Группа памятников Кхаджурахо
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Кхаджурахо , район Чхатарпур , Мадхья-Прадеш , Индия |
Критерии | Культурный: i, iii |
Ссылка | 240 |
Надпись | 1986 г. (10-я сессия ) |
Координаты | 24 ° 51'16 "с.ш. 79 ° 55'17" в.д. / 24,854422 ° с.ш. 79,921427 ° в.д. |
Группа памятников Кхаджурахо — это группа индуистских и джайнских храмов в районе Чхатарпур , штат Мадхья-Прадеш , Индия . Они находятся примерно в 175 км (109 миль) к юго-востоку от Джханси , в 10 км (6,2 миль) от Кхаджвы , в 9 км (5,6 миль) от Раджнагара и в 49 км (30 миль) от районного штаба Чхатарпура . Храмы известны своей архитектурной символикой в стиле Нагара и несколькими эротическими скульптурами . [ 1 ]
Большинство храмов Кхаджурахо были построены между 885 и 1000 годами нашей эры династией Чандела . [ 2 ] [ 3 ] Исторические записи отмечают, что к XII веку на территории храма Кхаджурахо было 85 храмов, занимающих площадь более 20 квадратных километров (7,7 квадратных миль). Из них сохранилось только около 25 храмов, занимающих площадь шесть квадратных километров (2,3 квадратных мили). [ 3 ] Из сохранившихся храмов храм Кандария Махадева украшен обилием скульптур с замысловатыми деталями, символикой и выразительностью древнеиндийского искусства. [ 4 ] Храмовый комплекс был забыт и зарос джунглями до 1838 года, когда капитан Т.С. Берт, британский инженер, посетил комплекс и сообщил о своих открытиях в Журнале Азиатского общества Бенгалии. [ 5 ]
Когда были построены эти памятники, мальчики жили в отшельниках , будучи брахмачарьями (холостяками), пока не достигли зрелого возраста, и эти скульптуры помогли им узнать о мирской роли «домохозяина». [ 6 ] Группа храмов Кхаджурахо была построена вместе, но посвящена двум религиям: индуизму и джайнизму , что свидетельствует о традиции принятия и уважения различных религиозных взглядов среди индуистов и джайнов в регионе. [ 7 ] Благодаря своей выдающейся архитектуре, разнообразию форм храмов и свидетельству цивилизации Чандела, памятники Кхаджурахо были внесены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 1986 году. [ 8 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Название Кхаджурахо, или Кхарджуравахака , происходит от древнего санскрита ( кхарджура , Кхарджур означает финиковая пальма , [ 9 ] а вахака , वाहक означает «тот, кто несет» или носитель. [ 10 ] ). Местные легенды гласят, что воротами храмов были две золотые финиковые пальмы (пропавшие без вести, когда они были обнаружены заново). Десаи утверждает, что Кхарджуравахака также означает «носитель скорпиона», что является еще одним символическим именем божества Шивы (который носит змей и гирлянды скорпионов в своей свирепой форме). [ 11 ]
Номенклатура и систематическая документация Каннингема в 1850-х и 1860-х годах получили широкое распространение и продолжают использоваться. [ 12 ] Он сгруппировал храмы в западную группу вокруг Лакшмана , восточную группу вокруг Джавери и южную группу вокруг Дуладевы . [ 13 ]
Расположение
[ редактировать ]Памятники Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья -Прадеш , в районе Чатарпур , примерно в 620 километрах (385 миль) к юго-востоку от Нью-Дели . Храмы расположены недалеко от небольшого городка, также известного как Кхаджурахо . [ 14 ] с населением около 24 481 человек (перепись 2011 г.).
Кхаджурахо обслуживается гражданским аэродромом Кхаджурахо (код ИАТА: HJR) с рейсами в Дели, Агру , Варанаси и Мумбаи . [ 15 ] Это место также связано службой Индийских железных дорог , железнодорожная станция расположена примерно в шести километрах от входа в памятники.
Памятники находятся примерно в десяти километрах от национального шоссе 75 с востока на запад и примерно в 50 километрах от города Чхатарпур , который соединен со столицей штата Бхопал юго-западно-северо-восточным шоссе, проходящим по национальному шоссе 86 .
X века Храм Бханд Дева в Раджастане был построен в стиле памятников Кхаджурахо и часто называют «Маленьким Кхаджурахо».
История
[ редактировать ]Группа памятников Кхаджурахо была построена во времена правления династии Чандела . Строительная деятельность началась почти сразу после прихода к власти по всему королевству, которое позже стало известно как Бунделькханд . [ 16 ] Большинство храмов было построено во времена правления индуистских королей Яшовармана и Дханги . Наследие Яшовармана лучше всего демонстрирует храм Лакшмана . Храм Вишванатхи лучше всего отражает правление короля Дханги. [ 17 ] : 22 Самый большой и самый известный в настоящее время сохранившийся храм — Кандария Махадева, построенный во времена правления царя Видьядхары . [ 18 ] Надписи на храмах предполагают, что многие из сохранившихся в настоящее время храмов были построены между 970 и 1030 годами нашей эры, а в последующие десятилетия были построены новые храмы. [ 7 ]
Храмы Кхаджурахо были построены примерно в 35 милях от средневекового города Махоба . [ 19 ] столица династии Чандела, в Калинжарском районе. В древней и средневековой литературе их королевство упоминалось как Джиджхоти, Джеджахоти, Чи-чи-то и Джеджакабхукти. [ 20 ]
Первое документальное упоминание о Кхаджурахо было сделано в 641 году Сюаньцзаном , китайским паломником, который описал встречу с несколькими десятками недействующих буддийских монастырей и дюжиной индуистских храмов с тысячами поклоняющихся брахманов. [ 21 ] В 1022 году нашей эры Кхаджурахо был упомянут Абу Рихан-аль-Бируни , персидским историком, который сопровождал Махмуда Газни в его набеге на Калинджар; он упоминает Кхаджурахо как столицу Джаджахути. [ 22 ] Рейд не увенчался успехом, и было достигнуто мирное соглашение, когда индуистский король согласился заплатить выкуп Махмуду Газни, чтобы тот прекратил нападение и ушел. [ 20 ]
Храмы Кхаджурахо активно использовались до конца 12 века. Ситуация изменилась в 13 веке; после того, как армия Делийского султаната под командованием мусульманского султана Кутб-уд-дина Айбака напала и захватила королевство Чандела. Примерно столетие спустя Ибн Баттута , марокканский путешественник, в своих мемуарах о своем пребывании в Индии с 1335 по 1342 год нашей эры, упомянул о посещении храмов Кхаджурахо, назвав их «Каджарра». [ 23 ] [ 24 ] следующее:

...возле храмов (Кхаджурахо), в которых находятся идолы, изувеченные мусульманами, живет несколько йогов, чьи спутанные локоны выросли до длины их тел. И из-за крайнего аскетизма они все желтого цвета. Многие мусульмане посещают этих людей, чтобы брать у них уроки йоги.
- Ибн Баттута , около 1335 г. н. э., Рихлат ибн Батута, перевод Артура Коттерелла. [ 25 ]
Центральный регион Индии, где расположены храмы Кхаджурахо, находился под контролем различных мусульманских династий с 13 по 18 век. В этот период некоторые храмы были осквернены, после чего последовал длительный период, когда они оставались в запустении. [ 7 ] [ 16 ] Например, в 1495 году н.э. Сикандара Лоди по разрушению храмов включала Кхаджурахо. кампания [ 26 ] Удаленность и изоляция Кхаджурахо защищали индуистские и джайнские храмы от дальнейшего разрушения мусульманами. [ 27 ] [ 28 ] На протяжении веков растительность и леса заросли храмы.
В 1830-х годах местные индусы привели к храмам британского геодезиста Т.С. Берта, и таким образом они были заново открыты мировой аудиторией. [ 29 ] Александр Каннингем позже сообщил, через несколько лет после повторного открытия, что храмы тайно использовались йогами, и тысячи индуистов приезжали для паломничества во время Шиваратри, отмечаемого ежегодно в феврале или марте в соответствии с лунным календарем. В 1852 году Ф.К. Мейси подготовил самые ранние рисунки храмов Кхаджурахо. [ 12 ]
Описание
[ редактировать ]
Храм находится в горном массиве Виндхья в центральной Индии. Древняя местная легенда гласит, что индуистское божество Шива и другие боги любили посещать живописные холмы в районе Калинджара. [ 13 ] Центр этого региона — Кхаджурахо, расположенный среди местных холмов и рек. Храмовый комплекс отражает древнюю индуистскую традицию строительства храмов, где боги любят молиться. [ 13 ] [ 30 ]
Храмы сгруппированы возле воды, что является еще одной типичной особенностью индуистских храмов. Нынешние водоемы включают Сиб Сагар , Хаджур Сагар (также называемый Нинора Тал) и Худар Нади (река). [ 31 ] Местные легенды гласят, что в храмовом комплексе было 64 водоёма, 56 из которых на данный момент физически идентифицированы археологами. [ 13 ] [ 32 ]
Все храмы, кроме [ 13 ] один (Чатурбхуджа) обращен к восходу солнца – еще одна символическая особенность, преобладающая в индуистских храмах. Относительная планировка храмов объединяет мужские и женские божества, а символы подчеркивают взаимозависимость. [ 33 ] Произведения искусства символически подчеркивают четыре цели жизни, которые в индуизме считаются необходимыми и правильными – дхарма , кама , артха и мокша .
Из сохранившихся храмов шесть посвящены Шиве, восемь – Вишну и его близким, один – Ганеше, один – богу Солнца, три – джайну Тиртханкарсу. [ 13 ] В отношении некоторых руин недостаточно доказательств, чтобы с уверенностью отнести храм к конкретным божествам.
Общий осмотр места показывает, что в плане и дизайне каждого храма присутствует индуистский символический принцип дизайна мандалы, состоящий из квадратов и кругов. [ 34 ] Далее территория разбита на три треугольника, которые сходятся, образуя пятиугольник. Ученые предполагают, что это отражает индуистский символизм трёх миров, или трилокинатхи , и пяти космических субстанций, или панчбхутешвары . [ 13 ] Место храма подчеркивает Шиву, того, кто разрушает и перерабатывает жизнь, тем самым контролируя космический танец времени, эволюции и растворения. [ 33 ]
Храмы богато украшены статуями замысловатой резьбы. Хотя они известны своими эротическими скульптурами, сексуальная тематика занимает менее 10% храмовой скульптуры. [ 35 ] Кроме того, большинство панелей эротических сцен не выделяются и не подчеркиваются за счет остальных, а скорее находятся в пропорциональном балансе с несексуальными изображениями. [ 36 ] Чтобы найти их, зрителю приходится присматриваться или следовать указаниям гида. [ 37 ] Искусство охватывает многочисленные аспекты человеческой жизни и ценности, считающиеся важными в индуистском пантеоне. Кроме того, изображения расположены таким образом, чтобы выражать центральные идеи индуизма. Все три идеи Агам богато выражены в храмах Кхаджурахо – Авьякта , Вьяктавьякта и Вьякта. [ 38 ]
Храм Биджамандал находится на стадии раскопок. Его отождествляют с храмом Вайдьянатх, упомянутым в надписи Грахпати Кокалла . [ 39 ]
Из всех храмов храм Матангешвара остается активным местом поклонения. [ 33 ] Это еще один храм с квадратной решеткой, с большим лингамом высотой 2,5 метра (8,2 фута) и диаметром 1,1 метра (3,6 фута), помещенным на платформу диаметром 7,6 метра (25 футов). [ 13 ]
Самый посещаемый храм, Кандария Махадев, имеет площадь около 6500 квадратных футов и шихару (шпиль) высотой 116 футов. [ 16 ] [ 13 ]
Джайнские храмы
[ редактировать ]Джайнские храмы расположены на востоке-юго-востоке от памятников Кхаджурахо. [ 40 ] В храме йогини Чаусат представлены 64 йогини, а в храме Гхантаи на колоннах высечены колокола.
Архитектура храмов
[ редактировать ]
Храмы Кхаджурахо, почти все конструкции индуистских храмов, имеют геометрический рисунок сетки, называемый васту-пуруша-мандала . [ 42 ] Этот план дизайна состоит из трех важных компонентов: Мандала означает круг, Пуруша — универсальная сущность, лежащая в основе индуистской традиции, а Васту означает жилую структуру. [ 43 ]
В проекте индуистский храм представляет собой симметричную, концентрически многослойную, самоповторяющуюся структуру вокруг ядра храма, называемого гарбхагрией, где обитают абстрактный принцип Пуруша и главное божество храма. Шикхара, или шпиль храма, возвышается над гарбхагрией. Эта симметрия и структура в дизайне проистекают из центральных убеждений, мифов, мощности и математических принципов. [ 44 ]
Круг мандалы описывает квадрат. Квадрат считается божественным по своему совершенству и как символический продукт познания и человеческой мысли, а круг считается земным, человеческим и наблюдаемым в повседневной жизни (луна, солнце, горизонт, капля воды, радуга). Каждый поддерживает другого. [ 30 ] Квадрат разделен на 64 идеальных подквадрата, называемых падами. [ 42 ]
В большинстве храмов Кхаджурахо используется сетка пад 8x8 (64) Мандука Ваступурушамандала, а питха-мандала - квадратная сетка включена в конструкцию шпилей. [ 41 ] Основное божество или лингамы расположены в Брахма-падах решетки.
Архитектура символична и отражает основные индуистские верования через свою форму, структуру и расположение частей. [ 46 ] Мандапы, как и предметы искусства, расположены в храмах Кхаджурахо симметричными повторяющимися узорами, хотя каждое изображение или скульптура по-своему уникальны. Относительное расположение изображений не случайно, но вместе они выражают идеи, точно так же, как связанные слова образуют предложения и абзацы для составления идей. [ 47 ] Этот фрактальный узор часто встречается в индуистских храмах. [ 48 ] Различные статуи и панно имеют надписи. Многие надписи на стенах храма представляют собой стихи с двойным смыслом, что позволяет создавать творческие композиции благодаря сложной структуре санскрита. [ 11 ]
Все храмы Кхаджурахо, кроме одного, обращены к восходу солнца, и вход для верующих находится с восточной стороны.
Над васту-пуруша-мандалой каждого храма находится надстройка с куполом, называемая Шикхара (или Вимана , Шпиль). [ 43 ] Вариации в конструкции шпиля происходят из-за разницы в градусах поворота квадратов. Храм Шикхара в некоторой литературе связан с горой Кайлас или Меру, мифической обителью богов. [ 30 ]
В каждом храме центральное пространство обычно окружено амбулаторией, по которой паломник может ходить и ритуально обходить Пурушу и главное божество. [ 30 ] Колонны, стены и потолки вокруг помещения, а также снаружи украшены богато украшенной резьбой или изображениями четырех справедливых и необходимых жизненных занятий – камы, артхи, дхармы и мокши. Это хождение по часовой стрелке называется прадакшина . [ 43 ]
В более крупных храмах Кхаджурахо также есть залы с колоннами, называемые мандапа. Один возле входа, на восточной стороне, служит залом ожидания для паломников и верующих. Мандапы также упорядочены по принципам симметрии, сетки и математической точности. Такое использование одного и того же основного архитектурного принципа распространено в индуистских храмах, расположенных по всей Индии. [ 49 ] Каждый храм Кхаджурахо отчетливо вырезан, но при этом повторяет основные общие принципы почти всех индуистских храмов, которые Сьюзан Левандовски называет «организмом повторяющихся клеток». [ 50 ]
Строительство
[ редактировать ]Храмы сгруппированы в три географических подразделения: западное, восточное и южное.
Храмы Кхаджурахо построены из песчаника, а гранитный фундамент почти скрыт от глаз. [ 51 ] Строители не использовали раствор: камни соединялись пазовыми и шиповыми соединениями и удерживались на месте под действием силы тяжести. Эта форма конструкции требует очень точных соединений. Колонны и архитравы были построены из мегалитов весом до 20 тонн. [ 52 ] Некоторые ремонтные работы в XIX веке проводились с использованием кирпича и раствора; однако они стареют быстрее, чем оригинальные материалы, и со временем темнеют, поэтому кажутся неуместными.
В регионах Кхаджурахо и Калинджара добывается песчаник высшего качества, который можно точно обработать. Сохранившаяся скульптура отражает мелкие детали, такие как пряди волос, ухоженные ногти и замысловатые украшения.
Во время записи телешоу «Затерянные миры » (History Channel) в Кхаджурахо Алекс Эванс воссоздал каменную скульптуру высотой менее четырех футов, на вырезание которой ушло около 60 дней, пытаясь составить приблизительное представление о том, сколько работы должно было быть задействовано. [ 53 ] Роджер Хопкинс и Марк Ленер также провели эксперименты по добыче известняка, в ходе которых 12 карьерникам потребовалось 22 дня, чтобы добыть около 400 тонн камня. [ 54 ] Они пришли к выводу, что для строительства этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов.

Хронология
[ редактировать ]Группа храмов Кхаджурахо принадлежит вайшнавской школе индуизма, шиваистской школе индуизма и джайнизму – почти по трети каждая. Археологические исследования показывают, что все три типа храмов строились примерно в одно и то же время, в конце 10 века, и использовались одновременно. Уилл Дюрант утверждает, что этот аспект храмов Кхаджурахо иллюстрирует терпимость и уважение к различным религиозным точкам зрения в индуистских и джайнских традициях. [ 55 ] В каждой группе храмов Кхаджурахо были большие храмы, окруженные храмами меньшего размера – стиль сетки, который в разной степени наблюдается в индуистских храмах в Ангкор-Вате, Парамбаране и Южной Индии.
Самый большой сохранившийся храм Шивы - Кхандарья Махадева, а самая большая сохранившаяся группа вайшнавов включает Чатурбхуджу и Рамачандру.
План храма Кандария Махадева составляет 109 футов в длину и 60 футов, возвышается на 116 футов над землей и на 88 футов над собственным полом. Центральные пады окружены тремя рядами скульптурных фигур, насчитывающими более 870 статуй, большинство из которых имеют размер в половину натуральной величины (от 2,5 до 3 футов). Шпиль представляет собой самоповторяющуюся фрактальную структуру.
Последовательность | Современное название храма | Религия | Божество | Выполнено (ЭТОТ) [ 13 ] [ 56 ] |
Изображение |
---|---|---|---|---|---|
1 | Чаусатх Йогини | индуизм | Деви, 64 йогини | 885 | ![]() |
2 | Лалгуан Махадев | индуизм | Шива | 900 | ![]() |
3 | Храм Брахмы | индуизм | Шива | 925 | ![]() |
4 | Лакшмана | индуизм | Вайкунтха Вишну | 939 | ![]() |
5 | Вараха | индуизм | Вараха | 950 | ![]() |
6 | Паршванатха | Джайнизм | Паршванатха | 954 | ![]() |
7 | Гантай | Джайнизм | Адинатха | 960 | ![]() |
8 | Махишасурамардини | индуизм | Парвати | 995 | |
9 | Вишванатха | индуизм | Шива | 999 | ![]() |
10 | Матангешвар | индуизм | Шива | 1000 | ![]() |
11 | Вишну-Гаруда | индуизм | Вишну | 1000 | |
12 | Руины храма Биджамандал | индуизм | Шива | 1000 | |
13 | Ганеша | индуизм | Шива | 1000 | |
14 | Джагадамби | индуизм | Деви Джагадамби | 1023 | ![]() |
15 | Читрагупта | индуизм | Читрагупта | 1023 | ![]() |
16 | Храм Адинатх | Джайнизм | Адинатха | 1027 | |
17 | Храм Шантинатха | Джайнизм | Шантината | 1027 | ![]() |
18 | Кандария Махадева (самый большой храм) | индуизм | Шива | 1029 | ![]() |
19 | Матери | индуизм | Матери | 1062 | ![]() |
20 | Хавери | индуизм | Шива | 1090 | ![]() |
21 | Чатурбхуджа | индуизм | Вишну | 1110 | ![]() |
22 | Дуладео (Дуладева) | индуизм | Шива | 1125 | ![]() |
Искусство и скульптура
[ редактировать ]

В храмах Кхаджурахо представлено множество произведений искусства, из которых 10% составляют сексуальное или эротическое искусство снаружи и внутри храмов. В некоторых храмах с двумя ярусами стен на внешней стороне внутренней стены есть небольшая эротическая резьба. Некоторые ученые предполагают, что это тантрические сексуальные практики. [ 57 ] Другие ученые утверждают, что эротическое искусство является частью индуистской традиции обращения с камой как важной и правильной частью человеческой жизни, и ее символическое или явное проявление распространено в индуистских храмах. [ 4 ] [ 58 ] Джеймс МакКонначи в своей истории Камасутры описывает скульптуры Кхаджурахо на сексуальную тематику как «апогей эротического искусства»:
Фигуристые, широкобедрые и высокогрудые нимфы демонстрируют свои пышно очерченные и украшенные драгоценностями тела на изысканно обработанных панелях наружных стен. Эти мясистые апсары бесчинствуют по поверхности камня, красятся, моют волосы, играют в игры, танцуют и бесконечно завязывают и развязывают свои пояса. ... Рядом с небесными нимфами стоят сомкнутые ряды грифонов , божеств-хранителей и, что наиболее печально известно, экстравагантно сплетенных друг с другом майтхун или пар, занимающихся любовью.
В храмах есть несколько тысяч статуй и произведений искусства, причем только храм Кандарья Махадева украшен более чем 870. Около 10% этой иконографической резьбы содержат сексуальные темы и различные сексуальные позы. Распространенным заблуждением является то, что, поскольку старые постройки с резьбой в Кхаджурахо являются храмами, резные изображения изображают секс между божествами; [ 59 ] однако искусство кама представляет собой разнообразные сексуальные проявления разных людей. [ 60 ] Подавляющее большинство произведений искусства изображают различные аспекты повседневной жизни, мифические истории, а также символическое отображение различных светских и духовных ценностей, важных в индуистской традиции. [ 3 ] [ 4 ] Например, изображения показывают женщин, накладывающих макияж, музыкантов, создающих музыку, гончаров, фермеров и других людей в их повседневной жизни в средневековую эпоху. [ 61 ] Эти сцены находятся во внешних падах, что типично для индуистских храмов .
В произведения искусства, представленные в храмах Кхаджурахо, заложен иконографический символизм. [ 4 ] Основные индуистские ценности выражаются множеством способов. Даже сцены Камы, если рассматривать их в сочетании с предшествующими и последующими скульптурами, изображают духовные темы, такие как мокша . По словам Стеллы Крамриш ,
Это состояние, которое «подобно тесному объятию мужчины и женщины», является символом мокши, окончательного освобождения или воссоединения двух принципов, сущности ( Пуруши ) и природы ( Пракрити ).
- Стелла Крамриш, 1976 г. [ 30 ]
Храмы Кхаджурахо представляют собой одно из проявлений многих форм искусства, которые процветали в раджпутских королевствах Индии с 8 по 10 века нашей эры. Например, современниками Кхаджурахо были публикации стихов и драм, таких как Прабодхачандродая , Карпураманджари , Виддхасалабханджика и Кавьямиманса . [ 62 ] Некоторые темы, выраженные в этих литературных произведениях, вырезаны в виде скульптур в храмах Кхаджурахо. [ 11 ] [ 63 ] Некоторые скульптуры на памятниках Кхаджурахо, посвященные Вишну, включают вьялас , которые представляют собой гибриды воображаемых животных с телами львов, и встречаются в других индийских храмах. [ 64 ] Некоторые из этих гибридных мифических произведений искусства включают Врик Вьялу (гибрид волка и льва) и Гая Вьялу (гибрид слона и льва). Эти Вьялы могут представлять собой синкретическую, творческую комбинацию сил, присущих им обоим. [ 65 ]
Туризм и культурные мероприятия
[ редактировать ]
Храмы в Кхаджурахо в целом разделены на три части: восточную группу, южную группу и западную группу храмов, из которых только западная группа имеет возможность совершить экскурсию с аудиогидом, во время которой туристы проходят через семь-восемь храмов. . Существует также аудиоэкскурсия, разработанная Археологической службой Индии , которая включает повествование об истории и архитектуре храма. [ 66 ]
проводится Танцевальный фестиваль Кхаджурахо каждый год в феврале. [ 67 ] Он включает в себя различные классические индийские танцы на фоне храмов Читрагупта или Вишванатх .
Храмовый комплекс Кхаджурахо каждый вечер предлагает шоу son et lumière (звук и свет). Первое шоу идет на английском языке , второе – на хинди . Он проводится на открытых лужайках храмового комплекса и получил неоднозначные отзывы. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Список мегалитических памятников
- Джайнские храмы Кхаджурахо
- Пещеры Аджанты
- Храм Бханд Дева , названный Маленьким Кхаджурахо из-за схожей архитектуры.
- Архитектура Бадами Чалукья
- Архитектура Западной Чалукья
- Индуистский храм
- Мадан Камдев
- Хемвати
- Камасутра
- Камашастра
Путеводитель по Кхаджурахо от Wikivoyage
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филип Уилкинсон (2008), Индия: Люди, место, культура и история, ISBN 978-1405329040 , стр. 352-353.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 179 .
- ^ Jump up to: а б с д «Группа памятников Каджурахо» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Девангана Десаи (2005), Кхаджурахо , Издательство Оксфордского университета, шестое издание, ISBN 978-0-19-565643-5
- ^ Слачка, Анна. «Храмы, надписи и заблуждения: Шарль-Луи Фабри и апсары Кхаджурахо». Бюллетень Рейксмузеума 60, вып. 3 (2012): 212–33. См. стр. 217.
- ^ Линия фронта, Том 24, выпуски 6–12 . С. Рангараджан для Kasturi & Sons. 2007. с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Фергюссон, Северный или индоарийский стиль - История индийской и восточной архитектуры Кхаджурахо, обновленная Джеймсом Берджессом и Р. Феном Спирсом (1910), Том II, Джон Мюррей, Лондон
- ^ «День всемирного наследия: пять мест Индии, которые обязательно нужно посетить» . 18 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 г.
- ^ kharjUra Санскритский словарь английского языка, Кельнский университет, Германия
- ^ vAhaka санскритский словарь английского языка, Кельнский университет, Германия
- ^ Jump up to: а б с Девангана Десаи (1996), Глава 7 - Игра слов и загадочный язык в скульптуре. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine в разделе «Религиозные образы Кхаджурахо», Проект исследований индийской культуры, Архив Колумбийского университета.
- ^ Jump up to: а б Кришна Дева (1990), Храмы Кхаджурахо, 2 тома, Археологическая служба Индии, Нью-Дели
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рана Сингх (2007), Пейзаж священной территории Кхаджурахо, в журнале «Городское общество и планирование» (редакторы: Тхакур, Помрой и др.), Том 2, ISBN 978-8180694585 , Глава 18
- ^ «Перепись Индии 2001 года: данные переписи 2001 года, включая города, деревни и поселки (предварительные)» . Переписная комиссия Индии. Архивировано из оригинала 16 июня 2004 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ↑ Аэропорт Кхаджурахо. Архивировано 8 июля 2015 г. в Wayback Machine AAI, правительство Индии.
- ^ Jump up to: а б с Г.С. Гурье, Раджпутская архитектура, ISBN 978-8171544462 , Год переиздания: 2005 г., стр. 19–24.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. ISBN 9789380607344 .
- ^ Девгана Десаи 2005 , с. 10.
- ^ также называется Эракана
- ^ Jump up to: а б Митра (1977), Ранние правители Кхаджурахо, ISBN 978-8120819979
- ^ Хиоко, Кристоф; Поджи, Лука (2017). Кхаджурахо: индийские храмы и чувственные скульптуры . Издания 5 континентов. п. 9. ISBN 978-88-7439-778-5 .
- ^ Дж. Банерджиа (1960), Кхаджурахо, Журнал Азиатского общества, Том. 2–3, стр. 43–47.
- ^ фонетически переводится с арабского иногда как «Каджвара».
- ^ Генеральный директор археологии в Индии (1959), Археологическая служба Индии, Древняя Индия, выпуски 15–19, стр. 45–46 (Архив: Мичиганский университет)
- ^ Артур Коттерелл (2011), Азия: Краткая история, Wiley, ISBN 978-0470825044 , стр. 184-185.
- ^ Майкл Д. Уиллис, Введение в историческую географию Гопакшетры, Дашарны и Джеджакадеши, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, Лондонский университет, Том. 51, № 2 (1988), стр. 271–278; См. также К.Р. Канунго (1965), Шер Шах и его времена, Восток Лонгманс, OCLC 175212 , стр. 423-427.
- ^ Труди Кинг и др., Азия и Океания: Международный словарь исторических мест, ISBN 978-1884964046 , Рутледж, стр. 468-470.
- ^ Ален Даниэлу (2011), Краткая история Индии, ISBN 978-1594770296 , стр. 221-227.
- ^ Луиза Николсон (2007), Индия, Национальное географическое общество, ISBN 978-1426201448 , см. главу о Кхаджурахо.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стелла Крамриш , Индуистский храм, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0222-3
- ^ Ибн Баттута в своих мемуарах о Делийском султанате 1335 года н. э. упомянул, что храмы находились рядом с озером длиной в милю, современные водоемы намного меньше и представляют собой отдельные лагуны; Генеральный директор археологии Индии (1959), Археологическая служба Индии, Древняя Индия, выпуски 15–19, стр. 45–46 (Архив: Мичиганский университет)
- ^ Число 64 считается священным в дизайне индуистских храмов и является очень распространенной основой дизайна; это символично, поскольку это одновременно квадрат с 8 и куб с 4.
- ^ Jump up to: а б с Шобита Пунджа (1992), Божественный экстаз - История Кхаджурахо, Викинг, Нью-Дели, ISBN 978-0670840274
- ^ Храм Брахмы имеет площадь 19 квадратных футов; Кандария Махадев имеет сетку из четырех сросшихся квадратов; Храм Матангешвара представляет собой квадрат размером 64 сетки; и т. д. См. Г.С. Гурье, Раджпутская архитектура, ISBN 978-8171544462 , Год переиздания: 2005 г., стр. 19–25; и В. А. Смит (1879), «Наблюдения за некоторыми древностями Шанделя», Азиатское общество Бенгалии, Vol. 48, часть 1, стр. 291-297.
- ^ Д. Десаи (1996), Религиозные образы Кхаджурахо, Проект исследований индийской культуры, ISBN 978-8190018418
- ^ Десаи утверждает, что индуистские храмы Кхаджурахо и Ориссы отличаются тем, что придают эротическим изображениям камы такой же вес, как и другие, и занимают важное архитектурное положение; напротив, сохранившиеся скульптуры из храмов Гуджарата, Махараштры и Майсура показывают, что их кама и сексуальные образы были отнесены к незначительным частям храма; Мейстер предполагает, что этот аспект эротизма в дизайне храмов и равный вес отражает эволюцию дизайнерских идей среди индуистских ремесленников: храмы, построенные в более поздние средневековые века, придают каме равный вес и баланс; видеть Мейстер, Майкл (1979). «Соединение и соединение: каламбур и храмовая архитектура». Искусство Азии 41 (2–3): 226–234. дои : 10.2307/3249517 . JSTOR 3249517 .
- ^ Эдмунд Лич, Серия лекций Харви. Привратники небес: антропологические аспекты грандиозной архитектуры, Журнал антропологических исследований, Vol. 39, № 3 (осень 1983 г.), стр. 243-264.
- ^ Беттина Боймер, Обзор, Искусство Азии , Том. 59, нет. 1/2 (1999), стр. 138-140
- ^ Каннингем, Александр (1880). Отчет о турах по Бунделькханду и малва в 1874-75 и 1876-77 годах . Гастингс-стрит, 8, Калькутта: Офис суперинтенданта государственной печати. п. 22 . Проверено 8 мая 2017 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Джеймс Фергюссон, Джайнская архитектура - История индийской и восточной архитектуры Кхаджурахо, обновленная Джеймсом Берджессом и Р. Феном Спирсом (1910), Том II, Джон Мюррей, Лондон
- ^ Jump up to: а б Мейстер, Майкл В. (апрель – июнь 1979 г.). «Мандала и практика в архитектуре Нагара в Северной Индии». Журнал Американского восточного общества . 99 (2): 204–219. дои : 10.2307/602657 . JSTOR 602657 .
- ^ Jump up to: а б Мейстер, Майкл (1983). «Геометрия и измерения в планах индийских храмов: прямоугольные храмы». Искусство Азии 44 (4): 266–296. дои : 10.2307/3249613 . JSTOR 3249613 .
- ^ Jump up to: а б с Сьюзен Левандовски, Индуистский храм в Южной Индии, в книге «Здания и общество: очерки социального развития искусственной среды», Энтони Д. Кинг (редактор), ISBN 978-0710202345 , Рутледж, стр. 68-69.
- ^ Стелла Крамриш (1976), Индуистский храм, том 1, ISBN 81-208-0223-3
- ^ Мейстер, Майкл В. (март 2006 г.). «Горные храмы и храмовые горы: Масрур». Журнал Общества историков архитектуры . 65 (1): 26–49. дои : 10.2307/25068237 . JSTOR 25068237 .
- ^ Мейстер, Майкл В. (осень 1986 г.). «О развитии морфологии символической архитектуры: Индия». RES: Антропология и эстетика . 12 (12). Музей археологии и этнологии Пибоди: 33–50. дои : 10.1086/RESv12n1ms20166752 . JSTOR 20166752 . S2CID 132490349 .
- ^ Девангана Десаи, Кхаджурахо , издательство Оксфордского университета в мягкой обложке (Шестое впечатление, 2005 г.) ISBN 978-0-19-565643-5
- ^ Риан и др. (2007), Фрактальная геометрия как синтез индуистской космологии в храме Кандария Махадев, Кхаджурахо, Строительство и окружающая среда, Том 42, Выпуск 12, стр. 4093-4107, doi : 10.1016/j.buildenv.2007.01.028
- ^ Триведи, К. (1989). Индуистские храмы: модели фрактальной вселенной. Визуальный компьютер, 5(4), 243-258.
- ^ Сьюзан Левандовски, Индуистский храм в Южной Индии, в «Зданиях и обществе: очерки социального развития искусственной среды» , Энтони Д. Кинг (редактор), ISBN 978-0710202345 , Рутледж, глава 4
- ^ В. А. Смит, «Наблюдения за некоторыми древностями Чанделя», Журнал Азиатского общества Бенгалии, том 48, стр. 290-291.
- ^ Исторический канал "Затерянные миры Камасутры"
- ^ «Затерянные миры Камасутры», History Channel.
- ^ Ленер, Марк (1997) Полные пирамиды , Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05084-8 . стр. 202–225
- ^ Уилл Дюрант (1976), Наше восточное наследие: история цивилизации , ISBN 978-0671548001 , Саймон и Шустер
- ^ Из надписи или по оценкам других свидетельств.
- ^ Рабе (2000), Тайные янтры и эротические проявления для индуистских храмов, Тантра на практике (редактор: Дэвид Уайт), ISBN 978-8120817784 , глава 25, стр. 434-446.
- ^ См.:
- Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство , ISBN 978-0304707393 , Блумсбери;
- Стелла Крамриш, Индуистский храм , Том 1, ISBN 81-208-0223-3 , стр. 92-96;
- Ален Даниэлу (2001), Индуистский храм: обожествление эротики , ISBN 978-0892818549 , стр. 101-119.
- ^ "Кхаджурахо" . Liveindia.com. Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Ален Даниэлу (2001), Индуистский храм: обожествление эротики , ISBN 978-0892818549
- ^ Джордж Мичелл, Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN 978-0226532301 , стр. 117–123 и стр. 56–58.
- ^ Л.Х. Грей , Журнал американского общества , Vol. 27
- ^ HW Woodward (1989), «Храм Лакшмана, Кхаджурахо, и его значения», Ars Orientalis , Vol. 19, стр. 27–48.
- ^ Смит, Дэвид (1 января 2013 г.). «Чудовищные животные в индуистских храмах, особенно в Кхаджурахо». Религии Южной Азии . 7 (1–3): 27–43. дои : 10.1558/rosa.v7i1-3.27 .
- ^ Хирам В. Вудворд-младший, «Храм Лакшмана, Кхаджурахо, и его значения», Ars Orientalis , Vol. 19, (1989), стр. 27–48.
- ↑ У туристов в Кхаджурахо теперь будет аудиокомпас The Times of India (25 августа 2011 г.)
- ^ «Фестиваль танцев Кхаджурахо» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 17 августа 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Project Love Temple (Машины, мифы и чудеса): научно-фантастическая книга по мотивам храмов Кхаджурахо.
- Г-н Ананд и Стелла Крамриш, Посвящение Кхаджурахо , ОСЛК 562891704
- Ален Даниэлу, Индуистский храм: обожествление эротики , ISBN 978-0892818549
- Прасенджит Дасгупта, Кхаджурахо , Патралеха, Калькутта, 2014 г.
- Девангана Десаи, Религиозные образы Кхаджурахо , Franco-Indian Research P. Ltd. (1996) ISBN 81-900184-1-8
- Девангана Десаи (2005). Кхаджурахо (Ред. Шестое впечатление). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-565391-5 .
- Фани Кант Мишра, Кхаджурахо: с последними открытиями, Сандип Пракашан (2001) ISBN 81-7574-101-5
- Лос-Анджелес Нараин, Кхаджурахо: Храмы экстаза . Нью-Дели: Lustre Press (1986)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Путеводитель по Кхаджурахо от Wikivoyage
- Группа памятников Кхаджурахо ЮНЕСКО
- Археологическая служба Индии, отдел Бхопала
- Коллекция изображений архитектуры Р. Натха Великих Моголов, изображения Кхаджурахо - Цифровая коллекция Вашингтонского университета
- Чатр ко путр Храм Читрагупта в Худжрахо в 1882 году.
- Проект
- Храм любви: научно-фантастическая книга по мотивам храмов Кхаджурахо.
- Священные города индуизма
- Бунделькханд
- Памятники и мемориалы в Мадхья-Прадеше
- Чхатарпурский район
- Объекты всемирного наследия в Индии
- Кхаджурахо
- Эротическое искусство
- Объекты всемирного наследия в Мадхья-Прадеше
- Религиозные здания и сооружения, разрушенные в мусульманский период на Индийском субконтиненте.