Jump to content

Дейтонское соглашение

(Перенаправлено из Дейтонских соглашений )

Дейтонское мирное соглашение
Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине
Сидят слева направо: Слободан Милошевич , Алия Изетбегович , Франьо Туджман парафируют Дейтонские мирные соглашения на базе ВВС Райт-Паттерсон 21 ноября 1995 года.
Составлено 10 августа 1995 г. ( 10.08.1995 )
Подписано 14 декабря 1995 г. ( 14 декабря 1995 г. ) [ 1 ]
Расположение База ВВС Райт-Паттерсон , Дейтон , Огайо , США
Подписавшиеся
Вечеринки
Язык Английский

Общее о известное соглашение или Дейтонское также Дейтонские . соглашения , и как ( Герцеговине рамочное Боснии мире соглашение в сербский , базе : Дейтон ) на языке бывшей Югославии, представляет собой мирное соглашение, достигнутое на Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо ВВС Соединенные Штаты, завершено 21 ноября 1995 г., [ 3 ] и официально подписаны в Париже 14 декабря 1995 года. Эти соглашения положили конец продолжавшейся три с половиной года Боснийской войне , которая была частью гораздо более крупных югославских войн .

Воюющие стороны согласились на мир и на создание единого суверенного государства, известного как Босния и Герцеговина, состоящего из двух частей: преимущественно сербами , населенной Республики Сербской , и преимущественно хорватами и боснийцами населенной Федерации Боснии и Герцеговины, .

Соглашение подверглось критике за создание неэффективных и громоздких политических структур и закрепление этнических чисток, проводившихся в ходе предыдущей войны . [ 4 ] [ 5 ]

Переговоры и подпись

[ редактировать ]
Продолжительность: 1 час 22 минуты 5 секунд.
Видео подписания Дейтонского соглашения

Хотя основные элементы Дейтонского соглашения были предложены на международных переговорах еще в 1992 году, [ 6 ] Эти переговоры были инициированы после неудачных предыдущих мирных усилий и договоренностей , хорватской военной операции «Буря» в августе 1995 года и ее последствий, правительственного военного наступления на Республику Сербскую , проводившегося параллельно с операцией НАТО «Делиберейт Форс» . В сентябре и октябре 1995 года мировые державы (особенно США и Россия), собравшиеся в Контактной группе , оказывали давление на лидеров трех сторон, чтобы они приняли участие в переговорах по урегулированию; Местом проведения в конечном итоге был выбран Дейтон, штат Огайо. [ 7 ]

Переговоры начались с изложения ключевых моментов, представленных США в группе под руководством советника по национальной безопасности Энтони Лейка во время визитов в Лондон, Бонн, Париж и другие европейские остановки 10–14 августа 1995 года. В их число входил Сочи для консультаций с министром иностранных дел России Андреем. Козырев . Команда Лейка передалась отдельной межведомственной группе США во главе с помощником госсекретаря Ричардом Холбруком , которая продолжила переговоры с балканскими лидерами в их столицах. [ 8 ] Экипаж Холбрука провел пять раундов интенсивной челночной дипломатии с августа по октябрь. [ 9 ] включая короткие конференции в Женеве и Нью-Йорке, в результате которых стороны приняли принципы урегулирования 8 и 26 сентября соответственно. [ 10 ]

Дейтонская конференция проходила 1–21 ноября 1995 года. Основными участниками от региона были президент Республики Сербия Слободан Милошевич (которому боснийские сербы ранее наделили полномочиями представлять их интересы), президент Хорватии Франьо Туджман и президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович со своим министром иностранных дел Мухамедом Шачирбегом . [ 11 ]

Мирную конференцию вели госсекретарь США Уоррен Кристофер и переговорщик Ричард Холбрук с двумя сопредседателями в лице специального представителя ЕС Карла Бильдта и первого заместителя министра иностранных дел России Игоря Иванова . Ключевым участником американской делегации был генерал Уэсли Кларк . Главой команды Великобритании была Полин Невилл-Джонс , политический директор Министерства иностранных дел и по делам Содружества . Военным представителем Великобритании был полковник Арунделл Дэвид Лики . Пол Уильямс через Группу публичного международного права и политики (PILPG) выступал в качестве юрисконсульта делегации боснийского правительства во время переговоров.

Холбрук говорил об «огромной трудности вовлечения боснийского правительства в серьезные переговоры». [ 12 ]

Безопасное место было выбрано для того, чтобы вывести все стороны из зоны комфорта, без которой у них было бы мало стимулов для переговоров; уменьшить их способность вести переговоры через средства массовой информации; и обеспечить надежное размещение более 800 сотрудников и обслуживающего персонала. Ограничение возможности участников вести переговоры через средства массовой информации было особенно важным соображением. Холбрук хотел предотвратить позерство посредством ранних утечек информации в прессу.

Подписание полного и официального соглашения в Париже.

После парафирования в Дейтоне, штат Огайо, 21 ноября 1995 года, [ 3 ] полное и официальное соглашение было подписано в Париже 14 декабря 1995 г. [ 13 ] и свидетелями которого выступили премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес , президент Франции Жак Ширак , президент США Билл Клинтон , премьер-министр Великобритании Джон Мейджор , канцлер Германии Гельмут Коль и премьер-министр России Виктор Черномырдин .

Содержание

[ редактировать ]

Основная цель соглашения – способствовать миру и стабильности в Боснии и Герцеговине, а также поддерживать региональный баланс в бывшей Югославии и вокруг нее (статья V, приложение 1-B). [ 14 ]

нынешнее политическое деление Боснии и Герцеговины и структура ее правительства Было согласовано (Приложение 4). Ключевым компонентом этого было определение линии границы между образованиями , к которой относились многие задачи, перечисленные в приложениях. [ 15 ]

Государство Босния-Герцеговина состоит из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской . Босния и Герцеговина — целостное государство, а не конфедерация; ни одно образование или образования не могут быть отделены от Боснии и Герцеговины без соблюдения надлежащей правовой процедуры. Несмотря на высокую степень децентрализации своих образований, в нем по-прежнему сохранится центральное правительство со сменяющимся президентом штата, центральным банком и конституционным судом. [ 14 ] [ 16 ]

Соглашение уполномочило широкий круг международных организаций осуществлять мониторинг, надзор и реализацию компонентов соглашения. (Силы по осуществлению) под руководством НАТО IFOR отвечали за реализацию военных аспектов соглашения и были развернуты 20 декабря 1995 года, взяв на себя силы СООНО . На Управление Высокого представителя была возложена задача гражданского осуществления. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе было поручено организовать первые свободные выборы в 1996 году . [ 14 ]

Решение Конституционного суда

[ редактировать ]

13 октября 1997 года Хорватская партия «Закон 1861 года» и «Законодательная партия Боснии и Герцеговины 1861 года» обратились в Конституционный суд Боснии и Герцеговины с просьбой аннулировать несколько решений и подтвердить одно решение Верховного суда Республики Боснии и Герцеговины и, что более важно, , пересмотреть конституционность Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, поскольку утверждалось, что это соглашение нарушает Конституцию Боснии и Герцеговины таким образом, что оно подрывает целостность государства и может привести к распаду Боснии и Герцеговины. . Суд пришел к выводу, что он не правомочен разрешать спор в отношении упомянутых решений, поскольку заявители не были субъектами, указанными в статье VI.3 (а) Конституции в отношении лиц, которые могут передавать споры в Суд. Суд также отклонил другое ходатайство:

Конституционный суд не компетентен оценивать конституционность Общего рамочного соглашения, поскольку Конституционный суд фактически был создан в соответствии с Конституцией Боснии и Герцеговины для соблюдения этой Конституции... Конституция Боснии и Герцеговины была принята в качестве Приложения. IV к Общему рамочному соглашению о мире в Боснии и Герцеговине, и, следовательно, не может быть конфликта или возможности разногласий между настоящим Соглашением и Конституцией Боснии и Герцеговины. [ 17 ]

Это было одно из первых дел, в которых Суду пришлось рассматривать вопрос о правовой природе Конституции. Сделав замечание в духе obiter dictum относительно Приложения IV (Конституции) и остальной части мирного соглашения, Суд фактически «заложил основу для юридического единства ». [ 18 ] всего мирного соглашения, что далее подразумевало, что все приложения находятся в иерархическом равенстве. В более поздних решениях Суд подтвердил это, используя другие приложения мирного соглашения в качестве непосредственной основы для анализа, а не только в контексте систематического толкования Приложения IV. Однако, поскольку Суд отклонил представленное ходатайство апеллянтов, он не стал вдаваться в подробности спорных вопросов законности процесса вступления в силу новой Конституции (Приложение IV) и замены прежней Конституции Республики Беларусь. Босния и Герцеговина. Суд использовал те же доводы для отклонения аналогичного иска в более позднем деле. [ 19 ]

Территориальные изменения

[ редактировать ]
Районы, контролируемые боснийцами, хорватами и сербами, в 1995 году до подписания Дейтонского мирного соглашения.
Территориальные изменения.
Политическое разделение Боснии и Герцеговины после Дейтонского соглашения.
Сербские семьи покидают свои дома в соответствии с положениями Дейтонского соглашения 1995 года. [ 20 ] Фотография сделана недалеко от города Модрича на северо-востоке Боснии.

До соглашения боснийские сербы контролировали около 46% территории Боснии и Герцеговины (23 687 км²). 2 ), боснийцы 28% (14 505 км 2 ) и боснийские хорваты 25% (12 937 км 2 ).

Боснийские сербы получили обратно большие участки горных территорий (4% от боснийских хорватов и небольшое количество от боснийцев), но им пришлось сдать Сараево и некоторые жизненно важные позиции в Восточной Боснии и Герцеговине. Их процент вырос до 49% (48% без учета района Брчко, 24 526 км2). 2 ).

Боснийцы получили большую часть Сараево и некоторые важные позиции в восточной Боснии и Герцеговине, но потеряли лишь несколько позиций на горе Озрен и в западной Боснии. Их процент вырос до 30%, и они значительно улучшили качество земли. Большие участки довоенных земель, населенных боснийцами (и боснийскими хорватами), оставались под контролем боснийских сербов. [ 21 ]

Боснийские хорваты вернули большую часть (4% территорий БиГ) боснийским сербам (9% сегодняшней РС), а также впоследствии отступили из Уна-Сана Дони Вакуф (в Центральной Боснии). Небольшое расширение Посавины ( Оджак и части Домалеваца) не изменило того факта, что после Дейтона боснийские хорваты контролировали лишь 21% территории Боснии и Герцеговины (10 640 км2). 2 ), по сравнению с более чем 25% до Дейтона. Одна из важнейших территорий боснийских хорватов (Посавина с Босански-Бродом , Босански-Шамак , Дервента ) осталась вне контроля боснийских хорватов. [ 14 ]

Контроль над Республикой Сербской

[ редактировать ]

Контроль Федерации Боснии и Герцеговины

[ редактировать ]
  • Около 53% (13 955 км. 2 ) Федерации Боснии и Герцеговины находилась под контролем боснийцев.
  • Около 41% (10 720 км. 2 ) Федерации Боснии и Герцеговины находилась под контролем боснийских хорватов.
  • Около 6% (1435 км. 2 ) находился под контролем боснийских сербов.

Кантон 10 :

  • почти полностью находился под контролем боснийских хорватов (4924 км2). 2 )
  • Боснийцы контролировали некоторые точки к востоку от Купреса (10 км). 2 )

Уна-Сана Кантон :

  • почти полностью находился под контролем боснийцев (3925 км2). 2 )
  • Боснийские хорваты контролировали некоторые горные перевалы в южных частях муниципалитетов Босански-Петровац и Бихач (200 км). 2 )

Кантон Западная Герцеговина :

  • полностью находился под контролем боснийских хорватов (1362 км2). 2 )

Герцеговино-Неретванский кантон :

  • была разделена, более половины находилось под контролем боснийских хорватов (2525 км2). 2 )
  • северная и центральная части находились под контролем боснийцев (1666 км2). 2 )
  • восточные горы находились под контролем боснийских сербов (210 км 2 )

Центральная Босния Кантон :

  • была разделена, чуть больше трети находилось под контролем боснийских хорватов (1099 км2). 2 )
  • остальное находилось под контролем боснийцев (2090 км 2 )

Зеницко-Добойский кантон :

  • находился в основном под контролем боснийцев (2843 км2). 2 )
  • было несколько небольших анклавов, таких как Жепче , Усора, находящихся под контролем боснийских хорватов (400 км 2 )
  • восточные горы находились под контролем боснийских сербов (100 км. 2 )

Тузлинский кантон :

Подкладка Кантон :

Боснийский кантон Подринье :

  • находился в основном под контролем боснийцев (405 км. 2 )
  • Подконтрольные боснийским сербам районы, связывавшие его с Сараево (100 км 2 )

Сараевский кантон :

  • находился в основном под контролем боснийских сербов (800 км. 2 )
  • в то время как боснийцы контролировали некоторые южные пригороды и большую часть самого города (477 км2). 2 )

Район Брчко был разделен;

  • Боснийцы контролировали большую часть его южной части (200 км). 2 ) [ 22 ]
  • боснийские сербы, его северные части (193 км. 2 ) [ 22 ]
  • В то время как боснийские хорваты контролировали остальную часть муниципалитета Орасье и два анклава в южных частях муниципалитета (100 км). 2 )

Непосредственной целью соглашения было заморозить военное противостояние и не допустить его возобновления. Поэтому это было определено как «конструкция необходимости». [ 23 ]

Дейтонское соглашение было направлено на то, чтобы позволить Боснии и Герцеговине перейти от ранней постконфликтной фазы к восстановлению и консолидации, приняв консоциативный подход к разделению власти . [ 24 ] [ 25 ] Такие ученые, как канадский профессор Шарль-Филипп Давид, называют Дейтон «самым впечатляющим примером разрешения конфликтов». [ 26 ] [ 27 ] Американский ученый Говард М. Хенсель утверждает, что «Дейтон представляет собой пример успешных переговоров по разрешению конфликта. [ 28 ] Однако Патрис К. МакМахон и Джон Вестерн пишут, что «Каким бы успешным Дейтон ни был в прекращении насилия, он также посеял семена нестабильности, создав децентрализованную политическую систему, которая подорвала авторитет государства». [ 29 ]

Верховный представитель Вольфганг Петрич заявил в 2006 году, что Дейтонские рамки позволили международному сообществу перейти «от государственного строительства через институты и наращивание потенциала к укреплению идентичности», поставив Боснию и Герцеговину «на путь в Брюссель ». [ 30 ]

Дейтонское соглашение подвергалось критике с момента его создания, в том числе:

  • Сложная государственная система . В рамках Дейтонского соглашения Босния была разделена на региональном уровне между двумя «Образованиями» в рамках консоциативной демократии, которая была создана для обеспечения политического представительства и власти всех сторон. Это может привести к непродуктивности правительства, поскольку каждый важный вопрос заходит в тупик внутри центрального правительства, поскольку каждая партия отстаивает противоположные приоритеты, основанные на этнической политике, а не на общих идеалах. [ 31 ]
  • Зависимость и контроль международных игроков . Дейтонский договор во многом представлял собой международное видение, возглавляемое Соединенными Штатами, которые поддерживали прекращение войны, но это не позволяло боснийским лидерам вести переговоры о прекращении войны, поэтому не оставляло никаких стимулов в дальнейшем. Процесс миростроительства и лидеры не имеют возможности обсуждать коренные причины конфликта. Международные игроки также сыграли значительную роль в формировании послевоенной повестки дня в Боснии. Международное сообщество ежегодно инвестирует миллионы долларов в БиГ через НПО. Однако это подавляет влияние местных акторов и развитие гражданского общества. Вместо этого международное сообщество должно инвестировать в местных игроков, молодежных активистов и проекты демократизации. [ 32 ] Приток неправительственных организаций и международных игроков, призванных дать толчок инвестициям в страну после войны, также не смог дать толчок экономике, поскольку Босния страдает от низкого экономического роста (2% в 2015 году). Отсутствие экономического развития объясняется плохой координацией между международными игроками и отсутствием внимания к местному потенциалу. [ 33 ]
  • Прекращение войны, но не содействие миру . Основной целью Дейтона было остановить войну, но соглашение должно было стать лишь временной мерой, пока разрабатывался долгосрочный план. Дейтонское соглашение стало 35-й попыткой прекращения огня после 34 других неудачных попыток. Хотя Дейтон остановил конфликт и не произошло возобновления насилия, стабильность в конфликте не дает точной оценки мира. В БиГ негативный мир, то есть нет открытого конфликта или насилия. Однако позитивного мира не существует, поскольку не достигнуты условия, устраняющие причины насилия. В настоящее время по-прежнему существует международное военное присутствие EUFOR Althea , отвечающее за надзор за соблюдением некоторых аспектов Дейтонского соглашения. Дейтонское соглашение обеспечило мир, восстановив и закрепив разделение. Навязывание такого мира можно рассматривать как подчеркивание все еще глубоко укоренившейся напряженности в стране, поскольку Дейтон прикрывает трещины в раздробленном обществе, которое может снова погрузиться в конфликт, как только уйдут военные силы. [ 34 ]
  • Консоциативная демократия . Дейтонское соглашение установило консоциативную демократию в Боснии и Герцеговине. Это означает, что каждой группе обеспечено представительство и власть. Это стимулировало окончание боснийской войны, но для того, чтобы правительство функционировало, сначала необходимо сотрудничество или примирение. Босния и Герцеговина имеет пост президента из трех человек. Есть президент хорват, боснийец и серб. Аналогичные квоты и правила применяются к двум законодательным органам.
  • Укрепление территориальной этнической принадлежности . Соглашение было подкреплено территоризованным определением этнической принадлежности, которое разделило Боснию и Герцеговину на три составные нации и два отдельных образования, основанных на этнонационалистической идентичности. [ 35 ]

Согласно результатам опроса 2020 года, «в каждой из трех основных этнических групп Боснии больше людей проголосовали бы за Дейтон, чем против него». [ 36 ]

Исчезновение оригинала документа

[ редактировать ]

13 февраля 2008 года глава Президиума Боснии и Герцеговины Желько Комшич заявил, что оригинал Дейтонского соглашения утерян из архива Президиума. Верховный представитель Боснии и Герцеговины Мирослав Лайчак заявил: «Я не знаю, грустная это новость или смешная». [ 37 ] 16 ноября 2009 года Министерство иностранных дел Франции передало заверенную копию Дейтонского соглашения посольству Франции в Сараево. Позже копия была передана Министерству иностранных дел Боснии и Герцеговины. [ 38 ] Украденный оригинал был найден в 2017 году в частном доме в Пале , в результате чего был арестован человек, пытавшийся его продать. [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «15 лет назад Дейтонские мирные соглашения: важная веха для НАТО и Балкан» . НАТО. 14 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 г. . Проверено 18 июля 2015 г.
  2. ^ «Краткое содержание Дейтонского мирного соглашения по Боснии и Герцеговине» . www1.umn.edu . 30 ноября 1995 года . Проверено 16 января 2016 г. .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Дейтонские мирные соглашения по Боснии» . Госдепартамент США. 30 марта 1996 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 19 марта 2006 г.
  4. ^ Левен, Марк (2000). «Пределы толерантности: национальное государственное строительство и что это значит для групп меньшинств». Образцы предрассудков . 34 (2): 19–40. дои : 10.1080/00313220008559138 . S2CID   144296663 . Вместо этого рассмотрим одну современную параллель, Боснию: степень, в которой международное сообщество посредством плана Оуэна-Вэнса или даже более позднего Дейтонского соглашения активно способствовало или одобряло разрушение многоэтнического общества; степень, в которой это помогло облегчить создание великой Сербии или расширенной Хорватии; степень, в которой это было, по крайней мере, постфактум соучастником как «этнической чистки», так и субгеноцида.
  5. ^ Малик, Джон (2000). «Дейтонское соглашение и выборы в Боснии: углубление этнической чистки посредством демократии». Стэнфордский журнал международного права . 36 :303.
  6. ^ Мюнхен снова и снова? , Время , 31 августа 1992 года
  7. ^ Ферид Мухич (16 декабря 2015 г.). « Чего удалось достичь и чего ожидать? » . Исследования Аль-Джазиры . Проверено 1 мая 2024 г.
  8. ^ Латал, Сречко (1 октября 1995 г.). «Посол США продвигает балканскую челночную дипломатию» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 14 июня 2021 г.
  9. ^ Хартвелл, Леон (15 октября 2019 г.). «Разрешение конфликтов: уроки Дейтонского мирного процесса» . Журнал переговоров . 35 (4): 443–469. дои : 10.1111/nejo.12300 . S2CID   210360406 .
  10. ^ «Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине. Приложение 4» . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе . Проверено 1 мая 2024 г.
  11. ^ Иво Комшич (2016). « Дейтонское соглашение. Глава из книги автора «Выжившая страна – Разделение Боснии и Герцеговины: кто, когда, где» (Загреб: Синопсис, 2013)» . Дух Боснии . Проверено 1 мая 2024 г.
  12. ^ Пинфари, Марко (2013). Мирные переговоры и дипломатия сроков в территориальных спорах . Рутледж. п. 124.
  13. ^ «Дейтонские соглашения» . Госдепартамент США. 30 марта 1996 года . Проверено 5 мая 2014 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Кэннон, П., Третья Балканская война и политическая раздробленность: создание кантональной конституционной системы для Боснии и Герцеговины, младший. Пер. Л. и Пол., Том. 5-2
  15. ^ Дейтонское мирное соглашение
  16. Горькое и ошибочное мирное соглашение в Боснии, 20 лет спустя.
  17. ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-7/97, ​​с. 2 и 3, Сараево , 22 декабря 1997 г.
  18. ^ Вегабович, Фарис (2006). Связь между Конституцией Боснии и Герцеговины и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Сараево: ACIPS, 24. ISBN   9958-9187-0-6
  19. Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-1/03, Сараево, 25 июля 2003 г.
  20. ^ «Босния-Герцеговина: провал в процессе создания: права человека и Дейтонское соглашение» . www.hrw.org . Проверено 13 декабря 2022 г.
  21. ^ «ЗАКОН О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО РАМОЧНОГО СОГЛАШЕНИЯ О МИРЕ В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ» . demo.paragraf.rs . Проверено 13 декабря 2022 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б "Энгельгардт Георгий Николаевич. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Возникновение и эволюция (1990–2006 гг.)" . Институт славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН) . 4 December 2015 . Retrieved 13 December 2022 .
  23. ^ Рори Кин, Восстановление суверенитета. Обнаружена пост-Дейтонская Босния , Лондон: Ashgate 2001, стр. 61
  24. ^ Бозе, Сумантра (2002). Босния после Дейтона: националистический раздел и международная интервенция . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 216. ИСБН  1-85065-585-5 .
  25. ^ Строшейн, Шерилл (2014). «Консоциативные поселения и реконструкция: Босния в сравнительной перспективе (1995 – настоящее время)». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 656 : 97–115. дои : 10.1177/0002716214544459 . S2CID   8830183 .
  26. ^ Шарль-Филипп Давид, «Алиса в стране чудес встречает Франкенштейна: конструктивизм, реализм и миростроительство в Боснии», Современная политика безопасности 22, № 1, 2001 г.
  27. ^ Рафаэль Исраэль; Альберт Бенабу (2013). Дикость в сердце Европы: Боснийская война (1992–1995 гг.) Контекст, перспективы, личный опыт и мемуары . Стратегическая книга. п. 380. ИСБН  9781628570151 .
  28. ^ Говард М. Хенсель (2017). Суверенитет и глобальное сообщество: поиск порядка в международной системе . Тейлор и Фрэнсис. п. 208. ИСБН  9781351148702 .
  29. ^ МакМахон, Патрис К.; Вестерн, Джон (2009). «Смерть Дейтона: как не дать Боснии развалиться» . Иностранные дела . 88 (сентябрь/октябрь).
  30. ^ Вольфганг Петрич , «Мои уроки, извлеченные в Боснии и Герцеговине», Сараево, 2006 г.
  31. ^ Юрдин, К. (2003). «Строительство общества в Боснии: критика усилий по миростроительству после Дейтона» . Журнал дипломатии и международных отношений . 4 (2): 59–74.
  32. ^ Чендлер, Дэвид (2005). «От Дейтона до Европы». Международное миротворчество . 12 (3): 336–349. дои : 10.1080/13533310500074077 . S2CID   144226240 .
  33. ^ Келл, Кудленко, С, А (2015). «Босния и Герцеговина через 20 лет после Дейтона: сложность, рожденная парадоксами» (PDF) . Международное миротворчество . 22 (5): 471–489. дои : 10.1080/13533312.2015.1103651 . S2CID   146390988 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2020 года . Проверено 19 апреля 2019 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ Бердал, М; Коллантес-Селадор, Г. «Послевоенное насилие в Боснии и Герцеговине». Конфликт, развитие и миростроительство : 75–94.
  35. ^ Рутар, Сабина (2013). «Национализм в Юго-Восточной Европе, 1970-2000». В Брейи, Джон (ред.). Оксфордский справочник по истории национализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 528. ИСБН  978-0-19-876820-3 .
  36. ^ Морган-Джонс, Эдвард; Стефанович, Джордже; Лоизид, Неофитос (21 октября 2020 г.). «Гражданская поддержка оспариваемых мирных соглашений: общественное мнение в пост-Дейтонской Боснии» . Демократизация . 28 (2): 434–452. дои : 10.1080/13510347.2020.1828356 . ISSN   1351-0347 . S2CID   226332147 .
  37. ^ «Утерянный оригинал Дейтонского соглашения» . Флэш (на сербском языке). 13 февраля 2008 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
  38. ^ «Франция передала БиГ копию Дейтонского соглашения» . Политика (на сербском языке). 16 ноября 2009 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
  39. ^ «Человек арестован при хранении оригинала Дейтонского соглашения» . b92.net . 1 ноября 2017 года . Проверено 13 апреля 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Олкок, Джон Б., Марко Миливоевич и др. Конфликт в бывшей Югославии: Энциклопедия (1998)
  • Беллони, Роберто (2009). «Босния: Дейтон мертв! Да здравствует Дейтон!». Национализм и этническая политика . 15 (3–4): 355–375. дои : 10.1080/13537110903372367 . hdl : 11572/76874 . S2CID   143858915 .
  • Бибер, Флориан (2001). «Хорватское самоуправление в Боснии: вызов Дейтону?» (PDF) . Краткое описание ЭКМИ . Европейский центр по вопросам меньшинств .
  • Каплан, Р., 2000. «Оценка Дейтонского соглашения: структурные недостатки общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине». Дипломатия и управление государством , 11(2), стр. 213–232.
  • Чендлер, Дэвид (2000). Босния: фальшивая демократия после Дейтона . Плутон Пресс. ISBN  978-0-7453-1689-5 .
  • Чиввис, Кристофер С. (2010). «Дейтонская дилемма». Выживание . 52 (5): 47–74. дои : 10.1080/00396338.2010.522096 . S2CID   153915349 .
  • Шолле, Дерек. Дорога к Дейтонским соглашениям (Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 2005 г.). отрывок
  • Шолле, Дерек Х. и Саманта Пауэр. Беспокойный американец: Ричард Холбрук в мире (Связи с общественностью, 2011).
  • Карран, Дэниел, Джеймс К. Себениус и Майкл Уоткинс. «Два пути к миру: противопоставление Джорджа Митчелла в Северной Ирландии Ричарду Холбруку в Боснии и Герцеговине». Журнал переговоров 20.4 (2004): 513–537. онлайн
  • Даалдер, И.Г., 2014. Добраться до Дейтона: формирование американской политики в Боснии . Издательство Брукингского института.
  • Донэ, Тимоти (2002). «Политика приватизации в пост-Дейтонской Боснии». Политика Юго-Восточной Европы . 3 (1): 3–19.
  • До свидания, Дж. Э., 1996. «Когда война победила: боснийские мирные планы перед Дейтоном». Международные переговоры , 1(3), стр. 501–523.
  • Пэриш, М., 2007. «Распад Дейтонского протектората. Внутри боснийского кризиса: документы и анализ». Журнал вмешательства и государственного строительства , 1, стр. 11–23.
  • Туатаил, Gearoid Ó.; О'Локлин, Джон; Джипа, Дино (2006). «Босния-Герцеговина через десять лет после Дейтона: конституционные изменения и общественное мнение». Евразийская география и экономика . 47 (1): 61–75. дои : 10.2747/1538-7216.47.1.61 . S2CID   43955186 .
  • Вудворд, Сьюзен Л. (1996). «Осуществление мира в Боснии и Герцеговине: пост-Дейтонский учебник и меморандум с предупреждением». Программа исследований внешней политики . Брукингский институт.
  • Адриана Камисар, Борис Дихтиарефф, Бартол Летика, Кристина Свитцер (2005). «Анализ Дейтонских переговоров и мирных соглашений» (PDF) . Школа права и дипломатии Флетчера. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89368fcbb03e997f1280a62c76884c81__1721286540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/81/89368fcbb03e997f1280a62c76884c81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dayton Agreement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)