Домашняя церковь (Китай)
В Китае домашние церкви или семейные церкви ( китайский : 家庭教会 ; пиньинь : jiātíng jiàohuì ) являются протестантскими собраниями в Китайской Народной Республике , которые действуют независимо от санкционированного государством Патриотического движения трех автономий (TSPM) и Китайского христианского совета (CCC). ). Они представляют собой традицию независимых церквей, которые не могли попасть под контроль Коммунистической партии Китая, восходящую к Ван Миндао в 1950-х годах. [ 1 ] Однако в свою нынешнюю форму существования они пришли после Культурной революции в начале 1980-х годов.
Терминология
[ редактировать ]Хотя эти группы иногда называют « подпольными церквями » ( 地下教会 ; dìxià jiàohuì ), этот термин обычно ассоциируется с католическими собраниями, которые решили действовать независимо от санкционированной государством католической патриотической ассоциации и конференции епископов католической церкви в Китае. .
К. Х. Тин , один из ключевых лидеров ЦПМ и КСС на протяжении многих лет, не любил термин «домашняя церковь» и предпочитал использовать термин «домашние собрания» ( 家庭聚会 ; jiātíng jùhuì ). Это произошло потому, что он обнаружил, что такие понятия, как «домашняя церковь» и «официальная церковь», возвращаются к , существовавшей до Культурной революции практике деноминации . [ 2 ]
Некоторые ученые предпочитают использовать такие термины, как «незарегистрированная церковь», говоря о протестантском феномене, поскольку эти группы могут достигать нескольких сотен и не всегда встречаются буквально у кого-то дома. [ 3 ] Другие полагают, что необходимо отказаться от дихотомии «домашняя церковь» и «церковь TSPM», поскольку многое стирает эти различия, включая отношения между самими двумя группами. [ 4 ] [ 5 ]
Более того, в результате быстрой урбанизации Китая с 1990-х годов наблюдается растущее развитие городского христианства. Некоторые общины предпочли идентифицировать себя как часть «третьей церкви», чтобы отличаться как от традиционных домашних церквей, так и от церквей TSPM. [ 6 ]
История
[ редактировать ]В 1949 году Коммунистическая партия Китая (КПК) получила контроль над материковым Китаем и основала Китайскую Народную Республику (КНР). Вскоре после этого известный христианский лидер Ю. Т. Ву написал и опубликовал « Христианский манифест », в котором публично поддержал политику КПК по надзору за церковью ради национального единства и прогресса и призвал всех христиан-протестантов последовать этому примеру. В 1950-х годах Ву успешно руководил подписанием «Христианского манифеста» примерно половиной протестантского населения по всему Китаю. Он также сыграл ключевую роль в создании и руководстве Патриотическим движением трёх автономий (TSPM), санкционированного государством руководящего органа протестантского христианства в Китае.
Однако независимые церкви Китая, которых защищал Ван Мин-Дао , решительно сопротивлялись TSPM как из-за ее преданности политическому образованию, так и из-за ее либеральных богословских взглядов. В результате отказа присоединиться к ЦПМ целое поколение независимых пасторов Китая подверглось жестоким преследованиям, а их церкви были вынуждены закрыться. Эти сопротивляющиеся церкви часто начинали собираться в неизвестных местах, например, в отдельных домах или полях, получив таким образом название «домашняя церковь». Несмотря на усилия ЦПМ по поддержанию хороших отношений с КПК, она также в конечном итоге была демонтирована и подверглась преследованиям во время Культурной революции (1966–1976), так что вся христианская практика в Китае стала преследоваться и скрываться. В период с 1950-х по 1970-е годы самые сильные сети домашних церквей можно было найти в сельской местности Китая. [ 7 ]
В связи с изменениями в религиозной политике после окончания Культурной революции , в 1980 году, Патриотическое движение трёх автономий будет восстановлено и Христианский совет Китая будет сформирован . Протестантские общины, желающие публично совершать богослужения, регистрировались в TSPM, а те, которые этого не делали, в конечном итоге стали называться домашними церквями. [ 3 ]
С 1990-х годов в результате быстрой урбанизации в китайском обществе произошел ряд событий. Хотя домашние церкви возникли как совершенно независимые друг от друга, возник ряд сетей домашних церквей, штаб-квартиры некоторых из которых расположены в провинциях Хэнань и Чжэцзян . Эти сети разослали миссионеров по всей стране и даже начали отправлять их за границу, в соседние государства. [ 8 ]
Быстрая урбанизация также привела к миграции в городские центры Китая и появлению городских домашних церквей. [ 9 ] Некоторые из них возникли благодаря сообществам трудящихся-мигрантов и студентам университетов. Другие новые сообщества можно увидеть среди городских интеллектуалов и предпринимателей, последних называют «христианами-боссами» ( 老板基督徒 ; lǎobَn jīdūtú ).
Домашняя церковь выросла, по некоторым оценкам, до десятков миллионов христиан. Они продемонстрировали влияние на национальном уровне, когда христиане организовались для оказания помощи пострадавшим от смертельного землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году, катастрофы, с которой правительство не спешило справиться. В 2018 году КПК начала вводить ряд новых религиозных правил. Он закрыл Сионскую церковь в Пекине и церковь «Завет раннего дождя» в Чэнду , чей пастор Ван И был приговорен к девяти годам тюремного заключения, что является самым длительным сроком, назначенным пастору за несколько десятилетий. [ 10 ]
Законность
[ редактировать ]Домашние церкви в Китае обычно считаются незаконными, однако правительство терпимо относится к небольшим домашним церквям, насчитывающим менее 25 членов. [ 11 ] Однако некоторые из них выросли до довольно больших размеров, например, церковь Шоуван , которая на пике своего развития насчитывала 1000 членов. [ 12 ] Домашние церкви сегодня по-прежнему подвергаются гонениям, хотя ситуация может различаться в зависимости от региона. [ 13 ] Американский политолог Карстен Т. Вала утверждает, что домашние церкви подвергаются преследованиям, когда они пересекают красные линии, которые включают, помимо размера, быстрый рост, активную прозелитизацию, попытку сформировать национальные сети, контакты с иностранными христианскими организациями и критику правительство. [ 14 ]
Домашние церкви часто не хотят становиться официальными, присоединяясь к санкционированному государством Патриотическому движению трех автономий (TSPM). В дополнение к признанию тревожной институциональной памяти об использовании правительством TSPM для подавления церквей в 1950-х годах, группам, присоединяющимся к TSPM, придется согласиться на ограничения времени и места религиозной деятельности, среди других ограничений. [ 13 ] Более того, некоторые христиане находят определенные учения TSPM несовместимыми с их личной верой. Все церкви подчиняются государственному контролю как условие государственного одобрения; правительство осуществляет прямой надзор за общинами TSPM и может настаивать на том, чтобы христиане уважали правительство в дополнение к традиционным христианским богословским учениям. Многие китайские христиане предпочитают посещать домашние церкви, чтобы исповедовать свою веру без вмешательства правительства. [ 15 ]
Однако некоторые домашние церкви представляют свою деятельность на одобрение правительства, пытаясь как можно точнее следовать закону, оставаясь при этом независимыми. В некоторых случаях власти разрешили таким домашним церквям продолжать работу. В других чиновники арестовывали пасторов, прихожан и других лиц, связанных с целевыми общинами. [ 16 ] и даже дошли до разрушения зданий, используемых для богослужений. [ 17 ]
Пятидесятнические характеристики
[ редактировать ]Первые пятидесятнические миссионеры прибыли в Китай вскоре после « Пробуждения на улице Азуза» в составе таких групп, как Христианский и Миссионерский Альянс , Внутренняя Китайская Миссия , Пятидесятнический Миссионерский Союз и Ассамблеи Бога . Эти группы также будут способствовать созданию местных пятидесятнических групп, таких как Церковь Истинного Иисуса и Семья Иисуса . [ 18 ]
Сегодня китайские домашние церкви обычно называют пятидесятническими или харизматическими . [ 19 ] Часто это происходит благодаря опыту чудесного исцеления . Согласно некоторым опросам, 90% обращенных в протестантское христианство, как в домашних церквях, так и в церквях TSPM , называют исцеление причиной своего обращения. [ 20 ]
Однако ряд ученых попытались пересмотреть это описание, используя такие фразы, как «пятидесятнические характеристики» или «пятидесятнические характеристики», чтобы указать на эту двусмысленность. [ 21 ]
Богослов Божьей Ассамблеи Саймон Чан утверждает, что «адекватное определение пятидесятничества не может быть ограничено феноменологическим описанием», то есть основанным на опыте. [ 22 ] Чан продолжает объяснять, что классические пятидесятнические верования, такие как крещение Духом и говорение на языках, не распространены в китайских церквях по сравнению с чудесным исцелением.
Эдмонд Танг отметил, что лишь немногие группы, такие как Церковь Истинного Иисуса и Семья Иисуса , могут вести свое происхождение от миссионеров, пришедших из пятидесятнических деноминаций. [ 20 ] Считается, что многие пятидесятнические характеристики в китайских церквях имеют параллели с китайской народной религией , такие как трансы, поклонение предкам и использование талисманов . [ 23 ] Некоторые описывают это как народную религиозную религию христианства. [ 20 ] [ 23 ]
Роберт Мензис оспаривает эти взгляды, утверждая: «Общая нить, которая объединяет пятидесятников в Китае с другими пятидесятниками по всему миру, - это их чувство связи с апостольской церковью, отраженное в книге Деяний». [ 24 ]
сборник гимнов «Ханаанские гимны» , богатый пневматологическими темами. Широко используется [ 25 ]
Аналогичная организация в других религиях
[ редактировать ]В то время как зарубежные СМИ часто фокусируют обсуждение домашних церквей главным образом на протестантизме, другие религиозные традиции в Китае выбрали аналогичную форму организации. К ним относятся домашние собрания ханьских китайцев , последователей тибетского буддизма , возглавляемые ламами и тулку , [ 26 ] Группы по изучению буддизма и веры бахаи , незарегистрированные Чжэнъи и народные формы даосизма , а также различные народные религиозные группы, такие как Игуандао . [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Что такое Домашняя церковь? «Что такое домашняя церковь?» . Центр теологии домашней церкви . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Викери, Филип Л. (2007). Реконструкция христианства в Китае: К. Х. Тин и китайская церковь . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис. п. 237. ИСБН 978-1570757518 .
- ^ Перейти обратно: а б Бэйс, Дэниел (2012). Новая история христианства в Китае . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. стр. 182 , 190–195.
- ^ Виландер, Герда (2013). Христианские ценности в коммунистическом Китае . Лондон: Рутледж. стр. 15–18.
- ^ Маклейстер, Марк (24 июня 2013 г.). « Домашняя церковь» и «три личности»: сотрудничество в христианском сообществе» . КитайИсточник. Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года . Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ Чоу, Александр (2014). «Кальвинистское публичное богословие в городах Китая сегодня» (PDF) . Международный журнал публичного богословия . 8 (2): 163. дои : 10.1163/15697320-12341340 . hdl : 20.500.11820/9dc682b5-4fe2-4022-932a-89d466dd71c1 . S2CID 143357822 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 апреля 2019 г. Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «Что такое домашняя церковь?» . Центр теологии домашней церкви . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Айкман, Дэвид (2003). Иисус в Пекине: как христианство трансформирует Китай и меняет глобальный баланс сил . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Regnery. стр. 73–96 . ISBN 978-0-89526-128-1 .
- ^ Фултон, Брент (2015). Городские христиане Китая: свет, который невозможно скрыть . Юджин, Орегон: Публикации Пиквика. стр. 6–21.
- ^ « Что такое Домашняя церковь » ? Центр теологии домашней церкви . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ «Сыны неба» . Экономист . 2 октября 2008 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года . Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Готье, Урсула (2 июня 2011 г.). «Почему христианские группы в Китае объявляют властям красную тревогу?» . Время . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Голос Маритр (12 июня 2003 г.). «Китайская полиция с гордостью фиксирует пытки христиан - Ресурсы - Служение вечной перспективы» . www.epm.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Вала, Карстен Т. (2017). Политика протестантских церквей и партийного государства в Китае: Бог выше партии? . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1138036901 .
- ^ «Движение внутри домашних церквей в Китае» . palladiummag.com . 19 августа 2019 года . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ «Для подпольных церквей Китая это Рождество было непростым» . Лос-Анджелес Таймс . 25 декабря 2019 года . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ «Китайская полиция динамит христианскую мегацерковь» . Нью-Йорк Таймс . 12 января 2018 года . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ Бэйс, Дэниел Х.; Джонсон, Тодд М. (2002). "Китай". В Берджессе, Стэнли М. (ред.). Новый международный словарь пятидесятнических и харизматических движений . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. стр. 58–64. ISBN 978-0310224815 .
- ^ Козель, Кэрри Дж. (14 января 2014 г.). «Патриотические пятидесятники Китая». Обзор религии и китайского общества . 1 (2): 131–155. дои : 10.1163/22143955-04102002b .
- ^ Перейти обратно: а б с Тан, Эдмонд (2005). « Крикуны и целители: пятидесятничество и изучение массового христианства в Китае». В Андерсоне, Аллан; Тан, Эдмонд (ред.). Азия и пятидесятничество: харизматическое лицо христианства в Азии . Оксфорд: Регнум. стр. 481–485. ISBN 978-1870345439 .
- ^ Облау, Готард (2005). «Пятидесятники по умолчанию? Современное христианство в Китае». В Андерсоне, Аллан; Тан, Эдмонд (ред.). Азия и пятидесятничество: харизматическое лицо христианства в Азии . Оксфорд: Регнум. стр. 411–436. ISBN 978-1870345439 .
- ^ Чан, Саймон (2005). «Увядающее пятидесятничество?». В Андерсоне, Аллан; Тан, Эдмонд (ред.). Азия и пятидесятничество: харизматическое лицо христианства в Азии . Оксфорд: Регнум. п. 578. ИСБН 978-1870345439 .
- ^ Перейти обратно: а б Гао, Сияние (декабрь 2000 г.). «Китайское христианство XXI века и китайский социальный процесс». Журнал изучения Китая . 15 (2–3): 14–18.
- ^ Мензис, Роберт (21 января 2015 г.). «Пятидесятническое богословие и китайская церковь» . КитайИсточник . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 21 апреля 2016 г.
- ^ Старр, Хлоя (2016). Китайское богословие: текст и контекст . Издательство Йельского университета. п. 356. ИСБН 978-0-300-22493-1 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 г. Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Ю, Дэн Смайер (2013). Распространение тибетского буддизма в Китае: харизма, деньги, просвещение . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 22, 88. ISBN. 978-0415575324 .
- ^ Палмер, Дэвид А. (1 декабря 2012 г.). «От «конгрегаций» к «строительству сообщества в малых группах» » (PDF) . Китайское социологическое обозрение . 45 (2): 78–98. дои : 10.2753/CSA2162-0555450205 . hdl : 10722/189427 . S2CID 144740503 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 25 сентября 2019 г.