Политика Нидерландов
Политика в Нидерландах Политика в Нидерландах ( голландский ) | |
---|---|
Тип государства | Унитарная парламентская конституционная монархия |
Конституция | Конституция Нидерландов |
Законодательная власть | |
Имя | Генеральные штаты |
Тип | двухпалатный |
Место встречи | Внутренний двор |
Верхняя палата | |
Имя | Сенат |
Председательствующий | Ян Антони Брейн , председатель Сената |
Нижняя палата | |
Имя | Палата представителей |
Председательствующий | Мартин Босма , спикер Палаты представителей |
Исполнительная власть | |
Глава государства | |
Заголовок | Король или королева |
В настоящее время | Король Виллем-Александр |
Назначитель | наследственный |
Глава правительства | |
Заголовок | премьер-министр |
В настоящее время | Дик Шуф |
Назначитель | Монарх |
Кабинет | |
Имя | Кабинет Нидерландов Совет Министров |
Текущий кабинет | Сноповой шкаф |
Лидер | премьер-министр |
Заместитель руководителя | Заместитель премьер-министра |
Назначитель | Монарх |
Штаб-квартира | Внутренний двор |
Министерства | 12 |
Судебная власть | |
Имя | Судебная система Нидерландов |
Верховный суд | |
Главный судья | Динеке де Гроот |
Сиденье | Гаага |
Из серии «Политика». |
Политический портал |
Нидерланды . являются парламентской представительной демократией Конституционная монархия . Страна организована как децентрализованное унитарное государство . [1] Нидерланды можно охарактеризовать как консоциативное государство . [2] Голландская политика и управление характеризуются общим стремлением к широкому консенсусу по важным вопросам как внутри политического сообщества, так и общества в целом. [1]
Конституция
[ редактировать ]Конституция Нидерландов перечисляет основные гражданские и социальные права голландских граждан, а также описывает положение и функции институтов, обладающих исполнительной, законодательной и судебной властью.
Конституция применяется к Нидерландам, одной из четырех стран, входящих в состав Королевства Нидерландов . Нидерланды включают всю европейскую территорию, а также острова Бонайре и , Синт-Эстатиус карибские Саба . Королевство в целом (Нидерланды вместе с Арубой , Кюрасао и Синт-Мартеном ) имеет свой собственный Статут , описывающий его федеративную политическую систему.
В Нидерландах нет конституционного суда , и судьи не имеют полномочий проверять законы на предмет их конституционности. Однако международные договоры и Статут Королевства имеют преимущественную силу над голландским законодательством и Конституцией, и судьям разрешено пересматривать законы с учетом этих законов в конкретном судебном деле. Более того, все законы, которые не являются законом в строгом смысле этого слова (например, политические руководящие принципы или законы, предложенные властями провинции или муниципалитета), могут быть проверены на предмет их конституционности. [ нужна ссылка ]
Поправки к Конституции должны быть одобрены обеими палатами Генеральных штатов ( Staten-Generaal ) дважды. В первый раз для этого требуется большинство голосов. После роспуска парламента и проведения всеобщих выборов обе палаты должны снова одобрить предложенные поправки большинством в две трети.
Политические институты
[ редактировать ]Основными политическими институтами являются монархия, кабинет министров, Генеральные штаты и судебная система. Есть еще три Высшие государственные коллегии, которые стоят на равных с парламентом, но играют меньшую политическую роль, из которых Государственный совет является наиболее важным. Другими уровнями власти являются муниципалитеты, советы по водоснабжению и провинции. хотя и не упоминаются в Конституции, Политические партии и социальные партнеры, организованные в Социально-экономический совет, также являются важными политическими институтами.
В Нидерландах нет традиционного разделения властей ; Согласно Конституции, Генеральные штаты и правительство (монарх и министры) разделяют законодательную власть . Все законы должны пройти через Государственный совет (голландский: Raad van State ) для получения рекомендаций, а Социально-экономический совет консультирует правительство по большинству социально-экономических законов. Исполнительная власть принадлежит правительству. Социально-экономический совет также имеет особое право принимать и обеспечивать соблюдение законодательства в конкретных секторах, в основном в сельском хозяйстве. Судебная власть разделена на две отдельные системы судов. По гражданскому и уголовному праву является независимый высшим судом Верховный суд, а по административному праву высшим судом является Государственный совет, возглавляемый по должности монархом.
Монархия
[ редактировать ]Нидерланды являются монархией с 1813 года, но управляются членами Дома Оранских-Нассау (избранными, а затем и потомственными штатгальтерами ) с 1556 года, когда Вильгельм Безмолвный был назначен штатгальтером и возглавил успешное голландское восстание против Испании.
Нынешняя монархия была основана в 1813 году. После изгнания французов принц Оранский был провозглашен суверенным принцем Нидерландов. Новая монархия была подтверждена в 1815 году на Венском конгрессе в рамках переустройства Европы после падения Наполеона . Дому Оранских-Нассау было передано управление нынешними Нидерландами и Бельгией как Соединенное Королевство Нидерландов . Между 1815 и 1890 годами король Нидерландов был также великим герцогом Люксембурга .
Нынешний монарх — Виллем-Александр , а наследница — Катарина-Амалия, принцесса Оранская .
По конституции монарх является главой государства и играет роль в законодательном процессе, поскольку он должен подписывать каждый закон, чтобы сделать его действительным. Монарх также является по должности председателем Государственного совета , который консультирует кабинет министров по каждому законодательному акту и является последней инстанцией по административному праву . Хотя король Виллем-Александр серьезно относится к этим функциям, он воздерживается от проявления своей власти на этих должностях. До 2012 года монарх также играл центральную роль в формировании кабинета министров после всеобщих выборов или кабинетного кризиса. Монарх назначал информатора , [3] который возглавляет переговоры о формировании после консультации с парламентскими лидерами всех партий, представленных в нижней палате Генеральных штатов. Поскольку этот совет был общедоступным, монарх не мог легко принять решение, противоречащее мнению большинства в парламенте. С другой стороны, о чем на самом деле говорили за закрытыми дверями дворца, было неизвестно. По завершении переговоров о формировании монарх назначает кабинет министров. После падения правительства премьер-министр должен попросить монарха распустить кабинет.
Кабинет
[ редактировать ]Правительство Нидерландов ( регеринг ) конституционно состоит из монарха и министров. Монарх лишь играет роль в назначении министров и не участвует в принятии решений. Министры коллективно образуют Совет Министров . исполнительный совет собирается каждую пятницу в Тревесзале Бинненхофа Этот и инициирует законы и политику. Хотя большинство министров возглавляют правительственные министерства, с 1939 года разрешено назначать министров без портфеля . Премьер -министр Нидерландов возглавляет кабинет министров и является наиболее важной политической фигурой голландского правительства.
Правительство состоит из министерств, исполнительных организаций, находящихся в ведении министерств, инспекций и Высших государственных советов. [4] и участвует в подготовке и реализации планов правительства и парламента. В 2010 году веб-сайты всех министерств были объединены в один новый веб-сайт, а различные логотипы министерств были заменены единым логотипом национального правительства Нидерландов. [ нужна ссылка ] Некоторые из наиболее уважаемых премьер-министров Нидерландов включают:
- Авраам Кайпер
(1901–1905) - Питер Корт ван дер Линден
(1913–1918) - Виллем Дрис
(1948–1958) - Пит де Йонг
(1967–1971) - Рууд Любберс
(1982–1994) - Вим Кок
(1994–2002) - Ян Петер Балкененде
(2002–2010) - Марк Рютте
(2010–2024)
Генеральные штаты
[ редактировать ]Голландский парламент, официально известный как Генеральные штаты Нидерландов, состоит из Палаты представителей ( Tweede Kamer ) и Сената ( Eerste Kamer ). Обе палаты расположены в Бинненхофе в Гааге и обсуждают предлагаемые законы и рассматривают действия кабинета министров. Только Палата представителей имеет право предлагать или вносить поправки в закон, в то время как Сенат обсуждает его значение для голландского законодательства, поскольку в Нидерландах нет конституционного суда. В настоящее время в Палате представителей 150 членов и 75 сенаторов.
Члены Палаты представителей избираются напрямую каждые четыре года с использованием пропорционального представительства по партийным спискам . Представители выбираются на основании личного титула, поэтому, когда член больше не согласен со своей партией, он может решить остаться в палате либо в качестве независимого представителя, либо в качестве члена другой парламентской партии. Если член решает уйти в отставку, пустое место переходит к первоначальной партии, набравшей голоса, и предлагается кандидату, занявшему самое высокое место в избирательном списке партии, который не был избран. Коалиционные правительства могут пасть до истечения срока их полномочий, что обычно приводит к досрочному роспуску Палаты представителей и новым выборам.
Члены Сената избираются косвенно советниками провинций, снова каждые четыре года, сразу после выборов провинциальных советов, через систему пропорционального представительства . В настоящее время Сенат в основном считается органом старших государственных деятелей, которые спокойно пересматривают законодательство, вдали от давления ежедневных политических и информационных шумихи. Должность сенатора предполагает неполный рабочий день, поскольку институт собирается раз в неделю.
Политические партии
[ редактировать ]Система пропорционального представительства в сочетании с историческим социальным разделением между католиками, протестантами, социалистами и либералами привела к возникновению многопартийной системы. представлены следующие партии В настоящее время в Палате представителей Нидерландов :
- Партия свободы (PVV), националистическая консервативная , правая популистская и антиисламская партия, основанная и возглавляемая Гертом Вилдерсом , бывшим членом ВВД. Его философия основана на сохранении целостности голландской культуры и противодействии иммиграции и европейской интеграции. В основном экономически либеральны.
- GroenLinks–PvdA , политический альянс GroenLinks и Лейбористской партии . Партия сочетает в себе левоцентристскую социал-демократическую политику и экологические идеалы . Он фокусируется на таких вопросах, как изменение климата, занятость, социальное обеспечение и здравоохранение с традиционными левыми элементами.
- Народная партия за свободу и демократию (ВВД), консервативная либеральная партия. По сравнению с другими партиями, она больше симпатизирует частному предпринимательству и экономической свободе. ВВД поддерживает приоритет безопасности над гражданскими свободами. В то время как ВВД более либерален к рынку, расколотая партия D66 придерживается более социальной либеральной позиции и больше склоняется влево.
- «Новый общественный договор» (NSC), христианско-демократическая партия, основанная в 2023 году после того, как Питер Омцигт отделился от CDA двумя годами ранее.
- Демократы 66 (D66), центрально социал -левоцентристская -либеральная партия. Партия поддерживает либеральную политику по таким социальным вопросам, как аборты, наркотики, эвтаназия, и выступает за права человека и ЛГБТ прогресс . D66 также является решительным сторонником европейской интеграции. Партия поддерживает секуляризм, интеграцию в ЕС и относительно поддерживает гражданские свободы и неприкосновенность частной жизни.
- Движение фермеров и граждан (BBB) — это правоцентристская и правая партия, корни которой лежат в аграрном подходе и развитии сельских районов .
- Христианско демократический призыв (CDA), правоцентристская - христианско -демократическая и умеренно консервативная партия. Он придерживается принципа, согласно которому деятельность правительства должна дополнять, но не заменять общественные действия граждан. CDA ставит свою философию между « индивидуализмом » VVD и « этатизмом » PvdA.
- Социалистическая партия (СП) в первые годы своего существования была радикально-социалистической и коммунистической партией, маоистским отколом от Коммунистической партии Нидерландов . Сейчас это социалистическая партия, выступающая за демократический социализм , отвергающая приватизацию государственных услуг и выступающая за повышение социального благосостояния, социалистическое образование и безопасность.
- DENK , небольшая политическая партия, в основном занимающаяся и продвигающая мультикультурализм и социальную интеграцию. Партия также поддерживает защиту окружающей среды и международную справедливость.
- Партия защиты животных — это партия защиты прав животных , которую часто считают партией одной проблемы, хотя она утверждает, что таковой не является. В центре внимания партии - благополучие животных, защита окружающей среды и сохранение природы. Партия также занимает левые позиции в отношении образования, конфиденциальности, здравоохранения и экономики.
- Форум за демократию (ФвД), правая националистическая консервативная партия. Выступает за снижение налогов, содействие экологической устойчивости (при этом подвергая сомнению влияние человечества на изменение климата), военные инвестиции и расширение, избирательную реформу, предложение референдума о членстве в Европейском Союзе , восстановление пограничного контроля и прекращение того, что он воспринимает как массовую иммиграцию.
- Реформированная политическая партия (ПСР), явно религиозная, радикально консервативная и теократическая протестантская партия. Это вечеринка-свидетельство . Лишь в 2006 году, после сильного политического давления, женщинам разрешили быть членами этой партии. Уверенно получает 2 или 3 места из 150 в парламенте.
- Христианский союз , христианская демократическая и консервативная партия, состоящая в основном из ортодоксальных христиан-протестантов, придерживающаяся консервативных позиций в отношении абортов , эвтаназии и однополых браков . В других областях партия считается левоцентристской, например, в вопросах иммиграции, государства всеобщего благосостояния и окружающей среды.
- Volt Нидерланды , голландское отделение общеевропейского социально и экономически либерального Volt Europa движения , выступающее за проевропейский подход , европейский федерализм и широкие гражданские свободы.
- JA21 — консервативно-либеральная партия, возникшая после внутренних конфликтов в «Форуме за демократию». Партия находится под влиянием идей правого политика Пима Фортейна , убитого в 2002 году, продвигающего более строгую иммиграционную политику, предпринимательство и больше индивидуальных свобод.
Государственный совет
[ редактировать ]Государственный совет является консультативным органом кабинета министров по конституционным и судебным аспектам законодательства и политики. Все предлагаемые законопроекты направляются на рассмотрение Государственного совета. Хотя рекомендация не является обязательной, кабинет министров обязан отреагировать на рекомендацию, и она часто играет значительную роль в последующих дебатах в парламенте. Кроме того, Совет является высшим административным судом .
Совет по должности возглавляется монархом. Вероятный наследник престола становится членом Совета по достижении совершеннолетия. Монарх оставляет повседневные дела вице-президенту Государственного совета , в настоящее время Тому де Граафу , и другим советникам, которые в основном являются специалистами по праву, бывшими министрами, членами парламента и судьями или профессорами права.
Высшие государственные советы
[ редактировать ]Политическая система Нидерландов состоит из пяти так называемых Высших государственных советов , которые согласно Конституции явно считаются независимыми. Помимо двух палат парламента и Государственного совета, это Счетная палата и Национальный омбудсмен .
Счетная палата расследует, законно и эффективно ли собираются и расходуются государственные средства. Национальный омбудсмен расследует жалобы на функционирование и практику правительства. Как и в случае с рекомендациями Государственного совета, от отчетов этих организаций нелегко отказаться, и они часто играют роль в общественных и политических дебатах.
Судебная система
[ редактировать ]Судебная власть включает одиннадцать окружных судов, четыре апелляционных суда, три апелляционных административных суда ( Центральный апелляционный трибунал , Апелляционный трибунал по торговле и промышленности и Государственный совет) и Верховный суд . Все назначения судей производятся правительством. Судьи назначаются пожизненно до выхода на пенсию в возрасте 70 лет.
Консультативные советы
[ редактировать ]В рамках голландской традиции деполитизированного принятия решений на основе консенсуса правительство часто использует консультативные советы, состоящие из академических специалистов или представителей заинтересованных сторон.
Наиболее известным консультативным советом является Социально-экономический совет ( Social Economische Raad , SER), который состоит из представителей профсоюзов и организаций работодателей , а также специалистов, назначаемых правительством. С ним проводятся консультации на ранней стадии разработки финансовой, экономической и социальной политики. Он дает советы правительству, и его советы, как и советы Высших государственных советов , нелегко игнорировать. ГЭР возглавляет систему ОПО , саморегулируемых организаций, которые способствуют разработке законов для конкретных отраслей экономики.
В Социально-экономическом совете представлены следующие организации, составляющие две трети его состава:
- левая Федерация голландских профсоюзов ,
- Христианская национальная федерация профсоюзов
- Профсоюз управленческих кадров, Федерация профсоюзов специалистов ,
- организация работодателей ВНО-НСВ ,
- организация работодателей малых и средних предприятий MKB-Nederland и
- организация работодателей для фермеров LTO Nederland.
Оставшаяся треть членов совета назначается правительством. В их число входят профессора экономики и смежных областей, а также представители Бюро анализа экономической политики и De Nederlandsche Bank . Кроме того, в рабочих группах ГЭЭ представлены представители экологических и потребительских организаций.
Другие известные консультативные органы:
- Бюро анализа экономической политики , которое прогнозирует экономическое развитие,
- Статистическое управление Нидерландов , которое изучает и сообщает о социальных и экономических событиях,
- Нидерландский институт социальных исследований , изучающий долгосрочные социальные и культурные тенденции,
- Национальный институт общественного здравоохранения и окружающей среды , который консультирует правительство по вопросам окружающей среды и здоровья, и
- Научный совет по государственной политике , который консультирует правительство по долгосрочным социальным, политическим и экономическим тенденциям .
Субнациональное правительство
[ редактировать ]Нидерланды разделены на двенадцать провинций, которые отвечают за пространственное планирование , политику здравоохранения и отдыха в пределах, установленных национальным правительством. Кроме того, они контролируют политику и финансы муниципалитетов и советов по водоснабжению. Провинциальные советы избираются жителями прямым голосованием каждые четыре года. Исполнительную власть осуществляют комиссар короля (или королевы) и коллегия исполнительной власти провинции . Комиссар назначается национальным правительством и подчиняется министру внутренних дел и отношений королевства . Члены исполнительной власти провинции назначаются провинциальным советом и несут ответственность перед ним.
Местное самоуправление в Нидерландах формируют 342 муниципалитета (по состоянию на 2023 год). Муниципалитеты несут ответственность за образование , пространственное планирование и социальное обеспечение в пределах, установленных национальным правительством и правительством провинции. Как и провинциальные советы, муниципальные советы избираются прямым голосованием каждые четыре года. Муниципалитеты управляются муниципальной исполнительной властью , состоящей из мэра и ряда олдерменов. Мэр назначается национальным правительством и подчиняется министру внутренних дел и отношений с Королевством. Олдермены назначаются муниципальным советом и несут ответственность перед ним. Крупные города Амстердам и Роттердам разделены на административные районы ( stadsdelen ), которые имеют свои (ограниченные) обязанности.
Местное самоуправление в Карибских Нидерландах формируется тремя государственными органами, которые иногда называют «специальными муниципалитетами», которые не являются частью провинции. Они управляются генерал-лейтенантом ( голландский : gezaghebber ) и «eilandgedeputeerden», которые несут ответственность перед островным советом , который избирается прямым голосованием. Их деятельность аналогична деятельности муниципалитетов, но шире.
Кроме того, существуют управления по водным ресурсам , которые отвечают за внутренние водные пути страны, уровень грунтовых вод , польдеры , дамбы и другие водные сооружения . Этими советами управляют представители компаний, фермеров и природоохранных организаций, а также представители, избираемые гражданами региона. Они имеют право облагать налогом своих жителей.
Политика
[ редактировать ]Внешняя политика
[ редактировать ]Внешняя политика Нидерландов и основана на четырех основных обязательствах: трансатлантических отношениях , интеграции , международном развитии европейской международном праве . Хотя исторически Нидерланды были нейтральным государством, после Второй мировой войны они присоединились ко многим международным организациям , в первую очередь к Организации Объединенных Наций , НАТО и Европейскому Союзу . Голландская экономика очень открыта и сильно зависит от международной торговли. Одной из наиболее спорных международных проблем, связанных с Нидерландами, является их либеральная политика в отношении легких наркотиков .
Политические вопросы
[ редактировать ]Голландская политика в отношении рекреационных наркотиков , проституции , однополых браков , абортов и эвтаназии является одной из самых либеральных в мире. [ нужна ссылка ]
Согласно сообщению голландской радиостанции NOS за середину июня 2013 года, девятнадцать голландских тюрем будут закрыты из-за снижения уровня преступности и сокращения бюджета. В результате закрытия тюрем большее количество заключенных будет вынуждено находиться в одной камере, а электронная маркировка станет предпочтительным вариантом при вынесении приговора людям, осужденным за преступления. [5]
Политическая история
[ редактировать ]1800–1966
[ редактировать ]Нидерланды являются конституционной монархией с 1813 года и парламентской демократией с 1848 года. Ранее это была республика с 1581 по 1806 год и королевство с 1806 по 1810 год (с 1810 по 1813 год они были частью Франции ). [ нужна ссылка ]
До 1917 года в Нидерландах действовала двухтуровая система ( избирательного права по переписи населения согласно Конституции 1814 года), при которой право голоса имели только взрослые мужчины, владеющие собственностью. Под влиянием растущего социалистического движения требования постепенно снижались, пока в 1917 году не была установлена нынешняя система пропорционального представительства по партийным спискам с всеобщим избирательным правом для мужчин , расширенная в 1919 году за счет включения женщин.
До 1966 года голландская политика характеризовалась колоннизацией . Общество было разделено на несколько сегментов (столпов), которые жили отдельно друг от друга и контакты были только на верхних уровнях, в правительстве. Эти столпы имели свои собственные организации, прежде всего политические партии. Было четыре столпа, которые сформировали пять наиболее важных партий: Социалистическую Лейбористскую партию (PvdA), консервативно-либеральную Народную партию за свободу и демократию (ВВД), Католическую народную партию (КВП) и две консервативные протестантские партии, Христианскую партию . Исторический союз (ЧС) и Антиреволюционная партия (АРП). Поскольку ни одна партия никогда не получала абсолютного большинства, этим политическим партиям приходилось работать вместе в коалиционных правительствах. Они чередовались между левоцентристской « римско-красной » коалицией PvdA, KVP, ARP и CHU и правоцентристской коалицией VVD, KVP, ARP и CHU.
1966–1994
[ редактировать ]В 1960-е годы появились новые партии, которые пользовались большей популярностью среди молодых избирателей, которые чувствовали себя менее привязанными к опорам. Послевоенный бэби-бум означал, что произошел демографический сдвиг в сторону более низкого возраста. Вдобавок ко всему, возрастной ценз был снижен сначала с 23 до 21 года в 1963 году, а затем до 18 лет в 1972 году. Самой успешной новой партией стала прогрессивная либеральная партия «Демократы 66» (D66), которая предложила демократизацию, чтобы сломать систему столбов.
Пилларизация пошла на спад: три христианско-демократические партии потеряли почти половину своих голосов. В 1977 году они объединились в Христианско-демократический призыв (CDA), который стал главной силой в голландской политике, непрерывно участвуя в правительствах с 1977 по 1994 год. Тем временем консервативно-либеральные ВВД и D66 добились больших успехов на выборах.
К началу восьмидесятых годов голландское государство всеобщего благосостояния стало самой обширной системой социального обеспечения в мире, но оно вступило в кризис, когда расходы выросли из-за резкого высокого уровня безработицы и плохого экономического роста. В начале восьмидесятых годов уровень безработицы превысил 11%, а дефицит бюджета вырос до 10,7% национального дохода. Правоцентристская и левоцентристская коалиции CDA-VVD и CDA-PvdA реформировали голландское государство всеобщего благосостояния, чтобы взять под контроль бюджетный дефицит и создать рабочие места. Социальные выплаты были сокращены, налоги снижены, а бизнес дерегулирован. Постепенно экономика восстановилась, а дефицит бюджета и безработица значительно сократились.
Когда крайне левые партии потеряли значительную поддержку электората на выборах 1986 года, в 1989 году они решили объединиться в новую партию GroenLinks , добившись значительного успеха.
С 1994 года
[ редактировать ]На всеобщих выборах 1994 года CDA потеряла почти половину своих мест, а D66 увеличился вдвое. Впервые за восемьдесят лет коалиция была сформирована без христианских демократов. Пурпурная коалиция была сформирована между PvdA, D66 и VVD. Фиолетовый цвет символизировал смешение социалистического красного с либеральным синим. В «фиолетовые годы», продолжавшиеся до 2002 года, правительство приняло законы об абортах , эвтаназии и однополых браках . «Пурпурная» коалиция также ознаменовала период замечательного экономического процветания.
С 2000 года Нидерланды в значительной степени поддерживали Европейский Союз и предприняли заметные шаги для интеграции с ним и улучшения своих связей с НАТО . [6] глобализация , введение евро , расширение Европейского Союза , расширение НАТО , последствия Оранжевой революции Этому способствовали и другие факторы.
Пурпурная коалиция потеряла большинство на всеобщих выборах 2002 года из-за подъема « Списка Пима Фортейна» (LPF), новой политической партии, возглавляемой ярким популистом Пимом Фортейном . Он проводил кампанию по антииммиграционной программе и говорил о «Пурпурном хаосе» (голландский: Puinhopen van Paars ). Фортейн был застрелен за девять дней до выборов. LPF вошла в Палату представителей с одной шестой мест, а PvdA потеряла половину своих мест. Кабинет Яном был сформирован CDA, VVD и LPF во главе с премьер-министром Петером Балкененде . Оно оказалось недолгим: всего через 87 дней пребывания у власти коалиция распалась в результате последовательных конфликтов внутри ЛПФ и между министрами ЛПФ.
На последовавших за этим всеобщих выборах в январе 2003 года ЛПФ упала до лишь пяти процентов мест в Палате представителей. Левая Социалистическая партия (СП) во главе с Яном Марийниссеном стала там четвёртой по силе партией. Правоцентристский второй кабинет Балкененде был сформирован CDA, VVD и D66. Вопреки народным настроениям, правая коалиция инициировала программу реформ государства всеобщего благосостояния , приватизации здравоохранения и ужесточения иммиграционной политики . 1 июня 2005 года голландский электорат проголосовал на референдуме против предложенной Европейской конституции большинством в 61,54%, через три дня после того, как 57,67% французских избирателей отклонили договор .
В июне 2006 года D66 отказалась от поддержки коалиции после волнений по поводу процедуры предоставления убежища Аян Хирси Али , спровоцированных министром иммиграции Ритой Вердонк . В результате временный третий кабинет Балкененде был сформирован ХДА и ВВД. На последовавших за этим всеобщих выборах в ноябре 2006 года произошел значительный прогресс СП, которая почти утроилась в размерах и стала третьей по величине партией с 17% мест, в то время как умеренная ПвДА потеряла четверть своих мест. На другом конце спектра ЛПФ потеряла все свои места, в то время как новая антииммигрантская Партия свободы (ПВВ) сократилась с нуля до 6% мест, став пятой по величине партией. Эта поляризация очень затруднила переговоры о формировании . Результатом переговоров стало формирование социально-христианского четвертого кабинета Балкененде при поддержке CDA, PvdA и Христианского союза . Этот кабинет был ориентирован на солидарность, долговечность и «нормы и ценности».
В феврале 2010 года PvdA отказалась от поддержки четвертого кабинета Балкененде. PvdA не согласилась с продлением голландского военного вмешательства в Афганистане . На следующих всеобщих выборах 2010 года ВВД стала крупнейшей партией с 31 местом, за ней следовала ПвДА с 30 местами. Правая партия PVV поднялась с 9 до 24 мест, в то время как CDA потеряла половину своей поддержки и осталась с 21 местом. SP потеряла 10 из 25 своих мест, а D66 и GroenLinks получили по 10 мест. Христианский союз, самая маленькая коалиционная партия, потеряла одно из шести мест. И SGP, и PvdD сохранили свои два места. Следующее формирование кабинета в конечном итоге привело к созданию первого кабинета Рютте , правительства меньшинства, сформированного VVD и CDA, поддержанного в парламенте PVV.
В апреле 2012 года ПВВ отказалась от поддержки кабинета Рютте после неудачных переговоров по правительственному бюджету на 2013 год. Последовал политический кризис, в ходе которого парламентские фракции ВВД, ХДА, D66, GroenLinks и Христианский союз вместе избавились от парламентское большинство пришло к временному соглашению по бюджету на 2013 год. В сентябре 2012 года последовали всеобщие выборы 2012 года , на которых и ВВД, и ПвДА одержали значительную победу, получив 41 и 38 мест соответственно.
Тремя партиями, которые потеряли больше всего, были PVV, опустившаяся с 24 до 15 мест, CDA, продолжившая потерю 2010 года и получившая только 13 мест, и GroenLinks, опустившаяся с 10 до всего лишь 4 мест. СП (15 мест), Христианский союз (5 мест) и ПвдД (2 места) были стабильными, тогда как D66 (10–12 мест) и ПСР (2–3 места) одержали умеренную победу. Новичком стала 50PLUS партия пенсионеров , получившая 2 места. В ноябре 2012 года, после относительно непродолжительного формирования кабинета министров, второй кабинет Рютте был сформирован VVD и PvdA.
За вторым кабинетом Рютте последовал третий кабинет Рютте в октябре 2017 года, после всеобщих выборов 2017 года . В его состав входили ВВД, ЦДА, Д66 и КУ.
В 2019 году начались протесты тысяч голландских фермеров , которые считают, что «зеленая политика» представляет угрозу их средствам к существованию из-за ограничения потребления азота и других политик, которые налагают дополнительное бремя на способность заниматься сельским хозяйством. [7] [8] (→ Азотный кризис в Нидерландах )
15 января 2021 года кабинет Рютте подал в отставку из-за скандала с пособиями по уходу за детьми в Нидерландах . [9] В марте 2021 года правоцентристская ВВД премьер-министра Марка Рютте стала победителем выборов , получив 35 мест из 150. Второй по величине партией была левоцентристская партия D66 с 24 местами. Герта Вилдерса Праворадикальная партия Тьерри Боде потеряла несколько мест, а праворадикальная партия «Форум за демократию» выросла. [10] Последующий четвертый кабинет Рютте не смог достичь компромисса по политике предоставления убежища и пал в июле 2024 года, что спровоцировало ноябрьские досрочные выборы . [11] Правая популистская Партия свободы (ПВВ) во главе с Гертом Вилдерсом получила наибольшее количество мест и сформировала правый кабинет Шуфа . [12]
В 2023 году Нидерланды считались 17-й самой электоральной демократической страной в мире согласно индексу V-Dem Democracy . [13]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Системы государственной службы в Западной Европе под редакцией AJGM Бекке, Фрица М. Меера, Edward Elgar Publishing, 2000 г., Глава 7.
- ^ МакГарри, Джон; О'Лири, Брендан (1993). «Введение: 4-политическое регулирование этнического конфликта». В МакГарри, Джон; О'Лири, Брендан (ред.). Политика регулирования этнических конфликтов: примеры затяжных этнических конфликтов . Лондон: Рутледж. стр. 1–40 . ISBN 0-415-07522-Х .
- ^ «Взявшийся информатор» . Tweedekamer.nl . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Национальная правительственная организация» . Rijksoverheid.nl . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ «Нидерланды закрывают тюрьмы из-за серьезной нехватки заключенных» . MSN сейчас . 25 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2013 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Ритберген, ПЯН (2000). Краткая история Нидерландов: от предыстории до наших дней (4-е изд.). Амерсфорт: Беккинг. стр. 148, 156. ISBN. 90-6109-440-2 . OCLC 52849131 .
- ^ Таллис, Пол (16 ноября 2023 г.). «Азотные войны: восстание голландских фермеров, перевернувшее нацию с ног на голову» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Танно, Софи (19 марта 2023 г.). «Трамп и Ле Пен поддержали этих голландских фермеров – теперь они вызвали предвыборный шок» . CNN . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «Правительство Голландии Рютте ушло в отставку из-за скандала с мошенничеством в сфере социального обеспечения детей» . Новости Би-би-си . 15 января 2021 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Выборы в Голландии: премьер-министр Марк Рютте заявляет о своей победе и четвертом сроке» . Новости Би-би-си . 18 марта 2021 г. Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ "НОС - Эйнде кабинет-Рютте IV" . nos.nl (на голландском языке). 12 июля 2023 г. Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Хенли, Джон (21 декабря 2023 г.). «Геерт Вилдерс ведет переговоры по коалиции, но далек от формирования голландского правительства» . Хранитель .
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Проверено 14 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт правительства Нидерландов
- (на голландском языке) Parlement.com , подробная информация о выборах политиков, кабинетах министров, партиях и т. д. с 1814 года.
- Политическая система Нидерландов в двух словах » Нидерландского института многопартийной демократии и Института общественности и политики (2008 г.)