Османское освещение

Турецкая или османская иллюминация относится к нефигуративному живописному или нарисованному декоративному искусству, обнаруженному в рукописях или на листах в муракке . [1] По -турецки это называется «тежип». [2] означает «украшение золотом». Классический исламский стиль освещения рукописей сочетает в себе методы турецкой, персидской и арабской традиций. Иллюминация занимала центральное место в традиционном искусстве турок-османов , которые разработали стиль освещения, отличный от более ранних традиций. [3]
Рукописные иллюстрации, такие как картина Османской миниатюры ( тасвир ), [4] Это отдельный процесс от освещения рукописей, и каждый процесс, таким образом, выполнялся художником, специально обученным этому конкретному ремеслу. [5]
Дизайн подсветки варьируется в зависимости от связанного текста. В поэтических текстах часто присутствовало украшение по краям текстового блока или прерывание столбцов текста. [5] Копии Корана османского периода XIV и XVI веков имеют полностью декорированные первые страницы (левха или подсветка пластины), а последующие страницы имеют подсветку только по краям текстового блока (подсветка колтука). [6]
Техники освещения использовались для украшения рукописей Корана, а также других материалов, таких как декоративная бумага, книжные обложки, текстиль , керамика , стеклянные и деревянные панели, металлические изделия и архитектурные поверхности. [7] Рукописи Корана, литературные или исторические произведения освещались в дворцовых мастерских или в частных мастерских художников. Иллюминированные рукописи, как правило, были доступны султанам из-за высокой стоимости их производства. [8] Производство иллюминированных произведений искусства под патронажем королевской семьи или элиты способствовало единству стиля, часто наблюдаемому в турецком декоративном искусстве. [6]
История
[ редактировать ]Доосманское иллюминирование (9-10 вв.)
[ редактировать ]Искусство освещения возникло еще до появления ислама в истории Турции. Первые образцы иллюминации появляются на настенных росписях и книжных украшениях тюрков -уйгуров . [9] Иллюминация распространилась в IX и X веках, когда ее использовали для позолоты и украшения полей рукописей Корана. [6] Куфические рукописи этого периода начали включать более сложные геометрические украшения как акт религиозной преданности, так и инструмент, облегчающий разборчивость текста. [10] Османские иллюминаторы опирались на наследие, заложенное этими доосманскими художниками, но при этом использовали свои собственные стили и техники.
Раннее османское иллюминирование (13-15 вв.)
[ редактировать ]В период правления турок-сельджуков в XIII и XIV веках техника иллюминации распространилась по Средней и Малой Азии . [10] Иллюминация этого периода характеризовалась геометрическими узорами и мотивами. Дворцовые мастерские, созданные во время правления султана Мехмеда Завоевателя , производили большинство образцов иллюминации. [11] Выдающийся художник Баба Наккаш руководил мастерской орнамента, основанной султаном Мехмедом Завоевателем во дворце Топкапы , создавая шедевры и одновременно обучая новых студентов искусству освещения. [11]
Начиная с 15 века, усовершенствованные методы изготовления бумаги и крашения страниц позволили использовать в бумажных рукописях более разнообразные цвета. Страницы могли быть украшены золотой пылью или мрамором в технике абри, импортированной из Китая. [8]
В XVI веке искусство османской иллюминации пережило второй расцвет со времен правления султана Мехмеда II. Появился стиль классической турецкой иллюминации, а иллюминация стала использоваться более широко, помимо украшения книг, украшая такие виды искусства, как ткачество и керамика. [12]
Золотой век (ок. 1520-1566)
[ редактировать ]
«Золотой век» османской иллюминации пришелся на период правления султана Сулеймана Великолепного , продолжавшийся с 1520 по 1566 год. Иллюминация использовалась для украшения королевских указов и знаков отличия , обложек книг, глав глав Корана и конечных страниц. Художники, работавшие в королевских мастерских, в основном использовали золотые и темно-синие чернила. [8] Османские художники Шах Кулу из Багдада и его ученик Карамеми были пионерами натуралистического стиля «Сазиолу» (тростник) , характеризующегося растительными формами. [13] Позже Карамеми представил стиль «халикской работы» в османской традиции освещения, работая главным осветителем в мастерской орнаментов во дворце султана Сулеймана Великолепного. [6]
Европейские влияния (18-20 вв.)
[ редактировать ]Период тюльпанов (1718-1730) характеризовался использованием в декоре крупных цветов и букетов под влиянием стилей французского рококо . [13] Эти трехмерные и натуралистичные цветочные узоры отражали влияние культурной вестернизации. [14] Среди выдающихся художников этого периода — Ахмед Эфенди, Али Рагип, Рашид и Ахмед Атаулла.
Развитие книгопечатания в 19 веке привело к упадку освещения. [ нужна ссылка ] Однако 20-й век стал свидетелем возрождения этого вида искусства благодаря таким чемпионам, как Сухейл Юнвер , Риккат Кунт, Мухсин Демиронат, Исмаил Хакки Алтунбезер и Фейзулла Дайигил. [15] [ нужна ссылка ] С основанием секции турецкого декоративного искусства в Академии изящных искусств было обучено новое поколение художников-иллюминаторов. [16] Сегодня в области освещения работает много художников, таких как Чичек Дерман, Гюльнур Дюран, Шахин Иналёз, Джахиде Кескинер, Юлкер Эрке, Мелек Антер и Мюневвер Учер (все женщины). [17] [ нужна ссылка ]
Общие шаблоны
[ редактировать ]
Геометрический
[ редактировать ]Геометрические узоры приобрели популярность в 13 веке при династии Сельджуков и Ильханате, и их использование продолжалось в раннеосманский период. [5] [10]
Геометрические формы, такие как квадраты, круги, треугольники и звезды, часто объединялись в единый мотив. Считалось, что плетение этих форм означает бесконечность . [18]
Геометрические мотивы часто используются на одиночных или двойных фронтисписах , также называемых ковровыми страницами. На этих страницах полностраничная иллюминация с использованием геометрических и растительных мотивов, таких как арабески и пальметты . [10]
Овощной
[ редактировать ]Руми — широко используемый орнаментальный мотив, возникший в Центральной Азии и получивший дальнейшее развитие у анатолийских сельджуков . Руми возник благодаря стилизации крыльев, ног и туловищ животных, но в 13 веке османские иллюминаторы переняли этот мотив, варьируя его формы. [6]

Растительные формы, в том числе стилизованные листья, стебли и бутоны (например, гонча или нераскрывшийся цветок), были распространенным элементом стиля освещения хатаи. Цветки хатаи обычно симметричны относительно вертикальной оси. Другой распространенный растительный мотив — панч, или пятиконечное слоение. Эти формы часто использовались в центре дизайна. [18]
Мотивы Мунхани, или «изогнутые линии», широко использовались в период с 11 по 15 века, особенно в украшении рукописных рукописей. [18]
Шукуфа или натуралистические цветочные мотивы широко использовались в османском освещении с 17 века. Эти мотивы возникли вместе с ростом влияния европейского барокко и рококо . Этот мотив предполагает стилизацию разных цветов, в том числе тюльпана, гвоздики, фиалки и ириса. [13]
Cloud-chain
[ редактировать ]В 15 веке, под патронажем Империи Тимуридов , начал распространяться более тонкий стиль освещения, основанный на мотивах цепочек облаков. Это движение заменило геометрический стиль освещения Ильханидов , возникший в 13 веке в Персии и Ираке. [10]
Мотив булут или облаков представляет собой стилизованное изображение движения облаков по небу. Двумя основными формами мотива облака являются свободное облако и совокупное облако. Свободные облака рисуются в дизайне независимо, а совокупные облака объединяют отдельные облака с помощью изогнутых линий. [18] Совокупные полосы облаков между мотивами медальонов были характерной чертой иллюминации во времена правления Баязида II . [19]
Декоративные формы
[ редактировать ]Шамса представляет собой круглую форму , символизирующую солнце и свет. Эти формы обычно использовались на переплетах или внутренних обложках рукописных произведений. Мотив шамсы также мог быть окружен криволинейными или растительными мотивами или перекрыт другими геометрическими формами, чтобы напоминать лепестки. [10]

Хилье — это каллиграфическая иллюстрация , включающая письменное описание физических характеристик и черт исламского пророка Мухаммеда . Текст хилье часто заключался в освещенный круглый или прямоугольный картуш. [6]
Тугра — это символ, представляющий знаки отличия султана, который часто включается в начало османского имперского фермана или указа. Цветы в стиле карамеми обычно использовались для украшения знаков отличия. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Танинди, Зерен (2002). «Освещение рукописей». Османская цивилизация . 2 : 864-.
- ^ С персидского : позолота тажиб , с арабского : позолота тазхиб.
- ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN 978-1-935295-82-2 .
- ^ С персидского : изображение тасвира.
- ^ Перейти обратно: а б с Симс, Элеонора (2001). «Искусство освещения в исламских рукописях в музее Гюльбенкяна, Лиссабон». ХАЛИ, Международный журнал восточных ковров и текстиля (114): 96–99.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Танинди, Зерен (2000). «Искусство освещения у османов». Великая Османско-Турецкая цивилизация . 4 : 669–674.
- ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN 978-1-935295-82-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грабарь, Олег (2009). Шедевры исламского искусства: украшенная страница VIII-XVII веков . Мюнхен: Престель. ISBN 9783791343792 .
- ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN 978-1-935295-82-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бейкер, Колин Ф. (2007). Рукописи Корана: каллиграфия, иллюминация, дизайн . Лондон: Британская библиотека. ISBN 978 0 7123 0689 8 .
- ^ Перейти обратно: а б Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN 978-1-935295-82-2 .
- ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN 978-1-935295-82-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дерман, Ф. Чичек. «Искусство тежипа (позолоты) в османские века с его стилями и художниками». Османская культура и искусство : 676–690.
- ^ ЭМЛАК, Уеси (2022). «Цветочные картины в натуралистическом стиле: Селимнаме Ходжи Садеддина Эфенди». Артуклу Журнал искусства и гуманитарных наук .
- ^ «Иллюминирование искусства в Конье; Тежип — иллюминация рукописей» . Новости Коньи .
- ^ Угур Дерман, М (2023). Коллекция каллиграфии Академии художеств = Коллекция каллиграфии Академии художеств . Стамбул: Исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры, Университет изящных искусств Мимара Синана.
- ^ «Фонд классического турецкого искусства: Чичек Дерман» . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN 978-1-935295-82-2 .
- ^ Йолтар-Йылдирим, Айшин (2005). «Хосрав Ва Ширин 1498–1499 годов: перелистывание страниц османской иллюстрированной рукописи» . Мукарнас . 22 : 95–109 – через JSTOR.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роджерс, Дж. М. (2000). Империя султанов: Османское искусство из коллекции Халили (4-е изд.). Александрия, Вирджиния: Art Services International. ISBN 0-88397-132-1 . OCLC 41165435 .
- Портал турецкой культуры – Освещение