Jump to content

хфаст

(Перенаправлено с Халабату )
хфаст
Богиня-покровительница Алеппо и жена бога погоды
Чепат (справа), Тешуб (слева) и их семья, изображенные на рельефах Язылыкая . [1]
Другие имена Халабату
Главный культовый центр Алеппо , Куманни
Генеалогия
Супруг
Дети Шаррума , Алланзу и Кунзишалли
Эквиваленты
Хеттский эквивалент Эта богиня Аринны
Угаритовый эквивалент Пидрей

Ḫепат ( хуррит : 𒀭𒄭𒁁 , д Хе-пат ; также латинизируется как Хебат ; [2] Угаритский 𐎃𐎁𐎚, ḫbt [3] ) была богиней, связанной с Алеппо , первоначально почитавшейся на севере современной Сирии в третьем тысячелетии до нашей эры. Ее имя часто считается либо женским нисбой, что указывает на ее связь с этим городом, либо, альтернативно, производным от корня ḫbb , «любить». Ее лучшая засвидетельствованная роль - это роль супруги различных богов погоды. Она уже была связана с Ададом в Эбле и Алеппо в третьем тысячелетии до нашей эры, а в более поздние времена они были засвидетельствованы как пара в таких городах, как Алалах и Эмар . Вместо этого в хурритской религии она стала связана с Тешубом , что в первом тысячелетии до нашей эры привело к развитию традиции, согласно которой она была супругой его лувийского коллеги Таркунца . Ассоциации между ней и многочисленными другими божествами описаны в хурритских ритуальных текстах, где она возглавляет собственный калути [ де ] — тип списков подношений, посвящённых кругу конкретного божества. Обычно она появляется в них вместе со своими детьми Шаррумой , Алланзу и Кунзишалли. Ее божественной помощницей была богиня Такиту . В хеттских источниках ее иногда можно было признать аналогом богини Солнца Аринны , хотя их соответствующие роли были разными, и, скорее всего, эта богословская концепция имела лишь ограниченное признание. местную богиню Пидрай В Угарите аналогом ее можно считать .

Самое старое свидетельство поклонения Хепат происходит из текстов Эблы, хотя она не была главной богиней в религии Эблаитов . В более поздние времена ей поклонялись в царстве Ямхад , а также в Эмаре . Она также была включена в хурритскую религию, хотя большинство связанных с этим свидетельств происходит исключительно из западных хурритских государств, таких как Киццуватна , где ее культовым центром был Кумманни . В Угарите , как и среди восточных хурритских общин, ее значение было сравнительно меньшим. Она также была включена в хеттскую и лувийскую религию при посредничестве хурритов, и в результате ей продолжали поклоняться в первом тысячелетии до нашей эры в таких государствах, как Табал и Самал . Богиня Гипта, известная из Лидии и из более поздних орфических источников, иногда считается ее поздней формой. Также была предложена менее прямая связь между ней и другой фигурой, известной из классических источников, Ма .

Имя и характер

[ редактировать ]

Теоним Хепат был написан клинописью как д семерка Золотая д Ше-па-ат , [2] в то время как в угаритском алфавите как ḫbt . [3] В современной литературе можно найти романизацию со средним согласным, представленным как p, так и b, причем первая представляет собой попытку представить глухие согласные, присутствующие в хурритском языке . [4] Бреве перед первой согласной иногда опускается. [5] [6] Вариант названия без т засвидетельствован в первоисточниках. [7] Особенно часто это встречается в теофорных именах . [8] Примеры включают имена Миттани принцесс Келу-Кепа и Таду-Кепа , [9] Хеттская царица Пудухепа [10] и Абди-Хеба («слуга Чепата»), правитель Иерусалима, известный из переписки Амарны . [11] В египетских текстах это слово можно перевести как «хипа» . [10] В старых публикациях этот вариант иногда латинизируется как Хипа. [12]

По мнению Альфонсо Арчи, теоним д Ха-а-ба-ду (/ḫalabāytu/), известная из эблаитских текстов, может считаться ранней формой имени Чепата и указывает на то, что его следует интерпретировать как нисбу , «она из Халаба ( Алеппо )». [13] Он латинизирует эблаитский теоним как Халабату. [14] Он заключает, что более поздняя форма имени развилась в процессе веляризации , при этом потеря буквы l привела к изменению с a на e , аналогично случаям потери , ʿ или ġ, хорошо документированных в различных аккадских словах. [15] Альтернативное предложение - интерпретировать это слово как Ḫibbat, «возлюбленный», от корня ḫbb , «любить». [16] Луис Фелиу отмечает, что не исключено, что оба варианта верны, что отражает случай многозначности . [17] Сомнения в обоснованности обоих этимологических предложений были выражены Даниэлем Швемером [ де ] , хотя он также поддерживает интерпретацию богини Эблаитов как ранней формы Хепат. [7] Предположение, что оба имени относятся к одной и той же богине, поддерживают и другие исследователи, например Гэри Бекман. [18] и Петр Тарача [ де ] . [19]

В ранних исследованиях были предприняты попытки показать лингвистическую связь между теонимом Хепат и библейским именем Хавват ( Ева ). [8] но, как подчеркнул Дэниел Э. Флеминг, они фонологически различны. [20]

Для обозначения Чепата как божества, занимавшего высокое положение в пантеоне, могли использоваться различные эпитеты , например «царица», «небесная госпожа» и « небесная царица ». [21] Последнее из них встречается в хеттских договорах. [10] [22] Она также могла быть связана с институтом королевской власти. [23] Посвященная ей хурритская церемония была связана с концепцией аллашши , «госпожа», по аналогии с , «царской власти» Тешуба церемонией шаррашши . [24] У Чепата также были материнские черты. [25] и его можно было использовать в ритуалах, связанных с акушерством . [26] Хотя этот аспект ее характера напрямую задокументирован только в текстах из Хаттусы , Томас Рихтер утверждает, что он, возможно, был уже известен в Сирии в древневавилонский период , поскольку она особенно часто упоминалась в хурритских теофорических именах, приписывающих рождение ребенка с помощью определенного божества, одним из примеров является Уру-Кепа, «Шепат позволил девушке существовать». [27]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Чепат и боги погоды

[ редактировать ]

Наиболее яркой характеристикой Чепат был ее статус супруги различных богов погоды , особенно тех, которые были связаны с Алеппо . [16] Вполне возможно, что эта связь возникла еще в двадцать седьмом веке до нашей эры. [28] Предполагается, что она и Хадда ( Адад ) из Алеппо уже рассматривались как пара в эблаитских текстах. [29] За пределами этой местности этой традиции придерживались и в Алалахе . [30] Доказательства также доступны у Эмара . [31] где она появляется вместе с местным богом погоды на фестивале, посвященном жрице НИН.ДИНГИР. [32] Дэниел Э. Флеминг утверждает, что в местной традиции он также был связан с Аштартом , а не исключительно с Чепатом. [33] хотя он признает, что ритуальные тексты признают только последнюю пару. [34] Даниэль Швемер [ де ] предполагает, что в Эмаре сосуществовали две пары: одна принадлежала к традиции Алеппо, а другая отражала прибрежные верования. [35] Дальше на восток, в Месопотамии, супругой бога погоды обычно была Шала . [36] Кроме того, в Верхней Месопотамии в старовавилонский период его партнершами могли быть признаны местные богини, например Белет-Апим или Белет-Каттара. [37] Швемер предполагает, что Чепат, тем не менее, могла быть признана его супругой в месопотамском королевстве Мари , хотя он признает, что нет никаких доказательств того, что ей поклонялись в местном храме, посвященном ему. [38] Шала засвидетельствована в теофорных названиях этого города, хотя все они аккадские и принадлежали выходцам из соседней Вавилонии . [39]

В хурритской традиции супругой Чепата была Тешуб . [28] Самые ранние свидетельства этого соединения были обнаружены в древневавилонских источниках из Мари. [8] Однако, по мнению Луиса Фелиу, не исключено, что среди восточных хурритских общин Шала вместо этого считалась женой Тешуба, что могло бы объяснить ее появление среди хурритских божеств в договоре между Шуппилулиумой I и Шаттивазой . [40] В Угарите Чепат признавалась только супругой Тешуба, почитавшегося там как бог Алеппо, [41] а местный бог Баал погоды [а] скорее всего, считался незамужним. [43]

В Табале в восьмом веке до нашей эры Хепат был в паре с лувийским богом погоды Таркунцем . [44] что отразило развитие новой традиции, предположительно основанной на признании его аналогом Тешуба. [45] Она также сохранила свою роль супруги бога погоды в Каркемише в первом тысячелетии до нашей эры, и в надписях из этого города Таркунц появляется рядом с «Хипату». [46]

Калути из Чепата

[ редактировать ]
Иллюстрация, показывающая процессию богинь, следующих за Чепатом в Язылыкая.

В хурритских источниках различные божества были включены в калути , или списки подношений, посвященные Чепат, и как таковые составляли часть ее круга: ее сын Шаррума , две ее дочери Алланзу и Кунзишалли, Такиту , Хутена и Хутеллура , Аллани , Ишара , Шалаш , Дамкина , ( Умбу- ) Никкал , Аю-Икалти , Шаушка (вместе со своими слугами Нинаттой и Кулиттой ), Набарби , Шувала , Адамма , Кубаба , Хашунтархи, Уршуи-Ишкалли , Тиябенти, а также « предки Чепата » [б] и различная культовая атрибутика, связанная с ней. [48] Аналогичная группа божеств следует за Чепат и ее семьей на рельефах из святилища Язылыкая : Такиту, Хутена и Хутеллура, Аллани, Ишара, Набарби, Шалаш, Дамкина, Никкал, Айя, Шаушка и Шувала идентифицируются по имени в сопроводительных надписях, а шесть других богинь остались безымянными. [49]

Чепат также могла образовать диаду вместе с одним из своих детей, обычно Шаррумой, хотя также известны свидетельства Алланзу и Кунзишалли в этом контексте. [26] Другим божеством, которое в ритуальных текстах могло образовать с ней диаду, был Мушуни. [50] «она справедливости». [51] Петр Тарча [ де ] предполагает, что ее можно считать персонифицированным атрибутом или эпитетом Чепата. [52] Однако было высказано предположение, что она была отдельной богиней, связанной с подземным миром, и в одном случае она появляется в ритуале вместе с Аллани и Ишарой. [50] Другая диада состояла из Чепата и неизвестного ранее божества Хашулатхи. [53]

Два божества засвидетельствованы в роли суккала . (божественного помощника) Чепата, Такиту [54] и Тиябенти. [55] Хотя в мифах фигурирует только Такиту, она и Тиябенти сосуществуют в ритуальных текстах, где оба могут сопровождать свою любовницу, что, по мнению Мари-Клода Тремуя, указывает на необоснованность мнения о том, что один из них был всего лишь эпитетом другого . [55]

Богиня Солнца Аринны и Чепата

[ редактировать ]
Возможное изображение богини Солнца Аринны.

В стремлении гармонизировать династический пантеон хеттских царей , находившийся под влиянием хурритской религии , с государственным пантеоном, состоящим из хаттских и хеттских божеств, были предприняты попытки синкретизировать Чепат и богиню Солнца Аринну . [56] Самым известным источником, подтверждающим это, является молитва царицы Пудухепы , жены Хаттушили III :

О богиня Солнца Аринны, моя госпожа, королева всех земель! В Хатти ты дал себе имя Богиня Солнца Аринны, но землю, которую ты сделал кедровой , там ты дал себе имя Хебат. [57]

Однако Петр Тарача [ де ] считает невозможным, чтобы эта идея была принята в повседневную религиозную практику основного хеттского населения. [57] Гэри Бекман называет это «редким и исключительным» примером. [58] Даниэль Швемер [ де ] отмечает, что характер богини Аринны не был похож на характер Гепат, и что в отличие от последнего у нее была хорошо устоявшаяся индивидуальная роль в пантеоне. [59] Более того, Чепат никогда не заменял ее в ее традиционной позиции в договорах и подобных документах. [60]

Другие ассоциации

[ редактировать ]

В Алеппо во время существования царства Ямхад Чепат, по-видимому, принадлежала к кругу божеств, связанных с Даганом , предположительно из-за ее связи с его сыном Ададом. [17] Луис Фелиу предполагает, что ее могли рассматривать как дочь бывшего [61] и его жена Шалаш . [62]

В списке божеств Угарита указан Пидрай как местный аналог Чепата. [63] Уилфред Х. ван Сольдт предположил, что в теофорных названиях этого города теоним Хепат мог использоваться как замена Пидрея. [64] По мнению Дэниела Швемера, маловероятно, чтобы это уравнение отражало традицию, согласно которой Пидрей была женой местного бога погоды Баала . [43]

Поклонение

[ редактировать ]

Эбла и близлежащие районы

[ редактировать ]

Поклонение Хепату имело свои корни на севере современной Сирии . [32] Эблаитские тексты указывают на то, что под ранней формой ее имени, Халабайту, ей поклонялись в Эбле и Алеппо в третьем тысячелетии до нашей эры. [13] Впервые она засвидетельствована во время правления эблаитских царей Иркаб-Даму и Ишар-Даму и их визирей Ибриума и Ибби-Зикира . [65] Однако она не была богиней, имеющей большое значение в религии Эблаитов . [66] Она всегда появляется в связи с Алеппо в эблаитских источниках, хотя в этом корпусе текстов она упоминается очень редко. [67] Ей приносили в дар различные золотые и серебряные предметы, а также скот. [65] В списке подношений TM.76.G.22 она является седьмым упомянутым божеством после Адада , Адада из Алеппо, Дагана из Туттула , Хадабал из Аругаду, солнечного божества Эблаитов , Решефа из Айду (редко засвидетельствованное незначительное поселение) и Иштар. Шетил (еще один небольшой, малоизвестный поселок). [14] В другом тексте, написанном в шестой год правления Ибби-Зикира и посвященном подношениям богу погоды Алеппо, упоминается, что царь Эблы предложил ей пряжку. [68]

Единственное теофорное имя, напоминающее Чепат, известно в Эбле со второго тысячелетия до нашей эры. [69] Местного правителя, одного из возможных членов династии, правившей городом в двадцатом веке до нашей эры, звали Игриш-Хеба ( ig-ri-iš -ḪI-IB, причем два последних знака читаются как ḫe-eba x ). [70] Она также изображена на печати , которая могла принадлежать сыну другого местного правителя Инди-Лиммы . [71]

Ямхад и Мари

[ редактировать ]

Предполагается, что Чепату продолжали поклоняться в Алеппо на протяжении всего периода Старого Вавилона . [72] В одном из текстов Мари того же периода, письме к Зимри-Лиму , она упоминается наряду с Даганом и Шалашем в описании паграума , траурной церемонии, сочетающейся с подношением жертвенных животных божествам, что в это дело было проведено в честь царя Суму-Эпуха Ямхада его преемником Хаммурапи в королевском дворце в Алеппо. [73] В другом письме анонимная женщина упоминает, что будет молиться за Зимри-Лима ей и богу погоды ( д ИШКУР), возможно, Тешуб . [74] В источниках из Мари не встречается теофорных имен, отсылающих к Шепату, а примеры, приведенные в более старой литературе, теперь считаются ошибочными или сомнительными по каким-либо причинам. [72] Однако пять примеров засвидетельствованы в текстах из Алалаха, документирующих период, когда город находился под контролем царства Ямхад: Хебат-аллани, Хебат-ДИНГИР (чтение второго элемента неясно), Хебат-мухирни, Хебат-убарра и Умму-Хебат. [75] Она также является одним из трех божеств, два других — Адад и городская богиня Алалаха, обозначенные здесь логограммой. д ИШТАР (в прошлом ошибочно интерпретируемый как эпитет Чепата), которые упоминаются в формуле проклятия в тексте, подробно описывающем, как Абба-Эля I брат Ярим-Лим стал правителем этого города после разрушения Ирриде . [76]

Поклонение Шепату также задокументировано в текстах Эмара . [77] Герберт Ниер [ де ] предполагает, что обнаруженный во время раскопок двойной храм был посвящен совместно ей и местному богу погоды. [78] Однако, как подчеркивает Дэниел Э. Флеминг в текстовых источниках, она встречается в «довольно узком контексте» по сравнению с такими божествами, как д НИН.КУР . [79] Ее обычно ассоциировали с камнями сиккану , которые исследователи часто интерпретировали как аниконические изображения божеств. [80] хотя эта точка зрения не является общепринятой. [81] Использование таких предметов также задокументировано в текстах из Угарита , Мари и Эблы, и предполагается, что это было отличительной особенностью религиозной практики в древней Сирии с третьего тысячелетия до нашей эры до конца бронзового века . [82] Помазание время посвящённого ей сиккану фестиваля упоминается в инструкции по посвящению НИН.ДИНГИР жрицы местного бога погоды, а подношения ей делались во Зукру . [80] Судя по всему, он находился внутри города. [83] Кроме того, среди текстов, обнаруженных в Эмаре, был обнаружен инвентарь металлических предметов, принадлежавших Чепату. [84] Теофорные имена, упоминающие ее, засвидетельствованы и в источниках из этого города. [77] Примеры включают Асму-Хебат и Хебат-или. [35]

Западные хурритские источники

[ редактировать ]

Как утверждает Дэниел Э. Флеминг, роль Чепата в хурритской религии сегодня наиболее известна. [32] По мнению Альфонсо Арчи, после падения Эблы она и ряд других божеств, входящих в пантеон города, таких как Адамма , Аммарик , Аштаби и Шанугару , не сохранили своего прежнего положения в религии амореев , ставших доминирующей культурой в Сирии и в результате были низведены до фигур, в лучшем случае местного значения, в конечном итоге включенных в религию хурритов , когда они прибыли в ту же область несколько столетий спустя. [85] Она особенно хорошо засвидетельствована в источниках, происходящих из западных хурритских общин. [40] Она была самой высокой хурритской богиней в традициях Алеппо и королевства Киццуватна . [86] где ей поклонялись в Кумманни и Лавазантии . [87] Однако она приобрела эту позицию только путем смещения Шаушки с ее должности, о чем свидетельствуют источники из большинства хурритских центров на востоке, таких как Нузи . [86] Помимо самой Гепат, можно было почитать и ее различные культовые атрибуты, например, ее трон. [88]

Угаритовые источники

[ редактировать ]

Чепат был среди хурритских божеств, которым поклонялись в Угарите. [3] Она появляется исключительно в текстах, принадлежащих хурритской среде этого города. [89] Однако ее положение в местном варианте хурритского пантеона было сравнительно невысоким. [15] и предполагается, что Шаушка сохранила за собой роль главной богини. [86]

В тексте RS 24.261, ритуале, сочетающем в себе хурритские и угаритские элементы и сосредоточенном на местной богине Аштарт и ее хурритском аналоге Шаушке, [90] Чепат указан между Пишаишапи и Дакиту в последовательности божеств, которые во время него получали подношения. [91] RS 24.291, двуязычный текст, посвященный другому ритуалу, сосредоточенному на ложе Пидрея . [92] предписывает предлагать Хепату одного барана в первый день празднования, а во второй - двух того же животного, а затем отдельно корову. [93]

В корпусе угаритских текстов было идентифицировано пятнадцать теофорных имен, отсылающих к Хепату , хотя одно из них принадлежало человеку из-за пределов города. [94] В письме, отправленном царем Шаушка-мува [ де ] Амурру , указывается, что храм Чепата существовал недалеко от Угарита в поселении Ари. [95]

Восточно-хурритские источники

[ редактировать ]

Хотя Шепат не считалась одним из главных божеств в восточно-хурритских государствах, она не была там совершенно неизвестна. [96] Было высказано предположение, что королевская семья Империи Митанни воспринимала ее как божество высокого статуса . [97] где она засвидетельствована в теофорных именах принцесс. [98] Засвидетельствованными примерами являются Келу-Кепа и Тату-Кепа , оба датированные четырнадцатым веком до нашей эры. [99] В Нузи имена, упоминающие ее, встречаются редко. [97] Известны два примера: Шувар-Кепа и Шату-Кепа; оба эти человека были родственниками местного князя. [9]

Хотя западные хурритские литературные тексты описывают Чепат как божество, которому поклоняются в Кумме , вероятно, расположенном к востоку от Хабура , неясно, почиталась ли она в этом месте. [97]

Хеттский прием

[ редактировать ]

Гепат также стал частью хеттской религии . [100] Впервые она упоминается в хеттских источниках в отчете об Хаттушили I экспедиции против Хашшума , во время которой он захватил статуи божеств, которым поклонялись в этом хурритском государстве, среди них этой богини, а также Леллури , Аллатума , Адалура и бог Алеппо [ де ] . [101] Затем статую поместили в храм Мезуллы . [8] В более поздние времена она и Тешуб были двумя главными божествами в династическом пантеоне, который, по словам Петра Тарачи [ де ] впервые возник, когда новая династия, берущая свое начало в Киццуватне, стала править Хеттской империей. [102] В Шунашшурском договоре Чепат и Тешуб, описанные как божества Алеппо, появляются сразу после трех главных божеств хеттского государственного пантеона: [103] бог погоды ( Тархунна ), богиня солнца Аринна и «божество-покровитель Хатти» (обозначаемое шумерограммой ). д ЛАММА , читается как Инара или Инар ). [104] Однако такое расположение пары уникально. [103] Обычно Чепат не входил в число самых главных божеств в договорах. [105] Она также засвидетельствована в египетской версии договора между Хеттской империей и Египтом. [106] предположительно первоначально составленный, когда мир был установлен в 1259 г. до н.э. (двадцать первый год правления Рамсеса II ), после более ранних военных действий, которые привели к битве при Кадеше . [107] Однако египетский писец, по-видимому, неправильно понял Хепат как имя мужского божества, рассматривая определяющее слово ДИНГИР как аналог мужского египетского pꜢ-nṯr , хотя в этом тексте она обозначена женским титулом « царица небесная » ( tꜢ-ḥmt -nswt n tꜢ-pt ; перевод клинописи САЛ.ЛУГАЛ.АН). [10] [с]

В Хеттской империи Чепату поклонялись в Хаттусе . [100] Она изображена стоящей на спине леопарда в сопровождении своих детей ( Шаррумы , Алланзу и Кунзишалли) на центральном рельефе близлежащего святилища Язылыкая , посвященного поклонению божествам хурритского происхождения. [1] Шествие богинь, следующих за ними, отражает порядок калути (списков подношений). [49] Наряду с Тешубом Чепат составлял основную пару в местном пантеоне Шапинува , куда хурритские божества были введены в начале правления Тудхалии III , когда король временно проживал там в период политических потрясений. [109] Во время правления Муваталли II ее почитали в Шамухе , хотя возможно, что она, Тешуб и Шаушка были представлены местному пантеону уже во время правления Тудхалии III, когда ему пришлось перенести столицу в этот город после того, как Кашка сгорела . Хаттуса. [110] Муршили II представил поклонение Чепату в Катапе [ де ] , где он проживал ближе к концу своего правления. [111] Во время правления Туддалии IV ей поклонялись наряду с другими божествами, связанными с Тешубом, во время части АН.ТАХ.ШУМ [ де ], проходившей в местном храме Катаха . [112] Есть также некоторые свидетельства того, что поклонение Чепату распространилось на города, расположенные на севере сферы влияния хеттов, включая Хурму и Уду. [113]

Лувийский прием

[ редактировать ]

также поклонялись Чепату Лувийцы , первоначально в результате того, что Тешуб вытеснил местного бога бури Таркунца из пантеонов их самых восточных общин. [44] Она появляется в лувийских ритуальных текстах, происходящих из Киццуватны, где сосуществовали хурритские и лувийские традиции. [114] Однако, как заметил Манфред Хаттер , она еще не принадлежала к основному лувийскому пантеону и только в первом тысячелетии до нашей эры стала «лувианизированным» божеством. [115] Ей поклонялись вместе с Таркунцем в неохеттском царстве Табал . [44] что отразило развитие нового, частично хурринизированного местного лувийского пантеона. [116] Она также могла быть изображена на ортостате из Самала . [117] Герберт Ниер [ де ] утверждает, что ее присутствие в этом королевстве может указывать на то, что, несмотря на отсутствие свидетельств, ей все еще поклонялись в Алеппо в первом тысячелетии до нашей эры. [118]

Возможные более поздние сертификаты

[ редактировать ]

Гипта и Мистис

[ редактировать ]

Возможно, что Гипта (Ἵπτα [119] ), богиня, считающаяся супругой Сабазия и засвидетельствованная в четырех греческих надписях из Катакаумены, региона, расположенного в исторической Лидии , была поздней формой имени Кепат. [120] Позже Гипта была включена в орфическую традицию. [121] Прокл утверждал, что одно из произведений Орфея было посвящено ей. [119] Он описывает ее как ответственную за прием новорожденного Диониса и утверждает, что она несла с собой ритуальную корзину для веяния ( ликнон ) и змею. [122] Ее действия и рождение вышеупомянутого бога из бедра Зевса переосмысляются этим автором как «принятие умопостигаемых форм мировой душой, участвующей в «мирском разуме» мира, то есть Дионисом». [121] Орфический гимн номер 49, возможно, составленный между вторым и третьим веками нашей эры, посвящен Гипте и аналогичным образом описывает ее как кормилицу Диониса:

Я призываю Гипту, кормилицу Вакха, одержимой девы,
она принимает участие в мистических обрядах, ликует в поклонении чистому Сабосу,
и в ночных танцах ревущего Иакха.
О царица и хтоническая мать, услышь мою молитву (...). [123]

Роза Гарсиа-Гаско дополнительно утверждает, что Мистиду из Нонна » «Диониса можно считать аналогом Гипты, и что, хотя он и не изобретал это имя, он был первым, кто применил его к уже существовавшей орфической фигуре. [123] Она предполагает, что это изменение было призвано еще больше подчеркнуть ее аллегорический статус и облегчить игру слов . [124] Вместо этого Лаура Мигелес приходит к выводу, что «Мистис» была основана на художественных изображениях Диониса в компании медсестер, а также на смутных знаниях о том, что женщины, исполняющие такие роли, играли роль в некоторых культах, посвященных этому богу. [125]

Другие предлагаемые примеры

[ редактировать ]

Рене Лебрен предположил, что между Чепатом и Ма могла существовать косвенная связь . [126] божество, которому поклонялись в классической Комане , обычно предположительно соответствующее Кумманни бронзового века . [127] Он утверждает, что, возможно, это место изначально было связано с хеттской Мамой ( Аммаммой ), которую позже стали объединять с Кепатом, приобретя косвенную связь с богиней Солнца Аринной путем расширения, которая, в свою очередь, после того, как хурритские теонимы перестали использоваться в регион мог привести к появлению Ма, имя которого могло быть гаплологическим вариантом имени Мамма и который, как иногда утверждается, мог иметь солнечные черты. [128] Однако в конечном итоге он считает, что Чепат и возможный предшественник Ма — две изначально отдельные фигуры. [129]

Предположение о том, что ликийское божество pddẽxba было местной формой Чепата, по мнению Ростислава Орешко, неправдоподобно, поскольку большинство засвидетельствованных ликийских божеств не находят прямого соответствия с другими фигурами, которым поклонялись в древней Анатолии , и второй элемент имени, скорее всего, вместо этого быть связанным со словом -xba- , «река». [130]

Мифология

[ редактировать ]

В хурритских мифах, относящихся к так называемому циклу Кумарби , повествующих о борьбе за царствование среди богов между одноименным персонажем и его сыном Тешубом , Чепат выступает как один из союзников последнего. [131] Она мимоходом упоминается в « Песне о Кедамму» , когда Эа предупреждает Тешуба, что, если конфликт между ним и Кумарби продолжится, человеческие последователи богов могут пострадать, что приведет к тому, что ему, Чепату и Шаушке придется работать, чтобы обеспечить себя едой. . [132] Она также появляется в «Песне об Улликумми» , в которой одноименный монстр блокирует вход в ее храм, лишая ее возможности общаться с другими богами, что побуждает ее поручить своему слуге Такиту выяснить судьбу ее мужа Тешуба после его первоначального противостояние с Улликумми. [133] Фрагмент, описывающий ее путешествие и возвращение, сохранился плохо. [133] Позже брату Тешуба Ташмишу удается передать от него послание Гепату, из-за чего она чуть не упала с крыши храма, хотя слугам удается ее остановить. [133] Ее изоляция также упоминается Эа, когда он спрашивает гиганта Упеллури , знает ли он о влиянии Улликумми на мир. [134]

В мифе CTH 346.12 Чепат поручает Такиту отправиться через земли Митанни в Шимуррум от ее имени. [135]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В прибрежных районах, начиная с пятнадцатого века, Хадад в качестве основного имени бога погоды стал заменяться эпитетом Ваал, к которому относились так, как если бы это было имя собственное. [42]
  2. ^ Так называемая энна(-ша) аттани-ве-на(-ша)' ; подобные божества-предки также засвидетельствованы для Тешуба, Шаушки, Леллури, Шимиге и Никкала и были основаны на аналогичных месопотамских божествах, таких как предки Энлиля . [47]
  3. ^ Писец также неправильно интерпретировал Нинатту и Кулитту как мужских божеств, несмотря на то, что правильно определил пол большинства других вызываемых божеств. [108]
  1. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 94.
  2. ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 43.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Война 2021 , стр. 53.
  4. ^ Вильгельм 1989 , с. VI.
  5. ^ Флеминг 1992 , с. 75.
  6. ^ Хаттер 2003 , с. 141.
  7. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 116.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 2015 , с. 384.
  9. ^ Перейти обратно: а б Вильгельм 1989 , с. 56.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Певица 2013 , с. 444.
  11. ^ Лемир 2022 , с. 14.
  12. ^ Грей 1965 , с. 220.
  13. ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 581.
  14. ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 572.
  15. ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 594.
  16. ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 59.
  17. ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 71.
  18. ^ Бекман 2005 , с. 311.
  19. ^ Тарача 2009 , с. 121.
  20. ^ Флеминг 1992 , с. 223.
  21. ^ Хаас 2015 , с. 388.
  22. ^ Хаас 2015 , стр. 385–386.
  23. ^ Хаас 2015 , стр. 388–389.
  24. ^ Архи 2013 , с. 6.
  25. ^ Бекман 1983 , с. 173.
  26. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 387.
  27. ^ Рихтер 2010 , с. 510.
  28. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 9.
  29. ^ Архи 2015 , с. 593.
  30. ^ Флеминг 1992 , с. 219.
  31. ^ Фелиу 2003 , с. 295.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Флеминг 1992 , с. 76.
  33. ^ Флеминг 1992 , с. 217.
  34. ^ Флеминг 1992 , с. 222.
  35. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 557.
  36. ^ Фелиу 2003 , с. 291.
  37. ^ Швемер 2001 , с. 460.
  38. ^ Швемер 2001 , с. 299.
  39. ^ Швемер 2001 , с. 404.
  40. ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 292.
  41. ^ Швемер 2001 , с. 545.
  42. ^ Швемер 2008 , стр. 8–9.
  43. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2008 , с. 14.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Тарача 2009 , с. 108.
  45. ^ Хаттер 2003 , с. 272.
  46. ^ Швемер 2001 , с. 622.
  47. ^ Архи 2015 , с. 654.
  48. ^ Тарача 2009 , с. 119.
  49. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 95.
  50. ^ Перейти обратно: а б Вильгельм 1997 , с. 498.
  51. ^ Архи 2013 , с. 7.
  52. ^ Тарача 2009 , с. 128.
  53. ^ Хаас 2015 , с. 386.
  54. ^ Вильгельм 2013 , с. 417.
  55. ^ Перейти обратно: а б Тремуй 2014 , с. 31.
  56. ^ Тарача 2009 , с. 91.
  57. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 92.
  58. ^ Бекман 2005 , с. 309.
  59. ^ Швемер 2008 , с. 21.
  60. ^ Швемер 2008 , с. 22.
  61. ^ Фелиу 2003 , с. 288.
  62. ^ Фелиу 2003 , с. 302.
  63. ^ Парди 2002 , с. 279.
  64. ^ ван Солдт 2016 , с. 104.
  65. ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 592.
  66. ^ Архи 2015 , с. 592-593.
  67. ^ Архи 2015 , с. 756.
  68. ^ Арки 2015 , стр. 575–576.
  69. ^ Флеминг 1992 , с. 227.
  70. ^ Архи 2015a , с. 24.
  71. ^ Арки 2015a , стр. 18–19.
  72. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 220.
  73. ^ Фелиу 2003 , стр. 70–71.
  74. ^ Архи 2013 , с. 2.
  75. ^ Фелиу 2003 , с. 191.
  76. ^ Швемер 2001 , с. 217.
  77. ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 51.
  78. ^ Ниер 2014 , с. 179.
  79. ^ Флеминг 1992 , с. 73.
  80. ^ Перейти обратно: а б Темза 2020 , с. 52.
  81. ^ Темза 2020 , с. 66.
  82. ^ Темза 2020 , с. 61.
  83. ^ Темза 2020 , с. 62.
  84. ^ Флеминг 2000 , с. 44.
  85. ^ Архи 2015 , с. 605.
  86. ^ Перейти обратно: а б с Вильгельм 1989 , с. 51.
  87. ^ Бекман 2005 , с. 315.
  88. ^ Вильгельм 1989 , с. 57.
  89. ^ Швемер 2001 , стр. 545–546.
  90. ^ Парди 2002 , с. 93.
  91. ^ Парди 2002 , с. 95.
  92. ^ Парди 2002 , с. 96.
  93. ^ Парди 2002 , с. 98.
  94. ^ ван Солдт 2016 , с. 99.
  95. ^ Швемер 2001 , с. 546.
  96. ^ Вильгельм 1989 , стр. 55–56.
  97. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2001 , с. 461.
  98. ^ Швемер 2008 , с. 5.
  99. ^ Вильгельм 1998 , с. 123.
  100. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 96.
  101. ^ Вильгельм 1989 , с. 22.
  102. ^ Тарача 2009 , стр. 84–85.
  103. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 85.
  104. ^ Тарача 2009 , с. 84.
  105. ^ Тарача 2009 , с. 86.
  106. ^ Певица 2013 , с. 438.
  107. ^ Певица 2013 , стр. 433–434.
  108. ^ Певица 2013 , с. 450.
  109. ^ Тарача 2009 , с. 97.
  110. ^ Тарача 2009 , стр. 98–99.
  111. ^ Тарача 2009 , с. 98.
  112. ^ Тарача 2009 , с. 102.
  113. ^ Тарача 2009 , с. 118.
  114. ^ Хаттер 2003 , с. 251.
  115. ^ Хаттер 2003 , с. 220.
  116. ^ Хаттер 2003 , стр. 271–272.
  117. ^ Ниер 2014 , с. 164.
  118. ^ Ниер 2014 , с. 154.
  119. ^ Перейти обратно: а б Мигелес 2014 , с. 182.
  120. ^ Резерфорд 2020 , с. 194.
  121. ^ Перейти обратно: а б Эрнандес де ла Фуэнте 2014 , с. 236.
  122. ^ Мигелес 2014 , стр. 182–183.
  123. ^ Перейти обратно: а б Гарсиа-Гаско 2014 , с. 214.
  124. ^ Гарсиа-Гаско 2014 , с. 227.
  125. ^ Мигелес 2014 , с. 183.
  126. ^ Лебрен 2016 , с. 88.
  127. ^ Лебрен 2016 , с. 87.
  128. ^ Лебрен 2016 , стр. 87–88.
  129. ^ Лебрен 2016 , с. 89.
  130. ^ Орешко 2021 , с. 133.
  131. ^ Хоффнер 1998 , стр. 40–41.
  132. ^ Вильгельм 1989 , с. 63.
  133. ^ Перейти обратно: а б с Хоффнер 1998 , с. 62.
  134. ^ Хоффнер 1998 , с. 64.
  135. ^ Вильгельм 2013 , стр. 417–418.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • CTH 346.12 («Мифы фон Кумарби: фрагмент») в корпусе хеттских мифологических текстов TITUS.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 153e003b8bc62dd3e7cf4f7cf9a33ac3__1716006840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/c3/153e003b8bc62dd3e7cf4f7cf9a33ac3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ḫepat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)