Jump to content

1964 беспорядки в Восточном Пакистане

1964 Этническая чистка в Восточном Пакистане
Мятежники атакуют храм Дакешвари в Дакке
Расположение Восточный Пакистан
Дата 2 января 1964 г. - 28 марта 1964 г.
Цель Бенгальские индусы , Гарос
Тип атаки
Резня , насильственное обращение в другую веру , грабеж , поджог, похищение и изнасилование.
Летальные исходы 1000+ (оценка правительства Пакистана) [ 1 ]
Преступники Ансары , Восточно-Пакистанские стрелки , Мусульманские бунтовщики
Мотив 1963 года. Инцидент в Хазратбале

Беспорядки в Восточном Пакистане в 1964 году относятся к резне и этническим чисткам бенгальских индуистов из Восточного Пакистана после предполагаемой кражи того, что, как считалось, было волосами Пророка , из храма Хазратбал в Джамму и Кашмире в Индии. Характерной особенностью погромов был их городской характер и выборочная направленность против предприятий и торговых предприятий, принадлежащих бенгальским индуистам, в столице Дакке . Это привело к нескончаемым волнам бенгальских индуистских беженцев в соседней Западной Бенгалии . Реабилитация беженцев стала национальной проблемой в Индии, и сотни беженцев были переселены в Дандакаранья район в Одише и Мадхья-Прадеше (ныне в Чхаттисгархе ).

27 декабря 1963 года волосы Мухаммеда пропали из храма Хазратбал в Шринагаре в Кашмире . прошли массовые протесты В Джамму и Кашмире из-за исчезновения реликвии. [ 2 ] Возвращаясь в Исламабад, президент Пакистана Мухаммад Аюб Хан заявление сделал в аэропорту Дакки , что не будет нести ответственности за какую-либо реакцию в Пакистане в ответ на инцидент в Хазратбале . [ 3 ] Мусульманская лига Пакистанской конвенции объявила 3 ​​января 1964 года «Днем Кашмира». [ 4 ] 4 января 1964 года реликвия была обнаружена, а злоумышленники арестованы. [ 5 ] Однако на следующий день Пакистанское радио назвало обнаруженную реликвию подделкой. [ 5 ]

Убийства

[ редактировать ]

Абдус Сабур Хан , министр связи Пакистана, в 1960 году насильно занял 30 бигхов земли у некоего Рупчанда Бисваса, землевладельца-индуиста из Матикхали, и построил на нем трехэтажное здание. Рупчанд Бисвас возбудил против Хана дело, которое последний проиграл. Суд обязал Абдуса Сабур Хана выплатить 135 000 рупий. Он обратился к Бисвасу с просьбой о внесудебном урегулировании, но тот отказался. [ 6 ] Между тем, Маджид Миан, кандидат Абдуса Сабур Хана, проиграл на выборах в районный совет. [ 7 ] После поражения Хан и члены его партии, включая председателя правления Союза Чамкури, возложили на индусов ответственность за поражение и начали угрожать им тяжелыми последствиями. В это время произошел инцидент в Хазратбале. Хан воспользовался возможностью преподать индусам урок.

2 января 1964 года индусам не разрешили носить обувь, пользоваться зонтиками или ездить на рикше в знак траура по утрате реликвии. [ нужна ссылка ] Днем шествия в Кхулне , оплакивающие утрату реликвии, ходили по городу с криками «Убейте индусов». [ 8 ] Около 16:00 начались нападения на индусов. [ 9 ] После 4 часов беспорядков в 8 часов вечера в Кхулне был введен комендантский час. [ 9 ] 3 января было объявлено «Днем Кашмира» Мусульманской лигой Пакистанской конвенции. В Хулне была объявлена ​​всеобщая забастовка. Абдус Сабур Хан выступил перед огромным собранием в промышленной зоне Даулатпур на окраине Кхулны. Тысячи мусульман, в основном бихарцы, вооруженные смертоносным оружием, собрались в Даулатпуре, чтобы послушать Хана. Хан произнес яростную антииндуистскую и антииндийскую речь, в которой назвал инцидент в Хазратбале индуистским заговором. Сразу после встречи 20-тысячная толпа мусульман рассредоточилась в соседних населенных пунктах Сенхати, Махешварпаша, Пабла, Чандани Мал и Даулатпур и начала грабить индуистскую собственность и поджигать ее. Многие индусы были убиты или подверглись жестоким нападениям. Часть толпы двинулась в сторону Кхулны, нарушив железнодорожное и автомобильное движение, достигающее города на закате. В течение следующих четырех дней в Кхулне продолжалась оргия грабежей, поджогов, убийств, изнасилований и похищений. Насилие против индусов возглавили рабочие-мусульмане верфи Кхулна, компания Дада. Компания Испахани и компания Ката Соулман, председатель профсоюза Лоппур, снабжали нападавших огнестрельным оружием. Около 200–300 бенгальских индуистов мародёрами в гхате Кхулна-Лонч были убиты мусульманскими . [ 10 ] Все деревни по дороге из Хулны в Чалну были разрушены. [ 11 ] [ нужен лучший источник ] 4 января насилие распространилось на Монгла. [ 8 ] По оценкам, 300 индусов были убиты или ранены в порту Монгла . [ 11 ]

Абдус Сабур Хан выступил еще на трех встречах в Рампале . Были распространены листовки, предупреждающие об ужасных беспорядках в Пакистане и уничтожении индусов. Индуистов предупредили немедленно покинуть Пакистан. [ 12 ] На базаре Лоппур он выступил на другом собрании, где сказал, что будет делать обувь из индусской кожи, сорванной с их спины. Когда насилие обострилось, Хан занялся свадьбой своей племянницы. На свадьбе присутствовали Абдул Монем Хан (губернатор Восточного Пакистана) и Кази Абдул Кадер (член Национальной ассамблеи и министр продовольствия и сельского хозяйства Восточного Пакистана). [ 13 ] Арабинда Бхаттачария, известный защитник Кхулны, неоднократно звонил Хану с просьбой принять необходимые меры, но каждый раз он извинялся, ссылаясь на свою недоступность из-за замужества племянницы. [ 14 ]

состоялось собрание 13 января на стадионе в Дакке по поводу инцидента в Хазратбале. [ 15 ] 14 и 15 января пассажирам-индуистам почтовых поездов, прибывающих в Дакку из Читтагонга и Сираджганджа, было предложено сойти в Тонги и Теджгаоне . Тех, кто отказывался спускаться, убивали. [ 16 ] [ 17 ] 15 января толпа мусульман прибыла на улицу Навабпур-роуд , 20 , вошла в дом, отрубила голову священнику и осквернила изображения Радхи-Кришны . Четыре члена дома мужского пола были убиты. [ 18 ] Студия Das на Навабпур-роуд была разграблена и сожжена дотла. [ 19 ] В ночь на 15 января индуистские дома в Нагарханпуре подверглись нападению и разграблению. [ 20 ] 15 января была сожжена миссия Рамакришны в Тикатули. Были полностью разрушены три здания, семь изб, один храм, одна благотворительная больница, одна библиотека и одно студенческое общежитие. [ 21 ] Двое индусов были зарезаны. [ 22 ] После инцидента в Хазратбале общежитие индуистских студентов Инженерно-технологического университета Восточного Пакистана каждую ночь забрасывали камнями. [ 23 ] Студенты-мусульмане, будучи преданными Джамаат-и-Ислами, стали называть студентов-индуистов индийскими шпионами. [ 23 ]

16 января Кришна Де из Центрального банка, Пран Кумар Де из Объединенного промышленного банка и еще один индуистский сотрудник банка Барода скрылись на машине, после того как два дня прятались в помещениях банка. Их машину остановили, и они погибли. [ 18 ] Были сожжены школа FME, публичная библиотека, физический клуб Вивекананды и благотворительная больница Хиралал Лохия в Хиралал Севаграм. [ 24 ] Грузовики с трупами привозили в больницы, откуда их отправляли на места захоронений. Сотни индусов были похоронены в сопровождении военного конвоя. Даже опознанные тела не были возвращены родственникам. [ 25 ] В Райербазаре кумбхакары подверглись нападению со стороны мусульман-бихари из Мохаммадпура и мусульман-ноахали с кожевенных заводов Хазарибага . [ 26 ] Каждый дом был подожжен. 96 бенгальских индуистов . В результате резни было убито [ 26 ] Многие женщины были изнасилованы, а многие молодые девушки были похищены. [ 26 ] Населенный пункт был этнически очищен от бенгальских индуистов и переименован в Зафрабад. [ 27 ] Бани Бхабан, общежитие индуистских мальчиков на Ишвар Дас Лейн, было взломано и полностью разграблено. Мальчики сбежали и укрылись в лагере помощи. [ 22 ] Нари Шикша Мандир подвергся нападению, в ходе которого был убит главный секретарь Абани Гуха Рой и ранен старший учитель Джагаджибан Босе. [ 22 ] В таких местах, как Тикатули и Вари, стены были расписаны лозунгами « Убей индусов» , «Хинду Марвари Маро» и т. д. [ 28 ] 18 января был введен 24-часовой комендантский час, улицы патрулировали войска. Позже комендантский час был продлен до 8 часов утра 19 января. [ 29 ]

Сотни деревень вокруг города Дакка были сожжены дотла. [ 18 ] 18 января газета Daily Ittefaq сообщила, что 95% разрушенных домов в старой Дакке принадлежат индуистам, а в городе Дакка около 100 000 индуистов остались без крова. [ 30 ] 23 января газета The Hindu со ссылкой на власти Пакистана сообщила, что за последнюю неделю в результате межобщинного насилия в Дакке погибло около 1000 человек. [ 1 ] погибло 600 человек Однако медсестра Американского Корпуса мира заявила, что 21 января только в Медицинском колледже и больнице Дакки . [ 1 ]

Нараянгандж

[ редактировать ]

Карим, генеральный директор Adamjee Group, объявил праздник на джутовой фабрике Adamjee 13 и 14 января и распространил слух о том, что его брат был убит в Калькутте . [ 24 ] В ночь на 13 января рабочие джутовой фабрики Адамджи напали на индуистские кварталы, в основном населенные рабочими хлопковой фабрики № 2 Дакешвари, и подожгли индуистские дома. Сатьен Рой, менеджер хлопковой фабрики № 2 Дакешвари, позвонил Сунилу Бозе, управляющему директору, в 3 часа ночи и сообщил, что фабрика горит, и попросил полицию и военных. [ 31 ] Рано утром, около 5 часов утра, 20 000 рабочих джутовой фабрики Адамджи ворвались на территорию хлопковой фабрики № 2 в Дакешвари и прибегли к беспорядочным грабежам, поджогам и убийствам. Было убито более 700 индусов, мужчин, женщин и детей. Несколько женщин были похищены. [ 32 ] Около 7 часов утра от 2000 до 3000 индуистских мужчин, женщин и детей в поисках безопасности бросились на территорию хлопковой фабрики Лакшминараян. Мельницу остановили, рабочие выбежали на улицу и закрыли ворота. Тысячи индусов собрались у ворот в поисках убежища, и ворота пришлось открыть, чтобы впустить их. К 9 часам утра около 10 000 индусов укрылись на территории комплекса. Вскоре после этого ворвалась толпа мусульман численностью в 2000 человек, вооруженная решетками и железными прутьями, и начала жестокое нападение на несчастных людей, в результате которого три человека погибли и около дюжины были ранены. [ 31 ] Дом Кшетранатха Гоша подвергся нападению и разграблению. Его семья укрылась на мельницах. [ 20 ] Полиция прибыла в 16:00 и обеспечила охрану 20 полицейских. Через полчаса произошло еще одно нападение на внешнем участке, в результате которого был убит один рабочий. [ 31 ] К вечеру около 25 000 индусов укрылись на территории хлопковой фабрики Лакшминараян. [ 20 ] Индусы, укрывшиеся в помещениях мельницы, оставались без еды четыре дня до 20 января. [ 24 ] Профессор Ричард Новак из колледжа Нотр-Дам отправился в Нараянгандж, чтобы сфотографировать массовое насилие. Он был зарезан в Лахадголе, недалеко от хлопковой фабрики Адарши. [ 33 ]

14 января был убит Гостхабихари Саха, известный бизнесмен из Нараянганджа , а его типография «Сатьясадхана» была разграблена и подожжена. [ 18 ] В деревне Панчасар злоумышленники убили Ренубалу Пейн вместе с двумя ее детьми и Шобхарани Басу с двумя ее дочерьми. [ 18 ] В деревне Нарасинги сгорело 350 индуистских домов. Некий Бимала Сундари Пал был безжалостно убит. [ 34 ] Шестнадцать членов семьи Барада Прасада Рэя, президента профсоюзного совета деревни Майман, были убиты. [ 25 ] Все дома в индуистской деревне Мурапара сгорели. Семнадцать женщин были сожжены заживо. [ 34 ] В деревне Бхульта около 250 индусов были безжалостно убиты и семнадцать сожжены заживо. [ 35 ]

17 февраля 623 индуиста были убиты в Совете Союза Голакандайл в Рупгандже в районе Нараянгандж. Несколько мусульманских хулиганов напали на дом Харана Гоша в Гошпаре, Нарсингди, и подожгли его. После этого они разграбили и подожгли все дома в Гошпаре, Мудакпара (Курипара), Баулпара, Пайтталпара. Хулиганы не могли пересечь дорогу C&B и проникнуть в другие густонаселенные индуистские районы, окружающие базар Нарсингди, поскольку мусульмане, в основном из Текпара, оказывали сопротивление хулиганам. Люди из пострадавших деревень укрылись в здании колледжа Нарсингди и в некоторых частных домах, находящихся под опекой некоторых влиятельных мусульман. Только в районе Нараянгандж было убито около 3500 индусов, похищено 300 индуистских женщин, разрушено 31 000 индуистских жилищ, в результате чего 80 000 индусов из 151 деревни остались без крова. [ 21 ]

Раджшахи

[ редактировать ]

Все индуистские жители деревни Майнам недалеко от Нагаона в районе Раджшахи, за исключением двух маленьких девочек, были убиты. [ 23 ] Антииндуистское насилие имело место в Дуруше, где жертвами стали санталы. В деревне Дарса под полицейским участком Паба было убито 5000 человек. Тысячи немусульман укрылись в школе, но она была жестоко сожжена. И они закопали, выкопав пруд с банановыми деревьями. Бунт произошел в то время, когда округ Раджшахи был П. Н. Азизом, и все индусы были убиты и сожжены. [ 36 ]

В Силхете индусы были вынуждены закрыть свои магазины во время Рамадана , а киртан был запрещен на 24 часа. [ 11 ] На 35 чайных плантациях Силхета рабочих-индуистов заставляли принять ислам . Им предложили взять говядину вместо баранины. В день Ид уль-Фитр считали гуру , был вынужден есть говядину. Басудев Шарма, которого тысячи индуистских рабочих [ 25 ]

Мименсингх

[ редактировать ]

Земли, принадлежавшие народам Гаро и Хаджонг, были захвачены в районах Налитабари , Калмаканда , Дургапур , Халуагхат и Срибарди тогдашнего округа Мименсингх . [ 37 ]

Репрессивные меры

[ редактировать ]

12 января 1964 года правительство Восточного Пакистана обнародовало Постановление о реабилитации лиц, страдающих от нарушений в Восточном Пакистане (I от 1964 года), которое запрещало продажу недвижимого имущества любым индуистом. Когда начался исход, у индусов не было другого выбора, кроме как покинуть свою собственность и бежать в Индию. Их активы впоследствии были незаконно присвоены влиятельными кругами мусульманского руководства. Постановление было оспорено в Высоком суде Дакки Читтаранджаном Сутаром, где правительство Восточного Пакистана проиграло дело. [ 38 ]

Маноранджан Дхар , адвокат Высокого суда Дакки, бывший министр финансов Восточного Пакистана и генеральный секретарь Пакистанского национального конгресса, был арестован в своей резиденции в Мименсингхе. Пулин Де , профессор, бывший член Законодательного собрания Восточного Пакистана и секретарь Социалистической партии Пакистана, был арестован из Дхалгата в Читтагонге.

Цензура прессы

[ редактировать ]

Сообщения прессы подвергались жесткой цензуре в Пакистане. Фотография была запрещена. [ 39 ] Правительство Пакистана ввело цензуру на газеты Daily Ittefaq и Пакистан наблюдатель за их беспристрастные репортажи. В знак протеста пять ежедневных газет Восточного Пакистана прекратили выпуск. [ 18 ] Когда агентство Reuters сообщило, что только в Дакке было убито более 1000 человек, правительство Пакистана немедленно заявило протест. [ 16 ]

Индуистские беженцы из Восточного Пакистана на пути в Калькутту .
Индуистские беженцы достигают Калькутты после беспорядков в Кхулне в 1964 году

Тысячи индуистов прибыли в Индию в качестве беженцев. Каждый день от 5000 до 6000 индуистов выстраивались в очередь перед посольством Индии в Дакке, чтобы эмигрировать в Индию. Но разрешение получали только 300-400 человек. [ 40 ] В результате этой миграции Кхулна , единственный район в Восточном Пакистане с индуистским большинством, стал районом с мусульманским большинством. [ 10 ] Крупномасштабный приток индуистских беженцев произошел в Джалпайгури в результате притеснения индийских читмахалов на территории Восточного Пакистана со стороны стрелков Восточного Пакистана . [ 11 ] 2 марта The Globe and Mail сообщила, что тысячи индуистов, желающих эмигрировать в Индию, застряли в Дакке. [ 41 ] прибыло около 135 000 бенгальских индуистских беженцев По данным индийских властей, в Западную Бенгалию . [ 42 ] За это время многие из оставшихся индуистских жителей Панамнагара уехали в Индию. [ 43 ]

Выселение племен

[ редактировать ]
Гаро Беженцы из Восточного Пакистана в Гаро-Хиллз , Ассам, Индия.

Более 75 000 беженцев, из которых около 35 000 были христианами, из Восточного Пакистана прибыли в Ассам в течение полутора месяцев с момента начала геноцида. Беженцы, в основном Гаро , Хаджонги и Далус из Мименсингха, укрылись в Гаро-Хиллз в Ассаме, ныне в Мегхалае . [ 44 ] The Observer было создано 12 временных лагерей для 50 000 беженцев. сообщил, что в Туре на холмах Гаро [ 44 ] Лакшми Менон, заместитель министра иностранных дел Индии, заявила в Лок Сабхе , что колонна из 1000 беженцев из Мименсингха была обстреляна стрелками Восточного Пакистана, когда они переправлялись в Индию. [ 45 ] К 28 марта около 78 000 беженцев из племени мигрировали из района Мименсингх в Восточном Пакистане в нынешнюю Мегхалая в Индии. [ 42 ]

Вынужденная миграция племенного населения, особенно христианского племени, вызвала большой резонанс в международном сообществе. [ 42 ] Осознавая последствия, правительство Пакистана предприняло попытку вернуть людей домой. Администрация района Мименсингх обратилась к беженцам с призывом вернуться. Архиепископ Дакки встретился с президентом Аюбом Ханом и написал письмо с призывом к беженцам из племени вернуться домой. [ 42 ] Индийские власти объявили об обращении правительства Пакистана и архиепископа Дакки к беженцам в лагерях и предложили им бесплатный транспорт до границы. Беженцы из племени отклонили апелляцию и отказались возвращаться в Пакистан. [ 42 ]

Помощь и реабилитация в Индии

[ редактировать ]

В Индии беженцам была оказана помощь во временных лагерях помощи в Ассаме, Западной Бенгалии и Трипуре. Позже им была предоставлена ​​реабилитация в разных частях Индии. 6000 чакмов получили приют в лагере помощи в Силчаре . [ 17 ] 12 временных лагерей были созданы в Туре на холмах Гаро для оказания помощи примерно 50 000 Гаро и другим племенам из Восточного Пакистана. [ 46 ]

Меры помощи в Пакистане

[ редактировать ]

Днем 15 января 1964 года около 300 бенгальских индуистов из соседнего района, включая женщин и детей, укрылись в доме Свадеша Нага на Хемендра Дас Роуд в Сутрапуре, Дакка. Наг организовал для беженцев обед из риса и чечевицы. На следующий день правительство Восточного Пакистана начало переселять индуистские меньшинства из неспокойных районов Дакки на правительственных грузовиках на территорию суда Дакки. Вскоре помещение суда было заполнено до отказа. 17 января правительство переселило многих беженцев в Джаганнатх-колледж, где был открыт лагерь помощи. В Джаганнатх-колледже находилось от 7000 до 10 000 беженцев. Однако устройства туалетов не было. В результате состояние лагеря вскоре стало антисанитарным. [ 47 ] Бенгальские индусы Тантибазара и Шанкхарибазара в течение двух дней кормили беженцев в лагере кичуру. [ 47 ] Всего в Дакке было открыто 25 лагерей помощи. [ 48 ] из которых только один находился в ведении правительства, а остальные - частных индуистских организаций. Лагерь помощи был открыт в Джаганнатх-холле Университета Дакки, где укрылись 800 человек, включая трех законодателей ассамблеи Восточного Пакистана. [ 49 ] По данным местных газет, к последней неделе января в 20 лагерях помощи находилось от 50 000 до 80 000 индусов. [ 50 ] К 28 марта ситуация успокоилась.

Насилие против бенгальского индуистского меньшинства в Восточном Пакистане посрамило часть образованных мусульман. [ 50 ] За это время некоторые мусульманские лидеры Восточного Пакистана, такие как Атаур Рахаман Хан, шейх Муджибур Рахман , Мамуд Али, Залур Хоссейн и Тофаззал Хоссейн, посетили лагеря беженцев. [ 47 ]

Изображение в культуре

[ редактировать ]

В английском романе Амитава Гоша 1988 года «Линии теней » основной темой являются беспорядки. В книге Шувашри Гоша «Через границы» беспорядки также являются основной темой. «Чхимчхангар Дута Пар» роман Умаканты Шармы 1965 года — ассамский — центральной темой является преследование и последующий исход Гароса из Восточного Пакистана во время беспорядков. [ нужна ссылка ] «Читра Надир Паре» , бенгальский фильм 1999 года бангладешского кинорежиссера Танвира Мокаммеля , имеет фоном беспорядки. [ 51 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «1000 убито в беспорядках» . Индус . Мадрас. 23 января 1964 года. Архивировано из оригинала 29 января 2014 года . Проверено 17 августа 2014 г.
  2. ^ Кант, Идрис (2018). «Социальная и политическая жизнь реликвии: эпизод кражи Мои-е-Мукаддас в Кашмире, 1963–1964 годы» . Гималаи . 38 (2): 66.
  3. ^ Байдья, Калидас (2005). Бангалир Муктиядхе Антаралер Шейх Муджиб . Калькутта: Шанкар Кармакар. стр. 84.
  4. ^ Триведи, Рабиндранат (23 июля 2007 г.). «Наследие тяжелого положения индуистов в Бангладеш – Часть VII: Бенгальские мусульмане борются с коммунализмом в 1964 году» . Азиатская трибуна . 12 (492). Всемирный институт азиатских исследований. Архивировано из оригинала 31 марта 2020 года . Проверено 27 августа 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 48. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  6. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 53. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  7. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 52. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  8. ^ Jump up to: а б Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 56. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  9. ^ Jump up to: а б Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 58. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  10. ^ Jump up to: а б Гош Дастидар, Сачи (2008). Последняя жертва Империи: исчезновение индусов и других меньшинств Индийского субконтинента . Калькутта: Фирма KLM. п. 170. ИСБН  978-81-7102-151-2 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 95. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  12. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 54. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  13. ^ "никто". Утренние новости . 6 января 1964 года.
  14. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 57. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  15. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 66. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  16. ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 102. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  17. ^ Jump up to: а б Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 50. ISBN  978-81-8405-034-9 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 101. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  19. ^ Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 105. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  20. ^ Jump up to: а б с Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 61. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  21. ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 96. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  22. ^ Jump up to: а б с Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 68. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  23. ^ Jump up to: а б с Рой, Татхагата (2002). Мой народ, лишенный корней: Сага об индусах Восточной Бенгалии . Калькутта: Ратна Пракашан. стр. 100-1 220–221. ISBN  81-85709-67-Х .
  24. ^ Jump up to: а б с Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 62. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  25. ^ Jump up to: а б с Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 103. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  26. ^ Jump up to: а б с Дас, Свапан Кумар (30 октября 2010 г.). Палпара из Райербазара теперь только по названию. . Калер Канто (на бенгали). Дакка. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  27. ^ Ахмед, Махиуддин (16 ноября 2012 г.). Идол не сломлен, доверие и вера сломлены . Протом Ало (на бенгали). Дакка. Архивировано из оригинала 29 августа 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  28. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 70. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  29. ^ «Дакка: Войска приносят мир» . «Стрейтс Таймс» . Сингапур. 19 января 1964 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  30. ^ "никто". Ежедневная газета Иттефак . Дакка. 18 января 1964 года.
  31. ^ Jump up to: а б с Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 60. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  32. ^ Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 64. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  33. ^ Новак, Михаил (декабрь 2008 г. - январь 2009 г.). «День, когда убили моего брата» . Американский зритель . Архивировано из оригинала 10 декабря 2011 года . Проверено 2 мая 2011 г.
  34. ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 99. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  35. ^ Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 100. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  36. ^ «Раджшахиский благочинный» . Церковь Бангладеш. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 27 августа 2013 г.
  37. ^ «Бангладеш: лидеры коренных народов требуют от Земельной комиссии восстановления их лишенных собственности земель в районе Большого Мименсига» . Коммерческое давление на землю . Международная земельная коалиция. Архивировано из оригинала 1 сентября 2013 года . Проверено 1 сентября 2013 г.
  38. ^ Рэй, Дебоджьоти (2005). Кено Удбасту Хоте Холо (на бенгали) (пересмотренное 2-е изд.). Калькутта: Вивекананда Сахитья Кендра. стр. 60. Архивировано из оригинала 7 февраля 2023 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
  39. ^ Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 91. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  40. ^ Байдья, Калидас (2005). Бангалир Муктиядхе Антаралер Шейх Муджиб . Калькутта: Шанкар Кармакар. п. 91.
  41. ^ "никто". Глобус и почта . Торонто. 2 марта 1964 года.
  42. ^ Jump up to: а б с д и Брэди, Томас Ф. (5 апреля 1964 г.). «Мусульманско-индуистское насилие снова вспыхивает» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 17 августа 2014 г.
  43. ^ Ахмед, Ифтехар (2006). «Совместный подход к сохранению: работа с сообществом для спасения культурного наследия Панамнагара» (PDF) . Университетский журнал BRAC . 3 (2). Дакка: 26. Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 17 августа 2014 г.
  44. ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 108. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  45. ^ Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 114. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  46. ^ Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 109. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  47. ^ Jump up to: а б с Мукхопадхьяй, Кали Прасад (2007). Раздел, Бенгалия и после: Великая трагедия Индии . Нью-Дели: Справочная пресса. п. 47. ИСБН  978-81-8405-034-9 .
  48. ^ Бхаттачарья, СК (1987). Геноцид в Восточном Пакистане/Бангладеш . Хьюстон: А. Гош. п. 106. ИСБН  0-9611614-3-4 .
  49. ^ Гальдер, Дхирендра Натх. «Джаганнатх Холл – Предыстория» . Ассоциация выпускников Джаганнатх Холла Великобритании. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 1 сентября 2013 г.
  50. ^ Jump up to: а б Невард, Жак (24 января 1964 г.). «Беспорядки вызывают мусульманский стыд» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 17 августа 2014 г.
  51. ^ Мукерджи, Шридип (июнь 2022 г.). «Искалеченные дома, запутанная родина: религия и гендер в «Читра Надир Паре» Танвира Мокаммеля». Биоскоп . 13 (1): 117–135. дои : 10.1177/09749276221100280 . S2CID   249631876 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ce5cf4866c17bf77b28fd95da84a2c2__1721697720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/c2/0ce5cf4866c17bf77b28fd95da84a2c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1964 East Pakistan riots - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)