Ключ



Clef , (от французского: Clef 'Key') - это музыкальный символ используемый для указания, какие заметки представлены линиями и пространствами на музыкальном персонале . Размещение CLEF на персонал назначает конкретный шаг на одну из пяти линий или четырех мест, что определяет шаг на оставшихся линиях и пространствах.
Три символа CLEF, используемые в современной музыкальной нотации,-это G-Clef , F-Clef и C-Clef . Размещая эти Clefs на линию исправляет эталонную заметку на эту линию-F-Clef фиксирует F ниже среднего C , C-Clef фиксирует средний C, а G-Clef фиксирует G выше среднего C. В современной музыкальной нотации, G-Clef чаще всего рассматривается как тройный Clef (размещение G 4 на второй линии персонала), а F-Clef-как бас-Clef (размещение F 3 на четвертой линии). C-Clef в основном встречается как Alto Clef (размещение среднего C на третьей линии) или Tenor Clef (средний C на четвертой линии). Клеф может быть помещен на пространство вместо линии, но это редко.
Использование различных CLEF позволяет писать музыку для всех инструментов и голосов, независимо от различий в диапазоне . Использование разных Clefs для разных инструментов и голосов позволяет комфортно каждую часть с минимальным линий регистрации. С этой целью G-Clef используется для высоких деталей, C-Clef для средних частей и F-Clef для низких частей. Транспозиционные инструменты могут быть исключением из этого - тот же CLEF обычно используется для всех инструментов в семье, независимо от их звучащего шага. Например, даже низкие саксофоны читаются в тройнике.
Существует симметрия, окружающая среднюю C, касающуюся F-, C- и G-Clefs. C-Clef определяет средний C, тогда как G-Clef и F-Clef определяют ноту с интервалом пятого выше среднего C и ниже среднего C соответственно.
Две общие мнемоники для изучения линий CLEF:
Расположение на персонале
[ редактировать ]Теоретически, любой CLEF может быть размещен на любой линии. С пятью линиями на персонале и тремя CLEF, есть пятнадцать возможностей для размещения CLEF. Шесть из них являются избыточными, потому что они приводят к идентичному назначению примечаний, например, G-Clef на третьей линии дает то же размещение ноты, что и C-Clef в нижней строке. Таким образом, существует девять возможных различных разведений при ограничении их размещения до линиями. Все они использовались исторически: G-Clef на двух нижних линиях, F-Clef на трех верхних линиях и C-Clef на четырех итогах. C-Clef на самой верхней линии также использовался, но он эквивалентен F-Clef на третьей линии, что дает в общей сложности десять исторически аттестатых Clefs, размещенных на линии. Кроме того, C-Clef использовался в третьем пространстве , то есть вообще не на линии.
Десять Clefs, размещенные на линии (два эквивалентны) имеют разные имена на основе Tessitura , для которых они лучше всего подходят.

В современной музыке только четыре CLEF используются регулярно: тройный Clef , Bass Clef , Alto Clef и Tenor Clef . Из них тройные и басовые промежутки, безусловно, являются наиболее распространенными. Тенор Clef используется для верхнего регистра нескольких инструментов, которые обычно используют басовый CLEF (включая виолончель , факу и тромбон ), в то время как Alto наиболее заметно используется Viole . Музыка для инструментов и голосов, которые транспонируют в октаве, обычно написана на транспонированном поле, но иногда можно увидеть на концертном поле с использованием октавы Clef .

Ключ | Имя | Примечание | Примечание местоположение |
---|---|---|---|
![]() |
G-Clef | G 4 | на линии, которая проходит через срок |
![]() |
Ключ | C 4 ( середина C ) | на линии, которая проходит через центр CLEF |
![]() |
F-Clef | F 3 | На линии, которая проходит между двумя точками CLEF |
Индивидуальный ключ
[ редактировать ]В этом разделе показан полный список CLEFS, а также список инструментов и голосовых частей, отмеченных с ними. Кинжал (†) после названия CLEF указывает, что CLEF больше не используется.

G-Clefs
[ редактировать ]Требл Clef
[ редактировать ]

Единственный G-Clef, все еще используемый,-это тройный CLEF, с G-Clef, помещенным на вторую линию. Это самый распространенный CLEF в использовании и, как правило, является первым CLEF, изученным студентами музыки. [ 2 ] По этой причине термины «g-clef» и «высокий уровень» часто рассматриваются как синонимичные. Требл CLEF исторически использовался для обозначения высокой или предварительной голосовой части.
Инструменты, которые используют тройные CLEF, включают скрипку , флейту , гобое , корень англлеи , все кларнеты , все саксофоны , рог , труба , корнет , вибрафон , ксилофон , мандолиновый , рекордер , волынки и гитара . Эуфониум и баритоновый рог иногда рассматриваются как транспонированные инструменты, используя тройные пластинки и звучащие на девятом ниже девятой ниже, а иногда рассматриваются как инструменты концерта с использованием басового CLEF. Требл Clef также является верхним персоналом великого персонала, используемых для арфы и клавиатурных инструментов . Большинство высоких частей для инструментов Bass-Clef (например , виолончель , двойной бас , бассун и тромбон ) написаны в теноре, но очень высокие шаги могут быть замечены в тройных Clef. Виола также может использовать тройный Clef для очень высоких нот. Требл Clef используется для голосов сопрано , меццо-сопрано , альто , контральто и тенор . Тенорные детали голоса звучат в октаве ниже и часто пишутся с использованием октавы CLEF (см. Ниже) или двойной грузоподъемности.
Французская скрипка Клеф †
[ редактировать ]

G-Clef, размещенный на первой линии, называется французским Clef, или французская скрипка Clef. Он использовался во Франции в семнадцатом и восемнадцатом веках для скрипичной музыки и музыки флейты. [ 3 ] Он помещает заметки на одних и тех же сотрудниках, что и басовый CLEF, но на два октава выше.

F-Clefs
[ редактировать ]Баритон Клеф †
[ редактировать ]



Когда F-Clef помещается на третью линию, он называется Baritone Clef. Baritone Clef использовался для левой руки клавишной музыки (особенно во Франции; см. Bauyn Manuscript ) и для частей баритона в вокальной музыке. C-Clef на пятой линии создает персонал с одинаковыми заметками для баритона Clef, но этот вариант встречается редко.
Басовый ключ
[ редактировать ]

Единственный F-Clef, все еще используемый,-это басовый Clef, причем Clef находится на четвертой линии. Поскольку это единственный F-Clef, обычно встречаемый, термины «F-Clef» и «бас-CLEF» часто считаются синонимом.
Bass Clef используется для виолончели , двойной басовой и бас -гитары , басхона и контрабассуна , баса , тромбона , тубы и Timpani . Он используется для рога баритона или эуфониума , когда их части написаны на концерте, а иногда и для самых низких нот рога . Baritone и Bass Voices также используют басовый Clef, а голос тенора отмечен в бас -Clef, если тенор и бас написаны на одном и том же сотруднике. Бас -Клеф - нижний CLEF в Grand Maff для инструментов арфы и клавиатуры . Двойной бас, бас -гитара и контрабассун звучат на октаве ниже, чем написанный шаг; Некоторые оценки показывают «8» под Clef для этих инструментов, чтобы отличать инструменты, которые звучат на фактическом письменном шаге. (См. «Octave Clefs» ниже).
Суб-бас Clef †
[ редактировать ]
Когда F-CLEF помещается на пятую линию, он называется Sub-Bass Clef. Он использовался Йоханнесом Оккегем и Генрихом Шюц для написания низких басовых частей, месье де Сейнте-Соломбе для низких нот на бас-вил и Дж. С. Баха в его мюзикле .
Это то же самое, что и тройные, но на два октава ниже.

C-Clefs
[ редактировать ]Высокий Клеф
[ редактировать ]

C-Clef на третьей линии персонала называется Alto или Viola Clef. В настоящее время он используется для Виолы , Виолы Д'Амор , Альто Тромбон , Виола да Гамба и Мандолы . Это также связано с голосом контренир и иногда называется Countertenor Clef. [ 4 ] Весенник этого выживает в Sergei Prokofiev использовании Clef для Cor Anglais в его симфонии. Он иногда появляется в клавиатуре музыки (например, в Брамса » «Орган -хорале и Кейджа Джона «Мечта для фортепиано »). Первоначально он использовался для альто -деталей в хоровой музыке, чтобы уменьшить количество необходимых линий книг , поскольку большая часть диапазона Alto находится между тройными и басовыми Clef. Альто -детали теперь обычно пишутся в тройнике. [ 5 ]
Тенор Клеф
[ редактировать ]

C-Clef на четвертой линии персонала называется Tenor Clef. Он используется для альты да Гамба (редко и в основном в немецких баллах; в противном случае используется Alto Clef) и для верхних диапазонов инструментов Bass-Clef, таких как Bassoon, виолончель, Euphonium, Double Bass и тенор-тромбон . Требл Clef также может использоваться для верхних крайностей этих басовых инструментов. Тенорная скрипка была также написана в этом CLEF (см. EG Джованни Баттиста Витали , Op. 11). Он использовался частью тенора в вокальной музыке, но его использование было в значительной степени вытеснены либо октавной версией высокого класса, либо с басовым CLEF, когда тенор и басовые детали написаны на одном персонале.

Еще один вариант тенора Clef, ранее используемый в музыке для мужского хора , [ 6 ] имеет форму, похожую на лестницу. Этот C-Clef помещает C на третьем пространстве персонала и эквивалентно подкоптовому тройнику . Смотрите также историю .
Половина сопрано Клеф †
[ редактировать ]

C-Clef на второй линии персонала называется Mezzo-Soprano Clef, редко используемый в современной западной классической музыке. Он использовался в французской оркестровой музыке 17-го века для второй альты или первой части тенор («Taille») такими композиторами, как Luly, и для голосов Mezzo-Soprano в оперных ролях, в частности, Клаудио Монтеверди . [ 7 ] Mezzo-Soprano Clef также использовался для определенных частей флейты во время ренессанса, особенно при удвоении вокальных линий. [ 8 ] В азербайджанской музыке TAR . использует этот CLEF [ Цитация необходима ]
Сопрано Клеф †
[ редактировать ]

C-Clef на первой линии персонала называется Clef Clef. Он использовался для правой руки клавишной музыки (особенно во Франции - см. Bauyn Manuscript ), в вокальной музыке для сопрано, а иногда и для высоких запчастей Виолы да Гамба вместе с Alto Clef. Он использовался для второй скрипки («Haute-Contre») в французской музыке 17-го века.

Линия, указывающая на C (переход от центра CLEF), отмечена апельсином.
- Сопрано Клеф
- Половина сопрано Клеф
- Высокий Клеф
- Тенор Клеф
- Баритон Клеф
Другие Clefs
[ редактировать ]Octave Clefs
[ редактировать ]


Начиная с 18 -го века, музыка для некоторых инструментов (таких как гитара ) и для тенорального голоса использовала высокую частоту, хотя они звучат на октаве ниже. Чтобы избежать двусмысленности, иногда используются модифицированные CLEF, особенно в хоровом письме. Использование C-Clef в третьем пространстве ставит ноты одинаково, но эта нотация гораздо реже [ 9 ] [ 10 ] так как его легко путать с Alto и Tenor Clefs .
Такой модифицированный тройный CLEF чаще всего встречается в тенорных частях в настройках SATB , используя тройный CLEF с цифрой 8 под ним. Это указывает на то, что шаги звучат на октаве ниже. Поскольку истинный тенор Клеф впал в неохоту в вокальных трудах, этот «октава удалялся», часто называют тенором Clef. Тот же CLEF иногда используется для октавы мандолины . Это также может быть указано с двумя перекрывающимися G-Clef.
Тенор Банджо обычно отмечается в тройнике. Тем не менее, нотация варьируется между письменным полевом, звучащим на октаве ниже (как в гитарной музыке и называемой Octave Pitch в большинстве методов банджо тенора), и музыкой, звучащей на написанном поле (называемом фактическим шагом). Была предпринята попытка использовать тройный Clef с диагональной линией через верхнюю половину CLEF, чтобы указать на октавную шаг, но это не всегда используется.
Чтобы указать, что заметки звучат на октаве выше, чем написано, тройный тройник с 8 расположенными над CLEF может использоваться для Penne Whistle , Soprano и Sopranino Recorder и других частях с высокой деревянными ветрами. Триблярный разбор с 15 выше (звучащий на два октава над стандартным тройным Clef) используется для рекордера Garklein (сопраниссимо) .
F-Clef также может быть замечен с помощью октавы. В то время как F-CLEF, отмеченный для звучания окрашивания, можно использовать нижнюю часть для инструментов контрабасса, таких как двойной бас и контрабассун , и F-Clef, который, как известно, звучит на октаве выше, можно использовать для рекордера баса, эти применения чрезвычайно редки. В итальянском выигрыше . итальянском Уильяма Tell в языке The Cor Anglais был написан в бас -клике на октаве ниже, чем звучание [ 11 ] Немодифицированный басовый Clef настолько распространен, что исполнители инструментов, чьи диапазоны лежат ниже персонала, просто учатся читать линии книги.
Нейтральный Clef
[ редактировать ]

Основная статья: перкуссионная нотация
Нейтральный Clef не является настоящим CLEF , или ударный как F, C и G Clefs. Скорее, он назначает различные невозможные ударные инструменты для линий и пространств персонала. За исключением некоторых общих макетов ударных и маршевых перкуссии, назначение линий и пространств на инструменты не стандартизированы, поэтому требуется легенда, чтобы показать, какой инструмент представляет каждая строка или пространство. Приготовленные на перкуссионных инструментах не используются этот CLEF - Timpani отмечены в бас -CLEF, а в инструментах перкуссии Mallet отмечены высокие клеи или в большом персонале .
Если нейтральный CLEF используется для одного перкуссионного инструмента, персонал может иметь только одну строку, хотя используются другие конфигурации.
Нейтральный CLEF иногда используется там, где не выполняются инструменты, не подходящие для инструментов, которые играют не притяженные расширенные методы, такие как попадание в тело струнного инструмента или наличие хлопкового хлопка вокального хора, штамп или снимка. Тем не менее, чаще писать ритмы с использованием × noteheads на обычном персонале инструмента, с комментарием, чтобы указать соответствующее ритмичное действие.
Табулатура
[ редактировать ]

Для гитар и других надуманных инструментов можно заметить таблицу вместо обычных нот. Этот знак вкладки не является CLEF - он не указывает на размещение заметок на персонале. Показанные линии не являются музыкальным персоналом, а скорее представляют строки инструмента (шесть строк будут использоваться для гитары, четыре строки для бас -гитары и т. Д.), С числами на строках, показывающих, какой FRET следует использовать. [ Цитация необходима ]
История
[ редактировать ]Перед появлением Clefs эталонная линия персонала была просто помечена названием примечания, которую она должна была вынести: , C или иногда G. F Это были наиболее распространенные «Clefs», или Litterae Clavis (ключевые буквы), в григорианских нотации. Со временем формы этих букв стали стилизованными, что привело к их нынешним версиям.
Были использованы многие другие CLEF, особенно в ранний период нотации песнопения, приведенные ко многим различным примечаниям, от низкого γ ( гамма , g на нижней линии басового Clef) до G выше среднего c (написано с небольшим Письмо g ). Они включали два разных строчных символа B для заметки чуть ниже среднего C: раунд для B ♭ и квадрат для B ♮ . В порядке частоты использования, эти Clefs были: , C , F , C , D , A , G , E , γ , B и круглый и квадратный B. F [ 12 ] В более поздней средневековой музыке, раунд B часто писали в дополнение к другому письму CLEF, чтобы указать, что B ♭, а не B ♮, должен был использоваться на протяжении всего произведения; Это происхождение ключевой подписи .

В полифонический период до 1600 года необычные CLEF иногда использовались для деталей с чрезвычайно высоким или низким уровнем тесситуров. Для очень низких басовых частей γ Clef находится на средней, четвертой или пятой линии персонала (например, в Реквиеме Пьера де ла Рю и в танцевальной книге середины 16-го века, опубликованной братьями Гессен) ; Для очень высоких частей High-D Clef ( D ) и еще более высокий FF Clef (например, в книге Mulliner ) использовались для представления заметок, написанных на четвертой и верхней строках тройного Clef, соответственно. [ 13 ]
Практика использования разных форм для одного и того же CLEF сохранялась до самого недавнего времени. F-Clef был еще в 1980-х годах в некоторых случаях (таких как гимналы) или в британских и французских публикациях, написанных так:
В печатной музыке 16-го и 17-го веков, C Clef часто принимал на лестничную форму, в которой две горизонтальные ступки окружают линию персонала, указанную как C: ; Эта форма сохранилась в некоторых печатных изданиях ( см. В этом примере , написанном в гармонии среди четырех частей и позиционирована, чтобы сделать его эквивалентным октаве G Clef) в 20-м веке.
C -Clef ранее был написан более угловым образом, иногда все еще использовался или, чаще, в качестве упрощенной k -сбора при написании CLEF вручную:
В современном григорианском пении нотация написана C-Clef (на четырехстрочном персонале) в форме и f clef as
Целью на вершине G-Clef, вероятно, происходит от курсивного S для «Sol», названия «G» в Solfege . [ 14 ]

C Clefs (наряду с G, F, γ, D и Clefs) ранее использовались для заметки вокальной музыки. Номинально, что части голоса сопрано были написаны в первой или второй линии C Clef ( Clef Clef или Mezzo-Soprano Clef ) или G-Clef второй линии ( тройной Clef ), Alto или Tenor Voices в Clef третьей линии C ( Alto CLEF ), Тенор голос в четвертой линии C Clef ( Tenor Clef ) и басовый голос в F-Clef третьей, четвертой или пятой линии ( баритон , бас или суб-бас ).
До 19 -го века наиболее распространенная аранжировка для вокальной музыки использовала следующие Clefs:
- Сопрано = сопрано Clef (CLEF первой линии C)
- Alto = alto clef (третья линия c clef)
- Тенор = Тенор Клеф (Четвертая линия C Clef)
- Бас = бас-clef (четвертая линия f clef)
В более современных публикациях музыка с четырьмя частями на параллельных персоналах обычно пишется просто как:
- Сопрано = тройный Clef (g clef второй линии)
- Alto = тройный Clef
- Тенор = тройный CLEF с 8 ниже или двойным тройным CLEF. Многие произведения, особенно с 21 -го века, используют неизменную высокую тройку, причем ожидание того, что теноры по -прежнему будут петь октаву ниже, чем указано.
- Бас = бас-clef (четвертая линия f clef)
Это может быть сокращено до двух сотрудников, сопрано и Альто, разделяющих сотрудников с высоким содержанием тройного, а также тенора и баса, разделяющих сотрудники, отмеченные басовым Clef.
Дальнейшее использование
[ редактировать ]Комбинации CLEF сыграли свою роль в модальной системе к концу 16-го века, и было предложено, что некоторые комбинации CLEF в полифонической музыке вокальной полифонии 16-го века предназначены для подлинных (нечетных) режимов, а другие для Plagal (равномерные) моды, [ 15 ] [ 16 ] Но точные последствия были предметом больших научных дебатов. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Чтение музыки, как будто она была в другом CLEF от указанного, может быть помощи в транспонированной музыке при полезном поле зрения, поскольку она будет перемещать поля примерно параллельно письменной части. Ключевые подписи и случайности должны быть учтены, когда это будет сделано.
В Unicode
[ редактировать ]Для использования с компьютерными системами консорциум Unicode создал кодовые точки для двенадцати различных символов Clef в рамках репертуара, называемого блоком «музыкальные символы» . Хотя большая часть списка была установлена к 1999 году, общее положение этих символов в общих компьютерных шрифтах остается довольно ограниченным. [ B ] Символы CLEF предоставлены эти:
- U+01d11e 𝄞 музыкальный символ g clef
- U+01D11F 𝄟 Музыкальный символ G Clef Ottava Alta
- U+01D120 𝄠 Музыкальный символ G Clef Ottava Bassa
- U+01d121 𝄡 музыкальный символ c clef
- U+01d122 𝄢 музыкальный символ f clef
- U+01D123 𝄣 Музыкальный символ F Clef Ottava Alta
- U+01D124 𝄤 Музыкальный символ f Clef Ottava Bassa
- U+01d125 𝄥 музыкальный символ барабан Clef-1
- U+01d126 𝄦 музыкальный символ барабан Clef-2
- U+01D1D0 𝇐 Музыкальный символ Грегориан С. Клеф
- U+01D1D1 𝇑 Музыкальный символ Грегориан F Clef
- U 01D1DE +
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Каждый хороший мальчик делает хорошо - что означает EGBDF?
- ^ Грир, Эми (2003). «В славе этих травяных коров». Американский учитель музыки . 53 (1): 22–25. JSTOR 43547681 .
- ^ «Dolmetsch Online - теория музыки онлайн - другие Clefs» . www.dolmetsch.com . Получено 1 сентября 2016 года .
- ^ Мур 1876, 176; Dolmetsch Organization 2011.
- ^ Бен (2020-01-30). "Альто Клеф" . Академия теории музыки . Получено 2024-03-22 .
- ^ Кровь, Брайан. "Другие Clefs" . Dolmetsch Online . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ Кертис, Алан (1989-04-01). «La Poppea Impasticciata или, кто написал музыку в La Poppea Impasticciata (1643)?». Журнал Американского музыкологического общества . 42 (1): 23–54. doi : 10.2307/831417 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 831417 .
- ^ Томас, Бернард (1975). "Ренессансная флейта". Ранняя музыка . 3 (1): 2–10. doi : 10.1093/ransj/3.1.2 . JSTOR 3125300 .
- ^ Была мода в изданиях Oliver Ditson Co. 20-го века, например, мастер-хоры, выбранные Smallman & Matthews (Boston 1933)
- ^ Эта нотация также используется в гимнах 1985 года Церкви Иисуса Христа Святых последних дней для многих мужских договоренностей, то есть гимны 323 и 325–337
- ^ Из моря 1981, 143.
- ^ Smits Van Wasberghe 1951, 33.
- ^ Hiley 2001; П. и Б. Гессен 1555.
- ^ KIDSON 1908, 443-44.
- ^ Пауэрс, Гарольд С. (1981). «Типы тональных и модальные категории в полифонии ренессанса». Журнал Американского музыкологического общества . 34 (3): 428–470. doi : 10.1525/jams.1981.34.3.03a00030 .
- ^ Курцман, JG (1994). «Тоны, моды, промежуточные и высокие тона в римских циклических магниформатах 16 -го века». Ранняя музыка . 22 (4): 641–664. doi : 10.1093/rannj/xxii.4.641 .
- ^ Hermelink, S. (1956). «На вопрос Чиаветтена». Музыкальный конгресс . Вена: 264–271.
- ^ Смит А. (1982). «О режиме и транспозиции около 1600». Базель ежегодник для практики исторической музыки : 9–43.
- ^ Парротт, Эндрю (1984). «Транспозиция в вечерне Монтеверди в 1610 году:« аберрация »защищена». Ранняя музыка . 7 (4): 490–516. doi : 10.1093/ransj/12.4.490 .
- ^ Wiering, F. (1992). «Освобождение модальных возрастов: полифоническая модальность в Италии, 1542–1619». Ruggiero giovannelli: Palestrina и Velletri : 389–419.
Ссылки
[ редактировать ]- Дель Мар, Норман . 1981. Анатомия оркестра . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. ISBN 0-520-04500-9 (ткань); ISBN 0-520-05062-2 .
- Dolmetsch Organization. 2011 . В музыкальном словаре онлайн Dolmetsch Online (по состоянию на 23 марта 2012 г.).
- Гессе, Пол и Варфоломейс Гессен. 1555 . Бреслау: Криспин Шарффенберг.
- Хили, Дэвид. 2001. "Clef (i)". Новый словарь музыкантов и музыкантов , 2 -й издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Детисон, Фрэнк . 1908. «Эволюция подписей Клефа». Музыкальные времена 49, нет. 785 (1 июля), с. 443–444.
- Детисон, Фрэнк. 1909. «Эволюция подписей Клефа» (вторая статья). В музыкальных временах 50, нет. 793 (1 марта), с. 159–160.
- Мур, Джон Уикс . 1876. Словарь музыкальной информации: содержащий также словарный запас музыкальных терминов и список современных музыкальных произведений, опубликованных в Соединенных Штатах с 1640 по 1875 год . Бостон: Оливер Дитсон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Одуврал, Жорж . 1999. Практическое руководство по изучению ключей , пересмотренное Бруно Гинер и Армель Чокард. Париж: Макс Эшиг.
- Моррис, Ро и Говард Фергюсон. 1931. Подготовительные упражнения в чтении . Лондон: издательство Оксфордского университета.
- Читать, Гарднер (1964). Музыкальная нотация: руководство по современной практике . Бостон: Аллейн и Бэкон. Второе издание, Бостон: Alleyn and Bacon, 1969, перепечатано как книга Crescendo , Нью -Йорк: Tallinger, 1979. ISBN 0-8008-5459-4 (ткань), ISBN 0-8008-5453-5 (pbk).
- Smits van Waesberghe, Jos. 1951. «Музыкальная нотация Гвидо Ареццо». Musica Discillina 5: 15–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Clefs в Wikimedia Commons