Армия национального освобождения Сапатиста
Армия национального освобождения Сапатиста | |
---|---|
Армия национального освобождения Сапатиста (EZLN) | |
![]() Флаг ezln | |
Также известен как | Сапатисты |
Лидеры | |
Фундамент | 17 ноября 1983 г. |
Даты работы | 1994 - Present |
Страна | Мексика |
Штаб -квартира | San Cristóbal de Las Casas , Chiapas |
Активные регионы | Чиапас |
Идеология | |
Политическая позиция | Далеко левый |
Статус | Активный |
Размер | Около 7000 активных участников и милиции; Десятки тысяч гражданских сторонников ( базы де Апойо ) |
Союзники | ![]() ![]() |
Противники | |
Сражения и войны | |
Веб -сайт | ПАТИСТ Ссылка |
Часть серии на |
Права коренных народов |
---|
![]() |
Права |
Правительственные организации |
Организации Объединенных Наций Инициативы |
Международные договоры |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Страны |
Категория |
Армия национального освобождения Сапатиста ( Испанский : Армия национального освобождения , Эзлн ), Сапатиста Оффе Испанское произношение: [Sapaˈtistas] ), является крайне левой политической и воинствующей группой, которая контролировала значительное количество территории в Чьяпасе , самого южного штата Мексика . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
С 1994 года группа номинально ведет себя во время войны с мексиканским государством (хотя на этом этапе она может быть описана как замороженный конфликт ). [ 8 ] EZLN использовал стратегию гражданского сопротивления . Основное тело Zapatistas состоит в основном из сельских коренных народов , но в него входят некоторые сторонники в городских районах и на международном уровне. Основным представителем EZLN является Subcomandante Revurgente Galeano , ранее известный как Subcomandante Marcos.
Группа берет свое название от Эмилиано Сапаты , аграрного революционера и командира Армии освобождения Юга во время мексиканской революции , и считает себя своим идеологическим наследником.
Идеология Эзлна была охарактеризована как либертарианский социалист , [ 2 ] анархист , [ 9 ] или марксист , [ 10 ] и иметь корни в богословии освобождения [ 11 ] Хотя сапатисты отвергли [ 12 ] Политическая классификация. EZLN выравнивается с более широкой альтер-глобализацией , анти-неолиберальным социальным движением , стремящимся к контролю коренных народов над местными ресурсами, особенно землей. С тех пор, как их восстание в 1994 году противостояло мексиканским вооруженным силам , EZLN воздержался от военных наступлений и принял новую стратегию, которая пытается получить мексиканскую и международную поддержку.
Организация
[ редактировать ]Сапатисты описывают себя как децентрализованную организацию. Псевдонимичный подкомэнда Маркос широко считается его лидером, несмотря на его заявления о том, что у группы нет единого лидера. Политические решения обсуждаются и решаются в общественных собраниях. Военные и организационные вопросы решаются старейшинами Сапатиста, которые составляют общее командование (революционная подготовительная комитет коренных народов-Общее командование, или CCRI-CG). [ 13 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Регион Чиапас был сценой последовательности восстаний, в том числе «кастовая война» или «восстание Чамулы» (1867–1870) и «война в пижарито» (1911). [ 14 ]
EZLN появился во время правительства институциональной революционной партии (PRI), которая в то время управляла Мексикой более шестидесяти лет в доминирующей партийной системе . Ситуация заставила многих молодых людей рассмотреть вопрос о закрытых юридических каналах политического участия и ставки на формирование подпольных вооруженных организаций, чтобы добиться свержения режима, который с их точки зрения был авторитарным и, таким образом, улучшить условия жизни населения Полем Одна из этих организаций, [ 15 ] известно не . FLN были основаны 6 августа 1969 года, - Монтеррей , Нуэво Леон. Мир Mario Arturo Acosta Chaparro , Мексика , Табаско , Puebla, Tabasco, Nuevo León and Сиапас
, произошла конфронтация В феврале 1974 года в Сан -Мигель -Непанла , штат Мексика между отделом мексиканской армии под командованием Марио Артуро Акоста Чапарро и членами ФЛН, некоторые из которых умерли во время сражения, как сообщается, подвергся пыткам . [ 16 ]
Как следствие этой конфронтации, FLN потерял свою эксплуатационную способность. В начале 1980 -х годов некоторые из его боевиков решили основать новую организацию. Таким образом, Армия национального освобождения Сапатиста (EZLN) была основана 17 ноября 1983 года некоренными членами FLN с городского севера Мексики и местными жителями отдаленных регионов Лас-Каньядас/ Сельва Лакандана в восточных Чиапах, членами бывших повстанческих движений. [ 17 ] Некоторые лидеры EZLN утверждают, что авангардистская и марксистско -лининистская ориентация FLN не смогла обратиться к местным жителям коренных народов в Чьяпасе , ведущих бывших членов FLN в EZLN, чтобы в конечном итоге выбрать либертарианский социалист и неозапатиста . [ 18 ] [ 19 ]
На протяжении многих лет группа медленно росла, опираясь на социальные отношения между коренной базой и используя организационную инфраструктуру, созданную крестьянскими организациями и католической церковью (см. Теологию освобождения ). [ 20 ] В 1970 -х годах, благодаря усилиям римско -католической епархии Сан -Кристобал де Лас Касас , большинство общин коренных народов в лесу Лакандон уже были политически активны и занимались обращением с правительственными учреждениями и местными чиновниками. [ 17 ] В частности, в 1974 году конференция коренных народов объединила коренных народов со всего Чиапаса, чтобы обсудить их условия. Это событие, продвигаемое и организованное католической церковью, помогло создать политическую идентичность коренных народов в регионе. [ 21 ] В 1980-х годах они присоединились к сельской ассоциации коллективных интересов-«Unión de Uniones» (Aric-Uu). [ 17 ] Тем не менее, споры о стратегии в Чьяпасе приведут к тому, что EZLN взял на себя более половины членства ARIC-UU в начале 1990-х годов. [ 17 ]
1990 -е годы
[ редактировать ]
Армия Сапатиста стала публичной 1 января 1994 года, выпустив свое заявление в день, когда Соглашение о свободной торговле Североамериканской торговли вступило в силу (НАФТА). В тот день они издали свои первые декларации и революционные законы от джунглей Лакандона . Декларация составила декларацию войны мексиканским правительством, которое они считали незаконным. EZLN подчеркнул, что он выбрал вооруженную борьбу из-за отсутствия результатов, которые были достигнуты мирными средствами протеста (таких как сидячие и марши). [ 22 ]

Их первоначальная цель состояла в том, чтобы спровоцировать революцию против роста неолиберализма [ 23 ] По всей Мексике, но, поскольку такая революция не произошла, они использовали свое восстание в качестве платформы, чтобы привлечь внимание к своему движению в знак протеста против подписания НАФТА, которое, по мнению Эзлна, увеличит неравенство в хиапах. [ 24 ] Однако до подписания НАФТА несогласие среди крестьян коренных народов уже растет в 1992 году с поправкой к статье 27 Конституции. Поправка призвала к окончанию земельной реформы и регуляризации всех земель, что завершило перераспределение земель в Мексике. [ 25 ] Конец распределения земли ознаменовал конец многих общин, которые росли в последнем десятилетии, поскольку они ждали дальнейшего распределения, которое было на аграрном отставании, по словам правительства. [ 25 ]
В Сапатистах проходила межконтинентальная встреча для человечества и против неолиберализма, чтобы помочь инициировать объединенную платформу для других антиолиберальных групп. [ 23 ] EZLN также призвал к большей демократизации мексиканского правительства, который контролировался институциональным институтом Partido Revolucionario (институциональная революционная партия, также известная как PRI) в течение 65 лет, и для земельной реформы, уполномоченной Конституцией Мексики 1917 года , которая была. Отменен в 1991 году. [ 26 ] Сапатисты упомянули «независимость» среди своих первоначальных требований; Тем не менее, он получил мало систематического обращения с EZLN до обширного контакта между Zapatistas и другими организациями коренных народов во время переговоров Сан -Андреса и использования природных ресурсов, обычно извлеченных из Chiapas. Он также выступал за защиту насилия и политической включения коренных общин Чьяпаса. [ 27 ]
1 января 1994 года около 3000 вооруженных повстанцев Zapatista захватили шесть городов и городов в высокогорье Чиапас. Сапатисты вскоре отступили в лес, чтобы избежать федерального военного наступления. [ 28 ]
"EZLN перечислил ряд других требований, которые были сборником давних жалоб коренных общин Чьяпаса, но также обнаружили эхо в широких секторах мексиканского общества за пределами Чьяпаса: работа, земля, жилье, еда, здравоохранение, образование, образование Независимость, свобода, демократия, справедливость и мир ». [ 27 ]
После прекращения огня 12 января мирные переговоры начались позже в месяце между католическим епископом Сэмюэлем Руисом для Сапатистаса и бывшего мэра Мехико Мануэля Камачо Солиса для государства. [ 29 ]
Военное наступление
[ редактировать ]
Арестовые-аресты были сделаны для Маркоса, Хавьер Элориагрегрег , Сильвии Фернандес Эрнандес, Хорхе Сантьяго, Фернандо Янез, немецкого Висенте и других Запапастас. В этот момент, в джунглях Лакандона, мексиканская армия находилась в военной осаде, армия национального освобождения находилась под военной осадой. Хавьер Элорриага был захвачен 9 февраля 1995 года силами военного гарнизона в Габине Веласкес в городе Маргариты, а затем был доставлен в тюрьму Серро Хуэко в Туксла Гутиресе , Чиапас. [ 30 ] PGR угрожала католическому епископу Сан -Кристобаль де Лас Касас Сэмюэль Руис Гарсия с арестом. Утверждая, что они помогли скрыть партизанское восстание Сапатистаса, хотя об их деятельности сообщалось несколько лет назад в Proceso мексиканском левом журнале . Вполне вероятно, однако, что мексиканское правительство знало о восстании, но не смогло действовать. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Это негативно повлияло на священные отношения и мексико . [ 34 ]

В ответ на осаду Эзлна, Эстебан Моктезума , министр внутренних дел, представил свою отставку президенту Зедильо, который Зедильо отказался принять. Под влиянием протеста Моктезумы президент Зедильо отказался от военного наступления в пользу дипломатического подхода. Мексиканская армия ослабила свою операцию в Чьяпасе, позволив Маркосу избежать военного периметра в джунглях Лакандона. [ 35 ] Отвечая на смену условий, друзья Эзлна вместе с подкомэнданте Маркосом подготовили отчет для заместителя мини-секретаря Луиса Мальдонадо Венегаса ; Секретарь внутренней части Эстебана Моктезума; А потом президент Зедильо. [ 36 ] Документ подчеркнул пацифистские склонности Маркоса и его желание избежать кровавой войны. В документе также говорится, что маргинальные группы и левые радикалы, которые существовали в Мексике, поддерживали движение Сапатиста. Это также подчеркнуло, что Маркос поддерживал открытый переговорщик.
2000 -е годы
[ редактировать ]В апреле 2000 года Висенте Фокс , кандидат в президенты от Национальной партии национальной деятельности оппозиции (PAN), отправил новое предложение для диалога в SubComandante Marcos, не получая ответа. В мае группа гражданских лиц напала на двух коренных народов из автономного муниципалитета Полхо, Чиапас. Члены федеральной полиции были отправлены, чтобы гарантировать безопасность района. Координаторы Zapatista и несколько неправительственных организаций описали это как «ясную провокацию для EZLN». [ 37 ]
Висенте Фокс был избран президентом в 2001 году (первый президент Мексики, не являющийся PRI за 70 лет) и, как одно из его первых действий, призвал EZLN вступить в диалог с федеральным правительством. Тем не менее, EZLN настаивал на том, что он не вернется к мирным переговорам с правительством, пока не будут закрыты семь военных должностей. Впоследствии Фокс принял решение отказаться от армии из зоны конфликта, поэтому все военные, расположенные в Чьяпасе, начали покидать этот район. После этого жеста, подкомэнданте Маркос согласилась инициировать диалог с правительством Висенте Фокса, но вскоре после этого потребовалась условия для мира; Особенно, что федеральное правительство разоружает военизированные группы PRI в этом районе. [ 38 ] Сапатисты пошли по Мехико, чтобы оказать давление на мексиканский конгресс и сформировал информационный центр Zapatista , благодаря которому информация будет обменена о поездке партизанской делегации в Мехико, и мобилизации будут сформулированы, чтобы требовать соответствия условиям EZLN для диалог. Хотя Фокс ранее заявил, что может положить конец конфликту "за пятнадцать минут", [ 39 ] EZLN отклонил соглашение и создал 32 новых « автономных муниципалитетов » в Чьяпасе. Затем они в одностороннем порядке выполняли свои требования без государственной поддержки, хотя у них было некоторое финансирование от международных организаций.

28 июня 2005 года Сапатисты представили шестую декларацию джунглей Лакандона [ 40 ] объявление о своих принципах и видении Мексики и мира. Эта декларация подтвердила поддержку коренным народам, которые составляют примерно треть населения Чьяпаса и расширили причину, включив «все эксплуатируемые и лишенные Мексики». Он также выразил симпатию движения между международным движением с альтер-глобализацией и поддерживало правительства левых на Кубе, Боливии, Эквадоре и в других местах, с которыми они чувствовали, что было общее дело.

3–4 мая 2006 года серия демонстраций протестовал против насильственного удаления нерегулярных поставщиков цветов из многих в Texcoco для строительства филиала Walmart . Протесты стали насильственными, когда полиция штата и федеральная профилактическая полиция приехали около 5000 агентов в Сан -Сальвадор Атенко и окружающие общины. Местная организация назвала Народную фронт в защиту земли , которая придерживается шестой декларации, названной в поддержку других региональных и национальных приверженных организаций. « Делегат Ноль » и его « другая кампания » были в то время в соседнем Мехико, только что организовав там мероприятия по майскому дню и быстро прибыли на место происшествия. Следующие дни были отмечены насилием, с примерно 216 арестами, более 30 обвинениями в изнасиловании и сексуальном насилии против полиции, пятью депортациями и одной жертвой, 14-летним мальчиком по имени Хавьер Кортес, застреленный полицейским. 20-летний студент по экономике ЮНАМ, Алексис Бенхумеа, умер утром 7 июня 2006 года, после того, как он был в коме, вызванной ударом по голове Граната слезга, запущенная полицией. [ 41 ] Большая часть организации сопротивления была проведена приверженцами EZLN и шестой декларацией, и Demerate Zero заявил, что тур «Другая кампания» будет временно остановлен до тех пор, пока все заключенные не будут освобождены.
В конце 2006 года и начале 2007 года Сапатисты (через подманданте Маркос ), наряду с другими коренными народами Америки , объявили о межконтинентальной встрече с коренными народами. Они пригласили коренных народов со всей Америки и остального мира собраться 11–14 октября 2007 года, недалеко от Гуайма , Сонора . Декларация на конференцию обозначена эта дата из -за «515 лет с момента вторжения на древние территории коренных народов и натиск войны за завоевания, порции и капиталистической эксплуатации». Команданте Дэвид сказал в интервью: «Цель этой встречи состоит в том, чтобы встретиться друг с другом и познакомиться с болью и страданиями друг друга. Он состоит в том, чтобы поделиться нашим опытом, потому что каждое племя отличается». [ 42 ]
Третий энкуэнтро народа Сапатистаса с народом мира состоялся с 28 декабря 2007 года по 1 января 2008 года. [ 43 ]
В середине января 2009 года Маркос выступил с речью от имени Сапатистов, в которых он поддержал сопротивление палестинцев продолжают как « правительства израильского правительства, высококвалифицированных и вооруженных военных свой марш смерти и разрушения». Он описал действия израильского правительства как «классическую военную войну завоевания». Он сказал: «Палестинский народ также будет сопротивляться, выжить и продолжать бороться и будет продолжать сочувствовать снизу за их дело». [ 44 ]
2010 -е
[ редактировать ]21 декабря 2012 года десятки тысяч сторонников EZLN молча прошли через пять городов в штате Чьяпас: Ocosingo , Las Margaritas , Palenque , Altamirano и San Cristóbal . Через несколько часов после марша было выпущено коммюнике из CCRI-CG в форме стихотворения, подписанного подкомандой Маркосом . [ 45 ] Эта мобилизация, которая включала участие около 40 000 Zapatistas, была крупнейшей после восстания в 1994 году. Из этого числа La Jornada подсчитал, что половина проходила бы по улицам Сан -Кристобаль де Лас Касас, 7000 в Лас -Маргарите и 8000 в Паленке; Со своей стороны, El País подсчитал, что Сан -Кристобал увидел бы концентрацию около 10 000 участников. [ 46 ] [ 47 ]
Помимо числа людей, молчание, с помощью которого они прошли, и отсутствие открывающей или закрывающей речи было элементами, которые отмечали это действие. Поэт и журналист Герман Беллингхаузен , специалист по освещению движения, закончил свою хронику таким образом: [ 48 ]
Возможность «появиться» внезапно, мятежный коренной житель «исчез» исчезал »так же аккуратно и молча, как и в этом городе на рассвете, что через два десятилетия после травматического восстания Эзлна здесь в новом 1994 году получили их с осторожностью и любопытством, без какого -либо выражения отказа. Под арками мэрии офиса, которая сегодня приостановила его деятельность, десятки случаев собрались для фотографирования с мобильными телефонами и камерами. Взглядная концентрация людей с капюшоном, которые наполнили парк, как игра тетриса , продвигаясь между плантаторами с заказом, который казался, казался заказ, который казался заказом Хореография, чтобы быстро установить платформу с самого начала, поднять кулак и тихо, «вот мы еще раз». [ 46 ]
Сапатисты пригласили мир на трехдневную фиесту, чтобы отпраздновать десятилетнюю автономию Zapatista в августе 2013 года в пяти караколях Чьяпаса. Они ожидали, что 1500 международных активистов будут присутствовать на мероприятии под названием «Маленькая школа свободы». [ 49 ] [ 50 ]
В июне 2015 года EZLN сообщил, что в Эль Росарио, Чиапас, была агрессия против коренных народов; В отчете, подписанном подкомэндеей Moisés, указывалось, что атака произошла в том же месяце и году. Кроме того, была подана жалоба организация гражданского общества Лас -Абеяса коренной цотзил . , которая заявила, что 23 июня был убит [ 51 ]
В 2016 году на Национальном конгрессе коренных народов EZLN согласился выбрать кандидата для представления их на всеобщих выборах в Мексике 2018 года . Это решение сломало двухлетнюю традицию Сапатисты отказаться от мексиканской избирательной политики. В мае 2017 года была выбрана Мария де Хесус Патрисио Мартинес , женщина из мексиканского и наследия Нахуа , [ 52 ] [ 53 ] Но она не смогла собрать 866 000 подписей, необходимых для появления в избирательном бюллетене. [ 54 ]
В конце августа 2019 года SubComandante Revurgente Galeano объявил о расширении EZLN на еще 11 районов. [ 55 ] В ответ президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что это расширение приветствовалось, если оно было сделано без насилия. [ 56 ]
2020 -е годы
[ редактировать ]EZLN сделал оппозицию мега-инфраструктурным проектам в регионе главным приоритетом. [ 57 ] [ 58 ] В 2020 году он объявил о путешествии пожизненной жизни , а в 2021 году Сапатистас посетил различные активистские группы в Европе. [ 59 ] [ 60 ]
В ноябре 2023 года EZLN объявил о роспуске автономных муниципалитетов Rebel Zapatista из -за растущего насилия в регионе. [ 61 ] Позднее в том же месяце они объявили о реорганизации Мареза в тысячи «местных автономных правительств» (GAL), которые формируют общеизвестные «автономные правительственные коллективы Zapatista» (CGAZ) и общеосеяния «Ассамблеи коллектива автономных правительств Сапатиста» ( Акгаз). [ 62 ]
Идеология
[ редактировать ]
На испанском языке гласит верхний знак: «Вы находитесь на территории повстанцев Запатиста. Здесь народные командование и правительство подчиняется».
Нижний знак: «Северная зона. Совет хорошего правительства. Торговля оружием, посадка наркотиков, употребление наркотиков, алкогольные напитки и незаконные продажи древесины строго запрещены. Нет для уничтожения природы».

Neo-Zapatistas не провозглашали приверженность конкретной политической идеологии за пределами левой политики. Идеология движения Сапатиста, Neozapatismo , синтезирует традицию майя с элементами либертарианского социализма , [ 63 ] анархизм , [ 9 ] Католическое богословие освобождения [ 64 ] и марксизм . [ 10 ] [ 65 ] Некоторые авторы также проводят параллели между Neozapatismo и автономимией , в то время как другие утверждают, что это может быть лучше определено как полуанархистский. [ 66 ] Историческое влияние мексиканских анархистов и различных латиноамериканских социалистов очевидно в Neozapatismo. Позиции подкомансанте Маркос добавляют марксист [ 67 ] элемент движения. Слоган Zapatista находится в гармонии с концепцией взаимной помощи : «Все для всех. Ничего для нас» ( Para Todos Todo, Para Nosotros nada ).
EZLN выступает против экономической глобализации , утверждая, что она серьезно и негативно влияет на крестьянскую жизнь своей базы поддержки коренных народов и угнетает людей во всем мире. Подписание НАФТА также привело к удалению статьи 27, раздел VII, из мексиканской конституции , которая гарантировала земельные возмещения для групп коренных народов по всей Мексике через коллективное землепользование. [ 68 ]
Постколониализм
[ редактировать ]Ученые постколониализма утверждают, что реакция Сапатистах на введение НАФТА в 1994 году, возможно, отразилась на сдвиге в восприятии в обществах, которые пережили колониализм. [ 69 ]
Сапатисты использовали такие организации, как Экономический и социальный совет Организации Объединенных Наций (ECOSOC), для повышения осведомленности об их восстании и правах коренных народов, и то, что они утверждают, является отсутствием уважения мексиканского правительства к обедневшему и маргинальному населению страны. [ 70 ] Обращаясь к экосоку и другим неправительственным органам, возможно, позволило Сапатистам установить чувство автономии, переопределяя свою личность как как коренные народы, так и граждане Мексики. [ 71 ]
Религия
[ редактировать ]Одним из наиболее важных принципов идеологии Запатиста была богословие освобождения , причем епископ Чьяпас Сэмюэль Руис считался ключевой фигурой. [ 72 ] Движение Сапатиста внешне светское и не имеет официальной религии. Тем не менее, всеобъемлющее движение Сапатиста находилось под влиянием теологии освобождения и его сторонников. Организация рано утвердила, что она «не имеет никаких связей с какими -либо католическими религиозными властями и властями каких -либо других вероисповеданий». [ 73 ]
Местное католическое духовенство было каталитическим для образования нео-прозапатистов в Чьяпасе, учитывая сильную позицию, которой церковь пользовалась в местных общинах коренных народов. Катехизаторы коренных народов, которые преподавали теологию освобождения, оказались важными для организации местного населения и дали ауру легитимности движениям, которые до сих пор считались слишком опасными или радикальными. Активность католических социалистических катехизистов в регионе позволила FLN проникать в местные деревни и начать сотрудничать с шлейфом католической ассоциации ( название TZELTAL для «корня»), основной целью которой была организация сопротивления коренных народов. Сотрудничество FLN с местными католическими активистами затем родило Сапатисту Эзлн. [ 74 ]
За десятилетия, предшествующие восстанию 1994 года, римско -католическая епархия Сан -Кристобал де Лас Касас , руководство которой епископ Сэмюэль Руис Гарсия развил кадров коренных катехизистов. [ 64 ] На практике эти освободительные христианские катехизисты продвигали политическую осведомленность, установили организационные структуры и помогли поднять прогрессивные настроения среди общин коренных народов в Чьяпасе. [ 75 ] Организация этих катехизаторов и событий, таких как коренной конгресс 1974 года, проложила большую часть идеологической и часто организационной основы для EZLN, чтобы объединить многие общины коренных народов под знаменем освобождения. Кроме того, многие из этих коренных катехизаторов позже присоединились и организовались в EZLN. [ 76 ]
Антропологи Дункан Эрл и Жанна Саймонелли утверждают, что освободительный католицизм, распространяемый вышеупомянутыми катехизаторами, которые подчеркивали помощь бедным и обрабатывая материальные условия в тандеме с духовными, привели много коренных католиков в движение Сапатиста. [ 77 ] Помимо только Сапатистас, расцветающее сопротивление коренных народов и идентичность конца 20 -го века увидели более широкое движение коренных народов, основанное на христианстве освобождения коренных народов. [ 78 ] Одной из таких групп в более широком движении является Лас -Абеяс , экуменическая христианская организация. Поддержанный, но не контролируемый епархией Сан -Кристобал, Лас -Абехас посвящен ненасилию, но разделяет симпатии и солидарность для целей Zapatistas. [ 79 ] Из -за их связей с Сапатистами 45 членов Абеяса были убиты в результате резней Актал в 1997 году. [ 80 ]
Как только Эзлн восстал в 1994 году, католическая церковь была обвинена в подстрекательстве к восстанию; Это обвинение было подтверждено Сапатистасом, который приписывал местным катехизаторам убедить местное население коренных народов участвовать в восстании. [ 81 ] Поэтому движение Сапатиста было описано как то, что сочетает в себе марксизм с традиционной католической духовностью. [ 82 ] Из -за своей приверженности католицизму EZLN смог сплотить даже консервативных католиков за его социалистическим делом. [ 83 ]
Коммуникации
[ редактировать ]
Запата живет, бой продолжается ...
Вы находитесь на территории Сапатиста в восстании. Здесь люди правят, правительство подчиняется.
Сапатисты первоначально сосредоточились на средствах массовой информации как слабую точку мексиканского федерального правительства и превратили войну Чьяпаса от военной невозможности в информационное партизанское движение. С 1994 по 1996 год Zapatistas пользовались благоприятным освещением новостей от национальных и международных средств массовой информации, особенно через Subcomandante Marcos в качестве ее представителя. [ 84 ] Маркос и Сапатисты выпускают сотни последователей, проводят энкуентро (массовые собрания), дают многочисленные интервью, встречаются с громкими общественными и литературными деятелями, включая Оливер Стоун , Наоми Кляйн , Гаэль Гарсия Бернал , Даниэль Миттерран , Рейгис , Джона Бергер , Эдуардо Галеано , Габриэль Гарсия Маркес , Хосе Сарамаго и Мануэль Васкес Монтальбан , участвуют в симпозии и коллоквии, выступают на речи, посещают тысячи национальных и международных активистов и участвуют в двух маршах, которые гастролировали большую часть страны. [ 85 ] Медиа -организации из Северной и Южной Америки, а также из многих европейских и нескольких азиатских стран предоставили пресс -охват движению и его представителю. Сочинения EZLN были переведены как минимум на 14 различных языков, и Маркос, по словам журналиста Хорхе Алонсо, к 2016 году стал предметом «более 10 000 цитат». [ 86 ] Поскольку внешняя коммуникация EZLN рассеялась после 1994 года, их основное освещение аналогично уменьшилось, особенно когда представитель SubComandante Marcos стал критично относиться к средствам массовой информации в 1996 и 1997 годах. [ 87 ]
Горизонтальная автономия и лидерство коренного народа
[ редактировать ]Общины Zapatista строят и поддерживают свои собственные здравоохранения, образования и устойчивые агроэкологические системы , способствуют справедливым гендерным отношениям через революционное право женского революции и строить международную солидарность посредством информационно-политической коммуникации, в дополнение к их сосредоточению на построении »мира, где многие миры соответствовать". Сапатиста борьба заново привлекла международное внимание в мае 2014 года с смертью учителя и промоутера по образованию «учитель Галеано» (самостоятельное имя, в честь автора антикапиталиста Эдуардо Галеано ), [ 88 ] который был убит в результате нападения на школу Сапатиста и клинику здравоохранения во главе с местными военизированными формами. [ 89 ] В последующие недели тысячи сапатистов и национальных и международных симпатиков мобилизовались и собрались в честь Галеано. Это событие также увидел неофициального представителя Zapatistas, Subcomandante Marcos, объявил, что он уйдет в отставку. [ 90 ]
Наследие
[ редактировать ]
Сапатисты продолжали контролировать область Чьяпаса до конца 2010 -х годов, причем около 300 000 человек в 55 муниципалитетах. Эти бедные общины управляют и обучают свои собственные гражданские программы (образование, здравоохранение, правительство, правосудие), с небольшим вмешательством в мексиканское правительство. [ 91 ]
Восстание 1994 года привело к более широкому интересу к области, также известной как Zapatorismo . Магазины в Сан -Кристобале используют революционный шик, продавая балаклавы, музыку и сувениры рубашки. [ 91 ] Имидж и подпись и фирменная труба и труба SubComandante широко присваиваются в индустрии туризма, аналогично культовому статусу Че Гевары . [ 91 ] [ 92 ] Посетители не могут совершить поездку по деревням, но могут попытаться посетить административные центры Каракола , при условии одобрения приемного комитета. [ 91 ] Слава Маркоса утихла в начале 2020 -х годов. [ 92 ]
Американские рок -группы озвучили поддержку Zapatistas. Rage против машины выпустила три песни в поддержку EZLN, в том числе « People of the Sun » (1996). [ 93 ] Экстремальная металлическая группа Brujeria также известна своей поддержкой Zapatistas. [ 94 ]
EZLN пригласил сторонников в Чьяпас на два дня празднования в честь их 30 -летия в 2023 году. [ 92 ]
Примечательные члены
[ редактировать ]- Подкомандер Элиза
- Commandanta Esther
- Подкомментинг повстанцев Галеано, ранее известный подкоммандер Маркос
- Командир Рамона
Смотрите также
[ редактировать ]- Место под названием Chiapas , документальный фильм о Zapatistas и Subcomandante Marcos
- Индекс статей, связанных с Мексикой
- Движения коренных народов в Америке
- Движение за мир с справедливостью и достоинством
- Сапатизмо
- Zapatista Coffee Coperatives
- Женщины в ezln
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Причард, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид Берри (2017). "Предисловие" . Либертарианский социализм: политика в черном и красном . PM Press . ISBN 978-1-62963-402-9 Полем
... В период, прошедшем после падения Берлинской стены, два события выделяются в качестве примеров либертарианского социалистического эксперимента: восстание Запатиста в Чьяпасе, Мексика, в 1994 году ...
- ^ Jump up to: а беременный Несколько источников:
- Вудман, Стивен (декабрь 2018 г.). «От вооруженного восстания до радикального радио» . Индекс по цензуре . 47 (4): 73. doi : 10.1177/0306422018819354 . ISSN 0306-4220 . S2CID 150150320 .
- Cardozo, Mario Hurtado (23 сентября 2017 г.). «Кризис юридической формы и антисистемное пробуждение: взгляд от юридического плюрализма советов по управлению (JBG) » . Iusta (на испанском). 2 (47): 28. doi : 10.15332/s1900-0448.2017.0047.04 . ISSN 2500-5286 .
- Пластеры, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: восстание Запатиста: 20 лет спустя» . Денвер Журнал международного права и политики . Университет Денвера Штурмский колледж. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Получено 23 июля 2023 года .
- Шахтер, Аарон (19 сентября 2020 г.). «Помимо Covid: построение либертарианского муниципалитета» . Социалистический форум . Демократические социалисты Америки. Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Получено 23 июля 2023 года .
- Univision «Правительство Салинас де Гортари искало военный выход, чтобы положить конец Сапатистам» [правительство Салинаса из Гортари обратилось за военным решением, чтобы положить конец Сапатистам]. Univision (на испанском) . Получено 23 июля 2023 года .
- «Ezln: 39 лет после создания революционной группы, которая бросила вызов правительству PRI» [Ezln: 39 лет после создания революционной группы, которая бросила вызов правительству PRI]. Infobae (на европейском испанском). 17 ноября 2022 года . Получено 23 июля 2023 года .
- Пай, Артур (19 июля 2018 г.). «Социализм будет свободным, или это не будет вообще! - введение в либертарианский социализм» . Федерация анархистов черной розы. Архивировано из оригинала 13 июня 2023 года . Получено 23 июля 2023 года .
- «Мексика: Zapatistas запустит караван для жизни коренных народов» . Freedom News . 11 сентября 2020 года . Получено 23 июля 2023 года .
- ^ День, Ричард Дж. Ф. (2005). Грамши мертв: анархистские течения в новейших социальных движениях . Плутовая пресса . п. 195. ISBN 978-0-7453-2112-7 .
- ^ Такер, Дункан (1 января 2014 г.). «Повстанцы Мексики Сапатиста все еще актуальны» . Аль Джазира . Получено 8 сентября 2020 года .
- ^ Кнолл, Андалусия (30 января 2019 г.). «Запатисты Мексики восстают в течение 25 лет» . Подростка Vogue . Получено 8 сентября 2020 года .
- ^ Виллегас, Полина (26 августа 2017 г.). «В Мексике« устал от насилия »,« Повстанцы Сапатиста »отправляются в политику» . New York Times . Получено 8 сентября 2020 года .
- ^ Видал, Джон (17 февраля 2018 г.). «Мексика Сапатиста Повстанцы, 24 года и вызывающие в горных крепостях» . Хранитель . Получено 8 сентября 2020 года .
- ^ Ромеро, Рауль. Бриттенская история Roargs Журнал перевода Перевод 13 November 13, 2016
- ^ Jump up to: а беременный Krøvel, Roy (1 января 2010 г.). «Анархизм, Сапатисты и глобальное движение солидарности» . Глобальный дискурс . 1 (2): 20–40. doi : 10.1080/232699995.2010.10707855 . HDL : 10642/602 . ISSN 2326-9995 . Получено 7 февраля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Гелсомино, Марк (июнь 2010 г.). «Эффект Zapatista: активизм информационных коммуникаций и маргинализованные сообщества» . Факультет информации ежеквартально . 2 (3): 1–9. HDL : 1807/80216 . ISSN 1925-9107 . Получено 9 февраля 2024 года .
- ^ Gunderson 2013 , p. 271.
- ^ «Ответ Сапатиста на« Эзлн не анархист » » . Greenanarchy.info . Архивировано из оригинала 13 августа 2009 года . Получено 21 октября 2010 года .
- ^ Мазарр, Майкл Дж. (2002). Информационные технологии и мировая политика . Palgrave Macmillan. п. 44. ISBN 978-0-230-10922-3 .
- ^ Оберлин Молина, Матиас Нахуэль; Чиарадия, Эстебан (январь 2017 г.). «От кастовой войны до армии национального освобождения Сапатиста (EZLN) » . Междисциплинарный журнал общественных наук (на испанском языке). 12
- ^ См. Также партия бедных (PDLP) и Liga Comunista 23 de Septiembre .
- ^ «Субкомандантская денуционная пытка» [Субкоманданте Элиза осуждает пытки] (на испанском). Страна . 12 февраля 1995 г.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Альберт, Матиас (2001). Личности, границы, заказы: переосмысление теории международных отношений . Миннеаполис и Лондон: Университет Миннесоты Пресс . п. 256. ISBN 0-8166-3608-7 .
- ^ Росс, Николас (1 мая 2019 г.). "Организация, законная и поддержка. Гражданские войны 21 (3): 8–9 doi : 10.1080/ 1 155699216S2CID
- ^ Субкокомнтия Маркос (9 января 2018 г.). Достойная ярость Zapapasistas Пресс А.К. Стр. 28–2 ISBN 978-1-84935-292-5 .
- ^ Рамирес, Глория Муньос (2003). 20 и 10 Огонь и слово .
- ^ Gunderson 2013 , с. 262–263.
- ^ "1994" . Международный сайт службы для мира . Архивировано с оригинала 17 ноября 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный Олесен, Томас (2006). Латиноамериканские социальные движения . Ланхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . п. 187.
- ^ Bouillon, César P.; Леговини, Арианна; Люстиг, Нора (1 ноября 1999 г.). «Растущее неравенство в Мексике: возвращение к характеристикам домохозяйства и« эффект чиапаса » ». SSRN 182178 .
- ^ Jump up to: а беременный Стивен, Линн (2002). Запата живет!: История и культурная политика на юге Мексики . Беркли и Лос -Анджелес: издательство Калифорнийского университета . С. 136–137. ISBN 0-520-22237-7 .
- ^ O'Neil et al. 2006 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Мануйт, Рауль Бениц; Сели, Эндрю; Арнсон, Синтия Дж. (1 февраля 2006 г.). PDF (PDF) . Мексики Мексиканские исследования / 22 (1): 131–1 doi : 10.1525/msemm . ISSN 0742-9797 . S2CID 56296262 . Архивировано из оригинала (PDF) .
- ^ Арнсон, Синтия (12 июля 1999 г.). Сравнительные мирные процессы в Латинской Америке . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-3589-6 - через Google Books.
- ^ Руэтер, Розмари Рэдфорд (12 июля 2005 г.). Интеграция экофеминизма, глобализации и мировых религий . Роуман и Литтлфилд . п. 132 . ISBN 978-0-7425-3530-5 - через Google Books.
- ^ " La Jornada: 4 мая 1996 года" "" День: 4 мая 1996 года] number.mx марта 13 ,
- ^ «Седена знала о существовании партизан Чиапаса с 1985 года (вторая и последняя часть) » . Процесс . 20 марта 2006 г. Арчндд из оригинала 3 ноября 2013 года.
- ^ "Кальсинг и коренные ораторы" Grupos Guerrillas " " " Защита 15 июня 1993 года. Архивировано с оригинала 28 января , Получено 16 , декабря
- ^ Джакес, Антонио (14 октября 2001 г.). «Салинас получил отчеты о Чьяпасе, с 93 года» . Процесс . Арчндд из оригинала 28 января 2018 года . Получено 17 февраля 2024 года .
- ^ Барранко В., Бернардо (3 октября 2007 г.). «15 лет отношений между Мексикой и Ватиканом » . День . Получено 13 марта 2018 года .
- ^ Moctezuma Barragán, Esteban. «Отставка во внутренней части» [отставка в правительстве]. El Universal (на испанском). Арчндд из оригинала 2 августа 2017 года . Получено 13 марта 2018 года .
- ^ Гарсес, Эктор. «Тампико соединение Zapatista» [также соединение Zapatista] (на испанском). Арчндд из оригинала 3 ноября 2013 года.
- ^ «Cronología del Conflicto ezln» [Хронология конфликта EZLN]. исследования Латиноамериканские . Получено августа 11 ,
- ^ Руис, Перес; Лорена, Майя (9 апреля 2006 г.). «EZLN и возвращение к своему радикальному предложению» [EZLN и возвращение к его радикальному предложению]. Культура и социальные представления . 1 (1): 33–65 - через Scielo.
- ^ O'Neil et al. 2006 , с.
- ^ Шестое заявление о джунглях Лакандона на викисурсе
- ^ Алькантара, Лилиана. «Они дают последнюю прощание Алексис Бенхумеа » . Универсальный . Арчндд из оригинала 28 ноября 2011 года . Получено 3 марта 2011 года .
- ^ Норрелл, Бренда (23 апреля 2007 г.). Мексика " Narco News 2024 2024.
- ^ "Zeztainternazional" . Zeztainternazional (на испанском) . Получено 2 августа 2020 года .
- ^ «Командующий Сапатиста: Газа выживет» . Палестинская хроника . 12 января 2009 г. Получено 7 февраля 2024 года .
- ^ «Коммуникация тайного революционного комитета коренных народов - генерал Генерал Армии национального освобождения Сапатиста» . Enlace Zpapasist. 21 декабря,
- ^ Jump up to: а беременный Беллингхаузен, Герман (22 декабря 2012 г.). «Если Movilizan Más de 40 Mil Zapatista en 5 Municipalios de Chiapas» [мобилизовал более 40 тысяч Zapatista в 5 муниципалитетах Chiapas] (на испанском языке). № 10194. Ocosingo, Chiapas, Mexico: La Jornada. п. 2 Получено Janogy 7, 2019 .
- ^ "Обувь покрывает Chiapas " Страна (на испанском). 22 декабря , Получено 7 , января
- ^ Вилламил, Дженаро (1 января 2019 г.). «Эзлн, баланс 25 аньо» [ezln, баланс в 25 лет]. Мехико : журнал Revista. Архивировано с оригинала 7 января 2019 года . Получено 7 января 2019 года .
- ^ Oikonomakis, Leonidas (6 августа 2013 г.). «Сапатисты празднуют 10 лет автономии с« Эскаулита » » . Журнал Roar . Получено 8 февраля 2024 года .
- ^ «Голот IV. D-Day минус 7» . 5 августа 2013 г.
- ^ Эрнандес, Элио (27 июня 2015 г.). «Сообщите о агрессии EZLN коренным народам Сапатиста, поддерживающей базы Ocosingo» [EZLN сообщает, что аггсион против коренных баз Запаристы в Ocosingo] (на испанском языке). Сан -Кристобал де Лас Касас , Чиапас : день.
- ^ Такер, Дункан (12 июня 2017 г.). « Мексика нуждается в исцелении»: первая женщина из числа коренных народов, которая баллотируется на пост президента » . Хранитель . Получено 2 января 2022 года .
- ^ Фицтер, Дилан Элдредж (ноябрь 2016 г.). «Сапатисты и коренной конгресс стремятся революционизировать выборы в Мексике в 2018 году» . Правда . Получено 13 марта 2018 года .
- ^ Доули, Лора (29 марта 2018 г.). «Как женщина из числа коренных народов оставила свой след в бурной президентской кампании в Мексике» . Opendemocracy . Получено 8 апреля 2021 года .
- ^ Oikonomakis, Leonidas (19 августа 2019 г.). «Zapatistas объявляет о значительном расширении автономных территорий» . Журнал Roar .
- ^ «Повстанцы Сапатиста расширяют контроль над районами в Южной Мексике» . AP News . 19 августа 2019 г. Получено 8 февраля 2024 года .
- ^ «Эзлн повторяет отказ от мегапроектов амло» [Ezln Reaterates отказ от мегапроектов Amlo]. Seconder (на испанском). 1 января 2020 года . Получено 16 февраля 2024 года .
- ^ «Эль -Кни Эсбоза против Эль Трен майя » Proceso (в испанском). 4 января,
- ^ «Делегации Zapatista посетят различные континенты, от Европы до Африки» . Avispa Midia . 8 октября 2020 года . Получено 10 марта 2022 года .
- ^ Kolokotronis, Nikos (10 ноября 2021 г.). «Путешествие Zapatistas по Европе идет полным ходом!» Полем DIEM25 . Получено 10 марта 2022 года .
- ^ Клементе, Эдгар Х. (6 ноября 2023 г.). «Мексика в Мексике в коренном повстанческом движении в Мексике говорит, что оно растворяет свои« автономные муниципалитеты » . PBS Newshour . Пбс . Ассошиэйтед Пресс . Получено 6 ноября 2023 года .
- ^ «Девятая часть: новая структура автономии Zapatista» [Часть девятая: новая структура автономии Zapatista.]. Zapatista Link (на испанском). 13 ноября 2023 года . Получено 13 ноября 2023 года .
- ^
- Cardozo, Mario Hurtado (23 сентября 2017 г.). «Кризис юридической формы и антисистемного пробуждения: взгляд из законного плюрализма суставов правительства (JBG)» [Кризис юридической формы и антисистемное пробуждение: взгляды от юридического плюрализма советов хорошего правительства (JBG)]. Iusta (на испанском). 2 (47): 28. doi : 10.15332/s1900-0448.2017.0047.04 . ISSN 2500-5286 .
- Пластеры, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: восстание Запатиста: 20 лет спустя» . Денвер Журнал международного права и политики . Университет Денвера Штурмский колледж. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Получено 23 июля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Gunderson 2013 , с. 222.
- ^ Пластеры, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: восстание Запатиста: 20 лет спустя» . Денвер Журнал международного права и политики . Получено 16 июня 2020 года .
- ^ Гундерсон, Кристофер (октябрь 2018 г.). «Автономическая марксистская интерпретация восстания Сапатиста: критика» . Наука и общество . 82 (4): 531–554. doi : 10.1521/siso.2018.82.4.531 . ISSN 0036-8237 . S2CID 150177704 .
- ^ McKinley, Jr., James C. (6 января 2006 г.). «Возвращение Сапатисты: марксист в масках на пне» . New York Times . Получено 8 февраля 2024 года .
- ^ Полем . October 10, 2017 10 октября , Получено 7 февраля ,
- ^ Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: издательство Манчестерского университета .
- ^ Юнг, Кортни (2003). «Политика идентичности коренных народов, неолиберализма, культурных прав и мексиканских сапатистов». Социальные исследования . 70 (2): 433–462. doi : 10.1353/sor.2003.0025 . JSTOR 40971622 . S2CID 151710649 .
- ^ Hiddleston, Jane (2009). Понимание движений в современной мысли: понимание постколониализма . Дарем, Великобритания: Проницательность.
- ^ Линд, Стотон; Grubacic, Andrej (2008). Wobblies & Zapatistas: разговоры по анархизму, марксизму и радикальной истории . PM Press . п. 5. ISBN 978-1-60486-041-2 Полем
Нам сказали, что вторым источником Zapatismo был богословие освобождения. Епископ Сэмюэль Руис был ключевой фигурой.
- ^ Кларк, Бен; Росс, Клиф, ред. (1994). «Умирать, но теперь жить». Голос огня: коммуникации и интервью из Национальной армии освобождения Сапатиста . Беркли, Калифорния: публикации New Earth. п. 53. ISBN 0-915117-03-7 Полем OCLC 31370587 .
- ^ Mentinis, Mihalis (2006). Zapatistas: Чиапас восстает и что это значит для радикальной политики . Плутовая пресса . С. 19–20. ISBN 0-7453-2487-8 .
- ^ Сьюард 2012 , с. 182.
- ^ Леви, Эбен. (2021). От богословия освобождения до Теологии Индия: Прогрессивная католическая церковь на юге Мексики 1954-1994 Университет Мэриленда , Колледж Парк с. 348.
- ^ Эрл, Дункан (2005). Восстание надежды: разделение путешествия Zapatista к альтернативному развитию . Жанна М. Саймонелли. Уолнат -Крик, Калифорния: Altamira Press. п. 281. ISBN 0-7591-0540-5 Полем OCLC 56068758 .
- ^ Сьюард 2012 , с. 230.
- ^ Кович, Кристина (2003). «Борьба за освобождение и примирение в Чьяпасе, Мексика: Лас -Абехас и путь ненасильственного сопротивления» . Латиноамериканские перспективы . 30 (3): 59. doi : 10.1177/0094582x03030003005 . ISSN 0094-582X . JSTOR 3185036 . S2CID 144882490 .
- ^ Krauze, Enrique (2002). «Чиапас: пророк индейцев». Читатель Zapatista . Том Хейден. Нью -Йорк: Громовая пресса/Национальная книга. п. 399. ISBN 1-56025-335-5 Полем OCLC 47696577 .
- ^ Флойд, Дж. Шарлин (1996). «Богословие восстания? Религия и политика в Мексике» . Журнал международных дел . 50 (1). Журнал Международной редакционной комиссии: 143. JSTOR 24357408 .
- ^ Линд, Стотон; Grubacic, Andrej (2008). Wobblies & Zapatistas: разговоры по анархизму, марксизму и радикальной истории . PM Press . п. 34. ISBN 978-1-60486-041-2 Полем
Латиноамериканское богословие освобождения и Сапатисты наиболее резко дали нам новую гипотезу. Он сочетает в себе марксистский анализ динамики капитализма с традиционной духовностью, будь то коренные американцы или христианин, или сочетание двух. Он отвергает цель приема государственной власти и устанавливает цель построения горизонтальной сети центров самореализации ».
- ^ Mentinis, Mihalis (2006). Zapatistas: Чиапас восстает и что это значит для радикальной политики . Плутовая пресса . п. 134. ISBN 0-7453-2487-8 .
- ^ Ferron 2019 , «Zapatismo обязан своей международной известностью в своем репертуаре медиа -коммуникации ...».
- ^ Henck 2019 , с. 26–39.
- ^ Henck 2019 , с. 85, 146.
- ^ Ferron 2019 , раздел «Крикует основные средства массовой информации и содействие альтернативному общению».
- ^ Oikonomakis, Leonidas (27 мая 2014 г.). "Прощай, Маркос, давно живой субкомэнданте Галеано!" Полем Школы для чиапаса . Получено 29 июля 2022 года .
- ^ Гахман, Леви (10 июня 2014 г.). «Смерть Запатиста: нападение неолиберализма на коренную автономию» . Rabble.ca .
- ^ «Заместитель лидера мятежника в Мексике в Мексике заместитель лидера повстанцев Маркоса уходит вниз» . Би -би -си . 26 мая 2014 года . Получено 15 ноября 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Видал, Джон (17 февраля 2018 г.). «Мексика Сапатиста Повстанцы, 24 года и вызывающие в горных крепостях» . Хранитель . ISSN 0261-3077 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Мексика Сапатистас Марк 30 -летие восстания» . Франция 24 . АФП 31 декабря 2023 года . Получено 10 августа 2024 года .
- ^ Корнелиус, Стивен; Natvig, Mary (2016). Музыка: социальный опыт . Routledge . п. 115 . ISBN 978-1-315-40429-5 .
- ^ Данлэп, Ксандер (август 2010 г.). "Бруджерия" . Трэшер . Получено 10 августа 2024 года .
Библиография
[ редактировать ]- Феррон, Бенджамин (2019). «Еретическое накопление международного капитала: медиа -сети активистов Zapatista». В Персиерре, Анна Кристина; Салазар, Хуан Франциско (ред.). СМИ культуры в Латинской Америке: ключевые концепции и новые дебаты . Нью -Йорк: Routledge. doi : 10.4324/9780429425127 . ISBN 978-0-429-42512-7 .
- Гундерсон, Кристофер (2013). Провокативный коктейль: интеллектуальное происхождение восстания Запатиста, 1960–1994 (докторская степень). Городской университет Нью -Йорка . ProQuest 1430904296 .
- Хенк, Ник (2019). Subcomandante Marcos: Global Rebel Icon . Черная розовая книга . ISBN 978-1-55164-706-7 .
- О'Нил, Патрик Х.; Fields, Карл; Доля, Дон (2006). Случаи в сравнительной политике (2 -е изд.). Нью -Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-92943-4 .
- Сьюард, Рухия Кристин Кэтрин (2012). Сплав идентичности и мобилизация сопротивления в Чьяпасе и Мексике, 1994-2009 (PhD). Новая школа социальных исследований.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Испанский, Л. (2007). Вооруженная Мексика: 1943-1 Эпилог и хроногия Алехандро Джименеса Мартина дель Кампо. Мексиканец: библиотечная эра. 383 стр. ISBN 968-411-695-0 ISBN 978-968-411-695-5
- Conant, J. (2010). Поэтика сопротивления: революционные общественные отношения мятежа Сапатиста . Окленд: Ак Пресс . ISBN 978-1-849350-00-6 .
- (Ред.) Понсе де Леон, Дж. (2001). Наше слово - это наше оружие: выбранные писания, субкомэнданте Маркос . Нью -Йорк: Семь историй прессы. ISBN 1-58322-036-4 .
- Феррон, Бенджамин; Neveu, Erik (2015). общение Zapatism, 1994-2006 гг Международное . Ренн: Presses Universitaires de Rennes . ISBN 978-2-7535-4021-7 .
- Дилан Элдредж Фицтер, Институты автономии Сапатиста и их социальные последствия , 2021
- Хакбарт, Курт; Mooers, Колин (9 сентября 2019 г.). «Революция Сапатиста не закончилась» . Нация . ISSN 0027-8378 .
- Хенао, Себастьян Грана (2022). "Полем В Маркес -Дуреа, Фернандо Дэвид; Эспиноза Валье, Виктор Алехандро (ред. Айала Яла Бристоль, Англия: международные отношения. стр. 172–191. ISBN 978-1-910814-62-8 Полем OCLC 1376407615 .
- Patrick & Ballesteros Corona, Carolina (1998). CUNINGHAME, «Запатисты и автономия» , Capital & Class , № 66, осень, стр. 12–22.
- Gottesdiener, Лора (23 января 2014 г.). «Проверка на движение Сапатиста, два десятилетия спустя» . Нация . ISSN 0027-8378 .
- Читатель Zapatista отредактирован Томом Хейденом 2002 г. ISBN 9781560253358
- Khasnabish, Alex (2010). Запатисты: восстание от массового до глобального . Лондон и Нью -Йорк: Zed Books . ISBN 978-1848132085 .
- Кляйн, Хилари. (2015) Компаньоны: Женские истории Zapatista . Семь историй прессы . ISBN 978-1-60980-587-6
- (Ред.) Холлоуэй, Джон и Пелаес, Элоина (1998). Запатиста! Переосмысление революции в Мексике . Лондон: Pluto Press . ISBN 978-0745311777 .
- МакКинли, Джеймс С. младший (6 января 2006 г.). «Возвращение Сапатисты: марксист в масках на пне» . New York Times . ISSN 0362-4331 .
- Mentinis, Mihalis (2006). Zapatistas: Чиапас восстает и что это значит для радикальной политики . Лондон: Pluto Press . ISBN 978-0745324869 .
- Муньос Рамирес, Глория (2008). Огонь и слово: история движения Сапатиста . Сан -Франциско: издатели City Lights. ISBN 978-0872864887 .
- Райдер, Ник (12 марта 2009 г.). «Посещение сапатистов» . Новый государственный деятель . Получено 18 апреля 2021 года .
- Росс, Джон (1995). Восстание от корней: восстание Индии в Чьяпасе . Монро, я.: Общая пресса мужества. ISBN 978-1567510430 .
- Росс, Джон (2000). Война против забвения: Запатиста Хроники 1994–2000 гг . Монро, я: общая пресса мужества. ISBN 978-1567511741 .
- Росс, Джон (2006). ¡Zapatistas! Сделать еще один мир: хроники сопротивления 2000–2006 гг . Нью -Йорк: национальные книги. ISBN 978-1560258742 .
- Subcomandante Marcos (2016). Критическая мысль перед лицом капиталистической Гидры . Дарем, Северная Каролина: Paperboat Press. ISBN 978-09797999327 .
- Subcomandante Marcos (2018). Достойная ярость Сапатистас: публичные речи подкоманда Маркос . Ник Хенк (ред.) И Генри Уэльс (транс.). Чико, Калифорния: Ак Пресс . ISBN 978-1849352925 .
- Теодорос Кариотис, Иоанна-Мария Маравелди, Явор Тарински (2022). Задавать вопросы с сапатистами. Размышления от Греции о нашем цивилизационном тупике . Редактор: Мэтью Литтл, издатель: Транснациональный институт социальной экологии.
- Oikonomakis, Leonidas (2019). Политические стратегии и социальные движения в Латинской Америке: Сапатисты и Боливийские Кокалеросы . Palgrave Macmillan . ISBN 978-3-319-90203-6 .
- Кольер, Джордж А. (2008). Баста!: Земля и восстание Запатиста в Чьяпасе (3 -е изд.). Еда первые книги. ISBN 978-0-935028-97-3 .
- Харви, Нил (1998). Восстание Чиапа: борьба за землю и демократию . Герцогский издательство Университета Герцога . ISBN 0-8223-2238-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт
(на испанском)
- Ezln Commoniques (1994–2004) переведено на английский язык
- Архив Армии национального освобождения Сапатиста в Стэнфордском университете
- Армия национального освобождения Сапатиста
- Военные подразделения и формирования, созданные в 1983 году
- 1983 заведения в Мексике
- Крайне левая политика в Мексике
- Либертарианские социалистические организации
- Организации по защите прав коренных народов в Северной Америке
- Антикапиталистические организации
- Коренная политика в Северной Америке