Jump to content

аль-Масуди

(Перенаправлено с Аль Масуди )
аль-Масуди
Аль-Масуди
Фигура аль-Масуди на крыше, Музей естественной истории , Вена.
Рожденный 282–283 гг. хиджры
(896 г. н.э.)
Багдад , Аббасидский халифат
Умер Джумада аль-Тани , 345 г. хиджры
(сентябрь 956 г. н.э.)
Каир , Египет
Академическое образование
Влияния аш-Шафии [ 1 ]
Академическая работа
Эра Золотой век ислама
( эпоха Среднего Аббасида )
Основные интересы История , география , юриспруденция [ 2 ]
Известные работы

аль-Масуди (полное имя Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди , Абу Аль-Хасан Али бин Аль-Хусейн бин Али Аль-Масуди ), ок. 896-956 , был историком , географом и путешественником . Его иногда называют « Геродотом арабов». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Эрудит философии и плодовитый автор более двадцати работ по теологии, истории (исламской и универсальной), географии , естествознанию и ( , его знаменитый выдающийся опус «Золотые луга» Мурудж ад-Захаб ) сочетает в себе универсальную историю с научной географией , социальными комментариями и биография. [ 6 ]

Рождение, путешествия и литературная деятельность

[ редактировать ]

Помимо того, что аль-Масуди пишет о себе, мало что известно. Он родился в Багдаде и происходил от Абдуллы ибн Масуда , сподвижника исламского пророка Мухаммеда . Считается, что он был членом племени Бану Худхайл . арабского [ нужна ссылка ] Аль-Масуди упоминает ряд ученых-соратников, с которыми он столкнулся во время своих путешествий:

Путешествия Аль-Масуди фактически заняли большую часть его жизни, по крайней мере, с 903/915 г. н.э. до самого конца его жизни. Его путешествия привели его в большинство персидских провинций, Армению , Грузию и другие регионы Каспийского моря ; а также в Аравию , Сирию и Египет. Он также путешествовал по долине Инда и другим частям Индии, особенно западному побережью; и он неоднократно путешествовал в Восточную Африку. Он также плавал по Индийскому океану, Красному морю, Средиземному и Каспийскому морям. [ 7 ]

Аль-Масуди, возможно, достиг Шри-Ланки и Китая, хотя известно, что он встретил Абу Заида аль-Сирафи на побережье Персидского залива и получил информацию о Китае . от него [ 8 ] Предположительно, он получил информацию о Византии от византийского адмирала Льва Триполийского , принявшего ислам, которого он встретил в Сирии, где его последние годы были разделены между этой страной и Египтом . В Египте он нашел копию списка франкских королей от Хлодвига до Людовика IV , написанную андалузским епископом.

Мало что известно о его средствах и финансировании его обширных путешествий по землям ислама и за их пределами, и предполагалось, что, как и многие путешественники, он занимался торговлей. [ 8 ]

Ближе к концу «Золотых лугов» аль-Масуди писал:

Информация, которую мы собрали здесь, является плодом долгих лет исследований и болезненных усилий наших путешествий и путешествий по Востоку и Западу, а также среди различных народов, лежащих за пределами регионов ислама . Автор этой работы сравнивает себя с человеком, который, найдя жемчужины всех видов и цветов, собирает их в ожерелье и превращает в украшение, которое его обладатель бережно хранит. Моей целью было проследить земли и историю многих народов, и другой у меня нет. [ 9 ]

Мы знаем, что аль-Масуди написал исправленное издание Муруджа аз-захаба в 956 году нашей эры; [ 10 ] однако сохранился только черновой вариант 947 года. Аль-Масуди в своем «Танбихе» утверждает, что исправленное издание «Мурудж аз-захаб» содержало 365 глав. [ 8 ]

Интеллектуальная среда аль-Масуди

[ редактировать ]

Аль-Масуди жил в то время, когда книги были доступны и дешевы. В крупных городах, таких как Багдад, были большие публичные библиотеки, а у многих людей, таких как Ас-Сули, друг Масуди, были частные библиотеки, часто содержащие тысячи томов. В начале эпохи Аббасидов искусство изготовления бумаги было принесено в исламский мир китайскими пленными после битвы при Таласе , и в большинстве крупных городов были бумажные фабрики. Доступный дешевый письменный материал способствовал оживленной интеллектуальной жизни. [ 11 ] Аль-Масуди часто отсылает читателей к другим своим книгам, предполагая их доступность. Высокая грамотность и энергичность исламского мира с его богатым культурным наследием греческой философии, персидской литературы, индийской математики контрастировали с европейскими, когда автор «Англосаксонских хроник» писал . Исламское общество Аббасидов в мире аль-Масуди демонстрировало стремление к знаниям, проницательный аналитический подход и образованных людей, естественным образом связанных с этой высокоцивилизованной атмосферой. [ 12 ] Аль-Масуди был учеником или младшим коллегой выдающихся интеллектуалов, в том числе филологов аз-Заджаджа, ибн Дурайда , Нифтавайха и ибн Анбари. Он был знаком с известными поэтами, в том числе с Кашаджимом, с которым, вероятно, познакомился в Алеппо . Он был хорошо начитан в философии, трудах аль-Кинди и ар-Рази , аристотелевской мысли аль-Фараби и сочинениях Платона . Вполне вероятно, что аль-Масуди встречался с ар-Рази и аль-Фараби, но зафиксирована только встреча с учеником аль-Фараби Яхьей ибн Ади, о котором он высоко отзывался. Он был знаком с медицинскими работами Галена , с астрономией Птолемея , с географическими работами Марина и с исследованиями исламских географов и астрономов.

В «Золотых лугах» аль-Масуди написал свое знаменитое осуждение откровения над разумом:

Науки получали финансовую поддержку, повсеместно почитались, повсеместно развивались; они были подобны высоким зданиям, поддерживаемым прочным фундаментом. Затем в Византии появилась христианская религия, и центры обучения были ликвидированы, их остатки стерлись, а здание греческого образования было уничтожено. Все, что открыли древние греки, исчезло, а открытия древних изменились до неузнаваемости.

Он упоминает встречи с влиятельными юристами, цитирует работы других и указывает на подготовку в области юриспруденции. По словам ас-Субки , аль-Масуди был учеником Ибн Сурайджа, ведущего учёного шафиитской школы . Аль-Субки утверждал, что нашел записи лекций Ибн Сурайджа аль-Масуди. Аль-Масуди также встречался с шафиитами во время своего пребывания в Египте. Он встретил захиритов в Багдаде и Алеппо , таких как Ибн Джабир и Нифтавайх; современные ученые склоняются к мнению, что аль-Масуди был приверженцем последней школы. [ 13 ]

Аль-Масуди знал ведущих мутазилитов , в том числе аль-Джуббу, ан-Наубахти, ибн Абдака аль-Джурджани и Абу'л Касима аль-Балхи аль-Каби. Он также был хорошо знаком с предыдущей мутазилитской литературой. Его рассуждения, его фразеология и его выраженное высокое уважение к мутазилитам могли предположить, что он был одним из их числа. Однако Шбоул отмечает, что в его дошедших до нас работах конкретно об этом не говорится.

Аль-Масуди включил историю древних цивилизаций, населявших землю, на которой позже распространился ислам. Среди других он упоминает ассирийцев , вавилонян , египтян и персов. Он также является единственным арабским историком, который ссылается (хотя и косвенно) на царство Урарту , когда говорит о войнах между ассирийцами (во главе с легендарной царицей Семирамидой ) и армянами (во главе с Ара Красивым ). [ 14 ]

Аль-Масуди знал о влиянии древнего Вавилона на Персию. У него был доступ к множеству переводов таких ученых, как ибн аль-Мукаффа, со среднеперсидского языка на арабский язык. Во время своих путешествий он также лично консультировался с персидскими учеными и зороастрийскими священниками. Таким образом, он имел доступ ко многим материалам, фактическим и мифическим. Как и другие арабские историки, он ничего не знал о династии Ахеменидов , хотя знал о Куруше ( Кире Великом ). Он гораздо яснее высказался о более поздних династиях, и его оценка времени между Александром Великим и Ардаширом изображена гораздо точнее, чем в ат-Табари .

Его широкие интересы включали греков и римлян. Опять же, как и другие арабские историки, он не имел ясного представления о Греции до появления македонской династии, породившей Александра Великого . Он знает, что до этого были короли, но не знает их имен и режима правления. Похоже, он также незнаком с такими дополнительными аспектами греческой политической жизни, как афинские демократические институты. То же самое справедливо и для Рима до Цезаря . Тем не менее, он является самым ранним из дошедших до нас арабских авторов, упоминающих миф об основании Рима о Ромуле и Реме .

По мнению аль-Масуди, величайшим вкладом греков была философия. Он знал о развитии греческой философии, начиная с досократиков .

Он также живо интересовался более ранними событиями на Аравийском полуострове. Он признал, что Аравия имеет долгую и богатую историю. Он также был хорошо осведомлен о смеси интересных фактов в доисламские времена, в мифах и противоречивых деталях конкурирующих племен и даже указывал на сходство между некоторыми из этих материалов и легендарными и повествовательными вкладами некоторых среднеперсидских и индийских людей. книги «Тысяча и одна ночь» .

Путешествие в страны за пределами ислама

[ редактировать ]
Атлас мира Аль-Масуди (перевернутый по оси Север-Юг) также включает континент к западу от Старого Света.

Ахмад Шбоул отмечает, что аль-Масуди выделяется среди своих современников степенью своего интереса и освещения неисламских земель и народов своего времени. Другие авторы, даже христиане, писавшие на арабском языке в Халифате, меньше говорили о Византийской империи , чем аль-Масуди. Он также описал географию многих земель за пределами Аббасидского халифата , а также обычаи и религиозные верования многих народов.

Его обычные запросы путешественников и обширное чтение предыдущих писателей были дополнены в случае Индии его личным опытом в западной части субконтинента. Он демонстрирует глубокое понимание исторических перемен, прослеживая нынешние условия в развитии событий на протяжении поколений и столетий. Он осознавал значение межгосударственных отношений и взаимодействия мусульман и индуистов в различных государствах субконтинента.

Он описал предыдущих правителей Китая , подчеркнул важность восстания Хуан Чао в конце династии Тан и упомянул, хотя и менее подробно, чем в Индии, китайские верования. Его краткое изображение Юго-Восточной Азии отличается точностью и ясностью. Он обследовал обширные территории, населенные тюркскими народами , комментируя то, что было обширным авторитетом хакана , хотя ко времени аль-Масуди это уже не так. Он передал большое разнообразие тюркских народов, в том числе различие между оседлыми и кочевым тюрками. Он говорил о значении хазар и предоставил о них много свежих материалов.

В 933 году Аль-Масуди упоминает моряков -мусульман , которые называют Коморские острова «Ароматными островами». [ 15 ]

Его отчет о Руси является важным ранним источником для изучения истории России и истории Украины . Опять же, хотя он, возможно, читал таких ранних арабских авторов, как Ибн Хордадбех , Ибн аль-Факих , ибн Руста и Ибн Фадлан , аль-Масуди представил большую часть своего материала, основанного на его личных наблюдениях и контактах, установленных во время путешествий. Он сообщил арабскому читателю, что русы — это не просто несколько торговцев. Это были разнообразные и разнообразные народы. Он отметил их независимое отношение, отсутствие у них сильной центральной власти и их язычество . Он был очень хорошо осведомлен о торговле Руси с Византией и о умениях Руси управлять торговыми судами и военными кораблями. Он знал, что Черное море и Каспийское море — это два отдельных водоема.

Аль-Масуди также был очень хорошо осведомлен о делах Византии , даже о внутриполитических событиях и происходящих дворцовых переворотах. Он описал влияние миграции на запад различных племен на византийцев, особенно на вторгшихся булгар . Он говорил об отношениях Византии с Западной Европой. И, конечно же, его внимательно интересовали византийско-исламские отношения.

Одним из примеров влияния аль-Масуди на мусульманские знания о византийском мире является то, что использование названия Стамбул (вместо Константинополя ) можно проследить до его сочинений, написанных в 947 году, за столетия до возможного использования этого термина Османской империей. . Он пишет, что греки (т. е. византийцы X века) называют его «Городом» ( булин в арабском письме , в котором отсутствует буква р: так греческий полин ); «и когда они хотят выразить, что это столица Империи из-за ее величия, они говорят Истан Булин. Они не называют его Константинополем. Это только арабы называют его так». [ 16 ] Современной аналогией было бы использование фраз «Я еду в центр города» или «Я еду в город» теми, кто живет, скажем, недалеко от Чикаго или Лондона соответственно. [ нужна ссылка ]

У него есть некоторые знания о других народах Восточной и Западной Европы, даже о далекой Британии и англосаксонской Англии . Он называет это, хотя и схематично. Он знает Париж как столицу франков . копию списка франкских правителей Он получил от Хлодвига своего времени. [ нужна ссылка ] Он делает несколько упоминаний о людях, интерпретируемых как викинги , описанных им как Маджус, они пришли в Аль-Андалус с севера. [ 17 ]

Глобальные интересы Аль-Масуди включали Африку. Он был хорошо знаком с народами восточной части континента ( упомянув интересные подробности о Зандже например, ). Он упомянул, что одним из самых опасных маршрутов для путешествий является земля Занджа: «Я плавал по многим морям, но не знаю ни одного более опасного, чем Зандж», а также сказал, что несколько капитанов, которых он имел, плыл с утонувшим. [ 18 ] Он меньше знает Западную Африку , хотя и называет такие современные государства, как Загава , Коккау и Гана . Он описал отношения африканских государств друг с другом и с исламом. Он предоставил материалы о культуре и верованиях неисламских африканцев.

В целом его сохранившиеся работы демонстрируют чрезвычайно любопытный ум, универсалиста, жадно изучающего как можно более обширную информацию обо всем мире.

Аль-Масуди описывает Систан, Иран, в 947 году нашей эры: [ 19 ]

«...это земля ветров и песка. Там ветер приводит в движение мельницы и поднимает воду из ручьев, посредством чего орошаются сады. Нет в мире, и одному Богу это известно, места, где бы более часто употреблялись ветры"

аль-Масуди и Аббасиды

[ редактировать ]

Лунде и Стоун предоставили английскому читателю беглый перевод примерно трёх четвертей материалов аль-Масуди об Аббасидах из « Мурудж ад-Захаб» . Это более двухсот отрывков, многие из которых содержат забавные и познавательные анекдоты. В самом первом рассказывается о встрече аль-Мансура и слепого поэта, не подозревавшего о личности своего выдающегося собеседника. Поэт дважды читает хвалебные стихи побежденным Омейядам халифу Аббасидов; аль-Мансур добродушно награждает его.

Существует рассказ (стр. 28 и далее) о стреле, упавшей в ноги аль-Мансура, со стихами, написанными на каждом из трех перьев и вдоль древка, что заставило его расследовать несправедливое заключение выдающегося знатного человека из Хамадана. Есть история о том, как певец Харун ар-Рашид просит продолжать петь, пока халиф не заснет. Тут приходит красивый молодой человек, выхватывает лютню из рук певца и показывает ему, как на самом деле надо делать. Проснувшись, Харуну рассказывают об этом, и он предполагает, что его певца посетило сверхъестественное. Аль-Масуди цитирует строки (пять на английском языке) этой замечательной песни.

Эти анекдоты дают представление о других аспектах жизни этих выдающихся людей, фактически демонстрируя большее осознание их человечности и человеческих забот их чиновников и обычных подданных. Одним из наиболее интересных отрывков является отчет о симпозиуме, проведенном в доме Харуна ар-Рашида знаменитого визиря Яхьи Бармакида на тему любви. Дюжина ведущих мыслителей дает свое определение любви, а тринадцатый, судья-маг, высказывается на эту тему более подробно.

Работает

[ редактировать ]

Китаб ат-Танбих ва-ль-Ишраф ( «Книга пророчеств и благородства »), «Книга наставлений и исправлений»; Сокращенный Мурудж ад-Захаб , примерно на одну пятую его длины, содержащий новые материалы о византийцах, которые аль-Масуди написал незадолго до своей смерти.

  • Les Prairies d'or (текст на арабском языке с французским переводом) [ 20 ] Китаб Мурудж ад-Захаб ва-Маадин аль-Джаухар ). Перевод Барбье де Мейнара и Паве де Куртейля . 9 томов. Париж, Societe Asiatique , Imprimerie Imperiale, 1861–69; Национальная империя, 1871–77. Переработанное арабское издание Шарля Пеллата, 5 томов. Ливанский университет, Бейрут, 1966–74. Неполное переработанное французское издание Пеллата. Английское издание материалов Аббасидов Лунде и Стоуна, 1989 год.

Эрнест Ренан сравнил аль-Масуди с греческим географом второго века нашей эры Павсанием , а другие сравнивали его с римским писателем Плинием Старшим . Еще до того, как работа аль-Масуди стала доступна на европейских языках, востоковеды сравнивали его с Геродотом , древнегреческим историком, которого называли «Отцом истории».

Религиозные влияния

[ редактировать ]

Некоторые ранние комментаторы аль-Масуди указывают на влияние религиозных антагонизмов. Суннитский ученый Ибн Хаджар писал: «Книги [аль-Масуди] неточны, потому что он был шиитом, мутазилитом ». [ 21 ] Аз-Захаби считал, что он поддерживает еретическое учение мутазилитов. [ 22 ] Однако, по словам Ас-Субки аль-Масуди, он был учеником ибн Сурайджа, ведущего ученого шафиитской школы . Аль-Субки утверждал, что нашел записи лекций ибн Сурайджа аль-Масуди. Аль-Масуди также встречался с шафиитами во время своего пребывания в Египте. Он также встречался с захиритами в Багдаде и Алеппо , такими как Ибн Джабир и Нифтавайх; современные ученые склоняются к мнению, что аль-Масуди был приверженцем последней школы. [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Согласно Аль-Субки аль-Масуди был учеником ибн Сурайджа, ведущего учёного шафиитской школы . Аль-Субки утверждал, что нашел записи лекций ибн Сурайджа аль-Масуди.
  2. ^ Он упоминает встречу с рядом влиятельных юристов и работу других, а также указывает на обучение юриспруденции.
  3. ^ «Аль Масуди» . История ислама . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г. Проверено 26 сентября 2014 г.
  4. ^ Тер-Гевондян, Арам Н. (1965). Арабские Эмираты в Багратуни Армения (на армянском языке). Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук . п. 15.
  5. ^ «Аль-Масуди» . Британника . Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 г. Проверено 6 июня 2021 г.
  6. ^ Джон Л. Эспозито (редактор), Оксфордский словарь ислама , Oxford University Press (2004), стр. 195
  7. ^ Шбул, Ахмад А.М. Аль-Масуди и его мир . Лондон: Итака Пресс, 1979, стр. 3–4.
  8. ^ Jump up to: а б с [Масуди. Золотые луга, Аббасиды . Перевод Пол Лунде и Кэролайн Стоун, Кеган Пол. Лондон и Нью-Йорк, 1989, с. 11.
  9. ^ «Мир Saudi Aramco: модель историков» . www.saudiaramcoworld.com . Архивировано из оригинала 3 января 2010 г. Проверено 27 августа 2011 г.
  10. ^ Шбоуль. Аль-Масуди и его мир , стр. 68–69.
  11. ^ Лунде и Стоун, Масуди. Золотые луга, Аббасиды , с. 14.
  12. ^ Шбоуль. Аль-Масуди и его мир , стр. 29 и далее.
  13. ^ Jump up to: а б Девин Дж. Стюарт Мухаммада бен Джарира аль-Табари , « Аль-Баян ан Усул аль-Ахкам и жанр Усула аль-Фикха в Багдаде девятого века», стр. 333. Взято из книги «Аббасидские исследования: периодические статьи Школы аббасидских исследований», Кембридж, 6–10 января 2002 г. . Под редакцией Джеймса Монтгомери. Левен : издательство Peeters и Департамент востоковедения, 2004.
  14. См . (на армянском языке) Тер-Гевондян, Арам Н. «Отголосок легенды об Ара и Шамираме, найденный у арабского историка Масуди » . Патма-Банасиракан Хандес . № 4 (31), 1965, с. 249–253. С русским абстрактом.
  15. ^ «Мир Saudi Aramco: Лунные острова» . www.saudiaramcoworld.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г. Проверено 27 августа 2011 г.
  16. ^ Компаньон по историографии , изд. Майкл Бентли. Глава 1: «Эволюция двух азиатских историографических традиций». Издательство Рутледж. 2002.
  17. ^ Кристис, Энн (2015). Викинги в Испании . Блумсбери. п. 23. ISBN  9781474213752 .
  18. ^ Мередит, Мартин (11 сентября 2014 г.). «Глава 9». Удачи Африки: 5000-летняя история богатства, жадности и усилий . Саймон и Шустер. ISBN  978-1-4711-3546-0 . Архивировано из оригинала 17 января 2024 г. Проверено 26 декабря 2023 г.
  19. ^ Р. Дж. Форбс. Исследования древних технологий . Том. 9. Брилл, 1964 год.
  20. ^ О получении французского перевода в Европе см. Ahmad Shboul, Al-Masudi and His World , p. XVIII.
  21. ^ Орал аль-Мизан [258-256/4]
  22. ^ Сияр Аалам ан-Нубала [Табака аль-Ишрун / аль-Масуди]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Масуди, Абууль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-». Словарь научной биографии . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. 1970–1980. ISBN  978-0-684-10114-9 .
  • Шбоул, Ахмад А.М. Аль-Масуди и его мир , Итака Пресс, Лондон, 1979 г.
  • Масуди, Золотые луга, Аббасиды , пер. Пол Лунде и Кэролайн Стоун, Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк, 1989 год.
  • Хейвуд. Джон А. Масуди, аль- . Британская энциклопедия. 2006. Британская энциклопедия онлайн. 7 декабря.
  • «Масуди, аль-». Британская энциклопедия. Британская энциклопедия 2007 Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия, 2006.
  • Толан, Джон, Джайлз Вайнштейн и Генри Лоуренс, Европа и исламский мир: история Издательство Принстонского университета. 2013. ISBN   978-0-691-14705-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53541a26fb1780a4c49e15dc775b4c8b__1715857980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/8b/53541a26fb1780a4c49e15dc775b4c8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Masudi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)