Jump to content

Тетфордский клад

Координаты : 52 ° 24'N 0 ° 44'E  /  52,400 ° N 0,733 ° E  / 52,400; 0,733

52 ° 24'N 0 ° 44'E  /  52,400 ° N 0,733 ° E  / 52,400; 0,733

Тетфордский клад
22 кольца из золота и драгоценных камней в витрине.
22 перстня из Тетфордского клада.
Материал золото, серебро, драгоценные камни, сланец
Размер 33 серебряные ложки
3 серебряных сита
22 золотых кольца на палец
4 золотых браслета
4 подвески-колье
5 золотых цепочек ожерелья
2 пары колье-застежек
1 золотой амулет
1 незакрепленный гравированный драгоценный камень
1 изумрудная бусина
3 стеклянные бусины
1 золотая пряжка для ремня
1 сланцевая цилиндрическая коробка
Период/культура романо-британский
Обнаруженный Холм Виселицы, недалеко от Тетфорда , Норфолк , ноябрь 1979 года.
Текущее местоположение Британский музей
Идентификация P&E 1981 0201 1-83

Тетфордский клад (также известный как Тетфордское сокровище ) — клад романо -британских металлических изделий, найденный Артуром и Гретой Брукс на холме Виселицы, недалеко от Тетфорда в Норфолке , Англия, в ноябре 1979 года и сейчас находящийся в Британском музее . Этот клад, датируемый серединой-концом IV века нашей эры, представляет собой коллекцию из тридцати трех серебряных ложек и трех серебряных ситечек, двадцати двух золотых перстней на палец, четырех золотых браслетов, четырех подвесок-ожерелья, пяти золотых цепочек и двух пар ожерелий. ожерелья-застежки, золотой амулет в виде кулона, незакрепленный гравированный драгоценный камень , четыре бусины (одна изумрудная и три стеклянные) и золотая пряжка ремня, украшенная танцующим сатиром . небольшая цилиндрическая шкатулка с крышкой, сделанная из сланца . К кладу принадлежала также [1]

Открытие

[ редактировать ]

Находка была сделана при весьма неудачных обстоятельствах. Нашедший занимался поиском металла без ведома и разрешения владельцев участка, который недавно был расчищен для строительных работ, и сделал свое открытие поздно ноябрьским днем, при слабом освещении. Он нашел материал в большой спешке, возможно, пропустив некоторые мелкие предметы, и, поскольку он знал, что не имел законного права проводить поиск в этом районе, он не сообщил, как того требует закон, о своем открытии властям. Вместо этого он неразумно попытался продать найденные им предметы частным покупателям. К тому времени, когда археологи узнали о находке несколько месяцев спустя, место находки было застроено, что сделало невозможным проведение надлежащих археологических исследований. Допросить нашедшего об обстоятельствах не удалось даже, поскольку к моменту поступления материала в Британский музей для изучения он был неизлечимо болен и умер примерно через месяц, в июле 1980 года. Упорные слухи о том, что клад изначально включенные монеты ни разу не были подтверждены или убедительно отвергнуты, но даже если бы монет не было, вполне вероятно, что группа, какой мы ее видим сейчас, является неполной. Полное описание обстоятельств открытия содержится в стандартном каталоге. [2] Из-за отсутствия информации особенно трудно рассуждать о природе клада и целях его сокрытия в древности.

Серебряные предметы

[ редактировать ]

Серебряная посуда клада состоит из трех ситечек и 33 ложек двух типов. Семнадцать ложек представляют собой улитки с длинными заостренными ручками, а остальные шестнадцать представляют собой более крупные язычки или cigni , с чашами размером с современную десертную ложку и короткими спиральными ручками, заканчивающимися птичьими головами. На многих ложках есть языческие надписи в честь Фавна , второстепенного римского бога, который имел много общих черт с греческим Паном . В кладе нет откровенно христианской символики, хотя одна ложка украшена фигуркой рыбы , что часто может быть косвенным намеком на христианство. [3] Вакхическая иконография очевидна в группе и была традиционной в римской культуре, но в позднеримский период многие вакхические мотивы были приняты и получили новые интерпретации христианами. Тем не менее, к этой дате, концу IV в. н.э., не было никаких препятствий для размещения на личных вещах однозначно христианских символов и надписей, так что их отсутствие здесь примечательно. Открыто и, вероятно, исключительно языческая иконография остается одним из наиболее интересных и необычных аспектов собрания.

Посвящения, такие как DEIFAVNIAVSECI ( RIB 2420.21 [4] ) (буквально «бога Фавна Аузека») выгравированы на чашах как улитки, так и цигни . Эпитеты или прозвища, примененные к Фавну в надписях, были идентифицированы как содержащие кельтские (галльские или британские) лингвистические элементы, что подтверждает предположение о том, что любой культ Фавна, который они представляют, был романо-британским, а не тем, который состоял из приверженцев из других стран. в Римской империи. Надписи обсуждались в опубликованном каталоге покойного Кеннета Джексона. [5]

Было высказано предположение, что маловероятно, что эти предметы предназначались для обычного домашнего обеда, и что их возможное захоронение можно интерпретировать как ритуальный акт, а не практический (см. Религия в Древнем Риме ). Однако, поскольку как языческие, так и христианские надписи регулярно встречаются на римских украшениях и домашней посуде, а действительная мотивация сокрытия самого тетфордского материала неизвестна, эта точка зрения открыта для дискуссий. Необычный состав группы золотых предметов действительно несколько лучше свидетельствует о небытовом происхождении, чем украшения и надписи серебряного комплекса (см. комментарии к ассортименту перстней в следующем разделе). Подозрение, что клад является неполным, подрывает любой детальный анализ этих вопросов, но если бы золотые и серебряные предметы были каким-либо образом связаны с языческими культовыми практиками, что, безусловно, возможно, то антиязыческие феодосийские указы 390-х гг. предоставил веские практические (а не ритуальные) причины для сокрытия материалов от властей. [6]

Золотые украшения

[ редактировать ]
Сланцевый ящик, часть клада, вероятно, содержащая более мелкие предметы.

Золотая пряжка ремня — необычная находка, ее мог бы носить мужчина; [7] мы знаем, что пояса, украшенные в различных формах, были важными символами должности или статуса в позднеримские времена, хотя некоторые их элементы сохранились. [8] Его украшение, изображающее сатира, несущего педум (пастушеский посох) и гроздь винограда, согласуется с другими намеками на вакхические образы во всей совокупности, как в украшениях, так и в столовой посуде. Например, бегущая кошка на ложке ( улитка ) (поз. 66), [9] Первоначально идентифицированный как пантера или леопард и называемый «ложкой пантеры», это, безусловно, отсылка к Вакху, которого регулярно сопровождала пантера или леопард ( Panthera pardus ) или тигр ( Panthera tigris ). На самом деле животное на ложке Тетфорда (поз. 66), вероятно, является тигром: изображение полос в виде очень коротких изогнутых линий, которые легко принять за пятна, было обычным явлением в римском искусстве.

Кольца из клада

Золотые кольца на пальцах могли носить как мужчины, так и женщины. [10] хотя браслеты и ожерелья с подвесками в то время были преимущественно женскими украшениями. Многие кольца украшены сложной филигранной работой, типичной для позднеримского вкуса, а некоторые имеют весьма необычный дизайн. Крошечная рогатая голова в форме Пана, образующая безель кольца (поз. 23). [11] кажется не имеющим аналогов и вполне может быть отсылкой к Фавну, тогда как дизайн (пункт 7), [12] две птицы, окружающие вазу, — это одновременно стандартное вакхическое изображение, со временем принятое в христианской иконографии, и, возможно, в данном случае нечто более конкретное. Птицы, хотя и имеют очень мелкие размеры, имеют вид дятлов, и picus , латинское название птиц этого вида, в некоторых источниках было также именем отца Фавна (Виргилий, Энеида 7, 48) . ).

Большая часть украшений была разработана и выбрана с учетом их талисманного , религиозного или личного значения. Золотой кулон-амулет, предназначенный для подвешивания на шее (и имеющий параллели, в том числе из Йорка ), был наполнен серой , возможно, из-за ее апотропных свойств. [13] Одно кольцо украшено гравированным камнем из коричневого халцедона 13 × 9,5 мм. На нем изображено божество с петушиной головой и змееногими ногами, известное как Ангиножка , держащее щит, на котором на греческом языке написано ΩΑΙ, перевернутое ΙΑΩ или (iao), магическое слово, часто связанное с этим божеством (см. Voces mysticae ). Хотя этот драгоценный камень помещен в закрытую оправу, на его обратной стороне также была написана греческая надпись ΑΒΡΑϹΞϹΑΒΑΩΘ, которая переводится как Абрасакс Саваоф, также слово силы и связанное с ним имя божества. [14] Интересно, что амулет с греческими надписями появляется в кладе, главным образом связанном с итальянским (латинским) второстепенным божеством (Фавном), хотя многие другие греческие надписи известны из римской Британии, а также есть и другие примеры позднеантичных «магических драгоценных камней». также был обнаружен в латиноязычных провинциях.

Соответствующая пара браслетов (предметы 24 и 25), которые на момент находки и публикации могли быть сопоставлены только с аналогичными браслетами из Лионского ювелирного клада 1841 года, относящимися к несколько более раннему времени, [15] теперь сопоставлены с набором из четырех одинаковых браслетов из клада Хоксне, найденного в 1992 году, дата которого, по-видимому, близка к дате захоронения находки в Тетфорде.

Было высказано предположение, что все объекты «вполне могли быть заказаны группой интеллектуалов, которые горячо верили в старые ценности и захоронили объекты, когда в 390-х годах начались серьезные преследования нехристиан». [16]

Большинство золотых предметов выглядят свежими и явно не изношенными. Римское золото высокой чистоты (в данном случае со средним содержанием золота более 94 процентов); [17] мягкий и быстро проявляет признаки использования. Это первозданное состояние — одна из необычных особенностей ювелирной коллекции Тетфорда. Большинство колец имеют общие характеристики дизайна и качества изготовления, что позволяет предположить, что они могут быть изделиями одной мастерской, а конструкция соответствующей пары браслетов также аналогична форме двух колец (поз. 10 и 12). Было бы несколько удивительно, если бы один владелец или даже семья обладал таким сравнительно большим количеством колец, которые, кажется, были приобретены из одного источника одновременно. Личные коллекции украшений обычно содержат изделия разного возраста и состояния.

Значение

[ редактировать ]

Тетфордский комплекс, несмотря на прискорбно неадекватные подробности его открытия и происхождения, остается одним из самых интригующих и необычных из многих позднеримских кладов драгоценных металлов в Британии . Хотя сочетание серебряной посуды и золотых личных украшений (с монетами или без них) достаточно распространено в кладах драгоценных металлов этого периода из Британии, тот факт, что надписи, подкрепленные визуальными образами, отсылают к язычеству, а не к христианству. Вера конца IV века имеет важное значение. Были предприняты попытки истолковать клад как христианский. [18] но остаются несколько неубедительными применительно к объектам, существовавшим в тот период, когда язычество, а не христианство, находилось в немилости.

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ «Золотая пряжка из Тетфордского клада» . Британский музей . Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 5 августа 2010 г.
  2. ^ Джонс и Поттер 1983 , стр. 13–15.
  3. ^ Johns & Potter 1983, номер каталога. 67
  4. ^ Фрер и Томлин 1991a
  5. ^ Джонс и Поттер 1983 , стр. 46–48.
  6. ^ Джонс и Поттер 1983 , стр. 73–74.
  7. ^ Johns & Potter 1983 , стр. 79–81.
  8. ^ Хениг (1996) 168–169
  9. ^ Джонс и Поттер 1983 , стр. 119–120.
  10. ^ Хениг 1975
  11. ^ Джонс и Поттер 1983 , стр. 94–5.
  12. ^ Джонс и Поттер 1983 , стр. 84–85.
  13. ^ Хениг 1984 , с. 187
  14. ^ Фрер и Томлин 1991b
  15. ^ Джонс и Поттер 1983 , с. 95
  16. ^ Поттер и Джонс 1992 , с. 209
  17. ^ Джонс и Поттер 1983 , с. 59
  18. ^ Дороти Уоттс, «Тетфордское сокровище: переоценка», Antiquaries Journal 68 (1988), стр. 57-9.
Библиография
  • Джонс, Кэтрин; Поттер, Тимоти (1983), Тетфордское сокровище: римские украшения и серебро , Лондон: British Museum Press, ISBN  0-7141-1372-7
  • Фрер, Шеппард Сандерленд; Томлин, Роджер (1991a), Римские надписи Британии , том. II глава 2, Страуд: Алан Саттон, ISBN  978-0-86299-820-2
  • Фрер, Шеппард Сандерленд; Томлин, Роджер (1991b), Римские надписи Британии , том. II выпуск 3, Страуд: Алан Саттон, ISBN  978-0-86299-935-3
  • Хениг, Мартин (1975), Vindolanda Jewellery , Ньюкасл-апон-Тайн: Фрэнк Грэм, ISBN  978-0-85983-057-7
  • Хениг, Мартин (1984), Религия в римской Британии , Лондон: BT Batsford, ISBN  978-0-7134-6047-6
  • Хениг, Мартин (1996), Искусство Римской Британии , 1996, Рутледж, ISBN   0-415-15136-8 , ISBN   978-0-415-15136-8
  • Поттер, Тимоти В. и Джонс, Кэтрин (1992), Римская Британия , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN  0-520-08168-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7157ab980717f92378e8c6839a9b4924__1697034720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/24/7157ab980717f92378e8c6839a9b4924.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thetford Hoard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)