Jump to content

Прияи

(Перенаправлено с Радина Маса )
Портрет Банджоэмаса, регента Пурвокерто , с женой. регента . Можно увидеть слугу, сидящего позади

Прияи (прежнее написание: Приджаджи ) — эпохи класс дворян голландской , в отличие от королевской знати или нинграт ( яванский язык ), на острове Ява , Индонезия . Прияи - яванское слово, первоначально обозначающее потомков адипати или правителей, первые из которых были назначены в 17 веке султаном Агунгом из Матарама для управления завоеванными им княжествами. были судебными чиновниками в доколониальных королевствах, затем Первоначально прияи перешли на колониальную государственную службу, а затем стали администраторами современной Индонезийской Республики. [ 1 ]

Доколониальный период

[ редактировать ]
Султанат Матарам во время правления султана Агунга, середина 17 века.

Султанат Матарам , исламское государство на юге центральной части Явы, достигшее своего расцвета в 17 веке, развил культуру кратона («двора»), из которой султан возник как харизматическая фигура, правившая относительно независимой аристократией. [ 2 ] Названные пара яйи («братья короля»), дворяне, чиновники, администраторы и вожди были интегрированы в отношения покровителя и клиента с султаном, чтобы руководить периферией королевства. [ 3 ] Родиной культуры прияи считается центр Матарама, а именно яваноязычная средняя и восточная части Явы. [ 4 ] Хотя «джаванизированная» политической экспансией Матарама, говорящая на суданском языке западная часть Явы, самые восточные части Явы и близлежащий остров Мадура сохраняют этнические, языковые и культурные различия от центра Матарама. [ 5 ]

Колониальный период

[ редактировать ]
Регент Сурабаи Раден Туменггунг Мусоно явился в торжественном наряде на свою инсталляцию в сопровождении чиновников более низкого ранга, патихов и ведан ( голландский колониальный период ).

После прихода Голландской Ост-Индской компании (VOC) и краха Матарама Сунанат Суракарта и султанат Джокьякарта стали центрами яванской политической власти после Гиянтского договора 1755 года . Хотя политическое влияние Нидерландов серьезно ограничивало их автономию на протяжении всего колониального периода, оба королевства продолжали служить символами яванской придворной культуры. [ 6 ] В равнинных сельских районах Явы наличие централизованной коренной бюрократии усилило государственный контроль над невозделываемыми землями и помогло превратить крестьянство из независимых мелких землевладельцев в сельскохозяйственных рабочих. [ 7 ]

Государственные учреждения

[ редактировать ]

За пределами территорий, находящихся под непосредственным управлением Джокьякарты и Суракарты, голландские колониальные власти учредили два органа государственной службы: Binnenlands Bestuur («Внутреннее управление»), укомплектованное голландскими чиновниками, и Pangreh Praja («Правитель королевства»), местное управление. бюрократия. [ 8 ]

К 1926 году Binnenlands Bestuur в районах прямого управления Явы и Мадуры состоял из следующих офисов с территориальными обязанностями в порядке убывания: [ 8 ]

  1. Губернатор; 3 позиции
  2. Резидент; около 20 позиций
  3. Помощник резидента; около 70 позиций
Раден Туменггунг Даноединграт, регент Кедири , с женой. в. 1920.

В свою очередь, существовало три офиса пангрех праджа с территориальными обязанностями, укомплектованные коренными прияи , в порядке убывания: [ 8 ]

  1. Бупати («Регент»); около 70 позиций. Бупати отвечает за кабупатен , часто государство с полуавтономной историей. Положение бупати часто передавалось по наследству от отца к сыну, что разрешено конституцией Нидерландов 1854 года, и семьи бупати часто образовывали местный аристократический класс. Бупати подчиняется и обычно ведет с ним индивидуальную переписку с помощником резидента – чиновником самого низкого ранга в Бинненландс Бестуур.
  2. Ведана («начальник округа»); около 400 позиций.
  3. Асистен Ведана («Начальник подрайона»); около 1200 позиций.

Среди других служащих колониального правительства, которые, как считалось, имели статус прияи, были налоговые чиновники, прокуроры и должностные лица, прикрепленные к полицейским подразделениям. [ 8 ] К 1931 году европейцы составляли лишь 10 процентов всего государственного аппарата Голландской Ост-Индии, и более 250 000 местных чиновников получали государственную зарплату. [ 9 ] На Яве существовало классовое различие между приягун («верхний прияи »), группой, хорошо связанной с аристократической элитой в Суракарте и Джокьякарте, и прияи джилик («нижний прияи »). [ 8 ] Тем не менее, социальная дистанция, отделяющая прияи от крестьянства, гораздо больше, чем та, которая отделяет приягун от прияи джилик. [ 10 ]

Националистические движения

[ редактировать ]
Групповой портрет Дж. Виссера и студентов OSVIA — школы подготовки местных правительственных чиновников в Голландской Ост-Индии .

В 1901 году правительство Голландской Ост-Индии установило так называемую Ethische Politiek («Этическая политика») в качестве официальной политики. [ 11 ] Парадигма этической политики расширяла колониальный государственный контроль через образовательные, религиозные, сельскохозяйственные, добывающие ресурсы и институты политического надзора над коренным населением до японской оккупации 1942 года. [ 11 ] Образование западного образца стало доступно коренному населению, хотя только богатые могли позволить себе обучение в средних и высших учебных заведениях, где голландский язык был основным языком обучения. [ 12 ] Среди яванцев мужчины- прияи были первыми, кто получил образование в учебных заведениях западного образца, прежде чем поступить на колониальную государственную службу. [ 13 ]

Националистические настроения среди яванской элиты, получившей голландское образование, сформировались в эпоху Индонезийского национального пробуждения . Боэди Отомо , первое политическое общество коренных народов в Голландской Ост-Индии, было основано группой врачей- прияи и студентов-медиков в 1908 году. [ 14 ] Хотя в состав группы входили яванцы-мужчины- прияи , Боэди Отомо был первым в серии политического активизма коренных народов в Голландской Ост-Индии. [ 14 ] Боэди Отомо породил выдающихся деятелей прияи , таких как Соэтатмо Соэрикосомо (1888–1924) и Ното Соэрото (1888–1951), которые являются сторонниками этнического национализма через Комитет яванского национализма, а также защитниками общеиндийского национализма. такие как Тджипто Мангоенкоэсомо (1886-1943), который позже основал партию Индише. . [ 15 ] Появление других этнических националистических групп и индийско-националистических политических партий на Яве позже затмило яванский национализм и привело к появлению более широкого национализма на индонезийском языке на протяжении 1920-х и 30-х годов. [ 16 ]

Период после обретения независимости

[ редактировать ]

Признание Республики Индонезия в 1949 году властями Нидерландов привело к интеграции бюрократических институтов федеральных земель, контролируемых Нидерландами, в новую республику. [ 17 ] Таким образом, число государственных служащих в Индонезии выросло со 115 000 в конце 1920-х годов до 400 000 в начале 1950-х годов. [ 17 ] Однако в стратегических высших эшелонах доминировала элитная группа из 100 000 высокопоставленных чиновников, прошедших обучение в Голландии, которые были сосредоточены в Министерстве внутренних дел. [ 17 ] К 1980-м годам государственная служба Индонезии расширилась примерно до 2 миллионов членов, что составило 13,9 государственных служащих на 1000 населения, в отличие от гораздо меньших 3,7 на 1000 человек в 1950 году. [ 18 ]

Хотя статус прияи не имеет формального присутствия в индонезийском законодательстве после обретения независимости, близость к исполнительной власти государства, которую он символизирует, оставалась популярным способом восходящей социально-политической мобильности с 1950-х годов и позже. [ 19 ] Правительство Нового порядка Сухарто KORPRI поощряло традиционные прияи посредством создания в 1971 году Корпуса государственных служащих Индонезии ( и корпоративистские ценности в индонезийской государственной службе, особенно ). [ 20 ]

Класс прияи использовал сложную систему титулов. Некоторые из наиболее часто используемых титулов среди яванской знати были: [ 21 ]

  • Раден Мас : используется мужской знатью.
  • Раден Аю : использовался замужними дворянками.
  • Раден Адженг : использовался незамужними дворянками.
  • Туменггунг : дополнительный титул, используемый знатью, занимавшей пост Регентства.
  • Раден : титул, используемый мужской знатью ниже, чем Раден Мас.
  • Раден Нгантен : титул, используемый замужними дворянками ниже Раден Аю.
  • Раден Рара (читается как Раден Роро ): титул, используемый незамужними женщинами из дворянства ниже Раден Адженг.
  • Мас : титул мужского мелкого дворянства.

Порядок старшинства мужских дворянских титулов следующий: простой Мас является самым низким, за ним следует простой Раден , а затем более высокие титулы представляют собой составные титулы Раден Мас , Раден Панджи , Раден Туменггунг , Раден Нгабехи и Раден Ария . Эти титулы в некоторой степени передавались по наследству; сын унаследует титул на один уровень ниже, чем его родитель, если только он уже не имеет самого низкого ранга. [ 22 ]

Почетное звание Раден связано с малагасийскими дворянскими титулами Рандриана или Андриана , оба из которых происходят от слова « Рахадьян » (Ра-хади-ан), означающего «Господь» или «Мастер» на старояванском языке . [ 23 ]

Культурные атрибуты

[ редактировать ]

Американский культурный антрополог Клиффорд Гирц объяснил две культурные оппозиции в мировоззрении прияи , которое характеризует прияи как социальный статус: алус («рафинированный») против касара («неочищенного») и батин («внутренний человеческий опыт») против лахира («внешнего человеческого поведение"). [ 24 ] Будучи феодальной субкультурой в яванском обществе, отличной от крестьянства, культура прияи отдает предпочтение алусу над касаром и батину над лахиром. [ 24 ]

Основной религией этнического яванского населения в провинциях Центральная Ява, Восточная Ява и Особом регионе Джокьякарта является ислам, хотя есть меньшинства христиан-католиков, христиан-протестантов, индуистов, буддистов и конфуцианцев. [ 25 ] В яванском исламе Гирц выделил три алирана, или культурных течения: абанган , сантри и прияи . [ 26 ] Члены потока шантри чаще всего являются горожанами и склонны ориентироваться на мечеть, Коран и исламское каноническое право. Напротив, абанганы, как правило, происходят из деревенских крестьян и впитывают как индуистские, так и мусульманские элементы, формируя культуру анимистов и народных традиций. [ 1 ] Поток прияи представляет собой традиционную бюрократическую элиту, которая в значительной степени руководствуется иерархической индуистско-яванской традицией. [ 1 ] Сантри иногда называют Путихан («белые») в отличие от «красных» абанганов. В целом религия прияи ближе к абанганской традиции, чем к сантри, поскольку сочетает в себе индийский политеизм и исламский монотеизм. [ 27 ] Общественные ритуалы, такие как сламетан или общий пир, практикуются как в крестьянских хозяйствах абангана, так и в домах прияи . [ 28 ]

Однако семьи Прияи в прибрежном центре и в восточной части острова подчеркивают генеалогические связи с вали санга , девятью исламскими святыми Явы, и в своих религиозных практиках ближе к сантри, чем их коллеги из внутренних районов. [ 5 ]

Социально-экономический статус

[ редактировать ]

В то время как абанганы часто являются крестьянами, прияи - это класс землевладельцев городов и городских населенных пунктов. [ 29 ] Однако, в отличие от феодальных землевладельцев, прияи голландского колониального периода — это государственные служащие, работающие бюрократами, учителями и клерками. [ 29 ] Прияи . отличаются от крестьянства и купечества тем, что определяют свою работу на правительство как alus («рафинированный»), в отличие от торговли, сельского хозяйства и труда, которые определяются как kasar («неочищенный») [ 30 ] В стихотворении начала XIX века «Сулук Мас Нгантен», написанном Джаядинингратом I, придворным из Суракарты описывается , прияи как харизматическая сила, а не просто социально-экономический статус, которого купцы не могут достичь: [ 31 ]

Есть еще позор зятя
Ана и маленький Судагар
о своем богатстве
хочет вести себя по-джентльменски
Опять позор того, кто устроил свадьбу
Жил-был мелкий торговец
Посредственным было его богатство
Он стремился следовать стилю прияи .

Однако семьи Прияи также занимаются торговлей по неофициальным каналам. До 1980-х годов женщины- прияи часто пополняли свой семейный доход за счет продажи домашнего текстиля и изделий ручной работы, хотя торговля в общественных местах считалась неприемлемой для женщин- прияи из высшего и среднего класса . [ 32 ]

Грамотность и владение несколькими регистрами яванского языка были источниками престижа прияи в голландскую колониальную эпоху, когда большая часть населения Явы была неграмотной. [ 33 ] Двумя основными уровнями дискурса в яванском языке являются крама («формальный») и нгоко («неформальный»). [ 33 ] Овладение крамой, набором регистров, в основном используемых в социальной иерархии, требует высокого уровня образования. [ 33 ] К концу XIX века, когда более молодые кадры прияи получили образование на голландском языке, яванская «внутренняя элита» начала использовать голландский язык не только как язык, используемый на работе при взаимодействии с голландцами, но также дома и в яванских кругах. [ 34 ] Таким образом, в колониальную эпоху прияи стали в основном двуязычным классом. [ 35 ] С момента обретения независимости индонезийский язык был принят в качестве национального языка, а новые стили индонезийского и яванского языков появились как продолжение регистров крама и нгоко в официальных публикациях и популярной литературе. [ 36 ]

Искусство

[ редактировать ]
Узор батика из Джокьякарты.

Прияи - покровители и практики классических, куртуазных форм яванского искусства, которые они считают Alus и изысканными в отличие от форм крестьянского искусства: [ 37 ]

  1. ваянг ; пьеса теней, в которой представлены яванские пересказы Рамаяны, Махабхараты и истории доколониальных яванских королевств.
  2. гамелан ; оркестр ударных инструментов, который аккомпанирует выступлениям ваянгов или выступает самостоятельно
  3. лакон ; инсценировки историй и мифов ваянгов, пересказываемые устно
  4. тембанг ; жесткие формы поэзии, которые читают или поют под аккомпанемент гамелана.
  5. батик ; изготовление текстиля с воском и красителем

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Макдональд (1980) , стр. 9–10.
  2. ^ Сазерленд (1975) , с. 58
  3. ^ Шиль (1990) , с. 75
  4. ^ Сазерленд (1975) , стр. 57–58.
  5. ^ Jump up to: а б Сазерленд (1975) , стр. 61–62.
  6. ^ Кэри (1997) , стр. 711–713.
  7. ^ Шиль (1990) , с. 79
  8. ^ Jump up to: а б с д и Сазерленд (1973) , с. 114
  9. ^ Андерсон (1990) , с. 98
  10. ^ Андерсон и Соятно (1974) , стр. 99–100.
  11. ^ Jump up to: а б Андерсон (1990) , с. 97
  12. ^ Диск и The (1992) , стр. 40–47
  13. ^ Хаген (1997) , с. 114
  14. ^ Jump up to: а б Факих (2012) , стр. 420
  15. ^ Сираиси (1981) , стр. 93.
  16. ^ Сурьядината (1978) , стр. 104–107
  17. ^ Jump up to: а б с Нордхолт (2011) , с. 399
  18. ^ Эверс (1997) , с. 672
  19. ^ Нордхолт (2011) , с. 400
  20. ^ Крибб и Кахин (2004) , с. 357
  21. ^ Атмосумарто (2004)
  22. ^ Ибрагим, Сиддик и Хуссейн (1985)
  23. ^ Орел (2006)
  24. ^ Jump up to: а б Гирц (1960) , с. 232
  25. ^ Крибб и Кахин (2004) , с. lxv
  26. ^ Гирц (1960) , с. 121
  27. ^ Гирц (1960) , с. 234
  28. ^ Гирц (1960) , с. 235
  29. ^ Jump up to: а б Гирц (1960) , с. 229
  30. ^ Гирц (1960) , с. 230
  31. ^ Бреннер (1991) , стр. 67–68.
  32. ^ Бреннер (1991) , стр. 78–79.
  33. ^ Jump up to: а б с Андерсон (1990) , с. 131
  34. ^ Андерсон (1990) , с. 132
  35. ^ Андерсон (1990) , с. 134
  36. ^ Андерсон (1990) , стр. 144–147.
  37. ^ Гирц (1960) , с. 261
  • Аделаар, Александр (2006). «Индонезийские миграции на Мадагаскар: осмысление междисциплинарных данных» (PDF) . В Александре Аделааре (ред.). Австронезийская диаспора и этногенез народов Индонезийского архипелага . Липи Пресс. [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Андерсон, Бенедикт (1990). Язык и власть: изучение политических культур в Индонезии . Итака: Издательство Корнельского университета.
  • Андерсон, Бенедикт; Соеятно (1974). «Революция и социальная напряженность в Суракарте 1945-1950». Индонезия . 17 (17): 99–111. дои : 10.2307/3350775 . hdl : 1813/53581 . JSTOR   3350775 .
  • Атмосумарто, Сутанто (2004). Полный словарь индонезийского языка для учащихся . Атма Стэнтон. ISBN  9780954682804 .
  • Бреннер, Сюзанна А. (1991). «Конкурирующие иерархии: торговцы и элита Прияи в Соло, Центральная Ява». Индонезия . 52 (52): 55–83. дои : 10.2307/3351155 . hdl : 1813/53965 . JSTOR   3351155 .
  • Кэри, Питер (1997). «Цивилизация взаймы: создание выскочки: Матарам и его преемники, 1600–1830». Современные азиатские исследования . 31 (3): 711–734. дои : 10.1017/s0026749x00017121 .
  • Крибб, Роберт; Кахин, Одри (2004). Исторический словарь Юго-Восточной Азии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
  • Эверс, Ханс-Дитер (1997). «Бюрократизация Юго-Восточной Азии». Сравнительные исследования в обществе и истории . 29 (4): 666–685. дои : 10.1017/S0010417500014833 .
  • Факих, Фараби (2012). «Консервативный корпоративист: националистические мысли аристократов: идеи Соэтатмо Соэриокоэсоэмо и Ното Соэрото» . Вклад в язык, страну и этнографию . 168 (4): 420–444. дои : 10.1163/22134379-90003551 .
  • Гирц, Клиффорд (1960). Религия Явы . Гленко, Иллинойс: Свободная пресса.
  • Хаген, Джеймс (1997). « Прочитайте об этом все»: пресса и рост национального самосознания в голландском Ост-Индском обществе начала двадцатого века». Антропологический ежеквартальный журнал . 70 (3): 107–126. дои : 10.2307/3317671 . JSTOR   3317671 .
  • Ибрагим, Ахмад; Сиддик, Шэрон; Хусейн, Ясмин (1985). Чтения по исламу в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN  9789971988081 .
  • Макдональд, Хэмиш (1980). Индонезия Сухарто . Мельбурн: Фонтана. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Нордхольт, Хенк Шульте (2011). «Индонезия в 1950-е годы: нация, современность и постколониальное государство» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 167 (4): 386–404. дои : 10.1163/22134379-90003577 . hdl : 20.500.11755/2fd66373-1f4e-4a35-b415-831be5e36afa .
  • Шиль (1975), с. 79
  • Шил, Тилман (1990). « Петани и Прияи: трансформация Явы и рост деспотизма». Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 5 (1): 63–85. дои : 10.1355/sj5-1c .
  • Шиф, Хьюберт; Бернардин Анн-Мей (1992). «Китайские врачи в Голландской Ост-Индии: социальная мобильность среди этнического торгового меньшинства». Индонезия . 53 (53): 33–50. дои : 10.2307/3351113 . hdl : 1813/53976 . JSTOR   3351113 .
  • Сираиси, Такаши (1981). «Споры между Тджипто Мангоэнкоэсоэмо и Соэтатмо Соэриокоэсоэмо: Сатрия против Пандиты». Индонезия . 32 (32): 93–108. дои : 10.2307/3350857 . hdl : 1813/53733 . JSTOR   3350857 .
  • Сурьядината, Лео (1978). «Индонезийский национализм и довоенное молодежное движение: пересмотр». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 9 (1): 99–114. дои : 10.1017/S0022463400009553 .
  • Сазерленд, Хизер (1973). «Заметки о семействах Regent Java, часть 1». Индонезия . 16 (16): 112–147. дои : 10.2307/3350649 . hdl : 1813/53565 . JSTOR   3350649 .
  • Сазерленд, Хизер (1975). «Прияи». Индонезия . 19 (19): 57–77. дои : 10.2307/3350702 . JSTOR   3350702 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бертран, Ромен (2005). Колониальное государство, дворянство и национализм на Яве. Идеальная традиция . Картала. Париж. ISBN   2-84586-637-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 629712db2bb28b34adb1546b2e9aa342__1718005980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/42/629712db2bb28b34adb1546b2e9aa342.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Priyayi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)