Восточно -пакистанские воздушные операции (1971)
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Апрель 2012 ) |
Восточно -пакистанские воздушные операции | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Бангладешской освободительной войны | |||||||||
| |||||||||
Воинственники | |||||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
ГП. Капитан А.К. Хандкер Air Mshl Hari Chand Council |
Air Cmde inamul haque khan Лейтенант Полковник Ла Бухари | ||||||||
Подразделения вовлечены | |||||||||
Сила | |||||||||
3 эскадрильи MIG-21 FL |
16 Canadair Sabre | ||||||||
Потери и потери | |||||||||
Индийские претензии 23 индийских военных самолетов, сбитых PAF и зенитным оружием [ 4 ] |
3 сабли, потерянные в воздухе, 23 самолета вообще потеряны 1 вертолет сбит или заброшен [ 3 ] [ 5 ] | ||||||||
Сотни убитых в результате нападения в индийском приюте в Дакке [ 6 ] |
Восточно -пакистанские воздушные операции охватывают активность авиационных подразделений Пакистана (PAF) и пакистанской армии в бывшем Восточном Пакистане во время Бангладешской освободительной войны . Операции включали в себя миссии по запрету , противовоздушной обороне , наземной поддержке и логистике, которые летали Бангладешскими ВВС , ВВС Индии и авиационным крылом Индии в поддержку Мукти Бахини и позже индийской армии в Бенгалии .
Индийские ВВС помогли Мукти Бахини в организации формирования легких самолетов (называемый полет Кило ). Они были укомплектованы и обслуживались в основном бенгальскими пилотами и техническими специалистами, которые вышли из пакистанских ВВС . [ 7 ]
Это подразделение начало атаки на цели в Бангладеш 3 декабря 1971 года, до начала официального боя между Индией и Пакистаном . Первое из обязательств между противоположными воздушными полномочиями произошло до официального объявления военных действий . Индийские воздушные подразделения начали работу 4 декабря 1971 года в Восточном театре. К 7 декабря 1971 года аэропорт Tejgaon был выведен из операции, тем самым заземляя PAF в Восточном Пакистане . Индийские подразделения и полете килограмма продолжали выполнять миссии над Бангладеш до безусловной капитуляции пакистанских сил в совместное командование Бангладеш и индийских сил 16 декабря 1971 года .
Восточный театр: исторический фон
[ редактировать ]Восточный Пакистан не видел воздушного боя, во время индо-пакистанской войны 1947 года , хотя обе страны обладали функциональными воздушными силами. Пакистан сконцентрировал большую часть своих военных активов в Западном Пакистане , [ 8 ] и индийские войны были сосредоточены и на Западном фронте. Индия начала модернизировать свои воздушные возможности на своей восточной границе только после войны.
была сформирована восточная оперативная группа В 1958 году в Калькутте , и в следующем году она была обновлена в команду. После китайско-индийской войны 1962 года штаб-квартира Восточного воздушного командования переехала в Верхний Шиллонг и обширные усилия по увеличению ее оперативных возможностей с точки зрения количества эскадрий и модернизации его военных самолетов и операционной инфраструктуры, поскольку дополнительное внимание было сделано противостоять любой возможной китайской угрозе. [ Цитация необходима ]
Напротив, аэродром Дакки в Теджгаоне было активировано только в 1949 году, а в 1956 году была размещена эскадрилья из самолетов Хоукера Фьюкера . В 1963 году ПАФ опубликовала эскадрилью саблей F-86 в Восточном Пакистане, которая была заменена № 14 Squadron In in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in in 1965, [ 9 ] в то время как развитие инфраструктуры ВВС в провинции в значительной степени проигнорировалось. Индийские ВВС имели шесть боевых эскадронов, опубликованных под его восточным воздушным командованием к 1965 году. [ 10 ]
1965 г. Индо-пакистанская война: Восточный театр
[ редактировать ]Военно -воздушные силы обеих стран начали атаки на базы друг друга в восточном театре, как только военные действия начались в сентябре 1965 года. IAF бомбили аэродромы и воздушные полосы, расположенные в Восточном Пакистане (в Читтагонг , Дакка , аэропорту Лалмунхат и Джессор ), [ Цитация необходима ] В то время как PAF удалось запустить два знаменитых набега на базу ВВС Индии в Калайкунде , недалеко от Харагпура , в Западной Бенгалии . [ 11 ] Полезные рейды PAF, удар с пятью плоскостями, который достиг полного неожиданности, сопровождалась атакой с четырьмя плоскостями, против которой против индийских перехватчиков произошла индийские перехватчики, разрушив несколько Канберры английских электрических бомбардировщиков вампира De Havilland и самолетов On On On земля, [ 12 ] в то время как МАФ потребовал 2 воздушных убийства (пакистанские источники записывают 1 F-86 потерянный). PAF также начал атаки на Багдогра 10 сентября и Барранкпора 14 сентября, с различными результатами. IAF наносит удар с большим количеством авиаударов по аэропорту Дакки, Джессора и Лалмонирхат , они не смогли уничтожить какие -либо самолеты. Повторения в воздухе и борьбы с собаками редко происходили, и, за исключением некоторого перестрелки между EPR и BSF вдоль границы, воздушные силы обеих стран были ответственны за большую часть боевой активности в Восточном театре во время войны 1965 года. Последним подсчетом был 12 индийских самолетов, уничтоженных на земле (PAF претендует 21 самолет уничтожен), [ Цитация необходима ] 2 пакистанские сабли сбиты, [ 13 ] (PAF записывает один самолет, потерянный), и 1 PAF Sabre проиграл из -за аварии. [ 14 ] После войны IAF продолжил свой устойчивый рост боевых мощностей и логистических возможностей, в то время как Пакистан повысила свою силу-эскадрию до 20 Sabers Canadair F-86 (хотя он пренебрегал существенно расширить свою операционную инфраструктуру).
PAF во время операции Searchlight в 1971 году
[ редактировать ]У Пафа было шестнадцать Канадаир Сэйбер (№ 14. Командующий эскадрилью ОК Мухаммед Афзал Шавдхари), два тренера Т-33 и два вертолета Aerospatiale Alouette III, размещенные в Восточном Пакистане, [ 15 ] В то время как «бревенчатый полет» армейской авиационной эскадрильи № 4 под майором Ликат Бхухари содержал два мили-8 и два вертолета Alouette III. [ 16 ] Оперативная эффективность PAF пострадала в некоторой степени, потому что все бенгальские пилоты и техники (около половины 1222 года PAF в Восточном Пакистане) были основаны на политических беспорядках в марте 1971 года. [ 17 ] [ 18 ] Воздушный коммодор Митти Масуд командовал отрядом PAF в Восточном Пакистане. Когда была запущена операция Searchlight , чтобы подавить политическое движение, основанное на лиге Авами , вклад PAF был решающим для его успеха. Полный контингент авиационной эскадрильи № 4 и шесть вертолетов Alouette III были размещены в Дакке 14 апреля, [ 7 ] командовал лейтенант полковник Абдул Латиф Аван. PAF также реквизировал и сфальсифицировал легкое оружие, многочисленные сельскохозяйственные театралистики и другие легкие гражданские самолеты, чтобы увеличить ее разведывательные и возможности атаки на земле. [ 7 ]
Операция отличная муха
[ редактировать ]Восточное командование Пакистана запланировало операцию под названием «Блиц» в феврале 1971 года, чтобы противостоять бенгальскому политическому движению, а 13 -й пограничные силы и 22 -й батальоны Белуха прибыли в Восточный Пакистан из Карачи [ 19 ] [ 16 ] С 27 февраля по 1 марта 1971 года через Pia Aircraft, прежде чем пакистанские ВВС захватили администрацию аэропорта Tejgaon [ 20 ] как часть недавно спланированной операции. После того, как было принято решение о начале операции Searchlight , Верховное командование Пакистана решило укрепить 14 -й пехотный дивизион в Восточном Пакистане с 9 -й и 16 -й пехотной дивизиями после начала операции. Эти подразделения начали готовиться к переезду после 22 февраля 1971 года, и военнослужащие начали прибывать в Восточный Пакистан через самолеты PIA и ВВС. Поскольку Индия запретила перевозку, начиная с 20 января 1971 года, все пакистанские самолеты должны были обанкротиться в Шри -Ланку во время поездок между Восточным и Западным Пакистаном.
У эскадрилья № 6 в Пакистане было девять Hercules C-130B/E, доступное в марте 1971 года. Пакистан использовал пять C-130BS транспортных самолетов [ 16 ] а также 75% транспортных мощностей PIA (флот PIA содержал семь самолетов Boeing 707 и 4 Boeing 720 в 1971 году) для перевозки войск из Западного Пакистана 1971 года. [ 21 ] Два целых пехотных дивизии были переброшены по воздуху в Восточный Пакистан из Западного Пакистана с 26 марта по 2 мая в операции, получившей Великую поле . [ 22 ] Перемещение двух целых пехотных дивизий, которые были крайне необходимы для поддержки армии в Восточном Пакистане, а затем столкнулись с жесткой оппозицией в течение двух недель, стало жизненно важным фактором в поддержании работы Пакистанской армии в Восточном Пакистане.
Между 25 марта и 6 апреля 1971 года, две штаб -квартиры дивизии (9 -го и 16 -го), с штаб -квартирой из пяти бригад (205 -й, 27 -й, 34 -й, 313 -й и 117 -й бригады), а также один коммандос и двенадцать пехотных батальонов были перенесены на восток). Пакистан в воздухе. [ 23 ] два батальона вооруженных сил, а также два тяжелых минометных батареи, по два крыла в Восточном Пакистане . Между 24 апреля по 2 мая были также были перепрофилированы [ 23 ] После 25 марта в Дакке были размещены два самолета C-130B, чтобы связать районы под пакистанским контролем в Восточном Пакистане с Даккой, а также переправочное топливо от Шри-Ланк и Мьянмы.
Операции PAF во время операции Searchlight
[ редактировать ]Air Commodore Митти Масуд выступила против операции «Прожектор» на моральных соображениях на собрании старших офицеров Пакистана 15 марта [ 24 ] а затем отказался от запросов от армии начать авиаудары против гражданских лиц 29 марта. [ 25 ] [ 26 ] Он также заверил сотрудников бенгальского PAF в их личной безопасности 27 марта, а 30 марта дал им возможность снижения миссий или отправиться в отпуск, но также предупредил их о воздержании от измены. [ 25 ] [ 26 ]
После 26 марта пакистанская армия изначально была ограничена горсткой баз по всей провинции, с контролем над аэропортами недалеко от Джессора , Читтагонг , Комилла и Салутикар возле Силхета . Вертолеты и транспортные самолеты C-130 также переправляли войска и боеприпасы на армейские базы, отрезанные и окруженные Мукти Бахини . Вертолеты использовались для перевозки боеприпасов из района Газипур в Дакку , эвакуирование раненых, [ Цитация необходима ] и носить персонал между базами. [ 27 ] Армейские вертолеты не смогли эвакуировать 25 Пенджабских компаний под майором Асламом из Пабны 28 марта, и компания была почти уничтожена, [ 28 ] В то время как из -за плохой видимости, авиаудары не были отправлены, чтобы помочь 27 Baloch Company в Куштии , которая также была уничтожена. [ 29 ] в боеприпасах/припасах для 20 -го Белуха в Читтагонге, эвакуировали раненые и переполоились коммандовые SSG, включая 2 -й батальон SSG (Co: лейтенант -подполков не смогли найти 53 -ю колонку бригады, задержанную в Кумире, но летали Вертолеты первоначально 26 и 27 марта, чтобы помочь пакистанской колонке, задержанной в Кумире войсками EPR. [ 30 ] [ 31 ] Попытка потерпела неудачу, CO и несколько коммандос были убиты.
Наземная поддержка и воздушные перевозок
[ редактировать ]31 марта Air Commodore Инамул Хак Хан стал AOC East Pakistan из Масуда, который был освобожден от своего поста. Позиции EPR в Читтагонг были бомбили 30 и 31 марта, [ 32 ] Радиостанция Калургат , которая использовалась для передачи декларации независимости , стала неработающей после авиаударов 31 марта, [ 32 ] [ 33 ] и авиаудары ПАФ предшествовали успешной атаке 31 Пенджаб на аэропорт Шамшернагар , который проводился 31 марта EPR 12 Wing, 31 марта [ 34 ] и образования EPR 6 крыльев были бомбили в Годагари до 25 Пенджабских зондирования 30 марта. [ 35 ] [ 36 ] 1 апреля PAF вылечил вылечивания, чтобы помочь 23 -м полевой артиллерии, контингент в Богре , однако город в конечном итоге упал на бенгальские силы.
Армейские авиационные вертолеты летали в припасах и подкреплении и эвакуировали раненые в период с 1 до 6 апреля из осажденного 25 -пенджабского батальона в Раджшахи PAF, также нанесли удар по 2 -м и 4 -й EBR и EPR -ePR, и PAF, и PAF также достиг 2 -го и 4 -го EBR и EPR , когда Джетс Паф, покрывающий вертолеты, бомбили позиции Мукти Бахани, и Паф также поразил 2 -й и 4 -й EBR и EPR -позиции в Брахмане ,, , и PAF, и PAF также набрали 2 -е и 4 -е место и E Ашугандж , Бхайраб и другие районы, расположенные между Силхетом и Комиллой в тот же промежуток времени. [ 37 ] [ 38 ] 3 апреля вокруг Пабны [ 26 ] и Чуаданга были бомбили, что вызывает жертвы гражданского населения. [ 32 ] [ 39 ]
Авиационные вертолеты Пакистанской армии переправили 4 фр. И 48 отрядов Пенджаба в кантонс Рангпур с 30 марта по 1 апреля. 4 FF захватили аэропорт Lalmonirhat 4 апреля, помогая бомбардировке PAF на позициях EPR после того, как первоначальная атака была отталкивана 2 апреля. [ 40 ] [ 33 ] Авиаудары достигли позиций EPR в Хадимнагаре и Лалакаджи, к северу от Силхета, а также разбросали войска EPR, выходящие в сторону Дакки из Наршинди 6 апреля, 6 апреля, [ 41 ] В то время как самолеты PAF C-130, самолеты PIA и армейские авиационные вертолеты начали транспортировать 313 бригадных войск в аэропорт Силхет , [ 42 ] 117 бригадных войск в Комиллу, в то время как 53 -й бригадный персонал вместе с 9 -м дивизионным сотрудником и генерал -майором Шоукат Риза был доставлен в Читтагонг, который принял командование 9 -й дивизионной бригадой, расположенными в Силхете, Комилле и Читтагонге. [ Цитация необходима ] После 6 апреля Джессор Кантонмент также был подкреплен воздухом, а город был занят пакистанской армией. Отряд Мукти Бахини, продвигающийся к Джессору из Нараила, разбросан в небольшие группы после того, как ПАФ -Джетс бомбил их. [ 43 ]
Генерал -майор Рахим Хан принял командование 14 -й дивизией и поручил 27 -й бригаде очистить район к северу от Дакки и 57 -й бригады (Co Brig. Jahanzeeb Arbab) направился к Раджшахи. 22 -й Балуш продвинулся к Наршинди 6 апреля, и хотя в течение двух дней задержался на войска EPR, в конечном итоге прорвался с помощью бомбардировок PAF 9 апреля. [ 44 ] бригадных военнослужа а также к югу от реки Сурма северу от Силхета , до того, как 10 апреля 313 PAF Jets также занял позиции EPR в Хадимнагаре, к Временное правительство Бангладеш. [ 45 ] ПАФ ударил по позициям бенгальских войск возле Бхайраба до того, как армия начала атаку, и 2 вертолета Mi-8 бросили войска SSG за бенгальскими линиями под покровом вылетов PAF, что привело к захвату моста Бхайраба . [ 33 ] 27 -я бригада в следующей атаке бенгальских войск вокруг Ашуганджа и Брахманбарии 6 Sabres PAF бомбили районы [ 46 ] [ 47 ] и прилетел на прикрытие, прежде чем армейские авиационные вертолеты бросили войска позади бенгальских позиций 15 апреля и заняли эти районы к 19 апреля.
57 -я бригада переехала в сторону Раджшахи 8 апреля, пересек Падму, которым помогал PAF Sabers, который ударил на Нагарбари, пересекающуюся 11 апреля, и бомбил позиции бенгальцев вокруг Раджшахи 13 и 14 апреля. После того, как 57 -я бригада заняла Раджшахи, бенгальские войска, реформированные в Годагари и Навабгандж, где их бомбили 16 и 17 апреля, до того, как Пакистанская армия заставила их отступить через границу, [ 48 ] В то время как бенгальские позиции вокруг Джессора также были бомбили 16 апреля, прежде чем пакистанская армия отступила из города. 17 апреля PAF сильно бомбил в городе Гаффаргаон в еженедельный день Базара, что привело к убийству 14 мирных жителей и ранены около 150. [ Цитация необходима ]
Барисал был бомбил PAF 17 апреля, [ 49 ] И PAF участвовал в операции Barisal, бомбивая бенгальские позиции в Барисале и Патуахали 25 и 26 апреля соответственно, в то время как четыре MI -8 и два вертолетных вертолетных коммандос возле городов возле города [ 50 ] Перед военно -морскими кораблями приземлились армейские отряды с 6 -го Пенджаба и 22 -й пограничные силовые полки, чтобы занять города. Авиаудары PAF и 313 -й бригады атаки изгнали бенгальских солдат с их позиций в Хадимнагаре, и когда они реформировались в Харипуре, штат ПАФ, 20 апреля заставили их отступить через границу. Чандпур упал на войска реки, после того как сабли бомбили бенгальские позиции возле города 20 апреля. После сектора 1 и сектора 2 войска Мукти Бахини отталкивались 20 белуджских и 24 атаки на Белонию , небольшая полоса земли, окруженная с трех сторон индийской территорией, PAF Sabers, которая воздерживалась от поражения бенгальских позиций, опасаясь нарушения в индийском воздушном пространстве, начал Strikes В то время как армейская авиация Хели сняла коммандос ночью за бенгальскими позициями 17 июня и снова 18 июня, вынудив Мукти Бахини через границу. [ 51 ] [ 52 ] С падением Белонии, контроль Мукти Бахини сократился до нескольких пограничных анклавов, и они перешли на ведение партизанской войны против оккупирующих сил. [ 51 ]
PAF пользовался полным воздушным превосходством в марте - октябре, так как Мукти Бахини не хватало как самолетов, так и возможностей противовоздушной обороны, чтобы противостоять их усилиям, и вылетел от 100 до 170 вылетов. [ 53 ] в поддержку армии в течение этого периода. Пакистанские силы победили сопротивление бенгальцев к середине мая 1971 года и заняли всю провинцию к июню 1971 года. [ 54 ] [ 23 ] Активность PAF снизилась с появлением муссонов , а операции Мукти Бахини перешли с обычной войны на партизанскую войну после июня.
Авиационные силы Мукти Бахини/ ВВС в Бангладеш: перелет килограмма
[ редактировать ]Индийская армия помогала Мукти Бахини через операцию «Джекпот» с мая 1971 года, в то время как военно -морской флот Индии помог установить бенгальское военно -морское подразделение и предоставил командный персонал для бенгальских канонных лодок, которые были заняты горнодобывающим ремеслом и преследованиями торговых пехотинцев Операции в Восточном Пакистане. IAF . пролетел разведывательные рейсы по Восточному Пакистану с июня 1971 года, но не смог вступить в борьбу с PAF, пока не начались официальные военные действия Девять бенгальских пилотов (три бывших PAF и шесть гражданских пилотов) и пятьдесят технических специалистов - ранее из PAF и служили с Мукти Бахини в различных качествах - были собраны для специальной миссии 28 сентября 1971 года в Димапуре в Нагаланде . [ 55 ]
Индийские гражданские власти и МАФ пожертвовали 1 DC-3 Dakota (данный махараджей Джодхпора ), 1 самолет DHC-3 и 1- вертолетный алуэт III для новорожденного ВВС Бангладеш, который должен был воспользоваться отсутствием ночи. -Возможности PAF, чтобы запустить атаки удара по чувствительным целям внутри Бангладеш из воздуха. Бенгальский ранжирование и файл зафиксировали винтажную взлетно -посадочную полосу Второй мировой войны в Димапуре, а затем начали фальсификацию самолета для боевой службы. Дакота была модифицирована для перевозки 500 -фунтовых бомб, но по техническим причинам она использовалась только для перечисления правительственного персонала Бангладеш. Капитан Абдул Халке, капитан Аламгир Шаттер и капитан Абдул Мукит, все предназначены для получения премии Бир Пратик , пилотировали Дакоту.
Вертолет был сфальсифицирован, чтобы выстрелить 14 ракет из пилонов, прикрепленных к его стороне, и установили 0,303 пулеметы подрумянивания, в дополнение к 1-дюймовой (25 мм) стальной пластине, приваренной на пол для дополнительной защиты. Лидер эскадрильи Султан Махмуд, лейтенант Бадрул Алам и капитан Шахабуддин Ахмед, все из которых позже выиграли премию Бир Уттом , управляли вертолетом. Выдра имела 7 ракет под каждым своим крыльями и могла доставить десять 25 -фунтовую бомбы, которые были выкатываются из самолета вручную через импровизированную дверь. Лейтный лейтенант Шамсул Алам , наряду с капитанами Акрамом Ахмедом и Шарфуддином, вылетел выдру - все трое были впоследствии награждены Биром Уттамом за их службу в 1971 году. Эта крошечная сила была названа полетом Кило , первым боевым формированием военно -воздушных сил Бангладеш. [ 56 ] [ 57 ]
Под командованием группы капитана А.К. Хандкара и лейтенанта -полета Султана Махмуда интенсивные тренировки состоялись в ночной полете и инструментальной навигации. После 2 месяцев обучения формация была активирована для боя. Первая вылета должна была состояться 28 ноября, но был переведен 6 дней до 2 декабря 1971 года. [ 58 ] Выдра - летала по рейсу лейтенант Шамсул Алам, с совместным пилотом FL Akram - была перенесена в Кайлашахар и была подготовлена к миссии против целей в Читтагонге. Вертолет, пилотируемый рейсом лейтенант Султан Махмуд и рейс -лейтенант Бадрул Алам, должен был ударить Нараянганг, летящий из Телиамуры. [ 59 ] [ 60 ]
Восточное командование IAF в 1971 году
[ редактировать ]Центральное воздушное командование было составлено со штаб -квартирой в Аллахабаде (OC: вице -маршал воздуха Морис Бейкер), а Восточное командование (OC: маршал воздуха Хари Чанд Деван) был составлен в Шиллонге, штаб -квартира, штаб -квартира. [ 61 ] была создана передовая штаб -квартира Таким образом, в Форт -Уильяме для лучшей координации вопросов после консультации с генерал -лейтенантом Джейкобом, COS Army Eastern Command. [ 62 ] Четыре тактических авиационных командных подразделений были прикреплены к трем штаб -квартиру армейского корпуса и 101 зона связи. [ 63 ] В военно-воздушных силах было девять полков ПВО, в которые были организованы две бригады противовоздушной обороны (№ 342, штаб-квартира Panagarh и № 312, HQ Shilliog) и три S-75 Dvinas Surface-Air ракетные эскадрин на востоке. [ 64 ]
Восточный авиационный орден битвы 1971
[ редактировать ]
Западный сектор: [ 65 ] (Действует на западе реки Джамуна)
- № 22 Эскадрилья ( Swifts ): Folland Conat Mk 1 Kalaikudda, затем Dum Dum, (WC Sikand)
- Нет. 30 эскадрилья ( зарядка носорогов ): MIG 21 FL - Kalaikudda (WC Watchtan) - истребитель - переехал в Чандигарх 5 декабря.
- Нет. 14 эскадрилья ( Быки ): Охотник на Хоукера Ф. МК 56 - Калайкдда, затем Дум Дум (WC Sunna) - Fightter
- Эскадрилья № 16 ( Rattlers ): Канберра - Калайкудда, тогда Горакхпур - (WC Gautum) - Бомбар
- № 221 Эскадрилья ( Valiants ): SU -7 BMK - Panagarh (WC A. Sridharan) - борц/бомбардировщик. Эскадрилья была переведена в Амбалу 12 декабря 1971 года.
- Эскадрилья № 7 ( боевые топоры ): Охотник на Хоукера F. MK 56 и 2 F. MK 1 - Bagdogra (WC Ceolho, затем WC Suri). Эскадрилья была перенесена в Чамб после 12 декабря.
- № 112 ( аэрокосмическая алуэт III ) Вертолетный блок
Северо -восток и северо -западный сектор: [ 65 ] (Районы к востоку от реки Джамуна)
CO: Вице -маршал Air Marshal Devasher. Штаб: Shillong
- Эскадрилья № 17 ( Золотые стрелы ): Охотник на Хоукер F MK 56 - Хашимара (WC Chatrath)
- № 37 Эскадрилья ( Черные Пантеры ): Охотник на Хоукера F MK 10 - Хашимара (WC Kaul)
- Эскадрилья № 4 ( oorals ): Mig 21 fl gauhati за меньшим количеством перелаженного перерыва от Tezpur (WC JV Gole)
- Эскадрилья № 24 ( охотничьи ястребы ): Folland Mest Mest One Flight Gauhati, перераспределенный из Tezpur (WC Bhadwar)
- Эскадрилья № 15 ( Lething Lancers ): Folland Comnat - Bagdogra затем Агартала (WC Singh)
- Эскадрилья № 28 ( First Supersonics ): Mig 21fl Меньше двух рейсов Гаухати (командир крыла BK Bishnoi) перераспределен из Tezpur
- Нет. 110 (Mi-4,) 105 (Mi-4)-Kumbirgram, № 111 (Mi-4)-Hahsimara, 115 (Alouette III) вертолетные эскадрильи-Аддатала, все перераспределенные в Teliamura.
Транспортные и воздушные операции должны были быть выполнены тремя эскадрильами Dakota Dakota C-47 , двумя Antonov-12 , один DHC-4 Caribou , One DHC-3 Otter и одна эскадрильи C-119, собранные из западных, центральных и восточных команд и базирующихся в Jorhat, Guahati, Barrackpur и Dum Dum в течение 3–16 декабря 1971 года.
Помогая разведки, предоставленная бенгальскими офицерами ПАФ, которые присоединились к Мукти Бахини, [ 66 ] [ 67 ] Восточное воздушное командование планировало достичь полного доминирования воздуха путем уничтожения сабли эскадрильи № 14 , защитить индийские силы от ПАФ и поддержать наземные операции. [ 68 ] IAF также планировал противостоять любым китайским вторжениям на территорию Индии, но китайцы оставались в военном отношении неактивно в 1971 году.
Ins vikrant, у которого было три эскадрильи: INAS 300 «Белые тигры» Flying Hawker Sea Hawks , INAS 310 "Cobras" с Breguet Alisé и Inas 321 с вертолетами Alouette III, также планируют нанести удар Барисал, Читтагонг и Базар после начала военные действия.
PAF подготовка к противодействию ИАФ над Восточным Пакистаном
[ редактировать ]Верховное командование Пакистана полностью осознало, что МАФ значительно превосходит по численности восточного отряда ПАФ (161 исправный самолет до 16 самолетов в декабре 1971 года), [ 69 ] и что IAF также удерживал качественное преимущество в самолетах и технологиях. Пакистанские планировщики предположили, что PAF будет нейтрализован в течение 24 часов после начала боевых операций IAF над Восточным Пакистаном. [ 70 ] Был только одна полностью функциональная, расширенная авиабаза, способствующая боевым действиям (в Tejgaon, около Дакки) во всем Восточном Пакистане, поскольку спутниковые воздушные базы в Читтагонг , Комилла , Джессоре , Барисал , Ишварди , Аэропорт Лалмонират , Базар Кокс, Базар и Шамшернагар не имели услуги. Услуги для поддержания длительных воздушных операций. У PAF были планы развернуть эскадрилью самолетов Shenyang F-6 в Курмитоле (ныне международный аэропорт Шахджалала в 1971 году. Эти самолеты были временно развернуты, но в конечном итоге отозваны, потому что, хотя взлетно-посадочная полоса была функциональной на этой базе, база не была полностью функциональной. Достаточно, чтобы поддержать самолеты, и отсутствие инфраструктуры означало, что PAF не мог развернуть никаких дополнительных плоскостей. [ 71 ] Эта маргинализация и пренебрежение защитой от Восточного Пакистана с 1948 года заставили подготовить восточный контингент PAF в 1971 году, когда его возможности были подвергнуты испытанию.
Пакистан не развернул никаких дополнительных активов ПВО, кроме одного легкого зенитного полка «ACK-ACK» и нескольких дополнительных батарей, чтобы помочь PAF в 1971 году. 6-й свет ACK-ACH охранял Дакку, [ 70 ] 46-й светлой батареи ACK-ACH был в Читтагонге, [ 72 ] и элементы 43-го ACK-ACH присутствовали в районах вокруг Восточного Пакистана. Калибр полка не был усилен до тяжелого , и в Восточном Пакистане не было развернуто никакие ракеты поверхности-воздуха. Единственный радар на большем расстоянии, российский P-35 , также был доставлен в Западный Пакистан, вместе со всеми транспортными самолетами C-130 Hercules . [ 53 ] Однако в авиабазах было развернуто несколько манекенов , чтобы обмануть IAF. Чтобы увеличить радиолокационное покрытие с коротким диапазоном от Plessey AR-1 (управляемое № 4017 радарная эскадрилья), [ 73 ] 246 Мобильный наблюдатель был развернут по всей стране. Однако эти люди подвергались воздействию атак Мукти Бахини, которые снижали их эффективность, и в конечном итоге они были отозваны на Дакку. [ 15 ]
Необлажаемая война: ноябрь 1971 г.
[ редактировать ]После августа 1971 года Мукти Бахини начал начинать обычные атаки вдоль пограничных районов, в то время как группы партизан и военно -морских коммандос усилили свою деятельность. К концу ноября пакистанские войска потеряли контроль над 5000 квадратных километров (1900 кв. М) территорий на Мукти Бахини. PAF вылечил 100 вылетов в поддержку наземных войск в период с октября по 3 декабря. Они включали бомбардировку Белонии 7 и 10 ноября, до того, как Мукти Бахини захватил этот район; [ 74 ] [ 75 ] Несколько вылетов на наземных атаках возле Гарибпура в период с 19 по 22 ноября, что привело к воздушной битве при Бойре 22 ноября; и нападения на индийские войска возле Ахуары 2 декабря 1971 года. [ 76 ] [ 77 ] Пакистан потерял 2 самолета 22 ноября из -за Бойры, и, поскольку к декабрю 1971 года не было отправлено никаких заменяющих самолетов из Западного Пакистана.
Война начинается: первый воздушный удар в Бангладеш
[ редактировать ]Пакистанские ВВС начали операцию Ченгис -хана против нескольких баз ВВС Индии на западе вечером 3 декабря 1971 года. После этого удара PAF превентивного по его аэродромам в западном секторе IAF вступил в действие в полночь 3 декабря. 1971 с целью выбить Sabres PAF. По крайней мере в первые дни, по крайней мере, в первые дни была ограничена ударами по форвардам PAF и оказанием наземной поддержки и не была нацелена на достижение воздушного превосходства . [ 78 ] Килос полета выдра и вертолет вышли с соответствующих баз после 9:30 вечера и попали в нефтяные склады в Нарьянгандже и Читтагонге, [ 79 ] которые партизаны Мукти Бахини не смогли саботировать из -за жесткой безопасности. [ 80 ] После удара полета Кило, IAF начал боевые операции в Восточном Пакистане. Командиры станции IAF встретились в Шиллонге 3 декабря, чтобы завершить эксплуатационные планы, в то время как эскадрильи IAF переехали на форвардные базы, теперь вступили в действие.
4 декабря
[ редактировать ]Канберра -бомбардировщики неоднократно поражали Тейгаон в ранние часы 4 декабря. PAF № 14 управлял только саблями , в которых не хватало ночных боевых способностей, поэтому бомбардировщики были против только оружия пакистанского легкого полка ACK-ACK. Охотники на МАФ напали на Читтагонг утром и во второй половине дня Нараянгундж . Пакистанские источники утверждают, что IAF потерял два канберра из -за Читтагонг. [ 79 ] Tejgaon неоднократно подвергался нападению охотников № 7 , а эскадрильи № 14, № 17 и № 37, Su-7s (эскадрилья № 221) и MIG-21 (№ 28 эскадрилья) на протяжении всей день. PAF был в полной поддержке, и сабли летели боевые воздушные патрули, что привело к нескольким боях собак с индийскими самолетами. Первые дневные рейды были пролечены охотниками эскадрильи № 17, и им было дано верхнее покрытие на четыре миг-21 от эскадрильи № 28. Эскадрилья № 14 также поразила AFB Kurmitola , попав в ангары и другие инсталляции с помощью ракет. Мигс из 28 эскадрильи ударил Тейгаон во второй половине дня, уничтожив двойную выдру на земле.
PAF потерял две сабли в собачьих боях из -за Дакки - охотникам за ИАФ, поразившим Тейгаон. Командир крыла С. С. С. Ахмед и Лейтный лейтенант Саид благополучно вырвался над Восточным Пакистаном, но больше не видели. Они были убиты враждебным местным населением. [ 81 ] Командир крыла Надрайдер Чатрат из № 17 эскадрильи и офицер полета Хариш Масанд, каждый из которых приписывает убийство сабли. Лидер эскадрильи К.Д. Мехра из эскадрильи IAF № 14 был сбит саблей. [ 82 ] Позже в тот день, когда рейс -офицер PAF Саджад Нур был сбит лидером эскадрильи IAF № 14 Сунддарезана, который потерял своего вингмана, когда лидер эскадрильи PAF Дилавар Хуссейн сбил охотника за рейсом LT KC Treamenhere во время одного и того же собачьего боя. Полет Lt. KC Tremenhere и Sajjad Noor благополучно выбрались, и оба были спасены, и Treamenhere стали военнопленным. [ 83 ]
4 декабря ПАФ проехал тридцать два оперативных вылета против вторжений МАФ, которые тратили 30 000 раундов боеприпасов, в то время как наземное оружие выпустило 70 000 раундов в тот же день, самые высокие расходы в день на самолет боеприпасов в истории ПАФ. Полем Пакистанские власти утверждали, что от 10 до 12 самолетов IAF были уничтожены, и приняли меры по сохранению боеприпасов в ожидании долгой войны. [ 79 ] IAF утверждал, что пять сабли были сбиты, а еще три уничтожили на земле. Единственный авианосец в Индии Ins Vikrant (с его бомбардировщиками Sea Hawk и самолетом Breguet Alize ASW) наступили атаки против гражданского аэропорта в гавани Кокса и Читтагонг.
В дополнение к нападению на аэродромы Tezgaon, Chattagong, Jessore и Ishwardi, IAF атаковали несколько других целей, включая мост Teesta, Чандпур и Волянда Ferry Ghats и выполнили несколько миссий на наземной поддержке. IAF потерял шесть охотников (два в воздушном бою), а один SU-7 сбил в течение дня. Два охотника эскадрильи № 7 были сбиты огнем Ack Ack, когда он попал в поезд с боеприпасами в шляпе Lal Munir, одним пилотом был Kia . Один из пилотов пораженных самолетов, лидер эскадрильи С.К. Гупта, безопасно изгнан в Багдогре . [ 84 ] Лидер эскадрильи KD Mehra's Hunter был сбит Ack Ack [ 84 ] Ему удалось избежать захвата и вернуться на территорию Индии. Два охотника эскадрильи IAF № 37 были сбиты над Tezgaon и двумя пилотами - лидером эскадрильи SB Samanta и FG. Офицер С.Г. Хонде был убит. [ 84 ] Одна эскадрилья № 221 L Su-7 была сбита с пилотом, лидер эскадрильи В. Бутани взял военно-цвета. [ 84 ] Миссия по сбитую ПАФ из воздуха потерпела неудачу, и никакого существенного ущерба не было нанесено активам PAF в хорошо диспергированных и замаскированных местах. В то время как PAF не выступал против всех вторжений в МАФ из Дакки, решив сражаться, когда были ровные шансы, он заставил много миссий МАФ к прерыванию. PAF не смог перехватить какие -либо миссии IAF за пределами Дакки. Восточное командование IAF отправило эскадрильи № 30 и другие активы на Западный фронт, осознавая, что PAF представляет небольшую угрозу для баз МАФ на востоке.
5 декабря
[ редактировать ]Бомбардировщики Канберры бомбили Tejgaon и Kurmitola ночью. IAF переключил тактику, наземную поддержку и атаки на пакистанские цели, в том числе первое использование Napalm в бою МАФ возле Джессора, но, потеряв 5 самолетов над Даккой, атаки на Тейгаон были сокращены назад. Эскадрилья IAF № 37, № 17, № 221 и № 22 вылечили в сторону Tejgaon, чтобы без успеха заманить Sabers в собачьи бои возле Дакки. Уменьшающее давление привело к тому, что PAF летала с некоторыми миссиями по поддержке наземной поддержки над Комиллой и другими областями. В общей сложности 20 операционных вылетов были пролечены саблями, а в течение 5 декабря было использовано 12 000 раундов боеприпасов в течение 5 декабря. [ 85 ] Организация Объединенных Наций просила о прекращении огня в воздушной кампании над Даккой, пройдет с 10:30 до 12:30, поэтому C-130 может эвакуировать иностранных гражданских лиц из Дакки, и правительства Пакистана и Индии согласились на запрос. [ 86 ]
6 декабря: PAF основан
[ редактировать ]Рано утром 6 декабря, выберите четыре сабли PAF, перехватили четыре охотника от эскадрильи № 17 IAF без каких -либо боев собак недалеко от Лакшама . После того, как сабли вернулись и приземлились в Теджгаон, и до того, как полет по дежурству взлетел, [ 85 ] Четыре MIG-21 от № 28 и эскадрильи № 4, летящие из Гаухати под командованием командира крыла Б. К. Бишной на очень низком уровне, сопровождаемой еще четырьмя МиГ 21, бомбил воздушную полосу Tejgaon с 500 кг. Бомбы, забив несколько ударов на взлетно -посадочной полосе. Два кратера, каждая в десять метров, делали взлетно -посадочную полосу непригодной для использования. MIGS использовали крутой скольжение вместо погружения, чтобы бомбить Tejgaon. Охотники из эскадрильи № 14 атаковали Теджгаон с Напалмом, нанося небольшой ущерб. [ 87 ] Другая миссия бомбила взлетно -посадочную полосу Курмитолы. [ 88 ] MIG-21S также атаковал пакистанские позиции в Силхете и Комилле, в течение которых эскадрилья № 28 потеряла один самолет. [ 89 ] Су-7 эскадрильи № 221 выбили цели к северу от Джессора, комары эскадрильи № 15 и охотники из эскадрильи № 37 ударили Хили, в то время как комары эскадрильи № 22 атаковали аэродром Барисала. MIG-21 и охотники № 28 и № 14 эскадрильи неоднократно поражали Tejgaon, один набег произошел во время прекращения пожара ООН и сорвал попытку эвакуировать иностранных гражданских лиц из Дакки. [ 90 ]
Пакистанские военно -воздушные силы и инженеры армии подсчитали, что для ремонта взлетно -посадочной полосы потребуются 8 часов. Инженерный взвод, которым помогал лояльные гражданские лица, работал непрерывно в ночи 6 декабря, а на рассвете 7 декабря три кратера бомбы были заполнены, и взлетно -посадочная полоса была готова к летающим операциям. [ 70 ] [ 91 ] IAF не начал ночные рейды в Восточном Пакистане 6 декабря. Пакистанская армия 314 -я бригада (CO: полковник Фэзл Хамид) использовала дорожные и речные транспорты для отступления в Дакку ночью из -за дневного доминирования IAF. [ 70 ]
7 декабря
[ редактировать ]Пилоты PAF ждали, когда рассвет, чтобы получить свои сабры в воздухе, когда один MIG-21 бомбил и снова привлекла взлетно-посадочную полосу Tejgaon. Курмитола должен был оставаться в эксплуатации до утра 7 декабря, когда МиГ-21 эскадрильи № 28 снова достигли этой взлетно-посадочной полосы. Эскадрильи IAF неоднократно нападали на Tejgaon, и эскадрилья № 14 атаковала аэродрома Barisal. С заземленными сабли, 6 декабря Эскадрилья № 7 была вытащина из восточных операций, чтобы помочь армии на западе. Охотник из эскадрильи № 14 был сбит зенитным огнем в течение дня. INS Vikrant , военно -морского флота единственный авианосец В то время , послал морских ястребов , чтобы бомбить гавань Читтагонг, базар Кокса и Барисал . Инженеры PAF теперь подсчитали, что 36 часов работы без дальнейшего повреждения потребовались для повторной работы Tejgaon AFB. IAF неоднократно атаковал Tejgaon на протяжении всей войны, чтобы предотвратить любой необходимый ремонт на взлетно -посадочной полосе. В отчаянии было высказано предположение, что широкие улицы второго столица будут использоваться в качестве взлетно -посадочных полос, но технические проблемы исключали эту возможность, эффективно обосновывая Sabers PAF в Восточном Пакистане на протяжении всего времени. [ 70 ]
Пакистанские воздушные операции до 16 декабря 1971 года
[ редактировать ]6-й легкий полк ACK-ACK (CO: подполковник Мухаммед Афзал) стал единственной защитой Tejgaon AFB после того, как взлетно-посадочная полоса была оформлена 7 декабря. Ежедневные бомбардировки МАФ не давали Пакистанским войскам сделать необходимый ремонт оставшейся части войны. [ 70 ] Четыре карибского из эскадрильи IAF № 33 бомбили Tejgaon в ранние часы 8 декабря, а затем MIG-21. [ 92 ] Тем не менее, вертолеты PAF и Army Aviation продолжали летать ежедневные ночные миссии на позиции Пакистанской армии в Богре , Комилле, Мулвибазаре , Хулне и других основаниях, несущих подкрепление, поставки, боеприпасы и эвакуируя раненых. [ Цитация необходима ] Воздушный коммодор Инамул Хак Хан пришел к выводу, что Tejgaon останется неработоспособным из -за бомбардировки МАФ для остальной части войны, поэтому он решил эвакуировать пилотов -саблей. PAF рассматривал возможность использования широких дорог, прилегающих к аэропорту для эксплуатации сабли, но они не были выполнены. Одна двойная выдр, несущая девять пилотов -саблей, вылетела в Бирму 8 декабря, а оставшиеся пилоты были вылечены из Дакки 10 декабря в бобром самолете. [ 93 ] [ 70 ] Авиационная эскадрилья № 4 под командованием лейтенанта полковника Лиаката Бохари (предполагаемое командование после октября 1971 года), потерял один вертолет MI -8 4 декабря на бомбардировке IAF, а другой Mi -8 разбился 10 декабря во время взлета. Генерал Ниази подумал о том, чтобы использовать вертолеты для бомбардировки войск индийской армии ночью, но это не было реализовано.
КИЛО РЕЖИМЫЕ МИССИИ
[ редактировать ]После их первоначальной миссии рейс Кило переехал из Кайлашахара в Агарталу, чтобы сократить использование топлива и повернуть время после 4 декабря 1971 года, и использовал Шамшернагар в качестве передней базы. [ 94 ] Выдра полетала 12 и боевые вылеты Alouette с 4 по 16 декабря 1971 года, [ 95 ] Около 40 из них были боевыми миссиями, чтобы атаковать наземные цели в Силхете, Комилле, Даудканди и Наршингди . [ 96 ] Выдр пролетела несколько вылетов и заняла пакистанские позиции в Сихлете 5 декабря и снова 6 декабря, в то время как вертолет полел в четыре вылета и застрелил пакистанские войска в Силхет, Мауливибазар и на реку Кушияра в тот же день. [ 97 ]
Индийские войска совершили нападение на Хеливорн двумя компаниями примерно в девяти MIL Mi-4, сопровождаемое «Gunship» Alouttes 7 декабря возле Силхета. [ 98 ] Алуэт килограмма обеспечил пожарную поддержку во время посадки, затем раскачивался и разбил цели возле дома Силхет и на пакистанских позициях вдоль реки Сурмы, чтобы содержать пакистанский ответ. [ 99 ] Полет лейтенант Сингла выиграл Vir Chakra , а рейс Lt. Sultan Mahmud был награжден медалями Bir Uttam за эту операцию. [ 100 ] Вертолет атаковал пакистанские войска, отступавшие от Силхета в Бхайрам 8 декабря, в то время как выдра напала на пакистанские войска, пересекающие реку Кушияра 7 и 8 декабря несколько раз, несколько раз, тонув два баржа. Капитан Шахабуддинн Ахмед в Алуэте пролетел безуспешным вылетом [ 97 ] [ 96 ] спасение лидера эскадрильи RC Sachdeva, который выручился возле Naryanganj 10 декабря. [ 101 ]
IAF активность до 16 декабря 1971 года
[ редактировать ]
IAF Focus сместилась на поддержку Mitro Bahini Advance после заземления PAF после 7 декабря 1971 года. Сквадрильи GNAT , ранее используемые в летающих боевых воздушных патрулях над базами IAF, теперь начали атаковать цели на территории Пакистана вдоль других эскадронов IAF. IAF пролетел миссии по запрещению до конца войны, стреляя в свалки боеприпасов и другие фиксированные установки. Конаты и Сухой Су-7 выполнили много миссий в поддержку армейских подразделений, когда они быстро двинулись в сторону Дакки, доставляя боеприпасы (такие как железные бомбы), чтобы вывести вражеские бункеры, которые иногда представляли препятствие для продвинутой пехоты. Канберры неоднократно поражали Джессора, заставляя врага отказаться от этого стратегического города. IAF также бомбил другие аэродромы, в том числе заброшенные аэродромы Второй мировой войны Комиллы , Лал Мунир Шат и Шамшер Нагар на протяжении всей войны, отрицая их использование для самолетов PAF, которые могут перемещаться по дороге, а также для любого внешнего воздушного усиления. Ins vikrant , военно -морской флот Единственный авианосец, периодически посылавший морских ястребов , чтобы бомбить гавань и аэропорт Читтагонг на протяжении всей войны, а также отправлял бомбардировки на порты Кокса, Базар , Барисал , Хулна и Монгла, а также в Чандпур и другие пакистанские должности между 7–14 декабря 1971 года.
Анти-вдальные миссии ударили суда и паромы, в то время как паромные гаты, мосты, армейские позиции, колонны и порты также были бомбили. Паромы через крупные речные перекрестки были потоплены IAF, тем самым отрицая пакистанскую армию в своей линии отступления в Дакку. Tejgaon ежедневно бомбил, чтобы не допустить, чтобы PAF отремонтировал взлетно -посадочную полосу [ 102 ] наряду с другими аэродромами. 10 декабря в Ашугандже до Райпуры и Нарсинги из Ашуганджа до Райпуры и Нарсинги в том, что стало названным операцией , как « Хелибридж над Мегной »). Четыре пехотных батальона и несколько легких танков PT-76 пересекли реку Мегну , после того, как пакистанская армия взорвала мост Бхайраба, что позволило индийской армии продолжать свое продвижение перед лицом жесткого сопротивления в Ашугандже . [ 103 ] [ 104 ] Полеты в килограммах были частью воздушного покрова, атаковав пакистанские позиции возле Наршигниди, в то время как Мукти Бахини организовал около 300 местных лодок для паромных солдат, пушек и боеприпасов, чтобы увеличить операцию Хели. [ 105 ] [ 106 ] 10 и 11 декабря Су-7 сбросил Напалм на Бхайраб дважды. [ 107 ] Три конвертированных AN-12 ударили на фабрике боеприпасов Jaydebpur в Восточном Пакистане 13 декабря. [ 108 ]
Tangail Para Drop
[ редактировать ]В результате Tangail Airdrop 11 декабря участвовали несколько AN-12 , C-119 , 2 карибских и дакоты из различных эскадрильгов, воздушных 700 военнослужащих 2-го парара-батальона недалеко от Тангайла примерно в 15 км к северу от Дакки. Конаты из эскадрильи № 22 предоставили верхнюю крышку для операции. Войска связались с различными формациями Мукти Бахини и индийской армии из 101 зоны связи с севера, а затем подтолкнули к югу в сторону Дакки, в то время как формирования IV Корпуса, которые пересекались над Мегной, сходились на Дакке с севера и востока.
MIGS нападать на губернатор -губернатор
[ редактировать ]Утром 14 декабря индийская разведка перехватила сообщение о встрече гражданской администрации в Восточном Пакистане высокого уровня. Затем было принято решение о совершении атаки. В течение 15 минут после перехвата сообщения была нанесена забастовка против Дакки. Вооружившись картами города, четырех миг-21 эскадрильи № 28 стали воздухом. Только несколько минут прошло после начала встречи, когда самолет МАФ взорвал дом губернаторов с 57 мм. Ракеты, разрывая массивную крышу с главного зала и превращая здание в тлеющую крушение. Губернатор Восточного Пакистана, г -н Ам Малик, был настолько шокирован после инцидента, что он подал в отставку, написав свою отставку на листе бумаги, тем самым отказавшись от всех связей с администрацией Западного Пакистана. Затем он укрылся в отеле Intercontinental в Дакке под флагом ООН .
Судьба пакистанского флота в Восточном Пакистане
[ редактировать ]
Пакистанские силы Генеральный штаб отказался предоставить существенный военно -морской контингент для защиты Восточного Пакистана по двум причинам. Во -первых, у них было неадекватное количество кораблей, чтобы бросить вызов флоту Индии на обеих фронтах. Во -вторых, PAF на Востоке не считался достаточно сильным, чтобы защитить корабли от индийской авиаунии (то есть ИАФ и воздушная рука ВМС Индии). Восточное командование Пакистана планировало сражаться с войной без военно -морского флота, и столкнулся с безнадежной задачей, несмотря на непреодолимые шансы, военно -морской флот планировал остаться в порту, когда началась война. [ 109 ] Судьба пакистанских военно -морских судов в декабре была достаточным доказательством обоснованности этого решения и последствий пренебрежения инфраструктурой обороны Восточного Пакистана, что было причиной того, что ПАФ могла наказывать только эскадрилью 1 самолетов. [ 71 ] Военно -морской флот Пакистана имел 4 канонерские лодки (PNS Jessore , PNS Rajshahi , PNS Comilla и PNS Sylhet ). Все они составляли 345 тонн сосудов, способных достичь максимальной скорости 20 узлов, экипационных 29 моряков и оснащенные 40/60 мм. Пушки и пулеметы, в Восточном Пакистане. Одна патрульная лодка (PNS Balaghat ) и 17 вооруженных лодок (вооруженные 12,7 мм/20 мм. Орудия и/или .50 или. Силы, также были частью пакистанского военно -морского контингента. [ 110 ] Импровизированные вооруженные лодки были адекватны для патрулирования и противодействий операциями, но безнадежно неуместны в обычной войне. Перед началом военных действий в декабре PNS Jessore находился в Хулне с 4 другими лодками, PNS Rajshahi , PNS Comilla и PNS Balaghat были в Читтагонге, а PNS Sylhet проходил ремонт в сухой доке недалеко от Дакки. Вспышка военных действий 3 декабря обнаружила, что большинство этих лодок разбросаны по провинции. [ 79 ]
Индийские самолеты напали на Раджшахи и Комилла недалеко от Читтагонг 4 декабря, а Раджшахи повреждена, а Комилла потопила. [ 109 ] Балагхат . , который не подвергся нападению, спас команду Comilla и вернулся в Читтагонг с выжившими кораблями 5 декабря индийские самолеты затонули две патрульные лодки в Хулне. PNS Sylhet был уничтожен 6 декабря, а Балагхат 9 декабря индийскими самолетами.
39 -й дивизион (под генералом Рахимом Хан) штаб -квартира в Чандпуре просила эвакуацию рекой 8 декабря. Под сопровождением канонечной лодки флотилия, состоящая из местных запусков, отплыла рано часами 10 декабря. IAF заметил и бомбил корабли, и PNS Jessore , который вышел из Хулны в Дакку, был уничтожен сопровождающими лодками, эвакуирующими пакистанские войска из Чандпура, в то время как другие лодки либо потоплены, либо не смогли добраться до Дакки. [ 111 ] Оставшиеся в живых позже были эвакуированы кораблями и вертолетами, работающими ночью. PNS Rajshahi был отремонтирован, и под командованием командира лейтенанта Сикандера Хаята удалось уклониться от индийской блокады и достичь Малайзии до сдачи 16 декабря. Оттуда он отплыл в Карачи и продолжал служить во флоте Пакистана.
Синий на синем: трагедия возле Хулны
[ редактировать ]приказало Восточное командование индийской армии Бангладеш флота . военно -морского Монга в анти-врушной миссии. [ 112 ] [ 113 ] Корабли Бангладешского военно -морского флота управляли национальным прапорщиком, несут бенгальских моряков и индийских командных бригад, и под советом индийского восточного воздушного командования нарисовали свои суперструктуру желтой, чтобы избежать ошибочной идентификации и зафиксировали 15 футов на 10 футов желтых одежды на своих мостах, чтобы идентифицировать их как дружелюбные ремесла для IAF. Об этом сообщалось обратно в Eastern Air Command. [ 114 ] Эта целевая группа («Alpha Force»), в сопровождении BST Craft Chitrangada , отплыла из Хасабада 6 декабря, вошел в Мангла в 7:30 утра 10 декабря и взяла на себя заброшенное портовое средство. Затем командир Самант решил отплыть к Хулне , которая находилась в 20 милях к востоку от аэропорта Dum Dum , лежал к северу от линии бомбы и назначенной цели самолетов IAF. Это не было частью миссии, но командир Самант все равно решил продолжить, оставив Чирангаду в Монга.
Флотилия плыла вдоль реки Пассур, к 11:45 закрывалась на верфи Хулна, в лидере Панвеля , а также Палаш , когда три комара на них нырнули . Командующий Самант на INS Panvel узнал самолеты IAF и приказал всем кораблям удерживать огонь. Комары ударили BNS Padma с ракетами, которые загорелись и затонули. Далее Палаш был поражен, ее капитан отказался открыть огонь по комарам и на пьеса, где он снова подвергся нападению. Хортификатор бенгальского инженерного отделения Мухаммед Рухул Амин был критически ранен, пытаясь сохранить эксплуатацию корабля, хотя другие отказывались от корабля. Панвел открылся на самолетах IAF, затем на берегу на берегу реки и сделал дым, чтобы казаться критически поврежденным. После того, как самолеты МАФ ушли, Панвел спас некоторых выживших и вернулся на индийскую территорию. Этот инцидент стоил жизни трех бенгальских военно -морских коммандос и 7 бенгальских моряков, включая Muhibullah Bir Bikram , в то время как 6 военно -морских коммандос, 1 BSF JCO, 3 индийских офицеров и 7 бенгальских моряков получили ранения. Двадцать один индийский и бенгальский моряки стали военнопленными. [ 115 ]
Индийский флот вручил 13 наград (в том числе 3 чакры Махавира и 5 вирусных чакр ), индийскому рядовым, участвующим в этом инциденте. [ 116 ] Бенгальский моряк Рухул Амин, который пытался спасти BNS Palash, несмотря на то, что был ранен и приказал отказаться от корабля, и который позже погиб под пытками после того, как его взяли в плен, был награжден Бир Шрештро правительством Бангладешского правительства .
Последствия
[ редактировать ]Пакистанские власти утверждали, что в период с 4 по 15 декабря МАФ проиграл 22-24 самолета (7 для ПАФ, а остальные-подразделениям ACK-ACK). [ 70 ] IAF записывает 19 самолетов, потерянных в Восточном Пакистане, 3 в воздушном бою, 6 до несчастных случаев, а остальные-ACK-ACK, а 5 сабли были сбиты самолетами IAF. [ 89 ] Штаб -квартира вооруженных сил Пакистана издала приказы взорвать все оставшиеся самолеты, но воздушный коммодор Инамул Хак Хан отметил, что зрение горящих самолетов деморализует войска PA Kistani, защищающие Дакку. [ 117 ] Поэтому персонал PAF уничтожил акции боеприпасов и саботировал электрические и гидравлические системы самолета 15 декабря.
Аэропорт Tejgaon был введен в эксплуатацию к 25 декабря 1971 года, благодаря совместным усилиям индийских и пакистанских летчиков и инженеров и бенгальских работников. Полет килограмма переехал в Тезгаон в течение этого периода. В недавно сформированных ВВС Бангладеш не хватало обученного персонала, и в течение некоторого времени база проводилась AIF Air Commodore Killy. [ Цитация необходима ] Правительство Бангладеш наградило шесть медалей Бир -Уттом (лейтенант -лейтенант Султан Махмуд, Шамсул Алам, Бадрул Алам, капитан Акрам Ахмед, Шахабуддин Ахмед и Шарафуддин) и шесть профических медалей Бир (капитан Асма Халеке, корпорал Музаммел Хак и Лак Ала) на Калеи, корпорал Музаммел и Лак Ала) Летный персонал. [ 118 ] IAF присудил Vir Chakra лидеру эскадрильи Санджай Кумар Чоудхури и Ф. Ф. Чандра Мохан Сингла за их службу в перелете Кило. [ 101 ]
Пакистанские ВВС восстановили эскадрилья № 14 в 1972 году, которая была назначена для боевых истребителей F-6 . PAF наградил Хилал-и-Юрат Air Commodore Inamul Haque Khan , командиру PAF в Восточном Пакистане. Пилотам эскадрильи № 14 получили пять медалей Ситара-и-Юрата . Командир крыла Сайед М. Ахмед, который пропал без вести после того, как его сабля была сбита, лейтенант Кол Сайед Ликат Бхухари (CO № 4 армейская авиационная эскадрилья) и лейтенант С. Сафи Ахмед (CO 246 MOU -эскадрилья - убит в Mymensingh 28 Март 1971) также были награждены Ситара-и-Юратом. Правительство Индии присудило 3 маха вир -чакра , 26 вирусных чакр и 17 медалей Vayu Sena персоналу IAF для кампании Бангладеш Освободительной войны .
Полет килограмма становится ВВС Бангладеш
[ редактировать ]
Под руководством воздушного коммодора AK Khandker недавно сформированные ВВС Бангладеш начали организовывать себя. DC-3 был передан Бангладеш Биман , но он разбился во время испытательного полета, заявив, что срок службы капитана рейса Кило Халеке и Шарафуддина. [ 119 ] Бывшему персоналу PAF и офицерам было предложено собрать в Дакке по радио, и персонал был сгруппирован в три эскадрильи под одним оперативным крылом под руководством лидера эскадрильи Манджур. Лидер эскадрильи Султан Махмуд командовал эскадрилья № 501, лидер эскадрильи Садруддина эскадрилья № 507, а Вахидур Рахман поблагодарил третью эскадрилью. [ 97 ]
Пакистанские войска покинули одиннадцать канадар F-86 Саблевые Джетс, две стреляющие звезды T-33 , одну Alouette III и один вертолет Hiller UH-12E4 в Дакке. [ 120 ] [ 121 ] Восемь саблей были сделаны ведущим в действие бенгальскими техниками к марту 1972 года. [ 122 ]
Хиллер был захвачен армией Бангладеш , в то время как бенгальские летчики собирались работать над ремонтом самолета. К марту 1972 года восемь саблей, [ 122 ] Один Т-33 и Алуэт был в воздухе. Пять сабли, одинокий T-33 и алуэт были активированы для обслуживания. 26 марта 1972 года, чтобы отметить первую годовщину Дня независимости, ВВС Бангладеш устроила мимо мухи с двумя саблями F-86, одним T-33, тремя алуэтами и одной DHC-3 Otter. [ 123 ] [ 124 ] Эти самолеты оставались в эксплуатации до тех пор, пока после 1973 года не заменили более современные самолеты.
Важность воздушной власти во время освобождения Бангладеш
[ редактировать ]После начала операции Searchlight , PAF Jets вылетели против позиций Мукти Бахини, чтобы помочь пакистанской армии, а вертолеты переворачивали подкрепления и припасы на отдаленные базы армии, окруженные муки Бахини, эвакуированные ранены над враждебной территорией и воздушные боевые войска в отдаленных местах, чтобы обогнать и отсоединить Мукти Бахини . позиции [ 80 ] Это оказалось критическим для первоначального выживания и окончательного успеха пакистанских войск на ранних этапах операции. [ 125 ] [ 28 ]
Решающие факторы плана обороны Восточного Пакистана
[ редактировать ]Военная стратегия Пакистанской армии 1971 года зависела от победы в огромной, решительной победе над индийскими войсками на западном фронте, в то время как контингент в оккупированном Бангладеш должен был только держаться до тех пор, пока проблема не будет решена на Западе. [ 126 ] [ 127 ] [ 128 ] Восточное командование разработало четыре стратегические понятия для защиты Восточного Пакистана, и когда был принят окончательный курс действий, достижения Мукти Бахини и предполагаемое доминирование в небе ВСЕ повлияло на их решение. Стратегические планы были: [ 126 ]
- Развертывание всех доступных сил для защиты чаши Дакки вдоль рек Мегны, Джамуна и Падма. Пакистанская армия может использовать внутренние линии, чтобы переключать силы по мере необходимости, и создать стратегический запас, сражаясь на более узком фронте. Недостатком заключался в том, что большие участки участков за пределами чаши будут потеряны без особых усилий от захватчиков; Индия могла бы легко настроить правительство Бангладеш в провинции. Кроме того, это дало индейцам возможность отвлечь некоторые из своих сил на Запад (таким образом, угрожая балансу сил), где для решающего результата требовалось почти партии в силах.
- Развертывание крепости: укрепить и обеспечить определенные города вдоль ожидаемых индийских линий, развертывая войска вдоль границы, затем совершают борьбу с отменой крепостей и не держатся до тех пор, пока Пакистан не достигнет победы на Западе. Это означало сдачу инициативы врагу и отсечение без взаимной поддержки, давая индейцам выбор обходить и содержать некоторые крепости и сосредоточиться на других. Эта концепция имела два преимущества: она не призывала к добровольной капитуляции территории, концентрированных сил и требованием ограниченной мобильности. Кроме того, был шанс, что крепости могут связать большое количество индийских сил, и у них может не быть достаточных сил, чтобы угрожать чаше Дакка, если они обойдут крепости.
Два других варианта предусматривали более гибкую мобильную защиту провинции.
- Развертывание войск глубоко возле границы затем проведет боевой уход к чаше Дакка и держится до тех пор, пока на Западном фронте не будет принято решение.
- Позиционная защита: используйте мобильность для парирования первоначальных индийских тяжков, а затем перераспределить силы, чтобы воспользоваться любой возможностью для контратаки или вернуться к оборонительной позиции. Это считалось лучшим вариантом, учитывая географическую особенность Бангладеш. Кроме того, для правильного выполнения этой стратегии потребовались большие непревзойденные резервные силы; Восточное командование не имело таких резервов, и не могло создать его, если не подчеркнут Западный Пакистан или отказавшись от «защиты каждого дюйма провинции».
Тем не менее, Пакистанское командование не приняло гибкую стратегию защиты из -за следующих факторов:
- Почти все дороги привели к Дакке, было несколько боковых дорог. Широкие реки и во время апрель -октябрьского муссона 300 других водных каналов были грозной проблемой для движения войск и припасов. Контроль воздуха и реки были необходимы для беспрепятственного движения вдоль внутренних линий. [ 129 ] Генерал Ниази приказал пакистанской армии жить за пределами земли из -за логистических трудностей, [ 130 ] и генерал-майор Ао Митта (генеральный интендант-генерал, Пакистанская армия) рекомендовал создать батальоны для транспортировки реки, грузовые и танкерные флотильяны и увеличить количество вертолетов в провинции (ни одна из которых не произошло). Вместо этого самолеты C-130 (которые сыграли решающую роль во время операции Searchlight) были отозваны из провинции, [ Цитация необходима ] Убывание воздушной способности пакистанских сил дальше. Мукти Бахини саботировал 231 моста и 122 железнодорожных линий [ 131 ] к ноябрю 1971 года (таким образом, снижение транспортной способности до 10 процентов от нормального) и усложнило доставку ежедневных минимум 600 тонн припасов в армейские подразделения. [ 132 ] Mukti Bahini Naval Commandos сумел погрузиться или повредить 126 кораблей/подставки/паромы в течение того же периода времени, в то время как один источник подтверждает не менее 65 судов различных типов (15 пакистанских кораблей, 11 подставки, 7 канонерских лодок, 11 барж, 2 танкера и 19 River Craft до ноября 1971 года). [ 133 ] был потоплен в период с августа по ноябрь 1971 года. По меньшей мере 100 000 тонн доставки были потоплены или искалечены, причалы и причалы были отключены, а каналы заблокированы, и коммандос держали Восточный Пакистан в состоянии осады, не имея ни одного сосуда [ 134 ] Операционные возможности Пакистанского флота были уменьшены в результате операционного джекпота.
Мобильность пакистанских сил была затруднена из -за вышеупомянутых факторов, и они также боялись быть засадами в засаду Бангладеш , если они движутся ночью. Пакистанские планировщики ожидали, что PAF продлится 24 часа на востоке, поэтому доминирование МАФ предложит значительную угрозу для пакистанских колонн войск и может расстроить любую стратегию, зависящую от мобильности. Концепция крепости была принята; Планировщики определили одно оборонительное развертывание войск на границе, которое поступило против развертывания войск, выступавших за предыдущие планы. Это было сделано, чтобы придерживаться ордена GHQ, не сдавая какую -либо территорию в Мукти Бахини. При разработке развертывания войск планировщики смешали политические соображения со стратегическими и представляли собой глубокую защиту вперед: [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ]
Короткие, но интенсивные взаимодействия между индийскими войсками, связанными с Мукти Бахини и пакистанской армией, длились всего 14 дней, между 3 и 16 декабря 1971 года. Правотальное господство индийских сил и Мукти Бахини было связано с двумя основными причинами: Первым, и, вероятно, наиболее важным, был тот факт, что бенгальское население и сопротивление лиги Авами уже сильно ослабили пакистанские силы благодаря партизанской кампании, где силы Бангладеш победили . Второй основной причиной было полное превосходство воздуха , которое МАФ получил в первые дни войны и превосходную координацию между индийской армией , ВВС , флотом и Мукти Бахини. Под руководством Мукти Бахини индийские войска решили пройти альтернативные маршруты, пройдя некоторые пакистанские сильные точки и блокируя других, одновременно концентрируя превосходные силы, где это было необходимо, дополняется их превосходством в артиллерии и авиации. Пакистанская армия была вынуждена бороться с местными действиями, не позволила координировать свои действия в больших масштабах, [ 128 ] [ 139 ] и запланированное перераспределение пакистанских сил для защиты Дакки не могло произойти из -за страха перед засадой Мукти Бахини ночью и действий IAF в течение дня. [ 140 ] [ 141 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Война 1971 года: как воздушное превосходство IAF помогло в начале осени Дакки» . FirstPost . 13 декабря 2021 года.
- ^ «Операция полет Кило: история доблести» . Ежедневная звезда . 23 августа 2021 года.
- ^ Jump up to: а беременный [1] Архивировано 9 июня 2011 года в The Wayback Machine IAF 1971
- ^ «Травма и реконструкция (1971-1980)» . Официальный сайт ВВС Пакистана . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Получено 25 сентября 2022 года .
- ^ «Огненная бурю из воздуха» . Ежедневная звезда . 16 декабря 2014 года.
- ^ United Press International. «Индийские самолеты бомбили приют Дакка, сотни умирают» . Брайан Таймс . Получено 23 апреля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Шер Хан. «Последний рейс из Восточного Пакистана» . Защитный журнал . Архивировано из оригинала 15 апреля 2001 года.
- ^ Насир Уддин, Джаддхей Джаддхей Свадхината, стр. 47
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 32–33
- ^ * [2]
- ^ Gp capt na moitra vm
- ^ * [3] Архивировано 17 января 2013 года на archive.today
- ^ «IAF претендует на официальный список потерь PAF» . Bharat-rakshak.com. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Получено 17 июля 2012 года .
- ^ * [4] Архивировано 17 января 2013 года на Archive.today
- ^ Jump up to: а беременный Mohan & Chopra 2013 , с. 50–51
- ^ Jump up to: а беременный в Bhuiyan, Kamrul Hassan, Shadinata Том первый, стр. 129,130
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 33, 35
- ^ Khandker, AK, 1971: Bhetore Baire P52
- ^ Factory 1997 , p. 40
- ^ Factory 1997 , p. 45
- ^ Bhuiyan, Kamrul Hassan, Shadinata Том первый, PP128
- ^ Факторы 1997 , стр. 87, 90
- ^ Jump up to: а беременный в Факторы 1997 , с. 90
- ^ Bhuiyan, Kamrul Hassan, Shadinata Том первый, p126
- ^ Jump up to: а беременный Mohan & Chopra 2013 , с. 34
- ^ Jump up to: а беременный в Кабира, Шурия (1992). Sekṭara kamānḍārala baala baala saraydher saruṇẏa ghaṭanā . Дакка: Маола Брадарса. п. 96. ISBN 984-410-002-х .
- ^ Факторы 1997 , стр. 81–82
- ^ Jump up to: а беременный Факторы 1997 , с. 82
- ^ Factory 1997 , p. 84
- ^ Ислам 2006 , с. 163
- ^ Факторы 1997 , стр. 80–81
- ^ Jump up to: а беременный в Ислам 2006 , с. 121
- ^ Jump up to: а беременный в Mohan & Chopra 2013 , с. 51
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр .85
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр .185
- ^ Чоудхури, Абу Осман, наша борьба - это борьба за независимость, стр .159
- ^ Чоудхури, Абу Осман, наша борьба - это борьба за независимость, стр .97
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр. 177-178
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр .202
- ^ Nasir Uddin, Juddhey Juddhey Swadhinata, PP120, pp124
- ^ Ислам 2006 , с. 213
- ^ Ислам 2006 , с. 216
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр. 215
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр. 140
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр. 206
- ^ Safiillah 1989 , p. 107
- ^ Ислам 2006 , с. 214
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр. 224
- ^ Ислам 2006 , с. 240
- ^ Ислам, Рафикул, Муктиджудхер Итихас, стр. 244
- ^ Jump up to: а беременный Ислам 2006 , с. 273
- ^ Safiullah 1989 , стр. 136-137
- ^ Jump up to: а беременный * [5]
- ^ Насир Уддин, Джаддхей Джаддхей Свадхината, стр .183
- ^ Уддин, Насир, Джаддхей Джаддхей Свадхината, ISBN 984-401-455-7 , PP247
- ^ Khandker, AK, 1971 Bhetore Baire P176, ISBN 978-984-90747-4-8
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 49
- ^ Khandker, AK, 1971 Bhetore Baire P180, ISBN 978-984-90747-4-8
- ^ Khandker, AK, 1971 Bhetore Baire P181, ISBN 978-984-90747-4-8
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 95, 106–107
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 57–58
- ^ Джейкоб 2004 , с
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 400
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 61–62
- ^ Jump up to: а беременный «Индия - Пакистанская война, 1971; введение» . Acig.org. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Получено 17 июля 2012 года .
- ^ Khandker, AK, 1971 Bhetore Baire P83, ISBN 978-984-90747-4-8
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 62, 108
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 151, 157
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 379
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Факторы 1997 , с. 132
- ^ Jump up to: а беременный Факторы 1997 , с. 123
- ^ Джейкоб 2004 , с
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 62, 379
- ^ Safiillah 1989 , p. 189
- ^ Ислам, Рафикул (1981) [впервые опубликовано 1974]. Сказка о миллионах: Бангладеш Освободительная война, 1971 (2 -е изд.). ДАККА: Бангладеш Книги Интернешнл. п. 392. OCLC 10495870 .
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 81, 88, 96
- ^ Насир Уддин, Джаддхей Джаддхей Свадхината, стр .250
- ^ «Рев до победы: 3 декабря 1971 года» . Дакка Трибьюн . 3 декабря 2023 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Факторы 1997 , с. 134
- ^ Jump up to: а беременный Ислам 2006 , с. 122, 213
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 113, 119, 154
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 115, 118, 130
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 148–149
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Потеря ВВС Индии в войне 1971 года» . bharat-rakshak.com. Архивировано из оригинала 21 июля 2006 года . Получено 23 августа 2006 года .
- ^ Jump up to: а беременный Факторы 1997 , с. 131
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 187–188
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 185, 189, 191–192
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 197
- ^ Jump up to: а беременный [6] Архивировано 9 июня 2011 года на машине Wayback Machine потери на востоке
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 195, 199–200, 203
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 204
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 229, 232–235
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 263, 301
- ^ Насир Уддин, Джудхай Джудджай Шадхинота, с. 120
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 383
- ^ Jump up to: а беременный Khandker, AK, 1971 Bhetore Baire P186, ISBN 978-984-90747-4-8
- ^ Jump up to: а беременный в Ислам, Рафикул, Саммух Самаре Бангали П.574, OCLC 62916393
- ^ Энциклопедия воздушной войны 20 -го века, под редакцией Криса Бишопа (Amber Publishing 1997, переиздано 2004 г., страницы 384–387 ISBN 1-904687-26-1 )
- ^ Factory 1997 , p. 169
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 226 Примечание 31
- ^ Jump up to: а беременный Mohan & Chopra 2013 , с. 270
- ^ Factory 1997 , p. 195
- ^ Ислам 2006 , с. 461
- ^ Насир Уддин, Джаддхей Джаддхей Свадхината, стр .278
- ^ Rahman, Matiur, Sommukhjuddho 1971, pp189, ISBN 978-984-91202-1-6
- ^ Насир Уддин, Джаддхей Джаддхей Свадхината, стр .293
- ^ Nasir Uddin, Juddhey Juddhey Swadhinata, PP292, PP295
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 318
- ^ Jump up to: а беременный Факторы 1997 , с. 135
- ^ Factory 1997 , p. 133
- ^ Факторы 1997 , стр. 175–176
- ^ Источник, GM (2000). 1965-1975 Нью -Дели: Услуги дирекции (DPS). п. 154. ISBN 978-1-897829-72-1 .
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 271
- ^ Джейкоб 2004 , с
- ^ Rahman, Md. Khalilur, Muktijuddhay nou obhijan , p234, ISBN 984-465-449-1
- ^ Rahman, Md. Khalilur, Muktijuddhay nou obhijan , p235, ISBN 984-465-449-1
- ^ «14 эскадрилья» . Globalsecurity.org .
- ^ Архин, Асулул Сулсул (1995). Muktiidaddhâ Prestenddy классифицировал [ Hissyry, Thingsing . Университет Limid Pressy. стр. 560–561, 583–585. ISBN 984-05-0146-1 .
- ^ Описание несчастного случая в сети авиационной безопасности
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 391
- ^ «IAF претендует на официальный список пакистанских потерь» . Bharat-rakshak.com. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 года . Получено 17 июля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный «ВВС Бангладеш: Энциклопедия II - ВВС Бангладеш - история» . ExperienceFestival.com. Архивировано из оригинала 17 июля 2010 года . Получено 23 марта 2010 года .
- ^ Ислам, Рафикул, Саммух Самаре Бангали П.575, OCLC 62916393
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 374
- ^ Qureshi 2006 , с. 55, 58
- ^ Jump up to: а беременный Факторы 1997 , с. 124
- ^ Ислам 2006 , с. 398
- ^ Jump up to: а беременный Насир Уддин, Джаддхей Джаддхей Свадхината, стр .240- PP241
- ^ Khan 1992 , с. 111–112
- ^ Khan 1992 , p. 90
- ^ Factory 1997 , p. 104
- ^ Хасан, Мохидул, Откровение '71, PP118 - PP1
- ^ Джейкоб 2004 , с
- ^ Рой 1995 , с. 141, 174
- ^ Факторы 1997 , стр. 123–126
- ^ Риза, Шаукат, Пакистанская армия 1966- 1971, стр .121- PP122
- ^ Матинуддин 1994 , стр. 342–350
- ^ Khan 1973 , с. 107–112
- ^ Factory 1997 , p. 194
- ^ Factory 1997 , p. 196
- ^ Mohan & Chopra 2013 , с. 264
Ссылки
[ редактировать ]- Ислам, Рафикул (2006) [Первое опубликовано 1974]] Сказка о миллионах Анана. ISBN 984-412-033-0 .
- Джейкоб, JFR (2004) [Первое опубликовано 1997]. Сдача в Дакке: рождение нации . University Press Limited. ISBN 984-05-1532-2 .
- Хан, Фазал Муким (1973). Кризис Пакистана в лидерстве . Национальный книжный фонд. OCLC 976643179 .
- Хан, Рао Фарман Али (1992). Как Пакистан разделился . Лахор: издатели Джанга. OCLC 28547552 .
- Матинуддин, Камаль (1994). Трагедия ошибок: Кризис Восточного Пакистана 1968 - 1971 . Лахор: Ваджидалис. ISBN 978-969-8031-19-0 .
- Мохан, PVS Jagan; Чопра, Самир (2013). Орлы над Бангладеш: ВВС Индии в Освободительной войне 1971 года . Харпер Коллинз Индия. ISBN 978-93-5136-163-3 .
- Qureshi, Hakeem Arshad (2006). Индо Пак война 1971 года: повествование солдат . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-579778-7 .
- Рой, Михир К. (1995). Война в Индийском океане Lander Publishers. ISBN 978-1-897829-11-0 .
- Safiulah, KM (1989). Бангладеш на войне Акакдемические издатели. OCLC 24300969 .
- Salik, Siddiq (1997) [Первое опубликовано 1977]. Свидетель сдачи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 81-7062-108-9 .