хфаст
хфаст | |
---|---|
Богиня-покровительница Алеппо и жена бога погоды | |
Другие имена | Халабату |
Главный культовый центр | Алеппо , Куманни |
Генеалогия | |
Супруг |
|
Дети | Шаррума , Алланзу и Кунзишалли |
Эквиваленты | |
Хеттский эквивалент | Эта богиня Аринны |
Угаритовый эквивалент | Пидрей |
Ḫепат ( хуррит : 𒀭𒄭𒁁 , д Хе-пат ; также латинизируется как Хебат ; [2] Угаритский 𐎃𐎁𐎚, ḫbt [3] ) была богиней, связанной с Алеппо , первоначально почитавшейся на севере современной Сирии в третьем тысячелетии до нашей эры. Ее имя часто считается либо женским нисбой, что указывает на ее связь с этим городом, либо, альтернативно, производным от корня ḫbb , «любить». Ее лучшая засвидетельствованная роль - это роль супруги различных богов погоды. Она уже была связана с Ададом в Эбле и Алеппо в третьем тысячелетии до нашей эры, а в более поздние времена они были засвидетельствованы как пара в таких городах, как Алалах и Эмар . Вместо этого в хурритской религии она стала связана с Тешубом , что в первом тысячелетии до нашей эры привело к развитию традиции, согласно которой она была супругой его лувийского коллеги Таркунца . Ассоциации между ней и многочисленными другими божествами описаны в хурритских ритуальных текстах, где она возглавляет собственный калути — тип списков подношений, посвящённых кругу конкретного божества. Обычно она появляется в них вместе со своими детьми Шаррумой , Алланзу и Кунзишалли. Ее божественной помощницей была богиня Такиту . В хеттских источниках ее иногда можно было признать аналогом богини Солнца Аринны , хотя их соответствующие роли были разными, и, скорее всего, эта богословская концепция имела лишь ограниченное признание. местную богиню Пидрай В Угарите аналогом ее можно считать .
Самое старое свидетельство поклонения Хепат происходит из текстов Эблы, хотя она не была главной богиней в религии Эблаитов . В более поздние времена ей поклонялись в царстве Ямхад , а также в Эмаре . Она также была включена в хурритскую религию, хотя большинство связанных с этим свидетельств происходит исключительно из западных хурритских государств, таких как Киццуватна , где ее культовым центром был Кумманни . В Угарите , как и среди восточных хурритских общин, ее значение было сравнительно меньшим. Она также была включена в хеттскую и лувийскую религию при посредничестве хурритов, и в результате ей продолжали поклоняться в первом тысячелетии до нашей эры в таких государствах, как Табал и Самал . Богиня Гипта, известная из Лидии и из более поздних орфических источников, иногда считается ее поздней формой. Также была предложена менее прямая связь между ней и другой фигурой, известной из классических источников, Ма .
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Хепат был написан клинописью как д семерка Золотая д Ше-па-ат , [2] в то время как в угаритском алфавите как ḫbt . [3] В современной литературе можно найти романизацию со средним согласным, представленным как p, так и b, причем первая представляет собой попытку представить глухие согласные, присутствующие в хурритском языке . [4] Бреве перед первой согласной иногда опускается. [5] [6] Вариант названия без т засвидетельствован в первоисточниках. [7] Особенно часто это встречается в теофорных именах . [8] Примеры включают имена Миттани принцесс Келу-Кепа и Таду-Кепа , [9] Хеттская царица Пудухепа [10] и Абди-Хеба («слуга Чепата»), правитель Иерусалима, известный из переписки Амарны . [11] В египетских текстах это слово можно перевести как «хипа» . [10] В старых публикациях этот вариант иногда латинизируется как Хипа. [12]
По мнению Альфонсо Арчи, теоним д Ха-а-ба-ду (/ḫalabāytu/), известная из эблаитских текстов, может считаться ранней формой имени Чепата и указывает на то, что его следует интерпретировать как нисбу , «она из Халаба ( Алеппо )». [13] Он латинизирует эблаитский теоним как Халабату. [14] Он заключает, что более поздняя форма имени развилась в процессе веляризации , при этом потеря буквы l привела к изменению с a на e , аналогично случаям потери ḥ , ʿ или ġ, хорошо документированных в различных аккадских словах. [15] Альтернативное предложение - интерпретировать это слово как Ḫibbat, «возлюбленный», от корня ḫbb , «любить». [16] Луис Фелиу отмечает, что не исключено, что оба варианта верны, что отражает случай многозначности . [17] Сомнения в обоснованности обоих этимологических предложений были выражены Даниэлем Швемером , хотя он также поддерживает интерпретацию богини Эблаитов как ранней формы Хепат. [7] Предположение, что оба имени относятся к одной и той же богине, поддерживают и другие исследователи, например Гэри Бекман. [18] и Петр Тарача . [19]
В ранних исследованиях были предприняты попытки показать лингвистическую связь между теонимом Хепат и библейским именем Хавват ( Ева ). [8] но, как подчеркнул Дэниел Э. Флеминг, они фонологически различны. [20]
Для обозначения Чепата как божества, занимавшего высокое положение в пантеоне, могли использоваться различные эпитеты , например «царица», «небесная госпожа» и « небесная царица ». [21] Последнее из них встречается в хеттских договорах. [10] [22] Она также могла быть связана с институтом королевской власти. [23] Посвященная ей хурритская церемония была связана с концепцией аллашши , «госпожа», по аналогии с , «царской власти» Тешуба церемонией шаррашши . [24] У Чепата также были материнские черты. [25] и его можно было использовать в ритуалах, связанных с акушерством . [26] Хотя этот аспект ее характера напрямую задокументирован только в текстах из Хаттусы , Томас Рихтер утверждает, что он, возможно, был уже известен в Сирии в древневавилонский период , поскольку она особенно часто упоминалась в хурритских теофорических именах, приписывающих рождение ребенка с помощью определенного божества, одним из примеров является Уру-Кепа, «Шепат позволил девушке существовать». [27]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Чепат и боги погоды
[ редактировать ]Наиболее яркой характеристикой Чепат был ее статус супруги различных богов погоды , особенно тех, которые были связаны с Алеппо . [16] Вполне возможно, что эта связь возникла еще в двадцать седьмом веке до нашей эры. [28] Предполагается, что она и Хадда ( Адад ) из Алеппо уже рассматривались как пара в эблаитских текстах. [29] За пределами этой местности этой традиции придерживались и в Алалахе . [30] Доказательства также доступны у Эмара . [31] где она появляется вместе с местным богом погоды на фестивале, посвященном жрице НИН.ДИНГИР. [32] Дэниел Э. Флеминг утверждает, что в местной традиции он также был связан с Аштартом , а не исключительно с Чепатом. [33] хотя он признает, что ритуальные тексты признают только последнюю пару. [34] Даниэль Швемер предполагает, что в Эмаре сосуществовали две пары: одна принадлежала к традиции Алеппо, а другая отражала прибрежные верования. [35] Дальше на восток, в Месопотамии, супругой бога погоды обычно была Шала . [36] Кроме того, в Верхней Месопотамии в старовавилонский период его партнершами могли быть признаны местные богини, например Белет-Апим или Белет-Каттара. [37] Швемер предполагает, что Чепат, тем не менее, могла быть признана его супругой в месопотамском королевстве Мари , хотя он признает, что нет никаких доказательств того, что ей поклонялись в местном храме, посвященном ему. [38] Шала засвидетельствована в теофорных названиях этого города, хотя все они аккадские и принадлежали выходцам из соседней Вавилонии . [39]
В хурритской традиции супругой Чепата была Тешуб . [28] Самые ранние свидетельства этого соединения были обнаружены в древневавилонских источниках из Мари. [8] Однако, по мнению Луиса Фелиу, не исключено, что среди восточных хурритских общин Шала вместо этого считалась женой Тешуба, что могло бы объяснить ее появление среди хурритских божеств в договоре между Шуппилулиумой I и Шаттивазой . [40] В Угарите Чепат признавалась только супругой Тешуба, почитавшегося там как бог Алеппо, [41] а местный бог Баал погоды [а] скорее всего, считался незамужним. [43]
В Табале в восьмом веке до нашей эры Хепат был в паре с лувийским богом погоды Таркунцем . [44] что отразило развитие новой традиции, предположительно основанной на признании его аналогом Тешуба. [45] Она также сохранила свою роль супруги бога погоды в Каркемише в первом тысячелетии до нашей эры, и в надписях из этого города Таркунц появляется рядом с «Хипату». [46]
Калути из Чепата
[ редактировать ]В хурритских источниках различные божества были включены в калути , или списки подношений, посвященные Чепат, и как таковые составляли часть ее круга: ее сын Шаррума , две ее дочери Алланзу и Кунзишалли, Такиту , Хутена и Хутеллура , Аллани , Ишара , Шалаш , Дамкина , ( Умбу- ) Никкал , Аю-Икалти , Шаушка (вместе со своими слугами Нинаттой и Кулиттой ), Набарби , Шувала , Адамма , Кубаба , Хашунтархи, Уршуи-Ишкалли , Тиябенти, а также « предки Чепата » [б] и различная культовая атрибутика, связанная с ней. [48] Аналогичная группа божеств следует за Чепат и ее семьей на рельефах из святилища Язылыкая : Такиту, Хутена и Хутеллура, Аллани, Ишара, Набарби, Шалаш, Дамкина, Никкал, Айя, Шаушка и Шувала идентифицируются по имени в сопроводительных надписях, а шесть других богинь остались безымянными. [49]
Чепат также могла образовать диаду вместе с одним из своих детей, обычно Шаррумой, хотя также известны свидетельства Алланзу и Кунзишалли в этом контексте. [26] Другим божеством, которое в ритуальных текстах могло образовать с ней диаду, был Мушуни. [50] «она справедливости». [51] Петр Тарча предполагает, что ее можно считать персонифицированным атрибутом или эпитетом Чепата. [52] Однако было высказано предположение, что она была отдельной богиней, связанной с подземным миром, и в одном случае она появляется в ритуале вместе с Аллани и Ишарой. [50] Другая диада состояла из Чепата и неизвестного ранее божества Хашулатхи. [53]
Два божества засвидетельствованы в роли суккала . (божественного помощника) Чепата, Такиту [54] и Тиябенти. [55] Хотя в мифах фигурирует только Такиту, она и Тиябенти сосуществуют в ритуальных текстах, где оба могут сопровождать свою любовницу, что, по мнению Мари-Клода Тремуя, указывает на необоснованность мнения о том, что один из них был всего лишь эпитетом другого . [55]
Богиня Солнца Аринны и Чепата
[ редактировать ]В стремлении гармонизировать династический пантеон хеттских царей , находившийся под влиянием хурритской религии , с государственным пантеоном, состоящим из хаттских и хеттских божеств, были предприняты попытки синкретизировать Чепат и богиню Солнца Аринну . [56] Самым известным источником, подтверждающим это, является молитва царицы Пудухепы , жены Хаттушили III :
О богиня Солнца Аринны, моя госпожа, королева всех земель! В Хатти ты дал себе имя Богиня Солнца Аринны, но землю, которую ты сделал кедровой , там ты дал себе имя Хебат. [57]
Однако Петр Тарача считает невозможным, чтобы эта идея была принята в повседневную религиозную практику основного хеттского населения. [57] Гэри Бекман называет это «редким и исключительным» примером. [58] Даниэль Швемер отмечает, что характер богини Аринны не был похож на характер Гепат, и что в отличие от последнего у нее была хорошо устоявшаяся индивидуальная роль в пантеоне. [59] Более того, Чепат никогда не заменял ее в ее традиционной позиции в договорах и подобных документах. [60]
Другие ассоциации
[ редактировать ]В Алеппо во время существования царства Ямхад Чепат, по-видимому, принадлежала к кругу божеств, связанных с Даганом , предположительно из-за ее связи с его сыном Ададом. [17] Луис Фелиу предполагает, что ее могли рассматривать как дочь бывшего [61] и его жена Шалаш . [62]
В списке божеств Угарита указан Пидрай как местный аналог Чепата. [63] Уилфред Х. ван Сольдт предположил, что в теофорных названиях этого города теоним Хепат мог использоваться как замена Пидрея. [64] По мнению Дэниела Швемера, маловероятно, чтобы это уравнение отражало традицию, согласно которой Пидрей была женой местного бога погоды Баала . [43]
Поклонение
[ редактировать ]Эбла и близлежащие районы
[ редактировать ]Поклонение Хепату имело свои корни на севере современной Сирии . [32] Эблаитские тексты указывают на то, что под ранней формой ее имени, Халабайту, ей поклонялись в Эбле и Алеппо в третьем тысячелетии до нашей эры. [13] Впервые она засвидетельствована во время правления эблаитских царей Иркаб-Даму и Ишар-Даму и их визирей Ибриума и Ибби-Зикира . [65] Однако она не была богиней, имеющей большое значение в религии Эблаитов . [66] Она всегда появляется в связи с Алеппо в эблаитских источниках, хотя в этом корпусе текстов она упоминается очень редко. [67] Ей приносили в дар различные золотые и серебряные предметы, а также скот. [65] В списке подношений TM.76.G.22 она является седьмым упомянутым божеством после Адада , Адада из Алеппо, Дагана из Туттула , Хадабал из Аругаду, солнечного божества Эблаитов , Решефа из Айду (редко засвидетельствованное незначительное поселение) и Иштар. Шетил (еще один небольшой, малоизвестный поселок). [14] В другом тексте, написанном в шестой год правления Ибби-Зикира и посвященном подношениям богу погоды Алеппо, упоминается, что царь Эблы предложил ей пряжку. [68]
Единственное теофорное имя, напоминающее Чепат, известно в Эбле со второго тысячелетия до нашей эры. [69] Местного правителя, одного из возможных членов династии, правившей городом в двадцатом веке до нашей эры, звали Игриш-Хеба ( ig-ri-iš -ḪI-IB, причем два последних знака читаются как ḫe-eba x ). [70] Она также изображена на печати , которая могла принадлежать сыну другого местного правителя Инди-Лиммы . [71]
Ямхад и Мари
[ редактировать ]Предполагается, что Чепату продолжали поклоняться в Алеппо на протяжении всего периода Старого Вавилона . [72] В одном из текстов Мари того же периода, письме к Зимри-Лиму , она упоминается наряду с Даганом и Шалашем в описании паграума , траурной церемонии, сочетающейся с подношением жертвенных животных божествам, что в это дело было проведено в честь царя Суму-Эпуха Ямхада его преемником Хаммурапи в королевском дворце в Алеппо. [73] В другом письме анонимная женщина упоминает, что будет молиться за Зимри-Лима ей и богу погоды ( д ИШКУР), возможно, Тешуб . [74] В источниках из Мари не встречается теофорных имен, отсылающих к Шепату, а примеры, приведенные в более старой литературе, теперь считаются ошибочными или сомнительными по каким-либо причинам. [72] Однако пять примеров засвидетельствованы в текстах из Алалаха, документирующих период, когда город находился под контролем царства Ямхад: Хебат-аллани, Хебат-ДИНГИР (чтение второго элемента неясно), Хебат-мухирни, Хебат-убарра и Умму-Хебат. [75] Она также является одним из трех божеств, два других — Адад и городская богиня Алалаха, обозначенные здесь логограммой. д ИШТАР (в прошлом ошибочно интерпретируемый как эпитет Чепата), которые упоминаются в формуле проклятия в тексте, подробно описывающем, как Абба-Эля I брат Ярим-Лим стал правителем этого города после разрушения Ирриде . [76]
Эмар
[ редактировать ]Поклонение Шепату также задокументировано в текстах Эмара . [77] Герберт Ниер предполагает, что обнаруженный во время раскопок двойной храм был посвящен совместно ей и местному богу погоды. [78] Однако, как подчеркивает Дэниел Э. Флеминг в текстовых источниках, она встречается в «довольно узком контексте» по сравнению с такими божествами, как д НИН.КУР . [79] Ее обычно ассоциировали с камнями сиккану , которые исследователи часто интерпретировали как аниконические изображения божеств. [80] хотя эта точка зрения не является общепринятой. [81] Использование таких предметов также задокументировано в текстах из Угарита , Мари и Эблы, и предполагается, что это было отличительной особенностью религиозной практики в древней Сирии с третьего тысячелетия до нашей эры до конца бронзового века . [82] Помазание время посвящённого ей сиккану фестиваля упоминается в инструкции по посвящению НИН.ДИНГИР жрицы местного бога погоды, а подношения ей делались во Зукру . [80] Судя по всему, он находился внутри города. [83] Кроме того, среди текстов, обнаруженных в Эмаре, был обнаружен инвентарь металлических предметов, принадлежавших Чепату. [84] Теофорные имена, упоминающие ее, засвидетельствованы и в источниках из этого города. [77] Примеры включают Асму-Хебат и Хебат-или. [35]
Западные хурритские источники
[ редактировать ]Как утверждает Дэниел Э. Флеминг, роль Чепата в хурритской религии сегодня наиболее известна. [32] По мнению Альфонсо Арчи, после падения Эблы она и ряд других божеств, входящих в пантеон города, таких как Адамма , Аммарик , Аштаби и Шанугару , не сохранили своего прежнего положения в религии амореев , ставших доминирующей культурой в Сирии и в результате были низведены до фигур, в лучшем случае местного значения, в конечном итоге включенных в религию хурритов , когда они прибыли в ту же область несколько столетий спустя. [85] Она особенно хорошо засвидетельствована в источниках, происходящих из западных хурритских общин. [40] Она была самой высокой хурритской богиней в традициях Алеппо и королевства Киццуватна . [86] где ей поклонялись в Кумманни и Лавазантии . [87] Однако она приобрела эту позицию только путем смещения Шаушки с ее должности, о чем свидетельствуют источники из большинства хурритских центров на востоке, таких как Нузи . [86] Помимо самой Гепат, можно было почитать и ее различные культовые атрибуты, например, ее трон. [88]
Угаритовые источники
[ редактировать ]Чепат был среди хурритских божеств, которым поклонялись в Угарите. [3] Она появляется исключительно в текстах, принадлежащих хурритской среде этого города. [89] Однако ее положение в местном варианте хурритского пантеона было сравнительно невысоким. [15] и предполагается, что Шаушка сохранила за собой роль главной богини. [86]
В тексте RS 24.261, ритуале, сочетающем в себе хурритские и угаритские элементы и сосредоточенном на местной богине Аштарт и ее хурритском аналоге Шаушке, [90] Чепат указан между Пишаишапи и Дакиту в последовательности божеств, которые во время него получали подношения. [91] RS 24.291, двуязычный текст, посвященный другому ритуалу, сосредоточенному на ложе Пидрея . [92] предписывает предлагать Хепату одного барана в первый день празднования, а во второй - двух того же животного, а затем отдельно корову. [93]
В корпусе угаритских текстов было идентифицировано пятнадцать теофорных имен, отсылающих к Хепату , хотя одно из них принадлежало человеку из-за пределов города. [94] В письме, отправленном царем Шаушка-мува Амурру , указывается, что храм Чепата существовал недалеко от Угарита в поселении Ари. [95]
Восточно-хурритские источники
[ редактировать ]Хотя Шепат не считалась одним из главных божеств в восточно-хурритских государствах, она не была там совершенно неизвестна. [96] Было высказано предположение, что королевская семья Империи Митанни воспринимала ее как божество высокого статуса . [97] где она засвидетельствована в теофорных именах принцесс. [98] Засвидетельствованными примерами являются Келу-Кепа и Тату-Кепа , оба датированные четырнадцатым веком до нашей эры. [99] В Нузи имена, упоминающие ее, встречаются редко. [97] Известны два примера: Шувар-Кепа и Шату-Кепа; оба эти человека были родственниками местного князя. [9]
Хотя западные хурритские литературные тексты описывают Чепат как божество, которому поклоняются в Кумме , вероятно, расположенном к востоку от Хабура , неясно, почиталась ли она в этом месте. [97]
Хеттский прием
[ редактировать ]Гепат также стал частью хеттской религии . [100] Впервые она упоминается в хеттских источниках в отчете об Хаттушили I экспедиции против Хашшума , во время которой он захватил статуи божеств, которым поклонялись в этом хурритском государстве, среди них этой богини, а также Леллури , Аллатума , Адалура и бог Алеппо . [101] Затем статую поместили в храм Мезуллы . [8] В более поздние времена она и Тешуб были двумя главными божествами в династическом пантеоне, который, по словам Петра Тарачи впервые возник, когда новая династия, берущая свое начало в Киццуватне, стала править Хеттской империей. [102] В Шунашшурском договоре Чепат и Тешуб, описанные как божества Алеппо, появляются сразу после трех главных божеств хеттского государственного пантеона: [103] бог погоды ( Тархунна ), богиня солнца Аринна и «божество-покровитель Хатти» (обозначаемое шумерограммой ). д ЛАММА , читается как Инара или Инар ). [104] Однако такое расположение пары уникально. [103] Обычно Чепат не входил в число самых главных божеств в договорах. [105] Она также засвидетельствована в египетской версии договора между Хеттской империей и Египтом. [106] предположительно первоначально составленный, когда мир был установлен в 1259 г. до н.э. (двадцать первый год правления Рамсеса II ), после более ранних военных действий, которые привели к битве при Кадеше . [107] Однако египетский писец, по-видимому, неправильно понял Хепат как имя мужского божества, рассматривая определяющее слово ДИНГИР как аналог мужского египетского pꜢ-nṯr , хотя в этом тексте она обозначена женским титулом « царица небесная » ( tꜢ-ḥmt -nswt n tꜢ-pt ; перевод клинописи САЛ.ЛУГАЛ.АН). [10] [с]
В Хеттской империи Чепату поклонялись в Хаттусе . [100] Она изображена стоящей на спине леопарда в сопровождении своих детей ( Шаррумы , Алланзу и Кунзишалли) на центральном рельефе близлежащего святилища Язылыкая , посвященного поклонению божествам хурритского происхождения. [1] Шествие богинь, следующих за ними, отражает порядок калути (списков подношений). [49] Наряду с Тешубом Чепат составлял основную пару в местном пантеоне Шапинува , куда хурритские божества были введены в начале правления Тудхалии III , когда король временно проживал там в период политических потрясений. [109] Во время правления Муваталли II ее почитали в Шамухе , хотя возможно, что она, Тешуб и Шаушка были представлены местному пантеону уже во время правления Тудхалии III, когда ему пришлось перенести столицу в этот город после того, как Кашка сгорела . Хаттуса. [110] Муршили II представил поклонение Чепату в Катапе , где он проживал ближе к концу своего правления. [111] Во время правления Туддалии IV ей поклонялись наряду с другими божествами, связанными с Тешубом, во время части АН.ТАХ.ШУМ проходившей в местном храме Катаха . [112] Есть также некоторые свидетельства того, что поклонение Чепату распространилось на города, расположенные на севере сферы влияния хеттов, включая Хурму и Уду. [113]
Лувийский прием
[ редактировать ]также поклонялись Чепату Лувийцы , первоначально в результате того, что Тешуб вытеснил местного бога бури Таркунца из пантеонов их самых восточных общин. [44] Она появляется в лувийских ритуальных текстах, происходящих из Киццуватны, где сосуществовали хурритские и лувийские традиции. [114] Однако, как заметил Манфред Хаттер , она еще не принадлежала к основному лувийскому пантеону и только в первом тысячелетии до нашей эры стала «лувианизированным» божеством. [115] Ей поклонялись вместе с Таркунцем в неохеттском царстве Табал . [44] что отразило развитие нового, частично хурринизированного местного лувийского пантеона. [116] Она также могла быть изображена на ортостате из Самала . [117] Герберт Ниер утверждает, что ее присутствие в этом королевстве может указывать на то, что, несмотря на отсутствие свидетельств, ей все еще поклонялись в Алеппо в первом тысячелетии до нашей эры. [118]
Возможные более поздние сертификаты
[ редактировать ]Гипта и Мистис
[ редактировать ]Возможно, что Гипта (Ἵπτα [119] ), богиня, считающаяся супругой Сабазия и засвидетельствованная в четырех греческих надписях из Катакаумены, региона, расположенного в исторической Лидии , была поздней формой имени Кепат. [120] Позже Гипта была включена в орфическую традицию. [121] Прокл утверждал, что одно из произведений Орфея было посвящено ей. [119] Он описывает ее как ответственную за прием новорожденного Диониса и утверждает, что она несла с собой ритуальную корзину для веяния ( ликнон ) и змею. [122] Ее действия и рождение вышеупомянутого бога из бедра Зевса переосмысляются этим автором как «принятие умопостигаемых форм мировой душой, участвующей в «мирском разуме» мира, то есть Дионисом». [121] Орфический гимн номер 49, возможно, составленный между вторым и третьим веками нашей эры, посвящен Гипте и аналогичным образом описывает ее как кормилицу Диониса:
Я призываю Гипту, кормилицу Вакха, одержимой девы,
она принимает участие в мистических обрядах, ликует в поклонении чистому Сабосу,
и в ночных танцах ревущего Иакха.
О царица и хтоническая мать, услышь мою молитву (...). [123]
Роза Гарсиа-Гаско дополнительно утверждает, что Мистиду из Нонна » «Диониса можно считать аналогом Гипты, и что, хотя он и не изобретал это имя, он был первым, кто применил его к уже существовавшей орфической фигуре. [123] Она предполагает, что это изменение было призвано еще больше подчеркнуть ее аллегорический статус и облегчить игру слов . [124] Вместо этого Лаура Мигелес приходит к выводу, что «Мистис» была основана на художественных изображениях Диониса в компании медсестер, а также на смутных знаниях о том, что женщины, исполняющие такие роли, играли роль в некоторых культах, посвященных этому богу. [125]
Другие предлагаемые примеры
[ редактировать ]Рене Лебрен предположил, что между Чепатом и Ма могла существовать косвенная связь . [126] божество, которому поклонялись в классической Комане , обычно предположительно соответствующее Кумманни бронзового века . [127] Он утверждает, что, возможно, это место изначально было связано с хеттской Мамой ( Аммаммой ), которую позже стали объединять с Кепатом, приобретя косвенную связь с богиней Солнца Аринной путем расширения, которая, в свою очередь, после того, как хурритские теонимы перестали использоваться в регион мог привести к появлению Ма, имя которого могло быть гаплологическим вариантом имени Мамма и который, как иногда утверждается, мог иметь солнечные черты. [128] Однако в конечном итоге он считает, что Чепат и возможный предшественник Ма — две изначально отдельные фигуры. [129]
Предположение о том, что ликийское божество pddẽxba было местной формой Чепата, по мнению Ростислава Орешко, неправдоподобно, поскольку большинство засвидетельствованных ликийских божеств не находят прямого соответствия с другими фигурами, которым поклонялись в древней Анатолии , и второй элемент имени, скорее всего, вместо этого быть связанным со словом -xba- , «река». [130]
Мифология
[ редактировать ]В хурритских мифах, относящихся к так называемому циклу Кумарби , повествующих о борьбе за царствование среди богов между одноименным персонажем и его сыном Тешубом , Чепат выступает как один из союзников последнего. [131] Она мимоходом упоминается в « Песне о Кедамму» , когда Эа предупреждает Тешуба, что, если конфликт между ним и Кумарби продолжится, человеческие последователи богов могут пострадать, что приведет к тому, что ему, Чепату и Шаушке придется работать, чтобы обеспечить себя едой. . [132] Она также появляется в «Песне об Улликумми» , в которой одноименный монстр блокирует вход в ее храм, лишая ее возможности общаться с другими богами, что побуждает ее поручить своему слуге Такиту выяснить судьбу ее мужа Тешуба после его первоначального противостояние с Улликумми. [133] Фрагмент, описывающий ее путешествие и возвращение, сохранился плохо. [133] Позже брату Тешуба Ташмишу удается передать от него послание Гепату, из-за чего она чуть не упала с крыши храма, хотя слугам удается ее остановить. [133] Ее изоляция также упоминается Эа, когда он спрашивает гиганта Упеллури , знает ли он о влиянии Улликумми на мир. [134]
В мифе CTH 346.12 Чепат поручает Такиту отправиться через земли Митанни в Шимуррум от ее имени. [135]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В прибрежных районах, начиная с пятнадцатого века, Хадад в качестве основного имени бога погоды стал заменяться эпитетом Ваал, к которому относились так, как если бы это было имя собственное. [42]
- ^ Так называемая энна(-ша) аттани-ве-на(-ша)' ; подобные божества-предки также засвидетельствованы для Тешуба, Шаушки, Леллури, Шимиге и Никкала и были основаны на аналогичных месопотамских божествах, таких как предки Энлиля . [47]
- ^ Писец также неправильно интерпретировал Нинатту и Кулитту как мужских божеств, несмотря на то, что правильно определил пол большинства других вызываемых божеств. [108]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Война 2021 , стр. 53.
- ^ Вильгельм 1989 , с. VI.
- ^ Флеминг 1992 , с. 75.
- ^ Хаттер 2003 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 2015 , с. 384.
- ^ Перейти обратно: а б Вильгельм 1989 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д Певица 2013 , с. 444.
- ^ Лемир 2022 , с. 14.
- ^ Грей 1965 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 581.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 572.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 594.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 71.
- ^ Бекман 2005 , с. 311.
- ^ Тарача 2009 , с. 121.
- ^ Флеминг 1992 , с. 223.
- ^ Хаас 2015 , с. 388.
- ^ Хаас 2015 , стр. 385–386.
- ^ Хаас 2015 , стр. 388–389.
- ^ Архи 2013 , с. 6.
- ^ Бекман 1983 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 387.
- ^ Рихтер 2010 , с. 510.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 9.
- ^ Архи 2015 , с. 593.
- ^ Флеминг 1992 , с. 219.
- ^ Фелиу 2003 , с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с Флеминг 1992 , с. 76.
- ^ Флеминг 1992 , с. 217.
- ^ Флеминг 1992 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 557.
- ^ Фелиу 2003 , с. 291.
- ^ Швемер 2001 , с. 460.
- ^ Швемер 2001 , с. 299.
- ^ Швемер 2001 , с. 404.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 292.
- ^ Швемер 2001 , с. 545.
- ^ Швемер 2008 , стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2008 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарача 2009 , с. 108.
- ^ Хаттер 2003 , с. 272.
- ^ Швемер 2001 , с. 622.
- ^ Архи 2015 , с. 654.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Вильгельм 1997 , с. 498.
- ^ Архи 2013 , с. 7.
- ^ Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Хаас 2015 , с. 386.
- ^ Вильгельм 2013 , с. 417.
- ^ Перейти обратно: а б Тремуй 2014 , с. 31.
- ^ Тарача 2009 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 92.
- ^ Бекман 2005 , с. 309.
- ^ Швемер 2008 , с. 21.
- ^ Швемер 2008 , с. 22.
- ^ Фелиу 2003 , с. 288.
- ^ Фелиу 2003 , с. 302.
- ^ Парди 2002 , с. 279.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 592.
- ^ Архи 2015 , с. 592-593.
- ^ Архи 2015 , с. 756.
- ^ Арки 2015 , стр. 575–576.
- ^ Флеминг 1992 , с. 227.
- ^ Архи 2015a , с. 24.
- ^ Арки 2015a , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 220.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 70–71.
- ^ Архи 2013 , с. 2.
- ^ Фелиу 2003 , с. 191.
- ^ Швемер 2001 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 51.
- ^ Ниер 2014 , с. 179.
- ^ Флеминг 1992 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Темза 2020 , с. 52.
- ^ Темза 2020 , с. 66.
- ^ Темза 2020 , с. 61.
- ^ Темза 2020 , с. 62.
- ^ Флеминг 2000 , с. 44.
- ^ Архи 2015 , с. 605.
- ^ Перейти обратно: а б с Вильгельм 1989 , с. 51.
- ^ Бекман 2005 , с. 315.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 57.
- ^ Швемер 2001 , стр. 545–546.
- ^ Парди 2002 , с. 93.
- ^ Парди 2002 , с. 95.
- ^ Парди 2002 , с. 96.
- ^ Парди 2002 , с. 98.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 99.
- ^ Швемер 2001 , с. 546.
- ^ Вильгельм 1989 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2001 , с. 461.
- ^ Швемер 2008 , с. 5.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 96.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 22.
- ^ Тарача 2009 , стр. 84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 85.
- ^ Тарача 2009 , с. 84.
- ^ Тарача 2009 , с. 86.
- ^ Певица 2013 , с. 438.
- ^ Певица 2013 , стр. 433–434.
- ^ Певица 2013 , с. 450.
- ^ Тарача 2009 , с. 97.
- ^ Тарача 2009 , стр. 98–99.
- ^ Тарача 2009 , с. 98.
- ^ Тарача 2009 , с. 102.
- ^ Тарача 2009 , с. 118.
- ^ Хаттер 2003 , с. 251.
- ^ Хаттер 2003 , с. 220.
- ^ Хаттер 2003 , стр. 271–272.
- ^ Ниер 2014 , с. 164.
- ^ Ниер 2014 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Мигелес 2014 , с. 182.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Эрнандес де ла Фуэнте 2014 , с. 236.
- ^ Мигелес 2014 , стр. 182–183.
- ^ Перейти обратно: а б Гарсиа-Гаско 2014 , с. 214.
- ^ Гарсиа-Гаско 2014 , с. 227.
- ^ Мигелес 2014 , с. 183.
- ^ Лебрен 2016 , с. 88.
- ^ Лебрен 2016 , с. 87.
- ^ Лебрен 2016 , стр. 87–88.
- ^ Лебрен 2016 , с. 89.
- ^ Орешко 2021 , с. 133.
- ^ Хоффнер 1998 , стр. 40–41.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоффнер 1998 , с. 62.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 64.
- ^ Вильгельм 2013 , стр. 417–418.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Арчи, Альфонсо (2015a). «Царская печать из Эблы (17 в. до н.э.) с хеттскими иероглифическими символами» . Ориенталия . 84 (1). GBPress - Григорианская библейская пресса: 18–28. ISSN 0030-5367 . JSTOR 26153279 . Проверено 30 июня 2023 г.
- Бекман, Гэри (1983). Хеттские ритуалы рождения . Харрасовиц. hdl : 2027.42/163529 . ISBN 3-447-02310-4 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2005), «Пантеон A. II. Bei den Hethitern · Пантеон A. II. В хеттской традиции» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 апреля 2022 г.
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 .
- Флеминг, Дэниел Э. (1992). Установка верховной жрицы Ваала в Эмаре: взгляд на древнюю сирийскую религию . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36965-8 . OCLC 645829438 . Проверено 27 июня 2023 г.
- Флеминг, Дэниел Э. (2000). Время в Эмаре: Культовый календарь и ритуалы из Архива прорицателя . Месопотамские цивилизации. Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-044-6 . Проверено 27 июня 2023 г.
- Гарсиа-Гаско, Роза (2014). «Возвращение к мистическому словарю Нонна: Мистида в Дионисии 9.111–31». Ноннус из Панополиса в контексте . Из Грютера. стр. 211–228. дои : 10.1515/9783110339420.211 . ISBN 978-3-11-033937-6 .
- Грей, Джон (1965). Наследие Ханаана . Брилл. ISBN 978-90-04-28136-3 .
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 20 июня 2023 г.
- Эрнандес де ла Фуэнте, Дэвид (2014). «Неоплатоническая форма и содержание в Ноннусе: к новому прочтению ноннийской поэтики». Ноннус из Панополиса в контексте . Де Грюйтер. стр. 229–250. дои : 10.1515/9783110339420.229 . ISBN 978-3-11-033937-6 .
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- Лебрен, Рене (2016). «Кумманни и Тарс, два крупных киликийских центра» . Публикации Французского института анатолийских исследований (на французском языке). 13 (1). Persée — Портал научных журналов СВС: 87–94 . Проверено 03 июля 2023 г.
- Лемир, Винсент (2022). «Рождение Священного города: от 4000 г. до н.э. до второго века н.э.». Иерусалим. История глобального города . Издательство Калифорнийского университета. стр. 7–59. ISBN 978-0-520-97152-3 .
- Мигелес, Лаура (2014). «Персонификации Каверо на службе Диониса: Вакхический двор». Ноннус из Панополиса в контексте Из Грютера. стр. 175–192. дои : 10.1515/9783110339420.175 . ISBN 978-3-11-033937-6 .
- Нир, Герберт (2014). «Религия». Арамеи в Древней Сирии . Брилл. стр. 127–203. дои : 10.1163/9789004229433_007 . ISBN 9789004229433 .
- Орешко, Ростислав (2021). «В поисках корней священного куба: Кубаба-Кубелея-Κύβεβος-куфавы и проблема этнокультурных контактов в Анатолии раннего железного века». Лингвистические и культурные взаимодействия между Грецией и Анатолией . Брилл. стр. 131–166. дои : 10.1163/9789004461598_008 . ISBN 978-90-04-46159-8 . S2CID 240861527 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Резерфорд, Ян (2020). Хеттские тексты и греческая религия . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780199593279.001.0001 . ISBN 978-0-19-959327-9 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Певец Итамар (2013). «Хеттские боги в египетских нарядах: пример передачи культуры». Литература как политика, политика как литература . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 433–458. дои : 10.1515/9781575068671-027 . ISBN 9781575068671 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Темза, Джон Трейси (2020). Политика ритуальных перемен: фестиваль Зукру в политической истории Эмара позднего бронзового века . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-42911-6 . OCLC 1157679792 .
- Тремуй, Мари-Клод (2014), «Тиджабенти» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 2 апреля 2022 г.
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . OCLC 51010262 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Вильгельм, Гернот (1997), «Мушун(н)и, Мушни» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 апреля 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (1998), «Имя, называя Д. среди хурритов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 7 июня 2023 г.
- Вильгельм, Гернот (2013), «Такиту» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 2 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- CTH 346.12 («Мифы фон Кумарби: фрагмент») в корпусе хеттских мифологических текстов TITUS.