Jump to content

Кризис разоружения в Ираке

(Перенаправлено с «Разоружения Ирака »)
Колин Пауэлл держит модель флакона с сибирской язвой во время презентации в Совете Безопасности ООН.
Инспектор ООН по вооружению в Ираке

Кризис разоружения в Ираке был назван одной из основных проблем, которые привели к многонациональному вторжению в Ирак 20 марта 2003 года.

С 1980-х годов широко предполагалось, что Ирак производит и широко реализует программы биологического , химического и ядерного оружия . Ирак широко использовал химическое оружие во время ирано-иракской войны в 1980-х годах, в том числе против собственного курдского населения . Франция и Советский Союз помогали Ираку в развитии его ядерной программы, но его основной объект был разрушен Израилем в 1981 году в результате внезапного воздушного удара .

После войны в Персидском заливе в 1990 году Специальная комиссия Организации Объединенных Наций обнаружила и уничтожила большое количество иракского химического оружия, а также сопутствующего оборудования и материалов при различной степени сотрудничества и препятствий со стороны Ирака, но позже, в 1998 году, сотрудничество со стороны Ирака уменьшилось. [ 1 ] Вопрос разоружения оставался напряженным на протяжении 1990-х годов , когда США в ООН неоднократно требовали от Ирака допустить инспекционные группы на свои объекты. Эти кризисы достигли своего апогея в 2002-2003 годах, когда президент США Джордж Буш потребовал полного прекращения, как он утверждал, производства в Ираке оружия массового уничтожения , и убеждал президента Ирака Саддама Хусейна соблюдать резолюции ООН, требующие присутствия инспекторов ООН по вооружениям. беспрепятственный доступ к районам, которые, по мнению инспекторов, могли иметь объекты по производству оружия.

После войны в Персидском заливе в 1991 году (ООН) запретила Ираку Организация Объединенных Наций разрабатывать или владеть таким оружием. Также требовалось разрешить проведение инспекций для подтверждения соблюдения Ираком требований. Буш неоднократно подкреплял требования беспрепятственных инспекций и разоружения угрозами вторжения. 20 марта 2003 года многонациональный альянс, включающий вооруженные силы США и Великобритании , начал вторжение в Ирак . После вывода американских войск из Ирака ряд провальных иракских мирных инициатив в 2011 году выявился .

За десять лет после войны в Персидском заливе 1991 года Организация Объединенных Наций приняла 16 резолюций Совета Безопасности, призывающих к полной ликвидации иракского оружия массового уничтожения. Государства-члены выражали свое разочарование на протяжении многих лет тем, что Ирак препятствовал работе Специальной комиссии ООН и не относился серьезно к своим обязательствам по разоружению. Иракские силы безопасности несколько раз физически препятствовали инспекторам по вооружению выполнять свою работу и по крайней мере в одном случае забирали у них документы.

29 сентября 1998 года Конгресс США принял Закон об освобождении Ирака, поддержав усилия иракских оппозиционных групп по отстранению Саддама Хусейна от должности. Закон был подписан президентом Клинтоном 31 октября 1998 года. В тот же день Ирак объявил, что больше не будет сотрудничать с инспекторами ООН по вооружению.

ООН под руководством Кофи Аннана выступила посредником в соглашении, по которому Ирак разрешил инспекторам по вооружениям вернуться в страну. Ирак прекратил сотрудничество с инспекторами всего несколько дней спустя. Инспекторы покинули страну в декабре. Инспекторы вернулись в следующем году в составе Комиссии Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК).

Пол Вулфовиц , военный аналитик Министерства обороны США при Рональде Рейгане , сформулировал новую внешнюю политику в отношении Ирака и других «потенциальных государств-агрессоров», отказавшись от «сдерживания» в пользу « упреждения », с целью наносить удары первыми, чтобы устранить угрозы.

Однако эта политика просуществовала недолго, и Клинтон вместе с Джорджем Бушем-старшим , Колином Пауэллом и другими бывшими чиновниками администрации Буша отклонили призывы к упреждению в пользу продолжения сдерживания. Такова была политика Джорджа Буша-младшего в течение первых нескольких месяцев его пребывания у власти. Теракты 11 сентября 2001 года оживили призывы Вулфовица и других «ястребов» к превентивным действиям ; Многие согласились с тем, что Ирак может стать вероятным объектом этой новой политики. Пауэлл продолжал поддерживать философию сдерживания.

После войны в Персидском заливе иракская армия была сокращена до 23 дивизий общей численностью около 375 000 человек. Иракские ВВС сократились до менее чем 300 самолетов. ВМС Ирака были почти полностью уничтожены, немногие оставшиеся в строю суда находились в плохом состоянии, экипажи, по оценкам, находились в плохой готовности, а их возможности были сведены к ограниченным операциям по добыче полезных ископаемых и рейдам. [ 2 ] Любое восстановление, которое было сделано, пошло на Республиканскую гвардию и формирование Специальной республиканской гвардии .

Схема предполагаемого мобильного объекта по производству биологических агентов, представленная Колином Пауэллом Организации Объединенных Наций .

В конце 2002 и в 2003 году правительство Соединенных Штатов продолжало призывать к « смене режима » в Ираке и угрожало использовать военную силу для свержения иракского правительства, если Ирак не избавится от всего оружия массового уничтожения (ОМУ), которым он якобы обладал, и не убедит ООН, что она это сделала.

Дипломатическое давление США с целью заставить Ирак подчиниться требованиям быстро привело к дипломатическому кризису в ООН, где некоторые члены были согласны с позицией США, в то время как другие не соглашались, в частности, постоянные члены Совета Безопасности Франция , Россия и Китайская Народная Республика , а также другие НАТО Члены Германия и Бельгия .

Администрация Буша начала наращивание военной мощи в регионе и после упорных усилий добилась принятия резолюции 1441 Совета Безопасности ООН . Под руководством Ханса Бликса , главы Комиссии Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) и Мохамеда Эль-Барадеи, генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), резолюция вернула инспекторов по вооружениям в Ирак в ноябре 2002 года.

Инспекторы начали посещать объекты, где подозревалось производство ОМУ, но не обнаружили никаких доказательств такой деятельности, за исключением 18 незаявленных пустых 122-мм химических ракет, которые были уничтожены под наблюдением ЮНМОВИК. Стр. 30 Инспекторы также установили, что ракеты «Ас-Самуд-2» и «Аль-Фатх» нарушили ограничения дальности действия ООН, причем первая также была частично уничтожена под наблюдением ЮНМОВИК.

7 марта 2003 г. Ханс Бликс сообщил об ускорении сотрудничества в течение февраля, но оно все еще не было «немедленным» и «безоговорочным», как того требует резолюция 1441 Совета Безопасности ООН. [ 3 ] Он сообщил Совету безопасности ООН, что «потребуются не годы и не недели, а месяцы», чтобы проверить, выполнил ли Ирак свои обязательства по разоружению. [ 4 ] [ 5 ]

Президент США Джордж Буш и премьер-министр Великобритании Тони Блэр встретились на Азорских островах на «чрезвычайном саммите» в выходные 15–16 марта 2003 г., после чего Буш заявил, что, несмотря на доклад Бликса, «дипломатия не удалась» заставить Ирак выполнить инспекционные требования резолюции ООН и заявил о своем намерении использовать военную силу для нападения на Ирак, что, по мнению администрации Буша, было согласием с угрозой «серьезных последствий». в ООН 1441.

разногласия СБ ООН

[ редактировать ]
Джордж Буш обратился к Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 12 сентября 2002 г., чтобы изложить жалобы правительства США на правительство Ирака.

Несколько близких союзников США (например, Германия , Бельгия и Франция ) выступили против военной интервенции , поскольку утверждали, что она увеличит, а не уменьшит риск террористических атак. Хотя британское правительство и некоторые правительства других членов ЕС и НАТО поддержали позицию США, опросы общественного мнения показывают, что в целом их население было против нападения, особенно нападения без явной поддержки Совета Безопасности ООН. [ 6 ] Миллионы людей в крупных городах Европы и сотни тысяч в крупных городах Северной Америки приняли участие в маршах мира 15 февраля 2003 года. [ 7 ]

Заявления президента Буша

[ редактировать ]

7 октября 2002 г. президент Буш заявил:

Одиннадцать лет назад в качестве условия прекращения войны в Персидском заливе иракский режим был вынужден уничтожить свое оружие массового уничтожения, прекратить все разработки такого оружия и прекратить любую поддержку террористических группировок. Иракский режим нарушил все эти обязательства. Он обладает и производит химическое и биологическое оружие. Он ищет ядерное оружие. Она дала приют и поддержку терроризму и практикует террор против собственного народа. Весь мир стал свидетелем одиннадцатилетней истории неповиновения, обмана и недобросовестности Ирака. [ 8 ]

17 марта 2003 г. Буш заявил в обращении к нации:

Разведданные, собранные этим и другими правительствами, не оставляют сомнений в том, что иракский режим продолжает обладать и скрывать некоторые из самых смертоносных видов оружия, когда-либо созданных. Этот режим уже применил оружие массового уничтожения против соседей Ирака и против народа Ирака. [ 9 ]

Двумя днями позже, 19 марта 2003 г., когда началось вторжение в Ирак, Буш заявил в обращении к нации:

«Мои сограждане, в этот час американские и коалиционные силы находятся на ранних стадиях военных операций по разоружению Ирака, освобождению его народа и защите мира от серьезной опасности. [ 10 ]

Заявление президента России Владимира Путина

[ редактировать ]

11 октября 2002 года президент России Владимир Путин встретился с тогдашним премьер-министром Великобритании Тони Блэром . На пресс-конференции он сказал:

Россия не располагает какими-либо достоверными данными, подтверждающими существование ядерного оружия или какого-либо оружия массового уничтожения в Ираке, и мы пока не получали такой информации от наших партнеров. [ 11 ]

Заявления президента Франции Жака Ширака

[ редактировать ]

В совместном заявлении России, Германии и Франции от февраля 2003 года Жак Ширак отметил:

Что касается Франции, то мы готовы предусмотреть все, что можно сделать в рамках резолюции 1441 СБ ООН. нам предоставлена ​​большая свобода действий, когда речь идет о способах достижения цели ликвидации любого оружия массового уничтожения, которое может существовать в Ираке. Я хотел бы все же отметить, что при нынешнем положении дел я не располагаю, насколько мне известно, бесспорными доказательствами в этой области. [ 12 ]

Законность

[ редактировать ]

Орган по международному праву

[ редактировать ]

Вопрос о том, было ли вторжение законным с точки зрения международного права, неясен. Статья 2 Устава Организации Объединенных Наций запрещает членам ООН применять «угрозу силой или ее применение» против других государств способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. Из этого правила существуют два исключения: самооборона (статья 51) или разрешение Совета Безопасности на защиту международного мира и безопасности (глава VII).

Правительство Соединенных Штатов публично заявило, а британцы в частном порядке пообещали, что они готовы вторгнуться в Ирак с санкции Совета Безопасности или без нее. [ 13 ]

С одобрения Совета Безопасности были проведены две военные акции. Этими двумя примерами были война в Корее и война в Персидском заливе 1991 года .

Соединенные Штаты не признают юрисдикцию какого-либо международного суда над своими гражданами или военными, считая, что Верховный суд Соединенных Штатов является их окончательной инстанцией. Одним из примеров этой политики является то, что Соединенные Штаты не ратифицировали договор о Международном уголовном суде (МУС), а 6 мая 2002 года они сообщили ООН, что не собираются этого делать.

По состоянию на 24 февраля 2005 г. ни Ирак, ни США не ратифицировали договор МУС, и поэтому ни нападение США на Ирак, ни последующие действия в Ираке не подпадают под юрисдикцию МУС. Однако действия подписавших сторон, таких как Великобритания и Испания, могут подпадать под юрисдикцию МУС.

17 марта 2003 года Питер Голдсмит , генеральный прокурор Англии и Уэльса , изложил юридическое обоснование своего правительства вторжению в Ирак. Он сказал, что резолюция 678 Совета Безопасности 1990 года санкционировала применение силы против Ирака, действие которой было приостановлено, но не прекращено резолюцией 687 1991 года , которая налагала на Ирак постоянные обязательства по ликвидации своего оружия массового уничтожения. Существенное нарушение резолюции 687 восстановило бы право применять силу в соответствии с резолюцией 678. В резолюции 1441 Совет Безопасности определил, что Ирак существенно нарушил резолюцию 687, поскольку он не полностью выполнил свои обязательства по разоружению, и в начале 2003 года направил группы инспекторов по вооружению для проверки фактов на местах .

Правительства большинства стран-членов Совета Безопасности ООН ясно дали понять, что, по их мнению, после принятия резолюции 1441 по-прежнему не было разрешения на применение силы и что вторжение было незаконным с точки зрения международного права. [ 14 ] Однако США и их союзники утверждали, что никакая резолюция, санкционирующая вторжение, не потребуется, поскольку они действовали в порядке самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН и обычным международным правом . Осуществление этого права не может быть запрещено прекращением огня. Поскольку Ирак не занимался активным разоружением своего предполагаемого оружия массового уничтожения и скрывал его от инспекторов ООН, США и их союзники заявили, что имеют право предполагать, что Ирак имеет оружие массового уничтожения. Если бы ООН не смогла добиться выполнения соглашения, США и Великобритания – как стороны конфликта 1991 года – вторглись бы в Ирак без ООН, как они уже сделали во время своего вмешательства в войну в Косово . Йорам Динштейн приравнивает это к тому, что полицейские загоняют осужденного за жестокое преступление в угол и говорят: «Положи руки на голову», но вместо этого он вытаскивает из кармана что-то маленькое и черное (неважно, пистолет или нет). Офицеры имели право застрелить его, поскольку у него могло быть что-то опасное. [ 15 ]

Полномочия согласно Конституции США

[ редактировать ]

Конституция , предоставляет право объявлять войну исключительно Конгрессу Соединенных Штатов но объявляет президента главнокомандующим вооруженными США силами . Из-за такого разделения власти уже давно существуют разногласия относительно полномочий президента за пределами объявленной войны. Тем не менее, из многих случаев, когда Соединенные Штаты применяли силу за пределами своих границ, только пять были в рамках объявленной войны .

В 1973 году, на фоне растущих внутренних разногласий по поводу войны во Вьетнаме , Конгресс принял Резолюцию о военных полномочиях , ограничивающую способность президента предпринимать длительные военные действия без разрешения Конгресса. С тех пор ни один президент не признал конституционность этого закона, и большинство ученых-юристов полагают, что он не выдержит оспорения в суде.

Чтобы избежать возникновения кризиса в соответствии с Резолюцией о военных полномочиях, администрация Буша запросила у Конгресса явное одобрение на применение силы в Ираке. 9 октября 2002 года Конгресс принял резолюцию по Ираку , которая прямо разрешала президенту использовать Вооруженные силы Соединенных Штатов так, как он сочтет необходимым и целесообразным. Это поднимает вопрос о том, имеет ли Конгресс полномочия делегировать законодательную власть исполнительной власти. Однако в недавнем деле суда США Верховного «Хамдан против Рамсфельда » Верховный суд постановил, что военные комиссии , созданные президентом (и защищал это, утверждая, что этой резолюцией он получил право создавать военные суды), были неконституционными, поскольку не были санкционированы Конгрессом.

Конституция также предусматривает, что международные договоры, ратифицированные Соединенными Штатами, относятся к числу высших законов страны ( Конституция США , статья VI). Устав ООН — это договор, ратифицированный США, который запрещает государствам-членам, включая США, нападать на другие государства-члены, включая Ирак, за исключением двух тщательно оговоренных ситуаций (см. Устав ООН ).

Последствия

[ редактировать ]

После вторжения в Ирак была сформирована Иракская исследовательская группа во главе с Дэвидом Кеем для поиска предполагаемого оружия массового поражения. Кроме небольшого количества испорченных снарядов, выпущенных до 1991 года, ничего обнаружено не было. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клеминсон, Рональд. Что случилось с оружием массового поражения Саддама? Архивировано 12 августа 2011 г. в Ассоциации контроля машинного вооружения Wayback . сентябрь 2003 г.
  2. ^ Джон Пайк. «Иракский флот» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 г. Проверено 4 июня 2013 г.
  3. ^ Бликс приветствует ускоренное сотрудничество Ирака. Архивировано 14 декабря 2007 г. в Wayback Machine Scoop , 7 марта 2003 г.
  4. Бликс: Инспекторам «нужны месяцы». Архивировано 9 марта 2006 г. в Wayback Machine BBC News , 7 марта 2003 г.
  5. Стенограмма презентации Бликса в ООН. Архивировано 9 ноября 2016 г. на Wayback Machine CNN, 7 марта 2003 г.
  6. ^ «Опросы показывают, что европейцы выступают против войны в Ираке» . 11 февраля 2003 г. Проверено 9 июня 2020 г.
  7. ^ «Миллионы присоединяются к глобальным антивоенным протестам» . 17 февраля 2003 г. Проверено 9 июня 2020 г.
  8. ^ «Президент Буш обрисовывает иракскую угрозу» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 г. Проверено 4 июня 2013 г.
  9. ^ «Президент заявил, что Саддам Хусейн должен покинуть Ирак в течение 48 часов» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. Архивировано из оригинала 6 мая 2013 г. Проверено 4 июня 2013 г.
  10. ^ «Президент Буш обращается к нации» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. Архивировано из оригинала 29 мая 2013 г. Проверено 4 июня 2013 г.
  11. Российский отпор Блэру по поводу Ирака The Guardian, 11 октября 2002 г.
  12. СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ПО ИРАКУ. Архивировано 12 мая 2011 г. в Wayback Machine France Diplomatie, 10 февраля 2003 г.
  13. Соглашение Блэра-Буша перед войной в Ираке раскрыто в секретной записке. Архивировано 27 ноября 2007 г. в Wayback Machine The Guardian, 3 февраля 2006 г.
  14. ^ «Международное право – Война в Ираке – Организация Объединенных Наций – Ирак» . Worldpress.org. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 г. Проверено 4 июня 2013 г.
  15. ^ Йорам Динштейн (12 декабря 2011 г.). Война, агрессия и самооборона . Издательство Кембриджского университета . стр. 298–299.
  16. ^ Хэнли, Чарльз Дж. (6 сентября 2005 г.). «Собираем воедино историю об оружии, которого не было» . США сегодня . Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 г. Проверено 4 июня 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2880aaab98ef65cb3d8053edc6dae2b6__1719442500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/b6/2880aaab98ef65cb3d8053edc6dae2b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iraq disarmament crisis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)