Университет древней Таксилы
Такшашила Вишвавидьялайя | |
Расположение | Таксила , Пенджаб , Пакистан |
---|---|
Область | Южная Азия |
Координаты | 33 ° 44' с.ш., 72 ° 47' в.д. / 33,74 ° с.ш., 72,78 ° в.д. |
Тип | Центр обучения |
Часть | Древние высшие учебные заведения |
История | |
Основан | в. V век до нашей эры |
Заброшенный | в. 5 век н.э. |
Примечания к сайту | |
Состояние | Руины |
Право собственности | Правительство Пакистана |
Публичный доступ | Да |
История Пакистана |
---|
Хронология |
История Пенджаба |
---|
История Пакистана История Индии |
История Южной Азии |
---|
Университет древней Таксилы ( ISO : Takṣaśilā Viśvavidyālaya ) был древним высшим учебным заведением в Таксиле , Гандхара , в современном Пенджабе , Пакистан , недалеко от берега реки Инд . Он был основан как центр образования по религиозной и светской тематике. [1] [2] Это началось как место ведического обучения; [2] стал видным центром буддийской науки. а в первые века нашей эры он также [3] [2]
Ранняя история Таксилы
[ редактировать ]Самые ранние археологические находки на этом месте относятся к VI веку до нашей эры. [4] Он стал столицей территорий Ахеменидов на северо-западе Древней Индии после завоевания Ахеменидами долины Инда около 540 г. до н.э. Таксила находилась на перекрестке главных торговых путей Азии и, вероятно, была населена индийцами, персами, греками, скифами и представителями многих национальностей, пришедших из различных частей империи Ахеменидов. Он был заброшен в V веке нашей эры. [2] [5] [6]
Университет
[ редактировать ]По словам Джона Маршалла, Таксила стала центром обучения после персидских завоеваний из-за своего географического положения «на северо-западных воротах субконтинента» и «космополитического характера ее населения». [1] Это началось как место брахманического обучения. [2] По мнению Фрейзера и Флада, высокосистематизированная ведическая модель обучения помогла создать крупные институты, такие как Наланда, Таксила и Викрамашила . [7] В этих университетах преподавали не только ведические тексты и ритуалы, но также различные теоретические дисциплины, связанные с конечностями или науками Вед, которые включали такие дисциплины, как лингвистика, право, астрономия и рассуждение. [7] Университет был особенно известен наукой, особенно медициной, и искусством, но в индуистском мире преподавали как религиозные, так и светские предметы, и даже такие предметы, как стрельба из лука или астрология. [1]
По словам Джона Маршалла, «В ранней буддийской литературе, особенно в Джатаках , Таксила часто упоминается как университетский центр, где студенты могли получить обучение практически по любому предмету, религиозному или светскому, от Вед до математики и медицины, даже до астрологии и астрономии. стрельба из лука». [1] Роль Таксилы как центра знаний усилилась под властью Империи Маурьев и греческого правления ( индо-греков ) в III и II веках до нашей эры. [1] был видным центром буддийской науки. В первые века нашей эры он также [3]
Это не был университет в современном понимании, поскольку живущие там преподаватели, возможно, не имели официального членства в определенных колледжах. [8] [9] [10] в отличие от более позднего университета Наланда в Бихаре . [10] [11] [12]
Разрушение Тораманой в V веке нашей эры, похоже, положило конец деятельности Таксилы как центра обучения. [13]
Учителя
[ редактировать ]Среди влиятельных преподавателей, которые, как говорят, преподавали в университете Таксилы:
- Панини , великий индийский грамматик V века до н.э. [2]
- Говорят, что Чанакья , влиятельный премьер-министр основателя империи Маурьев Чандрагупты Маурья , также преподавал в Таксиле. [14]
- Кумаралата , по словам китайского буддийского монаха и путешественника III века Юань Чванга, Кумаралата , основатель школы Саутрантика , также был отличным преподавателем в университете Таксила и привлекал студентов даже из Китая . [15]
Студенты
[ редактировать ]По мнению Стивена Бэтчелора , на Будду , возможно, повлиял опыт и знания, приобретенные некоторыми из его ближайших последователей в иностранной столице Таксиле. [16] Говорят, что несколько современников и близких последователей Будды учились в Таксиле, а именно:
- Король Пасенади из Косалы , близкий друг Будды,
- Бандхула, командующий армией Паседани
- Ангулимала , близкий последователь Будды. Буддийская история об Ангулимале (также называемом Ахимсака, который позже стал близким последователем Будды) повествует о том, как родители отправили его в Таксилу учиться у известного учителя. Там он преуспевает в учебе и становится любимым учеником учителя, пользуясь особыми привилегиями в доме своего учителя. Однако другие ученики завидуют быстрому прогрессу Ахимсаки и стремятся настроить его учителя против него. [17] С этой целью они создают впечатление, будто Ахимсака соблазнил жену мастера. [18]
- Дживака , придворный врач Раджагрихи и личный врач Будды. [19]
- Говорят, что Чарака , индийский «отец медицины» и один из ведущих авторитетов в Аюрведе , учился в Таксиле и практиковал там. [2] [20]
- Чандрагупта Маурья , буддийская литература утверждает, что Чандрагупта Маурья, будущий основатель Империи Маурьев, хотя и родился недалеко от Патны (Бихар) в Магадхе, был отвез Чанакья для обучения и образования в Таксилу и обучил его там «всем наукам». и искусства» того периода, включая военные науки. Там он проучился восемь лет. [21] В греческих и индуистских текстах также говорится, что Каутилья (Чанакья) был уроженцем северо-западного Индийского субконтинента, а Чандрагупта был его постоянным учеником в течение восьми лет. [22] [23] Эти сообщения совпадают с Плутарха утверждением о том, что Александр Великий встретился с молодым Чандрагуптой во время кампании в Пенджабе . [24] [25]
См. также
[ редактировать ]- Шарада Пит
- Наланда Университет
- Университет Викрамашила
- Древние учебные заведения на Индийском субконтиненте
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Маршалл (2013) , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лоу и Ясухара (2016) , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Кулке и Ротермунд (2004) «В первые века центром буддийской науки был Университет Таксилы».
- ^ Маршалл (2013) , с. 10.
- ^ Ле, Хуу Фуок (2010). Буддийская архитектура . Графикол. п. 50. ISBN 9780984404308 .
- ^ Бэтчелор, Стивен (2010). Исповедь буддийского атеиста . Издательская группа Random House. стр. 255–256. ISBN 9781588369840 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер и Флад (2011) , с. 34.
- ^ Альтекар (1965) , с. 109: «Сначала можно заметить, что в Таксиле не было никаких колледжей или университетов в современном смысле этого слова».
- ^ Ф.В. Томас (1944), в Маршалле (1951) , стр. 81: «Мы встречаем несколько историй Джатаки о студентах и преподавателях Такшашилы, но ни один эпизод даже отдаленно не предполагает, что разные «всемирно известные» преподаватели, живущие в этом городе, принадлежали к определенному колледжу или университету современного типа».
- ^ Перейти обратно: а б «Таксила» . Британская энциклопедия . 2007. Архивировано из оригинала 22 декабря 2007 года: «Таксила, помимо того, что была провинциальным центром, была еще и центром обучения. Это не был университетский город с лекционными залами и жилыми кварталами, такие как Наланда в Индии. штат Бихар».
- ^ «Наланда» (2007). энкарта
- ^ "Наланда" (2001). Колумбийская энциклопедия .
- ^ Руководство Pearson CSAT, 2011 г. Пирсон Образовательная Индия. п. 439/HC.23. ISBN 9788131758304 .
- ^ Шлихтманн, Клаус (2016). История мира в Индии: от Ашоки Маурья до Махатмы Ганди . Vij Books India Pvt Ltd. с. 29. ISBN 9789385563522 .
- ^ Уоттерс, Томас (1 января 1904 г.). О путешествии Юань Чвана по Индии, 629-645 гг . Далкассиан Издательская компания.
- ^ Бэтчелор, Стивен (2010). Исповедь буддийского атеиста . Издательская группа Random House. п. 255. ИСБН 9781588369840 .
- ^ Малаласекера (1960) .
- ^ Уилсон (2016) , с. 286.
- ^ Бэтчелор, Стивен (2010). Исповедь буддийского атеиста . Издательская группа Random House. п. 256. ИСБН 9781588369840 .
- ^ Гупта, Субхадра Сен (2009). Ашока . Пингвины Великобритании. п. ПТ27. ISBN 9788184758078 .
- ^ Мукерс (1988) , стр. 15-18.
- ^ Мукерс (1988) , стр. 18–23, 53–54, 140–141.
- ^ Модельски, Джордж (1964). «Каутилья: внешняя политика и международная система в древнем индуистском мире». Американский обзор политической науки . 58 (3). Издательство Кембриджского университета (CUP): 549–560. дои : 10.2307/1953131 . JSTOR 1953131 . S2CID 144135587 .
- ^ Мукерджи, Радхакумуд (1966). Чандрагупта Маурья и его времена . Мотилал Банарсидасс. стр. 16–17. ISBN 9788120804050 .
- ^ «Сандрокотт, когда он был юношей, видел самого Александра, и нам говорят, что он часто говорил в более поздние времена, что Александр едва не стал хозяином страны, поскольку ее царя ненавидели и презирали из-за его подлости и низкого положения. рождения». Плутарх 62-4 «Плутарх, Александр, глава 1, раздел 1» .
Источники
[ редактировать ]- Альтекар, Анант Садашив (1965). Образование в Древней Индии (6-е изд.). Нанд Кишор.
- Фрейзер, Джессика; Флад, Гэвин (30 июня 2011 г.). Спутник континуума индуистских исследований . А&С Черный. п. 34. ISBN 978-0-8264-9966-0 .
- Кульке, Герман ; Ротермунд, Дитмар (2004). История Индии (4-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-32919-4 .
- Лоу, Рой; Ясухара, Ёсихито (04 октября 2016 г.). Истоки высшего образования: сети знаний и раннее развитие университетов . Рутледж. ISBN 978-1-317-54326-8 .
- Маласекера, GP (1960), Словарь палийских имен собственных , том. 1, Дели: Общество палийских текстов , OCLC 793535195.
- Маршалл, Джон (1951). Таксила: Структурные остатки – Том 1 . Университетское издательство.
- Маршалл, Джон (2013). Путеводитель по Таксиле . Издательство Кембриджского университета. стр. 23–24. ISBN 9781107615441 .
- Мукерджи, Радха Кумуд (1988) [впервые опубликовано в 1966 году], Чандрагупта Маурья и его времена (4-е изд.), Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0433-3
- Уилсон, Лиз (2016), «Убийца, святой и акушерка» , в Холдреге, Барбара А.; Печилис, Карен (ред.), «Рефигурация тела: воплощение в религиях Южной Азии» , SUNY Press, стр. 285–300, ISBN 978-1-4384-6315-5