Опиум был самой прибыльной статьей экспорта Великобритании в Китай в XIX веке. Ранние миссионеры, такие как Бриджмен, критиковали торговлю опиумом, но миссионеры были неоднозначны. Договоры, положившие конец двум опиумным войнам, открыли Китай для миссионерской деятельности, и некоторые миссионеры считали, что опиумные войны могут быть частью Божьего плана сделать Китай христианской страной. [ 40 ] Позже, когда социальное послание миссионеров начало конкурировать с евангелизацией как приоритетом, миссионеры стали более решительно выступать против торговли опиумом.
В 1890-е годы последствия употребления опиума еще не были документально подтверждены наукой. Протестантские миссионеры в Китае собрали данные, чтобы продемонстрировать наблюдаемый ими вред препарата. Они были возмущены тем, что Британская королевская комиссия по опиуму посетила Индию, а не Китай. Они создали в Китае Антиопиумную лигу которой был американский миссионер Хэмпден Койт Дюбоуз среди своих коллег на каждой миссионерской станции, первым президентом . Эта организация сыграла важную роль в сборе данных от врачей, получивших образование на Западе в Китае, большинство из которых были миссионерами. Они опубликовали свои данные и выводы в 1899 году под названием «Мнения более 100 врачей об употреблении опиума в Китае» . В опросе приняли участие врачи частной практики, особенно в Шанхае и Гонконге, а также китайцы, прошедшие обучение в медицинских школах западных стран. [ 41 ]
В Великобритании главный директор Китайской внутренней миссии Бенджамин Брумхолл был активным противником торговли опиумом; он написал две книги, пропагандирующие запрет курения опиума: «Правда о курении опиума» и «Китайский курильщик опиума» . В 1888 году Брумхолл сформировал и стал секретарем «Христианского союза за отделение Британской империи от торговли опиумом» и редактором его периодического издания « Национальная праведность» . Он лоббировал в британском парламенте прекращение торговли опиумом. Он и Джеймс Лэйдлоу Максвелл обратились к Лондонской миссионерской конференции 1888 года и Эдинбургской миссионерской конференции 1910 года с осуждением этой торговли. Пока он умирал, правительство подписало соглашение о прекращении торговли опиумом в течение двух лет. [ 41 ]
Обвязка ног
[ редактировать ]Рост известности женщин-миссионеров также привел к тому, что миссионеры выступили против связывания ног в Китае . Хотя миссионеры-мужчины часто считали бинтование ног вопросом совести, а не грехом против Бога, миссионеры-женщины категорически выступали против этого обычая. В 1860-х годах американская пресвитерианка Хелен Невиус и другие боролись с связыванием ног путем сватовства, находя христианских мужей для молодых женщин с развязанными ногами. В 1872 году в Пекине американская методистка Мэри Портер , ставшая женой героя боксерского восстания Фрэнка Геймвелла , запретила девочкам со связанными ногами посещать школу, а в 1874 году в Сямыне была основана организация против связывания ног. К 1908 году большинство китайской элиты выступило против связывания ног, и в 1911 году эта практика была запрещена, хотя запрет не был полностью эффективным в отдаленных районах. [ 42 ]
Физкультура, спорт и «мускулистое христианство»
[ редактировать ]Миссионеры повлияли на китайскую культуру тела не только через отказ от бинтования ног. С конца 19 века YMCA, в частности, играла очень заметную роль в распространении научных подходов к физическому воспитанию и любительскому спорту как форме обучения протестантской гражданственности («мускулистое христианство») в Китае и других азиатских странах. Среди результатов - растущая интеграция западных практик физического воспитания в школьную программу, проведение Национальных игр с 1910 года, а также содействие участию Китая в Играх чемпионата Дальнего Востока и их проведению с 1913 года. Кроме того, Международный колледж YMCA (ныне Спрингфилдский колледж) стал центральным учреждением для обучения первого поколения китайских преподавателей физической культуры физическому воспитанию и христианским идеалам мускулистости. [ 43 ]
Расширение: с 1901 по 1920-е годы.
[ редактировать ]Боксерское восстание дискредитировало ксенофобию и открыло путь к периоду роста протестантских миссионеров и миссионерских учреждений, числа христиан и признания со стороны нехристиан. Период с 1900 по 1925 год называют «золотым веком» христианских миссионеров в Китае. К 1919 году в Китае насчитывалось 3300 миссионеров (не считая их детей), примерно поровну разделенных между женатыми мужчинами, замужними женщинами и незамужними женщинами, а в 1925 году их число достигло 8000, включая детей. В 1926 году гражданская война, политические волнения, конкуренция со стороны таких идеологий, как марксизм , и Великая депрессия привели к тому, что миссионерское предприятие начало приходить в упадок. [ 44 ]
Примеры миссионерской деятельности в этот период включают следующее. В силу социальных обычаев женщины Китая неохотно обращались к врачам-мужчинам западной медицины. Это привело к увеличению спроса на женщин-врачей западной медицины в Китае . Так, женщина-медик-миссионер доктор Мэри Х. Фултон (1854–1927) [ 45 ] была направлена Советом иностранных миссий Пресвитерианской церкви (США) для основания первого медицинского колледжа для женщин в Китае . Известный как Женский медицинский колледж Хакетта (夏葛女子醫學院), [ 46 ] [ 47 ] он располагался в Гуанчжоу , Китай, и стал возможен благодаря крупному пожертвованию г-на Эдварда А.К. Хакетта (1851–1916) из Индианы , США. Колледж был открыт в 1902 году и предлагал четырехлетнюю учебную программу. К 1915 году в нем обучалось более 60 студентов, в основном по месту жительства. Большинство студентов стали христианами под влиянием доктора Фултона. Колледж получил официальное признание, а его дипломы были отмечены официальной печатью правительства провинции Гуандун. Целью колледжа было распространение христианства и современной медицины, а также повышение социального статуса китайских женщин. Больница Дэвида Грегга для женщин и детей (также известная как больница Юдзи 柔濟醫院) [ 48 ] [ 49 ] был связан с этим колледжем. Среди выпускников этого колледжа были ЧАУ Ли Сун (周理信, 1890–1979) и ВОН Юэнь-хин (黃婉卿), оба окончили его в конце 1910-х годов. [ 50 ] [ нужна страница ] а затем занимался медицинской практикой в больницах провинции Гуандун.
Доктор Фред П. Манже (1880–1979) приехал из Джорджии, США, в Шанхай в качестве медицинского миссионера в 1909 году. В 1912 году он арендовал здание в Хоучжоу, чтобы основать больницу на 30 коек. В конце Первой мировой войны доктор Манже вернулся в Шанхай и обсудил с представителем Фонда Рокфеллера в Китае намерение Фонда распространять практику западной медицины в Китае. После долгих переговоров правительство Китая согласилось предоставить 9 акров земли, а Фонд предоставил 30 000 долларов США на строительство больницы в Хучжоу. Фонд Рокфеллера также профинансировал больницу в Сучжоу, Китай, по просьбе миссионера Джона Эбнера Снелла . Остальные необходимые средства были предоставлены Южной методистской церковью и Северной баптистской церковью в США. Так, небольшая больница с небольшим арендованным зданием и одним врачом была преобразована в Больницу общего профиля Хучжоу (湖州醫院), имевшую 9 акров земли, более 100 медсестер и 100 других сотрудников, а также самые современные медицинские учреждения в Китае. В его состав входили химическая лаборатория, рентгеновский кабинет и школа медсестер. Позже японские войска заняли главный госпиталь Хучжоу. Члены семьи доктора Манже смогли уехать из Китая в США. Однако доктор Манже не хотел покидать Китай. Когда он увидел, как японские войска обращаются с китайским народом, он указал на их проступки. В результате он был арестован японскими войсками, обвинившими его в шпионаже. Позже японские войска освободили его. Под строгим контролем японских войск вновь открылся главный госпиталь Хучжоу, и доктор Манже проработал там три с половиной года. [ 50 ] [ 51 ]
Христианские миссии были особенно успешны среди этнических групп на границах. Для них христианство предлагало не только духовную привлекательность, но и сопротивление ханьским китайцам. Британский миссионер Сэмюэл Поллард , например, разработал сценарий Полларда для написания языка мяо с целью перевода Библии. Музыкант и инженер по имени Джеймс О. Фрейзер был первым, кто работал с народом лису в Юньнани на юго-западе Китая. Это привело к феноменальному росту церкви среди различных этнических групп в этом районе, который сохранился и в 21 веке.
Исследование 2022 года показало, что протестантская миссионерская деятельность вызвала националистическую реакцию в Китае, поскольку местная элита рассматривала миссионерскую деятельность как политическую угрозу и организовывала антииностранные протесты. [ 52 ]
Неудачи, допросы и война (1919–1945)
[ редактировать ]К 1920-м годам основные протестантские церкви осознали, что обращения не происходит, несмотря на все школы и больницы. Более того, они начали ценить этические и культурные ценности другой цивилизации и начали сомневаться в своем превосходстве. Миссионерская деятельность основных протестантских деноминаций быстро пришла в упадок. [ 53 ] [ 54 ] На их месте контроль все чаще брали на себя китайские христиане. Кроме того, наблюдался быстрый рост числа фундаменталистов, пятидесятников и миссионеров Свидетелей Иеговы, которые оставались приверженными процессу обращения. [ 55 ]
Движение четвертого мая подвергло критике все традиционные верования и религии. В исследовании 1922 года « Христианская оккупация Китая» изложено мнение либерального крыла миссионерского истеблишмента о том, что контроль должен быть передан китайцам, но неудачное название усугубило ситуацию. Антихристианские кампании начала 1920-х годов и Северная экспедиция 1925—27 привели к объединению Китая под властью Националистической партии . Либеральные миссионеры приветствовали возможность участвовать в развитии китайской нации, но миссионерское предприятие подверглось нападению. По мере роста антиимпериализма христианские школы подвергались государственному регулированию, которое требовало, чтобы все организации имели китайское руководство. Многие миссионеры покинули Китай, и поддержка в родных странах ослабла, отчасти из-за экономических проблем во время Великой депрессии. [ 56 ]
Критика и призывы к реформам исходили изнутри миссионерского сообщества. Частично из-за разногласий между фундаменталистами и модернистами миссии оказались под вопросом. Писательница и миссионерка Перл С. Бак , например, вернулась в Соединенные Штаты в 1932 году, чтобы задать вопрос: «Есть ли необходимость в иностранных миссионерах?». Биографии-близнецы ее родителей, написанные Баком, «Боевой ангел» и «Изгнанник» , драматизировали обвинения в том, что зарубежные миссии были формой империализма. [ 57 ] Еще одна скептическая нота прозвучала в масштабном исследовании, проведенном по заказу Джона Д. Рокфеллера-младшего под названием «Переосмысление миссий», которое поставило под сомнение широкий спектр миссионерской деятельности. [ 58 ]
В 1934 году Джон и Бетти Стэм были убиты солдатами-коммунистами. Их биография «Триумф Джона и Бетти Стэм» (Филадельфия: Китайская внутренняя миссия, 1935) была написана г-жой Говард Тейлор, коллегой-миссионером из Китайской внутренней миссии . Это вдохновило новое поколение миссионеров искать работу в Китае, несмотря на гражданскую войну и антимиссионерские взгляды многих китайцев. [ 58 ]
Когда японцы вторглись в Китай во время Второй мировой войны в 1937 году, Китайская внутренняя миссия и многие другие миссионерские организации перенесли свою штаб-квартиру вверх по реке Янцзы в Чунцин . После того, как Япония вступила в войну с западными странами в 1941 году, японцы интернировали западных мирных жителей, в том числе около 1000 протестантских миссионеров, в лагеря до конца войны в 1945 году, в основном в комплексе Вэйсянь в Шаньдуне и лагере для интернированных Стэнли в Гонконге. Весь персонал и ученики школы Chefoo для детей-миссионеров с первого по двенадцатый классы, насчитывающий 239 детей и взрослых, были среди интернированных в Вэйсяне. [ 59 ] Эрик Лидделл , золотой медалист Олимпийских игр 1924 года, а затем миссионер, также был интернирован в Вэйсяне и умер от кровоизлияния в мозг во время войны.
Окончательный исход 1945–1953 гг.
[ редактировать ]После победы китайских коммунистических армий в 1949 году и подавления христианской миссионерской деятельности члены всех миссионерских обществ покинули Китай или были изгнаны из Китая. Миссионеры Артур Мэтьюз (американец) и доктор Руперт Кларк (британец) были помещены под домашний арест, но им наконец разрешили уехать в 1953 году. Их жены, Уайлда Мэтьюз и Джанетт Кларк, были вынуждены уехать до этого вместе с другими миссионерами. Китайская внутренняя миссия была последним протестантским миссионерским обществом, покинувшим Китай.
В 1900 году в Китае насчитывалось около 100 000 протестантов. К 1950 году их число увеличилось до 700 000, но все еще намного меньше одного процента от общей численности населения Китая. При поддержке таких сильных лидеров, как Джон Сун , Ван Мин-Дао и Эндрю Ги , китайские протестантские христианские церкви стали местным движением.
Влияние на Соединенные Штаты
[ редактировать ]У американских миссионеров дома была аудитория, которая внимательно слушала их рассказы из первых рук. Около 1900 года в среднем около 300 китайских миссионеров находились дома в отпуске, и они представляли свое дело церковным группам примерно 30 000 раз в год, охватив несколько миллионов прихожан. Они были полны оптимизма по поводу того, что рано или поздно Китай обратится в христианство. [ 60 ]
Писательница Перл С. Бак (1892–1973) выросла в двуязычной среде в Китае своими родителями-миссионерами. Китай был местом написания многих из ее самых продаваемых романов и рассказов, в которых исследовались невзгоды и глубина человечности людей, которых она любила и считала полностью равными. После колледжа в Соединенных Штатах она вернулась в Китай в качестве пресвитерианской миссионерки с 1914 по 1932 год. Она преподавала английский язык на уровне колледжа. «Добрая земля» (1931) стала ее романом-бестселлером и популярным фильмом. Наряду с многочисленными другими книгами и статьями она достигла большой американской аудитории среднего класса, которая очень сочувственно относится к Китаю. [ 61 ] Нобелевский комитет по литературе наградил ее «за выдающиеся работы, которые прокладывают путь к человеческой симпатии, преодолевающей широко разделенные расовые границы, и за исследования человеческих идеалов, которые представляют собой великое и живое искусство портретной живописи». [ 62 ]
Никто не оказал большего влияния на американское политическое мышление о внешней политике, чем Генри Р. Люс (1898–1967). [ нужна ссылка ] , основатель и издатель журналов TIME , LIFE и FORTUNE с 1920-х годов до своей смерти. Он родился в Китае в семье миссионеров и получил там образование до 15 лет. Его китайский опыт произвел глубокое впечатление, а его публикации всегда уделяли Китаю широкое благоприятное внимание. Он оказал очень сильную поддержку Чан Кайши в его битвах против Мао Цзэдуна. [ 63 ] [ 64 ]
Самым политически влиятельным вернувшимся миссионером был Уолтер Джадд (1898–1994). Он прослужил 10 лет и был медицинским миссионером в провинции Фуцзянь в 1925–1931 и 1934–1938 годах. [ 65 ] По возвращении в Миннесоту он стал красноречивым представителем, осуждающим японскую агрессию против Китая, объясняя ее нехваткой сырья и рынков в Японии, демографическим давлением, а также беспорядками и гражданской войной в Китае. По словам биографа Янли Гао:
- Джадд был одновременно моралистом в стиле Вильсона и протекционистом в духе Джексона, чьи усилия были обусловлены общим христианским пониманием человека, а также миссионерским комплексом. Поскольку он апеллировал одновременно к американским национальным интересам и популярному христианскому моральному сознанию, опыт Джадда продемонстрировал, что решительная и смелая пропаганда миссионеров на самом деле помогла сформировать американскую внешнюю политику, которую необходимо пробудить от изоляционистской спячки». [ 66 ] Джадд два десятилетия проработал в Конгрессе (1943–1962) в качестве республиканца, где он был очень влиятельным представителем по делам Азии в целом и особенно Китая. Он был либеральным миссионером, но консервативным конгрессменом-антикоммунистом, который определил степень американской поддержки режима Чан Кайши . [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]- Отношения между Восточной Азией и США # Миссионеры в Китае
- Протестантизм в Китае
- Че Кам Конг
- Христианство в Китае
- Китайская домашняя церковь
- Китайского союза Версия Библии
- Китайский новый гимн
- Китайский христианский совет
- Переводы Библии на китайский язык
- Хронология христианских миссий
- Список протестантских миссионерских обществ в Китае (1807-1953 гг.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Ларри Клинтон, Уильям Скотт Амент и восстание боксеров: героизм, высокомерие и идеальный миссионер Джефферсон, Северная Каролина: McFarland Publishing Company, 2009, стр. 14; Хантер, Джейн Евангелие благородства Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1984, стр. 6
- ^ Лодвик (2016) , с. XV.
- ^ Маклай 1861 , с. 336.
- ^ Родни Старк; Сюхуа Ван (2 мая 2015 г.). Звезда на Востоке: подъем христианства в Китае . Темплтон Пресс. стр. 13–. ISBN 978-1-59947-488-5 .
- ^ Р.С. МАКЛАЙ (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными очерками и событиями миссионерских операций и перспективами в Китае . Нью-Йорк, Карлтон и Портер. стр. 336 –.
- ^ Китайский репозиторий . Марузен Кабусики Кайся, 1838. С. 54–.
- ^ Стоу, Дэвид М. «Элайджа Коулман Бриджмен (1801–1861)» . Биографический словарь китайского христианства . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Дойл, Дж. Райт. «Питер Паркер (1804–1888)» . Биографический словарь китайского христианства . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Дарвин, Джон (2007). После Тамерлана: Глобальная история империи . Лондон: Лондон: Аллен Лейн. п. 431.
- ^ Тенг, Юань Чунг Иссахар Джейкокс Робертс и восстание тайпинов», Журнал азиатских исследований , том 23, № 1 (ноябрь 1963 г.), стр. 55–67.
- ^ Jump up to: а б Спенс 1991 , с. 206.
- ^ Брумхолл 1901 , с. 27.
- ^ Спенс 1991 , с. 208.
- ^ Бенджамин Брумхолл (1885). Евангелизация мира, миссионерский оркестр . Морган и Скотт.
- ^ Брумхолл, Бенджамин Евангелизация мира . Переиздание издания 1885 года. Уайтфиш, Монтана: Kessinger Publishing, 2010 г.
- ^ Остин 2007 , с. 136.
- ^ Лутц, Джесси Г. «Истощение среди протестантских миссионеров в Китае, 1807–1890», Международный бюллетень миссионерских исследований , Том 36, № 1, январь 2012 г., стр. 22–27
- ^ «Роберт Моррисон (1782–1834)» http://www.wecf-cong.org/articles/robertmorrison.pdf. Архивировано 23 марта 2013 г. в Wayback Machine , по состоянию на 27 января 2012 г.
- ^ Томпсон, с. 14
- ^ Томпсон, стр. 12–15.
- ^ Джеймс А. Миллуорд (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета. стр. 179–. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Дэвид Эванс (18 декабря 2014 г.). Язык и идентичность: дискурс в мире . Издательство Блумсбери. стр. 101–. ISBN 978-0-567-56614-0 .
- ^ Библия на восточном (касиигарском) тюрке (1950).
- ^ Джон Стюарт (1989). Посланник Раджа: карьера сэра Клермонта Скрайна, Индийская политическая служба . Морская свинья. п. 114. ИСБН 978-1-870304-03-0 .
- ^ Эндрю Д. У. Форбс (9 октября 1986 г.). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Архив Кубка. стр. 87–. ISBN 978-0-521-25514-1 .
- ^ Майкл Фридрих (1994). Бамбергские исследования Центральной Азии . Черный. п. 352. ИСБН 978-3-87997-235-7 .
- ^ Халтвалл, Джон (1981). Миссия и революция в Центральной Азии Миссия MCCS в Восточном Туркестане 1892–1938 гг. (Миссия и революция в Центральной Азии) (PDF) . ИЗУЧЕНИЕ MISSIONALIA UPSA LIENSIA XXXV. Биргитта Охман (переводчик). Стокгольм: Гуммессоны. стр. 6 . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ Миссионерский обзор мира . Фанк и Вагналлс. 1899. стр. 157–.
- ^ Миссионерский обзор . Принстон Пресс. 1899. стр. 157–.
- ^ Уайт, с. 21
- ^ Андерсон, Джеральд Х. Биографический словарь христианских миссий Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2009, с. 9
- ^ Хантер, стр. 13–14.
- ^ Уайт, стр. 26–28.
- ^ Хантер, стр. 83–84.
- ^ Белый, 351; Томпсон, с. 13
- ^ Гловер, Арчибальд Б. Тысяча миль чуда в Китае , Лондон: Ходдер и Стоутон, 1904, с. 1; Брумхолл с. х
- ^ «Боксерское восстание» http://www.omf.org/omf/singapore/about_omf/omf_history/boxer_rebellion , по состоянию на 28 января 2013 г.
- ^ Томпсон, с. 1
- ^ Отчеты столетней китайской миссионерской конференции, Нью-Йорк: Американское общество трактатов, дата, титульный лист, стр. 380
- ^ Лазич, Майкл К. «Американские миссионеры и торговля опиумом в Китае девятнадцатого века» Журнал всемирной истории , Vol. 17, № 2, июнь 2007 г., стр. 210–211.
- ^ Jump up to: а б Лодвик, Кэтлин Л. (1996), Крестоносцы против опиума: протестантские миссионеры в Китае, 1874–1917 , Лексингтон: Университетское издательство Кентукки .
- ^ Друкер, Элисон Р. «Влияние западных женщин на движение против связывания ног» Исторические размышления, Том. 8, № 3, Женщины в Китае: современные направления исторических исследований , осень 1981 г., стр. 179–199.
- ^ Стефан Хюбнер, Паназиатский спорт и возникновение современной Азии, 1913–1974. Сингапур, 2016 г., главы 1–2.
- ^ Хантер, стр. 5, 52; Бэйс, Дэниел Х. «Христианство в Китае 1900–1950: история, сформировавшая настоящее» [1] , по состоянию на 29 января 2013 г.
- ^ В таком же количестве: Мэри Х. Фултон , ISBN. 1140341804 .
- ^ «Аннотация», Эти (PDF) , HK : HKBU [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ «CQVIP» , Журнал Университета Гуанчжоу: издание социальных наук , 1 (3): 45–48, 2002 г.
- ^ Аллен, Белль Джейн (1919), Крестовый поход сострадания за исцеление .
- ^ КК .
- ^ Jump up to: а б Чунг, Ребекка Чан; Чанг, Дебора ; Вонг, Сесилия Нг (2012), Создан для служения
- ^ МакМайкл, Нона Б. (г-жа Роберт С.) (1963), История доктора Фреда Проспера Мангета: для женской вспомогательной службы Медицинского общества округа Бибб, Джорджия, 4 апреля 1963 г. Встреча , Мейкон, Джорджия.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ Мэттингли, Дэниел С.; Чен, Тин (2022). «Миссионерские корни национализма: свидетельства из Китая» . Журнал политики . 84 (3): 1638–1651. дои : 10.1086/716972 . ISSN 0022-3816 . S2CID 244633741 .
- ^ Джон Кинг Фэрбанк, China Watch (1987), стр. 21-23.
- ^ Дэвид А. Холлингер, Протестанты за границей: как миссионеры пытались изменить мир, но изменили Америку (2017), стр. 59-93.
- ^ Джоэл Карпентер и Уилберт Р. Шенк, ред. Глиняные сосуды: американские евангелисты и иностранные миссии, 1880-1980 (2012), стр. xiii-xiv.
- ^ Латуретт 1929 , стр. 686–704.
- ^ Конн, Питер Дж (1996), Перл С. Бак: Культурная биография , Издательство Кембриджского университета, стр. 149 .
- ^ Jump up to: а б Bays, http://www.globalchinacenter.org/anasis/christianity-in-china/christianity-in-china-19001950-the-history-that-shape-the-present.php , по состоянию на 29 января 2013 г.
- ^ "Пленники Империи" «Пленники империи: японское интернирование гражданского населения союзников в Китае и Гонконге, 1941–1945 гг. - Пленники империи: японское интернирование гражданского населения союзников в Китае и Гонконге, 1941–1945 гг.» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2009 года . Проверено 3 мая 2009 г. , по состоянию на 29 января 2013 г.
- ^ Джон Кинг Фэрбанк, China Watch (1987), с. 21
- ^ Майкл Х. Хант, «Перл Бак - популярный эксперт по Китаю, 1931-1949». Современный Китай 3.1 (1977): 33-64. онлайн
- ^ Марк П. Хатчинсон, изд. (2018). Оксфордская история протестантских инакомыслящих традиций, том V: Двадцатый век: темы и вариации в глобальном контексте . Оксфорд УП. п. 427. ИСБН 9780192518224 .
- ^ Майкл Х. Хант, «Восточная Азия в «американском веке» Генри Люса». Дипломатическая история 23.2 (1999): 321–353. Онлайн
- ^ Роберт Э. Герцштейн, Генри Р. Люс, TIME и американский крестовый поход в Азию (Cambridge UP, 2005). стр. 1–4, 247–49.
- ^ Ли Эдвардс, Миссионер за свободу: жизнь и времена Уолтера Джадда (1990).
- ^ Янли Гао и Роберт Осберн-младший «Уолтер Джадд и китайско-японская война: христианский миссионер и активист внешней политики». Журнал Церкви и государства 58.4 (2016): 615-632.
- ^ Янли Гао, «Китай Джадда: конгрессмен-миссионер и политика США и Китая». Журнал современной китайской истории 2.2 (2008): 197–219.
Библиография
[ редактировать ]- Остин, Элвин (2007), Миллионы Китая: Внутренняя миссия Китая и Общество поздней Цин, 1832–1905 , Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдман
- Брумхолл, Маршалл (1901), замученные миссионеры Внутренней миссии Китая с записью об опасностях и страданиях некоторых сбежавших , Лондон: Морган и Скотт , получено 21 июня 2006 г.
- Лодвик, Кэтлин Л. (2016). Как христианство пришло в Китай: краткая история . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 9781451472301 .
- Латуретт, Кеннет Скотт (1929), История христианских миссий в Китае , Нью-Йорк: Макмиллан . Подробный обзор, с цитатами из многих документов, но без анализа.
- Маклай, Роберт Самуэль (1861), Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и случаями миссионерских операций и перспектив в Китае , Carlton & Porter, с. 337 , получено 6 июля 2011 г.
- Спенс, Джонатан Д. (1991), В поисках современного Китая , WW Norton & Company , ISBN 0-393-30780-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карпентер, Джоэл и Уилберт Р. Шенк, ред. Глиняные сосуды: американские евангелисты и зарубежные миссии, 1880–1980 (2012).
- Коэн, Пол (1978). «Христианские миссии и их влияние на 1900 год». В Фэрбанке, Джон К. (ред.). Кембриджская история Китая . Том. 10 Часть 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 543–90. . Сбалансированный опрос; Библиографический очерк (стр. 611–24) охватывает монографии и статьи на английском, японском и китайском языках.
- Ежедневно, Кристофер А. (2013). Роберт Моррисон и протестантский план для Китая . Гонконг: Издательство Гонконгского университета.
- Фултон, Остин (1967). Через землетрясение, ветер и огонь . Эдинбург: Сент-Эндрюс Пресс.
- Холлингер, Дэвид А. Протестанты за границей: как миссионеры пытались изменить мир, но изменили Америку (2017).
- Хантер, Джейн (1984). Евангелие язычников: американские женщины-миссионеры в Китае на рубеже веков . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Хатчисон, Уильям Р. (1987). Поручение миру: американская протестантская мысль и зарубежные миссии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-36309-0 . . Яркое объяснение социальной философии и теологии миссий.
- Латуретт, Кеннет Скотт (1969). Христианство в эпоху революции . Том. III: XIX век за пределами Европы, Америки, Тихого океана, Азии и Африки. .
- ——— (1962). Христианство в эпоху революции . Том. V: Двадцатый век за пределами Европы: Америка, Тихоокеанский регион, Азия и Африка: развивающееся мировое христианское сообщество. .
- Нилс, Патрисия, изд. (1990). Отношение и политика Соединенных Штатов по отношению к Китаю. Влияние американских миссионеров . . Исследовательские очерки.
- Тейлор, Джеймс Хадсон (1868). Духовные потребности и претензии Китая (7-е изд.). Лондон: Джеймс Нисбет.
- Рабе, Валентин Х (1978). База американских миссий в Китае, 1880–1920 гг . . 299 стр.
- Томпсон, Ларри Клинтон (2009). Уильям Скотт Амент и восстание боксеров: героизм, высокомерие и идеальный миссионер . Джефферсон, Северная Каролина: Издательская компания McFarland.
- Таунсенд, Уильям (1890). Роберт Моррисон: пионер китайских миссий . Лондон: SW Partridge.
- Варг, Пол А (1956). «Миссионеры и отношения между Соединенными Штатами и Китаем в конце девятнадцатого века». Ежеквартальный журнал по мировой политике . 27 (2): 153–71. .
- ——— (1958). Миссионеры, китайцы и дипломаты: американское протестантское миссионерское движение в Китае, 1890–1952 гг . .
- Чжан, Сяньтао. Истоки современной китайской прессы: влияние протестантской миссионерской прессы в Китае позднего Цин (Routledge, 2007).
- Уайли, Александр (1867). Мемориалы протестантских миссионеров китайцам . Шанхай: Издательство Американской пресвитерианской миссии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биографический словарь китайского христианства
- «Миссионерство, китаеведение и литературная периодика, 1817–1949» от GALE.
- Сохранение документации китайского христианства Библиотека Гонконгского баптистского университета Проект сохранения китайских христианских документов
- Документация о христианстве в специальных коллекциях и архивах базы данных Гонконга , Библиотека баптистского университета Гонконга.
- База данных христианских редких книг, специальные коллекции и архивы, библиотека баптистского университета Гонконга.
- Христианство в современном Китае. Специальные коллекции и архивы вырезок из вырезок, Библиотека баптистского университета Гонконга.
- Китай глазами миссионеров CIM. Специальные коллекции и архивы, Библиотека баптистского университета Гонконга.
- Библиотечные фонды специальных коллекций и архивов внутренней миссии Китая , Библиотека баптистского университета Гонконга.