Прияи

Прияи (прежнее написание: Приджаджи ) — эпохи класс дворян голландской , в отличие от королевской знати или нинграт ( яванский язык ), на острове Ява , Индонезия . Прияи - яванское слово, первоначально обозначающее потомков адипати или правителей, первые из которых были назначены в 17 веке султаном Агунгом из Матарама для управления завоеванными им княжествами. были судебными чиновниками в доколониальных королевствах, затем Первоначально прияи перешли на колониальную государственную службу, а затем стали администраторами современной Индонезийской Республики. [ 1 ]
Доколониальный период
[ редактировать ]
Султанат Матарам , исламское государство на юге центральной части Явы, достигшее своего расцвета в 17 веке, развил культуру кратона («двора»), из которой султан возник как харизматическая фигура, правившая относительно независимой аристократией. [ 2 ] Названные пара яйи («братья короля»), дворяне, чиновники, администраторы и вожди были интегрированы в отношения покровителя и клиента с султаном, чтобы руководить периферией королевства. [ 3 ] Родиной культуры прияи считается центр Матарама, а именно яваноязычная средняя и восточная части Явы. [ 4 ] Хотя «джаванизированная» политической экспансией Матарама, говорящая на суданском языке западная часть Явы, самые восточные части Явы и близлежащий остров Мадура сохраняют этнические, языковые и культурные различия от центра Матарама. [ 5 ]
Колониальный период
[ редактировать ]
После прихода Голландской Ост-Индской компании (VOC) и краха Матарама Сунанат Суракарта и султанат Джокьякарта стали центрами яванской политической власти после Гиянтского договора 1755 года . Хотя политическое влияние Нидерландов серьезно ограничивало их автономию на протяжении всего колониального периода, оба королевства продолжали служить символами яванской придворной культуры. [ 6 ] В равнинных сельских районах Явы наличие централизованной коренной бюрократии усилило государственный контроль над невозделываемыми землями и помогло превратить крестьянство из независимых мелких землевладельцев в сельскохозяйственных рабочих. [ 7 ]
Государственные учреждения
[ редактировать ]За пределами территорий, находящихся под непосредственным управлением Джокьякарты и Суракарты, голландские колониальные власти учредили два органа государственной службы: Binnenlands Bestuur («Внутреннее управление»), укомплектованное голландскими чиновниками, и Pangreh Praja («Правитель королевства»), местное управление. бюрократия. [ 8 ]
К 1926 году Binnenlands Bestuur в районах прямого управления Явы и Мадуры состоял из следующих офисов с территориальными обязанностями в порядке убывания: [ 8 ]
- Губернатор; 3 позиции
- Резидент; около 20 позиций
- Помощник резидента; около 70 позиций

В свою очередь, существовало три офиса пангрех праджа с территориальными обязанностями, укомплектованные коренными прияи , в порядке убывания: [ 8 ]
- Бупати («Регент»); около 70 позиций. Бупати отвечает за кабупатен , часто государство с полуавтономной историей. Положение бупати часто передавалось по наследству от отца к сыну, что разрешено конституцией Нидерландов 1854 года, и семьи бупати часто образовывали местный аристократический класс. Бупати подчиняется и обычно ведет с ним индивидуальную переписку с помощником резидента – чиновником самого низкого ранга в Бинненландс Бестуур.
- Ведана («начальник округа»); около 400 позиций.
- Асистен Ведана («Начальник подрайона»); около 1200 позиций.
Среди других служащих колониального правительства, которые, как считалось, имели статус прияи, были налоговые чиновники, прокуроры и должностные лица, прикрепленные к полицейским подразделениям. [ 8 ] К 1931 году европейцы составляли лишь 10 процентов всего государственного аппарата Голландской Ост-Индии, и более 250 000 местных чиновников получали государственную зарплату. [ 9 ] На Яве существовало классовое различие между приягун («верхний прияи »), группой, хорошо связанной с аристократической элитой в Суракарте и Джокьякарте, и прияи джилик («нижний прияи »). [ 8 ] Тем не менее, социальная дистанция, отделяющая прияи от крестьянства, гораздо больше, чем та, которая отделяет приягун от прияи джилик. [ 10 ]
Националистические движения
[ редактировать ]
В 1901 году правительство Голландской Ост-Индии установило так называемую Ethische Politiek («Этическая политика») в качестве официальной политики. [ 11 ] Парадигма этической политики расширяла колониальный государственный контроль через образовательные, религиозные, сельскохозяйственные, добывающие ресурсы и институты политического надзора над коренным населением до японской оккупации 1942 года. [ 11 ] Образование западного образца стало доступно коренному населению, хотя только богатые могли позволить себе обучение в средних и высших учебных заведениях, где голландский язык был основным языком обучения. [ 12 ] Среди яванцев мужчины- прияи были первыми, кто получил образование в учебных заведениях западного образца, прежде чем поступить на колониальную государственную службу. [ 13 ]
Националистические настроения среди яванской элиты, получившей голландское образование, сформировались в эпоху Индонезийского национального пробуждения . Боэди Отомо , первое политическое общество коренных народов в Голландской Ост-Индии, было основано группой врачей- прияи и студентов-медиков в 1908 году. [ 14 ] Хотя в состав группы входили яванцы-мужчины- прияи , Боэди Отомо был первым в серии политического активизма коренных народов в Голландской Ост-Индии. [ 14 ] Боэди Отомо породил выдающихся деятелей прияи , таких как Соэтатмо Соэрикосомо (1888–1924) и Ното Соэрото (1888–1951), которые являются сторонниками этнического национализма через Комитет яванского национализма, а также защитниками общеиндийского национализма. такие как Тджипто Мангоенкоэсомо (1886-1943), который позже основал партию Индише. . [ 15 ] Появление других этнических националистических групп и индийско-националистических политических партий на Яве позже затмило яванский национализм и привело к появлению более широкого национализма на индонезийском языке на протяжении 1920-х и 30-х годов. [ 16 ]
Период после обретения независимости
[ редактировать ]Признание Республики Индонезия в 1949 году властями Нидерландов привело к интеграции бюрократических институтов федеральных земель, контролируемых Нидерландами, в новую республику. [ 17 ] Таким образом, число государственных служащих в Индонезии выросло со 115 000 в конце 1920-х годов до 400 000 в начале 1950-х годов. [ 17 ] Однако в стратегических высших эшелонах доминировала элитная группа из 100 000 высокопоставленных чиновников, прошедших обучение в Голландии, которые были сосредоточены в Министерстве внутренних дел. [ 17 ] К 1980-м годам государственная служба Индонезии расширилась примерно до 2 миллионов членов, что составило 13,9 государственных служащих на 1000 населения, в отличие от гораздо меньших 3,7 на 1000 человек в 1950 году. [ 18 ]
Хотя статус прияи не имеет формального присутствия в индонезийском законодательстве после обретения независимости, близость к исполнительной власти государства, которую он символизирует, оставалась популярным способом восходящей социально-политической мобильности с 1950-х годов и позже. [ 19 ] Правительство Нового порядка Сухарто KORPRI поощряло традиционные прияи посредством создания в 1971 году Корпуса государственных служащих Индонезии ( и корпоративистские ценности в индонезийской государственной службе, особенно ). [ 20 ]
Титулы
[ редактировать ]Класс прияи использовал сложную систему титулов. Некоторые из наиболее часто используемых титулов среди яванской знати были: [ 21 ]
- Раден Мас : используется мужской знатью.
- Раден Аю : использовался замужними дворянками.
- Раден Адженг : использовался незамужними дворянками.
- Туменггунг : дополнительный титул, используемый знатью, занимавшей пост Регентства.
- Раден : титул, используемый мужской знатью ниже, чем Раден Мас.
- Раден Нгантен : титул, используемый замужними дворянками ниже Раден Аю.
- Раден Рара (читается как Раден Роро ): титул, используемый незамужними женщинами из дворянства ниже Раден Адженг.
- Мас : титул мужского мелкого дворянства.
Порядок старшинства мужских дворянских титулов следующий: простой Мас является самым низким, за ним следует простой Раден , а затем более высокие титулы представляют собой составные титулы Раден Мас , Раден Панджи , Раден Туменггунг , Раден Нгабехи и Раден Ария . Эти титулы в некоторой степени передавались по наследству; сын унаследует титул на один уровень ниже, чем его родитель, если только он уже не имеет самого низкого ранга. [ 22 ]
Почетное звание Раден связано с малагасийскими дворянскими титулами Рандриана или Андриана , оба из которых происходят от слова « Рахадьян » (Ра-хади-ан), означающего «Господь» или «Мастер» на старояванском языке . [ 23 ]
Культурные атрибуты
[ редактировать ]Американский культурный антрополог Клиффорд Гирц объяснил две культурные оппозиции в мировоззрении прияи , которое характеризует прияи как социальный статус: алус («рафинированный») против касара («неочищенного») и батин («внутренний человеческий опыт») против лахира («внешнего человеческого поведение"). [ 24 ] Будучи феодальной субкультурой в яванском обществе, отличной от крестьянства, культура прияи отдает предпочтение алусу над касаром и батину над лахиром. [ 24 ]
Религия
[ редактировать ]Основной религией этнического яванского населения в провинциях Центральная Ява, Восточная Ява и Особом регионе Джокьякарта является ислам, хотя есть меньшинства христиан-католиков, христиан-протестантов, индуистов, буддистов и конфуцианцев. [ 25 ] В яванском исламе Гирц выделил три алирана, или культурных течения: абанган , сантри и прияи . [ 26 ] Члены потока шантри чаще всего являются горожанами и склонны ориентироваться на мечеть, Коран и исламское каноническое право. Напротив, абанганы, как правило, происходят из деревенских крестьян и впитывают как индуистские, так и мусульманские элементы, формируя культуру анимистов и народных традиций. [ 1 ] Поток прияи представляет собой традиционную бюрократическую элиту, которая в значительной степени руководствуется иерархической индуистско-яванской традицией. [ 1 ] Сантри иногда называют Путихан («белые») в отличие от «красных» абанганов. В целом религия прияи ближе к абанганской традиции, чем к сантри, поскольку сочетает в себе индийский политеизм и исламский монотеизм. [ 27 ] Общественные ритуалы, такие как сламетан или общий пир, практикуются как в крестьянских хозяйствах абангана, так и в домах прияи . [ 28 ]
Однако семьи Прияи в прибрежном центре и в восточной части острова подчеркивают генеалогические связи с вали санга , девятью исламскими святыми Явы, и в своих религиозных практиках ближе к сантри, чем их коллеги из внутренних районов. [ 5 ]
Социально-экономический статус
[ редактировать ]В то время как абанганы часто являются крестьянами, прияи - это класс землевладельцев городов и городских населенных пунктов. [ 29 ] Однако, в отличие от феодальных землевладельцев, прияи голландского колониального периода — это государственные служащие, работающие бюрократами, учителями и клерками. [ 29 ] Прияи . отличаются от крестьянства и купечества тем, что определяют свою работу на правительство как alus («рафинированный»), в отличие от торговли, сельского хозяйства и труда, которые определяются как kasar («неочищенный») [ 30 ] В стихотворении начала XIX века «Сулук Мас Нгантен», написанном Джаядинингратом I, придворным из Суракарты описывается , прияи как харизматическая сила, а не просто социально-экономический статус, которого купцы не могут достичь: [ 31 ]
- Есть еще позор зятя
- Ана и маленький Судагар
- о своем богатстве
- хочет вести себя по-джентльменски
- Опять позор того, кто устроил свадьбу
- Жил-был мелкий торговец
- Посредственным было его богатство
- Он стремился следовать стилю прияи .
Однако семьи Прияи также занимаются торговлей по неофициальным каналам. До 1980-х годов женщины- прияи часто пополняли свой семейный доход за счет продажи домашнего текстиля и изделий ручной работы, хотя торговля в общественных местах считалась неприемлемой для женщин- прияи из высшего и среднего класса . [ 32 ]
Язык
[ редактировать ]Грамотность и владение несколькими регистрами яванского языка были источниками престижа прияи в голландскую колониальную эпоху, когда большая часть населения Явы была неграмотной. [ 33 ] Двумя основными уровнями дискурса в яванском языке являются крама («формальный») и нгоко («неформальный»). [ 33 ] Овладение крамой, набором регистров, в основном используемых в социальной иерархии, требует высокого уровня образования. [ 33 ] К концу XIX века, когда более молодые кадры прияи получили образование на голландском языке, яванская «внутренняя элита» начала использовать голландский язык не только как язык, используемый на работе при взаимодействии с голландцами, но также дома и в яванских кругах. [ 34 ] Таким образом, в колониальную эпоху прияи стали в основном двуязычным классом. [ 35 ] С момента обретения независимости индонезийский язык был принят в качестве национального языка, а новые стили индонезийского и яванского языков появились как продолжение регистров крама и нгоко в официальных публикациях и популярной литературе. [ 36 ]
Искусство
[ редактировать ]
Прияи - покровители и практики классических, куртуазных форм яванского искусства, которые они считают Alus и изысканными в отличие от форм крестьянского искусства: [ 37 ]
- ваянг ; пьеса теней, в которой представлены яванские пересказы Рамаяны, Махабхараты и истории доколониальных яванских королевств.
- гамелан ; оркестр ударных инструментов, который аккомпанирует выступлениям ваянгов или выступает самостоятельно
- лакон ; инсценировки историй и мифов ваянгов, пересказываемые устно
- тембанг ; жесткие формы поэзии, которые читают или поют под аккомпанемент гамелана.
- батик ; изготовление текстиля с воском и красителем
См. также
[ редактировать ]- Индуизм на Яве
- Индонезийский эзотерический буддизм
- Яванский кшатрий
- Яванизация
- Кеджавен
- Праздник
- Семья Джаджадининграт
- Семья Хан из Ласема
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Макдональд (1980) , стр. 9–10.
- ^ Сазерленд (1975) , с. 58
- ^ Шиль (1990) , с. 75
- ^ Сазерленд (1975) , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд (1975) , стр. 61–62.
- ^ Кэри (1997) , стр. 711–713.
- ^ Шиль (1990) , с. 79
- ^ Jump up to: а б с д и Сазерленд (1973) , с. 114
- ^ Андерсон (1990) , с. 98
- ^ Андерсон и Соятно (1974) , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Андерсон (1990) , с. 97
- ^ Диск и The (1992) , стр. 40–47
- ^ Хаген (1997) , с. 114
- ^ Jump up to: а б Факих (2012) , стр. 420
- ^ Сираиси (1981) , стр. 93.
- ^ Сурьядината (1978) , стр. 104–107
- ^ Jump up to: а б с Нордхолт (2011) , с. 399
- ^ Эверс (1997) , с. 672
- ^ Нордхолт (2011) , с. 400
- ^ Крибб и Кахин (2004) , с. 357
- ^ Атмосумарто (2004)
- ^ Ибрагим, Сиддик и Хуссейн (1985)
- ^ Орел (2006)
- ^ Jump up to: а б Гирц (1960) , с. 232
- ^ Крибб и Кахин (2004) , с. lxv
- ^ Гирц (1960) , с. 121
- ^ Гирц (1960) , с. 234
- ^ Гирц (1960) , с. 235
- ^ Jump up to: а б Гирц (1960) , с. 229
- ^ Гирц (1960) , с. 230
- ^ Бреннер (1991) , стр. 67–68.
- ^ Бреннер (1991) , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон (1990) , с. 131
- ^ Андерсон (1990) , с. 132
- ^ Андерсон (1990) , с. 134
- ^ Андерсон (1990) , стр. 144–147.
- ^ Гирц (1960) , с. 261
Ссылки
[ редактировать ]- Аделаар, Александр (2006). «Индонезийские миграции на Мадагаскар: осмысление междисциплинарных данных» (PDF) . В Александре Аделааре (ред.). Австронезийская диаспора и этногенез народов Индонезийского архипелага . Липи Пресс. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Андерсон, Бенедикт (1990). Язык и власть: изучение политических культур в Индонезии . Итака: Издательство Корнельского университета.
- Андерсон, Бенедикт; Соеятно (1974). «Революция и социальная напряженность в Суракарте 1945-1950». Индонезия . 17 (17): 99–111. дои : 10.2307/3350775 . hdl : 1813/53581 . JSTOR 3350775 .
- Атмосумарто, Сутанто (2004). Полный словарь индонезийского языка для учащихся . Атма Стэнтон. ISBN 9780954682804 .
- Бреннер, Сюзанна А. (1991). «Конкурирующие иерархии: торговцы и элита Прияи в Соло, Центральная Ява». Индонезия . 52 (52): 55–83. дои : 10.2307/3351155 . hdl : 1813/53965 . JSTOR 3351155 .
- Кэри, Питер (1997). «Цивилизация взаймы: создание выскочки: Матарам и его преемники, 1600–1830». Современные азиатские исследования . 31 (3): 711–734. дои : 10.1017/s0026749x00017121 .
- Крибб, Роберт; Кахин, Одри (2004). Исторический словарь Юго-Восточной Азии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
- Эверс, Ханс-Дитер (1997). «Бюрократизация Юго-Восточной Азии». Сравнительные исследования в обществе и истории . 29 (4): 666–685. дои : 10.1017/S0010417500014833 .
- Факих, Фараби (2012). «Консервативный корпоративист: националистические мысли аристократов: идеи Соэтатмо Соэриокоэсоэмо и Ното Соэрото» . Вклад в язык, страну и этнографию . 168 (4): 420–444. дои : 10.1163/22134379-90003551 .
- Гирц, Клиффорд (1960). Религия Явы . Гленко, Иллинойс: Свободная пресса.
- Хаген, Джеймс (1997). « Прочитайте об этом все»: пресса и рост национального самосознания в голландском Ост-Индском обществе начала двадцатого века». Антропологический ежеквартальный журнал . 70 (3): 107–126. дои : 10.2307/3317671 . JSTOR 3317671 .
- Ибрагим, Ахмад; Сиддик, Шэрон; Хусейн, Ясмин (1985). Чтения по исламу в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 9789971988081 .
- Макдональд, Хэмиш (1980). Индонезия Сухарто . Мельбурн: Фонтана.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нордхольт, Хенк Шульте (2011). «Индонезия в 1950-е годы: нация, современность и постколониальное государство» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 167 (4): 386–404. дои : 10.1163/22134379-90003577 . hdl : 20.500.11755/2fd66373-1f4e-4a35-b415-831be5e36afa .
- Шиль (1975), с. 79
- Шил, Тилман (1990). « Петани и Прияи: трансформация Явы и рост деспотизма». Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 5 (1): 63–85. дои : 10.1355/sj5-1c .
- Шиф, Хьюберт; Бернардин Анн-Мей (1992). «Китайские врачи в Голландской Ост-Индии: социальная мобильность среди этнического торгового меньшинства». Индонезия . 53 (53): 33–50. дои : 10.2307/3351113 . hdl : 1813/53976 . JSTOR 3351113 .
- Сираиси, Такаши (1981). «Споры между Тджипто Мангоэнкоэсоэмо и Соэтатмо Соэриокоэсоэмо: Сатрия против Пандиты». Индонезия . 32 (32): 93–108. дои : 10.2307/3350857 . hdl : 1813/53733 . JSTOR 3350857 .
- Сурьядината, Лео (1978). «Индонезийский национализм и довоенное молодежное движение: пересмотр». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 9 (1): 99–114. дои : 10.1017/S0022463400009553 .
- Сазерленд, Хизер (1973). «Заметки о семействах Regent Java, часть 1». Индонезия . 16 (16): 112–147. дои : 10.2307/3350649 . hdl : 1813/53565 . JSTOR 3350649 .
- Сазерленд, Хизер (1975). «Прияи». Индонезия . 19 (19): 57–77. дои : 10.2307/3350702 . JSTOR 3350702 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бертран, Ромен (2005). Колониальное государство, дворянство и национализм на Яве. Идеальная традиция . Картала. Париж. ISBN 2-84586-637-2 .