Йехиэль из Парижа
Йехиэль из Парижа | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | конец 12 века [ 1 ] |
Умер | в. 1268 |
Религия | иудаизм |
Дети | Моисей бен Йехиэль |
Йехиэль бен Иосиф Парижский или Иехиэль Парижский , по-французски называемый Сир Вивес ( иудео-французский : латыни и Vivus Meldensis («Vives of Meaux ») на , [ 2 ] был крупным талмудистом и тосафистом из северной Франции, тестем Исаака бен Иосифа Корбейля . Он был учеником раввина Иуды Мессера Леона и сменил его в 1225 году главы иешивы посту парижской на . [ 1 ] в котором тогда обучалось около 300 студентов; его самым известным учеником был Меир Ротенбургский . Он является автором многих Тосафот .
Диспут Парижа
[ редактировать ]Раввинские эпохи |
---|
Йехиэль Парижский наиболее известен как главный защитник иудаизма в Парижском диспуте 1240 года, проходившем при дворе Людовика IX , где он выступал против новообращенного Николая Донина . Это был первый официальный христианско-иудейский диспут, состоявшийся в средневековом христианском мире. В защиту обвинений в клеветнических цитатах Талмуда в адрес основателя христианства Йехиэль утверждал, что упоминания о Йешу на самом деле относятся к разным личностям. Йехиил описывает их как самого Иисуса , еще одного «Йешу ха-Ноцри», также из Назарета ( Синедрион 107б), и третьего «Йешу» кипящих экскрементов в Гиттин 47а. [ 3 ] Бергер (1998) пишет: « Что бы ни думали об искренности теории множественного Иисуса, Р. Йехиэль нашел способ нейтрализовать некоторые опасные раввинистические утверждения, и все же основная ашкеназская оценка Иисуса сохраняется даже в тексте этого диспута». Доводы Йехиэля были поддержаны Нахманидом на диспуте в Барселоне в 1263 году. [ нужна ссылка ] , но не Профиа Дюрана на диспуте в Тортосе в 1413–1414 гг. [ 4 ]
Хотя по крайней мере некоторые считали, что спорщики успешно защищали иудаизм, был издан указ о публичном сожжении всех имеющихся рукописей Талмуда , и в пятницу, 17 июня 1244 года, были подожжены 24 вагона с письменными произведениями.
Аргументы и содержание дебатов были опубликованы в журнале «Торн» в 1873 году под названием «Викуах Рабену Йехиэль ми Париж». [ 5 ] ( Иврит : Дебаты нашего раввина Йехиэля из Парижа ). [ 6 ]
Спорный переезд в Акко
[ редактировать ]Согласно некоторым источникам, Йехиэль прибыл в Утремер около 1258 года и поселился в Акре, находившейся тогда под властью Иерусалимского королевства крестоносцев , вместе со своим сыном мессиром Делисье (מישירא דילשיש) и большой группой последователей. [ 7 ] [ 8 ] Вскоре он восстановил Великую Парижскую академию ( Мидраш ха-Гадоль д'Пари ). [ 9 ] и, как полагают, умер там между 1265 и 1268 годами. [ 10 ] Похоронен недалеко от Хайфы, на горе Кармель . [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ]
Однако, по словам Симхи Эмануэля, [он] никогда не эмигрировал и умер во Франции. [ 11 ] где был найден фрагмент погребального камня с надписью,
Морено
к) Йехиэль)
в детский сад пока
(переведено: «Наш господин Йехиэль в рай»), что могло быть от рабби Йехиэля. [ нужна ссылка ]
Учения
[ редактировать ]Он был тосафистом . Его тосафот авторитетно цитирует Перец бен Илия : [ 12 ] в «Коль Бо», [ 13 ] и в «Мордехае». [ 14 ] Его также часто цитируют в редактируемом журнале «Тосафот».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер и Исаак Бройде (1901–1906). «Иехиэль бен Иосиф Парижский» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Гросс, Генрих (1897). Галлия Иудаика (на французском языке). Париж: Л. Серф. п. 341. LCCN 51050586 .
- ^ Бергер в еврейской истории и еврейской памяти: очерки в честь Йосефа Хаима Йерушалми. ред. Элишева Карлебах, Джон М. Эфрон - 1998 - стр. 33 «Теперь, если его аргумент о том, что Иисус из кипящих экскрементов - это не Иисус из Талмуда из Назарета, все еще остается в силе, то у Р. Йехиэля не два Иисуса, а три, двое из которых произошли из Назарета, и это фактически сильно подразумевается в христианском ответе, записанном в оксфордской рукописи еврейского текста, и прямо указано в московской рукописи».
- ^ Бергер в еврейской истории и еврейской памяти: эссе в честь Йосефа Хаима Йерушалми Элишевой Карлебаха, Джона М. Эфрона - 1998 - стр. 39 «Это обсуждение совершенно ясно показывает, что Дюран не доверял теории двух Иисусов».
- ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 321. ИСБН 9780812218626 .
- ^ Добро пожаловать в мой Париж Дебаты Раввин Йехиэль из Парижа [ Дебаты раввина Йехиэля из Парижа ] (на иврите). Торунь: К. Домбровский. 1873 год . Получено 4 ноября ,
- ^ Образование Джафи . Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Бионоты Лукштейна» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 мая 2014 г. Проверено 3 августа 2006 г.
- ↑ Еврейская история. Архивировано 27 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Иудаизм
- ^ Эмануэль, Симха (2008). Хакер, Джозеф (ред.). «Раввин Йехиэль из Парижа: его история и связь с Палестиной» . Шалем (на иврите). 8 . Иерусалим: Яд Бен Цви : 86–99.
- ↑ Глоссы к «Аммудей Голах», с. 50а, Кремона, 1556 г.
- ^ Kol Bo 114
- ^ Мордехай из Халла , No. 924