Экономика династии Сун

Экономика династии Сун (960–1279) в то время характеризовалась как самая процветающая в мире. [ 1 ] Династия отошла от нисходящей командной экономики династии Тан (618–907) и широко использовала рыночные механизмы, поскольку национальный доход вырос примерно в три раза по сравнению с европейским доходом XII века. [ 2 ] Династия подвергалась вторжениям и пограничному давлению, потеряла контроль над Северным Китаем в 1127 году и пала в 1279 году. Однако в этот период наблюдался рост городов, региональной специализации и национального рынка. Наблюдался устойчивый рост населения и доходов на душу населения, структурные изменения в экономике и рост технологических инноваций, таких как передвижные печатные машины, улучшенные семена риса и других товарных культур, порох, механические часы с водяным приводом, использование угля в качестве промышленного топлива. топлива, улучшение производства железа и стали и более эффективные шлюзы каналов. В то время в Китае было производство стали объемом около 100 000 тонн плюс городские города с миллионами жителей. [ 3 ]
Торговля на мировых рынках значительно возросла. Купцы инвестировали в торговые суда и торговлю, которая достигала портов даже в Восточной Африке. В этот период также были разработаны первые в мире банкноты , или напечатанные бумажные деньги (см. Цзяоцзы , Гуаньцзы , Хуэйцзы ), которые обращались в огромных масштабах. Единая налоговая система и эффективные торговые пути по дорогам и каналам означали развитие общенационального рынка. Региональная специализация способствовала экономической эффективности и повышению производительности. Хотя большая часть казны центрального правительства шла военным, налоги, взимаемые с растущей коммерческой базы, пополняли казну и еще больше стимулировали денежную экономику. [ 4 ] Реформаторы и консерваторы обсуждали роль правительства в экономике. Император и его правительство по-прежнему брали на себя ответственность за экономику, но в целом предъявляли меньше претензий, чем в предыдущих династиях. Правительство, однако, продолжало устанавливать монополии на определенные промышленные товары и рыночные товары, чтобы увеличить доходы и обеспечить ресурсы, которые были жизненно важны для безопасности империи, такие как чай, соль и химические компоненты для пороха .
Эти изменения побудили некоторых историков назвать Китай эпохи Сун экономикой «раннего модерна» за несколько столетий до того, как Западная Европа совершила свой прорыв. Однако многие из этих достижений были потеряны в последующих династиях Юань и Мин , которые заменили использование рыночных механизмов Сун стратегиями командования сверху вниз.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]

Во времена династии Сун произошло массовое расширение пахотных земель. Правительство поощряло людей восстанавливать бесплодные земли и возделывать их. Каждому, кто открывал новые земли и платил налоги, предоставлялось постоянное владение новой землей. Согласно этой политике, площадь обрабатываемых земель при династии Сун, по оценкам, достигла пика в 720 миллионов му (48 миллионов гектаров) и не была превзойдена более поздними династиями Мин и Цин. [ 5 ]
В этот период также значительно улучшилось орошение пахотных земель. Выдающийся государственный деятель и экономист Ван Аньши издал Закон и Указ об ирригации в 1069 году, которые способствовали расширению ирригационной системы в Китае. К 1076 году было завершено около 10 800 ирригационных проектов, в результате которых было орошено более 36 миллионов му государственных и частных земель. [ 6 ] Крупные ирригационные проекты включали дноуглубление реки Хуанхэ на севере Китая и создание искусственных илистых земель в долине озера Тай . В результате этой политики производство сельскохозяйственных культур в Китае утроилось. [ 7 ] Урожайность сельского хозяйства составляла около 2 тан (единица весом около 110 фунтов или 50 килограммов) зерна на му во время династии Сун по сравнению с 1 тан в период ранней Хань и 1,5 тан в период позднего Тан. [ 8 ]
Экономическое развитие Китая при династии Сун было отмечено улучшением сельскохозяйственных орудий, семян и удобрений. Песня унаследовала нововведения в плуге, описанные в тексте династии Тан «Классика плуга» , в котором документируется их использование в Цзяннани . [ 9 ] Сун усовершенствовал изогнутый железный плуг Тан и изобрел специальную конструкцию стального плуга специально для освоения пустошей. Плуг для пустырей был сделан не из железа, а из более прочной стали, лезвие было короче, но толще и особенно эффективно перерезало тростник и корни на заболоченных территориях в долине реки Хуай . При Сун был изобретен инструмент, предназначенный для облегчения рассады, под названием «рассадная лошадь»; он был сделан из мармелад дерева и павловнии. Фермы Сун использовали бамбуковые водяные колеса , чтобы использовать энергию потока рек и поднимать воду для орошения сельскохозяйственных угодий.
Хотя уже существовало большое разнообразие сельскохозяйственных орудий, таких как гусеничный плуг ( тали 踏犁) из-за отсутствия волов, рычажный нож ( чжадао 鍘刀) и плуг северо-восточного типа ( тан 耥), использование силы воды для перемещения жернова, точильные камни и молотки, а также перемещение воды из каналов и рек в арыки с помощью механизма с цепными ведрами (фанче 翻車) становилось все более обычным явлением, особенно среди крупных землевладельцев. До этого воду поднимали с помощью механизма, в котором большие ступенчатые колеса ( таче 踏車) перемещали цепные ведра с водой из реки в канаву. В качестве дополнения к выщипыванию рассады риса крестьяне использовали «лошадь для рассады» ( янма 秧馬), а посадку и внесение удобрений выполняла машина, называемая «навозной бур» ( фенлоу 糞耬). «сеялка-культиватор» ( лоучу В северном Китае использовалась «плуг-полоть» ( танюнь 耬耡), а в нижнем районе Янцзы в конце Южной Сун получил распространение 耥耘). Для сбора урожая была изобретена толкающая коса ( туйлянь 推鐮) с двумя колесами. [ 10 ]
— Ульрих Теобальд
Водяное колесо было около 30 чи в диаметре, по периметру которого были закреплены десять бамбуковых лейок. Некоторые фермеры даже использовали трехступенчатые лейки, чтобы поднимать воду на высоту более 30 ци .
В этот период в Китай были завезены высокоурожайные семена риса Чампа , корейский желтый рис, индийский зеленый горошек и ближневосточный арбуз , что значительно увеличило разнообразие сельскохозяйственной продукции. Фермеры Сун подчеркнули важность ночной почвы в качестве удобрения. Они поняли, что использование ночной почвы может превратить бесплодную пустошь в плодородную сельскохозяйственную землю. Чэнь Пу писал в своей «Книге земледелия» 1149 года: «Распространенная поговорка о том, что сельскохозяйственные угодья истощаются после посева в течение трех-пяти лет, неверна: если часто досыпать новую почву и обрабатывать ночной почвой, тогда земля станет более плодородной». [ 11 ]
Товарные культуры
[ редактировать ]
В период Сун наблюдался быстрый рост коммерческих товарных культур , таких как чай, сахар, шелковица и индиго. [ 12 ]
Во времена династии Сун чай стал одним из семи распространенных предметов домашнего обихода (остальные — рис, соль, соевый соус, растительное масло, уксус и древесный уголь). Чайные домики стали неотъемлемой частью городской жизни. В результате популярности чаепития чайные плантации в период Сун увеличились втрое по сравнению с периодом Тан. Иностранное потребление жителями Центральной Азии также способствовало коммерциализации чайных плантаций, особенно в провинции Сычуань . До 1104 года приграничная торговля составляла треть всей торговли чаем в Сычуани. [ 13 ] По данным исследования 1162 года, чайные плантации были разбросаны по 66 префектурам 244 графств. [ 14 ] Было произведено множество чайных продуктов, самый ценный сорт из Раочжоу в провинции Цзянси продавался по 500 монет за цзинь (0,59 кг), а самый дешевый чай продавался всего по 37 монет. [ 15 ]
Выращивание чая находилось на переднем крае развития на юге Китая, где суровые внутренние горные долины были непригодны для выращивания риса. Такие регионы, как Фуцзянь, производили только 230 000 кг чая в начале династии и увеличили производство до 1,9 миллиона кг к 1084 году. Большинство чайных плантаций находились в ведении сельских домохозяйств, но на некоторых крупных частных и государственных плантациях работало до 100 рабочих. Как и соляная промышленность, чай стал важным источником государственного дохода, но монополия на чайные плантации так и не сформировалась. Несмотря на это, производство чая было высокоцентрализованным. За пределами провинции Сычуань в 1162 году на долю всего пяти префектур приходилось 55 процентов общего производства чая. [ 15 ] Плантация Бэйюань (Плантация Северного парка) была императорской чайной плантацией в провинции Фуцзянь. Здесь производилось более сорока сортов дани чая для императорского двора. Только самые кончики нежных чайных листьев были собраны, обработаны и спрессованы в чайные лепешки с тиснением в виде дракона, известные как «драконьи чайные лепешки». [ 16 ]
Хлопок был завезен из Хайнаня в центральный Китай. Цветы хлопка собирали, удаляли косточки, выбивали бамбуковыми бантиками, вытягивали в пряжу и ткали ткань, называемую «джибэй». [ 17 ] Хлопчатобумажный джибей, производимый на Хайнане, имеет большое разнообразие, ткань имеет большую ширину, часто окрашена в яркие цвета, сшивая две части, получается покрывало, сшивая четыре части, получается занавеска. [ 18 ] Коноплю также широко выращивали и из нее делали ткани. Независимые фермы по выращиванию тутового дерева процветали в районе горы Дунтин в Сучжоу . Фермеры, выращивающие шелковицу, не зарабатывали на жизнь сельхозугодьями, а вместо этого выращивали тутовые деревья и разводили тутового шелкопряда для сбора шелка.
Сахарный тростник впервые появился в Китае в период Воюющих царств . Во времена династии Сун долина озера Тай славилась выращиванием сахарного тростника. Автор песен Ван Чжо очень подробно описал метод выращивания сахарного тростника и способ изготовления тростниковой сахарной муки из сахарного тростника в своей монографии «Классика сахара» 1154 года, первой книге о технологии сахара в Китае. [ 19 ]
С ростом городов в пригородах возникли дорогостоящие овощные фермы. На юге Китая в среднем один му рисовой фермы содержал одного человека, в то время как на севере около трех му на одного человека, а один му овощной фермы содержал трех человек. [ 20 ]
Организация, инвестиции и торговля
[ редактировать ]


Коммерциализация
[ редактировать ]Хотя в период Сун в рыночной системе городского Китая доминировали крупные государственные предприятия и крупные частные предприятия, в крупных пригородах и сельских районах существовало множество малых частных предприятий и предпринимателей, которые процветали за счет экономического бума того периода. В период Сун в Китае даже существовал большой черный рынок, который фактически расширился после того, как чжурчжэни завоевали северный Китай и основали династию Цзинь . Например, около 1160 года нашей эры на черном рынке ежегодно осуществлялась контрабанда от 70 до 80 тысяч голов крупного рогатого скота. [ 21 ] Существовало множество успешных небольших печей и гончарных мастерских, принадлежавших местным семьям, а также маслобойни, винодельческие мастерские, небольшие местные предприятия по производству бумаги и т. д. [ 22 ] Были также возможности для небольшого экономического успеха у «содержателя гостиницы, мелкого прорицателя, продавца наркотиков, торговца тканями» и многих других. [ 23 ]
Сельские семьи, которые продавали на рынке большие излишки сельскохозяйственной продукции, не только могли позволить себе покупать больше древесного угля, чая, масла и вина, но также могли накопить достаточно средств для создания вторичных средств производства для создания большего богатства. [ 24 ] Помимо необходимых сельскохозяйственных продуктов питания, фермерские семьи часто могли производить вино, древесный уголь, бумагу, текстиль и другие товары, которые они продавали через брокеров. [ 24 ] Фермеры в Сучжоу часто специализировались на выращивании бомбикс мори для производства изделий из шелка , а в Фуцзянь, Сычуань и Гуандун фермеры часто выращивали сахарный тростник. [ 24 ] Чтобы обеспечить процветание сельских районов, необходимы технические приложения для проектов общественных работ и усовершенствованные методы ведения сельского хозяйства. Обширная ирригационная система Китая должна была быть оснащена множеством колесных мастеров, массово производивших стандартизированные водяные колеса и цепные насосы с квадратными поддонами , которые могли поднимать воду с нижних уровней на более высокие ирригационные плоскости. [ 25 ]
В качестве одежды шелковые одежды богатые и элитные носили коноплю и рами , а бедняки носили ; к концу периода Сун также использовалась хлопчатобумажная одежда. [ 24 ] Отгрузке всех этих материалов и товаров способствовало изобретение в X веке шлюзового шлюза в Китае; Ученый и государственный деятель Сун Шэнь Го (1031–1095) писал, что строительство ворот шлюза в Чжэньчжоу (предположительно Гоочжоу вдоль реки Янцзы) в 1020-х и 1030-х годах высвободило использование пятисот рабочих на канале каждый год, что составило к экономии до 1 250 000 строк наличных денег ежегодно. [ 26 ] Он писал, что старый метод буксировки лодок ограничивал размер груза до 300 тан риса на судно (примерно 17 т/17 000 кг), но после того, как были введены фунтовые шлюзы, лодки перевозили 400 тан (примерно 22 т/22 000 кг). кг) можно было бы использовать. [ 26 ] Шен писал, что к его времени (около 1080 г.) правительственные лодки могли перевозить груз весом до 700 тан (39 т/39 000 кг), тогда как частные лодки могли вмещать до 800 мешков, каждый весом 2 тан (всего 88 т). т/88 000 кг). [ 26 ]
Городская занятость и бизнес
[ редактировать ]
Экономика города предложила новый спектр профессий и мест работы. После падения Северного Китая один ностальгирующий писатель с удовольствием описывал каждое место и бизнес в бывшей столице Бяньцзин, недалеко от современного Кайфэна . В «Дунцзин Мэн Хуа Лу» («Сны о великолепии восточной столицы») он описывает переулки и проспекты вокруг восточных ворот храма Сянго в Кайфэне:
Вдоль Темпл-Истгейт-авеню... можно найти магазины, специализирующиеся на тканевых кепках с заостренными хвостами, ремнях и поясах, книгах, кепках и цветах, а также вегетарианских чайных блюдах семьи Дин... К югу от храма находятся бордели Менеджерского переулка... Монахини и изготовители парчи живут в Вышивальном переулке... На севере находится Малый переулок Суитуотер... Внутри переулка особенно большое количество южных ресторанов, а также множество борделей. . [ 27 ]
Аналогично и в «Районе удовольствий». [ 28 ] вдоль проспекта Конной Гильдии, возле зороастрийского храма в Кайфэне, он пишет:
В дополнение к домашним воротам и магазинам, расположенным по обеим сторонам улицы Новых ворот Фэнцю... военные лагеря различных бригад и колонн [Императорской гвардии] расположены парами лицом друг к другу примерно в десяти ли от подхода к воротам. . Другие палаты, переулки и закрытые открытые пространства пересекают территорию, насчитывая десятки тысяч — никто не знает их реального количества. В каждом месте ворота прижаты друг к другу, в каждом есть свои чайные палаты, винные магазины, сцены, еда и напитки. Обычно домохозяйства, занимающиеся малым бизнесом на рынке, просто покупают [готовую] еду и напитки в продовольственных магазинах; они не готовят дома. Что касается северной еды, то здесь есть кубики сушеного мяса в стиле Ши Фэн... приготовленные из различных тушеных продуктов... что касается южной еды, то Дом Цзинь на Храмовом мосту... и Дом Чжоу в Девяти изгибах... признаны будь лучшим. Ночные рынки закрываются после третьей вахты и вновь открываются в пятую. [ 29 ]

У владельцев магазинов Кайфэна редко было время поесть дома, поэтому они предпочитали выходить и есть в самых разных местах, таких как рестораны, храмы и продуктовые ларьки. [ 30 ] Рестораны процветали за счет этой новой клиентуры. [ 30 ] в то время как рестораны, предлагающие блюда региональной кухни, ориентировались на таких клиентов, как торговцы и чиновники, приехавшие из регионов Китая, где стили и вкусы кухни резко отличались от тех, которые обычно подают в столице. [ 31 ] [ 32 ] Упомянутый выше район развлечений, где проходили трюки, игры, театральные представления, таверны и дома поющих девушек, кишел продуктовыми лавками, где дела можно было вести практически всю ночь. [ 30 ] [ 33 ] Успеху театральной индустрии способствовала пищевая промышленность городов. [ 30 ] Из пятидесяти театров в развлекательных районах Кайфэна четыре из них могли развлекать аудиторию в несколько тысяч человек каждый, собирая огромные толпы, которые затем давали близлежащим предприятиям огромную потенциальную клиентскую базу. [ 34 ] Помимо продуктов питания, здесь процветали торговцы орлами и ястребами, драгоценными картинами , а также магазины, торгующие рулонами шелка и ткани, украшениями из жемчуга, нефрита , рога носорога , золота и серебра, украшениями для волос, гребнями, шапками, шарфами и ароматическими благовониями. рынки. [ 35 ]
Государственные монополии и частный бизнес
[ редактировать ]Механизм, позволяющий процветать конкурентоспособной промышленности в некоторых регионах и создавая ее противоположность строгому государственному и монополизированному производству и торговле в других, не ограничивался производством железа. [ 36 ] В начале Сун правительство поддерживало конкурентоспособные шелковые фабрики и парчовые мастерские в восточных провинциях и в столице Кайфэн . [ 36 ] Однако в то же время правительство установило строгий юридический запрет на торговлю шелком частного производства в Сычуани. [ 36 ] Этот запрет нанес Сычуани экономический удар, вызвавший небольшое восстание (которое было подавлено), однако Сун Сычуань была хорошо известна своей независимой промышленностью, производящей древесину и выращивающей апельсины. [ 36 ] Реформы канцлера Ван Аньши (1021–1086) вызвали горячие споры среди министров двора, когда он национализировал отрасли производства, переработки и распространения чая, соли и вина. [ 37 ] Государственная монополия на сычуаньский чай была основным источником дохода для закупки государством лошадей в Цинхае для кавалерийских войск армии Сун. [ 38 ] Ограничения Вана на частное производство и торговлю солью даже подверглись критике в знаменитом стихотворении Су Ши , и в то время как противостоящая политически настроенная фракция при дворе получала преимущество и теряла благосклонность, реформы Ван Аньши постоянно прекращались и возобновлялись. [ 37 ] Несмотря на эту политическую ссору, основным источником доходов Империи Сун продолжали поступать за счет государственных монополий и косвенных налогов . [ 39 ] Что касается частного предпринимательства, то большую прибыль по-прежнему могли получать купцы, занимающиеся торговлей предметами роскоши и специализированным региональным производством. Например, производители шелка в округе Раоян и Шэньчжоу на юге Хэбэя были особенно известны производством шелковых головных уборов для императора Сун и чиновников высокого суда в столице. [ 40 ]
Внешняя торговля
[ редактировать ]
Морская торговля с юго-восточной частью Тихого океана, индуистским миром, исламским миром и восточноафриканским миром принесла купцам огромное состояние. [ 41 ] Хотя массовая торговля по Большому каналу , реке Янцзы , ее притокам и озерам, а также другим системам каналов превзошла коммерческие выгоды от внешней торговли, [ 42 ] в период Сун все еще существовало много крупных морских портов, которые поддерживали экономику, такие как Цюаньчжоу , Фучжоу , Гуанчжоу и Сямэнь . Эти морские порты, теперь связанные с внутренними районами каналами, озерами и реками, действовали как ряд крупных рыночных центров для продажи товарных культур, выращиваемых внутри страны. [ 43 ] Высокий спрос в Китае на иностранные предметы роскоши и специи, поступающие из Ост-Индии, способствовал росту китайской морской торговли. [ 44 ] Наряду с горнодобывающей промышленностью, судостроительная промышленность Фуцзянь увеличила свое производство в геометрической прогрессии, поскольку морской торговле стало придаваться большее значение, а население провинции начало резко увеличиваться. [ 21 ]
Вместительный канал соединял столицу Южной Сун в Ханчжоу и соединял ее водные пути с морским портом Минчжоу (современный Нинбо ), центром, откуда многие импортные товары отправлялись в остальную часть страны. [ 45 ] Жемчуг, слоновая кость, рога носорога, ладан, орлиное дерево агаллоха, коралл, агат, панцирь черепахи-ястребов, гардения и роза были импортированы из арабов. Самбоджа и фитотерапия пришли с Явы, корень костуса был импортирован из Фолан (Куала Сунгай Беранг), хлопчатобумажная ткань и хлопчатобумажная пряжа из Майта, а женьшень, серебро, медь и ртуть из Кореи. [ 46 ]
Несмотря на установку пожарных депо и большие силы пожаротушения, пожары продолжали угрожать городу Ханчжоу и различным предприятиям в нем. [ 47 ] Чтобы защитить хранимые запасы и предоставить купцам и владельцам магазинов арендованные помещения для защиты их излишков товаров от городских пожаров, богатые семьи Ханчжоу, дворцовые евнухи и императрицы построили большие склады возле северо-восточных стен; эти склады были со всех сторон окружены водными каналами и усиленно охранялись наемными ночными сторожами. [ 48 ] Судостроители предоставили рабочие места многим квалифицированным мастерам, а матросы корабельных экипажей нашли много возможностей трудоустройства, поскольку все больше семей имели достаточно капитала для покупки лодок и инвестиций в коммерческую торговлю за рубежом. [ 49 ] Иностранцы и купцы из-за границы влияли на экономику и внутри Китая. Например, многие мусульмане отправлялись в Сунский Китай не только для торговли, но и доминировали в индустрии импорта и экспорта, а в некоторых случаях становились чиновниками, отвечающими за экономическое регулирование. [ 50 ] [ 51 ] Однако для китайских морских торговцев существовал риск, связанный с такими длительными зарубежными предприятиями, направленными к внешнеторговым постам и морским портам даже в Египте . [ 52 ] Чтобы снизить риск потери денег вместо того, чтобы заработать их в морских торговых миссиях за рубежом, инвесторы предусмотрительно распределяли свои вложения между несколькими судами, у каждого из которых было несколько инвесторов.

Один наблюдатель считал, что инвестиции его соотечественников приведут к оттоку медных денег. Он писал: «Люди побережья находятся в близких отношениях с купцами, занимающимися заморской торговлей, либо потому, что они земляки, либо личные знакомые... [Они дают купцам] деньги, чтобы они взяли с собой на свои корабли для покупки и обратная перевозка иностранных товаров. Они вкладывают от десяти до ста пачек наличных и регулярно получают прибыль в несколько сотен процентов». [ 53 ]

Чжу Юя В «Пинчжоу Кэтань» (萍洲可談; Застольные беседы в Пинчжоу) (1119 г.) описаны организация, морская практика и государственные стандарты морских судов, их торговцев и парусных команд:
Согласно правительственным постановлениям, касающимся морских судов, более крупные суда могут перевозить на борту несколько сотен человек, а меньшие — более ста человек на борту. Один из самых важных торговцев выбирается лидером (Ган Шоу), другой - заместителем лидера (Фу Ган Шоу), а третий - бизнес-менеджером (За Ши). Суперинтендант торгового мореплавания выдает им неофициально запечатанный красный сертификат, разрешающий им использовать легкий бамбук для наказания своей компании, когда это необходимо. Если кто-нибудь погибнет в море, его имущество будет передано государству... Пилоты корабля знакомы с очертаниями берегов; ночью они управляют по звездам, а днем по солнцу. В темную погоду они смотрят на стрелку, указывающую юг (то есть на магнитный компас). Они также используют веревку длиной в сто футов с крюком на конце, которую опускают, чтобы взять образцы ила со дна моря; по его (внешнему виду и) запаху они могут определить свое местонахождение. [ 54 ]
По словам жителя Ханчжоу, писавшего в 1274 году, торговые суда были самых разных размеров. Большие из них имели вместимость 5000 ляо и вмещали до 600 пассажиров. Средние размеры имели вместимость от 1000 до 2000 ляо и могли перевозить до 300 пассажиров. Корабли меньшего размера были известны как «пронизывающие ветер» и перевозили до сотни пассажиров. [ 55 ]
Иностранные путешественники, посещавшие Китай, часто отмечали экономическую мощь страны. Более поздний мусульманский марокканский берберский путешественник Ибн Баттута (1304–1377) писал о многих своих путешествиях по различным местам евразийского мира, включая Китай на самой дальней восточной оконечности. Описав роскошные китайские корабли с роскошными каютами и салонами, а также жизнь китайских корабельных команд и капитанов, Батутта писал: «Среди жителей Китая есть те, кто владеет многочисленными кораблями, на которых они отправляют своих агентов в зарубежные места. Ибо нигде в мире не найти людей богаче китайцев». [ 56 ]
Зарплаты и доходы
[ редактировать ]Богатыми землевладельцами по-прежнему обычно были те, кто мог дать своим сыновьям высшее образование. Таким образом, небольшие группы известных семей в любом местном округе привлекали внимание всей страны из-за того, что сыновья уезжали далеко, чтобы получить образование и быть назначенными министрами штата, но нисходящая социальная мобильность всегда была проблемой в вопросе раздела наследства. Предлагая способы увеличения семейного имущества, Юань Цай (1140–1190) писал в конце XII века, что те, кто получил должность с приличной зарплатой, не должны конвертировать ее в золото и серебро, а должны наблюдать, как их стоимость растет вместе с инвестициями:
Например, если бы он имел 100 000 струн золота и серебра и использовал эти деньги для покупки производительной собственности, то через год он приобрел бы 10 000 струн; примерно через десять лет он вернул бы себе 100 000 струн, и то, что было бы разделено между семьей, было бы процентами. Если бы они были вложены в ломбардный бизнес, через три года проценты сравнялись бы с капиталом. У него по-прежнему будут 100 000 струн, а остальное, представляющее проценты, можно будет разделить. Более того, еще через три года его можно будет удвоить, и так до бесконечности. [ 57 ]
Шэнь Го (1031–1095), министр финансов, придерживался того же мнения; в своем понимании скорости обращения он заявил в 1077 году:
Полезность денег проистекает из обращения и выдачи займов. В деревне из десяти домохозяйств может быть 100 000 монет. Если наличные деньги хранятся в доме одного человека, даже спустя столетие сумма останется 100 000. Если монеты циркулируют посредством деловых операций так, что каждый человек из десяти домохозяйств может пользоваться полезностью 100 000 монет, тогда полезность составит 1 000 000 наличных денег. Если обращение будет продолжаться без остановки, полезность наличных денег выйдет за рамки перечисления. [ 58 ]
Значительные научные исследования были сосредоточены на изучении уровня жизни во время Сун. Недавнее исследование историка экономики Чэн Миншэна оценило средний доход рабочих из низшего класса во времена династии Сун в 100 вэней в день, что примерно в 5 раз превышает предполагаемый прожиточный минимум в 20 вэней в день и очень высокий уровень для доиндустриальной экономики. По оценкам Чэна, потребление зерна и шелка на душу населения составляло около 8 цзинь (около 400 г каждого) в день и 2 болта в год соответственно. [ 59 ]
Ремесленная промышленность
[ редактировать ]Фарфор
[ редактировать ]
С конца Тан до начала периода Сун китайские мастера изобрели настоящий фарфор, в котором глазурь, пигменты и корпус сосуда были остеклованы. стиль зелено-белого фарфора, известный как посуда Цинбай в южном городе Цзиндэчжэнь В Китае процветали региональные стили керамики, но самым известным стал . Говорят, что в период Сун в Цзиндэчжэне было более 300 печей и 12 000 квалифицированных рабочих. Юнхэчжэнь в Цзичжоу также стал центром керамического производства в середине 10 века и стал всемирно известен своими изделиями с темной глазурью в 12 веке, прежде чем его снова затмил Цзиндэчжэнь. Фарфор и цвет морской волны заменили шелк в качестве основного экспорта Китая в период Сун, а печи для обжига стали появляться вдоль прибрежных портов, таких как Цюаньчжоу , где в 1087 году было создано Управление морской таможни. Гончары Цюаньчжоу первоначально имитировали изделия Цинбая, но создали свой собственный отличительный стиль к 12 века, которые были популярны на зарубежных рынках, таких как Япония. После того, как гончарные изделия Цюаньчжоу завоевали доминирование на экспортном рынке, старые центры Гуанчжоу и Шаосин отказались. Однако лишь немногие продукты высочайшего качества из Цзиндэчжэня, Динчжоу и Лунцюаня были проданы за границу из-за высокого спроса в Китае. [ 60 ]
Сталелитейная и металлургическая промышленность
[ редактировать ]

Широкое распространение печатания бумажных денег сопровождалось началом того, что можно было бы назвать ранней китайской промышленной революцией . Историк Роберт Хартвелл [ 61 ] на душу населения По оценкам, производство железа выросло в шесть раз между 806 и 1078 годами, так что к 1078 году Китай производил 127 000 000 кг (125 000 тонн) железа в год. [ 62 ] Однако историк Дональд Вагнер подвергает сомнению метод Хартвелла, использованный для оценки этих цифр (т.е. с использованием налога Сун и поступлений по квотам), и полагает, что общие поступления железа представляют собой лишь грубое приближение к общему объему государственного потребления железа. [ 63 ] Принимая во внимание оговорки Вагнера, по самым низким оценкам, годовой уровень производства железа по-прежнему в несколько раз выше, чем во времена династии Тан. [ 64 ]
В эпоху железной монополии небольшие печи для выплавки железа – единственная технология выплавки железа, доступная в Европе до двенадцатого века – похоже, полностью исчезли. Даже после того, как правительство Восточной Хань отменило монополию на железо в 88 году н. э., производство железа оставалось ограниченным крупными доменными печами и литейными заводами. Доменная технология и эффект масштаба, достигнутый государственным металлургическим заводом в Хань, по-видимому, сделали технологию цветения экономически устаревшей. Когда во времена династии Сун в Китае вновь появились небольшие металлургические заводы, они работали с использованием небольших доменных печей, а не с использованием методов цветения. [ 65 ]
—Рихард фон Глан
В процессе плавки с использованием огромных сильфонов, приводимых в движение водяными колесами, в производственном процессе использовалось огромное количество древесного угля, что привело к масштабным вырубкам лесов на севере Китая. [ 62 ] Однако к концу XI века китайцы обнаружили, что использование битуминозного кокса может заменить роль древесного угля, поэтому многие акры лесных земель в северном Китае были избавлены от сталелитейной и металлургической промышленности. благодаря такому переключению ресурсов [ 42 ] [ 62 ] Железо и сталь этого периода использовались для массового производства плугов, молотков, игл, булавок, гвоздей для кораблей, музыкальных тарелок, цепей для подвесных мостов, буддийских статуй и других обычных предметов для местного массового рынка. [ 66 ] Железо также было необходимым производственным компонентом для процессов производства соли и меди. [ 66 ] Многие недавно построенные каналы связали основные центры производства железа и стали с основным рынком столицы. [ 22 ] Это также распространилось на торговлю с внешним миром, которая значительно расширилась благодаря высокому уровню морской деятельности Китая за рубежом в период Южной Сун.
Благодаря многочисленным письменным петициям к центральному правительству со стороны региональных администраторов Империи Сун учёные-историки собрали воедино представление о размерах и масштабах китайской металлургической промышленности в эпоху Сун. Знаменитый судья Бао Цинтянь (999–1062) писал о черной металлургии в Ханьчэне , префектура Тунчжоу, вдоль Желтой реки на территории нынешней восточной провинции Шэньси , с домохозяйствами по выплавке железа, которые контролировались правительственными регулирующими органами. [ 67 ] Он писал, что 700 таких домохозяйств действовали как плавильщики железа, причем 200 имели наиболее адекватную государственную поддержку, такую как запасы древесного угля и квалифицированных мастеров (железоделательные хозяйства сами нанимали местную неквалифицированную рабочую силу). [ 67 ] Жалоба Бао к трону заключалась в том, что правительственные законы против частной плавки в Шэньси препятствовали прибылям промышленности, поэтому правительство наконец прислушалось к его призыву и в 1055 году сняло запрет на частную плавку в Шэньси. [ 67 ] [ 68 ] Результатом этого стало увеличение прибыли (при снижении цен на железо), а также производства; 100 000 цзинь (60 тонн ) железа ежегодно производилось в Шэньси в 1040-х годах нашей эры, а к 1110-м годам ежегодно производилось 600 000 цзинь (360 тонн), чему способствовало возрождение горнодобывающей промышленности Шэньси в 1112 году. [ 69 ] Хотя железоплавильные заводы в Шэньси управлялись и снабжались правительством, существовало много независимых плавильных заводов, которыми управляли и владели богатые семьи. [ 70 ] Будучи губернатором Сюйчжоу в 1078 году, знаменитый поэт и государственный деятель Сун Су Ши (1037–1101) писал, что в промышленной префектуре Лиго, находящейся под его управлением, было 36 железоплавильных заводов, которыми управляли разные местные семьи, на каждом из которых работал рабочий персонал. нескольких сотен человек, которые добывают руду, производят древесный уголь и выплавляют железо. [ 70 ] 36 заводов производили 7000 тонн чугуна и стали в год. [ 71 ]
Производство пороха
[ редактировать ]В период Сун в добыче ресурсов из различных провинций Китая было задействовано большое количество организованной рабочей силы и бюрократии. Производство серы , которую китайцы называли «купоросной жидкостью», извлекали из пирита и использовали в фармацевтических целях, а также для создания пороха. [ 72 ] Это было сделано путем обжига железного пирита, превращая сульфид в оксид , а руду складывали в угольные брикеты в глиняной печи с перегонной головкой, чтобы отправить серу в виде пара, после чего она затвердевала и кристаллизовалась. [ 73 ] В историческом тексте « Сун Ши» («История песни», составленная в 1345 году нашей эры) говорится, что основным производителем серы во времена династий Тан и Сун был субпровинциальный административный район Цзинь Чжоу (современный Линьфэнь на юге Шаньси ). [ 74 ] Назначенные в регион бюрократы управляли его промышленной переработкой и продажей, и только за период с 996 по 997 годы было создано и распределено 405 000 цзинь (примерно 200 тонн). [ 74 ] Было зафиксировано, что в 1076 году н.э. правительство Сун обладало строгой коммерческой монополией на производство серы, и если красильные мастерские и правительственные мастерские продавали свою продукцию частным дилерам на черном рынке, они подвергались строгим штрафам со стороны государственных органов. [ 73 ] [ 74 ] Еще до этого момента, в 1067 году нашей эры, правительство Сун издало указ, согласно которому жителям Шаньси и Хэбэя запрещалось продавать иностранцам любые продукты, содержащие селитру и серу. Этот поступок правительства Сун продемонстрировал их опасения по поводу серьезного потенциала порохового оружия, разрабатываемого также территориальными врагами Сунского Китая (т.е. Тангутами и Киданями ). [ 73 ]
Поскольку Цзинь Чжоу находился в непосредственной близости от столицы Сун Кайфэна, последний стал крупнейшим производителем пороха в период Северной Сун. [ 74 ] Благодаря усиленной сере из пирита вместо природной серы (наряду с повышенным содержанием нитрата калия ) китайцы смогли перейти от зажигательного использования пороха к взрывному для ранней артиллерии. [ 75 ] Во времена династии Сун существовали крупные производственные предприятия по производству «огненного оружия» с использованием пороха, такого как огненные копья и огненные стрелы . Во время войны с монголами в 1259 году чиновник Ли Цзэнбо написал в своей книге « Ко Чжай За Гао, Сюй Гао Хоу» , что город Цинчжоу производил от одной до двух тысяч мощных бомбовых снарядов в железной оболочке в месяц, отправляя их в Сянъян и В Инчжоу одновременно было около десяти-двадцати тысяч таких бомб. [ 76 ] Один из главных арсеналов и арсеналов для хранения пороха и оружия находился в Вэйяне , который случайно загорелся и произвел мощный взрыв в 1280 году нашей эры. [ 77 ]
Инновации в коммерции
[ редактировать ]
Медные ресурсы и поступления от месторождений
[ редактировать ]Корни развития банкнот восходят к ранней династии Тан (618–907), когда правительство запретило использование рулонов шелка в качестве валюты, что увеличило использование медных монет в качестве денег. [ 78 ] К 1085 году выпуск медной валюты увеличился до 6 миллиардов монет в год по сравнению с 5,86 миллиарда в 1080 году (по сравнению со всего 327 миллионами монет, чеканившихся ежегодно в период процветания Танской династии Тяньбао 742–755 годов, и только 220 миллионами монет). монеты, чеканившиеся ежегодно со 118 г. до н. э. по 5 г. н. э. во времена династии Хань ). [ 78 ] [ 79 ] Расширение экономики было беспрецедентным в Китае: выпуск монетной валюты в начале 997 года нашей эры составлял всего 800 миллионов монет в год. [ 80 ] Только в 1120 году правительство Сун собрало в виде налогов 18 000 000 унций (510 000 кг) серебра. [ 49 ]
Поскольку многие торговцы эпохи Тан 9-го века избегали веса и размера такого количества медных монет в каждой транзакции, это привело их к использованию торговых квитанций из депозитных магазинов, где ранее оставлялись товары или деньги. [ 80 ] Купцы вносили медную валюту в магазины богатых семей и известных оптовиков, после чего получали квитанции, которые аккредитованные лица могли обналичить в ряде близлежащих городов. [ 81 ] С 10-го века раннее правительство Сун начало выпускать собственные депозитные расписки, но это ограничивалось в основном их монополизированной соляной промышленностью и торговлей. [ 81 ] Первые официальные региональные деньги Китая, напечатанные на бумаге, появились в 1024 году в провинции Сычуань. [ 82 ]
Хотя к 1085 году производство медной валюты значительно возросло, между 1078 и 1085 годами было закрыто около пятидесяти медных рудников. [ 83 ] Хотя в Северном Китае Сун в среднем было обнаружено больше медных рудников, чем во времена предыдущей династии Тан, во время Южной Сун ситуация изменилась с резким сокращением и истощением добытых месторождений меди к 1165 году. [ 84 ] труда канцлером Ван Аньши налогом Несмотря на то, что в конце 11 века медные деньги были в изобилии, замена барщинного и взятие правительством на себя кредитов на финансирование сельского хозяйства означало, что людям теперь пришлось искать дополнительные наличные деньги, что привело к росту цен на медные деньги, которых стало мало. [ 85 ] Что еще хуже, большое количество выпущенной правительством медной валюты вышло из страны через международную торговлю, в то время как династия Ляо и Западная Ся активно занимались обменом своих железных монет на медные монеты Сун. [ 86 ] Как свидетельствует указ 1103 года, правительство Сун стало проявлять осторожность в отношении оттока железной валюты в Империю Ляо, когда оно приказало легировать железо с оловом в процессе плавки, тем самым лишив Ляо возможности переплавить железо. валюта для изготовления железного оружия. [ 87 ]
Правительство пыталось запретить использование медной валюты в приграничных регионах и в морских портах, но медные монеты, выпущенные Сун, стали обычным явлением в экономиках Ляо, Западной Ся, Японии и Юго-Восточной Азии. [ 86 ] Правительство Сун обратилось бы к другим типам материалов для своей валюты, чтобы облегчить спрос на государственный монетный двор, включая выпуск железных монет и бумажных банкнот. [ 78 ] [ 88 ] В 976 году доля выпущенной валюты с использованием медных монет составила 65%; после 1135 года этот показатель значительно упал до 54%, что было попыткой правительства обесценить медную валюту. [ 88 ]
Первые в мире бумажные деньги
[ редактировать ]
Центральное правительство вскоре осознало экономические преимущества печатания бумажных денег, предоставив нескольким депозитным магазинам монопольное право на выпуск этих депозитных сертификатов. [ 78 ] К началу XII века количество банкнот, выпускаемых за один год, составляло в год 26 миллионов рядов наличных монет . [ 81 ] К 1120-м годам центральное правительство официально вмешалось и начало производить собственные государственные бумажные деньги (с использованием гравюры на дереве ). [ 78 ] Еще до этого момента правительство Сун собирало большие суммы бумажной дани . Было зарегистрировано, что каждый год до 1101 года нашей эры только префектура Синань (современный Сисянь, Аньхой ) отправляла в столицу Кайфэн 1 500 000 листов бумаги семи различных сортов. [ 89 ] В том же 1101 году император Сун Хуэйцзун решил уменьшить количество бумаги, взимаемой в рамках дани, поскольку это вызывало пагубные последствия и создавало тяжелое бремя для жителей региона. [ 90 ] Однако правительству по-прежнему требовались массы бумажной продукции для разменных сертификатов и новой эмиссии бумажных денег государством. Только для печатания бумажных денег суд Сун основал несколько государственных фабрик в городах Хуэйчжоу , Чэнду , Ханчжоу и Аньци. [ 90 ] Численность рабочей силы, занятой на этих фабриках по производству бумажных денег, была довольно большой, поскольку в 1175 году нашей эры было зарегистрировано, что только на фабрике в Ханчжоу работало более тысячи рабочих в день. [ 90 ] Однако на тот момент государственные выпуски бумажных денег еще не были общенациональными стандартами валюты; выпуск банкнот был ограничен региональными зонами империи и был действителен для использования только в установленный и временный срок в 3 года. [ 81 ] [ 91 ] Географические ограничения изменились между 1265 и 1274 годами, когда покойное правительство Южной Сун наконец создало общенациональную стандартную валюту в виде бумажных денег, поскольку их широкое распространение было подкреплено золотом или серебром. [ 81 ] Диапазон номиналов этих банкнот составлял, возможно, от одной пачки наличных денег до ста, самое большее. [ 81 ] В более поздних династиях использование и обеспечение соблюдения бумажных денег было методом, предпринятым правительством в качестве ответа на подделку медных монет. [ 92 ]
Последующие династии Юань, Мин и Цин также выпускали свои собственные бумажные деньги. Даже современники Южной Сун династии Цзинь на севере уловили эту тенденцию и выпустили свои собственные бумажные деньги. [ 81 ] При археологических раскопках в Рехе была найдена печатная форма, датированная 1214 годом, на которой были банкноты размером 10 на 19 см, стоившие сто ниток из 80 денежных монет. [ 81 ] Эти чжурчжэнь -цзиньские бумажные деньги имели серийный номер , номер серии и предупреждающую надпись о том, что фальшивомонетчики будут обезглавлены, а доносчики будут вознаграждены тремястами связками денег. [ 93 ]
Акционерные общества
[ редактировать ]Торговый класс стал более развитым, уважаемым и организованным, чем в более ранние периоды. Их богатство часто соперничало с богатством ученых-чиновников , управлявших делами правительства. Они внедрили инновации в нескольких областях. Они создали товарищества и акционерные общества , отделившие владельцев (акционеров) от менеджеров. Купцы в крупных городах организовывали гильдии , которые торговали определенными товарами и устанавливали цены для оптовиков и владельцев магазинов. Главы гильдий были представителями правительства при реквизиции товаров или взимании налогов. [ 94 ]
Предыдущая династия Тан стала свидетелем развития хебена , самой ранней формы акционерного общества с активным партнером и пассивными инвесторами. При династии Сун он расширился до доуню , группы акционеров с управлением в руках цзиншанов , торговцев, которые управляли своим бизнесом, используя средства инвесторов. Сформировался класс торговцев, специализирующихся на цзиншане . Компенсация инвесторам была основана на распределении прибыли, что снижало риск отдельных торговцев и бремя выплаты процентов. [ 95 ]
Цинь Цзюшао ( ок. 1202–1261 ), математик и ученый, написал упражнение, отражающее суть этих компаний. Он предложил, чтобы партнерство из четырех сторон инвестировало 424 000 денежных единиц в торговое предприятие в Юго-Восточной Азии. Каждый инвестировал драгоценные металлы, возможно, серебро, золото или товары, такие как соль, бумага и монахские сертификаты (что предполагало освобождение от налогов). Была значительная разница в стоимости их индивидуальных инвестиций, возможно, в восемь раз. На того, кому было разрешено стать инвестором, могли влиять социальный статус и семейные связи, но каждый получал долю прибыли пропорционально своим первоначальным инвестициям. [ 96 ]
См. также
[ редактировать ]- История экономики
- История банковского дела в Китае
- Экономическая история Китая до 1912 года.
- Экономика династии Мин
- Экономика династии Цин
- Налогообложение в досовременном Китае
Примечания
[ редактировать ]- ^ МакДермоттШиба 2015 , с. 435.
- ^ Лю 2015 , стр. 294.
- ^ История современности до 1815 года, МакГроу-Хилл, Р. Р. Палмер, седьмое издание, 1992, ISBN 0-07-048564-X, страница: 42/45
- ^ Эбри, 167.
- ^ Ци Ся, Экономика династии Сун, Часть I , Глава 1, стр. 65 ISBN 7-80127-462-8 / Ф
- ^ Ци Ся, Экономика династии Сун , стр. 86.
- ^ Ци Ся, Экономика династии Сун , стр. 84-96.
- ^ Го, Цзюньнин (1 февраля 2010 г.) «Статус истории песни должен быть полностью подтвержден» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
- ^ Билли К.Л. Со (2000). Процветание, регион и институты в морском Китае: модель Южного Фуцзяня, 946–1368 гг . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 451. ИСБН 978-0-674-00371-2 .
- ^ «Наука, технологии и изобретения периода песни (www.chinaknowledge.de)» .
- ^ Ци Ся, стр. 135
- ^ Глан 2016 , стр. 376.
- ^ Глан 2016 , стр. 376–377.
- ^ Ци Ся 856
- ^ Jump up to: а б Глан 2016 , стр. 377.
- ^ Сюн Фань (династия Сун) Сюаньхэ Бэйюань Чайные лепешки с драконом
- ^ Ци Ся, 156
- ^ Чжоу Цюфэй, стр. 228.
- ^ Цзи Сяньлинь , стр. 124-129.
- ^ Ци Ся, 180
- ^ Jump up to: а б Голас, Питер (1980). «Сельский Китай в песне» . Журнал азиатских исследований . 39 (2): 291–325. дои : 10.2307/2054291 . JSTOR 00219118 . S2CID 162997737 .
- ^ Jump up to: а б Эмбри, 339.
- ^ Эмбри, 339-340.
- ^ Jump up to: а б с д Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 141.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 347.
- ^ Jump up to: а б с Нидэм, Том 4, Часть 3, 352.
- ^ Вест, 71.
- ^ Вест, 72.
- ^ Вест, 72–73.
- ^ Jump up to: а б с д Западная, 74.
- ^ Гернет, 133.
- ^ Вест, 70.
- ^ Гернет, 184.
- ^ Вест, 76.
- ^ Вест, 75–76.
- ^ Jump up to: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 2, 23.
- ^ Jump up to: а б Эбри, 164.
- ^ Смит, 77.
- ^ Гернет, 18.
- ^ Фридман и др., 3.
- ^ Россаби, 77–78.
- ^ Jump up to: а б Фэрбенк, 89.
- ^ Россаби, 79.
- ^ Фэрбанк, 92.
- ^ Уолтон, 89.
- ^ Чжао Яньвэй (赵彦伟династия Сун) Юн Лу Мань Чао (云麓 manchao) стр. 88 Zhong Hua Book Co ISBN 7-101-01225-6
- ^ Гернет, 34-37.
- ^ Гернет, 37.
- ^ Jump up to: а б Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 142.
- ^ Статья BBC об исламе в Китае
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 465.
- ^ Шен, 158.
- ^ Эбрей и др., 159.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 1, 279.
- ^ Ло 2012 , с. 114.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 470.
- ^ Эбри и др., 162.
- ^ Ян, 47.
- ^ Ченг, Миншэн (30 октября 2009 г.). «Исследование уровня жизни народа песни (1)» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
- ^ Глан 2016 , стр. 381–382.
- ^ «Публикации Роберта Хартвелла (1932–1996)» . факультет.washington.edu . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Эбрей и др., 158.
- ^ Вагнер (2001), 175–197.
- ^ Твитчетт 2015 , с. 377.
- ^ Глан 2016 , стр. 235.
- ^ Jump up to: а б Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 144.
- ^ Jump up to: а б с Вагнер, 181.
- ^ Вагнер, 182.
- ^ Вагнер 182-183.
- ^ Jump up to: а б Вагнер, 178–179.
- ^ Глан 2016 , стр. 379.
- ^ Чжан, 487-489.
- ^ Jump up to: а б с Нидэм, Том 5, Часть 7, 126.
- ^ Jump up to: а б с д Чжан, 489.
- ^ Чжан, 489-490.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 7, 173-174.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 7, 209–210.
- ^ Jump up to: а б с д и Эбри и др., 156.
- ^ Нисидзима, 588.
- ^ Jump up to: а б Боуман, 105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гернет, 80.
- ^ Бенн, 55.
- ^ Чэнь, 615.
- ^ Чэнь, 615–616.
- ^ Чэнь, 619.
- ^ Jump up to: а б Чэнь, 621.
- ^ Bol (2001), p. 111.
- ^ Jump up to: а б Чэнь, 620.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 1, 47.
- ^ Jump up to: а б с Нидэм, Том 5, Часть 1, 48.
- ^ Рэй Хуанг (1997). Китай: макроистория . Я Шарп. п. 151. ИСБН 978-0-7656-3145-9 .
Как и государственные облигации, каждый выпуск имел срок погашения, обычно три года.
- ^ Томас Хирзель; Няня Ким (19 сентября 2008 г.). Металлы, деньги и рынки в обществах раннего Нового времени: восточноазиатские и глобальные перспективы . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 312. ИСБН 978-3-8258-0822-8 . Проверено 15 февраля 2013 г.
Концом проблемы фальшивых медных денег стало... введение в действие бумажных денег.
- ^ Гернет, 80-81.
- ^ Эбрей и др., 157.
- ^ Джо Карлен (2013). Краткая история предпринимательства: пионеры, спекулянты и рэкетиры, сформировавшие наш мир . Издательство Колумбийского университета. стр. 110–113. ISBN 978-0231542814 .
- ^ МакДермоттШиба (2015) , с. 405.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенн, Чарльз (2002). Золотой век Китая: повседневная жизнь во времена династии Тан . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517665-0 .
- Го, Цзюньнин (2010). Необходимость представить историю песни в правильной перспективе . Отчет по социальным наукам Китая. Архивный указатель на Wayback Machine
- Бол, Питер К. «Куда император? Император Хуэйцзун, новая политика и переход Тан-Сун», Журнал исследований песни и юаня , Vol. 31 (2001), стр. 103–34.
- Боуман, Джон С. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Чэнь, Джером. «Сунские бронзы — экономический анализ», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований (том 28, номер 3, 1965): 613–626.
- Ченг, Миншэн (2009), Исследование потребительских цен в Сун , Пекин: Народные издатели.
- Эбри, Уолтхолл, Пале (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin.
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43519-6 (в твердом переплете); ISBN 0-521-66991-X (мягкая обложка).
- Элвин, Марк (1973). Модель китайского прошлого . Издательство Стэнфордского университета.
- Эмбри, Эйнсли Томас (1997). Азия в западной и мировой истории: Руководство для преподавания . Армонк: ME Sharpe, Inc.
- Фэрбанк, Джон Кинг и Мерл Голдман (1992). Китай: новая история; Второе расширенное издание (2006 г.). Кембридж: Массачусетс; Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 0-674-01828-1
- Фридман, Эдвард, Пол Г. Пикович, Марк Селден . (1991). Китайская деревня, Социалистическое государство . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05428-9 .
- Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0720-0
- Глан, Ричард (2016), Экономическая история Китая: от древности до девятнадцатого века
- Голдстоун, Джек А. (2002). «Расцветы и экономический рост в мировой истории: переосмысление «возвышения Запада» и промышленной революции», Journal of World History 13 (2), 323–89.
- Хартвелл, Роберт М. (1962). «Революция в черной металлургии и угольной промышленности во время Северной Сун, 960–1126». Журнал азиатских исследований , 21 (2), 153–62.
- Хартвелл, Роберт М. (1966). «Рынки, технологии и структура предприятий в развитии черной металлургии Китая в одиннадцатом веке». Журнал экономической истории 26, 29–58.
- Цзи Сяньлинь (1997) История тростникового сахара в Китае, ISBN 7-80127-284-6 /К
- Джонс, Эрик Л. (2000). Периодический рост: экономические изменения в мировой истории . University of Michigan Press (с предисловием ко второму изданию).
- Келли, Морган (1997). «Динамика Смитианского роста». Ежеквартальный экономический журнал 112 (3), 939–64.
- Лю, Уильям Гуанлин (2015), Китайская рыночная экономика 1000–1500 , Олбани: SUNY Press, ISBN 9781438455679
- Ло, Юнг-пан (2012), Китай как морская держава 1127–1368 гг.
- Макдермотт, Джозеф П.; Сиба, Ёсинобу (2015). «Экономические изменения в Китае, 960-1279». В Чаффи, Джон; Твитчетт, Денис (ред.). Кембриджская история Китая . Том. 5.2.
- Мэддисон, Ангус (2007). Экономические показатели Китая в долгосрочной перспективе, второе издание, исправленное и обновленное, 960–2030 гг. Центр развития ОЭСР.
- Мино, Ютака и Кэтрин Р. Цзян (1986). Лед и зеленые облака: традиции китайского селадона . Издательство Университета Индианы.
- Мокир, Джоэл (1990). Рычаг богатства: технологическое творчество и экономический прогресс . Издательство Оксфордского университета.
- Нидэм, Джозеф (1969). Великое титрование: наука и общество на Востоке и Западе . Университет Торонто Пресс.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика. . Издательство Кембриджского университета.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2, Машиностроение . Издательство Кембриджского университета.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Издательство Кембриджского университета
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Часть 1 . Издательство Кембриджского университета
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии; Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета.
- Паренте, Стивен Л. и Эдвард К. Прескотт (2000). Преграды на пути к богатству . МТИ Пресс.
- Померанц, Кеннет (2000). Великое расхождение: Китай, Европа и формирование современной мировой экономики . Издательство Принстонского университета.
- Ци Ся (1999), Ци Ся, Общая экономическая история Китая Сун дай цзин цзи цзюань [Экономика династии Сун], том I, II. ISBN 7-80127-462-8 /
- Россаби, Моррис (1988). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05913-1 .
- Садао, Нисидзима. (1986). «Экономическая и социальная история бывшей Хань», в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. , 545–607 гг. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24327-0 .
- Шен, Фувэй (1996). Культурный поток между Китаем и внешним миром . Пекин: Издательство иностранных языков. ISBN 7-119-00431-X .
- Сиба, Ёсинобу (1970a) «Коммерциализация сельскохозяйственной продукции в период Сун» Acta Asiatica 19, стр. 77–96.
- Сиба, Ёсинобу (1970b) Торговля и общество в Сунском Китае , перевод Марка Элвина. Анн-Арбор: Центр китайских исследований Мичиганского университета.
- Сивин, Натан (1982) «Почему научная революция не произошла в Китае – или не произошла?», Chinese Science , vol. 15, 45–66.
- Смит, Пол Дж. (1993) «Государственная власть и экономическая активность во время новой политики, 1068–1085 гг.», Торговля чаем и лошадьми и кредитная политика «зеленых ростков», в книге « Упорядочение мира: подходы к государству и обществу в Сунге». Династия Китая , изд. Роберт П. Хаймс , 76–128. Беркли: Издательство Калифорнийского университета Беркли. ISBN 978-0-520-07691-4 .
- Твитчетт, Денис (2015), Кембриджская история Китая, том 5-2 , Cambridge University Press
- Фрис, Ян де (2001) «Экономический рост до и после промышленной революции: скромное предложение». В книге «Ранний современный капитализм: экономические и социальные изменения в Европе » под редакцией Маартена Прака, 177–94. Рутледж.
- Вагнер, Дональд Б. «Управление черной металлургией в Китае одиннадцатого века», Журнал экономической и социальной истории Востока (том 44, 2001 г.): 175–197.
- Уолтон, Линда (1999). Академии и общество в Южном Сунском Китае . Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
- Ригли, Эдвард А. (1999). Преемственность, случайность и перемены: характер промышленной революции в Англии . Издательство Кембриджского университета.
- Уэст, Стивен Х. «Игра с едой: представление, еда и эстетика искусственности в Сун и Юань», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 57, номер 1, 1997): 67–106.
- Ян, Лянь-шэн . «Экономическое оправдание расходов - необычная идея в традиционном Китае», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 20, номер 1/2, 1957): 36–52.
- Юньмин, Чжан (1986). Исида: История научного общества: Древние китайские процессы производства серы . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Чжоу Цюфэй, (1178) Лин Вай Дай Да (Отчет из Линнаня ), Чжун Хуа Книжная компания ISBN 7-101-01665-0 /К
Внешние ссылки
[ редактировать ]