Человек, который продал мир (альбом)
Человек, который продал мир | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Оригинальный американский выпуск 1970 года. | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 4 ноября 1970 г. | |||
Записано | 17 апреля - 22 мая 1970 г. | |||
Студия | Трайдент и Эдвижн (Лондон) | |||
Жанр | ||||
Длина | 40 : 29 | |||
Этикетка | Меркурий | |||
Продюсер | Тони Висконти | |||
Дэвида Боуи Хронология | ||||
| ||||
Альтернативная обложка | ||||
![]() Британский выпуск 1971 года. |
The Man Who Sold the World — третий студийный альбом английского музыканта Дэвида Боуи , первоначально выпущенный на лейбле Mercury Records в США 4 ноября 1970 года и в Великобритании 10 апреля 1971 года. Продюсирован Тони Висконти и записан в Лондоне. С апреля по май 1970 года на альбоме впервые появляются на пластинке Боуи будущие Spiders from Mars участники Мик Ронсон и Мик Вудмэнси .
После преимущественно акустического и фолк-рокового звучания Дэвида Боуи (1969), «The Man Who Sold the World» ознаменовал сдвиг в сторону хард-рока с элементами блюз-рока . Тексты мрачнее, чем его предыдущие релизы, и исследуют темы безумия, религии, технологий и войны. Ни одна из его песен не была выпущена как синглы ; некоторые треки появились как би-сайды в период с 1970 по 1973 год. Первоначальное название «Метроболист» — пьеса по фильму «Метрополис» (1927), название было изменено в последнюю минуту Меркьюри без консультации с Боуи.
Альбом был выпущен с разными обложками в США и Великобритании. Для выпуска в США иллюстрацией был карикатурный рисунок Майкла Дж. Уеллера, изображающий ковбоя перед приютом. На британской обложке Кейта Макмиллана Боуи изображен в синем платье, созданном Майклом Фишем . В переиздании 1972 года, выпущенном RCA Records, было черно-белое изображение нынешнего персонажа Боуи Зигги Стардаста ; переиздания с 1990 года возродили оригинальные британские произведения искусства.
Изначально «Человек, который продал мир» был лучше принят музыкальными критиками в США, чем в Великобритании. Тем не менее, в обеих странах это был коммерческий провал; переиздание 1972 года попало в чарты как США, так и Великобритании. Ретроспективно, критики высоко оценили альбом за выступление группы и тревожный характер его музыки и текстов, и многие считают его началом «классического периода» Боуи. С тех пор он несколько раз переиздавался, а в 2020 году на него был сделан ремикс под первоначальным названием Metrobolist , к его 50-летнему юбилею.
Фон
[ редактировать ]Дэвида Боуи Прорывной сингл « Space Oddity » был выпущен в июле 1969 года и принес ему коммерческий успех и внимание. [ 1 ] Однако его родительский альбом Дэвид Боуи (Space Oddity) , выпущенный позже в том же году, не имел такого успеха, отчасти из-за неспособности Philips Records эффективно продвигать альбом. [ 2 ] К 1970 году внимание, которое Боуи привлек к себе "Space Oddity", рассеялось, и его следующий сингл " The Prettiest Star " не попал в чарты. [ 2 ] [ 3 ] Понимая, что его потенциал как сольного исполнителя тает, Боуи решил сформировать группу с басистом Тони Висконти , который ранее работал с Боуи над Space Oddity . [ 4 ] и барабанщик Джон Кембридж. Называя себя Hype, группе все еще требовался гитарист. [ 5 ]
2 февраля 1970 года Боуи встретил гитариста Мика Ронсона после выступления в клубе Marquee в Лондоне. Они сразу сошлись и согласились работать вместе. [ 6 ] После их встречи Ронсон присоединился к Hype. На выступлениях группы участники были одеты в яркие костюмы супергероев. [ 7 ] Боуи прекратил выступления Hype в конце марта 1970 года, чтобы сосредоточиться на записи и написании песен, а также разрешить споры со своим менеджером Кеннетом Питтом . [ 8 ] новая сингловая версия трека Space Oddity " Memory of a Free Festival " и ранняя попытка " The Supermen ". В это время были записаны [ 8 ]
Кембридж был уволен из Hype в конце марта, и новый барабанщик Мик «Вуди» Вудмэнси . по предложению Ронсона к группе присоединился [ а ] [ 8 ] [ 7 ] О своем первом впечатлении от Боуи Вудмэнси сказал в 2015 году: «Этот парень жил и дышал, будучи звездой рок-н-ролла ». [ 9 ] К апрелю 1970 года четверо участников Hype жили в Хэддон-холле , Беккенхем , особняке в эдвардианском стиле , переоборудованном в многоквартирный дом, который, по словам одного посетителя, имел атмосферу, «походящую на Дракулы ». гостиную [ 10 ] Ронсон и Висконти построили импровизированную студию под парадной лестницей Хэддон-холла; Боуи записал там многие из своих демо начала 1970-х. [ 2 ]
Запись
[ редактировать ]Запись The Man Who Sold the World началась 17 апреля 1970 года в Advision Studios в Лондоне, когда группа приступила к работе над All the Madmen . На следующий день Ральфа Мейса наняли играть на синтезаторе Moog , позаимствованном у Джорджа Харрисона . [ 11 ] после его работы над синглом "Memory of a Free Festival". [ 12 ] В то время Мейс был 40-летним концертирующим пианистом, который также возглавлял классической музыки отдел Mercury Records . [ 11 ] В это время Боуи расторг контракт с Питтом и встретил своего будущего менеджера Тони Дефриса , который помог Боуи в расторжении контракта. [ 12 ] Запись переехала в Trident Studios в Лондоне 21 апреля и продолжалась там до конца апреля до середины мая. 4 мая группа записала «Running Gun Blues» и «Saviour Machine», последняя из которых изначально была рабочим названием заглавного трека , прежде чем Боуи переработал песню в другую мелодию, чтобы сформировать окончательную версию «Saviour Machine». ". Запись и сведение были перенесены обратно в Advision 12 мая и завершены через десять дней. В последний день Боуи записал свой вокал для заглавного трека. [ 12 ] [ 13 ]
Поскольку в то время Боуи был озабочен своей новой женой Энджи , а также своими управленческими проблемами, [ 14 ] музыка была в основном аранжирована Ронсоном и Висконти. [ 2 ] Ронсон использовал эти занятия, чтобы узнать о многих методах производства и аранжировки Висконти. [ 15 ] Хотя Боуи официально считается автором всей музыки для «Человека, который продал мир» , автор Питер Доггетт цитирует слова Висконти, что «песни были написаны всеми четырьмя из нас. Мы играли в подвале, и Боуи просто скажи, понравились они ему или нет». В повествовании Доггетта: «Группа (иногда с участием Боуи на гитаре, иногда без него) записывала инструментальный трек, который мог быть основан, а мог и не быть основан на оригинальной идее Боуи. Затем, в последний возможный момент, Боуи неохотно высвобождался из диван, на котором он бездельничал с женой, и набросать набор текстов». [ 16 ] Напротив, в интервью 1998 года процитировали слова Боуи: «Я действительно возражал против впечатления, что я не писал песни для The Man Who Sold the World . Вам нужно только проверить изменения аккордов. Никто не пишет аккорды. такие изменения». Например, «Ширина круга» и «Супермены» существовали еще до начала сессий. [ 2 ]
Музыка и тексты песен
[ редактировать ]Звуковой ландшафт принадлежал Висконти. Вклад группы – то, как барабаны и бас должны работать вместе с гитарой – был чем-то, чем [Ронсон] действительно занимался. [ 17 ]
—Дэвид Боуи в интервью Mojo
The Man Who Sold the World отличался от преимущественно акустического и фолк-рокового звучания Space Oddity . [ 18 ] [ 19 ] По мнению музыкального критика Грега Кота , это ознаменовало смену направления Боуи в сторону хард-рока . [ 20 ] Стивен Томас Эрлевин из AllMusic описал альбом как «почти весь хард- блюз-рок или психоделический фолк-рок », а Доггетт пишет, что он «наполнен энергичным хард-роком». [ 21 ] [ 22 ] Большая часть материала имеет ярко выраженный оттенок хэви-метала , что отличает его от других релизов Боуи, и его сравнивают с современными коллективами, такими как Led Zeppelin и Black Sabbath . [ 23 ] [ 24 ] По словам Марка Спитца , Ронсон намеревался создать тяжелый блюзовый альбом, «достойный Cream ». [ 14 ] Музыкальный писатель Саймон Рейнольдс , сравнивая части альбома с Van Der Graaf Generator и Comus , интерпретировал его как «Боуи пытается сойти за андеграундную группу», несмотря на то, что уже отказался от ценностей хиппи . [ 25 ]
Как и музыка, тексты значительно мрачнее, чем у предшественника. По словам Доггетта, они содержат множество тем, которые Боуи продолжал исследовать на протяжении оставшейся части десятилетия 1970-х, включая «безумие, отчуждение, насилие, смешение идентичностей, власть, тьму и сексуальное одержимость». [ 22 ] Тексты песен также рассматривались как отражающие влияние таких фигур, как Алистер Кроули , Франц Кафка и Фридрих Ницше . [ 26 ] Поскольку Боуи написал большую часть текстов в последнюю минуту, О'Лири пишет, что The Man Who Sold the World - более «связный» концептуальный альбом, чем Ziggy Stardust (1972) и Diamond Dogs (1974). Он продолжает, говоря, что песни «отражают друг друга и отвечают друг другу», разделяя схожие темы и образы. [ 27 ]
Сторона первая
[ редактировать ]Вступительный трек « The Width of a Circle » представляет собой восьмиминутную эпопею, погружающую в прогрессивный рок . [ 9 ] [ 15 ] Первоначально дебютировал в феврале 1970 года на сессии BBC. [ 28 ] Песня начинается с широко хвалимой гитарной игры Ронсона. [ 27 ] используя обратную связь и импровизацию во всем. [ 29 ] [ 30 ] В текстах упоминается ливанский поэт Халил Джебран , а во второй половине песни рассказчик вступает в сексуальный контакт с Богом в логове дьявола . [ 10 ] [ 27 ] [ 29 ] Николас Пегг описывает звучание песни как напоминающее Deep Purple и Black Sabbath . [ 28 ] Лирика "All the Madmen" была вдохновлена сводным братом Боуи Терри Бернсом и отражает тему узаконенного безумия. В песне есть блокфлейта, создающая атмосферу, которую Бакли описывает как «детское слабоумие». [ 29 ] Доггетт описывает синтезатор Moog как неотъемлемую часть записи, отмечая, что он придает треку «потрясающее завершение». [ 31 ] Спитц называет трек «ужасающим». [ 15 ]
Для « Black Country Rock » у Боуи была небольшая часть мелодии и четыре быстро написанных строчки, которые он передал Ронсону и Висконти, которые расширили их для создания песни. [ 27 ] [ 31 ] Песня в стиле блюз-рок и хард-рок, [ 3 ] [ 32 ] Боуи изображает Марка Болана . в своем вокальном исполнении [ 33 ] " After All " музыкально отличается от остальной части The Man Who Sold the World , поскольку он больше похож на фолк-рок, чем на хард-рок. [ 34 ] Благодаря песнопению «oh, by jingo», напоминающему номера мюзик-холла . [ 29 ] [ 33 ] тексты повествуют о группе невинных детей, не испытавших на себе разврата взрослой жизни. [ 35 ] Как и «Супермены», песня отсылает к произведениям Ницше. [ 29 ] [ 36 ]
Вторая сторона
[ редактировать ]
В текстах "Running Gun Blues" обсуждаются вооруженные убийцы и комментарии о войне во Вьетнаме . [ 23 ] в частности, резня в Му Лае в 1968 году. [ 27 ] Хотя тексты песен отражают темы Space Oddity , музыка отражает преобладающий хард-роковый стиль The Man Who Sold the World и указывает на будущее музыкальное направление Боуи. [ 37 ] [ 38 ] Как и предыдущий трек, "Saviour Machine" уходит корнями в блюз-рок и хард-рок. В текстах исследуется концепция компьютеров, превосходящих человечество; [ 39 ] Металлическое вокальное исполнение Боуи усиливает сценарий. [ 27 ] [ 31 ] Как и большинство треков, " She Shook Me Cold " в основном была создана Ронсоном, Висконти и Вудмэнси без участия Боуи. [ 16 ] Спитц сравнивает блюзовый стиль песни с Led Zeppelin: [ 33 ] в то время как О'Лири и Пегг пишут, что Ронсон пытался подражать Джеку Брюсу из Cream . [ 27 ] [ 40 ] Тексты песен исследуют сексуальное завоевание, подобное « You Shook Me » (тогда недавно исполненному Джеффом Беком ) и » Роберта Джонсона « Love in Vain . [ 40 ] [ 16 ]
Заглавный трек альбома многие рецензенты назвали «захватывающим». [ 9 ] [ 41 ] [ 42 ] В музыкальном плане он основан на «круглом» гитарном риффе Ронсона. Лирика загадочная и запоминающаяся, вдохновленная многочисленными стихотворениями, в том числе « Antigonish » (1899) Уильяма Хьюза Мирнса . [ 43 ] [ 44 ] Рассказчик сталкивается со своего рода двойником , как это предлагается во втором припеве, где «Я никогда не терял контроль» заменяется на «Мы никогда не теряли контроль». [ 45 ] Вокал Боуи сильно «поэтапирован» и не содержит, по словам Доггетта, «металлической театральности», которая присутствует в остальной части альбома. [ 42 ] В песне также присутствует перкуссия гуиро , которую Пегг описывает как «зловещую». [ 43 ] «Сверхлюди» ярко отражают темы Ницше, особенно его теорию сверхчеловека , или «Сверхлюдей». [ 27 ] [ 46 ] Как и другие треки альбома, эта песня преимущественно хард-роковая. [ 47 ] В 1973 году Боуи описал его как «историческое произведение», а позже как «дофашистское». [ 27 ]
Обложка
[ редактировать ]
В оригинальном американском выпуске « Человека, который продал мир» 1970 года на обложке использовался рисунок в стиле мультфильма, сделанный другом Боуи Майклом Дж. Веллером , с изображением ковбоя перед приютом Кейн-Хилл . [ 48 ] Веллер, чей друг был там пациентом, предложил эту идею после того, как Боуи попросил его создать дизайн, который бы передал зловещий тон музыки. Опираясь на стили поп-арта , он изобразил унылый главный вход в больницу с поврежденной башней с часами. На переднем плане дизайна Веллер использовал фотографию актера Джона Уэйна, чтобы нарисовать фигуру ковбоя в десятигаллонной шляпе и с винтовкой, что должно было быть намеком на песню «Running Gun Blues». [ 48 ] Боуи предложил Веллеру разместить на ковбойской шляпе подпись «взрывающаяся голова» - элемент, который он ранее использовал на своих плакатах, когда работал в Лаборатории искусств . Он также добавил пустой речевой шар для фигуры ковбоя, который должен был включать в себя фразу «засучите рукава и покажите нам свои руки» — игра слов о проигрывателях, оружии и употреблении наркотиков — но Меркьюри счел эту идею слишком рискованной. и воздушный шар остался пустым. По словам Пегга, «на тот момент [Боуи] намеревался назвать альбом Metrobolist , пьесой по мотивам фильма Фрица Ланга » 1927 года «Метрополис ; название осталось на кассетных коробках даже после того, как Меркьюри выпустил пластинку в Америке под названием The Man. Кто продал мир ». [ 2 ] [ 48 ]
Боуи был в восторге от готового дизайна, но вскоре пересмотрел эту идею и приказал художественному отделу Philips Records, дочерней компании Mercury, привлечь фотографа Кейта Макмиллана для съемки альтернативной обложки. Съемки проходили в «домашней обстановке» гостиной Хэддон-холла, где Боуи полулежал на шезлонге в кремово-синем атласном «мужском платье», что является ранним признаком его интереса к использованию своей андрогинной внешности. [ 2 ] Платье разработал британский модельер Майкл Фиш . [ 49 ] [ 50 ] Говорят, что «осветленные светлые локоны, ниспадающие ниже уровня плеч» Боуи на фотографии были вдохновлены картиной Данте прерафаэлитов Габриэля Россетти . [ 51 ] В Соединенных Штатах Меркьюри отверг фотографию Макмиллана и выпустил альбом с дизайном Веллера в качестве обложки, к большому неудовольствию Боуи, хотя он успешно лоббировал звукозаписывающую компанию, чтобы использовать фотографию для выпуска в Соединенном Королевстве. В 1972 году он сказал, что дизайн Веллера был «ужасным», но в 1999 году переоценил его, заявив, что «действительно считает, что обложка мультфильма действительно крутая». [ 2 ]
Продвигая «Человека, который продал мир» в США, Боуи носил платье «Рыба» в феврале 1971 года во время своего первого промо-тура и во время интервью, несмотря на то, что американцы ничего не знали о тогда еще неизданной обложке в Великобритании. [ 49 ] [ 50 ] На обложке немецкого релиза 1971 года было изображено крылатое гибридное существо с головой Боуи и рукой вместо тела, готовящееся отбросить Землю. В мировом переиздании 1972 года, выпущенном RCA Records, использовалось черно-белое изображение Зигги Стардаста на обложке . Изображение оставалось обложкой переизданий до 1990 года, когда в выпуске Rykodisc была восстановлена британская обложка «платья». Обложка «платья» появлялась на последующих переизданиях альбома. [ 52 ]
В 2011 году, когда Музей Виктории и Альберта в Лондоне составлял список артефактов Боуи для выставки «David Bowie Is» , кураторы попросили показать платье, но обнаружили, что оно пропало из коллекции Боуи. [ 53 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Человек, который продал мир» был выпущен в США на лейбле Mercury 4 ноября 1970 года. [ 54 ] с каталожным номером SR-61325. [ 55 ] Впоследствии он был выпущен в Великобритании 10 апреля 1971 года компанией Mercury под каталожным номером 6338 041. [ б ] [ с ] [ 2 ] [ 58 ] Боуи поначалу был рассержен тем, что Меркьюри без его консультации переименовал альбом в свое любимое название Metrobolist , но после его выпуска в США Боуи попытался убедить лейбл переименовать альбом Holy Holy в честь его недавно выпущенного одноимённого сингла . После коммерческого провала "Holy Holy" название осталось "Человек, который продал мир" . для британского релиза [ 2 ] По словам Кевина Канна, альбом не понравился руководителям Mercury. Тем не менее, его часто крутили на американских радиостанциях, а «тяжелый рок» повысил интерес к Боуи. Канн также пишет, что «Человек, который продал мир» приобрел андерграундных последователей и заложил «прочный фундамент» для Зигги Стардаста . [ 59 ]
Ни одна из песен с альбома в то время не была выпущена как сингл, хотя промо-версия "All the Madmen" была выпущена в США в 1970 году. Меркьюри выпустил "All the Madmen" как сингл с Space Oddity песней " Джанин» на стороне B , но снял ее. [ 60 ] Эта же песня появилась в Восточной Европе в 1973 году, как и «Ширина круга». «Black Country Rock» был выпущен как B-сторона «Holy Holy» в Великобритании в январе 1971 года, незадолго до выхода « The Man Who Sold the World» . [ 54 ] Заглавный трек появился на стороне B как американского сингла "Space Oddity" в 1972 году, так и британского релиза " Life on Mars? " в 1973 году. [ 61 ]
Коммерческое исполнение
[ редактировать ]«Человек, который продал мир» изначально оказался коммерческим провалом. Пегг пишет, что к концу июня 1971 года в США было продано всего 1395 копий альбома. [ 62 ] В том же году Боуи заявил: «[он] продавался как горячие пирожки в Бекенхеме и нигде больше». [ 9 ] После своего коммерческого прорыва с Зигги Стардастом в 1972 году [ 62 ] RCA переиздала «Человека, который продал мир» в Великобритании и США 10 ноября. [ 63 ] Этот релиз достиг 24-го места в чарте альбомов Великобритании , где он оставался в течение 30 недель, и 105-го места в чарте Billboard Top LP & Tape США , проведя в этом чарте 23 недели. [ 64 ] [ 65 ] Переиздание альбома 1990 года снова попало в чарт UK Albums Chart, достигнув 66-й позиции. [ 64 ]
Критический прием
[ редактировать ]После выхода «Человек, который продал мир» в целом был более хорошо принят критиками в США, чем в Великобритании. [ 23 ] Музыкальные издания Melody Maker и NME первоначально сочли «Человека, который продал мир » «на удивление превосходным» и «довольно истеричным» соответственно. [ 62 ] В рецензии для журнала Rolling Stone в феврале 1971 года Джон Мендельсон назвал альбом «всегда превосходным» и отметил, что «использование Висконти эха, фазировки и других техник в голосе Боуи... служит для усиления резкости слов и музыки Боуи», что он интерпретировал как «косые и фрагментированные изображения, которые почти непроницаемы по отдельности, но которые эффективно передают ироничное и горькое ощущение мира, если рассматривать их вместе». [ 66 ]
Колман Эндрюс из Phonograph Record считал, что пластинка представляет собой неоднозначную картину: тексты были как хорошими, так и плохими, а голос Боуи неотличим от других британских артистов, но ему нравилось его вокальное исполнение. В целом Эндрюс заявил: «[ Человек, который продал мир ] ПЫТАЕТСЯ определить некую новую область современной музыки, даже если это не совсем успешно. Уже одно это заслуживает некоторого внимания». [ 67 ] Village Voice Критик Роберт Кристгау назвал альбом и его предшественника «переутомленными экскурсиями». [ 68 ] Майк Сондерс из Who Put the Bomp журнала включил The Man Who Sold the World в свой список 10 лучших альбомов 1971 года по результатам первого ежегодного Pazz & Jop опроса американских критиков , опубликованного в The Village Voice в феврале 1972 года. [ 69 ]
Последующие события
[ редактировать ]После завершения работы над «Человеком, который продал мир » Боуи стал менее активным как в студии, так и на сцене. Его контракт с музыкальным издательством Essex истек, и Дефрис, его новый менеджер, столкнулся с предыдущими контрактными проблемами. [ 70 ] [ 71 ] В августе 1970 года Висконти расстался с Боуи из-за своей неприязни к Дефрису и разочарования отсутствием энтузиазма у Боуи во время создания « Человека, который продал мир» ; это был последний раз, когда он видел художника за три или четыре года. Ронсон и Вудмэнси также ушли из-за других личных конфликтов с Боуи. [ 62 ] [ 72 ] Несмотря на свое раздражение Боуи во время сессий, Висконти по-прежнему считал The Man Who Sold the World своей лучшей работой с ним до своего четырнадцатого студийного альбома Scary Monsters (and Super Creeps) (1980). [ 26 ]
Хотя его новый сингл «Holy Holy», записанный в ноябре 1970 года и выпущенный в январе 1971 года, потерпел коммерческий провал, сингл принес Боуи контракт с музыкальным издателем Chrysalis . [ 70 ] [ 73 ] Критический успех альбома в США побудил Меркьюри отправить Боуи в рекламный радиотур по стране в феврале 1971 года. [ 74 ] По возвращении он написал большую часть материала, который войдет в последующие альбомы Hunky Dory (1971) и Ziggy Stardust . [ 75 ] Боуи также встретился с Ронсоном и Вудмэнси, которые вернулись, чтобы сыграть на обоих альбомах. [ 76 ] [ 77 ] После коммерческого разочарования «Hunky Dory» Боуи, наконец, добился коммерческого успеха с «Ziggy Stardust» в 1972 году. [ 78 ] [ 79 ] Ронсон и Вудмэнси вместе с басистом Тревором Болдером прославились как «Пауки с Марса» . [ 80 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Чикаго Трибьюн | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Новый Музыкальный Экспресс | 8/10 [ 82 ] |
Вилы | 8.5/10 [ 83 ] |
вопрос | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Вращаться | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Руководство по альтернативной записи Spin | 5/10 [ 87 ] |
The Man Who Sold the World Биографы и комментаторы Боуи ретроспективно описали как начало творческого роста Боуи, многие считают его первым альбомом, на котором он начал находить свое звучание. Дэвид Бакли назвал его «первым альбомом Боуи». [ 88 ] а NME критики Рой Карр и Чарльз Шаар Мюррей начинается история заявили: «Именно здесь действительно ». [ 23 ] Эрлевин назвал « Человека, который продал мир» началом «классического периода» Боуи. [ 21 ] Энни Залески из The AV Club назвала альбом своим «карьерным планом», написав, что в музыкальном плане он был предшественником «чванливой электрической дезориентации» Зигги Стардаста и Аладдина Сане (1973), но его большее значение также имеет последовательность и атмосфера. как более сильное написание песен, предшествовавшее Hunky Dory . [ 3 ] Пол Тринка называет The Man Who Sold the World «первой по-настоящему захватывающей работой Боуи». [ 89 ] Пегг считает его одним из лучших и самых важных альбомов в истории рок-музыки. [ 2 ] По результатам опроса читателей журнала Rolling Stone , проведенного в 2013 году , он был признан десятым величайшим альбомом Боуи. [ 90 ]
Альбом получил высокую оценку за выступление группы и тревожный характер музыки и текстов. В обзоре для AllMusic Эрлевин похвалил его «плотный, извилистый тяжелый гитарный рок, который на первый взгляд кажется простым, но при каждом прослушивании звучит все более коряво». [ 21 ] Он считал ее музыку и «параноидальные футуристические рассказы» Боуи «причудливыми», добавляя: «В музыкальном плане у нас не так уж много времени для инноваций… но в исполнении группы есть тревожная нотка, которая делает пластинку одной из самых успешных пластинок Боуи. лучшие альбомы». [ 21 ] В обзоре переиздания альбома автор Q назвал его «сильным, сексуально заряженным романом». [ 84 ] в то время как обозреватель Mojo написал: «Надежный набор, который вращается с головокружительной дезориентацией… Арсенал Боуи собирался в спешке, хотя он никогда больше не использовался с такой захватывающей энергией». [ 91 ] Дуглас Волк из Pitchfork назвал альбом «темной лошадкой» каталога Боуи. Сравнивая «Человека, который продал мир» с его предшественником, он похвалил аранжировки как более жесткие и «более эффективные» и похвалил его творческий рост. [ 83 ]
С тех пор альбом был назван вдохновляющим элементами готик-рока , дарквейва и научной фантастики в творчестве таких артистов, как Siouxsie and the Banshees , the Cure , Gary Numan , John Foxx и Nine Inch Nails . [ 26 ] Утверждалось, что глэм-рок начался с выхода «The Man Who Sold the World» . [ 92 ] хотя это также связано с появлением Болана в британской телепрограмме Top of the Pops в марте 1971 года в блестках. [ 93 ] В своем дневнике Курт Кобейн из Nirvana поместил его на 45-е место в списке 50 своих любимых альбомов. [ 94 ] Заглавный трек стал маловероятным хитом для шотландской поп-певицы Лулу , продюсерами которого выступили Боуи и Ронсон. [ 61 ] и на протяжении многих лет исполняли каверы многих артистов, в том числе Ричарда Барона в 1987 году и Nirvana в 1993 году для их концертного альбома MTV Unplugged в Нью-Йорке . [ 95 ] [ 96 ]
Переиздания
[ редактировать ]«Человек, который продал мир» впервые был выпущен на компакт-диске компанией RCA в 1984 году. [ 97 ] Альбом был переиздан Rykodisc/ EMI в 1990 году с бонус-треками , включая перезапись 1971 года "Holy Holy", которая первоначально была выпущена как B-side в 1974 году. [ 98 ] В примечаниях к альбому "Holy Holy" был ошибочно описан как оригинальная версия сингла, записанная в 1970 году. [ 99 ] Боуи наложил вето на включение более ранней записи, и сингл оставался единственным официальным релизом до 2015 года, когда он был включен в Re:Call 1 , часть компиляции Five Years (1969–1973) . [ 100 ] Кроме того, в примечаниях к альбому неправильно указан персонал «Lightning Frightening» как те, кто играл с Боуи в период Space Oddity , хотя на самом деле этот персонал был членами Арнольда Корнса . протогруппы сессий [ 101 ]
В 1999 году The Man Who Sold the World был снова переиздан Virgin / EMI без бонус-треков, но с 24-битным цифровым ремастированным звуком. [ 102 ] В 2015 году альбом был ремастирован для Five Years (1969–1973) бокс-сета . [ 100 ] Он был выпущен на компакт-диске, виниле и в цифровом формате, как в составе сборника, так и отдельно. [ 103 ]
6 ноября 2020 года альбом был переиздан компанией Parlophone под рабочим названием Metrobolist в ознаменование своего 50-летия. В переиздании в качестве официальной обложки использовалась обновленная версия оригинальной обложки Веллера. Для этого релиза Висконти сделал ремикс на каждую песню, кроме «After All», потому что, по его мнению, оригинальный микс (обновленный в 2015 году) был «идеален сам по себе». [ 104 ] [ 105 ] В 2021 году было объявлено о выпуске сопутствующего набора из двух компакт-дисков под названием The Width of a Circle, приуроченного к 50-летию выпуска в Великобритании. В сообщении для прессы говорилось, что сборник, выпущенный 28 мая, «включит неальбомные синглы, сессию BBC In Concert, музыку для телеспектакля и дальнейшие ремиксы Висконти, завершающие записи (Боуи) 1970 года и раскрывающие первые звуковые шаги. в сторону Ханки Дори ». [ 106 ]
Список треков
[ редактировать ]Все треки написаны Дэвидом Боуи . [ 55 ]
Сторона первая
- « Ширина круга » — 8:05
- « Все безумцы » — 5:38
- « Черный кантри-рок » - 3:32
- « В конце концов » - 3:52
Вторая сторона
- «Бегущая пушка-блюз» - 3:11
- «Спасительная машина» — 4:25
- « Она потрясла меня холодом » - 4:13
- « Человек, который продал мир » — 3:55
- « Супермены » — 3:38
Персонал
[ редактировать ]Адаптировано из заметок на обложке «Человека, который продал мир» и биографа Криса О'Лири: [ 27 ] [ 55 ]
- Дэвид Боуи — вокал, бэк-вокал, 12-струнная акустическая гитара, стилофон
- Мик Ронсон — соло- и ритм-гитара, акустическая гитара, бэк-вокал, блокфлейта , фортепиано
- Тони Висконти — бас, бэк-вокал, блокфлейта
- Мик Вудмэнси — ударные, литавры , перкуссия
- Ральф Мейс — синтезатор Moog
Технический
- Тони Висконти — продюсер
- Кен Скотт — инженер
- Джеральд Чевин — инженер
- Робин МакБрайд — исполнительный продюсер
Графики
[ редактировать ]Год | Диаграмма | Пик позиция |
---|---|---|
1972–73 | Британские альбомы ( OCC ) [ 107 ] | 24 |
США Billboard Лучшие пластинки и кассеты [ 65 ] | 105 | |
Югославские альбомы (Radio TV Revue и студия) [ 108 ] | 10 | |
1990 | Британские альбомы ( OCC ) [ 107 ] | 66 |
2016 | Канадские альбомы ( Billboard ) [ 109 ] | 62 |
Голландские альбомы ( 100 лучших альбомов ) [ 110 ] | 48 | |
Французские альбомы ( SNEP ) [ 111 ] | 149 | |
Итальянские альбомы ( FIMI ) [ 112 ] | 49 | |
Британские альбомы ( OCC ) [ 107 ] | 21 | |
США Каталог лучших поп-альбомов ( Billboard ) [ 113 ] | 38 | |
2020 | Немецкие альбомы ( официальный топ-100 ) [ 114 ] | 22 |
Венгерские альбомы ( MAHASZ ) [ 115 ] | 12 | |
Британские альбомы ( OCC ) [ 64 ] | 72 |
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 116 ] | Золото | 100,000 ‡ |
Резюме | ||
По всему миру | — | 1,700,000 [ 117 ] |
‡ Показатели продаж и потоковой передачи основаны только на сертификации. |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам биографа Кевина Канна, Боуи уволил Кембридж, но, по словам биографа Николаса Пегга , Висконти напомнил, что увольнение было просьбой Ронсона. [ 2 ] [ 8 ]
- ^ Есть некоторые споры о датах выпуска. В 2021 году официальный сайт Дэвида Боуи, ранее запросив ранее принятую дату выпуска в США, опубликовал доказательства того, что официальной датой выпуска в Великобритании было 8 апреля 1971 года. [ 56 ]
- ↑ По словам О'Лири, две разные даты выпуска были связаны с «почти независимостью подразделений Mercury в США и Великобритании». [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пегг 2016 , стр. 255–260.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Пегг 2016 , стр. 337–343.
- ^ Jump up to: а б с Залески, Энни (13 января 2016 г.). «В фильме «Человек, который продал мир » Дэвид Боуи нашел план своей карьеры» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 17 февраля 2016 года . Проверено 24 февраля 2016 г. .
- ^ Пегг 2016 , с. 335.
- ^ Стаффорд, Джеймс (4 ноября 2015 г.). «День, когда Дэвид Боуи стал Дэвидом Боуи в «Человеке, который продал мир» » . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 1 июля 2019 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Канн 2010 , стр. 180–181.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , стр. 533–536.
- ^ Jump up to: а б с д Канн 2010 , стр. 188–190.
- ^ Jump up to: а б с д Волк, Дуглас (4 ноября 2016 г.). «Как Дэвид Боуи реализовал театральные мечты в фильме «Человек, который продал мир» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 15 февраля 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Астон, Мартин (2007). «Страшный монстр». Моджо 60 лет Боуи . стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б «Возвращение к классике: Тони Висконти рассказывает о том, как взять на дорогу «Человека, который продал мир» Дэвида Боуи» . www2.gibson.com. 6 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2015 г. . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Канн 2010 , стр. 190–193.
- ^ Пегг 2016 , стр. 180–181.
- ^ Jump up to: а б Шпиц 2009 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Шпиц 2009 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с Доггетт 2012 , стр. 97–98.
- ^ Шпитц 2009 , стр. 143–144.
- ^ Пероне 2012 , с. 90.
- ^ Томпсон, Дэйв . « Дэвид Боуи [Космическая странность] – Дэвид Боуи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кот, Грег (10 июня 1990 г.). «Многие лица Боуи запечатлены на компакт-диске» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эрлевайн, Стивен Томас . « Человек, который продал мир – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 2 июня 2012 года . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2012 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б с д Карр и Мюррей 1981 , стр. 37–38.
- ^ Пероне 2007 , с. 19.
- ^ Рейнольдс 2016 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б с Бакли 1999 , стр. 99–105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж О'Лири 2015 , гл. 4.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б с д и Бакли 2005 , стр. 84–86.
- ^ Доггетт 2012 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Доггетт 2012 , стр. 101–102.
- ^ Карр и Мюррей 1981 , стр. 36–38.
- ^ Jump up to: а б с Шпиц 2009 , с. 145.
- ^ Унтербергер, Ричи. « В конце концов» — Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Доггетт 2012 , с. 95.
- ^ Пегг 2016 , с. 16.
- ^ Пегг 2016 , стр. 230–231.
- ^ Рэггетт, Нед. « Running Gun Blues» – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Унтербергер, Ричи. « Машина-Спаситель» – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 241.
- ^ Кауфман, Спенсер (11 января 2016 г.). «10 лучших песен Дэвида Боуи» . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2012 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 180.
- ^ Томпсон, Дэйв. « Человек, который продал мир» — Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Кинг 1997 , с. 131.
- ^ Доггетт 2012 , с. 91.
- ^ Унтербергер, Ричи. « Супермены» — Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Канн 2010 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Поульсен 2007 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Шпиц 2009 , с. 150.
- ^ Джонс 1987 , с. 197.
- ^ Человек, который продал мир (переиздание 2015 г.) (примечания СМИ). Парлофон. 2015. ДБ69732.
- ^ Пегг 2016 , с. 702.
- ^ Jump up to: а б О'Лири 2015 , Частичная дискография.
- ^ Jump up to: а б с Человек, который продал мир (примечания). Дэвид Боуи. США: Mercury Records . 1970. СР-61325.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ «Коррекция даты выпуска TMWSTW» . Официальный сайт Дэвида Боуи . 1 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2021 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ О'Лири 2015 , Примечания.
- ^ Канн 2010 , с. 210.
- ^ Канн 2010 , с. 211.
- ^ Пегг 2016 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д Пегг 2016 , стр. 342–343.
- ^ Клерк 2021 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с «Человек, который продал мир» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 24 февраля 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б « Человек, который продал историю мировых графиков» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 3 февраля 2020 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Мендельсон, Джон (18 февраля 1971 г.). « Человек, который продал мир » Дэвида Боуи . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 22 сентября 2017 года . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Эндрюс, Колман (март 1971 г.). «Дэвид Боуи: Человек, который продал мир (Меркурий)» . Фонографическая запись . Архивировано из оригинала 3 декабря 2020 года . Проверено 2 марта 2021 г. на Rock's Backpages (требуется подписка) .
- ^ «Роберт Кристгау: компьютерная графика: Дэвид Боуи» . robertchristgau.com . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Кристгау, Роберт (10 февраля 1972 г.). «Опрос критиков Pazz & Jop» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 27 декабря 2019 г. - через robertchristgau.com.
- ^ Jump up to: а б Канн 2010 , стр. 195–196.
- ^ Пегг 2016 , с. 344.
- ^ Канн 2010 , с. 197.
- ^ Пегг 2016 , стр. 114, 344.
- ^ Сэндфорд 1997 , стр. 72–74.
- ^ Шпитц 2009 , стр. 156, 159.
- ^ Пегг 2016 , с. 346.
- ^ Канн 2010 , с. 218.
- ^ Бакли 2005 , с. 104.
- ^ Пегг 2016 , с. 349.
- ^ Канн 2010 , с. 219.
- ^ Ларкин, Колин (2011). «Боуи, Дэвид». Энциклопедия популярной музыки (5-е краткое изд.). Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 978-0-85712-595-8 .
- ^ Мортон, Роджер (14 апреля 1990 г.). «Дэвид Боуи: Космическая странность / Человек, который продал мир / Ханки Дори ». Новый Музыкальный Экспресс . п. 34.
- ^ Jump up to: а б Волк, Дуглас (1 октября 2015 г.). «Дэвид Боуи: пять лет 1969–1973 » . Вилы . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Дэвид Боуи: Человек, который продал мир (EMI)». Вопрос (158). EMAP Metro Ltd: 140–141. Ноябрь 1999 года.
- ^ Шеффилд, Роб (2004). «Дэвид Боуи». В Брэкетте, Натан; Хоард, Кристиан (ред.). Путеводитель по альбомам Rolling Stone (4-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер . стр. 97–99 . ISBN 978-0-7432-0169-8 .
- ^ Долан, Джон (июль 2006 г.). «Как купить: Дэвид Боуи» . Вращаться . 22 (7): 84. Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Шеффилд, Роб (1995). «Дэвид Боуи». В Вейсбарде, Эрик ; Маркс, Крейг (ред.). Руководство по альтернативной записи Spin . Нью-Йорк: старинные книги . стр. 55–57. ISBN 978-0-679-75574-6 .
- ^ Бакли 1999 , с. 78.
- ^ Трынка 2011 , стр. 482.
- ^ «Опрос читателей: Лучшие альбомы Дэвида Боуи» . Роллинг Стоун . 16 января 2013 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2021 г. Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ «Дэвид Боуи - Человек, который продал мир (EMI)». Моджо (99). EMAP Metro Ltd: 84. Февраль 2002 г.
- ^ Бургуэн и Байерс 1998 , с. 59.
- ^ Бургуэн и Байерс 1998 , с. 59; Ауслендер 2006 , с. 196
- ^ «Журналы Курта – 50 его лучших альбомов» . www.nirvanaclub.com . Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 года . Проверено 24 июля 2010 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. « MTV Unplugged в Нью-Йорке – Нирвана» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Сондерс, Люк. «Вот 10 лучших каверов всех времен отныне и до вечности» . Happymag.tv . Архивировано из оригинала 10 октября 2019 года . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ Гриффин 2016 , гл. 1.
- ^ Пегг 2016 , с. 114.
- ^ Человек, который продал мир (переиздание 1990 года) (примечания на обложке компакт-диска). Дэвид Боуи. Великобритания: Rykodisc/EMI. 1990. RCD 10132/CDP 79 1837 2.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бокс-сет «Пять лет 1969–1973» выйдет в сентябре» . Официальный сайт Дэвида Боуи . 18 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2016 г.
- ^ Пегг 2016 , с. 164.
- ^ Человек, который продал мир (переиздание 1999 года) (примечания). Дэвид Боуи. Великобритания: Virgin Records / EMI . 1999. 7243 521901 0 2.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Спанос, Бретань (23 июня 2015 г.). «Дэвид Боуи выпустит массивный бокс-сет «Пять лет 1969–1973» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 16 августа 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ «Дэвид Боуи – «Metrobolist» выпущен 6 ноября (ссылки для предварительного заказа в Великобритании и США)» . Новости Дэвида Боуи . 6 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2020 года . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ Дюкетт, Майк (8 сентября 2020 г.). «О нет, не я: Тони Висконти делает ремикс на песню Дэвида Боуи «Человек, который продал мир» к 50-летию (обновлено со ссылками для заказа)» . Второй диск . Архивировано из оригинала 9 октября 2020 года . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ «Ширина круга выйдет в следующем месяце» . Официальный сайт Дэвида Боуи . 13 апреля 2021 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дэвид Боуи | Артист | Официальные чарты» . Чарт альбомов Великобритании . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ «Хиты мира» . Рекламный щит . Том. 85, нет. 22. 2 июня 1973. с. 69. ISSN 0006-2510 . Проверено 27 июня 2021 г. - через Google Книги.
- ^ "История чарта Дэвида Боуи (канадские альбомы)" . Рекламный щит . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ "Dutchcharts.nl - Дэвид Боуи - Человек, который продал мир" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ "Lescharts.com - Дэвид Боуи - Человек, который продал мир" . Хунг Медиен. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Альбом - Еженедельный чарт WK 16 (с 15 апреля 2016 г. по 21 апреля 2016 г.)» (на итальянском языке). Федерация итальянской музыкальной индустрии . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ « Человек, который продал историю мировых графиков» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ "Longplay-Chartverfolgung на Musicline" (на немецком языке). Musicline.de. Фононет ГмбХ . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Хит-лист альбома Top 40 – 46 неделя 2020 года» (на венгерском языке). МАШИНЫ . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ «Сертификаты британских альбомов – Дэвид Боуи – Человек, который продал мир» . Британская фонографическая индустрия .
- ^ Брето, Пьер (11 января 2016 г.). «Дэвид Боуи в цифрах: культовый артист, но не такой уж продавец» . Мир . Проверено 11 января 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Ауслендер, Филип (2006). Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке . Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет. ISBN 978-0-472-06868-5 .
- Бургуэн, Сюзанна М.; Байерс, Паула К., ред. (1998). Энциклопедия Всемирной биографии 18 Приложение: AZ (2-е изд.). Детройт, Лондон: Гейл. ISBN 978-0-7876-2945-8 .
- Бакли, Дэвид (1999). Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books . ISBN 978-1-85227-784-0 .
- Бакли, Дэвид (2005) [1999]. Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books. ISBN 978-0-75351-002-5 .
- Канн, Кевин (2010). В любой день сейчас - Дэвид Боуи: Лондонские годы: 1947–1974 . Кройдон, Суррей: Аделита. ISBN 978-0-95520-177-6 .
- Карр, Рой ; Мюррей, Чарльз Шаар (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка . Лондон: Издательство Eel Pie Publishing . ISBN 978-0-38077-966-6 .
- Клерк, Бенуа (2021). Дэвид Боуи «Все песни: история каждого трека» . Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь . ISBN 978-0-7624-7471-4 .
- Доггетт, Питер (2012). Человек, который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е годы . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins . ISBN 978-0-06-202466-4 .
- Гриффин, Роджер (2016). Дэвид Боуи: Золотые годы . Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 978-0-85712-875-1 .
- Джонс, Мейблен (1987). Начало работы: одежда рок-н-ролла . Нью-Йорк: Абвиль. ISBN 978-0-89659-686-3 .
- Кинг, Морин (1997). «Легенды будущего: Дэвид Боуи и научная фантастика». В Моррисоне, Майкл А. (ред.). Траектории фантастического: избранные очерки четырнадцатой Международной конференции по фантастическому в искусстве . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. ISBN 978-0-313-29646-8 .
- О'Лири, Крис (2015). Rebel Rebel: Все песни Дэвида Боуи с 64 по 76 годы . Винчестер: Ноль книг . ISBN 978-1-78099-244-0 .
- Поулсен, Январь (2007) [2006]. Дэвид Боуи - От станции к станции (на датском языке) (2-е изд.). Гилденская долина. ISBN 978-87-02-06313-4 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2008 года . Проверено 16 февраля 2009 г.
- Пероне, Джеймс (2007). Слова и музыка Дэвида Боуи . Санта-Барбара, Калифорния: Издательская группа Greenwood . ISBN 978-0-27-599245-3 .
- Пероне, Джеймс Э. (2012). Альбом: Путеводитель по самым провокационным, влиятельным и важным творениям поп-музыки . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-0-313-37906-2 .
- Пегг, Николас (2016). Полное собрание сочинений Дэвида Боуи (переработанное и обновленное издание). Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-78565-365-0 .
- Рейнольдс, Саймон (2016). Шок и трепет: глэм-рок и его наследие . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-30171-3 .
- Сэндфорд, Кристофер (1997) [1996]. Боуи: С любовью к пришельцу . Лондон: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80854-8 .
- Шпиц, Марк (2009). Боуи: Биография . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . ISBN 978-0-307-71699-6 .
- Трынка, Павел (2011). Дэвид Боуи – Звездный человек: Полная биография . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0-31603-225-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Человек, который продал мир на Discogs (список релизов)
- Альбомы Дэвида Боуи
- альбом 1970 года
- Альбомы продюсера Тони Висконти
- Альбомы, записанные на Trident Studios
- Альбомы EMI Records
- Фолк-рок-альбомы английских исполнителей
- Хард-рок-альбомы английских исполнителей
- Альбомы Mercury Records
- Парлофонные альбомы
- Альбомы RCA Records
- Альбомы Рикодиск
- Альбомы Virgin Records