Правительство Франции
Правительство Французской Республики | |
---|---|
Правительство Французской Республики | |
Обзор | |
Учредил | 4 октября 1958 г. ( Пятая республика ) |
Состояние | Французская Республика |
Лидер | Премьер-министр Франции |
Назначен | Президент Франции |
Главный орган | Совет Министров |
Ответственный за | Национальное собрание |
Годовой бюджет | евро 299,7 млрд [1] |
Штаб-квартира | Отель Матиньон , Париж |
Веб-сайт | правительство |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Портал Франции |
Правительство Франции ( : Gouvernement français произносится [ɡuvɛʁnəmɑ̃ fʁɑ̃sɛ] ), официально Правительство Французской Республики ( Gouvernement de la République française , [ɡuvɛʁnəmɑ̃ də la ʁepyblik fʁɑ̃sɛːz] ), осуществляет исполнительную власть во Франции . В его состав входят премьер-министр , который является главой правительства , а также старшие и младшие министры .
Совет министров, главный исполнительный орган правительства, был создан в соответствии с Конституцией в 1958 году. Его члены встречаются еженедельно в Елисейском дворце в Париже . На заседаниях председательствует президент Франции , глава государства , хотя должностное лицо не является членом правительства.
Самые старшие министры правительства называются государственными министрами ( ministres d'Etat ), за ними в протокольном порядке следуют министры ( ministres ), министры-делегаты ( ministres délégués ), тогда как младшие министры называются государственными секретарями ( secrétaires d'Etat ). . Все члены правительства, назначаемые президентом по рекомендации премьер-министра, несут ответственность перед Национальной ассамблеей , нижней палатой французского парламента . Дела о неправомерных действиях министров рассматриваются Судом Республики .
Состав и формирование
[ редактировать ]Все члены французского правительства назначаются президентом республики по рекомендации премьер-министра. [2] Члены правительства ранжируются в четком порядке, который устанавливается при формировании правительства. В этой иерархии премьер-министр является главой правительства. Их назначает президент республики. Хотя по конституции президент имеет право назначать кого угодно, на практике он должен выдвигать кандидата, который отражает волю большинства Национального собрания, поскольку правительство полагается на доверие французского парламента. [3] После выдвижения на пост главы правительства кандидат в премьер-министры должен предложить президенту список министров. Президент может либо принять, либо отклонить этих предложенных министров. Министры ранжированы по важности:
- Государственные министры ( французский : ministres d'État ) являются старшими министрами и членами Совета министров. Это почетное звание, присваиваемое некоторым министрам в знак престижа.
- Министры ( фр . Ministres ) — старшие министры и члены Совета министров. Они возглавляют правительственные министерства .
- Государственные секретари ( французский : secrétaires d'État ) являются младшими министрами. Это самый низкий ранг во французской министерской иерархии. Секретари работают непосредственно под руководством министра, а иногда и непосредственно под руководством премьер-министра. Хотя в состав Совета министров не входят государственные секретари, секретари могут присутствовать на заседаниях Совета, если их портфолио выносится на обсуждение.
Функции
[ редактировать ]Согласно Конституции Пятой французской республики , правительство направляет и определяет политику нации. [4] На практике правительство пишет законопроекты для внесения в парламент, а также пишет и издает указы . Все политические решения, принимаемые правительством, должны регистрироваться в правительственном бюллетене .
Совет Министров
[ редактировать ]Совет министров ( французский : Conseil des ministres ) учреждается Конституцией. В его состав входят только старшие министры, хотя некоторые госсекретари могут присутствовать на заседаниях Совета. Совет министров возглавляется президентом, в отличие от правительства, но по-прежнему возглавляется премьер-министром, который официально носил титул президента Совета министров ( по-французски : президентский совет министров ) во времена Третьей и Четвертой республик. . [5]
Все законопроекты и некоторые постановления должны быть одобрены Советом Министров. Более того, именно Совет министров определяет коллективное политическое и политическое направление правительства и предпринимает практические шаги для реализации этого направления. Помимо разработки и реализации политики, правительство отвечает за национальную оборону и руководит действиями французских вооруженных сил . [4] Работа правительства Франции основана на принципе коллегиальности .
Заседания Совета министров проходят каждую среду утром в Елисейском дворце. Их возглавляет президент республики, который способствует укреплению солидарности и коллегиальности среди министров правительства. [6] Эти встречи проходят в установленном формате. В первой части заседания Совет обсуждает законопроекты, постановления и постановления об общих процентах. [7] Во второй части Совет обсуждает индивидуальные решения каждого министра относительно назначения старших государственных служащих . В третьей части, как правило, либо один министр делает презентацию о какой-то реформе или проекте, которым он руководит, либо президент просит совета у министров по какому-то вопросу. Кроме того, министр иностранных дел еженедельно предоставляет Совету обновленную информацию по важным международным вопросам. [7]
Министерства
[ редактировать ]Однако большая часть правительственной работы выполняется в других местах. Большая часть этого делается каждым отдельным министерством под руководством министра, ответственного за это министерство. У каждого министра есть свой собственный штат, называемый «министерским кабинетом» ( французский : Cabinet ministériel ). [8] Каждый министерский кабинет состоит примерно из десяти-двадцати членов, которые являются политическими назначенцами. Члены кабинета помогают министру в управлении министерством. Члены министерских кабинетов являются влиятельными фигурами в правительстве и работают как в политической, так и в административной сфере. [8] Иерархия в каждом министерском кабинете определяется министром. Рабочие группы, состоящие из представителей нескольких министерств, являются обычным явлением. В обязанности премьер-министра входит наблюдение за этими межминистерскими встречами и обеспечение эффективности и результативности работы правительства. Все решения министерского кабинета должны быть подписаны премьер-министром. [9] Любой указ также должен быть согласован с премьер-министром. [9]
Бюджет
[ редактировать ]Правительство отвечает за экономическую и финансовую политику Французской Республики, должно санкционировать все расходы каждого министерства, а также управлять всеми доходами. Расходы производятся на основании так называемого «финансового закона» ( французский : Loi des Finances ), который эквивалентен законопроекту об ассигнованиях . Каждый министр должен ежегодно готовить список запросов на финансирование и представлять его в Министерство бюджета. Это министерство решает, удовлетворять или отклонять просьбы министров о финансировании. Министерство также рассчитывает госбюджет на предстоящий год. Парламент должен голосовать по всем применениям финансового закона.
Разделение властей
[ редактировать ]Члены французского правительства не могут занимать какую-либо должность в парламенте или должность профессионального или торгового руководства на национальном уровне, занимать какую-либо государственную должность или заниматься какой-либо профессиональной деятельностью. [10] [11] Эти ограничения введены для того, чтобы смягчить внешнее давление и влияние на министров, а также дать им возможность сосредоточиться на своей правительственной работе. Таким образом, член Национальной ассамблеи или Сената, назначенный в правительство, должен отказаться от своего места, чтобы занять должность министра или премьер-министра. Несмотря на эти ограничения, членам правительства разрешено сохранять выборные должности на местном уровне , например, должности мэра города или члена регионального совета. Хотя Конституция Французской Республики не запрещает министрам быть лидерами политической партии, по традиции министры не должны занимать такую должность.
Правительство несет ответственность перед французским парламентом. В частности, правительство должно взять на себя ответственность за свои действия перед Национальным собранием, а Национальное собрание может отправить в отставку правительство, выразив вотум недоверия . [12] Правительство не может функционировать во время пребывания в должности исполняющего обязанности (временного) президента, поскольку эта должность предоставляется либо председателю Сената , либо премьер-министру, что ставит под угрозу разделение властей . Если правительство решит начать вооруженную операцию продолжительностью более четырех месяцев, оно должно сначала проконсультироваться с парламентом и запросить разрешение. [13] Премьер-министр может созвать парламент на внеочередные сессии или добавить дополнительные дни заседаний в законодательный календарь. [14]
Текущее правительство
[ редактировать ]Министерства
[ редактировать ]Названия министерств во Франции часто меняются. Это список текущих министерств: [15]
- Министерство внутренних дел
- Министерство юстиции
- Министерство Европы и иностранных дел
- Министерство Вооружённых Сил
- Министерство территориального единства и связей с местным самоуправлением
- Министерство солидарности и здравоохранения
- Министерство экономики и финансов
- Министерство экологического перехода
- Министерство культуры
- Министерство труда, занятости и экономической интеграции
- Министерство национального образования, молодежи и спорта
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство трансформации государственного сектора и государственной службы
- Министерство высшего образования, исследований и инноваций
- Министерство заморской Франции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Законопроект о бюджете Франции на 2024 год» .
- ^ Конституция Французской Республики (раздел II, статья 8)
- ^ «Франция: Роль президента» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Inc., 2014 г. Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Конституция Французской Республики (раздел III, статья 20)
- ^ «Краткий путеводитель по французской политической системе» . 19 октября 2014 года . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ Конституция Французской Республики (раздел II, статья 9)
- ^ Jump up to: а б «Как работает правительство» . Правительство Франции . Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б А. Дютейе де Ламот (декабрь 1965 г.). «Министерские кабинеты во Франции». Государственное управление . 43 (4): 365–475. дои : 10.1111/j.1467-9299.1965.tb01658.x .
- ^ Jump up to: а б Лейвер, Майкл; Шепсл, Кеннет А., ред. (1994). Кабинет министров и парламентское правительство . Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43246-4 . ОСЛК 29669008 .
- ^ Конституция Французской Республики (раздел III, статья 23)
- ^ https://franceintheus.org/IMG/pdf/legislative_elections.pdf
- ^ Конституция Французской Республики (раздел V, статья 49)
- ^ Конституция Французской Республики (раздел V, статья 35)
- ^ Конституция Французской Республики (Раздел IV, статьи 28 и 29)
- ^ «Состав правительства» . Gouvernement.fr . Проверено 17 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на французском языке)