Jump to content

Гупта искусство

(Перенаправлено из искусства периода Гуптов )
Гупта искусство
Стоящий Будда искусства Матхуры . Период империи Гуптов , около V века н.э. Раштрапати Бхаван , Нью-Дели, Индия. Президентский дворец

Искусство Гуптов — это искусство Империи Гуптов , которая управляла большей частью северной Индии, достигнув своего пика примерно между 300 и 480 годами нашей эры и сохранившись в значительно уменьшенной форме до ок. 550. Период Гуптов обычно считается классическим пиком и золотым веком искусства Северной Индии для всех основных религиозных групп. [2] Искусство Гуптов характеризуется своим «классическим декором», в отличие от последующего индийского средневекового искусства , которое «подчинило фигуру более широкой религиозной цели». [3]

Хотя живопись, очевидно, была широко распространена, почти все сохранившиеся произведения представляют собой религиозную скульптуру. В этот период в индуистском искусстве появилось культовое резное каменное божество, в то время как производство фигурок Будды и джайнских фигурок тиртханкары продолжало расширяться, причем последние часто в очень больших масштабах. Традиционным главным центром скульптуры была Матхура , которая продолжала процветать, а искусство Гандхары , центра греко-буддийского искусства сразу за северной границей территории Гуптов, продолжало оказывать влияние. В этот период возникли и другие центры, особенно в Сарнатхе . И Матхура, и Сарнатх экспортировали скульптуры в другие части северной Индии.

К «искусству Гуптов» принято относить произведения из районов северной и центральной Индии, которые фактически не находились под контролем Гуптов, в частности произведения искусства, созданные при династии Вакатака , правившей Деканом ок. 250–500. [4] В их регионе находились очень важные места, такие как пещеры Аджанта и пещеры Элефанта , которые в основном были созданы в этот период, а также пещеры Эллора , строительство которых, вероятно, началось тогда. Кроме того, хотя империя потеряла свои западные территории примерно к 500 году, художественный стиль продолжал использоваться на большей части северной Индии примерно до 550 года. [5] и предположительно около 650. [6] Затем последовал период «Постгупта» со многими схожими характеристиками (в меньшей степени с течением времени); Харл заканчивает это около 950 года. [7]

В целом этот стиль был очень единым во всей империи и других королевствах, где он использовался. [8] Подавляющее большинство сохранившихся произведений представляют собой религиозную скульптуру, в основном из камня, иногда из металла или терракоты , а также архитектуру, в основном из камня, а иногда и из кирпича. Пещеры Аджанты являются практически единственным уцелевшим от того, что, по-видимому, было большим и сложным произведением живописи. [9] и очень тонкая чеканка - основные остатки металлообработки. Гупта Индия производила как текстиль, так и ювелирные изделия, которые известны только по скульптурным изображениям и особенно по картинам в Аджанте. [10]

Искусству Гуптов предшествовало кушанское искусство , искусство Кушанской империи на севере Индии, которое процветало между I и IV веками нашей эры и сочетало в себе традиции греко -буддийского искусства Гандхары художественных канонов и , находившиеся под влиянием эллинистических более Индийское искусство Матхуры . [11] В Западной Индии, как видно из Девнимори , западные сатрапы (I–IV века н. э.) разработали изысканное искусство, представляющее западноиндийскую художественную традицию, которая предшествовала возникновению искусства Гуптов и которая, возможно, повлияла не только на последнее, но также искусство пещер Аджанты , Сарнатха и других мест, начиная с V века. [12] [13] [14] В центральной Индии искусство Сатаваханов уже создало богатую индийскую художественную идиому, как видно в Санчи , которая также повлияла на искусство Гуптов. [14]

Одна из самых ранних датированных статуй Гуптов, Бодхисаттвы, происходящих из кушанского стиля искусства Матхуры , с надписью «64 год» эпохи Гуптов , 384 г. н. э., Бодх-Гая . [15]

После завоеваний Самудрагупты (335/350–375 гг. н. э.) и Чандрагупты II (380–415 гг. н. э.) Империя Гуптов стала включать в себя обширные части центральной, северной и северо-западной Индии, вплоть до Пенджаба и Аравийское море продолжает и расширяет эти ранние художественные традиции и развивает уникальный стиль Гупта, поднимающийся «к вершинам изысканности, элегантности и славы». [16] [17] [18] [19] В отличие от некоторых других индийских династий до и после них, за исключением изображений на их монетах, императорская семья Гуптов не афишировала своего отношения к произведенному при них искусству надписями, не говоря уже о сохранившихся портретах. [20]

Ранняя хронология

[ редактировать ]

Есть несколько скульптур периода Гуптов, на которых указана дата. [21] Они служат ориентиром для хронологии и эволюции стиля при Гуптах. Эти статуи Гуптов датируются эпохой Гуптов (которая начинается в 318–319 гг. н.э.) и иногда упоминают правящего правителя того времени. [21] Помимо скульптуры, важным хронологическим показателем является чеканка монет. [22]

Хотя считается, что Империя Гуптов возникла после короля Гупты в конце III века нашей эры, самые ранние известные и датированные скульптуры искусства Гуптов появились относительно поздно, примерно столетие спустя, после завоевания северо-западной Индии под руководством Самудрагупты . Среди самых ранних - колонна с надписью, на которой записана установка двух Шива-лингамов в Матхуре в 380 году нашей эры при Чандрагупте II , преемнике Самудрагупты. [23] Еще одним редким примером является статуя сидящего Бодхисаттвы в стиле Матхуры с дхоти и шалью на левом плече, происходящая из Бодхгаи и датированная «64 годом», предположительно эпохой Гуптов , предположительно 384 годом нашей эры. [15] Этот тип оставался редким явлением, поскольку на большинстве более поздних статуй Гуптов Будда изображался в монашеской одежде самгати, закрывающей оба плеча. [15]

Чеканка монет также возникла относительно поздно, также после завоевания Самуграгуптой северо-запада. [24] [25] [26] Первоначально чеканка Гуптов была подражанием кушанским типам. [27] [28] [29]

Стиль скульптуры Гупта, особенно в изображениях Будды, характеризуется несколькими формирующими чертами: богато украшенные нимбы с цветочными и драгоценными мотивами, одежда с тонкой прозрачной драпировкой, специфические завитки волос, медитативные глаза, удлиненные мочки ушей, относительно толстые нижние губы, и часто три линии на шее. [30]

Скульптура

[ редактировать ]
Вишну , V век, Матхура.

Часто выделяют три основные школы скульптуры Гуптов, базирующиеся в Матхуре , Варанаси /Сарнатхе. [31] и в меньшей степени Наланда . [32] Совершенно разные камни, используемые для скульптур, вывезенных из основных центров, описанных ниже, значительно облегчают идентификацию. [33]

И буддийская, и индуистская скульптура концентрируется на больших, часто почти в натуральную величину, фигурах главных божеств, соответственно Будды , Вишну и Шивы . Династия питала пристрастие к Вишну, который теперь играет более заметную роль, тогда как кушанская императорская семья обычно предпочитала Шиву. Второстепенные фигуры, такие как якши , которые были очень заметны в предыдущие периоды, теперь меньше и представлены реже, а многолюдные сцены, иллюстрирующие рассказы Джатаки о предыдущих жизнях Будды, редки. [34] Когда сцены включают в себя одну из главных фигур и другие менее важные фигуры, возникает большая разница в масштабе: главные фигуры во много раз крупнее. То же самое относится и к изображениям случаев из жизни Будды, где ранее все фигуры были показаны в одном масштабе. [35]

Лингам мурти был центральным . в большинстве храмов Появляются некоторые новые фигуры, в том числе персонификации рек Ганга , которым и Ямуны еще не поклонялись, но которые размещали по обе стороны от входов; это были «две великие реки, окружающие сердце Гупта». [36] Главный бодхисаттва впервые появляется в скульптуре. [37] как на картинах в Аджанте. Буддийская, индуистская и джайнская скульптура выполнена в одном стиле. [38] и существует «растущее сходство форм» между фигурами разных религий, которое продолжалось и после периода Гуптов. [5]

Индийская стилистическая традиция изображения тела в виде серии «гладких, очень упрощенных плоскостей» продолжается, хотя позы, особенно у многих стоящих фигур, слегка наклонены и разнообразны, в отличие от «столбчатой ​​жесткости» более ранних фигур. [39] Детали лицевых частей, волос, головных уборов, украшений и нимбов позади фигур вырезаны очень точно, создавая приятный контраст с акцентом на обширных выпуклостях тела. [40] Божества всех религий изображены в спокойном и величественном медитативном стиле; «Возможно, именно эта всепроникающая внутренняя сущность объясняет непревзойденную способность Гуптов и постгуптов передавать высшие духовные состояния». [5]

Школа Матхуры

[ редактировать ]
Стоящий Будда, Матхура

Давно созданная школа Матхуры продолжала оставаться одной из двух основных школ искусства Империи Гуптов, к которой присоединились школы Варанаси и близлежащего Сарнатха . [1] При Гуптах Матхура оставалась в первую очередь центром буддийской художественной деятельности и поклонения, но несколько индуистских, особенно вайшнавских , скульптур. начали появляться [41] Скульптура Матхуры характеризуется использованием пестрого красного камня из Карри в этом районе и иностранным влиянием, продолжающим традиции искусства Гандхары и искусства кушанов. [42]

Во времена Империи Гуптов искусство Матхуры продолжало становиться все более изощренным. Скульптуры Матхуры из розового песчаника развивались в период Гуптов и достигли очень высокой точности исполнения и деликатности моделирования, демонстрируя спокойствие и безмятежность. Стиль стал элегантным и изысканным, с очень деликатной передачей драпировок и своего рода сиянием, усиленным использованием розового песчаника. [1] Художественные детали, как правило, менее реалистичны, о чем свидетельствуют символические завитки, похожие на ракушки, используемые для изображения прически Будды, и оранжевые нимбы вокруг головы Будд. Искусство Гуптов часто считается вершиной индийского буддийского искусства, поскольку оно прекрасно передает буддийский идеал. [1]

Искусство Гупта также характеризуется расширением буддийского пантеона, при этом большое значение придается самому Будде и новым божествам, включая бодхисаттв , таких как Авалокитешвара, или божества браманского вдохновения, и меньше внимания уделяется событиям из жизни Будды. которые были обильно проиллюстрированы историями Джатаки в искусстве Бхархута и Санчи (2–1 века до н.э.) или в греко-буддийском искусстве Гандхары ( 1–4 века нашей эры). [43]

Искусство Гуптов в Матхуре имело большое влияние по всей северной Индии, что сопровождалось уменьшением иностранного влияния; его стиль можно увидеть в статуях Гупта на востоке, в районах вплоть до Аллахабада , с Буддой Манкуваром, датируемым правлением Кумарагупты I в 448 году. [44]

Существует ряд «проблемных» буддийских и джайнских изображений из Матхуры, датировка которых неизвестна; многие из них датированы небольшим годом, но неясно, какая эра используется. Они вполне могут относиться к раннему периоду Гуптов . [5]

Сарнатхская школа

[ редактировать ]
Будда Дхармачакра Правартана в Сарнатхе , статуя Будды Гупта из Сарнатха , Уттар-Прадеш, Индия, последняя четверть V века нашей эры. Будда изображен обучающим в позе лотоса , совершающим мудру Дхармачакры . [48] [49]

Стиль Варанаси создавал в основном буддийское искусство, и «Будды Сарнатха, вероятно, являются величайшим достижением индийского скульптора», во многом / Сарнатх определяющим изображение Будды, которому следовали в Восточной Индии и Юго-Восточной Азии на протяжении многих веков, а также общее представление человеческого тела в Индии. [50] Ряд датированных примеров показывает, что зрелый стиль развился только в 450–475 гг. [51] Он характеризуется желтоватым песчаником из карьеров Чунар и лишен иностранного влияния, наблюдаемого в Матхуре. [43] Складки на одежде исчезли, а сама одежда стала очень тонкой, вплоть до прозрачности. нимб стал большим и часто богато украшенным. [52] Верхний край глазницы сильно выражен, образуя резко резной край. [53]

Сарнатх послужил источником изображений Будды в Сиаме , Камбодже и на Яве. Стиль [54]

Другие центры

[ редактировать ]
Наланда
Будда Султангандж из меди, 500–700 гг. Н.э., высота 2,3 метра. Бирмингемский музей и художественная галерея .

Скульптурные качества Гуптов имеют тенденцию ухудшаться со временем, как, например, в Наланде в Бихаре в VI веке до нашей эры, фигуры становятся тяжелее и, как правило, изготавливаются из металла. Эта эволюция предполагает существование третьей школы искусства Гуптов в районе Наланды и Паталипутры , помимо двух основных центров Матхуры и Ванараси. Колоссальный медный Будда Султангандж из района Паталипутры представляет собой уникальный памятник этой школы, но типичный по стилю. [43] В том же монастыре были найдены две похожие, но гораздо меньшие (и немного более поздние) каменные фигуры, одна из которых сейчас экспонируется в Британском музее . [58]

Пещеры Удаягири/Видиша

«Первые устаревшие скульптуры в полноценном стиле раннего Гупта» происходят из высеченных в скалах пещер Удаягири и окрестностей недалеко от Видиши в Мадхья-Прадеше. [59] Хотя все пещеры, кроме одной индуистской, «имеют незначительное архитектурное значение», вокруг входов в пещеры расположено несколько каменных рельефных панелей, на некоторых из которых изображены большие божества. Они выполнены в относительно грубом и тяжелом стиле, но часто оказывают мощное воздействие; Харл описывает мукхалинга в Пещере 4 как «пульсирующую психической силой». Самым известным является рельеф Вишну размером 7 х 4 метра в виде гигантского вепря Варахи , поднимающего землю из первозданных вод, за которым наблюдают ряды гораздо меньших богов, мудрецов и небесных существ. В одной пещере также есть чрезвычайно редкая надпись, касающаяся места двора Гуптов, в которой записано пожертвование министра Чандрагупты II . [60] Считается, что знаменитый Железный столб Дели изначально был установлен за пределами пещер.

Были
Вишну Спящий под защитой Шеши , храм Дашаватара, Деогарх

В Эране в Мадхья-Прадеше есть «столб» или большая одиночная колонна, датированная 484/5 годом, с надписью Буддхагупты , единственного сохранившегося примера Гупты, с двумя фигурами Гаруды наверху (показано ниже). были две большие фигуры Варахи Возле разрушенного храма Гупта . Стиль скульптуры несколько провинциальный. На этом месте до сих пор находится огромный и впечатляющий кабан на четырех ногах, не имеющий человеческих черт, его тело покрыто рядами маленьких фигурок, изображающих мудрецов, которые цеплялись за волосы Варахи, чтобы спастись от воды. Сейчас в университетский музей в Сагаре перенесена фигура с таким же телом и позой, что и в Удаягири, «одна из величайших из всех индийских скульптур… ничто не может сравниться с аурой дерзкого триумфа этой фигуры». Оба датированы концом V века. [64]

Другие

начала VI века Деогарх, сохранившееся святилище храма Дашаватара , имеет типично красивый дверной проем и большие рельефные панели на трех других стенах. Сейчас они внешние, но изначально предполагалось, что они будут отданы под крытую амбулаторию. Хотя они и «величественны», они показывают, что «прочность ранней скульптуры Гупта уступает место более мягкому, утонченному и, в конечном счете, более слабому стилю». [65] Ряд мужчин под спящим Вишну принимает «стилизованные позы, вероятно, имитированные из театра». [66]

Есть также другие второстепенные центры скульптуры Гуптов, особенно в районах Дасапура и Мандасор , где огромный восьмиликий мукхалинга (вероятно, начало VI века), найденный в реке, был переустановлен в храме Пашупатинатх в Мандсауре . [67]

Греко -буддийское искусство Гандхары продолжало позднюю фазу , по крайней мере, на протяжении большей части периода Гуптов, также оказав формирующее влияние. [59]

Пещеры Элефанта , тройной бюст ( тримурти ) Шивы, высота 18 футов (5,5 м), ок. 550.

Очень важными местами высечек в скалах за пределами собственно империи Гуптов, на юге, являются пещеры Аджанта и пещеры Элефанта , обе в основном созданы в период Гуптов, а также пещеры Эллора , строительство которых, вероятно, началось примерно в конце этого периода. Поскольку территория Гуптов в основном ограничивалась равниной Ганг , на обширных территориях Гуптов было относительно мало высеченных в скалах мест с большим количеством скульптур. Более поздний стиль скульптуры Аджанты несколько тяжелый, но иногда «внушает трепет» в виде больших сидящих святилищ Будд, но другие более мелкие фигуры часто очень изящны, как и декоративная резьба на колоннах и дверных косяках. [68]

В сочетании с расписными стенами эффект можно считать чрезмерно декорированным и лишенным «мотивов более крупного масштаба, которые могли бы служить фокусными точками». Основная внутренняя резьба, вероятно, была завершена к 478 году, хотя вотивные фигуры по бокам многих входов в пещеры могут быть созданы позже. Стиль Аджанты можно увидеть только в нескольких других местах поблизости. После того, как работа там закончилась, большая часть квалифицированной рабочей силы или их потомков, вероятно, перешла на работу в Элефанту, а затем в Эллору. [69]

В отличие от ряда пещер, расположенных рядом в Аджанте, главный интерес Элефанты представляет собой самую большую пещеру, огромный храм Шивы и, прежде всего, колоссальный тройной бюст ( тримурти ) Шивы высотой 18 футов (5,5 м), который « потому что он так удивительно искусно расположен по отношению к различным внешним входам... получает ровно столько света, сколько необходимо, чтобы создать впечатление, будто он возникает из черной пустоты, проявляясь из непроявленного». [70] Также из района Мумбаи, Рельеф Парел или (Парел Шива) является важным монолитным рельефом Шивы позднего Гупта в семи формах. [71]

Терракотовая скульптура

[ редактировать ]

Самые ранние терракоты, относящиеся к периоду Гуптов, появляются при на буддийском месте Девнимори в Гуджарате около 375–400 гг. сатрапах западных Дханк, за столетие до этого это влияние распространилось на Аджанту и Сарнатх . [76] [77] Высказывалось даже предположение, что искусство западных сатрапов и девнимори лежало в основе материальной культуры Гуптов, но это остается предметом дискуссий. [78]

В период Гуптов было создано множество терракотовых скульптур очень высокого качества, и по стилю они схожи по всей империи, даже в большей степени, чем каменные скульптуры. [5] Некоторые из них до сих пор можно увидеть в своей первоначальной обстановке в кирпичном храме в Бхитаргаоне , где большие рельефные панели почти стерлись, но различные головы и фигуры сохранились на более высоких уровнях. [79] Очень элегантная пара речных богинь, раскопанная в храме в Аиччхатре, имеет высоту 1,47 метра.

Скульптура из металла

[ редактировать ]
Брахма из Мирпур-Кхаса , деталь

в натуральную величину Медный Будда Султангандж (высотой 2,3 метра) является «единственной сохранившейся металлической статуей любого размера» периода Гуптов, из того, что в то время было, вероятно, примерно таким же многочисленным, как каменные или лепные статуи. [82] Однако есть много почти идентичных фигур гораздо меньшего размера (ростом примерно до 50 см), некоторые из которых находятся в американских музеях. Металлический Брахма из Мирпур-Кхаса старше, но примерно вдвое меньше фигуры Султанганджа. Бронзовые изделия джайнов и некоторые другие находки еще гораздо меньше, вероятно , Акота это фигурки святынь в зажиточных домах. [83]

Стиль фигуры Султанганджа, выполненной методом литья по выплавляемым моделям , сравним с несколько более ранними каменными фигурами Будды из Сарнатха по «плавно округлому утончению тела и конечностей» и очень тонкому, облегающему телу одеянию, обозначенному самым легким способом. . У фигуры есть «чувство оживления, создаваемое неуравновешенной позицией и движением, создаваемым широким силуэтом окутывающей мантии». [82]

Монеты и изделия из металла

[ редактировать ]
Серебряная тарелка с фестивальной сценой

Сохранившиеся украшенные светские изделия из металла очень редки. [84] но серебряная пластина в Кливлендском музее искусств изображает сцену многолюдного фестиваля в довольно потертом рельефе . [85] Существует также богато украшенный предмет из бронзового железа, который, как полагают, является грузом для «отвеса» архитектора или измерительной линии, который сейчас находится в Британском музее . [86]

Золотые монеты Гуптов, с их многочисленными типами и бесконечным разнообразием, а также с надписями на санскрите, считаются лучшими монетами чисто индийского стиля. [87] Империя Гуптов производила большое количество золотых монет с изображением царей Гуптов, выполняющих различные ритуалы, а также серебряных монет, на которые явно повлияли монеты более ранних западных сатрапов Чандрагупты II . [88]

Чеканка монет

[ редактировать ]

Чеканка монет Гупты началась только во время правления Самудрагупты (335/350-375 гг. н.э.) или, возможно, в конце правления его отца Чандрагупты I , для которого известен только один тип монет на его имя («Чандрагупта I и его королева "), вероятно, памятный выпуск, отчеканенный его сыном. [89] [25] [26] [90] Чеканка Империи Гуптов изначально возникла на основе чеканки Кушанской Империи , приняв ее весовой стандарт, методы и дизайн после завоеваний Самудрагупты на северо-западе. [25] [26] [91] Гупты даже переняли у кушанов имя Динары для своей чеканки, которое в конечном итоге произошло от римского названия Denarius aureus . [92] [93] [94] Изображения на монетах Гупта изначально были заимствованы из кушанских типов, но вскоре их черты стали более индийскими как по стилю, так и по тематике по сравнению с более ранними династиями, где в основном следовали греко-римскому и персидскому стилям. [95] [96] [97]

Обычная компоновка представляет собой аверс с портретом короля, обычно в полный рост, стоящего, сидящего или верхом на лошади, а на реверсе - богиня, чаще всего восседающая на троне. Часто король приносит жертву. Выбор изображений может иметь политическое значение, имея в виду завоевания и местные вкусы; типы часто различаются в зависимости от части империи. [98]

Типы, изображающие короля, охотящегося и убивающего различных животных: львов (тип «убийцы львов»), тигров и носорогов, скорее всего, относятся к новым завоеваниям в районах, где эти животные еще водились. Они также могут отражать влияние сасанидского серебра из Персии. [99] Стоящий король и держащий лук в сторону (тип «лучник») использовался как минимум восемью королями; возможно, это было предназначено для того, чтобы связать царя с Рамой . Профильные головы короля используются на некоторых серебряных монетах западных провинций, присоединенных к империи. [100]

Некоторые золотые монеты посвящены ведическому Ашвамедха ритуалу жертвоприношения коня , который практиковали цари Гупта; у них есть жертвенный конь на аверсе и королева на реверсе. [101] Самудрагупта изображен играющим на струнном инструменте, в огромных серьгах и с простым дхоти . Единственный тип, созданный при Чандрагупте I, изображает его и его королеву, стоящих бок о бок. Птица Гаруда , носительница Вишну, используется как символ династии на многих серебряных монетах. [102] Некоторые из них в прошлом ошибочно принимались за огненные алтари . [103]

Серебряная чеканка Гуптов была сделана в подражание чеканке западных сатрапов после их свержения Чандрагуптой II, с вставкой символа павлина Гупта на реверсе, но сохранившими следы греческой легенды и портрета правителя на аверсе. [104] [105] Кумарагупта и Скандагупта продолжили выпуск монет старого типа (типа Гаруда и Павлин), а также представили некоторые другие новые типы. [87] Чеканка медных монет в основном была приурочена к эпохе Чандрагупты II и имела более оригинальный дизайн. Восемь из девяти известных ему чеканок имеют фигурку Гаруды и имя царя. Постепенное ухудшение дизайна и исполнения золотых монет и исчезновение серебряных денег служат убедительным свидетельством сокращения их территории. [87]

Архитектура

[ редактировать ]
Индуистский храм Бхитаргаон , конец V века, но значительно отреставрированный. [111]

По причинам, которые не совсем ясны, по большей части период Гуптов представлял собой перерыв в индийской скальной архитектуре : первая волна строительства закончилась до того, как была собрана империя, а вторая волна началась в конце V века, как раз как это заканчивалось. Так обстоит дело, например, с пещерами Аджанты : ранняя группа была создана не позднее 220 г. н. э., а более поздняя, ​​вероятно, примерно после 460 г. [112] Вместо этого этот период оставил почти первые сохранившиеся отдельно стоящие постройки в Индии, в частности, зачатки индуистской храмовой архитектуры . Как говорит Майло Бич : «При Гуптах Индия быстро присоединилась к остальному средневековому миру в страсти к размещению драгоценных предметов в стилизованных архитектурных каркасах». [113] «драгоценные предметы» - это прежде всего изображения богов.

Самые известные из сохранившихся памятников в стиле Гуптов, пещеры в Аджанте , Элефанте и Эллоре (соответственно буддийские, индуистские и смешанные, включая джайнские), на самом деле были созданы при других династиях в Центральной Индии, а в случае с Эллорой после Период Гуптов, но в первую очередь отражают монументальность и сбалансированность стиля Гуптов. В Аджанте находятся, безусловно, наиболее значительные остатки живописи этого и соседних периодов, демонстрирующие зрелую форму, которая, вероятно, имела длительное развитие, в основном во дворцах живописи. [114] Индуистские пещеры Удаягири на самом деле фиксируют связи с династией и ее министрами. [115] а храм Дашаватара в Деогархе — крупный храм, один из самых ранних сохранившихся, с важной скульптурой, хотя он потерял свою мандапу и крытую амбулаторию для парикрамы . [116]

Примеры ранних индуистских храмов Северной Индии, сохранившихся после пещер Удаягири в Мадхья-Прадеше, включают храмы в Тигаве (начало V века), [117] храм Патаини (5 век), [118] Храм Санчи 17 (похожий, но соответственно индуистский и буддийский), Деогарх, Храм Парвати, Нахна (465 г.), [119] Бхитаргаон , крупнейший сохранившийся кирпичный храм Гуптов. [120] и кирпичный храм Лакшмана, Сирпур (600–625 гг. Н. Э.). Храм Гопа в Гуджарате (ок. 550 г. или позже) представляет собой диковинку, не имеющую сохранившихся близких аналогов. [121]

Существует ряд различных общих моделей, которые будут сохраняться на протяжении более столетия после периода Гупта, но такие храмы, как Тигава и Храм Санчи 17, которые представляют собой небольшие, но массивные каменные простильные здания со святилищем и крыльцо с колоннами демонстрирует наиболее распространенный основной план, разработанный в более поздних храмах до наших дней. Оба они имеют плоские крыши над святилищем, что стало редкостью примерно к 8 веку. Храм Махабодхи , Бхитаргаон, Деогарх и Гоп уже демонстрируют высокие надстройки различной формы. [122] Храм Чехарла Капотешвара демонстрирует, что отдельно стоящие храмы-залы чайтьи с бочкообразными крышами продолжали строиться, вероятно, со многими меньшими деревянными экземплярами. [123]

Были воздвигнуты столбы с надписями, фиксирующими основные достижения правителей Гуптов. В то время как колонны Ашоки были цилиндрическими, гладкими и отделанными знаменитой маурийской полировкой , колонны Гупты имели шероховатую поверхность, часто имеющую геометрические грани. [124]

Рисование

[ редактировать ]
Пещера Аджанты 17, фрески над перемычкой.

Живопись, очевидно, была основным искусством во времена Гуптов, и разнообразные картины пещер Аджанты , которые являются лучшими из сохранившихся (почти единственными), демонстрируют очень зрелый стиль и технику, очевидно, результат хорошо развитой традиции. [125] Действительно, зафиксировано, что навыки любительской живописи, особенно портретов, считались желательным достижением среди элиты Гуптов, включая королевскую семью. Аджантой управляла могущественная династия Вакатака , находившаяся за пределами территории Империи Гуптов, но считается, что она точно отражает столичный стиль Гуптов. [126] Остальные остатки находятся в пещерах Баг , которые сейчас в основном перенесены в Археологический музей Гуджари Махал в форте Гвалиор , Эллоре и пещере III пещерных храмов Бадами . [127]

Считается, что в Аджанте приглашались бригады художников, которые раньше украшали дворцы и храмы в других местах, когда требовалось украсить пещеру. Фрески сохранились как в более ранних, так и в более поздних группах пещер. Несколько фрагментов фресок, сохранившихся в более ранних пещерах (пещеры 10 и 11), по сути, являются уникальными пережитками древней живописи Индии этого периода и «показывают, что ко временам Сатаваханы , если не раньше, индийские художники освоили легкий и беглый натуралистический стиль». стиле, обращенном к большим группам людей, подобно рельефам перекладин Санчи Торана». [128]

В четырех из более поздних пещер есть большие и относительно хорошо сохранившиеся фрески, которые «стали представлять индийскую фреску для неспециалиста». [128] и олицетворяют «великую славу не только Гупты, но и всего индийского искусства». [129] Они делятся на две стилистические группы, самая известная из которых находится в пещерах 16 и 17, а то, что раньше считалось более поздними картинами, - в пещерах 1 и 2. Однако широко принятая новая хронология, предложенная Спинком, относит обе группы к V веку. вероятно, до 478 г. [130]

Картины выполнены «сухой фреской », написанной поверх сухой штукатурки, а не по влажной штукатурке. [131] Все картины кажутся работой художников, поддерживаемых взыскательными знатоками и искушенными покровителями из городской атмосферы. В отличие от большинства индийских фресок, композиции не расположены горизонтальными полосами, как фриз, а представляют собой большие сцены, распространяющиеся во всех направлениях от одной фигуры или группы в центре. [132] Потолки также расписаны сложными декоративными мотивами, многие из которых заимствованы из скульптуры. [133] Картины в пещере 1, которые, по словам Спинка, были заказаны самим Харисеной , сосредоточены на тех рассказах Джатаки , которые показывают предыдущие жизни Будды как царя, а не как оленя, слона или другого животного. [134] Картины Аджанты серьезно ухудшились с тех пор, как они были вновь открыты в 1819 году, и сейчас их трудно оценить на этом месте. Ряд первых попыток скопировать их закончились неудачей .

Сохранились только фрески, но из литературных источников ясно, что переносные картины, в том числе портреты, были обычным явлением, вероятно, включая иллюстрированные рукописи. [131]

Картины Аджанты

Хронология

[ редактировать ]

Хронология искусства Гуптов весьма важна для истории искусства региона. К счастью, несколько статуй точно датированы на основе надписей, относящихся к различным правителям Империи Гуптов и указывающих даты их правления в эпоху Гуптов .

Датированная скульптура при Гуптах
(319–543 гг. Н. Э.)

Последний период: Сондани (525 г. н.э.)

[ редактировать ]

Скульптуры в Сондани и прилегающих районах Мандсаура являются хорошим маркером заключительного периода искусства Гупта, поскольку они были заказаны Ясодхарманом (правил 515–545 гг. н.э.) около 525 г. н.э. в честь его победы над алчонских гуннов королем Михиракулой . [149] [150] Это соответствует последней фазе культурного и политического единства Гуптов на субконтиненте, и после этого момента и в течение следующих столетий индийская политика стала чрезвычайно фрагментированной, а территория была разделена между более мелкими династиями. [151] Искусство Сондани считается переходным между искусством Гуптов и искусством средневековой Индии : оно представляет собой «эстетику, которая колебалась между классическим декорумом искусства Гуптов, с одной стороны, и средневековыми канонами, подчинявшими фигуру более широкому кругу, с другой стороны. религиозной цели». [152]

Влияния в Юго-Восточной Азии

[ редактировать ]
Центральный Таиланд, Дваравати, стиль Мон-Дваравати, VII–IX века.

Индийское искусство, особенно искусство Гуптов и постгуптов из Восточной Индии, оказало влияние на развитие буддийского и индуистского искусства в Юго-Восточной Азии с VI века нашей эры. [153] Народ мон из королевства Дваравати в современном Таиланде был одним из первых, кто принял буддизм и разработал особый стиль буддийского искусства. Статуи Будды Мон-Даварати имеют черты лица и прически, напоминающие искусство Матхуры. [153] В доангкорийской Камбодже , начиная с VII века нашей эры, статуи Харихара, сочетающие в себе характеристики Шивы и Вишну . известны [153]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Мукерс, 142
  2. Глава 15 Роуленда называется «Золотой век: период Гуптов»; Харл, 88 лет.
  3. ^ Уильямс, Джоанна (1972). «Скульптура Мандасора» (PDF) . Архивы азиатского искусства . 26:64 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111042 .
  4. ^ Харл, 118
  5. ^ Jump up to: а б с д и Харли, 89 лет
  6. ^ Роуленд, 215
  7. ^ Харл, 199
  8. ^ Харл, 89; Роуленд, 216 лет
  9. ^ Харл, 88, 355–361.
  10. ^ Роуленд, 252–253.
  11. ^ Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл В. (2013). История искусств (5-е издание) Глава 10: Искусство Южной и Юго-Восточной Азии до 1200 года . Пирсон. стр. 306–308 . ISBN  978-0205873487 .
  12. ^ Счасток, Сара Л. (1985). Скульптуры Шамаладжи и искусство VI века в Западной Индии . БРИЛЛ. стр. 23–31. ISBN  978-9004069411 .
  13. ^ Jump up to: а б с Журнал Международной ассоциации буддийских исследований, том 4, 1981 г., номер I. Исключительная группа нарисованных фигурок Будды в Аджанте, стр. 97 и примечание 2.
  14. ^ Jump up to: а б «Искусство Гуптов на севере Индии пятого века действительно получило наследие Матхуры, а также искусство Кшатрапа-Сатаваханы». в Пал, Пратападитья (1972). Аспекты индийского искусства: доклады, представленные на симпозиуме в Художественном музее округа Лос-Анджелес, октябрь 1970 года . Архив Брилла. п. 47. ИСБН  9789004036253 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Ри, Джу Хён (1994). «От Бодхисаттвы к Будде: начало иконического изображения в буддийском искусстве». Артибус Азия . 54 (3/4): 223. дои : 10.2307/3250056 . ISSN   0004-3648 . JSTOR   3250056 .
  16. ^ Дуйкер, Уильям Дж.; Шпильфогель, Джексон Дж. (2015). Всемирная история . Cengage Обучение. п. 279. ИСБН  9781305537781 .
  17. ^ Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 143.ISBN  9788120804401 .
  18. ^ Гохале, Балкришна Говинд (1995). Древняя Индия: история и культура . Популярные публикации. стр. 171–173. ISBN  9788171546947 .
  19. ^ Ловенштейн, Том (2012). Цивилизация Древней Индии и Юго-Восточной Азии . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 53. ИСБН  9781448885077 .
  20. ^ Харл, 88 лет.
  21. ^ Jump up to: а б Агравал, Ашвини (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 100-1 98–100. ISBN  978-81-208-0592-7 .
  22. ^ Pal, 69
  23. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  24. ^ Альтекар, А.С (1957). Чеканка империи Гуптов . п. 39 .
  25. ^ Jump up to: а б с Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN  9788120804401 .
  26. ^ Jump up to: а б с Хайэм, Чарльз (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 82. ИСБН  9781438109961 .
  27. ^ «Именно его завоевания принесли ему золото, использованное в его чеканке, а также знание техники чеканки, полученное в результате его знакомства с монетами Кушана (восточный Пенджаб). Его самые ранние монеты начинались как имитации этих кушанских монет и их иностранных монет. черты, которые постепенно были заменены индийскими чертами на его более поздних монетах». в Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN  9788120804401 .
  28. ^ Pal, 78
  29. ^ Искусство, Музей округа Лос-Анджелес; Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. п. 73 . ISBN  9780520059917 .
  30. ^ Исикава, Кен (2019). «Больше Гандхары, чем Матхура: существенное и стойкое влияние Гандхары, провинциальное в буддийской материальной культуре Гуджарата и за его пределами, ок. 400–550 гг. Н.э.» в «Глобальных связях искусства Гандхары» . п. 166. «Однако все изображения Гупта-Будды демонстрируют одну или несколько формообразующих гуптовских характеристик: украшение нимба цветочными и драгоценными мотивами, одежды с прозрачной драпировкой, завитки волос, медитативные глаза, удлиненные мочки ушей, выраженная нижняя губа и /или три линии на шее (Миядзи 1980: 16).
  31. ^ Ашер, Фредерик М. (2003), «Сарнат» , Oxford Art Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t076054 , ISBN  978-1-884446-05-4 , получено 25 декабря 2020 г.
  32. ^ Мукерс, 1, 143.
  33. ^ Харл, 89; Роуленд, 216 лет; Мукерджи, 143 года
  34. ^ Харл, 87–88.
  35. ^ Роуленд, 234
  36. ^ Харл, 87–88, цитирование 88.
  37. ^ Роуленд, 235
  38. ^ Роуленд, 232
  39. ^ Роуленд, 233
  40. ^ Роуленд, 230–233, 232 и 233, цитирование.
  41. ^ Баласубраманиам, Р. (2005). История железного столба Дели Книги Фонда. п. 15. ISBN  978-81-7596-278-1 . Существуют убедительные археологические свидетельства в пользу того, что Матхура была центром буддийской религиозной деятельности (а не поклонения вайшнавам) в период Гуптов. (...) На самом деле индуистские изображения, которые появляются в Матхуре во времена до Гуптов, очень немногочисленны...
  42. ^ Роуленд, 229–232; Мукерджи, 143 года
  43. ^ Jump up to: а б с д и Мукерс, 143
  44. ^ Мукеры, 142–143.
  45. ^ « Переходный период Кушана -Гупта» на этикетке музея Матхуры, видно на фотографии.
  46. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  47. ^ Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). «Гупта Вайкунтхи Матхуры: Вишну или Кришна?» . Азиатское искусство . 52 :60–88. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
  48. ^ Роуленд, 234–235; Харл, 109–110.
  49. ^ Харл 1994 , с. 109.
  50. ^ Харл, 107–110, цитирование 107.
  51. ^ Харл, 110
  52. ^ Роуленд, 232–237;
  53. ^ Харл, 89–90.
  54. ^ Харл, 109–110; Роуленд, 235 лет
  55. ^ Флит, Джон Фейтфулл (1960). Надписи ранних царей Гуптов и их преемников . п. 47 .
  56. ^ «Надпись с изображением Будды Манкувара времен Кумарагупты I Сиддхама» . siddham.uk . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 25 октября 2019 г.
  57. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  58. ^ Страница Британского музея [ постоянная мертвая ссылка ]
  59. ^ Jump up to: а б Харли, 92 года
  60. ^ Харл, 92–97, 93 цитируется.
  61. ^ Харл, 93 года.
  62. ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (28 ноября 2016 г.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН  978-1-61069-566-4 .
  63. ^ БЕККЕР, КЭТРИН (2010). «Не обычный кабан: колоссальная Вараха в Эране, иконографическая инновация » Артибус Азия 70 (1): 127. ISSN   0004-3648 . JSTOR   20801634 .
  64. ^ Харл, 97–100, 99–100 цитируется.
  65. ^ Харл, 113
  66. ^ Харл, 113–114.
  67. ^ Мукерджи, 144; Харли, 114
  68. ^ Харл, 118–120 (цитируется 120), 122–124.
  69. ^ Харл, 122
  70. ^ Харл, 124
  71. ^ Харл, 124
  72. ^ «Богиня-мать» . Кливлендский художественный музей . 31 октября 2018 г.
  73. ^ Индия, Раджастхан, Танешара-Махадева, период Гуптов. «Матрика из Танесары» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  74. ^ «Богиня-мать» . Кливлендский художественный музей . 31 октября 2018 г.
  75. ^ Харл, Джеймс К. (январь 1994 г.). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 115. ИСБН  978-0-300-06217-5 .
  76. ^ Исикава, Кен (2020). «Больше Гандхары, чем Матхуры: существенное и стойкое влияние Гандхары, провинциальное в буддийской материальной культуре Гуджарата и за его пределами, ок. 400–550 гг. Н.э.» в «Глобальных связях искусства Гандхары» (PDF) . Археопресс Археология. стр. 156–157. Кроме того, я прослежу волны влияния Гандхары, наблюдаемые в Девнимори, которые в течение столетия или около того достигли Сарнатха и Аджанты и локально сохранялись в Шамаладжи на севере Гуджарата, Дханке в Саураштре в Индии и Мирпур Кхасе в Синде в Индии. Пакистан.
  77. ^ Исикава, Кен (январь 2020 г.). Глобальные связи искусства Гандхары . п. 168. В целом, ранние изображения тиртханкары Гупта-Джайна из Видиши считаются предвосхищающими, вместе с изображением Будды/Бодхисаттвы Бодх-Гая и полноценными изображениями будд в стиле Гуптов в Девнимори вскоре после этого, полноценными/зрелыми изображениями Будды Гупта в Матхура и Сарнатх, возникшие в следующем пятом веке нашей эры.
  78. ^ Исикава, Кен (2019). «Больше Гандхары, чем Матхура: существенное и стойкое влияние Гандхары, провинциальное в буддийской материальной культуре Гуджарата и за его пределами, ок. 400–550 гг. Н.э.» в «Глобальных связях искусства Гандхары» . стр. 156 и далее. Несмотря на это, идея о том, что Девнимори или западные кшатрапы были прародителями материальной культуры Гуптов, долгое время была предметом споров (Williams 1982 58-9). Хотя роль западной Индии в формировании паниндийской материальной культуры Гуптов является общеизвестно проблематичным вопросом, мы могли бы дополнительно контекстуализировать Девнимори, пересмотрев степень влияния позднего Гандхара, а также ранее существовавшую материальную культуру Гуджарата.
  79. ^ Харл, 115
  80. ^ Индийское искусство . Музей Принца Уэльского Западной Индии. 1964. стр. 2–4. Терракотовые фигурки Мирпура Хаса представляют собой идиому Гуптов, процветавшую в Синде. (...) В терракотах Мирпур Хаса, наиболее представительная коллекция которых имеется в музее, можно увидеть синтез традиций Гандхары и Гуптов. Здесь старые священные формы Гандхары обретают форму гуптовского характера благородства, сдержанности и духовности, и результат очень приятен. Фигуры Будды из Мирпур Хаса демонстрируют трансформацию от идиомы Гандхары к идиоме Гупта, а фигуры донора и Куберы показывают хорошо развитые типы Гупта.
  81. ^ Харл 1994 , с. 117.
  82. ^ Jump up to: а б Роуленд, 237 лет
  83. ^ Роуленд, 237–239.
  84. ^ Роуленд, 253 г.
  85. ^ «Тарелка со сценой веселья» , Художественный музей Кливленда.
  86. ^ Роуленд, 253–254.
  87. ^ Jump up to: а б с Монеты Индии, Браун, CJ, стр. 13-20.
  88. ^ Аллан, Дж. и Стерн, С.М. (2008), монета , Британская энциклопедия.
  89. ^ Альтекар, А.С (1957). Чеканка империи Гуптов . п. 39 .
  90. ^ Браун, CJ (1987). Монеты Индии . Азиатские образовательные услуги. п. 41. ИСБН  9788120603455 .
  91. ^ Сен, Судипта (2019). Ганг: многообразие прошлого индийской реки . Издательство Йельского университета. п. 205. ИСБН  9780300119169 .
  92. ^ «Известные под термином динары в ранних надписях Гуптов, их золотые монеты были основаны на весовом стандарте кушанов, то есть 8 граммов / 120 гран. Во времена Скандагупты он был заменен стандартом в 80 рати или 144 грана» Ваная, Р. (1983). Индийская чеканка . Национальный музей.
  93. ^ Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 31. ISBN  9788120804401 .
  94. ^ Надписи Гуптов с использованием термина «Динара» для обозначения денег: № 5-9, 62, 64 в Флит, Джон Фейтфулл (1960). Надписи ранних царей Гуптов и их преемников .
  95. ^ «Именно его завоевания принесли ему золото, использованное в его чеканке, а также знание техники чеканки, полученное в результате его знакомства с монетами Кушана (восточный Пенджаб). Его самые ранние монеты начинались как имитации этих кушанских монет и их иностранных монет. черты, которые постепенно были заменены индийскими чертами на его более поздних монетах». в Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN  9788120804401 .
  96. ^ Pal, 78
  97. ^ Искусство, Музей округа Лос-Анджелес; Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. п. 73 . ISBN  9780520059917 .
  98. ^ Мукеры, 139–141; Баджпай, 121; Пал, 78–80
  99. ^ Сиркар, 215–217; Пал, 74–75. Альтернативное объяснение состоит в том, что эти животные все же были более распространены, чем обычно думают.
  100. ^ Мукеры, 139–141; Пал, 73–74.
  101. ^ Глюклих, 111–113; Мукерджи, 140 лет; Пал, 79–80 предполагает, что вместо этого женская фигура может представлять Виджаю , богиню победы.
  102. ^ Мукеры, 139–141; Пал, 73–75 лет.
  103. ^ Баджпай, 121–124.
  104. ^ Прасанна Рао Бандела (2003). Великолепие монет: путешествие в прошлое . Публикации Абхинава. стр. 112–. ISBN  978-81-7017-427-1 . Проверено 21 ноября 2011 г.
  105. ^ «Свидетельства завоевания Саурастра во время правления Чандрагупты II можно увидеть в его редких серебряных монетах, которые более непосредственно имитируют монеты западных сатрапов ... они сохраняют некоторые следы старых надписей греческими буквами, в то время как на реверсе они заменяют чайтью с полумесяцем и звездой типом Гупта (павлин). у Рэпсона «Каталог индийских монет в Британском музее. Андхрас и т. д.», стр. Кли
  106. ^ Jump up to: а б Хубен, Ян Э.М.; Коой, Карел Рийк ван (1999). Насилие отрицается: насилие, ненасилие и рационализация насилия в истории культуры Южной Азии . БРИЛЛ. п. 128. ИСБН  978-90-04-11344-2 .
  107. ^ Jump up to: а б Гангули, Дилип Кумар (1984). История и историки в Древней Индии . Публикации Абхинава. п. 152 . ISBN  978-0-391-03250-7 .
  108. ^ Jump up to: а б с «Свидетельства завоевания Саурастра во время правления Чандрагупты II можно увидеть в его редких серебряных монетах, которые более непосредственно имитируют монеты западных сатрапов... они сохраняют некоторые следы старых надписей греческими буквами, в то время как на наоборот, они заменяют тип Гупта... чайтьей с полумесяцем и звездой». в Рэпсоне «Каталог индийских монет в Британском музее. Андхрас и т. д.», p.cli
  109. ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (2016). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН  978-1-61069-566-4 .
  110. ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (28 ноября 2016 г.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН  978-1-61069-566-4 .
  111. ^ Харл 1994 , с. 116.
  112. ^ Хронология Аджанты все еще обсуждается, но это точка зрения Спинка, которую принимают многие.
  113. ^ Пляж, Майло , Шаги к воде: древние Степвеллы Индии , (Фотографии Морны Ливингстон), стр. 25 октября 2002 г., Princeton Architectural Press, ISBN   1568983247 , 9781568983240, книги Google
  114. ^ Харл 1994 , стр. 118–22, 123–26, 129–35.
  115. ^ Харл 1994 , стр. 92–97.
  116. ^ Харл, 113–114; см. также записи на сайте Michell (1990).
  117. ^ Мичелл (1990), 192
  118. ^ Каннингем, Александр (1879). Отчет о поездке по центральным губерниям в 1873-74 и 1874-75 годах . Археологическая служба Индии. Том. 9. Офис управляющего государственной типографией. п. 31.
  119. ^ Майкл Мейстер (1987), Индуистский храм, в Энциклопедии религии , редактор: Мирча Элиаде, Том 14, Macmillan, ISBN   0-02-909850-5 , стр. 370.
  120. ^ Мичелл (1990), 157; Мичелл (1988), 96
  121. ^ Харл, 111–113, 136–138; Мичелл (1988), 90, 96–98; см. также записи на сайте Michell (1990).
  122. ^ Харл, 111–113; Митчелл (1988), 94–98.
  123. ^ Харл, 175
  124. ^ «Гупта-художники построили его с шероховатой поверхностью и различными формами: квадратными, восьмиугольными и шестиугольными. Они украсили колонны извилистыми ползунами, цветами синих и красных лотосов, кувшинами и узором леогрифа». Судхи, Падма (1993). Искусство Гупта: исследование эстетических и канонических норм . Публикации Галактики. п. 120. ИСБН  978-81-7200-007-3 .
  125. ^ Честь, Хью; Флеминг, Джон (2005). Всемирная история искусства . Издательство Лоуренса Кинга. п. 244. ИСБН  978-1-85669-451-3 .
  126. ^ Харл 1994 , с. 118.
  127. ^ Харл, 355, 361.
  128. ^ Jump up to: а б Харли, 355 лет
  129. ^ Харл, 356
  130. ^ Харл, 355–361; Спинк
  131. ^ Jump up to: а б Харли, 361 год
  132. ^ Харл, 359
  133. ^ Харл, 355–361.
  134. ^ Спинк 2008
  135. ^ «Махаджанака Джатака: Пещера Аджанта 1» . Университет Миннесоты .
  136. ^ Jump up to: а б Беной Бел (2004), Аджанта, первоисточник , Frontline, Том 21, Выпуск 20
  137. ^ Гупте и Махаджан 1962 , стр. 32–33, фото XI.
  138. ^ Гупте и Махаджан 1962 , стр. 8–9, табл. IV.
  139. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  140. ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (28 ноября 2016 г.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН  978-1-61069-566-4 .
  141. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  142. ^ Флит, Джон Фейтфулл (1960). Надписи ранних царей Гуптов и их преемников . п. 47 .
  143. ^ «Надпись с изображением Будды Манкувара времен Кумарагупты I Сиддхама» . siddham.uk . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 25 октября 2019 г.
  144. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  145. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  146. ^ Маджумдар, Б. (1937). Путеводитель по Сарнатху . п. 89 .
  147. ^ Флот 1888 , с. 88 .
  148. ^ Баджпай, К.Д. (2004). Индийские нумизматические исследования . Публикации Абхинава. стр. 19–20. ISBN  978-81-7017-035-8 .
  149. ^ «Монетный шкаф Венского музея истории искусств» . Архивировано из оригинала 01.11.2019 . Проверено 18 декабря 2021 г.
  150. ^ Уильямс, Джоанна (1972). «Скульптура Мандасора» (PDF) . Архивы азиатского искусства . 26:63 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111042 .
  151. ^ «Таким образом, правление Ясодхармана образует важную разделительную точку между периодом императорских Гуптов, которым он подражал, и последующими столетиями, когда Индия погрузилась в калейдоскопическую путаницу смены меньших династий» в Уильямс, Джоанна (1972). «Скульптура Мандасора» (PDF) . Архивы азиатского искусства . 26:52 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111042 .
  152. ^ Уильямс, Джоанна (1972). «Скульптура Мандасора» (PDF) . Архивы азиатского искусства . 26:64 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111042 .
  153. ^ Jump up to: а б с Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл В. (2013). История искусств (5-е издание) Глава 10: Искусство Южной и Юго-Восточной Азии до 1200 года . Пирсон. стр. 323–325 . ISBN  978-0205873487 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02ad1900d529876923e4fe78df38ab6c__1719712740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/6c/02ad1900d529876923e4fe78df38ab6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gupta art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)