Джон Дандас (офицер Королевских ВВС)
Джон Чарльз Дандас | |
---|---|
![]() Портрет Джона Дандаса работы Катберта Орда. | |
Псевдоним(а) | Собаки [ 1 ] |
Рожденный | Западный Йоркшир , Англия | 19 августа 1915 г.
Умер | 28 ноября 1940 г. Ла-Манш , у острова Уайт , Англия. | (25 лет)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1938–1940 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Единица | № 609-й эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Заслуженный летный крест и планка [ 2 ] |
Отношения | Сэр Хью Дандас (брат) |
Джон Чарльз Дандас , DFC & Bar (19 августа 1915 - 28 ноября 1940) был летчиком-истребителем Королевских ВВС и летным асом Второй мировой войны , одержавшим 12 побед.
Дандас родился в Западном Йоркшире в семье аристократа и был способным студентом и ученым. После окончания Крайст-Черч в Оксфорде он стал журналистом и присоединился к газете в своем родном графстве. Через два года Дандас устал от жизни репортера и в июле 1938 года присоединился к Королевским вспомогательным военно-воздушным силам (RAuxAF), получив звание пилота-офицера в эскадрилье № 609 (Западный райдинг) и пройдя обучение на пилота за свой счет.
В мае 1940 года его эскадрилья приняла участие в битве за Францию , в ходе которой Дандас одержал свои первые две победы. Дандас оставался со своей эскадрильей на протяжении всей битвы за Британию , заявив, что было сбито девять немецких самолетов. 9 октября он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками (DFC) за 10 побед. На момент своего последнего боя Дандас насчитал 12 уничтоженных самолетов, два уничтоженных совместно, четыре, вероятно, уничтоженных и пять поврежденных. [ 3 ] Считается, что во время боя над Ла-Маншем 28 ноября 1940 года Дандас вступил в бой и сбил Хельмута Вика , самого результативного аса Люфтваффе того времени. Спустя несколько мгновений Дандас также был сбит в море. Оба пилота пропали без вести и остаются пропавшими без вести .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Чарльз Дандас родился в Западном Йоркшире в 1915 году. Он был родственником двух аристократических семей этого региона; он был внуком шотландского либерального политика Джона Дандаса и правнуком Лоуренса Дандаса, 1-го графа Зетланда . [ 4 ] Дандас также был связан с Домом Галифакса . [ 5 ]
Дандас выиграл стипендию в школе Стоу в возрасте 12 лет. [ 5 ] В возрасте 17 лет он выиграл вторую стипендию в Крайст-Черч в Оксфорде . Дандас получил высшее образование по специальности «Современная история», а затем получил еще одну награду, которая позволила ему учиться как в Сорбонне , так и в Гейдельбергском университете . [ 5 ] [ 6 ]
Впоследствии Дандас стал журналистом Yorkshire Post и ее редакции. Другой, работавший в то время над газетой, Ричард Пейп , [ Примечание 1 ] вспоминал его как человека, равнодушного к своей внешности, который носил потертые брюки, часто имел чернильные руки и проливал на себя пиво, когда пил, но который также пользовался популярностью среди более молодых сотрудниц газеты. [ 5 ] [ 7 ]
Газета отправила его в Чехословакию во время Мюнхенского кризиса в составе свиты премьер-министра Невилла Чемберлена в 1938 году, а затем отправился в Рим , чтобы сообщить о встрече Бенито Муссолини , Чемберлена, и лорда Галифакса , министра иностранных дел , с которым Дандас был родственником. . [ 4 ] [ 5 ]
В июле 1938 года, в возрасте 23 лет, Дандас был назначен пилотом-офицером в 609-ю эскадрилью RAF , эскадрильи Королевских вспомогательных ВВС . [ 8 ] Джона Хью и крестный отец создали это подразделение. [ 9 ] На тот момент эскадрилья по совместительству комплектовалась гражданскими лицами и оснащалась бомбардировщиками Hawker Hind .
Джон Дандас пользовался большим уважением среди своих коллег и часто летал на «Хинде» своего командира. [ 10 ] Однако 18 июня 1939 года Дандас управлял этим самолетом, когда при взлете у него отказал двигатель. Не имея возможности подняться в воздух, он пробил ограждение аэродрома и оказался в саду соседнего дома. Впоследствии он был списан. [ 11 ]
Эскадрилья была преобразована из бомбардировочной в эскадрилью истребительной авиации и позже, в августе 1939 года, перевооружена на Supermarine Spitfire . Младший брат Дандаса Хью также был летчиком-истребителем. Хью был ранен в августе 1940 года, но выздоровел и в конце концов дослужился до звания капитана группы . Он пережил войну и умер в 1995 году. [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Битва за Францию
[ редактировать ]Дандасу было присвоено звание летного офицера в январе 1940 года. [ 13 ] 609-я эскадрилья располагалась на южном побережье Англии в мае 1940 года и входила в состав операций истребительного командования Королевских ВВС по обеспечению воздушного прикрытия Королевского флота и гражданских судов, принимавших участие в эвакуации из Дюнкерка .
30 мая он совершил свой первый патруль. На следующий день его эскадрилья была приведена в 30-минутную готовность в Королевских ВВС Норт-Уилд с 12:30. В 14:00 его эскадрилья взлетела, направилась к Дюнкерку на высоте 20 000 футов (6 100 м) и впервые вступила в бой с противником. В следующем патруле, летающем на L1096 , Дандас вступил в бой с строем немецких бомбардировщиков и уничтожил Heinkel He 111 и Dornier Do 17 . Дандас больше не забил во время битвы за Францию . [ 14 ]
11 июня Дандас управлял одним из девяти «Спитфайров», сопровождавших самолет Уинстона Черчилля во Францию, с миссией попытаться убедить французов продолжать боевые действия. [ 11 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]
В течение следующих нескольких недель 609-я эскадрилья была переведена из RAF Northolt в RAF Middle Wallop . Именно здесь Дандас одержал свою первую победу в битве за Британию , на этапе, известном как Каналкампф . 13 июля в качестве командира отделения Дандас возглавил патруль конвоя. Не сумев обнаружить конвой, «Спитфайры» вступили в бой с немецкими самолетами на высоте 15 000 футов (4600 м) недалеко от Портленда, Англия . Летая на R6634, Дандас возглавил пикирующую атаку под солнцем на Мессершмитты Bf 110 . Дандас утверждал, что Bf 110 был уничтожен, несмотря на поврежденный самолет, а его раненый пилот лейтенант Кребиц вернулся во Францию, где Bf 110 был серьезно поврежден в результате аварийной посадки. В конце июля во время ночного полета Дандас чудом спасся; выйдя на сушу, его крыло поразило артиллерийскую точку. Он приземлился без травм. [ 14 ]
В течение следующих нескольких дней Дандас вел непрерывные бои с немецкими соединениями. подразделения Он отметил рост интенсивности воздушных боев и в августе взял на себя ответственность за ведение боевого дневника . В этом дневнике он заметил;
Что касается 609-го, нацистский блиц начался 8 августа... Четыре пилота вступили в бой и составили пять гуннов. [ 15 ]
11 августа 1940 года Дандас совершил полет на R6769 . Взлетев в 09:45, он повел желтую секцию в море возле острова Уайт на высоте 24 000 футов (7300 м). Дандас и два других «Спитфайра» (включая его ведомого) потеряли связь со своей эскадрильей. Он видел девять ураганов Хоукер внизу и в середине Ла-Манша, но также заметил инверсионные следы наверху и поднялся наверх, чтобы исследовать. Это были Bf 110, верхнее прикрытие обеспечивали Мессершмитты Bf 109 . Дандас возглавил атаку, но потерял остальных «Спитфайров» и атаковал в одиночку. Он сбил Bf 110, но получил попадания немецких артиллеристов. Вполне вероятно, что Bf 110 принадлежал I./ Zerstörergeschwader 2 («крыло эсминцев 2»). [ 14 ]

12 августа бой повторился против Bf 109 и Bf 110 над тем же районом. Дандас сбил еще один Bf 110. Стряхнув с себя Bf 109, он повредил еще один, но был вынужден выйти из боя, поскольку к нему приблизились новые немецкие истребители, а топливо и боеприпасы закончились. [ 16 ] Его пятая победа теперь сделала его летающим асом. [ 17 ]
Крупные усилия были предприняты Люфтваффе 13 августа 1940 года. [ 17 ] Названный Адлертаг («День орла»), немцы начали серию сильных воздушных атак. В 15:30 609-я эскадрилья была поднята в воздух, Дандас летел на R6690 под номером четыре в красной секции. [ 17 ] На высоте 10 000 футов (3 000 м) он заметил немецкие истребители. Красный лидер не мог видеть врага и поручил Дандасу взять на себя инициативу. Поднявшись к солнцу на высоте 18 000 футов (5 500 м), Дандас увидел Junkers Ju 87 Stuka под собой пикирующие бомбардировщики . Атакуя, он сбил один из Ju 87 из Sturzkampfgeschwader 2 («крыло 2 для бомбардировок с пикирования»). [ 17 ] Дандас повредил еще одного, прежде чем получить удар. Он совершил « мертвую » посадку в ВВС Уормвелла . Немецкое подразделение, на которое напал 609-й дивизион, сильно пострадало. Одна Staffel («эскадрилья») II./StG 2 потеряла шесть из девяти Ju 87. [ 18 ]
На следующий день, 14 августа, 609 человек патрулировали Боскомб-Даун на высоте 15 000 футов (4600 м). На самолете Spitfire R6961 Дандас повредил Bf 110, прежде чем тот скрылся в облаке. Направлен на строй Do 17 вскоре после того, как он повредил один бомбардировщик, прежде чем принять попадания от оборонительного огня. Вернувшись на базу, Дандас заметил He 111 с опущенными колесами и совершил короткую атаку, в результате которой он разбился в 5 милях (8 км) к юго-западу от его аэродрома. [ Примечание 2 ] Машина принадлежала Stabsstaffel из Kampfgeschwader 55 («бомбардировочное крыло 55»). [ 19 ]
Дандас не подавал новых заявлений до 15 сентября, даты, известной как День битвы за Британию . Утром, пилотируя R6922 , он повредил Do 17, выбив у него один из двигателей. Управляя другим Spitfire, X4107 , он делил Do 17 со своими ведомыми, пилотом-офицером Майком Эпплби и американским пилотом Верноном Кио . [ 20 ] 24 сентября он повредил Do 17, уничтожив Bf 110 в X4472 . В том же году «Спитфайр» Дандас заявил, что 26 сентября был сбит Bf 109 и повредил еще один Do 17. На следующий день он заявил, что Bf 110 был уничтожен недалеко от Бристоля . [ 21 ]

Одиннадцать дней спустя Дандас заявил о вероятной победе над Bf 110 после боя с немецкой авиацией в шести милях к северу от британских ВВС Уормвелл в 16:30. Несмотря на 12–14-секундную очередь по истребителю противника, он не видел его падения. Во время боя Дандас получил ранение в ногу в результате взрыва пушечного снаряда в его кабине, но на следующий день снова полетел. В тот день совершил полет «Спитфайр Дандас», R6915 существует до сих пор и хранится в Имперском военном музее . [ 22 ] [ 23 ] К 9 октября 1940 года его счет составил 10, и он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летными полетами . [ 24 ]
Неделю спустя, 15 октября 1940 года, Дандас уничтожил еще один Bf 110 в P9503 на высоте 14 000 футов (4300 м) над Крайстчерчем, Дорсет . Уклоняясь от атаки Bf 109, у Дандаса вышла из строя радиосвязь, и он не смог перегруппировать свою секцию. Заметив Bf 110 выше на высоте 18 000–20 000 футов (5 500–6 100 м), он поднялся для атаки; его жертва разбилась в Борнмуте . Затем его преследовала пара Bf 109, но он уклонился от них. [ 14 ] Его победа стала 99-й победой 609-го в воздухе. [ Примечание 3 ]
Фронт канала и последняя битва
[ редактировать ]К этому времени Дандас был признан самым результативным пилотом подразделения, его высоко ценили товарищи и любили. Он передавал опыт более молодым пилотам и всегда был готов обсудить тактику, особенно с командиром эскадрильи Майклом Робинсоном. Дандас, даже на этом раннем этапе войны, был единственным членом первоначального состава пилотов «А» (вспомогательного подразделения), насчитывавшим 609 человек. [ 25 ] Дандас посетовал, что немногие оставшиеся были «единственными поборниками вспомогательной позиции». [ 26 ]
27 ноября сообщалось о Ju 88 возле Саутгемптона . Дандас попросил разрешения на перехват, но получил отказ. Подойдя к командиру своей эскадрильи, Дандас попросил взять его секцию на тренировочный полет; Робинзон не ожидал ничего предосудительного и дал разрешение. На высоте 22 000 футов (6700 м) секция Дандаса вступила в контакт, преследуя немца над островом Уайт на полной скорости - достигнув 2600 оборотов. Ju 88 имел хорошую фору. Но Дандас приблизился к нему и подошел к Шербуру, Франция, на расстояние 400 ярдов (370 м) и 15 миль (24 км) . Дандас вел огонь из орудий X4586 в течение пяти секунд, в то время как немецкие артиллеристы заняли решительную оборону. Левый двигатель Ju 88 загорелся, и он круто спикировал, потеряв управление. Теперь, увидев аэродром, заполненный Bf 109, Дандас решил отступить. По возвращении ему приписали вероятную победу. [ 27 ]
Следующий день, 28 ноября, был занят для 609-й эскадрильи. Против Bf 109 поступило несколько боев и тревог. Последнее произошло примерно в 15:30 по Гринвичу . Дандас снова пилотировал X4586 . Две эскадрильи, 152-я и 609-я, вступили в контакт с Bf 109 из Jagdgeschwader 2 («истребительное авиаполк 2»), которым руководил самый успешный на данный момент немецкий ас войны — Гельмут Вик . Через несколько минут после установления контакта и начала боя лейтенант Филдсенд услышал знакомый голос Дандаса, кричавшего: «Я закончил 109 — ура!». [ 28 ] Командир эскадрильи Робинсон поздравил Дандаса, но ни от Дандаса, ни от его ведомого, пилота-офицера Пола А. Байлона, летавшего на R6631 , ничего не было слышно . [ 29 ]
Считается, что Вик сбил Байона в пикировании и одержал свою 56-ю победу в воздухе. Байону удалось спастись, но его так и не вернули. На мгновение отвлекшись, Вик пересек путь Дандаса. [ 30 ] Дандас произвел короткую очередь, поразив Bf 109 Вика около 17:00 по немецкому времени над морем недалеко от острова Уайт . [ 29 ] Также было высказано предположение, что Уик стал жертвой пилота-офицера Эрика Маррса, который также заявил о себе в бою. [ 31 ] Было замечено, что Уик выпрыгнул из своего самолета, но его не спасли, и его тело так и не было найдено. [ 32 ] Несколько мгновений спустя Дандас, вероятно, был сбит ведомым Вика Рудольфом Пфланцем , который заявил о победе и увидел, как «Спитфайр» рухнул в море с пилотом внутри. [ 24 ] [ 33 ] Как и Уик, тело Дандаса так и не было найдено. [ 34 ] 24 декабря 1940 года Дандас был посмертно награжден вторым DFC. [ 35 ] Об этом было объявлено 7 января 1941 года в « Лондонской газете» со ссылкой: [ 36 ]
Лейтенант звена Дандас продолжал сражаться с противником с выдающимися успехами и к настоящему времени уничтожил по меньшей мере двенадцать их самолетов и повредил еще больше. Однажды он преследовал вражеский самолет от Винчестера до Шербура и в конце концов уничтожил его. Он продемонстрировал великолепный боевой дух, который вдохновил других членов его отряда.
Мемориал и R6915
[ редактировать ]
Как летчик, могила которого неизвестна, его память увековечена на Мемориале ВВС в Раннимиде (панель 4). [ 37 ]
Небольшой памятник Дандасу находится на тропе на вершине скалы к востоку от залива Фрешуотер на острове Уайт. [ 34 ] недалеко от того места, где произошла его последняя битва. Он был установлен в ноябре 2000 года, к 60-летию со дня его смерти.
Один из самолетов, на которых Дандас участвовал в боевых действиях, Supermarine Spitfire номер R6915 , существует до сих пор и хранится в Имперском военном музее в Лондоне. [ 22 ] На этом самолете он заявил о вероятной гибели Bf 110 7 октября 1940 года.
Список побед
[ редактировать ]Список претензий Дандаса от 31 мая по 28 ноября 1940 г. [ 3 ]
Хроника воздушных побед |
---|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Позже Пейп служил в бомбардировочном командовании Королевских ВВС. Он был взят в плен немцами, но бежал, симулируя болезнь, и был репатриирован во время обмена пленными . Его послевоенный отчет о своей военной карьере « Смелость, будь моим другом» (1953) имел большой успех.
- ^ Лейтенант полета Дж. Х. Г. Макартур стал свидетелем крушения.
- ↑ Лейтенант Фрэнки Хауэлл (DFC) 21 октября заявил, что Junkers Ju 88 стал 100-й победой подразделения. Спитфайр Хауэлла, X4590 , можно увидеть в Музее Королевских ВВС в Лондоне . См.: Франкс 1980, с. 188 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кершоу 2008 , с. 151.
- ^ Ассоциация 609-й (WR) эскадрильи .
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс 1980 , стр. 193–195.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2004 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и Фрэнкс 1980 , с. 178.
- ^ Винн 1999 , с. 143.
- ^ Архив 609-й (Западной) эскадрильи .
- ^ Газета и 34544 .
- ^ Бунгей 2000 , с. 246.
- ^ Зиглер 1971 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б «Лейтенант полета Джон Чарльз Дандас | Крайст-Черч, Оксфордский университет» . www.chch.ox.ac.uk. Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Фрэнкс 1980 , с. 184.
- ^ Газета и 34794 .
- ^ Jump up to: а б с д Фрэнкс 1980 , с. 180.
- ^ Зиглер 1971 , с. 112.
- ^ Фрэнкс 1980 , стр. 181–182.
- ^ Jump up to: а б с д Фрэнкс 1980 , с. 182.
- ^ Бунгей 2000 , с. 210.
- ^ Фрэнкс 1980 , с. 183.
- ^ Фрэнкс 1980 , стр. 185–186.
- ^ Фрэнкс 1980 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Имперский военный музей .
- ^ Фрэнкс 1980 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Прайс 1996 , с. 68.
- ^ Фрэнкс 1980 , с. 188.
- ^ Зиглер 1971 , с. 113.
- ^ Фрэнкс 1980 , стр. 188–189.
- ^ Кершоу 2008 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс 1980 , с. 190.
- ^ Уил 1996 , стр. 83–84.
- ^ Михулек 2002 , с. 36.
- ^ Уил 2000 , с. 69.
- ^ Зиглер 1971 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Батареи Игл на войне .
- ^ Фрэнкс 1980 , с. 191.
- ^ Газета и 35037 .
- ^ Отчет о несчастных случаях CWGC .
- ^ Форман 2003 , с. 102.
- ^ Мейсон 1969 , с. 168.
- ^ Форман 2003 , с. 124.
- ^ Мейсон 1969 , с. 229.
- ^ Форман 2003 , с. 129.
- ^ Мейсон 1969 , с. 236.
- ^ Паркер 2013 , с. 111.
- ^ Форман 2003 , с. 135.
- ^ Мейсон 1969 , с. 242.
- ^ Кайзер 2011 , с. 134.
- ^ Мейсон 1969 , с. 247.
- ^ Госс 2011 , стр. 335–336.
- ^ Госс 2005 , с. 68.
- ^ Мейсон 1969 , с. 394.
- ^ Jump up to: а б Форман 2003 , с. 248.
- ^ Форман 2003 , с. 250.
- ^ Форман 2003 , с. 260.
- ^ Мейсон 1969 , с. 419.
- ^ Форман 2003 , с. 278.
Библиография
[ редактировать ]- Бишоп, Патрик (2004). Мальчики-истребители: Спасая Британию, 1940 год . Многолетник Харпер. ISBN 978-0-00-653204-0 .
- Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон, Великобритания: Aurum Press. ISBN 978-1-85410-721-3 .
- Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне . Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-8-8 .
- Фрэнкс, Норман (1980). Крылья свободы: Двенадцать пилотов битвы за Британию . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 978-0-7183-0396-9 .
- Госс, Крис (2005). Дорнье 17: В фокусе . Лондон: Красный коршун. ISBN 978-0-9546201-4-1 .
- Госс, Крис (2011). Истребители и бомбардировщики Люфтваффе: Битва за Британию . Лондон: Стэкпол. ISBN 978-0-8117-0749-7 .
- Кайзер, Йохен (2011). Рыцарские крестоносцы летчиков-бомбардировщиков - Том 2 ] ( на немецком и английском языках). Бад-Цвишенан, Германия: Открытие авиационного издательства. ISBN 978-3-941437-09-8 .
- Кершоу, Алекс (2008). Немногие: июль – октябрь 1940 г. Пингвин. ISBN 978-0-14-101850-8 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон: ISBN McWhirter Twins Ltd. 978-0-901928-00-9 .
- Паркер, Найджел (2013). Архив катастроф Люфтваффе: Том 1 1: Документальная история всех вражеских самолетов, сбитых над Соединенным Королевством, сентябрь 1939 г. - 14 августа 1940 г. Красный коршун. ISBN 978-1-906592-09-7 .
- Михулек, Роберт (2002). Люфтваффе на войне/Асы Люфтваффе Западного фронта . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-486-0 .
- Прайс, Альфред (1996). Spitfire Mark I/II Aces 1939–41 . Издательство Оспри . ISBN 978-1-85532-627-9 .
- Уил, Джон (1996). Bf 109D/E Aces 1939–41 . Самолеты асов. Том. 11. Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-487-9 .
- Уил, Джон (2000). 2-я истребительная эскадрилья «Рихтгофен» . Авиационные элитные подразделения. Том 1. Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 978-1-84176-046-9 .
- Винн, Кеннет (1999). Участники битвы за Британию . Авиационные книги CCB. ISBN 978-1-902074-10-8 .
- Зиглер, Франк (1971). История 609-й эскадрильи: Под белой розой . Макдональд и компания. ISBN 978-0-947554-29-3 .
- «№34544» . Лондонская газета . 23 августа 1938 г. с. 5420.
- «№34794» . Лондонская газета . 20 февраля 1940 г. с. 1006.
- «№35037» . Лондонская газета . 7 января 1941 г. с. 150.
- «ДАНДАС, ДЖОН ЧАРЛЬЗ» . Отчет о несчастных случаях CWGC . Проверено 29 мая 2019 г.
- «Поиск в коллекциях IWM: Supermarine Spitfire Mk.Ia» . Имперский военный музей . 2012 . Проверено 3 ноября 2012 г.
- «Батареи Иглы на войне» . Веб-сайт батареи Needles . Проверено 16 февраля 2012 г.
- «Письмо Ричарда Пейпа» . Архив 609-й (Западный райдинг) эскадрильи . Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 17 февраля 2012 г.
- «Джон Дандас» (PDF) . Ассоциация 609-й эскадрильи (WR) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 17 февраля 2012 г.
- 1915 рождений
- 1940 смертей
- Дела о пропавших без вести 1940-х годах
- Исчезновения военнослужащих с воздуха в действии
- Выпускники Крайст-Черч, Оксфорд
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Военные из Йоркшира
- Пропал без вести во время Второй мировой войны
- Люди, получившие образование в школе Стоу
- Люди, потерянные в море
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Офицеры Королевских ВВС
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Несколько