Jump to content

Османское освещение

(Перенаправлено с турецкого освещения )
Разворот из «Диван-и Мухибби», собрания стихов султана Сулеймана, написанного под псевдонимом Мухибби, иллюстрированного Кара Меми . Стамбул, 1566 год. Стамбульского университета. Библиотека

Турецкая или османская иллюминация относится к нефигуративному живописному или нарисованному декоративному искусству, обнаруженному в рукописях или на листах в муракке . [1] По -турецки это называется «тежип». [2] означает «украшение золотом». Классический исламский стиль освещения рукописей сочетает в себе методы турецкой, персидской и арабской традиций. Иллюминация занимала центральное место в традиционном искусстве турок-османов , которые разработали стиль освещения, отличный от более ранних традиций. [3]

Рукописные иллюстрации, такие как картина Османской миниатюры ( тасвир ), [4] Это отдельный процесс от освещения рукописей, и каждый процесс, таким образом, выполнялся художником, специально обученным этому конкретному ремеслу. [5]

Дизайн подсветки варьируется в зависимости от связанного текста. В поэтических текстах часто присутствовало украшение по краям текстового блока или прерывание столбцов текста. [5] Копии Корана османского периода XIV и XVI веков имеют полностью декорированные первые страницы (левха или подсветка пластины), а последующие страницы имеют подсветку только по краям текстового блока (подсветка колтука). [6]

Техники освещения использовались для украшения рукописей Корана, а также других материалов, таких как декоративная бумага, книжные обложки, текстиль , керамика , стеклянные и деревянные панели, металлические изделия и архитектурные поверхности. [7] Рукописи Корана, литературные или исторические произведения освещались в дворцовых мастерских или в частных мастерских художников. Иллюминированные рукописи, как правило, были доступны султанам из-за высокой стоимости их производства. [8] Производство иллюминированных произведений искусства под патронажем королевской семьи или элиты способствовало единству стиля, часто наблюдаемому в турецком декоративном искусстве. [6]

Доосманское иллюминирование (9-10 вв.)

[ редактировать ]

Искусство освещения возникло еще до появления ислама в истории Турции. Первые образцы иллюминации появляются на настенных росписях и книжных украшениях тюрков -уйгуров . [9] Иллюминация распространилась в IX и X веках, когда ее использовали для позолоты и украшения полей рукописей Корана. [6] Куфические рукописи этого периода начали включать более сложные геометрические украшения как акт религиозной преданности, так и инструмент, облегчающий разборчивость текста. [10] Османские иллюминаторы опирались на наследие, заложенное этими доосманскими художниками, но при этом использовали свои собственные стили и техники.

Раннее османское иллюминирование (13-15 вв.)

[ редактировать ]

В период правления турок-сельджуков в XIII и XIV веках техника иллюминации распространилась по Средней и Малой Азии . [10] Иллюминация этого периода характеризовалась геометрическими узорами и мотивами. Дворцовые мастерские, созданные во время правления султана Мехмеда Завоевателя , производили большинство образцов иллюминации. [11] Выдающийся художник Баба Наккаш руководил мастерской орнамента, основанной султаном Мехмедом Завоевателем во дворце Топкапы , создавая шедевры и одновременно обучая новых студентов искусству освещения. [11]

Начиная с 15 века, усовершенствованные методы изготовления бумаги и крашения страниц позволили использовать в бумажных рукописях более разнообразные цвета. Страницы могли быть украшены золотой пылью или мрамором в технике абри, импортированной из Китая. [8]

В XVI веке искусство османской иллюминации пережило второй расцвет со времен правления султана Мехмеда II. Появился стиль классической турецкой иллюминации, а иллюминация стала использоваться более широко, помимо украшения книг, украшая такие виды искусства, как ткачество и керамика. [12]

Золотой век (ок. 1520-1566)

[ редактировать ]
Иллюминированный лист Корана, сделанный для Рустема-паши, великого визиря Сулеймана Великолепного. Каллиграфия Абдаллаха аль-Шайрафи. Иллюминация Кара Мехмеда Челеби (Карамеми)

«Золотой век» османской иллюминации пришелся на период правления султана Сулеймана Великолепного , продолжавшийся с 1520 по 1566 год. Иллюминация использовалась для украшения королевских указов и знаков отличия , обложек книг, глав глав Корана и конечных страниц. Художники, работавшие в королевских мастерских, в основном использовали золотые и темно-синие чернила. [8] Османские художники Шах Кулу из Багдада и его ученик Карамеми были пионерами натуралистического стиля «Сазиолу» (тростник) , характеризующегося растительными формами. [13] Позже Карамеми представил стиль «халикской работы» в османской традиции освещения, работая главным осветителем в мастерской орнаментов во дворце султана Сулеймана Великолепного. [6]

Европейские влияния (18-20 вв.)

[ редактировать ]

Период тюльпанов (1718-1730) характеризовался использованием в декоре крупных цветов и букетов под влиянием стилей французского рококо . [13] Эти трехмерные и натуралистичные цветочные узоры отражали влияние культурной вестернизации. [14] Среди выдающихся художников этого периода — Ахмед Эфенди, Али Рагип, Рашид и Ахмед Атаулла.

Развитие книгопечатания в 19 веке привело к упадку освещения. [ нужна ссылка ] Однако 20-й век стал свидетелем возрождения этого вида искусства благодаря таким чемпионам, как Сухейл Юнвер [ тр ] , Риккат Кунт, Мухсин Демиронат, Исмаил Хакки Алтунбезер и Фейзулла Дайигил. [15] [ нужна ссылка ] С основанием секции турецкого декоративного искусства в Академии изящных искусств было обучено новое поколение художников-иллюминаторов. [16] Сегодня в области освещения работает много художников, таких как Чичек Дерман, Гюльнур Дюран, Шахин Иналёз, Джахиде Кескинер, Юлкер Эрке, Мелек Антер и Мюневвер Учер (все женщины). [17] [ нужна ссылка ]

Общие шаблоны

[ редактировать ]
Страница из рукописи Корана Тимуридов, часть тридцатитомного комплекта. Сценарий Мухаккак. Бумага, тушь, цвет, золото. Иран, вероятно, Шираз, ок. 1430-40. Тюрк ве Ислам Эсерлери Мюзеси 564 f.1b

Геометрический

[ редактировать ]

Геометрические узоры приобрели популярность в 13 веке при династии Сельджуков и Ильханате, и их использование продолжалось в раннеосманский период. [5] [10]

Геометрические формы, такие как квадраты, круги, треугольники и звезды, часто объединялись в единый мотив. Считалось, что плетение этих форм означает бесконечность . [18]

Геометрические мотивы часто используются на одиночных или двойных фронтисписах , также называемых ковровыми страницами. На этих страницах полностраничная иллюминация с использованием геометрических и растительных мотивов, таких как арабески и пальметты . [10]

Руми — широко используемый орнаментальный мотив, возникший в Центральной Азии и получивший дальнейшее развитие у анатолийских сельджуков . Руми возник благодаря стилизации крыльев, ног и туловищ животных, но в 13 веке османские иллюминаторы переняли этот мотив, варьируя его формы. [6]

Хилье (Хиля) – панно османской каллиграфии; текст описывает внешний вид исламского пророка Мухаммеда

Растительные формы, в том числе стилизованные листья, стебли и бутоны (например, гонча или нераскрывшийся цветок), были распространенным элементом стиля освещения хатаи. Цветки хатаи обычно симметричны относительно вертикальной оси. Другой распространенный растительный мотив — панч, или пятиконечное слоение. Эти формы часто использовались в центре дизайна. [18]

Мотивы Мунхани, или «изогнутые линии», широко использовались в период с 11 по 15 века, особенно в украшении рукописных рукописей. [18]

Шукуфа или натуралистические цветочные мотивы широко использовались в османском освещении с 17 века. Эти мотивы возникли вместе с ростом влияния европейского барокко и рококо . Этот мотив предполагает стилизацию разных цветов, в том числе тюльпана, гвоздики, фиалки и ириса. [13]

В 15 веке, под патронажем Империи Тимуридов , начал распространяться более тонкий стиль освещения, основанный на мотивах цепочек облаков. Это движение заменило геометрический стиль освещения Ильханидов , возникший в 13 веке в Персии и Ираке. [10]

Мотив булут или облаков представляет собой стилизованное изображение движения облаков по небу. Двумя основными формами мотива облака являются свободное облако и совокупное облако. Свободные облака рисуются в дизайне независимо, а совокупные облака объединяют отдельные облака с помощью изогнутых линий. [18] Совокупные полосы облаков между мотивами медальонов были характерной чертой иллюминации во времена правления Баязида II . [19]

Декоративные формы

[ редактировать ]

Шамса представляет собой круглую форму , символизирующую солнце и свет. Эти формы обычно использовались на переплетах или внутренних обложках рукописных произведений. Мотив шамсы также мог быть окружен криволинейными или растительными мотивами или перекрыт другими геометрическими формами, чтобы напоминать лепестки. [10]

Тугра Сулеймана Великолепного (1520 г.).

Хилье — это каллиграфическая иллюстрация , включающая письменное описание физических характеристик и черт исламского пророка Мухаммеда . Текст хилье часто заключался в освещенный круглый или прямоугольный картуш. [6]

Тугра — это символ, представляющий знаки отличия султана, который часто включается в начало османского имперского фермана или указа. Цветы в стиле карамеми обычно использовались для украшения знаков отличия. [6]

  1. ^ Танинди, Зерен (2002). «Освещение рукописей». Османская цивилизация . 2 : 864-.
  2. ^ С персидского : позолота тажиб , с арабского : позолота тазхиб.
  3. ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN  978-1-935295-82-2 .
  4. ^ С персидского : изображение тасвира.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Симс, Элеонора (2001). «Искусство освещения в исламских рукописях в музее Гюльбенкяна, Лиссабон». ХАЛИ, Международный журнал восточных ковров и текстиля (114): 96–99.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Танинди, Зерен (2000). «Искусство освещения у османов». Великая Османско-Турецкая цивилизация . 4 : 669–674.
  7. ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN  978-1-935295-82-2 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Грабарь, Олег (2009). Шедевры исламского искусства: украшенная страница VIII-XVII веков . Мюнхен: Престель. ISBN  9783791343792 .
  9. ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN  978-1-935295-82-2 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бейкер, Колин Ф. (2007). Рукописи Корана: каллиграфия, иллюминация, дизайн . Лондон: Британская библиотека. ISBN  978 0 7123 0689 8 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN  978-1-935295-82-2 .
  12. ^ Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN  978-1-935295-82-2 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Дерман, Ф. Чичек. «Искусство тежипа (позолоты) в османские века с его стилями и художниками». Османская культура и искусство : 676–690.
  14. ^ ЭМЛАК, Уеси (2022). «Цветочные картины в натуралистическом стиле: Селимнаме Ходжи Садеддина Эфенди». Артуклу Журнал искусства и гуманитарных наук .
  15. ^ «Иллюминирование искусства в Конье; Тежип — иллюминация рукописей» . Новости Коньи .
  16. ^ Угур Дерман, М (2023). Коллекция каллиграфии Академии художеств = Коллекция каллиграфии Академии художеств . Стамбул: Исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры, Университет изящных искусств Мимара Синана.
  17. ^ «Фонд классического турецкого искусства: Чичек Дерман» . Проверено 28 апреля 2024 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Онат, Сема (2015). Исламское искусство освещения: классический тажиб от Османской империи до наших дней . Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press. ISBN  978-1-935295-82-2 .
  19. ^ Йолтар-Йылдирим, Айшин (2005). «Хосрав Ва Ширин 1498–1499 годов: перелистывание страниц османской иллюстрированной рукописи» . Мукарнас . 22 : 95–109 – через JSTOR.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c45242f2f044281cfdd323dd6595f08__1722599760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/08/3c45242f2f044281cfdd323dd6595f08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman illumination - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)