Jump to content

Джон Дандас (офицер Королевских ВВС)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Джона Дандаса (туз) )

Джон Чарльз Дандас
Портрет Джона Дандаса работы Катберта Орда.
Псевдоним(а) Собаки [ 1 ]
Рожденный ( 1915-08-19 ) 19 августа 1915 г.
Западный Йоркшир , Англия
Умер 28 ноября 1940 г. ( 1940-11-28 ) (25 лет)
Ла-Манш , у острова Уайт , Англия.
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевские ВВС
Лет службы 1938–1940
Классифицировать Лейтенант полета
Единица № 609-й эскадрильи RAF
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Заслуженный летный крест и планка [ 2 ]
Отношения Сэр Хью Дандас (брат)

Джон Чарльз Дандас , DFC & Bar (19 августа 1915 - 28 ноября 1940) был летчиком-истребителем Королевских ВВС и летным асом Второй мировой войны , одержавшим 12 побед.

Дандас родился в Западном Йоркшире в семье аристократа и был способным студентом и ученым. После окончания Крайст-Черч в Оксфорде он стал журналистом и присоединился к газете в своем родном графстве. Через два года Дандас устал от жизни репортера и в июле 1938 года присоединился к Королевским вспомогательным военно-воздушным силам (RAuxAF), получив звание пилота-офицера в эскадрилье № 609 (Западный райдинг) и пройдя обучение на пилота за свой счет.

В мае 1940 года его эскадрилья приняла участие в битве за Францию , в ходе которой Дандас одержал свои первые две победы. Дандас оставался со своей эскадрильей на протяжении всей битвы за Британию , заявив, что было сбито девять немецких самолетов. 9 октября он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками (DFC) за 10 побед. На момент своего последнего боя Дандас насчитал 12 уничтоженных самолетов, два уничтоженных совместно, четыре, вероятно, уничтоженных и пять поврежденных. [ 3 ] Считается, что во время боя над Ла-Маншем 28 ноября 1940 года Дандас вступил в бой и сбил Хельмута Вика , самого результативного аса Люфтваффе того времени. Спустя несколько мгновений Дандас также был сбит в море. Оба пилота пропали без вести и остаются пропавшими без вести .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джон Чарльз Дандас родился в Западном Йоркшире в 1915 году. Он был родственником двух аристократических семей этого региона; он был внуком шотландского либерального политика Джона Дандаса и правнуком Лоуренса Дандаса, 1-го графа Зетланда . [ 4 ] Дандас также был связан с Домом Галифакса . [ 5 ]

Дандас выиграл стипендию в школе Стоу в возрасте 12 лет. [ 5 ] В возрасте 17 лет он выиграл вторую стипендию в Крайст-Черч в Оксфорде . Дандас получил высшее образование по специальности «Современная история», а затем получил еще одну награду, которая позволила ему учиться как в Сорбонне , так и в Гейдельбергском университете . [ 5 ] [ 6 ]

Впоследствии Дандас стал журналистом Yorkshire Post и ее редакции. Другой, работавший в то время над газетой, Ричард Пейп , [ Примечание 1 ] вспоминал его как человека, равнодушного к своей внешности, который носил потертые брюки, часто имел чернильные руки и проливал на себя пиво, когда пил, но который также пользовался популярностью среди более молодых сотрудниц газеты. [ 5 ] [ 7 ]

Газета отправила его в Чехословакию во время Мюнхенского кризиса в составе свиты премьер-министра Невилла Чемберлена в 1938 году, а затем отправился в Рим , чтобы сообщить о встрече Бенито Муссолини , Чемберлена, и лорда Галифакса , министра иностранных дел , с которым Дандас был родственником. . [ 4 ] [ 5 ]

В июле 1938 года, в возрасте 23 лет, Дандас был назначен пилотом-офицером в 609-ю эскадрилью RAF , эскадрильи Королевских вспомогательных ВВС . [ 8 ] Джона Хью и крестный отец создали это подразделение. [ 9 ] На тот момент эскадрилья по совместительству комплектовалась гражданскими лицами и оснащалась бомбардировщиками Hawker Hind .

Джон Дандас пользовался большим уважением среди своих коллег и часто летал на «Хинде» своего командира. [ 10 ] Однако 18 июня 1939 года Дандас управлял этим самолетом, когда при взлете у него отказал двигатель. Не имея возможности подняться в воздух, он пробил ограждение аэродрома и оказался в саду соседнего дома. Впоследствии он был списан. [ 11 ]

Эскадрилья была преобразована из бомбардировочной в эскадрилью истребительной авиации и позже, в августе 1939 года, перевооружена на Supermarine Spitfire . Младший брат Дандаса Хью также был летчиком-истребителем. Хью был ранен в августе 1940 года, но выздоровел и в конце концов дослужился до звания капитана группы . Он пережил войну и умер в 1995 году. [ 12 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Битва за Францию

[ редактировать ]

Дандасу было присвоено звание летного офицера в январе 1940 года. [ 13 ] 609-я эскадрилья располагалась на южном побережье Англии в мае 1940 года и входила в состав операций истребительного командования Королевских ВВС по обеспечению воздушного прикрытия Королевского флота и гражданских судов, принимавших участие в эвакуации из Дюнкерка .

30 мая он совершил свой первый патруль. На следующий день его эскадрилья была приведена в 30-минутную готовность в Королевских ВВС Норт-Уилд с 12:30. В 14:00 его эскадрилья взлетела, направилась к Дюнкерку на высоте 20 000 футов (6 100 м) и впервые вступила в бой с противником. В следующем патруле, летающем на L1096 , Дандас вступил в бой с строем немецких бомбардировщиков и уничтожил Heinkel He 111 и Dornier Do 17 . Дандас больше не забил во время битвы за Францию . [ 14 ]

11 июня Дандас управлял одним из девяти «Спитфайров», сопровождавших самолет Уинстона Черчилля во Францию, с миссией попытаться убедить французов продолжать боевые действия. [ 11 ]

Битва за Британию

[ редактировать ]
Дорнье Рудольфа Хейча, сбитый Дандасом и его ведомым 15 сентября 1940 года. Машина имела огнеметное устройство, которое едва видно на кормовой части фюзеляжа (подробности см. В списке побед). Фельдфебеля Пфайфера несут на носилках.

В течение следующих нескольких недель 609-я эскадрилья была переведена из RAF Northolt в RAF Middle Wallop . Именно здесь Дандас одержал свою первую победу в битве за Британию , на этапе, известном как Каналкампф . 13 июля в качестве командира отделения Дандас возглавил патруль конвоя. Не сумев обнаружить конвой, «Спитфайры» вступили в бой с немецкими самолетами на высоте 15 000 футов (4600 м) недалеко от Портленда, Англия . Летая на R6634, Дандас возглавил пикирующую атаку под солнцем на Мессершмитты Bf 110 . Дандас утверждал, что Bf 110 был уничтожен, несмотря на поврежденный самолет, а его раненый пилот лейтенант Кребиц вернулся во Францию, где Bf 110 был серьезно поврежден в результате аварийной посадки. В конце июля во время ночного полета Дандас чудом спасся; выйдя на сушу, его крыло поразило артиллерийскую точку. Он приземлился без травм. [ 14 ]

В течение следующих нескольких дней Дандас вел непрерывные бои с немецкими соединениями. подразделения Он отметил рост интенсивности воздушных боев и в августе взял на себя ответственность за ведение боевого дневника . В этом дневнике он заметил;

Что касается 609-го, нацистский блиц начался 8 августа... Четыре пилота вступили в бой и составили пять гуннов. [ 15 ]

11 августа 1940 года Дандас совершил полет на R6769 . Взлетев в 09:45, он повел желтую секцию в море возле острова Уайт на высоте 24 000 футов (7300 м). Дандас и два других «Спитфайра» (включая его ведомого) потеряли связь со своей эскадрильей. Он видел девять ураганов Хоукер внизу и в середине Ла-Манша, но также заметил инверсионные следы наверху и поднялся наверх, чтобы исследовать. Это были Bf 110, верхнее прикрытие обеспечивали Мессершмитты Bf 109 . Дандас возглавил атаку, но потерял остальных «Спитфайров» и атаковал в одиночку. Он сбил Bf 110, но получил попадания немецких артиллеристов. Вполне вероятно, что Bf 110 принадлежал I./ Zerstörergeschwader 2 («крыло эсминцев 2»). [ 14 ]

Хью Дандас (курит) с экипажем 19-й эскадрильи на ферме Мэнор возле Королевских ВВС Даксфорд , сентябрь 1940 года.

12 августа бой повторился против Bf 109 и Bf 110 над тем же районом. Дандас сбил еще один Bf 110. Стряхнув с себя Bf 109, он повредил еще один, но был вынужден выйти из боя, поскольку к нему приблизились новые немецкие истребители, а топливо и боеприпасы закончились. [ 16 ] Его пятая победа теперь сделала его летающим асом. [ 17 ]

Крупные усилия были предприняты Люфтваффе 13 августа 1940 года. [ 17 ] Названный Адлертаг («День орла»), немцы начали серию сильных воздушных атак. В 15:30 609-я эскадрилья была поднята в воздух, Дандас летел на R6690 под номером четыре в красной секции. [ 17 ] На высоте 10 000 футов (3 000 м) он заметил немецкие истребители. Красный лидер не мог видеть врага и поручил Дандасу взять на себя инициативу. Поднявшись к солнцу на высоте 18 000 футов (5 500 м), Дандас увидел Junkers Ju 87 Stuka под собой пикирующие бомбардировщики . Атакуя, он сбил один из Ju 87 из Sturzkampfgeschwader 2 («крыло 2 для бомбардировок с пикирования»). [ 17 ] Дандас повредил еще одного, прежде чем получить удар. Он совершил « мертвую » посадку в ВВС Уормвелла . Немецкое подразделение, на которое напал 609-й дивизион, сильно пострадало. Одна Staffel («эскадрилья») II./StG 2 потеряла шесть из девяти Ju 87. [ 18 ]

На следующий день, 14 августа, 609 человек патрулировали Боскомб-Даун на высоте 15 000 футов (4600 м). На самолете Spitfire R6961 Дандас повредил Bf 110, прежде чем тот скрылся в облаке. Направлен на строй Do 17 вскоре после того, как он повредил один бомбардировщик, прежде чем принять попадания от оборонительного огня. Вернувшись на базу, Дандас заметил He 111 с опущенными колесами и совершил короткую атаку, в результате которой он разбился в 5 милях (8 км) к юго-западу от его аэродрома. [ Примечание 2 ] Машина принадлежала Stabsstaffel из Kampfgeschwader 55 («бомбардировочное крыло 55»). [ 19 ]

Дандас не подавал новых заявлений до 15 сентября, даты, известной как День битвы за Британию . Утром, пилотируя R6922 , он повредил Do 17, выбив у него один из двигателей. Управляя другим Spitfire, X4107 , он делил Do 17 со своими ведомыми, пилотом-офицером Майком Эпплби и американским пилотом Верноном Кио . [ 20 ] 24 сентября он повредил Do 17, уничтожив Bf 110 в X4472 . В том же году «Спитфайр» Дандас заявил, что 26 сентября был сбит Bf 109 и повредил еще один Do 17. На следующий день он заявил, что Bf 110 был уничтожен недалеко от Бристоля . [ 21 ]

Spitfire R6915 , Имперский военный музей (2019). 9 октября 1940 года Дандас предъявил вероятную претензию к Bf 110 на этой машине.

Одиннадцать дней спустя Дандас заявил о вероятной победе над Bf 110 после боя с немецкой авиацией в шести милях к северу от британских ВВС Уормвелл в 16:30. Несмотря на 12–14-секундную очередь по истребителю противника, он не видел его падения. Во время боя Дандас получил ранение в ногу в результате взрыва пушечного снаряда в его кабине, но на следующий день снова полетел. В тот день совершил полет «Спитфайр Дандас», R6915 существует до сих пор и хранится в Имперском военном музее . [ 22 ] [ 23 ] К 9 октября 1940 года его счет составил 10, и он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летными полетами . [ 24 ]

Неделю спустя, 15 октября 1940 года, Дандас уничтожил еще один Bf 110 в P9503 на высоте 14 000 футов (4300 м) над Крайстчерчем, Дорсет . Уклоняясь от атаки Bf 109, у Дандаса вышла из строя радиосвязь, и он не смог перегруппировать свою секцию. Заметив Bf 110 выше на высоте 18 000–20 000 футов (5 500–6 100 м), он поднялся для атаки; его жертва разбилась в Борнмуте . Затем его преследовала пара Bf 109, но он уклонился от них. [ 14 ] Его победа стала 99-й победой 609-го в воздухе. [ Примечание 3 ]

Фронт канала и последняя битва

[ редактировать ]

К этому времени Дандас был признан самым результативным пилотом подразделения, его высоко ценили товарищи и любили. Он передавал опыт более молодым пилотам и всегда был готов обсудить тактику, особенно с командиром эскадрильи Майклом Робинсоном. Дандас, даже на этом раннем этапе войны, был единственным членом первоначального состава пилотов «А» (вспомогательного подразделения), насчитывавшим 609 человек. [ 25 ] Дандас посетовал, что немногие оставшиеся были «единственными поборниками вспомогательной позиции». [ 26 ]

27 ноября сообщалось о Ju 88 возле Саутгемптона . Дандас попросил разрешения на перехват, но получил отказ. Подойдя к командиру своей эскадрильи, Дандас попросил взять его секцию на тренировочный полет; Робинзон не ожидал ничего предосудительного и дал разрешение. На высоте 22 000 футов (6700 м) секция Дандаса вступила в контакт, преследуя немца над островом Уайт на полной скорости - достигнув 2600 оборотов. Ju 88 имел хорошую фору. Но Дандас приблизился к нему и подошел к Шербуру, Франция, на расстояние 400 ярдов (370 м) и 15 миль (24 км) . Дандас вел огонь из орудий X4586 в течение пяти секунд, в то время как немецкие артиллеристы заняли решительную оборону. Левый двигатель Ju 88 загорелся, и он круто спикировал, потеряв управление. Теперь, увидев аэродром, заполненный Bf 109, Дандас решил отступить. По возвращении ему приписали вероятную победу. [ 27 ]

Следующий день, 28 ноября, был занят для 609-й эскадрильи. Против Bf 109 поступило несколько боев и тревог. Последнее произошло примерно в 15:30 по Гринвичу . Дандас снова пилотировал X4586 . Две эскадрильи, 152-я и 609-я, вступили в контакт с Bf 109 из Jagdgeschwader 2 («истребительное авиаполк 2»), которым руководил самый успешный на данный момент немецкий ас войны — Гельмут Вик . Через несколько минут после установления контакта и начала боя лейтенант Филдсенд услышал знакомый голос Дандаса, кричавшего: «Я закончил 109 — ура!». [ 28 ] Командир эскадрильи Робинсон поздравил Дандаса, но ни от Дандаса, ни от его ведомого, пилота-офицера Пола А. Байлона, летавшего на R6631 , ничего не было слышно . [ 29 ]

Считается, что Вик сбил Байона в пикировании и одержал свою 56-ю победу в воздухе. Байону удалось спастись, но его так и не вернули. На мгновение отвлекшись, Вик пересек путь Дандаса. [ 30 ] Дандас произвел короткую очередь, поразив Bf 109 Вика около 17:00 по немецкому времени над морем недалеко от острова Уайт . [ 29 ] Также было высказано предположение, что Уик стал жертвой пилота-офицера Эрика Маррса, который также заявил о себе в бою. [ 31 ] Было замечено, что Уик выпрыгнул из своего самолета, но его не спасли, и его тело так и не было найдено. [ 32 ] Несколько мгновений спустя Дандас, вероятно, был сбит ведомым Вика Рудольфом Пфланцем , который заявил о победе и увидел, как «Спитфайр» рухнул в море с пилотом внутри. [ 24 ] [ 33 ] Как и Уик, тело Дандаса так и не было найдено. [ 34 ] 24 декабря 1940 года Дандас был посмертно награжден вторым DFC. [ 35 ] Об этом было объявлено 7 января 1941 года в « Лондонской газете» со ссылкой: [ 36 ]

Лейтенант звена Дандас продолжал сражаться с противником с выдающимися успехами и к настоящему времени уничтожил по меньшей мере двенадцать их самолетов и повредил еще больше. Однажды он преследовал вражеский самолет от Винчестера до Шербура и в конце концов уничтожил его. Он продемонстрировал великолепный боевой дух, который вдохновил других членов его отряда.

Мемориал и R6915

[ редактировать ]
Памятник Дандасу на острове Уайт (2010 г.)

Как летчик, могила которого неизвестна, его память увековечена на Мемориале ВВС в Раннимиде (панель 4). [ 37 ]

Небольшой памятник Дандасу находится на тропе на вершине скалы к востоку от залива Фрешуотер на острове Уайт. [ 34 ] недалеко от того места, где произошла его последняя битва. Он был установлен в ноябре 2000 года, к 60-летию со дня его смерти.

Один из самолетов, на которых Дандас участвовал в боевых действиях, Supermarine Spitfire номер R6915 , существует до сих пор и хранится в Имперском военном музее в Лондоне. [ 22 ] На этом самолете он заявил о вероятной гибели Bf 110 7 октября 1940 года.

Список побед

[ редактировать ]

Список претензий Дандаса от 31 мая по 28 ноября 1940 г. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Позже Пейп служил в бомбардировочном командовании Королевских ВВС. Он был взят в плен немцами, но бежал, симулируя болезнь, и был репатриирован во время обмена пленными . Его послевоенный отчет о своей военной карьере « Смелость, будь моим другом» (1953) имел большой успех.
  2. ^ Лейтенант полета Дж. Х. Г. Макартур стал свидетелем крушения.
  3. Лейтенант Фрэнки Хауэлл (DFC) 21 октября заявил, что Junkers Ju 88 стал 100-й победой подразделения. Спитфайр Хауэлла, X4590 , можно увидеть в Музее Королевских ВВС в Лондоне . См.: Франкс 1980, с. 188 .
  1. ^ Кершоу 2008 , с. 151.
  2. ^ Ассоциация 609-й (WR) эскадрильи .
  3. ^ Jump up to: а б Фрэнкс 1980 , стр. 193–195.
  4. ^ Jump up to: а б Бишоп 2004 , с. 76.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Фрэнкс 1980 , с. 178.
  6. ^ Винн 1999 , с. 143.
  7. ^ Архив 609-й (Западной) эскадрильи .
  8. ^ Газета и 34544 .
  9. ^ Бунгей 2000 , с. 246.
  10. ^ Зиглер 1971 , с. 63.
  11. ^ Jump up to: а б «Лейтенант полета Джон Чарльз Дандас | Крайст-Черч, Оксфордский университет» . www.chch.ox.ac.uk. ​Проверено 1 июля 2021 г.
  12. ^ Фрэнкс 1980 , с. 184.
  13. ^ Газета и 34794 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Фрэнкс 1980 , с. 180.
  15. ^ Зиглер 1971 , с. 112.
  16. ^ Фрэнкс 1980 , стр. 181–182.
  17. ^ Jump up to: а б с д Фрэнкс 1980 , с. 182.
  18. ^ Бунгей 2000 , с. 210.
  19. ^ Фрэнкс 1980 , с. 183.
  20. ^ Фрэнкс 1980 , стр. 185–186.
  21. ^ Фрэнкс 1980 , с. 186.
  22. ^ Jump up to: а б Имперский военный музей .
  23. ^ Фрэнкс 1980 , с. 187.
  24. ^ Jump up to: а б Прайс 1996 , с. 68.
  25. ^ Фрэнкс 1980 , с. 188.
  26. ^ Зиглер 1971 , с. 113.
  27. ^ Фрэнкс 1980 , стр. 188–189.
  28. ^ Кершоу 2008 , с. 204.
  29. ^ Jump up to: а б Фрэнкс 1980 , с. 190.
  30. ^ Уил 1996 , стр. 83–84.
  31. ^ Михулек 2002 , с. 36.
  32. ^ Уил 2000 , с. 69.
  33. ^ Зиглер 1971 , с. 168.
  34. ^ Jump up to: а б Батареи Игл на войне .
  35. ^ Фрэнкс 1980 , с. 191.
  36. ^ Газета и 35037 .
  37. ^ Отчет о несчастных случаях CWGC .
  38. ^ Форман 2003 , с. 102.
  39. ^ Мейсон 1969 , с. 168.
  40. ^ Форман 2003 , с. 124.
  41. ^ Мейсон 1969 , с. 229.
  42. ^ Форман 2003 , с. 129.
  43. ^ Мейсон 1969 , с. 236.
  44. ^ Паркер 2013 , с. 111.
  45. ^ Форман 2003 , с. 135.
  46. ^ Мейсон 1969 , с. 242.
  47. ^ Кайзер 2011 , с. 134.
  48. ^ Мейсон 1969 , с. 247.
  49. ^ Госс 2011 , стр. 335–336.
  50. ^ Госс 2005 , с. 68.
  51. ^ Мейсон 1969 , с. 394.
  52. ^ Jump up to: а б Форман 2003 , с. 248.
  53. ^ Форман 2003 , с. 250.
  54. ^ Форман 2003 , с. 260.
  55. ^ Мейсон 1969 , с. 419.
  56. ^ Форман 2003 , с. 278.

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0085b19a5b59e2edeb2c7f87790d5ba2__1707651240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/a2/0085b19a5b59e2edeb2c7f87790d5ba2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Dundas (RAF officer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)