Дейтонское соглашение
Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине | |
---|---|
Составлено | 10 августа 1995 г. |
Подписано | 14 декабря 1995 г. [ 1 ] |
Расположение | База ВВС Райт-Паттерсон , Дейтон , Огайо , США |
Подписавшиеся | |
Вечеринки | |
Язык | Английский |
Общее о известное соглашение или Дейтонское также Дейтонские . соглашения , и как ( Герцеговине рамочное Боснии мире соглашение в сербский , базе : Дейтон ) на языке бывшей Югославии, представляет собой мирное соглашение, достигнутое на Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо ВВС Соединенные Штаты, завершено 21 ноября 1995 г., [ 3 ] и официально подписаны в Париже 14 декабря 1995 года. Эти соглашения положили конец продолжавшейся три с половиной года Боснийской войне , которая была частью гораздо более крупных югославских войн .
Воюющие стороны согласились на мир и на создание единого суверенного государства, известного как Босния и Герцеговина, состоящего из двух частей: преимущественно сербами , населенной Республики Сербской , и преимущественно хорватами и боснийцами населенной Федерации Боснии и Герцеговины, .
Соглашение подверглось критике за создание неэффективных и громоздких политических структур и закрепление этнических чисток, проводившихся в ходе предыдущей войны . [ 4 ] [ 5 ]
Переговоры и подпись
[ редактировать ]Хотя основные элементы Дейтонского соглашения были предложены на международных переговорах еще в 1992 году, [ 6 ] Эти переговоры были инициированы после неудачных предыдущих мирных усилий и договоренностей , хорватской военной операции «Буря» в августе 1995 года и ее последствий, правительственного военного наступления на Республику Сербскую , проводившегося параллельно с операцией НАТО «Делиберейт Форс» . В сентябре и октябре 1995 года мировые державы (особенно США и Россия), собравшиеся в Контактной группе , оказывали давление на лидеров трех сторон, чтобы они приняли участие в переговорах по урегулированию; Местом проведения в конечном итоге был выбран Дейтон, штат Огайо. [ 7 ]
Переговоры начались с изложения ключевых моментов, представленных США в группе под руководством советника по национальной безопасности Энтони Лейка во время визитов в Лондон, Бонн, Париж и другие европейские остановки 10–14 августа 1995 года. В их число входил Сочи для консультаций с министром иностранных дел России Андреем. Козырев . Команда Лейка передалась отдельной межведомственной группе США во главе с помощником госсекретаря Ричардом Холбруком , которая продолжила переговоры с балканскими лидерами в их столицах. [ 8 ] Экипаж Холбрука провел пять раундов интенсивной челночной дипломатии с августа по октябрь. [ 9 ] включая короткие конференции в Женеве и Нью-Йорке, в результате которых стороны приняли принципы урегулирования 8 и 26 сентября соответственно. [ 10 ]
Дейтонская конференция проходила 1–21 ноября 1995 года. Основными участниками от региона были президент Республики Сербия Слободан Милошевич (которому боснийские сербы ранее наделили полномочиями представлять их интересы), президент Хорватии Франьо Туджман и президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович со своим министром иностранных дел Мухамедом Шачирбегом . [ 11 ]
Мирную конференцию вели госсекретарь США Уоррен Кристофер и переговорщик Ричард Холбрук с двумя сопредседателями в лице специального представителя ЕС Карла Бильдта и первого заместителя министра иностранных дел России Игоря Иванова . Ключевым участником американской делегации был генерал Уэсли Кларк . Главой команды Великобритании была Полин Невилл-Джонс , политический директор Министерства иностранных дел и по делам Содружества . Военным представителем Великобритании был полковник Арунделл Дэвид Лики . Пол Уильямс через Группу публичного международного права и политики (PILPG) выступал в качестве юрисконсульта делегации боснийского правительства во время переговоров.
Холбрук говорил об «огромной трудности вовлечения боснийского правительства в серьезные переговоры». [ 12 ]
Безопасное место было выбрано для того, чтобы вывести все стороны из зоны комфорта, без которой у них было бы мало стимулов для переговоров; уменьшить их способность вести переговоры через средства массовой информации; и обеспечить надежное размещение более 800 сотрудников и обслуживающего персонала. Ограничение возможности участников вести переговоры через средства массовой информации было особенно важным соображением. Холбрук хотел предотвратить позерство посредством ранних утечек информации в прессу.
После парафирования в Дейтоне, штат Огайо, 21 ноября 1995 года, [ 3 ] полное и официальное соглашение было подписано в Париже 14 декабря 1995 г. [ 13 ] и свидетелями которого выступили премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес , президент Франции Жак Ширак , президент США Билл Клинтон , премьер-министр Великобритании Джон Мейджор , канцлер Германии Гельмут Коль и премьер-министр России Виктор Черномырдин .
Содержание
[ редактировать ]Основная цель соглашения – способствовать миру и стабильности в Боснии и Герцеговине, а также поддерживать региональный баланс в бывшей Югославии и вокруг нее (статья V, приложение 1-B). [ 14 ]
нынешнее политическое деление Боснии и Герцеговины и структура ее правительства Было согласовано (Приложение 4). Ключевым компонентом этого было определение линии границы между образованиями , к которой относились многие задачи, перечисленные в приложениях. [ 15 ]
Государство Босния-Герцеговина состоит из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской . Босния и Герцеговина — целостное государство, а не конфедерация; ни одно образование или образования не могут быть отделены от Боснии и Герцеговины без соблюдения надлежащей правовой процедуры. Несмотря на высокую степень децентрализации своих образований, в нем по-прежнему сохранится центральное правительство со сменяющимся президентом штата, центральным банком и конституционным судом. [ 14 ] [ 16 ]
Соглашение уполномочило широкий круг международных организаций осуществлять мониторинг, надзор и реализацию компонентов соглашения. (Силы по осуществлению) под руководством НАТО IFOR отвечали за реализацию военных аспектов соглашения и были развернуты 20 декабря 1995 года, взяв на себя силы СООНО . На Управление Высокого представителя была возложена задача гражданского осуществления. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе было поручено организовать первые свободные выборы в 1996 году . [ 14 ]
Решение Конституционного суда
[ редактировать ]Портал Боснии и Герцеговины |
13 октября 1997 года Хорватская партия «Закон 1861 года» и «Законодательная партия Боснии и Герцеговины 1861 года» обратились в Конституционный суд Боснии и Герцеговины с просьбой аннулировать несколько решений и подтвердить одно решение Верховного суда Республики Боснии и Герцеговины и, что более важно, , пересмотреть конституционность Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, поскольку утверждалось, что это соглашение нарушает Конституцию Боснии и Герцеговины таким образом, что оно подрывает целостность государства и может привести к распаду Боснии и Герцеговины. . Суд пришел к выводу, что он не правомочен разрешать спор в отношении упомянутых решений, поскольку заявители не были субъектами, указанными в статье VI.3 (а) Конституции в отношении лиц, которые могут передавать споры в Суд. Суд также отклонил другое ходатайство:
Конституционный суд не компетентен оценивать конституционность Общего рамочного соглашения, поскольку Конституционный суд фактически был создан в соответствии с Конституцией Боснии и Герцеговины для соблюдения этой Конституции... Конституция Боснии и Герцеговины была принята в качестве Приложения. IV к Общему рамочному соглашению о мире в Боснии и Герцеговине, и, следовательно, не может быть конфликта или возможности разногласий между настоящим Соглашением и Конституцией Боснии и Герцеговины. [ 17 ]
Это было одно из первых дел, в которых Суду пришлось рассматривать вопрос о правовой природе Конституции. Сделав замечание в духе obiter dictum относительно Приложения IV (Конституции) и остальной части мирного соглашения, Суд фактически «заложил основу для юридического единства ». [ 18 ] всего мирного соглашения, что далее подразумевало, что все приложения находятся в иерархическом равенстве. В более поздних решениях Суд подтвердил это, используя другие приложения мирного соглашения в качестве непосредственной основы для анализа, а не только в контексте систематического толкования Приложения IV. Однако, поскольку Суд отклонил представленное ходатайство апеллянтов, он не стал вдаваться в подробности спорных вопросов законности процесса вступления в силу новой Конституции (Приложение IV) и замены прежней Конституции Республики Беларусь. Босния и Герцеговина. Суд использовал те же доводы для отклонения аналогичного иска в более позднем деле. [ 19 ]
Территориальные изменения
[ редактировать ]До соглашения боснийские сербы контролировали около 46% территории Боснии и Герцеговины (23 687 км²). 2 ), боснийцы 28% (14 505 км 2 ) и боснийские хорваты 25% (12 937 км 2 ).
Боснийские сербы получили обратно большие участки горных территорий (4% от боснийских хорватов и небольшое количество от боснийцев), но им пришлось сдать Сараево и некоторые жизненно важные позиции в Восточной Боснии и Герцеговине. Их процент вырос до 49% (48% без учета района Брчко, 24 526 км2). 2 ).
Боснийцы получили большую часть Сараево и некоторые важные позиции в восточной Боснии и Герцеговине, но потеряли лишь несколько позиций на горе Озрен и в западной Боснии. Их процент вырос до 30%, и они значительно улучшили качество земли. Большие участки довоенных земель, населенных боснийцами (и боснийскими хорватами), оставались под контролем боснийских сербов. [ 21 ]
Боснийские хорваты вернули большую часть (4% территорий БиГ) боснийским сербам (9% сегодняшней РС), а также впоследствии отступили из Уна-Сана Дони Вакуф (в Центральной Боснии). Небольшое расширение Посавины ( Оджак и части Домалеваца) не изменило того факта, что после Дейтона боснийские хорваты контролировали лишь 21% территории Боснии и Герцеговины (10 640 км2). 2 ), по сравнению с более чем 25% до Дейтона. Одна из важнейших территорий боснийских хорватов (Посавина с Босански-Бродом , Босански-Шамак , Дервента ) осталась вне контроля боснийских хорватов. [ 14 ]
Контроль над Республикой Сербской
[ редактировать ]- Около 89,5% (22 059 км. 2 ) находился под контролем боснийских сербов
- Около 9% (2117 км. 2 ) сегодняшних территорий Республики Сербской контролировалась силами боснийских хорватов; в основном в муниципалитетах Шипово , Петровац , Источный Дрвар , Езеро , Купрес (РС) и части Баня-Лука. муниципалитета
- Около 1,5% (350 км 2 ) сегодняшних территорий Республики Сербской контролировалась боснийскими силами, в основном некоторые деревни в Озрене (Добой и Петрово ), западной Боснии ( Крупа-на-Уни и части Нови-Града и Оштра-Луки ).
Контроль Федерации Боснии и Герцеговины
[ редактировать ]- Около 53% (13 955 км. 2 ) Федерации Боснии и Герцеговины находилась под контролем боснийцев.
- Около 41% (10 720 км. 2 ) Федерации Боснии и Герцеговины находилась под контролем боснийских хорватов.
- Около 6% (1435 км. 2 ) находился под контролем боснийских сербов.
Кантоны
[ редактировать ]- почти полностью находился под контролем боснийских хорватов (4924 км2). 2 )
- Боснийцы контролировали некоторые точки к востоку от Купреса (10 км). 2 )
- почти полностью находился под контролем боснийцев (3925 км2). 2 )
- Боснийские хорваты контролировали некоторые горные перевалы в южных частях муниципалитетов Босански-Петровац и Бихач (200 км). 2 )
- полностью находился под контролем боснийских хорватов (1362 км2). 2 )
Герцеговино-Неретванский кантон :
- была разделена, более половины находилось под контролем боснийских хорватов (2525 км2). 2 )
- северная и центральная части находились под контролем боснийцев (1666 км2). 2 )
- восточные горы находились под контролем боснийских сербов (210 км 2 )
- была разделена, чуть больше трети находилось под контролем боснийских хорватов (1099 км2). 2 )
- остальное находилось под контролем боснийцев (2090 км 2 )
- находился в основном под контролем боснийцев (2843 км2). 2 )
- было несколько небольших анклавов, таких как Жепче , Усора, находящихся под контролем боснийских хорватов (400 км 2 )
- восточные горы находились под контролем боснийских сербов (100 км. 2 )
- находился в основном под контролем боснийцев (2544 км2). 2 )
- было несколько деревень, в муниципалитете Градачац находящихся под контролем боснийских хорватов (5 км 2 )
- и некоторые деревни в муниципалитетах Добой и Грачаница, находящиеся под контролем боснийских сербов (100 км 2 )
- находился в основном под контролем боснийских хорватов (205 км 2 )
- Боснийские сербы контролировали Оджак и часть муниципалитетов Домалевац (120 км). 2 )
- находился в основном под контролем боснийцев (405 км. 2 )
- Подконтрольные боснийским сербам районы, связывавшие его с Сараево (100 км 2 )
- находился в основном под контролем боснийских сербов (800 км. 2 )
- в то время как боснийцы контролировали некоторые южные пригороды и большую часть самого города (477 км2). 2 )
Район Брчко был разделен;
- Боснийцы контролировали большую часть его южной части (200 км). 2 ) [ 22 ]
- боснийские сербы, его северные части (193 км. 2 ) [ 22 ]
- В то время как боснийские хорваты контролировали остальную часть муниципалитета Орасье и два анклава в южных частях муниципалитета (100 км). 2 )
оценки
[ редактировать ]Непосредственной целью соглашения было заморозить военное противостояние и не допустить его возобновления. Поэтому это было определено как «конструкция необходимости». [ 23 ]
Дейтонское соглашение было направлено на то, чтобы позволить Боснии и Герцеговине перейти от ранней постконфликтной фазы к восстановлению и консолидации, приняв консоциативный подход к разделению власти . [ 24 ] [ 25 ] Такие ученые, как канадский профессор Шарль-Филипп Давид, называют Дейтон «самым впечатляющим примером разрешения конфликтов». [ 26 ] [ 27 ] Американский ученый Говард М. Хенсель утверждает, что «Дейтон представляет собой пример успешных переговоров по разрешению конфликта. [ 28 ] Однако Патрис К. МакМахон и Джон Вестерн пишут, что «Каким бы успешным Дейтон ни был в прекращении насилия, он также посеял семена нестабильности, создав децентрализованную политическую систему, которая подорвала авторитет государства». [ 29 ]
Верховный представитель Вольфганг Петрич заявил в 2006 году, что Дейтонские рамки позволили международному сообществу перейти «от государственного строительства через институты и наращивание потенциала к укреплению идентичности», поставив Боснию и Герцеговину «на путь в Брюссель ». [ 30 ]
Дейтонское соглашение подвергалось критике с момента его создания, в том числе:
- Сложная государственная система . В рамках Дейтонского соглашения Босния была разделена на региональном уровне между двумя «Образованиями» в рамках консоциативной демократии, которая была создана для обеспечения политического представительства и власти всех сторон. Это может привести к непродуктивности правительства, поскольку каждый важный вопрос заходит в тупик внутри центрального правительства, поскольку каждая партия отстаивает противоположные приоритеты, основанные на этнической политике, а не на общих идеалах. [ 31 ]
- Зависимость и контроль международных игроков . Дейтонский договор во многом представлял собой международное видение, возглавляемое Соединенными Штатами, которые поддерживали прекращение войны, но это не позволяло боснийским лидерам вести переговоры о прекращении войны, поэтому не оставляло никаких стимулов в дальнейшем. Процесс миростроительства и лидеры не имеют возможности обсуждать коренные причины конфликта. Международные игроки также сыграли значительную роль в формировании послевоенной повестки дня в Боснии. Международное сообщество ежегодно инвестирует миллионы долларов в БиГ через НПО. Однако это подавляет влияние местных акторов и развитие гражданского общества. Вместо этого международное сообщество должно инвестировать в местных игроков, молодежных активистов и проекты демократизации. [ 32 ] Приток неправительственных организаций и международных игроков, призванных дать толчок инвестициям в страну после войны, также не смог дать толчок экономике, поскольку Босния страдает от низкого экономического роста (2% в 2015 году). Отсутствие экономического развития объясняется плохой координацией между международными игроками и отсутствием внимания к местному потенциалу. [ 33 ]
- Прекращение войны, но не содействие миру . Основной целью Дейтона было остановить войну, но соглашение должно было стать лишь временной мерой, пока разрабатывался долгосрочный план. Дейтонское соглашение стало 35-й попыткой прекращения огня после 34 других неудачных попыток. Хотя Дейтон остановил конфликт и не произошло возобновления насилия, стабильность в конфликте не дает точной оценки мира. В БиГ негативный мир, то есть нет открытого конфликта или насилия. Однако позитивного мира не существует, поскольку не достигнуты условия, устраняющие причины насилия. В настоящее время по-прежнему существует международное военное присутствие EUFOR Althea , отвечающее за надзор за соблюдением некоторых аспектов Дейтонского соглашения. Дейтонское соглашение обеспечило мир, восстановив и закрепив разделение. Навязывание такого мира можно рассматривать как подчеркивание все еще глубоко укоренившейся напряженности в стране, поскольку Дейтон прикрывает трещины в раздробленном обществе, которое может снова погрузиться в конфликт, как только уйдут военные силы. [ 34 ]
- Консоциативная демократия . Дейтонское соглашение установило консоциативную демократию в Боснии и Герцеговине. Это означает, что каждой группе обеспечено представительство и власть. Это стимулировало окончание боснийской войны, но для того, чтобы правительство функционировало, сначала необходимо сотрудничество или примирение. Босния и Герцеговина имеет пост президента из трех человек. Есть президент хорват, боснийец и серб. Аналогичные квоты и правила применяются к двум законодательным органам.
- Укрепление территориальной этнической принадлежности . Соглашение было подкреплено территоризованным определением этнической принадлежности, которое разделило Боснию и Герцеговину на три составные нации и два отдельных образования, основанных на этнонационалистической идентичности. [ 35 ]
Согласно результатам опроса 2020 года, «в каждой из трех основных этнических групп Боснии больше людей проголосовали бы за Дейтон, чем против него». [ 36 ]
Исчезновение оригинала документа
[ редактировать ]13 февраля 2008 года глава Президиума Боснии и Герцеговины Желько Комшич заявил, что оригинал Дейтонского соглашения утерян из архива Президиума. Верховный представитель Боснии и Герцеговины Мирослав Лайчак заявил: «Я не знаю, грустная это новость или смешная». [ 37 ] 16 ноября 2009 года Министерство иностранных дел Франции передало заверенную копию Дейтонского соглашения посольству Франции в Сараево. Позже копия была передана Министерству иностранных дел Боснии и Герцеговины. [ 38 ] Украденный оригинал был найден в 2017 году в частном доме в Пале , в результате чего был арестован человек, пытавшийся его продать. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Вашингтонское соглашение
- Мирные планы, предложенные до и во время боснийской войны
- Предлагаемое отделение Республики Сербской
- Конституционная реформа в Боснии и Герцеговине
- Эрдутское соглашение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «15 лет назад Дейтонские мирные соглашения: важная веха для НАТО и Балкан» . НАТО. 14 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 г. . Проверено 18 июля 2015 г.
- ^ «Краткое содержание Дейтонского мирного соглашения по Боснии и Герцеговине» . www1.umn.edu . 30 ноября 1995 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Дейтонские мирные соглашения по Боснии» . Госдепартамент США. 30 марта 1996 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 19 марта 2006 г.
- ^ Левен, Марк (2000). «Пределы толерантности: национальное государственное строительство и что это значит для групп меньшинств». Образцы предрассудков . 34 (2): 19–40. дои : 10.1080/00313220008559138 . S2CID 144296663 .
Вместо этого рассмотрим одну современную параллель, Боснию: степень, в которой международное сообщество посредством плана Оуэна-Вэнса или даже более позднего Дейтонского соглашения активно способствовало или одобряло разрушение многоэтнического общества; степень, в которой это помогло облегчить создание великой Сербии или расширенной Хорватии; степень, в которой это было, по крайней мере, постфактум соучастником как «этнической чистки», так и субгеноцида.
- ^ Малик, Джон (2000). «Дейтонское соглашение и выборы в Боснии: углубление этнической чистки посредством демократии». Стэнфордский журнал международного права . 36 :303.
- ^ Мюнхен снова и снова? , Время , 31 августа 1992 года
- ^ Ферид Мухич (16 декабря 2015 г.). « Чего удалось достичь и чего ожидать? » . Исследования Аль-Джазиры . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Латал, Сречко (1 октября 1995 г.). «Посол США продвигает балканскую челночную дипломатию» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Хартвелл, Леон (15 октября 2019 г.). «Разрешение конфликтов: уроки Дейтонского мирного процесса» . Журнал переговоров . 35 (4): 443–469. дои : 10.1111/nejo.12300 . S2CID 210360406 .
- ^ «Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине. Приложение 4» . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Иво Комшич (2016). « Дейтонское соглашение. Глава из книги автора «Выжившая страна – Разделение Боснии и Герцеговины: кто, когда, где» (Загреб: Синопсис, 2013)» . Дух Боснии . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Пинфари, Марко (2013). Мирные переговоры и дипломатия сроков в территориальных спорах . Рутледж. п. 124.
- ^ «Дейтонские соглашения» . Госдепартамент США. 30 марта 1996 года . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэннон, П., Третья Балканская война и политическая раздробленность: создание кантональной конституционной системы для Боснии и Герцеговины, младший. Пер. Л. и Пол., Том. 5-2
- ^ Дейтонское мирное соглашение
- ↑ Горькое и ошибочное мирное соглашение в Боснии, 20 лет спустя.
- ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-7/97, с. 2 и 3, Сараево , 22 декабря 1997 г.
- ^ Вегабович, Фарис (2006). Связь между Конституцией Боснии и Герцеговины и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Сараево: ACIPS, 24. ISBN 9958-9187-0-6
- ↑ Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-1/03, Сараево, 25 июля 2003 г.
- ^ «Босния-Герцеговина: провал в процессе создания: права человека и Дейтонское соглашение» . www.hrw.org . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ «ЗАКОН О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО РАМОЧНОГО СОГЛАШЕНИЯ О МИРЕ В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ» . demo.paragraf.rs . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Энгельгардт Георгий Николаевич. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Возникновение и эволюция (1990–2006 гг.)" . Институт славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН) . 4 December 2015 . Retrieved 13 December 2022 .
- ^ Рори Кин, Восстановление суверенитета. Обнаружена пост-Дейтонская Босния , Лондон: Ashgate 2001, стр. 61
- ^ Бозе, Сумантра (2002). Босния после Дейтона: националистический раздел и международная интервенция . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 216. ИСБН 1-85065-585-5 .
- ^ Строшейн, Шерилл (2014). «Консоциативные поселения и реконструкция: Босния в сравнительной перспективе (1995 – настоящее время)». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 656 : 97–115. дои : 10.1177/0002716214544459 . S2CID 8830183 .
- ^ Шарль-Филипп Давид, «Алиса в стране чудес встречает Франкенштейна: конструктивизм, реализм и миростроительство в Боснии», Современная политика безопасности 22, № 1, 2001 г.
- ^ Рафаэль Исраэль; Альберт Бенабу (2013). Дикость в сердце Европы: Боснийская война (1992–1995 гг.) Контекст, перспективы, личный опыт и мемуары . Стратегическая книга. п. 380. ИСБН 9781628570151 .
- ^ Говард М. Хенсель (2017). Суверенитет и глобальное сообщество: поиск порядка в международной системе . Тейлор и Фрэнсис. п. 208. ИСБН 9781351148702 .
- ^ МакМахон, Патрис К.; Вестерн, Джон (2009). «Смерть Дейтона: как не дать Боснии развалиться» . Иностранные дела . 88 (сентябрь/октябрь).
- ^ Вольфганг Петрич , «Мои уроки, извлеченные в Боснии и Герцеговине», Сараево, 2006 г.
- ^ Юрдин, К. (2003). «Строительство общества в Боснии: критика усилий по миростроительству после Дейтона» . Журнал дипломатии и международных отношений . 4 (2): 59–74.
- ^ Чендлер, Дэвид (2005). «От Дейтона до Европы». Международное миротворчество . 12 (3): 336–349. дои : 10.1080/13533310500074077 . S2CID 144226240 .
- ^ Келл, Кудленко, С, А (2015). «Босния и Герцеговина через 20 лет после Дейтона: сложность, рожденная парадоксами» (PDF) . Международное миротворчество . 22 (5): 471–489. дои : 10.1080/13533312.2015.1103651 . S2CID 146390988 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2020 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бердал, М; Коллантес-Селадор, Г. «Послевоенное насилие в Боснии и Герцеговине». Конфликт, развитие и миростроительство : 75–94.
- ^ Рутар, Сабина (2013). «Национализм в Юго-Восточной Европе, 1970-2000». В Брейи, Джон (ред.). Оксфордский справочник по истории национализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 528. ИСБН 978-0-19-876820-3 .
- ^ Морган-Джонс, Эдвард; Стефанович, Джордже; Лоизид, Неофитос (21 октября 2020 г.). «Гражданская поддержка оспариваемых мирных соглашений: общественное мнение в пост-Дейтонской Боснии» . Демократизация . 28 (2): 434–452. дои : 10.1080/13510347.2020.1828356 . ISSN 1351-0347 . S2CID 226332147 .
- ^ «Утерянный оригинал Дейтонского соглашения» . Флэш (на сербском языке). 13 февраля 2008 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Франция передала БиГ копию Дейтонского соглашения» . Политика (на сербском языке). 16 ноября 2009 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Человек арестован при хранении оригинала Дейтонского соглашения» . b92.net . 1 ноября 2017 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олкок, Джон Б., Марко Миливоевич и др. Конфликт в бывшей Югославии: Энциклопедия (1998)
- Беллони, Роберто (2009). «Босния: Дейтон мертв! Да здравствует Дейтон!». Национализм и этническая политика . 15 (3–4): 355–375. дои : 10.1080/13537110903372367 . hdl : 11572/76874 . S2CID 143858915 .
- Бибер, Флориан (2001). «Хорватское самоуправление в Боснии: вызов Дейтону?» (PDF) . Краткое описание ЭКМИ . Европейский центр по вопросам меньшинств .
- Каплан, Р., 2000. «Оценка Дейтонского соглашения: структурные недостатки общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине». Дипломатия и управление государством , 11(2), стр. 213–232.
- Чендлер, Дэвид (2000). Босния: фальшивая демократия после Дейтона . Плутон Пресс. ISBN 978-0-7453-1689-5 .
- Чиввис, Кристофер С. (2010). «Дейтонская дилемма». Выживание . 52 (5): 47–74. дои : 10.1080/00396338.2010.522096 . S2CID 153915349 .
- Шолле, Дерек. Дорога к Дейтонским соглашениям (Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 2005 г.). отрывок
- Шолле, Дерек Х. и Саманта Пауэр. Беспокойный американец: Ричард Холбрук в мире (Связи с общественностью, 2011).
- Карран, Дэниел, Джеймс К. Себениус и Майкл Уоткинс. «Два пути к миру: противопоставление Джорджа Митчелла в Северной Ирландии Ричарду Холбруку в Боснии и Герцеговине». Журнал переговоров 20.4 (2004): 513–537. онлайн
- Даалдер, И.Г., 2014. Добраться до Дейтона: формирование американской политики в Боснии . Издательство Брукингского института.
- Донэ, Тимоти (2002). «Политика приватизации в пост-Дейтонской Боснии». Политика Юго-Восточной Европы . 3 (1): 3–19.
- До свидания, Дж. Э., 1996. «Когда война победила: боснийские мирные планы перед Дейтоном». Международные переговоры , 1(3), стр. 501–523.
- Пэриш, М., 2007. «Распад Дейтонского протектората. Внутри боснийского кризиса: документы и анализ». Журнал вмешательства и государственного строительства , 1, стр. 11–23.
- Туатаил, Gearoid Ó.; О'Локлин, Джон; Джипа, Дино (2006). «Босния-Герцеговина через десять лет после Дейтона: конституционные изменения и общественное мнение». Евразийская география и экономика . 47 (1): 61–75. дои : 10.2747/1538-7216.47.1.61 . S2CID 43955186 .
- Вудворд, Сьюзен Л. (1996). «Осуществление мира в Боснии и Герцеговине: пост-Дейтонский учебник и меморандум с предупреждением». Программа исследований внешней политики . Брукингский институт.
- Адриана Камисар, Борис Дихтиарефф, Бартол Летика, Кристина Свитцер (2005). «Анализ Дейтонских переговоров и мирных соглашений» (PDF) . Школа права и дипломатии Флетчера. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине
- Британская энциклопедия , Дейтонские соглашения
- Полный текст Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине , Миротворец ООН
- Текст всех мирных соглашений для Боснии и Герцеговины , Миротворец ООН
- Дейтонские соглашения: прорыв к миру и справедливости? , Симпозиум в Европейском журнале международного права
- Босния: единая страна или яблоко раздора? Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine , Боснийский институт , 12 мая 2006 г.
- За пределами Дейтона: Балканы и евроатлантическая интеграция. Мероприятие Института мира США , ноябрь 2005 г. (аудио и стенограммы)
- Все мирные соглашения в Боснии, Миротворец ООН
- Боснийский мирный процесс
- Боснийская война
- Округ Грин, Огайо
- База ВВС Райт-Паттерсон
- Высокие представители Боснии и Герцеговины
- История Дейтона, штат Огайо
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры, заключенные в 1995 г.
- Мирные договоры
- Договоры Сербии
- Мирные договоры Хорватии
- Отношения Боснии и Герцеговины и США
- 1995 год в Боснии и Герцеговине.
- 1995 г. в Союзной Республике Югославии.
- 1995 год в США
- 1995 год в Хорватии
- 1995 год в Огайо
- 1995 год в Париже
- Слободан Милошевич
- Алия Изетбегович
- Отношения Сербии и США
- События ноября 1995 года в США.
- Отношения Боснии и Герцеговины и Европейского Союза
- Президентство Билла Клинтона
- Разделение власти
- Отношения Боснии и Герцеговины и Хорватии
- Политическая история Боснии и Герцеговины
- Политическая история Хорватии